А.П. Лиферов, О.Е. Воронова
МЕНТАЛЬНЫЙ ФАКТОР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
В современных гуманитарных науках широко обсуждаются проблемы российского менталитета, его исторического генезиса, соотношения устойчивых и изменчивых ментальных форм, становления новой российской ментальности '.
При этом новейший энциклопедический словарь «Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты», подготовленный Российским независимым институтом социальных и национальных проблем, дает следующее определение: «Менталитет - глубинный пласт общественного сознания, совокупность глубинных доминант и механизмов, психологических реакций и базовых представлений, характерных для разных общественных групп или этносов» 2.
Менталитет как специфический уклад психологической жизни народа раскрывается через «систему взглядов, оценок, норм и умонастроений, основывающихся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях, задающих вместе с глубинными потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, а значит и характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности, интересы, отличающие указанную общность от других» 3.
Менталитет и близкое ему понятие ментальность - две стороны одного явления: менталитет -совокупность устойчивых характеристик народа, а ментальность - конкретно-историческое качество менталитета, его историко-генетическая модификация, характеризующаяся изменчивостью, подвижностью и зависимостью от конкретных социально-исторических условий: «Менталитет представляет собой совокупность исторически конкретных ментальных форм (ментальностей). В отличие от идеологических форм культуры ее ментальные формы отличаются большей устойчивостью и большей долговременностью» 4.
Основу ментальности, ее ядро составляет самоидентификация - «сознание личностью своей тождественности с социальной группой, нацией, народом, один из инструментов социализации этой личности, посредством которого приобретаются или усваиваются ценности культуры и определенного общества» 5.
Диалектика устойчивости и изменчивости ментальных форм, их долговременность и коллективная природа заслуживают особого внимания в нынешнюю переходную эпоху, так как именно они во многом определяют направленность эволюционных изменений в массовом сознании, действенность механизмов адаптации больших социальных сообществ к меняющимся условиям общественного развития.
Анализ социально-психологических процессов, сопровождающих ход масштабных политических и экономических преобразований в современной России, показывает, что в общественном сознании происходят масштабные ментальные сдвиги, характерные для поворотных этапов исторического развития. Страна переживает исторически значимый ментальный переход к новому качеству общественного сознания, основывающемуся на ценностях гражданского общества, правового государства, рыночно-ориентированной экономики.
Переход от идентичности «советского» и «постсоветского» типа к новой российской ментальности идет непросто. Проблема осложняется тем, что политическая и экономическая элита недооценивает роль ментального фактора, либо считает возможным осуществить «переделку» ментальных особенностей россиян ускоренным, автоматическим, по существу волюнтаристским путем. Однако исторический опыт и научный анализ показывают, что ментальность невозможно «сменить» вместе с паспортом; переход от одних ментальных форм бытия и сознания к другим осуществляется как сложный и не слишком быстрый процесс формирования новых ментальных синтезов, в структуре которых вступают в противоречивую, динамичную взаимосвязь ценностные установки прежнего менталитета с глубинными перестройками общественного сознания на новые социокультурные ориентиры.
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Пятнадцатилетие российских реформ убедительно продемонстрировало, что причиной многих ошибок и просчетов при их осуществлении, поводом для социального недовольства и протестных настроений значительной части населения, проявлений молодежного экстремизма явилась морально-психологическая, идеологическая, социокультурная необеспеченность процесса реформ. С самого начала не было учтено, что менталитет нации может порождать взаимоисключающие векторы, выступая то как движущая, то как консервативная сила социальных преобразований, проявлять себя либо ферментом социального ускорения, либо фактором торможения, сдерживающим экономическое, политическое и духовное развитие общества.
Политическая и экономическая элита страны и сегодня недооценивает ментальный ресурс нации как потенциальный катализатор модернизационных процессов, как важнейший фактор национальной и, более того, цивилизационной безопасности России.
В данном случае было бы полезно опереться на мировой опыт, подтверждающий значимость ментальных механизмов при выработке национальных стратегий инновационного развития. Так, представители новой науки - этносоциологии - убедительно показали, что «при сравнении США и Японии при равных технологиях японский менталитет несравненно более эффективен за счет того, что японцы сохранили его традиционную структуру, связанную с этикой труда, ответственности, коллективного блага» 6. Что касается России, то и здесь вместо безосновательных призывов к «смене ментальности» следовало бы более бережно отнестись к этому значимому пласту массового сознания.
Отнюдь не случайно, что и в эпоху рыночной экспансии дух индивидуализма и безудержной наживы остался чужд многим россиянам. Такие устойчивые черты нашего менталитета, как стремление к социальной справедливости, способность к бескорыстному подвижничеству и жертвенности во имя большой осознанной цели, приоритет духовных ценностей над материальными, коллективистская установка сознания, не разрушены. В глубинных пластах национального самосознания по-прежнему сохраняется тот уникальный ценностный комплекс, который даже в иностранных словарях называют устойчивым словосочетанием - «русская духовность».
Мировое сообщество все больше осознает недостаточность, неполноту стратегий развития, ориентирующихся на сугубо экономические и технократические критерии. Становится очевидным, что инновационная модель общества, построенного на экономике знаний, будет продуктивной и устойчивой лишь в том случае, если сможет опереться на второй базисный элемент развития - ценности культуры, поддержание и развитие которых призвано обеспечить образование. Именно образование является главным способом передачи культурной информации и актуализации культурного потенциала общества 7. На путях взаимной интеграции рождается единое духовное пространство - национальная культурно-образовательная среда 8. Поэтому, выстраивая адекватную глобальным вызовам национальную инновационную систему, важно помнить о необходимости сохранения ее национального ценностного базиса. В такой стране, как Россия, где исторически сложилась модель традиционного общества, ценностная гуманитарная парадигма инновационной образовательной стратегии должна оставаться предметом особенно бережного внимания со стороны всех субъектов образовательного процесса как на федеральном, так и на региональном уровне.
Парадигма новой российской ментальности должна включать в себя три измерения: опыт прошлого, тенденции настоящего и образ будущего. Иными словами, она должна быть проективной, рассчитанной на длительный период исторического существования, базироваться на синтезе духовности, социальной энергии и исторического оптимизма, на единстве наиболее жизнеспособных форм традиционной ментальности и ментальных черт нового гражданского общества, сочетая в себе следующие ценностные ориентации и установки:
- целенаправленное формирование российской идентичности в сознании современного молодого поколения как созидателя государства и хранителя его великого научного и культурного достояния, стремления к приумножению интеллектуального и духовного потенциала нации;
- воспитание гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств личности молодого специалиста;
- уважение к ценностям гражданского общества и адекватное восприятие реалий современного глобального мира;
- активная, мобильная жизненная и профессиональная позиция в сочетании с инновационным типом мышления;
- открытость к межнациональному взаимодействию и межкультурному диалогу с окружающим миром.
Изучение соотношения устойчивых особенностей российского менталитета с новообразующимися элементами, такими, как личностная и профессиональная мобильность,
креативность, толерантность, способность к принятию нестандартных решений, приоритетность индивидуальных прав и свобод, восприимчивость к ценностям гражданского общества, необходимо для того, чтобы в стратегии экономиче ских преобразований у читывались и социокультурные факторы, ибо опора на ментальный ресу рс, на мен тальные механизмы национального сознания способна обеспечить действительно прорывные достижения в развитии общества.
Проблема формирования новой российской ментальности приобретает особую остроту в условиях растущей глобализации ввиду того, что глобализационные процессы имеют тенденцию к унификации национальных культурных моделей вплоть до их поглощения, что приводит к столкновению различных нормативно-ценностных систем, присущих разным культурам 9, и вызывает естественную реакцию сопротивления со стороны национальных сообществ (прежде всего незападного типа), стремление защитить национальную культурно-образовательную среду от так называемых «гуманитарных интервенций».
Этим обусловлена необходимость выработки адекватного «ментального инструментария» межнационального взаимодействия в целях «минимизации» глобализационных рисков для цивилизационной безопасности России. А в том, что такие риски будут нарастать, сомневаться не приходится. В частности, серьезную обеспокоенность широкой общественности вызывает та круглосуточная «атака» на менталитет россиян, которую ведут электронные средства массовой информации.
Как известно, Доктрина информационной безопасности, утвержденная Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в 2000 году, ставит своей задачей «духовное обновление России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны» 10. Однако всем очевидно, сколь далека эта поддержанная обществом цель от реальной информационной практики.
Рекламный девиз «Оттянись со вкусом!» навязывает обществу потребительскую, эгоистическую мораль. До сих пор не восстановлена система государственного детского вещания и книгоиздания. Не создан государственный образовательный канал, столь необходимый подрастающему поколению общества, основанного на знаниях.
Русская православная церковь вполне однозначно заявила о том, что идет массированное наступление на традиционные основы нашей семейной морали. Нравственный вред многих телепрограмм для детей и молодежи отмечают и представители других конфессий.
Какие жизненные уроки выносит подрастающее поколение из таких телепрограмм, как «Окна», «Слабое звено», «Последний герой», «Естественный отбор», «Запретная зона», «Дом - 2», из многочисленных кровавых боевиков, фильмов ужасов, киноподелок с обилием «откровенных» сцен, демонстрируемых в самое детское время? Эти уроки - «война каждого против всех», «уничтожь слабого», «побеждает подлейший», «все покупается и продается», «целомудрие и стыд - пережитки прошлого». Надо ли усваивать эти циничные правила детям народа, чье национальное сознание исконно основывалось на совсем других ментальных началах - общинности, соборности, товарищеской взаимопомощи, милосердии, целомудрии, сострадании к слабому, нестяжательстве и ненасилии?
Результаты этой разрушительной политики массмедиа налицо.
Социологи отмечают появление в сознании российской молодежи ряда тревожных тенденций: кризис гражданственности, проявления социальной апатии, бездуховности, нигилизма по отношению ко всему российскому, ориентацию на западные ценности в ущерб национальным приоритетам, нежелание связывать свою судьбу с жизнью и работой в России.
Согласно исследованию правосознания студентов 17 факультетов Московского государственного университета, проведенному в конце 1990-х годов, подавляющее большинство опрошенных (74,9 %) признали оправданным в определенных жизненных ситуациях нарушение закона 11. Результаты исследования ценностных ориентаций московских школьников показали, что лишь 44 процента учащихся старших классов считают, что «нет таких целей, ради которых они пошли бы на убийство, тяжкое насилие». Следовательно, 56 процентов готовы переступить черту закона и моральные нормы 12.
Культурная «интервенция» Голливуда привела к тому, что российский кинорынок на 80 процентов находится в руках американского кинопроката. Сходная ситуация и на отечественном телевидении.
Ученые бьют тревогу: «Возникла реальная опасность вестернизации страны, потери ею своей культурно-национальной идентичности» 13. На недавнем Конгрессе соотечественников в Санкт-Петербурге, в котором приняли участие представители русских диаспор из многих стран мира, выражалась обеспокоенность состоянием русского языка, падением его международного статуса. По
прогнозам Министерства образования и науки РФ, через 10 лет количество русскоговорящих в мире сократится вдвое 14.
Все это - убедительное свидетельство того, что соревнование социально-экономических формаций, имевшее место в годы «холодной войны», трансформировалось ныне в борьбу различных цивилизационных моделей и их ценностных систем за мировое влияние, что ставит целый комплекс новых научных и прикладных задач перед национальной интеллектуальной элитой, в том числе перед высшей школой.
Приведем следующие факты.
В 2001 году в США экспертами корпорации RAND подготовлен доклад RAND/MR-1-33-OSD «The Emergence of Noopolitik: Toward an American Informstion Strategy», в котором отмечено, что благода ря цифровой революции возникает новая область стратегии внутренней и внешней политики—«информа ционная стратегия». В докладе говорится о ноополитике как новой форме политического руководства, методе реализации внешней политики в информационную эпоху, когда идеи, моральные ценности и законы в отличие от ранее применявшейся грубой силы распространяются посредством так называемой «мягкой силы» через ноосферу - киберпространство - и инфосферу, включающую киберпространство и средства массовой информации 15. В другом докладе корпорации RAND говорится о «стратегическом информационном противоборстве второго поколения», которое обусловлено информационной революцией. С помощью информационного оружия нового поколения предполагается в отношении противника решать следующие задачи:
- создание атмосферы бездуховности и безнравственности, негативного отношения к культурному наследию;
- манипулирование общественным сознанием и политической ориентацией социальных групп населения страны-противника с целью создания политической напряженности и хаоса;
- дестабилизация политических отношений между партиями и общественными объединениями граждан недружественного государства с целью провокации конфликтов, провокации взаимоуничтожения;
- провоцирование социальных, политических и религиозных столкновений;
- снижение уровня информационного обеспечения органов власти, инспирирование ошибочных управленческих решений;
- дезинформация населения о работе государственных органов и их дискредитация;
- подрыв международного авторитета государства и др. 16
В условиях столь жесткого информационного «прессинга» со стороны тех, кто именует себя нашими стратегическими партнерами, совершенно необходима разработка национальной стратегии воспитания подрастающих поколений, адекватной глобальным реалиям, вызовам и угрозам нового тысячелетия. Понимание этого является необходимым условием национальной безопасности России. На это указывается и в докладе Государственного совета РФ «О развитии образования в Российской Федерации» (март 2006 г.), где в числе главных факторов устойчивого развития страны названа «способность влиять на мир силой идей, примера, культуры» 17.
Поэтому изучение ментальных сдвигов, происходящих в общественном сознании современной России, должно стать приоритетным направлением всего комплекса социально-политических и гуманитарных наук, включая вузовский сектор науки. Важно помнить, что современная рыночно-технократическая цивилизация не является «венцом творения», она лишь этап на пути к эре гуманистических ценностей высшего порядка. В интересах человечества - повернуть «штурвал» мирового развития в русло стратегии глобального оптимизма, гуманизма и созидания, уважения права каждого народа на неограниченную историческую перспективу в мировом содружестве наций будущего. Концепциям «золотого миллиарда», «гуманитарных интервенций», «монополярного мира» необходимо противопоставить диалог цивилизаций, ментальностей и культур - позитивный ресурс глобализации, нашедший выражение в идеологии «открытого общества».
В условиях формирования единого международного научно-образовательного пространства задача национальных научных и культурных сообществ состоит в том, чтобы, преодолевая неизбежные ментальные барьеры, стремиться к новому уровню взаимопонимания в рамках диалога культур. Напомним, что российская идентичность изначально отличалась «всемирной отзывчивостью» (Ф.М. Достоевский), открытостью к иным культурам, «ориентацией на общность при уважении к различиям» 18. В рамках российской ментальности проблема национального спасения всегда мыслилась неотрывно от идеи коллективного спасения человечества.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что опора на ментальный ресурс — необходимое условие защиты национальных интересов России от внутренних и внешних угроз, залог ее устойчивого, динамичного развития, адекватного глобальным вызовам современности.
В этих условиях процесс формирования новой российской ментальности, опирающейся на национальный ценностный базис и в то же время отвечающей глобальным реалиям изменяющегося мира XXI века, должен стать объектом многоаспектного научного анализа и системного образовательно-воспитательного воздействия.
Однако нельзя не отметить, что проблема формирования новой российской ментальности мыслится некоторыми авторами как кардинальная «смена ментальности», автоматический переход в новое идентификационное состояние, в котором национальное самосознание с легкостью вытесняется новыми глобалистскими установками. Следует признать, что в современных образовательных стратегиях «акцент сделан прежде всего на подготовку мобильного, предприимчивого человека, умеющего ориентироваться в быстро меняющемся мире с его высокими технологиями и экономическими интересами» 19. Такая позиция многими специалистами вполне справедливо признается односторонней и поэтому недостаточной 20. В этой связи особого внимания заслуживает проблема моделирования ментальности, ее целенаправленно
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
го формирования в результате сознательных воспитательных усилий и нау чно обоснованных образова тельных стратегий. Главное внимание в этом плане должно быть уделено выработке системы духовнонравственных приоритетов и ценностей, основу которой в российской педагогической традиции всегда составлял патриотизм. Подчеркнем: в современных условиях именно духовный потенциал народа выступает гарантом его национальной безопасности, а патриотизм как идеология государственности последовательно реализует свою социальную функцию, направленную на интеграцию этноса, сплочение нации в нерасторжимую духовно-ментальную целостность.
Наиболее чуткой к ментальным сдвигам частью общества является молодая интеллектуальная элита нации - студенческая молодежь. В ближайшие годы порог вуза переступит поколение, родившееся в постсоветскую эпоху, представляющее собой качественно новую генерацию россиян, сформировавшуюся в условиях становления рыночной экономики, кардинальной смены ценностных ориентаций.
По словам министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко, «сейчас в первую очередь нас должна волновать проблема молодежной политики. Если мы сосредоточимся на ее технократической составляющей, то ничего не добьемся. Пока наша молодежь далеко не всегда связывает свой жизненный успех с успехом страны. Молодые люди считают за благо уехать работать за рубеж. Возможно, это связано с тем, что сейчас перед молодежью не стоят социально значимые задачи» 21.
Поэтому новая стратегия воспитания подрастающих поколений, базируясь на специфике традиционной российской ментальности и ее новых трансформациях, должна сочетать в себе традиционные и инновационные подходы, непротиворечивое соединение национальных и глобальных ценностей в сознании молодого поколения - новой генерации молодых специалистов XXI века. В основу этой стратегии, по нашему мнению, должна быть положена модель ценностно-ориентированного воспитания 22, в которой следует четко определить, какое место занимают в сознании современной молодежи основные ценностные ориентиры, а именно:
1) духовно-нравственные ценности;
2) социальные и гражданские
ценности; 3) экологические ценности; 4)
эстетические ценности.
Новая воспитательная стратегия должна содержать в себе представление о миссии России в современном мире, об идеале общественного устройства, цели воспитания, модели личности, которую необходимо сформировать. К сожалению, такие федеральные целевые программы, как «Патриотическое воспитание граждан РФ», «Молодежь России», «Русский язык», недостаточно концептуально выстроены и являются скорее системой мероприятий эффективного, но разрозненного воздействия. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» стратегия воспитательной деятельности учебных заведений практически не отражена. В результате в обществе создается своего рода идеологический, ценностный вакуум, способствующий разного рода деструктивным явлениям.
Необходимость разработки национальной стратегии воспитания молодежи, а также Государственного стандарта «Основные направления воспитательной стратегии учреждений высшего профессионального образования в условиях модернизации российского образования» налицо.
Национальная доктрина воспитания должна стать предметом широкого общественного обсуждения, прежде всего в профессиональной среде, но с привлечением широкой общественности. Первым этапом на этом пути ее формирования могли бы стать широкие общественные слушания в рамках общественной палаты Центрального федерального округа, которая уделяет значительное внимание проблемам российского образования.
Имея опыт законотворческой деятельности на региональном уровне, специалистами Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина разработан проект регионального закона «О духовнонравственном воспитании детей и молодежи», находящийся на рассмотрении в Рязанской областной думе), считаем возможным обратиться в Комитет по образованию и науке Государственной Думы РФ с законодательной инициативой о разработке Федерального закона «О воспитании», в котором следует четко разграничить полномочия и ответственность семьи, церкви, общества, государства и его образовательных институтов в деле воспитания подрастающих поколений. Понимая значимость этих задач, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина готов выступить в роли одной из экспериментальных площадок Федерального агентства по образованию в рамках Центрального федерального округа с целью разработки новой концепции воспитательной деятельности образовательных учреждений РФ на основе взаимодействия национальных и глобальных ценностей в сознании подрастающих поколений (как основы современных образовательно-воспитательных стратегий). Эту
задачу позволяет осуществить накопленный нашим университетом опыт образовательно-воспитательной деятельности, в частности, следующие его факторы:
• Развитая сеть научно-исследовательских центров и лабораторий гуманитарного направления, ориентированных на сохранение и пропаганду национальных духовно-культурных ценностей (центр славянской филологии и культуры имени академика И.И. Срезневского; центр православной педагогической культуры; центр исторического регионоведения и краеведения; научно-методический центр по изучению и пропаганде наследия С.А. Есенина; лаборатория дистанционного обучения русскому языку; лаборатория инновационных технологий управленческой деятельности в образовательно-воспитательном процессе; центр экологического образования и воспитания).
• Сложившаяся инфраструктура духовно-нравственного воспитания студентов, основанная на плодотворном сотрудничестве Рязанского государственного университета с Рязанской епархией (научно-исследовательская лаборатория проблем духовной безопасности в содержании образования; центр православной педагогической культуры; кафедра теологии; отделение теологии, которое существует с 2001 года и осуществило 2 выпуска; университетский православный храм Покрова Пресвятой Богородицы и святой мученицы Татианы, построенный в 2000 году).
• Музейно-образовательный комплекс вуза, эффективно используемый в воспитательной деятельности университета (музей краеведения, музей истории РГУ, музей академика И.И. Срезневского, музей С.А. Есенина).
• Активно действующий студенческий народный театр с обширным классическим репертуаром, для которого выстроено специальное здание, отвечающее всем требованиям сооружений подобного типа.
• Значительный опыт научно-методического изучения воспитательного пространства университета, накопленный в рамках ежегодно проводимых в течение 15 лет межрегиональных педагогических чтений и в регулярном издании научных трудов по проблемам воспитательной работы в высшей школе.
• Активная издательская политика вуза, осуществляющего систематический выпуск объемного комплекса учебно-методической литературы, в том числе шести научно-методических журналов по гуманитарным наукам с участием представителей российского и международного научного сообщества, преподавателей и студентов университета.
• Активное участие органов студенческого самоуправления в воспитательном процессе вуза, включая такие инновационные интерактивные формы работы со студенческой молодежью, как социально-проектная деятельность, волонтерское движение, участие в благотворительных мероприятиях, а также традиционно проводимые социокультурные акции (межрегиональный студенческий фестиваль «Есенинская весна», ежегодный конкурс педагогического и профессионального мастерства, турниры КВН, университетских педагогических и экологических отрядов, ежегодного выездного семинара студенческого актива на базе университетского лагеря отдыха, в рамках которого проводятся круглые столы, мастер-классы, деловые игры, тренинги и другие креативные формы работы с молодежью).
Формирование единого воспитательного пространства вуза - ключевая задача, которая успешно решается коллективными усилиями 9 факультетов и 52 кафедр РГУ при активном участии студентов.
Стратегия взаимодействия национальных и глобальных ценностей проявляется и в участии университета в реализации международных проектов и программ. Университет поддерживает договорные отношения с такими учебными центрами и вузами США, Японии и стран Европы, как Атлантический университет штата Флорида, университеты штатов Индианы, Арканзаса, Висконсина, Восточной Каролины, как Американский форум за глобальное образование (Нью-Йорк), университет в городе Эксетер (Великобритания), Антверпенский институт переводчиков (Бельгия), Вестфальский университет в городе Мюнстер, Эрфуртский университет (ФРГ), университет Британской Колумбии (Ванкувер, Канада), университет в городе Нагойя (Япония) и др.
В Рязанской государственном университете на протяжении почти 15 лет реализуется международный проект «Глобальное образование». Еще в 1992 году Министерством образования России, Рязанским государственным педагогическим университетом, Американским форумом за глобальное образование и Международным университетом штата Флорида был учрежден Российский центр глобального образования. С этого времени на базе нашего вуза были проведены 8 международных конференций и десятки семинаров. Центр обеспечивает поддержку деятельности пилотных школ в
различных регионах России. Создана сеть региональных центров для координации развития глобального образования в регионах, организованы демонстрационные центры и площадки для практической подготовки учителей.
Рязанский государственный университет выступает одним из системообразующих элементов в рамках партнерских отношений между городами-побратимами Рязанью и Мюнстером (Германия). В тесном сотрудничестве с администрациями города и области, бургомистратом Мюнстера и правительством земли Северная Рейн-Вестфалия осуществляется деятельность общества дружбы. Договор с Вестфальским университетом (г. Мюнстер) предусматривает разработку комплекса программно-методического обеспечения подготовки профессиональных политологов в нашем вузе, повышение квалификации преподавателей, организацию совместной научно-исследовательской работы, обучение и стажировку в Германии студентов и преподавателей, материально-техническое обеспечение учебного процесса. При финансовой поддержке Немецкой службы академических обменов в рамках проекта «А.И. Герцен» были подготовлены и изданы 22 учебно-методических и научных издания, экранно-звуковые пособия, оборудован новейший компьютерный класс, осуществлялся интенсивный обмен студентами, стажерами и преподавателями, чему способствовали согласованные программы подготовки по политологии.
Плодотворное сотрудничество с Вестфальским университетом позволило Рязанскому государственному университету выиграть в 2001 году грант фонда «Фольксваген» по проекту «Совместные пути в Европу» и открыть в университете центр европейской политики и права, осуществляющий научно-исследовательскую деятельность и подготовку специалистов высшей квалификации. Были также получены гранты от фонда Аденауэра на развитие научных обменов. Общая сумма грантов, обеспечивающих сотрудничество с Вестфальским университетом, превысила 1 миллион евро.
Осуществляемые на базе нашего университета экологические программы совместно с Международным журавлиным фондом (Канада), образовательным центром штата Милуоки (США) и Висконсинской академией (США) оказали существенную поддержку в создании Красной книги флоры и фауны Рязанской области, паспортизации малых рек Рязанщины, в деле охраны журавлей. Проводятся выездные школы по экологическому образованию школьников, студентов, учителей и преподавателей вузов. В постоянно действующем режиме функционирует семинар для российских и американских учителей географии, финансируемый университетом штата Арканзас.
Интеграция Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина в международное образовательное пространство имеет два вектора (западный и восточный) и достигается и за счет расширения числа преподаваемых в вузе иностранных языков, в частности восточных. Так, с 2000 года с помощью российско-японского центра молодежных обменов в нашем вузе ведется преподавание японского языка как второго. Установлена постоянная связь с японско-российским обществом студентов, с помощью которого регулярно осуществляются обмены делегациями.
Важнейшим направлением международной образовательной деятельности Рязанского университета является также сотрудничество с вузами стран СНГ.
Накопленный Рязанским государственным университетом опыт дает ему возможность представить на общероссийский конкурс инновационных вузов инновационную образовательную программу, потенциал которой позволяет связывать ее основные идеи с разработкой национальной доктрины воспитания. Эта программа представляет собой комплекс научно обоснованных, практико-ориентированных стратегий, опирающихся на единство традиций и инноваций в различных сферах взаимодействия образования и социума:
- стратегию духовной, психологической и экологической безопасности национальной культурно-образовательной среды в глобальном обществе XXI века;
- стратегию информационно-ресурсного обеспечения национально-регионального компонента гуманитарного образования; использование современных компьютерных и интерактивных технологий в повышении эффективности патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений на материале отечественного историко-культурного наследия;
- стратегию развития коммуникативных технологий в сфере межнационального, межэтнического взаимодействия на основе формирования толерантного сознания и диалога культур;
- стратегию развития инновационных компетенций в профессиональной, управленческой и общекультурной сфере на основе сетевых моделей непрерывного образования, обеспечивающих успешную адаптацию молодых специалистов на современном рынке труда с учетом национальных и глобальных реалий XXI века.
Главным инструментом осуществления этих целей явится дальнейшая активизация интеллектуального потенциала и создание инновационной среды университета для осуществления качественного прорыва в научном осмыслении указанного комплекса проблем с опорой на системный инновационный поиск в образовательно-воспитательной деятельности.
Базой для этого послужит системная модернизация культурно-образовательной среды высшего учебного заведения на основе интеграции учебной, научной и воспитательной деятельности, комплексного применения инновационных технологий, развития интеллектуального и духовного потенциала вуза с учетом национальных и глобальных реалий XXI века.
Наш опыт убедительно свидетельствует: взаимодействие национальных и глобальных ценностей в структуре новой российской ментальности, их непротиворечивое, конструктивное соединение в рамках общенациональной образовательно-воспитательной доктрины несет в себе значительный инновационный потенциал. В данном контексте новая российская ментальность выступает не как умозрительная абстракция, рожденная в диску ссиях у ченых гуманитариев, но как действенный инновационный ресурс модернизации отечественного образования, осуществляемый в интересах его устойчивого, динамичного развития.
ПРИМЕЧАНИЯ
См. напр.: Ментальность россиян: специфика сознания больших групп населения России / под общ. ред. И.Г. Дубова. -М., 1997; Менталитет и политическое развитие России. - М., 1996; Менталитет и аграрное развитие России (Х1Х-ХХ вв.) : материалы международной конференции. - М., 1996; Кожевников, В.П. Ментальность российской цивилизации: История и методология исследования. - М., 1999; Гачев, Г.Д. Ментальности народов мира. Сходства и различия. - М., 2000; Русские. Стереотипы поведения. Традиции. Ментальность / отв. ред. В.А. Александров. - М., 2003; Нарочницкая, Н. Россия и русские в мировой истории. - М., 2003; Егоров, В.К. Философия культуры России: контуры и проблемы. - М., 2002; Колесов, В.В. Язык и ментальность. - СПб., 2004; и др.
2 Российская цивилизация: этнокультурный и духовный аспекты : энциклопедический словарь / отв. ред. М.П. Мчедлов. - М., 2001. - С. 191.
3 Ментальность россиян: специфика сознания больших групп населения России. - С. 3.
4 Щученко, В.А. Менталитет русской культуры: актуальные проблемы его историко-генетического анализа [Электр. ресурс]. — Режим доступа : http://rculture.spb.ru/docs/shuchenko/shuchenko.htm
5 Карпухин, О.И. Национальная культура - основа национальной идентичности в глобализующемся мире / О.И. Карпухин, Э.Ф. Макаревич // Социально-гуманитарные знания. — 2006. - № 2. - С. 3.
6 Панарин, А.С. Процессы модернизации и менталитет : Из материалов «круглого стола» «Российская ментальность»// Вопросы философии. — 1994. - № 1. - С. 70.
7 См. об этом подробнее: Лиферов, А.П. Культурологическая составляющая интернационализации мирового образования. - Рязань, 1996.
8 Культурно-образовательная среда - социальный феномен, способствующий становлению гражданского, национального, профессионального самосознания, воспитанию чувства родной природы, родного языка, родной истории; приобщающий к триаде способов познания мира и человека: рационально-логическому (наука), эмоционально-образному (искусство) и провиденциальноаксиологическому (религия). См об этом: Белозерцев, Е.П. Образование: историко-культурный феномен : курс лекций. - СПб., 2004. - С. 602-603.
9 См. об этом также: Феофанов, К.А. Влияние глобализации на цивилизационное развитие России // Социально-гуманитарные знания. - 2006. - № 2. - С. 16-30.
10 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. - М., 2000. - С. 2.
11 См.: Клочкова, А.В. Правовые ориентации студенческой молодежи // Вестник МГУ. Сер. Право. -1998. - № 6.
12 См.: Информационная и психологическая безопасность в СМИ : в 2 т. / под ред. А.И. Донцова, Я.Н. Засурского, Л.В. Матвеевой, А.И. Подольского. - М. : Аспект-Пресс, 2002.
13 Карпухин, О.И. Национальная культура - основа национальной идентичности... - С. 43-44.
14 См. там же. - С. 44.
15 См.: Информационная и психологическая безопасность в СМИ : в 2 т. — Т. 1 : Телевизионные и рекламные коммуникации / под ред. А.И. Донцова, Я.Н. Засурского, Л.В. Матвеевой, А.И. Подольского. - М. : Аспект Пресс, 2002. - С. 99.
16 См. там же. - С. 100.
17 О развитии образования в Российской Федерации: Доклад Государственного совета Российской Федерации, 24 марта 2006 г. // Официальные документы в образовании. - 2006. - № 14. - С. 4-5.
18 Волков, Ю. Идеология гуманизма и становление российской идентичности // Социально-гуманитарные знания. - 2006. - № 2. - С. 9.
19 Габдуллин, Г. Воспитательный потенциал гуманитарного образования // Alma mater : вестник высшей школы. - 2006. - № 2. - С. 43.
20 См., напр.: Склярова, Т.В. Воспитательная концепция в современном российском обществе: теория, история и перспективы // Образование. - 2004. - № 9. - С.18; Гликман, И.З. О воспитании в свете национального проекта // Образование в современной школе. - 2006. - № 7. - С. 53; Карпенков, С.Х. Духовно-нравственные ориентиры и современная цивилизация // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 7. - С. 21.
21 Цит. по: Приоритеты в развитии образования // Открытая школа. - 2005. - № 2. - С. 4.
22 На это указывают и другие исследователи, напр.: Никандров, Н. Ценности в жизни и образовании // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 11; Кудряшова, М. Проблема духовных ценностей на рубеже веков: из математериалов «круглого стола» «Глобальный кризис и проблемы мировой политики» // Вестник МГУ. Сер. 12, Политические науки. — 2003. - № 3. - С. 18; Равкин, З. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. - 1995. - № 5. - С. 90; Запесоцкий, А. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. - СПб, 1996. - С. 322; Ярмакеев, И. Ценности и смыслы гуманитарного образования // Alma mater : вестник высшей школы. - 2006. - № 2. - С. 40-42.