ББК 65.291.551
А. Б. Джетписова, И. И. Потапова
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Усиление роли научных знаний как стратегического ресурса и возрастающее влияние технологических инноваций как ключевых факторов успеха привели к тому, что в настоящее время экономический рост определяется той долей продукции и оборудования, которая содержит прогрессивные знания и решения. В связи с этим основными целями инновационной политики на макроуровне выступают развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, формирование его инфраструктуры, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики, реализация социальных задач, повышение эффективности и конкурентоспособности материального производства и др.
Особое значение в рамках решения указанных проблем приобретает пространственная организация рыночной инфраструктуры как основы активизации инновационной деятельности. Методологической базой пространственного размещения инфраструктуры служат такие широко признанные теории, как полюсы роста, оси развития, формирование территориальнопроизводственных комплексов, взаимодействие центра (ядра) и периферии [1].
Наиболее распространенной теорией, получившей практическое распространение, является теория полюсов роста, в качестве которых могут выступать как лидирующие отрасли, создающие новые товары и услуги, так и конкретные территории, выполняющие инновационную функцию в экономике страны или региона. На указанных территориях, как правило, концентрируются развивающиеся и расширяющиеся производства, способные оказывать активное воздействие на развитие экономической деятельности в зоне своего влияния. В таком контексте полюс роста трактуют как географическую агломерацию экономической активности или как совокупность городов, располагающих комплексом быстро развивающихся производств [2].
В современной практике пространственного экономического развития идеи полюсов роста реализуются в создании свободных экономических зон (СЭЗ), индустриальных парков, бизнес-инкубаторов, технопарков и др., которые сопровождаются разными видами инфраструктуры и дают положительный эффект в реализации инноваций и современных технологий.
В самой общей форме под СЭЗ понимают часть территории страны, где государство устанавливает особый режим управления, наиболее благоприятный для деятельности иностранных и отечественных предпринимателей, для привлечения внешних и внутренних инвестиций. Этот режим обычно предусматривает особые льготы для осуществления торговых операций (вплоть до отмены экспортно-импортных пошлин), налоговые льготы (вплоть до отмены налогообложения), финансовые льготы на предоставление коммунальных и иных услуг и административные льготы, облегчающие процедуры въезда и выезда, регистрации предприятий и т. д. [3]. Свободные экономические зоны, в зависимости от своего функционального предназначения, могут быть торговыми, промышленно-производственными, научно-технологическими, сервисными, комплексными и международными.
Очень часто такие зоны имеют анклавный характер, образуя своего рода «государство в государстве». Это происходит потому, что владельцами предприятий в них выступают крупные транснациональные корпорации, разные дочерние компании которых в рамках аутсорсинга специализируются на реализации конкретных бизнес-процессов и поставляют для таких зон детали и полуфабрикаты, организуют в них, опираясь на дешевую рабочую силу, сборку готовых изделий, внедрение новых технологий, используя сложившиеся в данном географическом месте наилучшие условия для эффективного движения капитала и ускорения экономического роста. В этом случае СЭЗ приобретают экстерриториальный статус и называются специальными экономическими зонами.
Создание специальных экономических зон направлено на решение собственно региональных и общенациональных задач, поэтому целями создания специальных зон могут быть [4]:
— придание импульса экономического развития региону с активным использованием иностранных инвестиций;
— решение проблем занятости населения;
— рост экспортного потенциала территории и страны;
— организация производства и поставок на внутренний рынок высококачественных импортозамещающих товаров;
— освоение современного опыта организации и управления производством, подготовки кадров, функционирования субъектов хозяйства в рыночной среде, отработка моделей адаптации разных систем управления экономикой.
В мировой практике наибольшее распространение получил такой вид СЭЗ, как торговые, к которым относятся свободные таможенные зоны, торгово-складские зоны, свободные порты, но в первую очередь - зоны свободной торговли (ЗСТ). Они пользуются таможенной экстерриториальностью: хранящиеся и продающиеся в них товары не подлежат обычному таможенному контролю.
Трансформация внешней экономической среды, усиление роли нематериальных активов как конкурентного преимущества, расширенное инвестирование в интеллектуальный капитал позволяют констатировать наступление инновационного периода развития экономики, что предполагает формирование полюсов роста, основанных на концентрации не столько лидирующих отраслей, сколько новых научных знаний и технологий.
В этой связи доминирующее значение приобретают такие формы пространственной организации производства, как индустриальные зоны.
В зарубежной практике одновременно используются разные определения и разные обозначения для индустриальных зон (industrial zone, industrial park, industrial estate, industrial district, Gewerbegebiet, промышленная зона).
В настоящее время в мире существует более 20 тысяч индустриальных зон, и количество их постоянно растет. В различных странах индустриальные зоны определяются на институциональной основе, в рамках законодательства по развитию регионов, отраслей или привлечению прямых иностранных инвестиций.
Первые индустриальные зоны появились примерно в 1896 г. в Великобритании и США. До начала Второй мировой войны развитие индустриальных зон осуществлялось медленно. Модель существующих в данный момент индустриальных зон стала более популярной в послевоенное время после успеха в таких странах Европы, как Германия, Австрия и Голландия, а также в странах Скандинавии, где получили развитие обособленные индустриальные зоны, для которых местные органы управления предоставляли коммунальные услуги для производства. В Италии и США индустриальные зоны были использованы для продвижения и ведения индустриализации в слабо развитых регионах.
На эффективность деятельности индустриальных зон оказывает определяющее влияние расположение (в особенности наличие в непосредственной близости транспортных узлов), система управления, развитость специфической интегрированной инфраструктуры, а также льготы и преференции для привлечения промышленных компаний. В Италии под понятие «индустриальная зона» подпадает определенная и организованная территория с высокой концентрацией групп малых и средних инновационных предприятий, преимущественно на ремесленном уровне, специализирующихся в одной и той же отрасли производства и расположенных в одной и той же географической области.
В Турции индустриальные зоны - это зоны, созданные для улучшения экономики регионов страны, трансферта и внедрения технологий, развития производства (без ориентации на определенную отрасль) и повышения занятости, для привлечения иностранных инвестиций, а также для привлечения капитала (сбережений) турецких граждан, находящихся за пределами страны.
В России индустриальная зона определяется как спланированное сочетание на одной территории складов, производственных помещений, зданий комбинированного назначения, офисных и социально-бытовых зданий, рассчитанных на удовлетворение потребностей производственных компаний, занимающих эти помещения.
Индустриальные зоны создаются соответствующими правительственными органами (министерствами индустрии и агентствами по поддержке инвестиций) - Чехия, Венгрия, Бразилия; местными органами власти (в том числе региональными промышленно-торговыми палатами) -Турция, Словакия; группой частных промышленных компаний-инвесторов (химические парки и автомобилестроение) - Г ермания; компаниями, специализирующимися на эксплуатации индустриальных зон - Юго-Восточная Азия (отмечается деятельность компании SembCorp Park Management, занимающейся развитием и управлением индустриальных парков, расположенных в стратегически важных пунктах центра Азии, на стыке таких государств, как Индонезия, Сингапур, Вьетнам и Китай).
Непосредственным управлением индустриальной зоны занимается специально созданная или нанятая компания, при этом часто используются механизмы государственно-частного партнерства. Примерами таких компаний являются созданная правительством Абу-Даби «The Higher Corporation for Specialised Economic Zones», а также германский «ValuePark», принадлежащий химическим концернам Bayer и BASF AG.
Системы управления индустриальными зонами можно сгруппировать по моделям:
— основной пользователь - один доминирующий инвестор является одновременно управляющей компанией;
— ограниченное партнерство - основные инвесторы в зоне являются также акционерами управляющей компании;
— независимая компания - управляющая компания - это независимая внешняя компания, акционеры которой не вовлечены в производство, расположенное в индустриальной зоне. Инвесторы не владеют управляющей компанией.
Общей чертой перечисленных моделей является то обстоятельство, что управляющая компания развивает услуги по транспорту и инфраструктуре и предлагает эти услуги арендаторам зоны. Более того, управляющая компания ответственна за набор новых компаний и заключение с ними контрактов по аренде и услугам.
Недостатками структуры индустриальных зон являются большие организационные и координационные усилия и издержки, а также необходимость в создании дополнительных норм для сотрудничества разных сторон.
Возникновение индустриальной зоны возможно при наличии участка земли, благоприятного инвестиционного климата на данной территории, удобных подъездных путей, инженерных коммуникаций, трудовых ресурсов и др. Земельный фактор имеет ключевое значение. В настоящее время, в силу ограниченности предложения пригодных земельных участков, на выбор района, где будет построена индустриальная зона, наравне с предпочтениями по местоположению и инвестиционным климатом, влияет наличие в районе пригодной для промышленных целей земли. Пригодность определяется в первую очередь категорией земельного участка и доступностью транспортной и коммунальной инфраструктуры. Важен, например, уровень обеспечения энергетическими мощностями. Не всегда можно получить разрешение на выделение мощностей даже там, где физические возможности для этого есть. При строительстве крупных индустриальных зон (от 100 тыс. м2) важно наличие необходимого людского ресурса в данном районе, т. к. далеко не все компании готовы обеспечивать доставку сотрудников среднего и низшего звена из одного района в другой.
По данным Leeds Property Group, для успешного функционирования индустриальной зоны необходимо соблюсти следующие условия:
— расстояние от магистрали - 25-40 км;
— размер участка - от 30 га;
— расположение на основных транспортных направлениях;
— наличие достаточного количества офисных, складских и производственных помещений;
— полное техническое оснащение;
— развитая инженерная и социально-бытовая инфраструктура.
Главными критериями в создании индустриальной зоны являются техническая инфраструктура и ее местоположение.
Направление деятельности создаваемых индустриальных зон определяется в зависимости от целей инициаторов создания - развитие экономики региона, определенных производственных отраслей, компаний-поставщиков крупных промышленников, активизация инновационных процессов.
Спрос на площади в индустриальных зонах обусловлен ростом конкуренции и углублением специализации производителей. Потенциальные арендаторы, современные предприятия, не заинтересованы в излишках площадей для размещения производства и хранения запасов в силу узкой специализации и характерной для рыночной экономики дисциплины поставок. Им выгоднее арендовать производственно-складские площади, чем приобретать землю, строить здания и впоследствии еще платить налог на недвижимость. В ряде случаев компании, занятые мелким и средним производством, также арендуют оборудование, снижая таким образом свои капитальные затраты и перекладывая все непрофильные заботы на плечи арендодателя.
Среди ключевых преимуществ таких проектов выделяются следующие: размещение на одной территории складов, сопутствующих производств и офисов; сокращение сроков и стоимости таких производств для заказчика; возможность проектирования и строительства под конкретные нужды заказчика; развитие социальной сферы в районе благодаря организации дополнительных рабочих мест и увеличению налоговых поступлений в местный бюджет. Срок окупаемости индустриальных зон составляет в среднем 10-15 лет.
Главным инструментом привлечения производства на территории индустриальной зоны является снижение издержек при использовании инфраструктуры, услуги управляющей компании и отраслевые синергетические эффекты.
Льготы и преференции предусматриваются в основном в индустриальных зонах, собственниками которых являются государство или местные органы. В целях привлечения промышленных компаний в индустриальные зоны во всех странах применяется освобождение или снижение налоговой нагрузки, облегчение таможенного режима, компенсация определенных расходов, связанных с улучшением социально-экономической обстановки в регионе.
Так, в Венгрии компании, расположенные в индустриальной зоне, освобождаются на два года от местных промышленных налогов. В Китае разработана специальная схема снижения налоговой нагрузки. В Иордании компании с добавленной стоимостью более 35 % освобождаются от таможенных пошлин, ставка налога на прибыль снижается на 75 %. В индустриальной зоне Абу-Даби сотрудники компаний освобождены от подоходного налога. В Болгарии импорт оборудования освобожден от уплаты налога на добавленную стоимость, при налогообложении учитываются совместные с местными университетами прикладные исследования. В Словакии компаниям выплачиваются так называемые гранты «занятости» - за каждого трудоустроенного до 50 % годового оклада.
В мировой практике индустриальная зона - это комплекс индустриальных парков, которые в соответствии с определением UNIDO представляют собой участок земли, разделенный на сегменты в соответствии с всеобъемлющим планом, с сооружениями или без них, с общей инфраструктурой, и предназначенный для использования группой промышленников, и технологических парков. Технопарк, в свою очередь, - это территориальное объединение наукоемких производств, бизнес-структур и складских помещений, созданное для более эффективного использования научно-технологических ресурсов и развития предприятий малого и среднего бизнеса.
Индустриальные и технологические парки различаются своей специализацией или отраслевой направленностью. Главное и основное отличие между индустриальными и технологическими парками заключается в том, что первые создают условия в виде обеспечения предприятий инфраструктурой для осуществления их основной производственной деятельности, т. е. создаются просто для размещения любых производств, хранения и транспортирования получаемой продукции, а технопарки способствуют разработке и внедрению новых технологий в производство. Основной целью индустриальных и технологических парков является создание производств, конкурентоспособных на внешнем и внутренних рынках
Так, например, индустриально-промышленная зона Хантсвилль (штат Алабама, США) представляет собой комплекс расположенных здесь индустриальных и технологических парков, в которых находятся производственные, логистические и научно-исследовательские центры крупнейших мировых компаний, в том числе Toyota, BASF, Pratt & Whitney, Northrop и многих других. Крупнейшим парком на территории зоны Хантсвилль является Научноисследовательский технопарк Cammings, важнейший национальный и мировой центр научных исследований и производства, второй по величине технопарк в США и четвертый в мире. Он занимает площадь 1 537 га. На его территории располагается 285 компаний, специализирующихся на разработке программного обеспечения, инженерных услугах и исследованиях для авиакосмической, оборонной и электротехнической отраслей США.
Первый этап создания индустриальных парков в странах СНГ приходится на 1990-е гг. Большинство проектов тогда реализовывалось по схеме brownfield - предприятие продолжало основную деятельность, а излишки территории и производственно-складских площадей предлагались арендаторам в том состоянии, какое они имели на тот момент. Основное предприятие предоставляло на платной основе компаниям-арендаторам электричество, воду, тепло, квоты на промышленные сбросы в канализацию, обеспечивало охрану.
В последнее время создание и развитие индустриальных парков осуществляется в следующих вариантах.
В первом случае предприятие приобретают для последующей перепродажи и сдачи площадей в аренду. С этой целью реконструируют его производственные и административные здания, расчищают территорию для новых пользователей.
Второй вариант - это постройка арендодателем офисных или производственно-складских зданий под гарантию долгосрочной аренды со стороны арендатора. Сюда же относятся схемы lease-back, когда клиент строит на территории арендодателя здание для своих потребностей, заранее имея договоренность: сразу после начала эксплуатации управляющая компания выкупает у него объект с условием, что клиент возьмет его «назад» в долгосрочную аренду.
Эффективность перечисленных вариантов развития индустриальных зон во многом определяется целями их создания, которые, в свою очередь, обусловлены интересами инвесторов, привлекаемых девелоперами для приобретения земельных участков и строительства инженерных коммуникаций. Так, крупным транснациональным корпорациям такие проекты интересны в случае освоения муниципальных земель, отданных под застройку. Территориальные органы власти заинтересованы в развитии производственного потенциала территории и социальной инфраструктуры, являющихся следствием создания индустриальных парков.
Особое значение приобретает создание индустриальных зон и парков как формы государственно-частного партнерства, основная задача которых - обеспечить скоординированную деятельность государственных и частных субъектов хозяйствования для устойчивого развития экономики на главных направлениях, определяющих стратегию, темпы и пропорции развития народного хозяйства и его структурную сбалансированность. При этом происходит перемещение центров тяжести экономических реформ и стимулов в сферу инновационной деятельности, повышение эффективности инвестиционной и инновационной активности малого и среднего бизнеса.
Данный подход к созданию индустриальных зон получил наибольшее распространение в экономике Республики Казахстан в рамках реализации стратегии индустриально -инновационного развития, приоритетными направлениями которой являются:
— строительство обеспечивающей инфраструктуры;
— поддержка системы государственных институтов развития;
— поддержка социально-предпринимательских корпораций;
— формирование элементов национальной инновационной системы;
— совершенствование бизнес-климата;
— инвестиционная политика;
— адекватное государственное регулирование, нацеленное на индустриальное развитие.
Благоприятные инвестиционные условия ведения бизнеса создаются в рамках специальных экономических и индустриальных зон, по которым сформирована законодательная база и определены концептуальные основы.
Помимо действующих СЭЗ «Морпорт Актау», «Астана - новый город», «Парк информационных технологий», «Ощуспк», «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» и «Бурабай» запланировано создание еще 4 новых СЭЗ: «Хоргос - Восточные ворота», «Тобыл», «Западные Ворота Казахстана», «Достык».
За счет предоставления налоговых и таможенных льгот и обеспечения необходимыми инфраструктурными ресурсами:
— в СЭЗ «Астана - новый город» в настоящее время привлечено 774 млрд тенге, причем 60 % из них - частные инвестиции, 118 объектов введено в эксплуатацию;
— в СЭЗ «Парк информационных технологий» уже действует 21 компания, а общий объем производимой продукции составляет около 928 млн тенге;
— в СЭЗ «Морпорт Актау» построены заводы по выпуску морских металлических конструкций (ТОО «Кеппел Казахстан»), по производству стекловолокнистых труб (ТОО «АЗСТ»), по выпуску труб нефтяного сортамента (АО «НефтеГазТруба»). Реализованы проекты на общую сумму 348,3 млн долл. США в обрабатывающем секторе промышленности и создано 1 584 рабочих места.
В дополнение к созданным индустриальным зонам в городах Астана и Караганда в период до 2009 г. будут созданы зоны «Алматы-Жихаз» и «Актюбинская индустриальная зона», а до 2014 г. - индустриальные зоны вблизи таких крупных городов, как Усть-Каменогорск, Павлодар, Шымкент, Кызылорда.
В рамках формирования Национальной инновационной системы запущена 1-я очередь Парка информационных технологий, три региональных технопарка в Уральске, Караганде и Алматы и один технологический бизнес-инкубатор - АО «Технопарк КазНТУ им. К. И. Сатпаева».
Создание и развитие индустриальных зон в Казахстане осуществляются при прямом участии государства, цель которого - достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, и подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике.
Ярким примером этому является строительство газохимического комплекса мирового уровня по глубокой переработке углеводородного сырья, которое будет осуществлено в рамках созданной в декабре 2007 г. СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк».
Подготовка и реализация проекта осуществляется за счет собственных и привлеченных инвестиционных средств АО НК «КазМунайГаз», 100 % акций которого принадлежит государству, и АО «SAT & Company». Оператор проекта - специально созданная компания АО «Kazakhstan Petrochemical Industries». Маркетинговый план предполагает основную часть продукции поставлять на рынки Китая, Западной и Восточной Европы, часть продукции размещать в Казахстане - для развития смежных производств [5].
Реализация прорывного инвестиционного проекта в рамках СЭЗ создаст инновационное производство по выпуску полиэтилена и полипропилена, что обеспечит снижение налоговой составляющей в себестоимости казахстанской нефтехимической продукции и её конкурентоспособность на международном рынке.
Развитие индустриальных зон как формы государственно-частного партнерства обеспечивает следующие преимущества для сторон-участников:
— для государственного сектора: обеспечение развития инфраструктуры ускоренными темпами и возможность предоставления более качественных услуг; привлечение не только средств, но и опыта частного сектора в области инновационного и инвестиционного менеджмента; передача технологий и ноу-хау; передача части рисков частному сектору; эффективное управление объектом частного сектора; эффективное распределение бюджетных средств; развитие локальных рынков капитала и банковской индустрии; привлечение частных и иностранных инвестиций;
— для частного сектора: открытие рынка, ранее принадлежавшего государственному сектору; новые инвестиционные возможности и соответственно новые источники дохода; разделение рисков с государством; возможность забалансового ведения операций; возможность получения приемлемой нормы прибыли; приобретение опыта управления большими проектами; повышение конкурентоспособности;
— для территории: обеспечение оптимального соотношения «цена - качество» для потребителей; увеличение налоговых поступлений; создание современной производственной и социальной инфраструктуры; повышение качества жизни населения; повышение инвестиционной привлекательности территории и др.
Таким образом, создание и развитие индустриальных зон как формы государственночастного партнерства позволяет создать систему комплексной поддержки инновационной деятельности со стороны государства, коммерческих структур и общественных организаций на всех уровнях управления и обеспечить развитие критических технологий и приоритетных направлений, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности и конкурентоспособности продукции в отраслях, обеспечивающих переход к инновационной экономике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бузгалин А. В., Колганов А. И. Экономика: «периодическая система элементов» // Вопросы экономики. - 2001. - № 12. - С. 46-61.
2. Быков А. Н. Глобализация и регионализация: российские интересы и перспективы евразийской интеграции // Российский экономический журнал. - 2001. - № 7. - С. 54-74.
3. Максаковский В. П. Географическая картина мира. - М.: Дрофа, 2007. - 480 с.
4. Лодин В. Специальные экономические зоны. Электр. ресурс. Режим доступа: www.humanities.edu.ru.
5. hí/p://www.kazinvest.kz.
Статья поступила в редакцию 26.06.2009
MODERN FORMS OF THE SPATIAL ORGANIZATION OF INNOVATIVE PROCESSES
A. B. Dzhetpisova, I. I. Potapova
The domestic and foreign experience of development of the forms of the spatial organization of the market infrastructure is generalized; the forms and specificity of its organization in modern conditions are considered. The expediency and advantages of creation and development of the industrial zones as forms of state-private partnership is proved.
Key words: innovative process, market infrastructure, spatial economic development, industrial zones.