Научная статья на тему 'Совершенствование организационно-правового механизма формирования индустриальных парков: зарубежный опыт'

Совершенствование организационно-правового механизма формирования индустриальных парков: зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
701
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ПАРКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нюнько О. В.

В статье проведен анализ зарубежного опыта формирования организационно-правового механизма государственного управления инновационно-инвестиционным развитием как государства в целом, так и отдельных его регионов в аспекте государственного регулирования созданием и функционированием индустриальных парков. Автором определенна специфика условий развития индустриальных парков Белоруссии, Молдовы, России, Украины. Выделены инструменты организационно-правового механизма, положительного зарубежного опыта, создания индустриальных парков для адаптации к украинским условиям инновационно-инвестиционного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организационно-правового механизма формирования индустриальных парков: зарубежный опыт»

УДК [338.36:001.895](477+476+478+470)

Нюнько О.В.,

Одесский региональный институт государственного управления Национальной академии государственного управления, аспирант кафедры экономической и финансовой политики

(Украина, г. Одесса)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ПАРКОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

В статье проведен анализ зарубежного опыта формирования организационно-правового механизма государственного управления инновационно-инвестиционным развитием как государства в целом, так и отдельных его регионов в аспекте государственного регулирования созданием и функционированием индустриальных парков. Автором определенна специфика условий развития индустриальных парков Белоруссии, Молдовы, России, Украины. Выделены инструменты организационно-правового механизма, положительного зарубежного опыта, создания индустриальных парков для адаптации к украинским условиям инновационно-инвестиционного развития.

Ключевые слова: организационно-правовой механизм государственного управления, индустриальные парки, зарубежный опыт создания индустриальных парков.

Актуальность исследуемой темы.

Инновационно-инвестиционная деятельность всегда имеет большое влияние на динамику успешности отдельных стран и регионов. Для государств бывшего Союза Советских Социалистических Республик, и прежде всего Украины, формирование хорошо проработанной и эффективной инновационно-инвестиционной политики является одним из наиболее важных вызовов мировой глобализации. На сегодня в Украине существенной стала проблема возможности практически полной остановки заводов и фабрик и окончательного превращения государства в сырьевую базу для других стран.

В Украине неоднократно предпринимались попытки модернизации отечественной экономики с применением различных подходов, но большинство из них окончились провалом ввиду отсутствия необходимых институтов и инвестиционных средств развития. Финансовый кризис 2008 — 2010 гг. особенно остро показал критическое состояние инно-

вационно-инвестиционного развития в Украине, что привело к разработке новой стратегии интенсификации экономики государства, основывающейся на современных научных подходах.

Ученые акцентируют внимание на необходимости усовершенствования организационно-правового механизма государственного регулирования инновационно-инвестиционной деятельности, в аспекте эффективного взаимодействия Украины с другими государствами в сферах внедрения инноваций, разработки продукции высокотехнологичных производств, привлечения иностранных инвесторов.

Отсутствие последовательности в формировании стратегии социально-экономического развития государства не дает возможности избежать негативных процессов в системе государственной инновационно-инвестиционной политики.

Этим и определяется актуальность данной статьи, посвященной анализу зарубежного опыта организационно-правового механизма государственного управления инновационно-инвестиционным развитием как государства в целом, так и отдельных его регионов в аспекте государственного регулирования создания и функционирования индустриальных парков, а также адаптации положительного опыта к украинским условиям формирования инновационно-инвестиционной политики, эффективного комплексного использования модернизации и интенсификации отечественной экономики, а также ускорения внедрения ее в мировые экономические отношения.

Предметом исследования данной статьи является действующее нормативно-правовое поле на территории зарубежных стран, а также на территории Украины, используемые в них инструменты инновационно-инвестиционного развития в аспекте государственного регулирования развития индустриальных парков, а также пути оптимизации организационно-правового механизма в Украине в условиях ускоряющейся глобализации и экономической неопределенности с целью достижения устой-

чивого экономического развития государства.

Исследование особых экономических зон, технопарков и промышленных кластеров как инструмента инновационного развития государства отображен в научных трудах А.А. Гарибова, Я.В. Денисовой, Е.В. Корчагиной, В.Н. Пономарева, К.Н. Савина, Э.Э. Убушевой и др.

Анализ организационно-правового механизма создания и функционирования индустриальных парков отображен в научных статьях Л.В. Горяинова, О. Коте-нева, Я. Оника, А. Сычев и др.

Объектом исследования являются страны мира, уделяющие значительное внимание инновационному развитию, в первую очередь соседи Украины — Белоруссия, Молдова, Россия.

Целью статьи является комплексное изучение инструментов организационно-правового механизма государственного регулирования инновационно-инвестиционной деятельности в государствах, в прошлом близких к Украине по степени экономического развития и сумевших достичь ощутимых результатов за счет развития индустриальных парков, также формирование на основе проведенного анализа рекомендаций по усовершенствованию инструментов организационно-правового механизма в сфере государственного управления индустриальными парками на территории Украины с целью достижения устойчивого развития государства.

Основное изложение материала.

Местные власти, которые хотят поднять производство и в результате повысить поступления в казну, идут по пути создания индустриальных парков. Индустриальный парк (ИП) — это специально оборудованная территория для размещения заводов. Для этого выделяется территория, к которой и по которой прокладываются дороги и инженерные сети, там строятся складские помещения и офисные здания. После этого парк готов принимать инвесторов, которым развертывание производства на подготовленной территории экономит 10 — 40% средств, необходимых на реализацию инвестпро-екта, то есть это выгодно и местным вла-

стям, и производителям, поэтому ИП в мире весьма популярны [8].

В Северной Америке насчитывается около 400 индустриальных парков, что располагаются в районе средних и крупных городов разных специализаций, в Чехии — 140, в Польше — более 60, в России — около 200, в Турции — 262, во Вьетнаме - 200 [8].

Индустриальные парки — это специально оборудованные площадки для развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивающие предпринимателей необходимой инфраструктурой и предоставляющие в аренду земельные участки и помещения. Индустриальный парк рассматривается учеными как специализированный объект доходной недвижимости, работу которого организовывает управляющая компания.

Индустриальный парк (ИП) может быть одной из форм привлечения инвестиций в создание новых производств. Частный капитал привлекают условия размещения производства, скорость создания бизнеса, сокращение начальных расходов до 40% на территории парка, к которой подведена вся необходимая логистика (автодороги, близость к порту, железнодорожной станции, аэропорту, вода, электроснабжение, Интернет-доступ и т.д.). Зарубежный опыт показывает, что в большинстве случаев инициаторами создания ИП выступают местные власти, когда есть необходимость обеспечить оживление экономики в депрессивных регионах либо дать толчок развитию мелкого и среднего бизнеса.

В Европе индустриальные парки существуют с конца Х1Х века, сегодня популярна модель создания ИП США и Китая, имеются определенные наработки формирования ИП в России, Беларуси и Молдове. В Польше в 14 специальных экономических зонах функционирует более 300 ИП, из них 66 больших,в Венгрии — 206 ИП, необходимо подчеркнуть, что парки здесь создавались при активной финансовой поддержке ЕС.

Закон об индустриальных парках в Турции был принят в 2000 году. С 2002 по 2010 год там было создано 148 парков (на

сегодня их 264). Валовой продукт страны с 2002 по 2009 год вырос в 3,1 раза, экспорт — в 3,1 раза. Чехия приняла госпрограмму развития ИП в 1998 году. За семь лет их создали около сотни, на что из бюджетов разных уровней было затрачено 200 млн. евро. В ответ инвесторы вложили в новые производства 9 млрд. евро, создали 70 тыс. рабочих мест. В среднем на 1 га ИП пошло 4,4 млн. долларов инвестиций, на нем создано 35 новых рабочих мест [7].

В Белоруссии создан специальный организационно-правовой механизм государственного управления для функционирования индустриального парка с использованием относительно новых для Беларуси инструментов (как экономического, так и административного характера) для привлечения инвесторов с мировыми брендами, создания высокотехнологичных и конкурентоспособных производств.

Законом Республики Беларусь от 07.01.2012 № 348-3 «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики о Китайско-Белорусском индустриальном парке» ратифицировано Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики о Китайско-Белорусском индустриальном парке [1]. Стороны договорились о создании на территории Республики Беларусь Китайско-Белорусского индустриального парка (Парка) с ориентацией на развитие современной промышленности в качестве основной отрасли, развитие научно-исследовательской, торговой, логистической, административной, жилищной и других отраслей в качестве дополняющих.

Данный Парк наделен юридическим статусом соответственно не ниже статуса действующих экономических зон. ИП гарантирована особая инвестиционная политика в виде предоставления льгот, а именно в сфере решения земельных вопросов, разработки налоговой политики, обеспечения государственной поддержки посредством государственных заку-

пок, передвижения сотрудников через границу, проектирования и строительства внешней инфраструктуры и т.д.

Государство взяло на себя обязанность по обеспечению поддержки в строительстве внешней инфраструктуры, обеспечению общественного порядка. Вышеперечисленные положения отображены в п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 05.06.2012 № 253 «О Китайско-Белорусском индустриальном парке» (далее — Указ № 253). Создана особая экономическая зона — Китайско-Белорусский индустриальный парк в установленных границах со специальным правовым режимом особой экономической зоны [10].

Инструментом организационно-правового механизма в Белоруссии объявлены рекомендации местным советам депутатов с целью освободить от местных налогов и сборов совместную компанию до 1 января 2032 г. и резидентов Китайско-Белорусского индустриального парка со дня их регистрации в качестве резидента и в течение следующих 10 календарных лет; установить, что резиденты Китайско-Белорусского индустриального парка по истечении 10 календарных лет, следующих за годом их регистрации в качестве резидента, в течение следующих 10 календарных лет уплачивают местные налоги и сборы по ставкам, уменьшенным на 50 процентов.

В соответствующем законодательстве статьей 7 Соглашения о Китайско-Белорусском индустриальном парке рассматривается структура управления Парком:

— Межправительственный координационный совет (определен как высший орган управления для решения стратегических вопросов двустороннего сотрудничества по развитию Парка);

— администрация Парка (основные функциональные обязанности — непосредственное управление деятельностью и обслуживание юридических лиц на территории Парка). Администрация Парка состоит из государственных служащих и специалистов Республики Беларусь, а также группы китайских советников и действует по принципу «одного окна»;

— совместная белорусско-китайская компания по развитию Парка (координация работ по строительству, ведению хозяйственной деятельности, управлению объектами Парка).

Данная модель управления индустриальным парком предусматривает трехуровневую структуру управления:

I уровень — Межправительственный координационный совет (высший орган);

II уровень — аадминистрация Парка (текущее управление);

III уровень — совместная белорусско-китайская компания по развитию Парка.

В целях обеспечения дальнейшей реализации проекта и решения вопросов правового регулирования деятельности Парка принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.08.2012 № 756 «О некоторых вопросах Китайско-Белорусского индустриального парка», которым создается государственное учреждение «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка», утверждается Устав государственного учреждения «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка» и Положение о Китайско-Белорусском индустриальном парке.

Администрация Парка является белорусской организацией и подчинена непосредственно Совету Министров Республики Беларусь. В связи с этим в Положении конкретизированы правовые аспекты создания и функционирования администрации Парка, включая направления деятельности, взаимодействие с Межправительственным координационным советом, совместной компанией по развитию Парка, органами государственного управления и иными организациями.

Особенность предлагаемого подхода заключается в том, что юридические лица, зарегистрированные на территории Парка в качестве его резидентов, обращаются в администрацию Парка, а не в уполномоченные государственные органы и организации для оказания им необходимых государственных услуг, совершения в их отношении административных процедур и представляют в администрацию Парка необходимые

документы и сведения. Административную услугу заявитель получает в администрации Парка, тем самым исключается необходимость обращения заявителя в различные учреждения, а все вопросы он может решить через администрацию Парка, в чем и заключается принцип комплексного обслуживания «одна станция».

Финансирование расходов администрации Парка на первоначальных этапах осуществляется полностью за счет средств республиканского бюджета.

Согласно Указу № 253 Парк имеет самые крупные налоговые льготы в стране. Наиболее важные из них представлены в таблице 1:

Таблица 1 — Налоговые льготы ИП

№ п/п Налоговые льготы Совместная компания (до 1 января 2032 г.) Резиденты Парка (10 календарных лет со дня регистрации в качестве резидентов) Резиденты Парка (следующие 10 календарных лет)

1 Налог на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, произведенных ими на территории Парка, при наличии сертификата продукции, работ и услуг собственного производства (см. примечания к пункту 3 Указа № 253) Освобождаются (абзац 2 подпункта 3.1 пункта 3 Указа № 253) Освобождаются (абзац 2 подпункта 3.2 пункта 3 Указа № 253) Ставки уменьшены на 50% (п. 4 Указа № 253)

2 Налог на прибыль в отношении суммы доходов от операций по сдаче в аренду (финансовую аренду (лизинг)) движимого имущества его резидентам и недвижимого имущества (его части), расположенного на территории Парка, уменьшенной на сумму расходов (затрат), связанных с такой сдачей либо имуществом, переданным в аренду (финансовую аренду (лизинг)) Освобождаются (абзац 2 подпункта 3.1 пункта 3 Указа № 253)

3 Налог на недвижимость по зданиям и сооружениям (в том числе сверхнормативного незавершенного строительства), машино-местам, расположенным на территории Парка, независимо от направления их использования Освобождаются (абзац 3 подпункта 3.1 пункта 3 Указа № 253) Освобождаются (абзац 3 подп. 3.2 пункта 3 Указа № 253) Ставки уменьшены на 50% (п. 4 Указа № 253)

4 Земельный налог за земельные участки на территории Парка Освобождаются (абзац 2 подпункта 3.1 пункта 3 Указа № 253) Освобождаются (абзац 2 подпункта 3.2 пункта 3 Указа № 253) Ставки уменьшены на 50% (п. 4 Указа № 253)

Кроме указанных льгот в таблице 1 Указом № 253 предусмотрены льготы в области страхования.

Рассматривая организационно-правовой механизм создания и развития индустриальных парков в Республике

Молдова, отметим, что государственное регулирование развития индустриальных парков направлено на повышение инвестиций, увеличение объёмов экспорта, на обеспечение конкурентоспособности продукции.

В республике непрерывно развивается организационно-правовой механизм инвестиционного благоприятствования, что подтверждается тем фактом, что 89 стран, включая страны—члены Европейского союза, уже инвестировали в молдавскую экономику.

Сегодня государственная экономическая политика Молдовы направлена на расширение рынков, использует в качестве преимущества благоприятное расположение страны в геоэкономическом пространстве.

Налоговое законодательство Молдовы предусматривает широкий спектр льгот, предоставляемых бизнесу:

— возмещение НДС на материальные активы и услуги, связанные с долгосрочными инвестициями;

— освобождение от НДС и таможенных пошлин на активы в случае включения их в уставный капитал компании;

— возможность избежания двойного налогообложения в соответствии с международными соглашениями, подписанными с 39 государствами, и т.д.

Механизм государственно-частного партнерства предоставляет возможность предоставления услуг обществу, частично или в целом используя средства и новые технологии частных компаний с передачей риска строительства, эксплуатации и финансирования частному сектору (Закон о частно-государственном партнерстве № 179-XVI от 10.07.2008 г.) [2].

Свободные Экономические Зоны предоставляют значительные преимущества для предпринимателей, экспортирующих произведенную ими продукцию (Закон о Свободных Экономических Зонах № 440-XV от 27.07.2001 г.) [3].

Принятие нового Закона о промышленных парках (№ 182 от 15.07.2010 г.) создало совершенно новые условия для привлечения инвестиций в развитие промышленного сектора экономики. Так,

в течение года после принятия данного закона по инициативе и при поддержке Министерства экономики Республики Молдова разработано 13 технико-экономических обоснований по созданию и развитию промышленных парков на базе различных видов собственности в разных регионах республики [4].

Инвесторам гарантируется государственная поддержка как в процессе получения авторизаций на осуществление деятельности (принцип «единого окна»), так и в процессе функционирования парков:

— предоставление специальных льгот по использованию и выкупу активов;

— оптимизация государственных проверок деятельности резидентов, а также поддержка инвестиционных проектов национального значения.

Правительство Молдовы открыто по отношению к инвесторам и готово оказывать помощь при реализации эффективных взаимовыгодных инвестиционных проектов по развитию молдавской экономики.

Анализируя создание индустриальных парков в России, ученные отмечают особенность их развития по инициативе снизу. Частный бизнес в ИП увидел возможность развития капитала, региональные власти — средство для привлечения зарубежных инвестиций.

Индустриальные парки стали появляться в России в начале XXI века, и сейчас их уже насчитывается порядка двух сотен, но реально работающих 41, из них нет ни одного, который полностью соответствовал бы стандарту индустриального парка в западном понимании. Индустриальные парки в России играют существенную роль. Степень их эффективности зависит лишь от того, насколько они станут популярными, насколько будут поддержаны федеральными и региональными властями.

Ученые считают государство главным организатором жизненного пространства и уверены, что оно должно с самым пристальным вниманием относиться к индустриальным паркам.

Многие инструменты финансирования, распространенные на Западе, в России пока практически не применяются.

Например, в Китае, где не только реализуется стимулирующая промышленность политика, но и работает мощная государственная корпорация развития «Факел», создано около 400 индустриальных парков.

На сегодня в России отсутствует единое федеральное законодательство, что приводит к хаотичному развитию местной нормативной базы. Положительным шагом в создании ИП можно отметить создание Ассоциации индустриальных парков, соответственно разработку стандартов и проведение сертификации всех площадок. Региональные власти буквально соревнуются друг с другом в нормотворчестве, разработке системы льгот, субсидий, преференций.

В России поиск оптимального подхода к созданию парков не прекращается: если в начале развития ИП в регионах инвесторам нередко предлагали поле сельскохозяйственного назначения, поросшее бурьяном, то сегодня ИП предоставляют услуги по юридическому оформлению земли, проводят инженерную подготовку участков и даже строят производственные цеха по требованию заказчика, складские помещения.

Меняется и представление о сфере ответственности девелоперов, о формах взаимодействия власти и бизнеса, смысл понятия «привлекательность». В некоторых регионах вводят пониженную ставку земельной аренды для инвестиционных проектов. В начале года власти некоторых областей заявили, что готовы давать землю под строительство предприятий бесплатно. В одних регионах вводят налоговые каникулы сроком до десяти лет с момента запуска проекта, в других лишь снижают ставки, иногда увязывая их размер с объемом инвестиций.

Но наиболее сильный ход в 2009 году сделал Ставропольский край — там приняли специальный Закон № 98 «О региональных индустриальных, турист-ско-рекреационных и технологических парках». В нем прописаны основные цели, принципы, условия создания парков, механизмы управления ими и контроля над их деятельностью, а также правовые ос-

новы государственной поддержки. Выделено понятие "резидент индустриального парка", чтобы присвоение статуса автоматически влекло за собой применение налоговых льгот. Механизм поддержки не размазывается по многочисленным нормативным актам. Благодаря закону модель стала понятной. Она получила нормативно-правовое закрепление, что в России очень важно. К тому же в этом законе есть территориальная привязка: для получения статуса резидента нужно зарегистрироваться на территории индустриального парка или муниципального образования, чтобы налоги поступали в местный и краевой бюджеты [5].

Но надо заметить, что ИП в России имеют свою специфику: средний размер российского ИП — 10— 15 га, предлагаемых под производство зданий — от 50 тыс. кв. метров. Для сравнения: в Турции показатели соответственно 1 га и 5 тыс. кв. метров.

И еще одна важная особенность: в России активная жизнь протекает в тех ИП, которые находятся под непосредственным патронатом власти, куда вкладываются огромные бюджетные средства, а инвесторы — крупные иностранные компании.

Положительным инструментом организационно-правового механизма государственного управления созданием индустриальных парков стала разработка «Методических рекомендации в целях содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам в создании на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований промышленных (индустриальных) парков, в управлении ими и в их функционировании». Настоящие Методические рекомендации определяют цели, порядок создания, управления и функционирования промышленных (индустриальных) парков.

В Украине разработкой организационно-правового механизма государственного управления в сфере создания индустриальных парков начали зани-

маться три года назад, начав с формирования законодательной базы. Изучался мировой опыт. Закон об ИП был принят в июне 2012 года, 4 сентября того же года вступил в силу. Постановлением КМУ от 16 января 2013 года урегулирован порядок внесения ИП в государственный реестр. Теперь можно рассчитывать на то, что предприятия на территории ИП, внесенного в реестр, могут претендовать на определенные льготы и преференции, а именно:

— нулевая ставка на таможенные товары — товары, которые не производятся в Украине и завезены на территорию Украины для работы в ИП;

— предприятие ИП освобождается от паевого участия в развитии местной инфраструктуры;

— инвесторы получают упрощенный доступ к земельным участкам, при этом не меньше 75% инфраструктуры ИП должно быть покрыто за счет инициатора его создания или частного инвестора.

Статья 17 Закона об ИП в Украине признает, что основным документом, который подается в Госинвестпроект, в уполномоченный госорган, является концепция создания ИП. Правила составление документа четко и ясно изложены в законе. На сегодня в Украине действует один из таких парков, созданный по инициативе группы морских глубоководных терминалов «ТИС» (морские терминалы, дороги, железнодорожные станции). Украина имеет огромный транзитный потенциал, его надо развивать. Первые инвесторы уже зашли в индустриальный парк «ТИС». В частности, компания «Ойлсид» ведет строительство масло-экстракционного завода и терминала. В конце мая 2013 года будет запущен терминал.

Создавать ИП можно на землях государственной, коммунальной или частной собственности, ИП должны находиться на промышленных землях, площадь участка не менее 15 га и не более 700 га. Создается парк на срок не меньше 30 лет (в европейских странах срок от 5 лет). Господдержка обустройства ИП может осуществляться за счет средств гос. и мест-

ных бюджетов и других источников, не запрещенных законодательством.

Госагентство по инвестициям подготовило список оборудования, комплектующих и материалов, которые не производятся на территории страны и при ввозе на территорию Украины освобождаются от пошлины. Кроме того, закон поручает Кабинету Министров подготовить предложения о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины, о предоставлении преференций. На данный момент этот вопрос не решен.

Для регистрации ИП на территории Украины необходимо представить в госагентство пакет документов: решение о создании ИП, его концепцию и выписку из госземкадастра о выделении земли. Но существует проблема отсутствия генпланов городов. Прежде чем разработать землеустроительною документацию на участок под ИП, необходимо сначала провести зонирование административной территории, разграничить земли государственной и коммунальной собственности и только потом подавать документы на регистрацию ИП.

Ученые выделяют упущение важных аспектов в законе:

— не предусмотрены преференции по арендной плате за землю на момент строительства и создания парка до начала его функционирования;

— в законе говорится, что земля под парками должна быть только промышленного назначения, что не позволит управляющей компании строить объекты общего назначения, такие как бизнесцентры, офисные центры, гостиницы, обеспечивающие работу парка.

Поэтому в закон нужно вносить коррективы. Необходимо четко прописать, каким образом органы местного самоуправления, не создавая управляющую компанию, могут получать господдержку (целевые беспроцентные инвестиции из бюджета или беспроцентные кредиты), необходимые на прокладку инженерных коммуникаций. [8]

Выводы. В последние десятилетия индустриальные парки тяготеют к местам концентрации квалифицированного пер-

сонала, торговли, культуры, развлечении. Именно поэтому новейшие технопарки создаются на месте старых промышленных зон в крупных городах. На территории индустриальных парков размещены в основном не слишком энергоемкие, зачастую экологически безопасные цеха, например сборочные производства, фа-совочно-сортировочные линии и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первый этап создания индустриальных парков в странах СНГ пришелся на 1993— 1998 годы. Зачастую предприятие продолжало основную деятельность, а остававшиеся территории и производственно-складские площади оно предлагало арендаторам в состоянии «как есть» и на платной основе обеспечивало их электричеством, водой, теплом, предоставляло квоты на промышленные сбросы в канализацию и охраняло арендованные территории.

В последнее время подходы к развитию индустриальных парков стали более профессиональными. Предприятия целенаправленно покупают для реконструкции территории для последующей перепродажи и сдачи площадей в аренду. Арендодатель строит офисные или производственно-складские здания под гарантию долгосрочной аренды со стороны арендатора. Применяются схемы lease-back — клиент возводит на территории арендодателя здание для своих потребностей, заранее имея договоренность, что сразу же после начала эксплуатации управляющая компания купит у него объект с условием, что клиент возьмет его «назад» в долгосрочную аренду. Проявляют инициативу и региональные администрации. Они проектируют и оснащают инженерной инфраструктурой промышленные зоны на муниципальной земле, одновременно привлекая арендаторов или покупателей подготовленных участков.

Интерес к индустриальным паркам вызван и тем, что в одном месте располагаются крупные поставщики комплектующих (полуфабрикатов) и их потребители, а такая экономия на транспортных затратах и инженерных услугах позволяет снизить себестоимость производимой продукции.

Индустриальные парки на украинском рынке практически не представлены. Однако практика соседних стран показывает, что арендные ставки на площади индустриальных парков зачастую ниже, чем на площади профессиональных складских комплексов.

Пока вышеупомянутый сегмент рынка находится на стадии зарождения. Стабильная политическая ситуация, несомненно, сформирует постоянный спрос на услуги индустриальных парков со стороны отечественных и иностранных компаний, заинтересованных в инвестициях и развитии производства в Украине. Государственная поддержка программ развития индустриальных парков однозначно позитивно повлияет на экономическую и социальную ситуацию в стране, способствуя ускоренному развитию индустриальных зон, обеспечивая защиту социальных интересов населения и контроль экологической безопасности производств. Она является еще одним гарантом стабильности для иностранных инвесторов, которые являются участниками проектов [11].

Государство должно вырабатывать взаимовыгодные формы сотрудничества с реальным бизнесом, содействовать в вопросах территориального планирования, развитии транспортной и социальной инфраструктуры. Но воплощение проектов должно быть в руках бизнеса, который хорошо понимает, что такое инвестиционные затраты, окупаемость, и сможет сделать проект действительно эффективным.

Проведенный анализ зарубежного опыта усовершенствования организационно-правового механизма государственного управлениями созданием индустриальных парков дает возможность выделения положительных инструментов для Украины в аспекте российского опыта, а именно:

1) разработки Методических рекомендаций в целях содействия органам государственной власти индустриальных парков;

2) разработки Методики оценки социально-экономической эффективности

от создания индустриальных парков (в аспекте адаптации российского опыта «Методика оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на создание технопарков в сфере высоких технологий»)

Библиографический список

1. Закон Республики Беларусь от 07.01.2012 № 348-3 «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики о Китайско-Белорусском индустриальном парке» ратифицирован Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики. — [Электронный ресурс].

— Режим доступа.

2. Закон о частно-государственном партнерстве № 179-XVI от 10.07.2008 г (Молдова). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://contabilsef.md/ 11Ъ¥1еш.ркр?1 = ги&1а=1160&1ае = 265

3. Закон о зонах свободного предпринимательства № 440-XV от 27.07.2001 г.) (Моддова). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.customs.gov.md/ А^/а^е/1ед1_ги^опе(1)^ос

4. Закон о промышленных парках (№ 182 от 15.07.2010 г.) (Молдова) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc. fwx?гgn=31903

5. Закон России № 98 «О региональных индустриальных, туристско-рекре-ационных и технологических парках».

— [Электронный ресурс]. — Режим доступа: stavinvestporta1.ru/up1oad/ fiW98kz.doc

6. Закон Украины об индустриальных парках № 5018-17 от 21.06.2012. -[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/1aws/ show/5018-17

7. Индустриальные парки: требуются предприимчивые и амбициозные // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://portsukraine. com/node/3251

8. Котенева О. Индустриальные парки в ближайшие годы не появятся / О. Кон-тенева // Первая Крымская. — [Элек-

тронный ресурс]. — Режим доступА: http://context.crimea.ua/digest/indys-trialnie_parki_v_blizhajshie_ godi_ne_ poyavyatsya.html

9. Методические рекомендации в целях содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам в создании на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований промышленных (индустриальных) парков, в управлении ими и в их функционировании. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ww.rosmintrud. ru/docs/mintrud/.../Metodicheskie_ rekomendatcii.doc

10. Указа Президента Республики Беларусь от 05.06.2012 № 253 «О Китайско-Белорусском индустриальном парке». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http ://china. mfa.gov.by/ru/ industrial_park/

11. Ярослава Оника. Парк индустриального периода // Юридическая практика. — 2012 — № 14. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.kopartners.com.ua/pr/yaroslava-onika-park-industrialnogo-perioda-yuridicheskaya-praktika-2012-no14

Bibliography

1. Law of the Republic of Belarus of 07.01.2012 № 348- Z «On Ratification of the Agreement between the Government of the Republic of Belarus and the Government of the People's Republic of China on Chinese- Belarusian Industrial Park « ratified the Agreement between the Government of the Republic of Belarus and the Government of China [electronic resource]. — Mode of access.

2. The Law on public-private partnerships number 179 -XVI from 10.07.2008g (Moldova). — [Electronic resource]. — Mode of access. http://contabilsef.md/lib-view.php?l = ru&id=1160&idc = 265

3. The law on free economic zones number 440 -XV from 27.07.2001g.) (Moldova). — [Electronic resource]. — Mode of access. www.customs.gov.md / files / acte / legi_ru / Zone (1). Doc

4. Of the Law on Industrial Parks (№ 182 from 15.07.2010.) (Moldova) [electronic resource]. — Mode of access. http://base. spinform.ru/show_doc.fwx?rgn = 31903

5. Russian Law number 98 «On the regional industrial, tourist and recreational and technological parks.» — [Electronic resource]. — Mode of access. — stavinvest-portal.ru/upload/file/98kz.doc

6. Law of Ukraine on industrial parks № 5018-17, from 21.06.2012. - [Electronic resource]. — Mode of access. — Http://za-kon4.rada.gov.ua/laws/show/5018-17

7. Industrial parks: we need enterprising and ambitious // [electronic resource]. — Mode of access. — Http://portsukraine. com/node/3251

8. Koteneva O. Industrial Parks in the coming years will be / O. Konteneva // First Crimean. — [Electronic resource]. — Mode of access. http://context.crimea.ua/digest/in-dystrialnie_parki_v_blizhajshie_ godi_ne_ poyavyatsya.html

9. Methodical recommendations to promote the bodies of state power of subjects of the Russian Federation, local authorities, businesses and individuals in the creation of the constituent territories of the Russian Federation and municipal industrial (industrial) parks in their management and in their functioning. — [Electronic resource]. — Mode of access. ww.rosmintrud.ru / docs / mintrud /... / Metodicheskie_rekomen-datcii.doc

10. Decree of the President of the Republic of Belarus of 05.06.2012 № 253 «On Sino -Russian industrial park.» — [Electronic resource]. — Mode of access. http://china. mfa.gov.by/ru/industrial_park/

11. Yaroslava Onika. Park the industrial age // Legal Practice. - 2012 - № 14. -[Electronic resource]. — Mode of access.. -http://www.kopartners.com.ua/pr/yaro-slava-onika-park-industrialnogo-perioda-yuridicheskaya-praktika-2012-no14

Nun'ko O.V., e-mail: vestnik.gmu@yandex.ru

Odessa regional Institute of state management of National state management Academy; PhD student, Department of economic and financial policies (Ukraine, Odessa) IMPROVEMENT OF ORGANIZATIONAL AND LEGISLATIVE MECHANISMS OF INDUSTRIAL PARKS FORMATION: INTERNATIONAL EXPERIENCE

In the article there was analyzed an international experience of formation the organizational and legislative mechanism of public administration in the frame of innovation and investment development at different levels: at state level and certain regions levels. This mechanism has been investigated in the aspect of state regulation of industrial parks creation and functioning.

Author examined specific conditions of industrial parks development in Belarus, Moldova, Russia and Ukraine. The organizational and legislative instruments were described based on positive foreign experience of industrial parks creation. Also, the possibilities to adapt those instruments to the Ukrainian conditions of innovation and investment development have been considered.

Key words: organizational and legal mechanism of public administration, industrial parks, foreign experience of creating industrial parks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.