Научная статья на тему 'Индустриальные парки как инструмент формирования качественной институциональной среды регионов'

Индустриальные парки как инструмент формирования качественной институциональной среды регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1195
612
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ / ИНВЕСТИЦИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбкина А. С., Джуха В. М.

Формирования качественной институциональной среды является одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации, и в настоящее время такая форма институтов развития как индустриальные парки получает все большее распространение в качестве инструмента реализации инвестиционной политики субъектов России. Этот инструмент позволяет за счет концентрации предприятий на одной территории использовать синергию и эффект масштаба в содержании капиталоемкой инфраструктуры и снижать издержки связанных ресурсов на необходимые услуги. В статье рассмотрены типы индустриальных парков, практика их размещения в регионах России, а также ключевые критерии успеха их деятельности. Вместе с тем, поддержка индустриальных парков имеет смысл только в случае дальнейшего трансферта технологий иностранного резидентами и обрастания крупного резидента в парке большим количеством отечественных компаний, которые и обеспечивают новую индустриализацию и модернизацию экономики. Индустриальные парки как серьезный, перспективный институциональный инструмент качественного развития экономики отдельных регионов и экономики страны в целом будет эффективен лишь при серьезном снижение административных барьеров, четко выстроенном режимепривлечения инвестиций и созданном благоприятном инвестиционном климате территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индустриальные парки как инструмент формирования качественной институциональной среды регионов»

Рыбкина А.С.

Индустриальные парки как инструмент формирования качественной институциональной среды регионов Аннотация

Формирования качественной институциональной среды является одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации, и в настоящее время такая форма институтов развития как индустриальные парки получает все большее распространение в качестве инструмента реализации инвестиционной политики субъектов России. Этот инструмент позволяет за счет концентрации предприятий на одной территории использовать синергию и эффект масштаба в содержании капиталоемкой инфраструктуры и снижать издержки связанных ресурсов на необходимые услуги. В статье рассмотрены типы индустриальных парков, практика их размещения в регионах России, а также ключевые критерии успеха их деятельности. Вместе с тем, поддержка индустриальных парков имеет смысл только в случае дальнейшего трансферта технологий иностранного резидентами и обрастания крупного резидента в парке большим количеством отечественных компаний, которые и обеспечивают новую индустриализацию и модернизацию экономики. Индустриальные парки как серьезный, перспективный институциональный инструмент качественного развития экономики отдельных регионов и экономики страны в целом будет эффективен лишь при серьезном снижение административных барьеров, четко выстроенном режимепривлечения инвестиций и созданном благоприятном инвестиционном климате территории.

Ключевые слова

Институциональная среда, индустриальные парки, инвестиции, региональная политика, институты развития, промышленность, инфраструктура.

Rybkina A.S.

Industrial parks as a tool for forming high-quality institutional environment of regions Annotation

Forming quality of the institutional environment is one of the priorities of the state policy of the Russian Federation. Now this form of development institutes as industrial parks is becoming more common as a tool for implementation of the investment policy subjects of Russia .This tool allows enterprises by focusing on one area to exploit synergies and economies of scale in the maintenance of capital-intensive infrastructure and reduce costs related resources for needed services. The article describes the types of industrial parks , the practice of their placement in the regions of Russia, as well as the key criteria for the success of their activities. However, support for industrial parks makes sense only in case of further technology transfer of foreign residents and entourage of large resident a lot of domestic companies, which provide new industrialization and modernization of the economy. Industrial parks as a serious and promising institutional tool of economic development of regions and the economy as a whole will be effective if there is a serious reduction of administrative barriers, clearly built regime of investment attracting and creating a favorable investment climate in the territory.

Keywords

Institutional environment, industrial parks, investment, regional policy, development institutes, industry, infrastructure.

В Итоговом докладео результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года ключевымиэлементами политики, направленной на реализацию новой модели экономического роста, обозначены решительные изменения институциональной среды и делового климата[1]. Только в этом случае возможен переход от иждивенческих и рентоориентированных практик социально-экономического поведения к высоко конкурентной современной экономике, использующей преимущества человеческого капитала и сокращающей свое отставание от лидеров по уровню доходов, производительности труда и технологической вооруженности.

В этой связи формирование качественной институциональной среды и делового климата являются приоритетными направлениями обеспечения экономического роста как страны в целом, так и регионов, в частности. В настоящее время в России такая форма региональных институтов развития как индустриальные парки получает все большее распространение в качестве инструмента реализации инвестиционной политики субъектов РФ. Индустриальные парки - это относительно новый формат организации промышленного производства в России. Суть его в том, что на ограниченной территории располагаются различные предприятия, осуществляющие свою хозяйственную деятельность (в большинстве случаев это промышленное производство и услуги в сфере логистики). Данные предприятия за счет концентрации на своей основной деятельности получают выгоду в конкурентной борьбе, например используя синергию и эффект масштаба в содержании капиталоемкой инфраструктуры, а также путем уменьшения связанных ресурсов на необходимые услуги. В целом индустриальный парк можно определить как специально организованную для размещения новых производств территорию, обеспеченную энергоносителями, инфраструктурой,

необходимыми административно-правовыми условиями, управляемую специализированной компанией.

Разместившие свои производства на территории индустриального парка предприятия чаще всего связаны общими цепочками создания добавленной стоимости и совместно используют инфраструктуру парка и услуги, предоставляемые управляющей компанией, которая в свою очередь преследует цель повысить его привлекательность и снизить свои дополнительные расходы на его содержание (например, размещая новые производства).

Индустриальный парк, как правило, создаётся для достижения следующих целей:

1. Создание условий для динамичного развития производства, путем эффективного и синергического использования технических и технологических возможностей компаний, входящих в индустриальный парк.

2. Интегрирование разрозненных компаний для решения конкретных задач в области производства и перерабатывающей промышленности.

3. Маркетинг идей, разработок, изобретений и полезных моделей, технологий, а также развитие перспективных направлений исследований и разработок.

4. Развитие информационной инфраструктуры региона.

5. Организация юридически строгой деятельности компаний, входящих в индустриальный парк.

6. Охрана интеллектуальной собственности.

Существующие в мировой практике модели управления

индустриальными парками можно разделить на 3 основных:

1. Большинство индустриальных парков содержатся инфраструктурной управляющей компанией, которая предоставляет предприятиям не только

площади для размещения их производств, но и инфраструктуру и ряд услуг. Этот перечень услуг обычно называется управлением индустриального парка. Инфраструктурная управляющая компания может одновременно являться и собственником индустриального парка. Она может быть как не связанной с какой-то отраслью, так и дочерней компанией якорного инвестора, либо совместным предприятием нескольких компаний разместивших свои производства в данном парке.

2. Отдельные, чаще всего мелкие индустриальные парки не управляются специализированной компанией, а фирмы, разместившие свои производства на единой территории, сами предоставляют все необходимые услуги либо привлекают для этого компании со стороны.

3. В некоторых индустриальных парках одна из компаний, разместивших свое производство («якорный» инвестор) выполняет также функции управляющей компании.

Финансирование индустриального парка является одним из самых важных элементов его деятельности. В качестве источников финансирования могут выступать:

1. Гранты фондов, поддерживающих высокотехнологичные разработки.

2. Собственная коммерческая деятельность:

2.1. продажа продукции и технологий;

2.2. продажа результатов маркетинговых исследований;

2.3. проведение конференция, семинаров, выставок, другое.

3. Государственное финансирование.

Первые зачатки формирования индустриальных парков в России появились в середине 1990-х годов. Большинство проектов тогда

реализовывалось по схеме «brownfield». Обычно предприятие продолжало основную деятельность, а излишки территории и производственноскладских площадей предлагались арендаторам в том состоянии, какое они

имели на тот момент. Однако полноценными индустриальными парками их назвать было сложно ввиду несформированности на тот момент административно-правовых условий деятельности резидентов. В дальнейшем расширение практики создания индустриальных парков было связано с развитием автомобильной промышленности: на территории РФ зарубежные автопроизводители начали открывать свои сборочные цеха, а затем вокруг них возникали другие производства. Таким образом появились крупные индустриальные парки в Ленинградской и Калужской областях. Вслед за автомобильной отраслью драйверами на этом направлении выступили нефтехимия, фармацевтика и сельхозпереработка.

По данным Ассоциации Индустриальных Парков, в стране сейчас официально декларировано около 250 проектов по развитию индустриальных парков (действующих и проектируемых)[2]. Создание индустриальных парков в России началось с центрального региона ввиду близости к основным рынкам сбыта. Сейчас география парков расширяется - активно развиваются проекты в Ставропольском крае, Ульяновской, Ростовской и Свердловской областях. Регионы, уже имеющие на своих территориях крупных производителей, так называемых «стейкхолдеров», предлагают новым инвесторам открывать производства не для обслуживания конечного спроса, а для создания технологических цепочек с уже существующим производителем. Например, в г. Ульяновске в 2012 году было подписано соглашение с японской компанией «Takata» по производству автомобильных компонентов для заводов АвтоВАЗ и УАЗ [3].

По формам собственности отечественные индустриальные парки подразделяются на государственные и частные (см. рис. 1). Большая часть относится к первым, хотя в чистом виде государственных проектов мало. Наиболее часто встречается вариант, когда на первом этапе при

организации индустриального парка средства в инфраструктуру вкладывает государство, а непосредственным развитием занимается частная управляющая компания. Как правило, государственные индустриальные парки привлекают крупных иностранных резидентов, а частные работают с российскими мелкими и средними компаниями. Государственные парки - это, как правило, объекты от 20 до 1000 га и более. В отличие от частных предпринимателей основной задачей государственных властей, как правило, является привлечение инвесторов -налогоплательщиков, создание новых рабочих мест и, в конечном итоге, повышение уровня жизни населения. Таким образом, муниципалитеты не ориентированы на продажу или сдачу в аренду всех имеющихся площадей в кратчайшие сроки. По этой причине площадь государственных парков на порядок превышает размер частных. Частные парки, как правило, размещаются на площади от 2 до 300 га и создаются инвесторами исключительно в коммерческих целях.

Существует и частно-государственная форма сотрудничества. Она возникает в случае, когда у муниципалитета есть возможность выделить земельный участок, а компания готова предоставить инвестиции для создания индустриального парка. Такая форма сотрудничества сейчас преобладает в большинстве развитых стран.

Среди индустриальных парков существует градация по типу производственных площадок, так называемые «гринфилд» (англ. «greenfield») - новые парки, построенные с нуля, - и «браунфилд» (англ. «brownfield») - старые, возникшие на основе бывших промышленных зон или производств. По данным компании «KnightFrank»[3], из всех индустриальных парков в России 69% приходится на гринфилды, которые представляют собой подготовленные участки на бывших сельскохозяйственных землях с подведенными коммуникациями или без

них. Открытие индустриальных парков по схеме «brownfield» идет двумя вариантами: первый - предприятие приобретают для последующей перепродажи и сдачи производственных площадей в аренду, второй вариант - это постройка арендодателем офисных или производственноскладских зданий под гарантию долгосрочной аренды со стороны арендатора. Сюда же относятся схемы «lease-back», когда клиент строит на территории арендодателя здание для своих потребностей, заранее договариваясь, что после начала эксплуатации управляющая компания выкупает у него объект с условием, что клиент возьмет его «назад» в долгосрочную аренду.

По структуре участников индустриальные парки могут быть универсальными или специализированными. Среди резидентов универсальных парков самые разные компании. Единственный критерий -предприятия должны соответствовать друг другу в плане экологии, например нельзя смешивать производство нефтехимии (у них должна быть большая санитарная зона) и продуктов питания. Специализированные парки, в свою очередь, бывают двух типов. Первый — с одним якорным резидентом, который подбирает под себя компании с сопутствующим бизнесом (так, в Калужской области вокруг автоконцерна Volkswagen собрались его поставщики). Второй — когда в парке собираются независимые друг от друга компании, но работающие в одной отрасли.

Рисунок 1 - Типы индустриальных парков, действующих в РФ

Как правило, самый ценный резидент для парка - крупный западный производитель, который становится якорным и притягивает к себе сопутствующий бизнес, благодаря чему возникает не полноценный индустриальный парк, а узкоспециализированный кластер. В основном иностранные компании имеют строгие стандарты в отношении того, какой должна быть их производственная площадка, поэтому сначала они предоставляют управляющей компании собственные проекты по строительству, а затем выкупают их в собственность. Большинство государственных парков (кластеров) построено как раз по такому принципу.

Частные индустриальные парки, которые в основном базируются на старых производственных предприятиях (выбирают схему «браунфилдов»), привлекают небольших отечественных производителей самого широкого профиля. В отличие от государственных парков здесь

редко бывает так называемый «якорный резидент». Производственные площади в таких парках не имеют какого-либо стандарта, это типовые здания, которые отремонтированы под ключ и сдаются в аренду.

На начальном этапе резиденты смотрят, удобно ли расположен парк с точки зрения логистики, насколько он близок к рынкам сбыта, какова стоимость земли и подготовки имеющихся площадок к производству, цена энергоносителей и прочее. Немаловажную роль играет и социальный блок

- есть ли жилье, какое количество персонала можно привлечь, существуют ли высококвалифицированные специалисты.

Подведение к участку коммуникаций, деление его на лоты и продажа заинтересованным предприятиям - основа современной мировой практики возведения индустриальных парков, поэтому инженерная подготовка является наиболее важной и дорогостоящей частью их создания и будущего развития. В дальнейшем становится значимой работа управляющей компании. Именно ее наличие и предоставление резидентам разного рода услуг, облегчающих производство, и есть главное отличие современного индустриального парка от старых промышленных зон, где компании лишь вынужденно соседствуют друг с другом. Управляющие компании зарабатывают не на аренде недвижимости, как часто бывает в российской действительности, а на предоставлении дополнительного сервиса (обслуживание инфраструктуры, охрана и уборка территории, консалтинг), а потому затраты резидентов на услуги могут превышать стоимость аренды в несколько десятков раз. Очень часто управляющие компании создают специализированные обучающие центры, где готовят кадры для производственных предприятий.

Успешность индустриального парка с государственным участием во многом зависит от заинтересованности местной власти. Чем больше региональные власти заинтересованы в появлении у себя новых проектов,

тем больше преференций они создают для будущих резидентов. В качестве ключевых критериев успеха деятельности индустриальных парков можно выделить:

1. Хороший организационный менеджмент.

Поддержка со стороны местных органов власти и управления.

Правильно выбранная организационно-правовая форма. Эта форма не должна создавать проблем ни с правами интеллектуальной собственности, ни с расширением площадей инкубатора, ни с услугами коллективного пользования. С самого начала все юридические вопросы должны быть тщательно проработаны, иначе они быстро погубят проект.

Тесные деловые отношения с высшими учебными заведениями. Для достижения успеха нужно иметь поблизости от парка один или несколько университетов, исследовательских клиник или федеральных лабораторий, предоставляющих в распоряжение парка специализированные помещения и оборудование для их коллективного использования клиентскими фирмами.

Постоянные рабочие отношения с общественными секторами экономики. Для парка важна непрерывная общественная, финансовая и техническая поддержка.

2. Правильный выбор места расположения парка, качественное планирование его инженерной инфраструктуры. По мнению экспертов, для индустриальных парков положение играет критическую роль. Кроме того, не менее важна и гибкость производственной структуры. Они должны располагать адекватной системой основных услуг, которые требуются всем. Но они должны иметь нечто особо привлекательное для наукоемких фирм, например, телекоммуникационные услуги, лаборатории коллективного пользования и пр. Иными словами, им нужно иметь нечто

большее по сравнению с другими фирмами, функционирующими вне такой структуры как индустриальный парк.

3. Маркетинг. Не обладая точной информацией, люди часто полагают, что существует огромный спрос на индустриальные парки. Однако надо понимать, что в этой области также существует суровая конкуренция. Важно иметь четко определенную и целенаправленную маркетинговую стратегию.

4. Финансирование. Финансовая стабильность и прибыльность на практике достигается значительно труднее, чем это кажется на первоначальном этапе становления парка. Например, заполнение площадей идет медленнее, чем ожидалось. Поэтому необходимо управлять риском и заранее предусматривать финансовую ситуацию.

Создание индустриальных парков в последние годы является основным трендом в развитии экономики регионов. На волне всеобщего ажиотажа регионы начинают конкурировать друг с другом за привлечение резидентов, предоставляя льготные условия по налогообложению, обладая близостью к рынкам сбыта или лучшей инфраструктурой. Соответственно, индустриальные парки в качестве инструмента реализации региональной инвестиционной политики становятся одним из наиболее действенных инструментов. По сути, они представляют собой совокупность инфраструктуры и определенных видов производств, необходимых для того, чтобы получить в регионе за достаточно короткий период экономический эффект от создания «точек» или «территорий роста». Индустриальные парки позволяют перераспределять промышленные объекты из центра на периферию как на макроэкономическом уровне (в рамках страны), так и на мезоуровне (в рамках региона), решая проблему территориальной дифференциации, используя местные ресурсы (природные, трудовые, агропромышленные) и интенсифицируя, таким

образом, научные разработки и переориентируя промышленность на развитие наукоемких и энергосберегающих технологий.

Создание индустриальных парков позволяет укрепить вертикальную интеграцию предприятий, способствует активному вовлечению в производственный процесс местных специалистов, росту объемов прямых инвестиций, увеличению объемов реализации продукции на экспортных рынках. Таким образом, в регионе достигается не только высокий экономический эффект, но и социальный, а в рамках страны выстраиваются длинные экономические связи предприятий.

В настоящее время в России нет четкого законодательно определенного статуса индустриальных парков, но уже есть первые попытки решить данную проблему. Министерство экономического развития РФ в данном вопросе тесно сотрудничает с созданной недавно ассоциацией индустриальных парков России[4]. Компенсировать брешь в федеральном законодательстве пытаются регионы путем формирования нормативноправовой базы по направлению создания индустриальных парков. Однако, одной нормативно-правовой базы недостаточно. Так, к системным причинам, сдерживающим инвесторов от размещения производств в индустриальных парках можно отнести:

- недостатки общей инфраструктуры и давление на резидента собственником;

- возможные обременения со стороны предприятий-соседей;

- конкуренция за профессиональную рабочую силу;

- предпочтение крупных клиентов, в то время как индустриальные парки интересны малым и средним бизнесам;

- неконтролируемые уровни эксплуатационных расходов и коммунальных платежей;

- желание резидентов самостоятельно выступить в роли девелопера.

Региональные власти, которые на своей территории создают индустриальные парки, прежде всего, руководствуются задачей получения в бюджет дополнительного дохода, увеличения занятости населения и, соответственно, роста уровня жизни жителей.

Однако, довольно часто инвестиционные компании, в том числе и государственные, все усилия бросают на поиски крупного западного резидента-инвестора, который, как правило, из всех ресурсов территории использует землю и инфраструктурные возможности, при минимальном создании рабочих мест.

С точки зрения развития отечественной экономики, поддержка индустриальных парков имеет смысл только в случае дальнейшего трансферта технологий иностранного резидентами и обрастания крупного резидента в парке большим количеством отечественных компаний, которые и обеспечивают новую индустриализацию.

Помимо государственных индустриальных парков,

Минэкономразвития РФ приняло решение о поддержке частных парков [5]. Пока планируется провести тестовое субсидирование индустриальных парков, которые достигли определенного качественного уровня развития. Если частный индустриальный парк заполнен на 40%, то он может претендовать на возмещение затрат на инфраструктуру, однако при условии, что эти средства пойдут на его дальнейшее развитие.

Однако, для того, чтобы процесс развития новых инновационных производств шел еще более интенсивно, необходимо достаточно серьезное снижение административных барьеров, нужно более четко выстраивать режим для привлечения инвестиций, создавать привлекательный инвестиционный климат и имидж территории, иными словами формировать наиболее привлекательную институциональную среду.Инструментом, решающим данные проблемы, являются

индустриальные парки как серьезный, перспективный институциональный инструмент качественного развития экономики отдельных регионов и экономики страны в целом.

Библиографический список

1. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года [Текст] / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. Под научной редакцией В.А. Мау, Я.И. Кузьминова //Издательский дом «Дело», Москва - 2013 - с. 9.

2. Состоялся Круглый стол в Совете Федерации: выработаны

рекомендации по мерам государственной поддержки индустриальных парков [Электронный ресурс] /Некоммерческое партнерство «Ассоциация индустриальных парков»- Режим доступа:

http://www.indparks.ru/press/news/285/?sphrase_id=835 (Дата обращения:

10.07.2013).

3. Территории роста [Электронный ресурс] / Журнал «Эксперт» №19 (802).- Режим доступа: http://expert.ru/expert/2012/19/territorii-rosta/ (Дата обращения: 10.07.2013).

4. Отраслевой обзор «Индустриальные парки России 2013»

[Электронный ресурс] / Некоммерческое партнерство «Ассоциация индустриальных парков». - Режим доступа:

http://www.indparks.ru/press/reports/ (Дата обращения: 10.07.2013).

5. Приказ Министерства экономического развития РФ от 24 апреля 2013 г. №220 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов

Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации»

Bibliographic list

1. Strategy 2020: The new growth model - a new social policy. The final report on the results of expert work on topical issues of socio-economic strategy of Russia until 2020 [Text] / Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, National Research University Higher School of Economics. Under the editorship of VA Mau, FrenkelKuzminova // Publishing house "Delo", Moscow - 2013 - p. 9.

2. Roundtable in the Federation Council: recommendations on measures of state support of industrial parks [Electronic resource] / Nonprofit Partnership "Association of Industrial Parks".- Mode of access: http://www.indparks.ru/press/news/285/7sphrase_id = 835 (Date of access:

10.07.2013).

3. Territory growth [Electronic resource] / «Expert » № 19 ( 802). - Mode of

access: http://expert.ru/expert/2012/19/territorii-rosta/ (Access Date:

10.07.2013).

4. Industry Report "Industrial parks in Russia in 2013 " [Electronic resource] / Nonprofit Partnership " Association of Industrial Parks".- Mode of access: http://www.indparks.ru/press/reports/ (Access Date : 10.07.2013).

5. Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation of April 24, 2013 №220 "On the organization of competitive selection of subjects of the Russian Federation , with a budget of 2013 provided federal subsidies for state support of small and medium business entities of the Russian Federation"

Сведения об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рыбкина Анастасия Сергеевна

Аспирант кафедры Инновационного менеджмента и предпринимательства, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону e-mail: anastasia-rybkina89@yandex.ru +7 (928) 150 18 89

Научный руководитель: Джуха В. М., доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, проректор по учебно-методической работе, заведующий кафедрой Инновационного менеджмента и предпринимательства Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), г. Ростов-на-Дону

УДК 332.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.