ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
УДК 338.24
ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ РОССИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Е.В. Камко
Институт экономики РАН,
Москва
Статья раскрывает принципы формирования в эндо- и экзогенном институциональном пространстве такого регионального механизма, как индустриальные парки. Рассмотрены условия и требования к их функционированию как со стороны региональных властей, так и со стороны специализированных организаций, в частности Ассоциации индустриальных парков. С использованием категориального аппарата институциональных матриц проанализированы взаимоотношения участников рынка. Выделены образующие их базовые институты. Выявлено, что в принципах работы индустриальных парков решающее значение имеют институты Х-экономики (редистрибу-ция, верховная условная собственность, кооперация, Х-эффективность). Их комплексно дополняют институты Y-экономики (частная собственность, конкуренция, Y-эффективность). Институты Х-экономики позволяют новому механизму в соответствии с логикой зависимости от предыдущего пути (path dependence) продолжить характерные для России траектории технологического развития, а институты Y- экономики позволяют быть механизму гибким к изменяющимся условиям глобализированной экономики.
Ключевые слова: институциональное пространство, индустриальные парки, институциональная структура.
INDUSTRIAL PARKS OF RUSSIA: INSTITUTIONAL ANALYSIS
E.V. Kamko
Institute of Economics Russian
Academy of Sciences,
Moscow
The article reveals the principles of formation in the endo - and exogenous institutional space of such a regional mechanism as industrial parks. The conditions and the requirements for its functioning from both regional authorities and specialized organizations, in particular, the Association of industrial parks are considered. The relationship between the market participants is analyzed using categorical apparatus of institutional matrices. The forming basic institutions of it are selected. It is revealed that the institutions of X-economy (redistribution, supreme conditional ownership, cooperation, X-efficiency) are crucial principles of the operation of industrial parks. The institutions of the Y-economy (private property, competition, Y-efficiency) complement their in complex. The institutions of X-economy allow a new mechanism, in ac-
cordance with the logic of path dependence, continue the trajectory of technological development typical of Russia, and the institutes of Y-economic allow the mechanism to be flexible to the changing conditions of the globalized economy.
Key words: institutional space, industrial parks, institutional structure.
Введение. Формализация рынка
индустриальных парков в России
В рамках определённых правительством задач, ориентированных на развитие инновационной активности экономики страны, предпринимаются усилия по созданию различных инновационных институтов, организаций и механизмов. В связи с обширными территориями страны особую важность приобретают региональные инновационные механизмы. Среди них ярким примером являются индустриальные парки.
Несмотря на частое использование в средствах массовой информации понятий «индустриальный парк» и «технопарк» как синонимов, в нашем исследовании мы разграничиваем данные понятия. На федеральном портале малого и среднего предпринимательства отмечено, что в мировой практике производственными (индустриальными) являются парки, ориентированные на производство, а технологические парки, как правило, ориентированы на научно-технические исследования и развитие технологий. Для технопарков обязательно присутствие научно-исследовательской составляющей (научные центры, НИИ, университеты и пр.) [6]. Иными словами, согласно стадиям инновационного процесса технопарки способствуют исследованию, опытно-конструкторским разработкам и стадии внедрения. В свою очередь, индустриальные парки актуальны для массового производства.
Появление индустриальных парков в России относят к середине 2000-х годов. На российском рынке тогда стали появ-
ляться западные игроки, которые создавали бизнес-парки тапа «гринфилд»1. Примером таких компаний являются Ъештткатеп, Ук, Dega и пр. Также существовали владельцы больших промышленных предприятий, которые, создав управляющую компанию, начали оказывать услуги, позиционируя себя как индустриальные парки [3].
Агентом институциональных изменений в области функционирования индустриальных парков стало некоммерческое партнерство «Ассоциация индустриальных парков» (далее — АИП). С появлением данной организации в 2010 году деятельность парков начала обретать формальные рамки. Формируя институты, уменьшающие неопределенность рынка индустриальных парков, АИП начала структурировать взаимоотношения в данной области.
Ассоциацией был предложен стандарт индустриальных парков, в котором индустриальный (промышленный) парк был определен как управляемый единым оператором (специализированной управля-
1 Существуют два основных типа индустриальных (промышленных) парков:
• индустриальный парк типа «гринфилд» (greenfield) — индустриальный парк, создаваемый на вновь отведенном незастроенном земельном участке, как правило, изначально не обеспеченный инфраструктурой;
• индустриальный парк типа «браунфилд» (brownfield) — индустриальный парк, создаваемый на основе ранее существующих производственных площадок, как правило, обеспеченных строениями, сооружениями и инфраструктурой, в отношении которых проводится реконструкция и(или) капитальный ремонт, в соответствии со специализацией индустриального парка и потребностями его резидентов [12].
ющей компанией) комплекс объектов недвижимости, состоящий из земельного участка (участков) с производственными, административными, складскими и иными помещениями и сооружениями, обеспеченный энергоносителями, инженерной и транспортной инфраструктурой и административно-правовыми условиями для размещения производств [12].
В выстраивании структуры взаимодействия рынка индустриальных парков также участвуют субъекты РФ. Они уменьшают неопределенность путем принятия законов, регламентирующих деятельность индустриальных парков. Соответственно, существуют особые ограничения на деятельность парков отдельно в регионах. При
этом единого нормативно-правового подхода не существует. Централизация управления не исходит от самого государства, как, например, в случае с таким механизмом, как «особые экономические зоны». Решение о их создании в России согласно гл. 2 ст. 6 ФЗ РФ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» принимается Правительством РФ и оформляется постановлением Правительства РФ.
Согласно экспертной оценке АИП, в настоящее время в России представлено 80 действующих и проектируемых индустриальных парков, размещенных в 33 субъектах РФ [2]. Причем форма собственности большинства индустриальных парков — частная (рисунок).
Форма собственности индустриальных парков России [2]
Частная форма собственности не характерна для России, в которой всегда доминировал редистрибутивный тип хозяйственной системы (термин К. Поланьи). Поэтому представляет интерес обратить внимание на складывающуюся систему институтов индустриальных парков, а также
определить место данного механизма в общей системе региональных стимулов для развития инновационной составляющей региона. С этой целью проведем институциональный анализ эндогенного и экзогенного пространства, в рамках которого функционирует данный механизм. Теоре-
тическое объяснение наблюдаемым явлениям будем проводить, основываясь на положениях теории институциональных матриц С.Г. Кирдиной2.
Институциональный анализ экзогенного пространства индустриальных парков
Анализируя внешние институциональные границы, в которых функционируют индустриальные парки, мы исходим из того, что экзогенное пространство возможно лишь учитывать, но не изменять. Начав функционировать в начале XXI века, индустриальные парки не были ограничены специализированными формальными институтами. Рамки были заданы лишь общим нормативно-правовым пространством в пределах РФ. Принимая во внимание данную информацию, организация могла самостоятельно присваивать себе статус индустриального парка, без прохождения каких-либо экспертных процедур. Как было отмечено Президентом АИП, «В России около 200 площадок, которые называют себя индустриальными парками, но половина из них — это пиар-проекты или рекламные способы продать землю» [1].
С появлением организации по содействию и развитию индустриальных парков в лице АИП возник процесс подтверждения соответствия характеристик индустриального парка — добровольная сертифика-
2 Суть теоретической концепции институциональных матриц состоит в представлении социально-экономической структуры в виде комбинации двух матриц базовых институтов, которые названы Х- и У-институциональными матрицами. По мнению автора, институты Х-матрицы преобладают в российском обществе, а также в Китае и ряде других стран Азии и Латинской Америки. В странах Европы и Северной Америки преимущество имеют институты У-матрицы.
ция. Прошедший сертификацию парк получает статус индустриального. Методика сертификации согласована с Министерством экономического развития РФ [7].
Ассоциация себя позиционирует не как «компания, продающая свои услуги», а как «некоммерческое партнерство, задача которого — продвижение интересов своих членов в той части, когда их интересы совпадают с общеотраслевыми». Можно видеть, что здесь вступает в работу институт кооперации [5]. На данном этапе формирования рынка индустриальных парков в России при такой форме взаимодействия стороны, вовлеченные в совместный процесс, получают наибольшую эффективность от взаимодействия, чем от обособленного функционирования. АИП в соответствии со своими целями развивает отрасли индустриальных парков, обеспечивает их конкурентоспособность на международном рынке; оказывает помощь своим членам в вопросах привлечения российских и международных партнеров, соответствия международным стандартам качества и пр. [13]. Индустриальные парки, ставшие членами партнерства, имеют возможность использовать те инструменты, которыми владеет АИП.
По сути блага, которыми владеет АИП, закреплены на принципах верховной условной собственности. Этот институт позволяет пропорционально распределять услуги, предоставляемые партнерством. Но при этом движение благ осуществляется на принципах института обмена. Управляющие компании, корпорации, акционерные общества и иные юридические лица, представляющие один или несколько индустриальных парков, уплачивают членские взносы [11]. Взамен участники получают определенный набор услуг.
Структура институтов партнерства указывает на преобладание институтов Х-матрицы. Анализ говорит о том, что Х-институты редистрибуции тесно увязаны с рыночными институтами У- экономики.
Следующим агентом, который задает внешние формальные границы работы механизма индустриальных парков,
являются субъекты РФ. Методом случайной выборки нами были разобраны принципы, структурирующие действия индустриальных парков путем анализа законов, принятых на региональном уровне в трех субъектах Федерации — Ивановской и Липецкой областях и Ставропольском крае [8, 9, 10] (таблица).
Критерии индустриальных парков в Ивановской, Липецкой областях и Ставропольском крае
Критерии индустриальных парков Ивановская область Липецкая область Ставропольский край
Понятие индустриального парка Управляемый единым оператором (управляющей компанией) комплекс объектов недвижимости, состоящий из земельного участка (земельных участков) с производственными, административными, складскими и иными зданиями (помещениями) и сооружениями, обеспеченный энергоносителями, инженерной и транспортной инфраструктурой и административно-правовыми условиями для размещения производств Специально организованная для размещения новых производств территория, расположенная на земельных участках, предназначенных для осуществления промышленной деятельности, обеспеченная энергоносителями, инженерной инфраструктурой, производственными зданиями и сооружениями, необходимыми для осуществления промышленной деятельности Региональный индустриальный парк — определяемая правительством Ставропольского края часть территории Ставропольского края, имеющая единый проект планировки и предназначенная для размещения и функционирования промышленных производств и инфраструктуры индустриального парка
Лицо, являющееся инициатором создания индустриального парка Исполнительные органы государственной власти Ивановской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области, а также заинтересованные лица, являющиеся собственниками, землевладельцами, землепользователями, арендаторами земельного участка, предлагаемого для создания индустриального парка В законе не указано Органы исполнительной власти Ставропольского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, а также заинтересованные лица, являющиеся собственниками, землевладельцами, землепользователями, арендаторами земельных участков и земель, предлагаемых для создания индустриального парка
Окончание таблицы
Критерии индустриальных парков Ивановская область Липецкая область Ставропольский край
Лицо, принимающее решение о создании индустриального парка Решение о создании индустриального парка принимается правительством Ивановской области и оформляется постановлением правительства Ивановской области Отнесение территории к индустриальному парку осуществляется на основании обращения собственников, арендаторов активов индустриального парка в порядке, определенном администрацией Липецкой области Решение о создании регионального парка принимается правительством Ставропольского края в определяемом им порядке
Наличие на территории индустриального парка резидента с участием иностранного капитала В законе не указано Не менее одного В законе не указано
Форма государственной поддержки Для индустриальных парков: в рамках реализации долгосрочных целевых программ Ивановской области путем финансирования за счет средств областного бюджета строительства и реконструкции объектов инженерной и транспортной инфраструктуры____ Органы местного самоуправления муниципальных образований области в пределах своих полномочий могут устанавливать муниципальные формы поддержки управляющих компаний и резидентов Для резидентов и управляющих компаний индустриальных парков: предоставление субсидий из областного бюджета, льготы по налогам и другим обязательным платежам, подлежащим зачислению в областной бюджет; государственные гарантии области; залог активов, находящихся в распоряжении залогового фонда области На резидентов парков распространяются формы государственной поддержки, предусмотренные законодательством Ставропольского края для субъектов инвестиционной и инновационной деятельности. Объекты инфраструктуры регионального парка могут создаваться за счет бюджетных средств и (или) внебюджетных источников
Из рассмотренных нами региональных законов можно заключить: несмотря на то что сущность законов и требования к индустриальным паркам схожи в регионах, все же существуют отличия в принципах и требованиях , предъявляе -мых к территории индустриальных пар-
ков. Среди схожих черт, предъявляемых к индустриальным паркам, можно выделить следующие.
1. Территория придается индустриальному парку центральной властью, и территориальные изменения принимаются правительством области.
2. Индустриальные парки вне зависимости от формы собственности могут рассчитывать на государственную поддержку.
Среди отличительных особенностей региональных законодательств по индустриальным паркам выделим следующие.
1. Само понятие индустриального парка индивидуально для каждого региона. Нужно отметить, что определение, принятое в Ивановской области, совпадает с определением, принятым АИП.
2. Требования к организации индустриального парка. Так, в Липецкой области обязательно наличие на территории индустриального парка не менее одного резидента с участием иностранного капитала. В Ивановской области и Ставропольском крае такое требование отсутствует.
Институциональный анализ эндогенного пространства индустриальных парков
Основными агентами, функционирующими в эндогенном пространстве индустриального парка, являются резиденты парка и управляющая компания (далее — УК). Внутренние формальные рамки институционального пространства индустриальных парков задаются УК. Ее наличие является обязательным критерием любого индустриального парка.
УК индустриального парка — это юридическое лицо, являющееся собственником индустриального (промышленного) парка или уполномоченное осуществлять управление созданием, функционированием и развитием и индустриального парка [12].
На принципах института обмена осуществляется взаимодействие резидентов парка и УК. УК предоставляет услуги по стоимости ниже, чем если бы резидент ре-ализовывал их самостоятельно. Перечень
данных услуг разнообразен. Среди них можно выделить аренду готовых зданий, охранные услуги, логистические услуги, сервисные, инженерные услуги (обслуживание газового оборудования, электрооборудования, теплооборудования, инженерных сетей), консалтинговые услуги (бухгалтерские, маркетинговые, юридические, таможенные услуги и пр.), подбор персонала, ИТ-услуги, уборка территории, вывоз мусора и пр. УК является связующим звеном с внешним институциональным пространством. С помощью подобного агента осуществляется работа института обратной связи. Например, в законе Ивановской области четко прописан тот факт, что УК индустриального парка своевременно представляет в центральный исполнительный орган государственной власти Ивановской области, ответственный за координацию работ по созданию и функционированию индустриального парка (далее — уполномоченный орган), соглашения о ведении хозяйственной деятельности, а также ежеквартально готовит и представляет уполномоченному органу и соответствующим органам местного самоуправления информацию о ходе выполнения соглашения о создании индустриального парка [8].
УК получает доход от услуг, предоставляемых резидентам, поэтому имеет высокую заинтересованность в привлечении резидентов, а также в успешности их бизнеса.
Резидентами индустриального парка являются хозяйствующие субъекты, заключивший соглашение о ведении хозяйствующей деятельности на территории парка. В эндогенном пространстве индустриального парка они могут вступать во взаимодействие не только с УК, но также и с другими резидентами.
Процессы деятельности УК и индустриальных парков связаны между собой. Они работают на принципах института кооперации. УК, предлагая компаниям свои услуги на выгодных для них условиях, содействует их бизнесу.
Резиденты между собой могут вступать во взаимодействие как на принципах конкуренции, так и на принципах кооперации. Как правило, в России в настоящее время почти нет специализированных индустриальных парков [3]. Поэтому в одном парке можно встретить как взаимодополняющие отрасли, так и конкурирующие между собой компании со схожими видами деятельности.
Заключение
Индустриальные парки — совершенно новый для России региональный механизм, способствующий диффузии инноваций на конечной стадии их производства. Но, несмотря на это, сфера их функционирования уже достаточно формализована. Закрепление требований и условий для функционирования парков происходит как на региональном законодательном уровне, так и со стороны специализированных организаций, в частности, создана Ассоциация индустриальных парков. При этом механизмы их развития менее централизованы, чем, например, механизмы создания и функционирования «особых экономических зон». Более слабая централизация увеличивает круг заинтересованных лиц. Региональные власти заинтересованы в приросте налоговых поступлений, управляющие компании индустриальных парков — в увеличении доходов от услуг, предоставляемых резидентам на принципах экономии от масштаба, а сами резиденты — в развитии своего бизнеса на выгодных условиях.
Проведенный нами институциональный анализ также показал, что в принципах функционирования индустриальных парков решающее действие имеют институты Х-экономики (редистрибуция, верховная условная собственность, кооперация, Х-эффективность). Их комплексно дополняют институты Y-экономики (частная собственность, конкуренция, Y-эффективность). Институты Х-экономики позволяют новому механизму в соответствии с логикой зависимости от предыдущего пути (path dependence) продолжить характерные для России траектории технологического развития [4], а институты Y-экономики — быть механизму гибким к изменяющимся условиям глобализированной экономики. Наличие большего количества частных индустриальных парков является сигналом к верно обозначенному пути формирования данного рынка.
Литература
1. Астахова А. Парк индустриального периода // Прямые инвестиции. — 2012. — № 9 (125).
2. Индустриальные парки России. Отраслевой обзор. Ассоциация индустриальных парков. Выпуск первый. 2013. — URL: http://www. indparks.ru/materials/analytics// (дата обращения: 05.11.2013).
3. Интервью с исполнительным директором Ассоциации индустриальных парков Д. Журавским // Кредитный консультант. — 2012. — № 1(1) август-сентябрь.
4. Камко Е.В. Централизованное управление инновациями в России: институциональный анализ // TERRA ECONOMICUS. - 2012. -Т. 10. - № 2.
5. Кирдина С.Г. Х- и Y-экономики: институциональный анализ. — М.: Нау-ка, 2004.
6. Общие положения о промпарках. — URL: http://smb.govm/content/guide/domgbusiness/ bisplace_db/ind_park/m,f,2163/ (дата обращения: 06.11.2013).
7. Официальный сайт Ассоциации индустриальных парков. — URL: http://www.indparks. ru (дата обращения: 05.11.2013).
8. Закон Ивановской области «Об индустриальных парках в Ивановской области» от 31.01.2013.
9. Закон Липецкой области от 14 июня 2001 г. № 144-ОЗ «О промышленной политике в Липецкой области».
10. Закон Ставропольского края от 29 декабря 2009 г. № 98-кз «О региональных индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парках».
11. Положение о членстве некоммерческого партнерства содействия развитию от-
расли индустриальных парков «АИП» от 08.10.2010. - URL: http://www.indparks.ru/join/ Doqumenty%20dlia%20vstupleniia/ (дата обращения 01.11.2013).
12. Стандарт индустриального (промышленного) парка от 30.03.2012. - URL: http:// www.indparks.ru/about/documents/ (дата обращения 01.11.2013).
13. Устав некоммерческого партнерства содействия развитию отрасли индустриальных парков «АИП» от 02.08.2010. - URL: http:// www.indparks.ru/about/documents/ (дата обращения 01.11.2013).