9(36) - 2006
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
РОЛЬ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РАЗВИТИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
П.В. ПАВЛОВ, кандидат экономических наук, доцент Таганрогский институт управления и экономики
Реальная возможность обеспечить России способность конкурировать с развитыми странами в ближайшем будущем означает использование конкурентных преимуществ в определенных отраслях народного хозяйства на местном, региональном, а затем на федеральном и международном уровнях.
Развитие национальных отраслей промышленности во многом определяется государственной политикой, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, защиту внутреннего рынка, повышение конкурентоспособности отечественной продукции. В стимулировании развития отраслей народного хозяйства, в том числе работающих на экспорт, невозможно обойтись без использования общепринятых и доказавших свою эффективность инструментов: льготного кредитования и налогообложения, предоставления государственных гарантий под внешнее финансирование экспортного производства, государственного содействия в продвижении отечественной продукции на внешние рынки, предоставление инвесторам определенного «пакета» льгот и привилегий. Наличие всех этих инструментов сочетается в механизме создания и применения свободных экономических зон (СЭЗ). Курс на организацию СЭЗ в России мог бы способствовать решению ряда приоритетных для страны проблем в области стабилизации и подъема экономики, возрождения регионов, развития внешнеэкономической деятельности и международных контактов.
Наличие в мире нескольких тысяч СЭЗ различного типа с традиционно сложившейся системой общих преференций (беспошлинный импорт товаров и услуг, освобождение от уплаты налогов, косвенные субсидии в виде предоставления в рас-
поряжение участников зоны инфраструктурно обустроенной территории), а также ряда дифференцированных по странам специальных льгот создают на рынке инвестиций довольно жесткую конкуренцию за их привлечение. Ключевым фактором в гонке за расширение преференций или введение дополнительных льгот является эффективность (окупаемость) вложений принимающей страны в инфраструктуру и обустройство рабочих мест. Начальные вложения капитала в СЭЗ составляют 5 тыс. дол. на одно рабочее место, а стандартный размер (тип) зоны — 10 тыс. работников, только на этом этапе требуются инвестиции в 50 млн дол. на 1 кв. км зоны экспортного производства (при территории не более 3 кв. км), также требуется от 25 до 50 млн дол. (в Китае — до 70 млн дол.) затрат на ее создание [1, с. 30].
В связи с недостаточностью собственного опыта использования СЭЗ в России необходимо в максимально возможной степени использовать зарубежный опыт создания и функционирования механизма СЭЗ. Ответы на вопросы о необходимости, роли, значении и виде используемых СЭЗ для национальных экономик отдельных стран следует искать прежде всего в характере и содержании того периода, с начала которого в каждой конкретной стране возникла практика зонирования. В свою очередь, именно содержание и особенности национальной практики зонирования определили и сам тип зон, наиболее распространенных в той или иной стране мира, и содержание социальных, экономических, организационных и других проблем, связанных с этой областью жизнедеятельности.
Следует отметить, что свободные экономические зоны в международных торгово-экономических отношениях используются уже несколько
веков, а первые СЭЗ «порто-франко» возникли на побережье Средиземного моря еще в конце XVI столетия. В 1595 г. итальянский город Генуя одним из первых в истории провозгласил себя свободным портом, а позже этот статус получили Венеция (1661 г.), Марсель (1669 г.), а на территории России — Одесса (1817 г.), Владивосток (1862 г.), Батуми (1878 г.). По мере монополизации рынка и усиления протекционистской политики государств «свободные порты» в большинстве своем стали упраздняться, а на их территории и в других торговых центрах начали создаваться свободные торгово-складские зоны, где все большее значение приобретали хранение и подготовка товаров к продаже. Зона данного типа первоначально появилась в Гибралтаре (1740 г.), затем в Бангкоке (1782 г.), Сингапуре (1819 г.), Гонконге (1842 г.) и др. [2, с. 115]. К числу старейших зон свободной торговли можно отнести немецкие, возникшие в свободных городах Гамбург и Бремен еще в XIX в. Однако форма хозяйствования, напрямую связанная с созданием СЭЗ, получила распространение в мировой практике в конце 50-х — начале 60-х гг. XX столетия.
С течением времени эволюция СЭЗ развивалась от простых форм деятельности (торговый тип СЭЗ) к сложным (производство массовой и высокотехнологичной продукции, предоставление услуг), от дешевых вариантов к более капиталоемким и дорогим. Все это отражалось на видах зон, создаваемых в различных странах. Исторически доказано, что выбор вида СЭЗ во многом зависит от экономического уклада и уровня экономического развития страны. В зависимости от уровня экономического развития Организация Объединенных Наций выделяет две большие группы стран:
1) экономически развитые страны (все страны Европы, Россия, США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР и Израиль);
2) развивающиеся страны (все остальные страны мира), среди которых выделяются 50 наименее развитых стран [3].
В развивающихся странах с их резервами дешевой рабочей силы изначально предполагается развитие СЭЗ, основанных на торговле импортными товарами и производстве собственных товаров на неизменной технологической основе, с созданием экспортно-ориентированных зон, свободных таможенных зон, свободных портов, ориентированных на внешний рынок.
Основные цели государственной политики зонирования сводятся к решению следующих задач:
• стимулирование экспортного производства и валютных поступлений;
• насыщение внутреннего рынка продовольствием и промышленными товарами;
• развитие инфраструктуры, складского хозяйства, развитие туризма;
• подготовка управленческих кадров для работы в рыночных условиях;
• создание предпосылок для развития наукоемких, высокотехнологичных производств и т. д. Наращивая экспортное производство, развивая туризм, эти страны могут получить свободно конвертируемую валюту, необходимую им для осуществления международных расчетов, а также решить внутренние социально-экономические, технические, технологические и иные задачи.
Изначально, начиная с 1950-х годов, в большинстве развивающихся стран преобладал подход импортозамещающей индустриализации, были установлены высокие барьеры против импорта промышленных товаров. Однако не получив должного экономического эффекта, с 1960-х годов большинство развивающихся стран вернулось к политике поощрения экспорта. Это произошло на о. Тайвань, перешедшем к политике поощрения экспорта, что привело к ускорению ежегодных темпов развития страны на 10%. Южная Корея сменила политику импортозамещающей индустриализации и понизила импортные барьеры, после чего темпы роста в стране составили 10% в год. Гонконг и Сингапур всегда придерживались политики поощрения экспорта и добились высоких темпов роста [4, с. 296-299].
Среди различных типов СЭЗ в наибольшей степени на привлечение иностранных инвестиций путем использования конкурентных преимуществ, основанных на дешевых местных трудовых ресурсах, ориентированы экспортно-производственные СЭЗ. Активное развитие они получили в Южной Корее, Малайзии, Индии, Сингапуре, на Филиппинах. Если в 1966 г. в развивающихся странах насчитывалось всего три экспортно-производственных СЭЗ (зона «Кандла» в Индии, зона «Мэйагуэс» на Пуэрто-Рико, зона «Гаосюн» на Тайване), то за 1966 - 1978 гг. были созданы 52 новые зоны, а к 1988 году число зон, основанных в 30 развивающихся странах, превысило 260 [5, с. 89]. Динамика роста экспортно-производственных зон тесно связана с тенденциями разделения труда между развитыми и развивающимися странами.
В Южной Корее создана сложная система, включающая четыре вида СЭЗ:
1) зоны свободной торговли для корейских и иностранных компаний, занимающихся вывозом товаров из Кореи (Кунсан — 1 254 предприятия, Мансан — 793 предприятия и Дебул — 1 158 предприятий);
2) свободные экономические зоны, в которых иностранные компании могут использовать иностранных работников (зоны созданы в трех городах — Инчон, Пусан и Квангйанг);
3) зоны беспошлинной торговли для привлечения транснациональных корпораций в центры обработки и перевалки грузов (Пусан, Квангйанг, порт Инчон и международный аэропорт Инчон);
4) индустриальные комплексы для повышения конкурентоспособности стратегически важных отраслей национальной экономики (на 1 января 2004 г. создано 36 индустриальных комплексов, каждый из которых объединил в среднем 385 фирм, и 6 индустриальных комплексов исключительно для иностранных предприятий) [6, с. 14-15].
Всем этим зонам предоставляются значительные налоговые льготы и преференции.
Большая роль механизму свободных экспортно-производственных зон, получивших название «макиладорас», отводится в Мексике. В 1998 г. приток инвестиций в этот сектор составил 3,5 млрд дол., что составило почти 40% от общего объема инвестиций в Мексику. На продукцию «макиладорас» приходится около 45% всего экспорта страны и более половины промышленного экспорта. По данным за 1998 г., в «макиладорас» работало более 1 млн чел. [7, с. 34-35].
В Бразилии в 1967 г. была создана СЭЗ «Промышленный округ свободной зоны Манаус» (Амазония) площадью 3,6 млн кв. км. Цель — стимулирование развития промышленного производства посредством налоговых льгот. Она быстро развилась и способствовала оздоровлению экономики Бразилии. Ее ядром стали примерно 30 сырьевых и топливно-энергетических отраслей, производящих продукцию для внутреннего рынка. Только 3-5% этой продукции экспортировалось. Впоследствии при создании экспортно-производств енной зоны на севере и северо-востоке страны в Законе о валютном, налоговом и административном регулировании (1989 г.) этот порядок был изменен в пользу экспорта товаров. Цель этой зоны — обеспечить приток иностранной валюты и содействовать технологическому, экономическому и социальному развитию указанных районов.
Китайская практика создания СЭЗ насчитывает более 25 лет. В 1978 г. в Китае с целью раз-
вития внешней торговли были созданы СЭЗ в 14 прибрежных городах во всех крупных портах страны: Далянь (Дальний), Циньхуандао, Тяньцзинь, Яньтай, Циндао, Ляньюньгань, Наньтун, Шанхай, Нинбо, Вэньчжоу, Фучжоу, Гуанчжоу (Кантон), Чжаньцзян, Бэйхай. Основной инструмент — налоговые и таможенные льготы. Четырнадцати открытым приморским городам была отведена роль «окон» и посредников на внешнем рынке. Созданные в них условия притягивают иностранных инвесторов. Число совместных предприятий в этих городах исчисляется тысячами, а объем привлекаемых капиталов достигает нескольких миллиардов долларов.
С 1980 г. в Китае также было создано пять особых экономических районов (ОЭР): Шэньчжень, Чжухай и Шаньтоу в провинции Гуандун, Сямэнь в провинции Фуцзянь, а также остров Хайнань, который является одноименной провинцией. В 1985 г. стали создаваться открытые экономические зоны в дельтах рек Янцзы и Чжуцзян, в экономическом треугольнике южной части провинции Фуцзянь, на Шаньдунском и Ляодунском полуостровах, а также в Гуанси-Чжуанском автономном районе. ОЭР ориентированы на внешние рынки. Из пяти особых экономических районов экспортируется более 50% производимой там продукции.
Только одна из этих пяти зон — Шэньчжэнь-ская — в 1994 г. имела общий объем валовой продукции промышленности зоны 60 млрд юаней (около 7 млрд дол.). Общий объем капиталовложений за 14 лет существования зоны превысил 120 млрд юаней, 20 % этих вложений осуществляют иностранные инвесторы — представители более 80 стран мира; создано около 10 тысяч совместных с иностранным капиталом предприятий, выросло число производств, полностью подчиненных иностранным компаниям из Гонконга, Тайваня, Японии, Сингапура, Таиланда, США. Источником такого роста СЭЗ является стабильная юридическая база, компетентные органы управления СЭЗ, развитая система сбыта продукции, производимой на территории СЭЗ.
В 1992 г. КНР открыла внешнему миру 13 приграничных городов: Хуньчунь (провинция Цэилинь), Суифэньхэ и Хэйхэ (провинция Хэй-лунцзян), Маньчжурия и Эрлянь-Хото (автономный район Внутренняя Монголия), Тачэн, Болэ, Инин (Синьцзян-Уйгурский автономный район), Хэкоу, Ваньцзин, Жуйли (провинция Юньнань), Пинсян и Дунсин (Гуанси-Чжуанский автономный район). Затем правительство Китая решило
открыть административные центры семи приграничных и приморских провинций (автономных районов): города Наньнин, Куньмин, Урумчи, Хух-Хото, Харбин, Чанчунь и Шицзячжуан.
Приграничные города обладают преимуществами для развития торгово-экономического сотрудничества с соседними странами, среди которых видное место занимают Восточная Сибирь и Дальний Восток Российской Федерации. В настоящее время там создается инфраструктура и развивается приграничная торговля посредством заключения бартерных сделок.
В 1998 г. в эту страну поступило 40 млрд дол. иностранных инвестиций. В группе стран развивающихся экономик по размерам притока прямых иностранных инвестиций в 1994-1998 гг. Китай занимал первое место [5, с. 34].
Разновидность зон свободной торговли — специальные магазины беспошлинной торговли — «дью-ти фри» в международных аэропортах и морских портах. Такие магазины обладают экстерриториальностью и наделяются правом беспошлинного ввоза товаров. Крупнейший по продажам центр «дьюти фри» — Дубаи. В комплексе «Дубаи дьюти фри» (создан в 1983 г. в международном аэропорту Дубаи) к 90-м гг. ХХ века число занятых увеличилось со 120 до 560 человек, а доходы выросли в 7 раз (в 1994 г. товарооборот достиг рекордного уровня — 144 млн дол.). Центр отмечен 47 наградами, в том числе тремя престижными: «Лучший магазин дьюти фри в мире» от организации «Араб трэвел эвордз», «Лучший в мире шопинг в аэропорту» от «Книги лучших» Курвуазье и «Второй лучший магазин дьюти фри» от британского издания «Бизнес трэвеллер». Цены в Дубаи в 1995 г. были на 20-30% ниже, чем в магазинах аэропортов Амстердама и Сингапура. В 1997 г. пассажиропоток в аэропорту Дубаи возрос до 8 млн чел., а объем продаж — до 200-300 млн дол.
На сегодняшний день в мире возник новый тип зон — экспортно-импортные зоны, который довольно быстро распространился в развивающихся странах. Сегодня примерно 145 таких зон действуют более чем в 40 странах. Эти зоны сочетают в себе организацию производств, работающих как на внутренний рынок (импортозамещение), так и производящих продукцию для внешних потребителей (экспортная ориентация).
Страны с переходной экономикой занимают отдельное место в мировой экономической системе. К ним в настоящее время относятся бывшие республики Советского Союза, а также бывшие
социалистические страны Центральной и Восточной Европы и другие страны — участницы Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). До начала переходного периода (1989-1991 гг.) в этих странах царило централизованное планирование, импортно-экспортные потоки контролировались государством. Страны-участницы СЭВ активно торговали между собой и препятствовали торговле с другими странами. В момент начала перехода к рыночной экономике этим странам пришлось столкнуться с новой системой распределения ресурсов, сокращением субсидий, приватизацией государственных предприятий и созданием института частной собственности, демонополизацией внешней торговли, открытием экономики для международного обмена.
Процесс международной торговли стал развиваться в сторону быстрого роста импорта, особенно потребительских товаров, основанном на отлаженном потребительском спросе. Но для оплаты своего импорта страны с переходной экономикой должны были экспортировать товары на наиболее значимые для них рынки Западной Европы и других промышленно-развитых стран, что привело к созданию на их территории экспортно-производственных зон.
Здесь налицо было стремление привлечь зарубежные инвестиции в экспортные отрасли. Отличительная черта этих зон в том, что, используя льготный валютно-финансовый и правовой режимы, государство на территории зоны обеспечивает развитие наиболее приоритетных отраслей промышленности или на территории депрессивных районов стимулирует экспортное промышленное производство. Это создает условия для более эффективного использования местного сырья и полуфабрикатов, внедрения современных методов управления производством, подготовки кадров соответствующей квалификации. Такие зоны обеспечивают поступление не только иностранного капитала, но и технологий, ноу-хау, создают новые рабочие места и одновременно в силу своей экспортной направленности ограждают местных производителей от прямой конкуренции с иностранными фирмами.
Экспортно-производственные зоны в Европе особо развиты в Румынии, Венгрии, Болгарии, Польше. Специфичность их состоит в том, что это своеобразные предприятия, главное назначение которых - экспорт товаров и услуг и обеспечение производственной деятельности национальных и иностранных хозяйственных субъектов. В
Венгрии в 2000 г. число территорий, получивших статус промышленных зон, достигло 112, число занятых в них приближается к 100 тыс., годовой объем производства зарегистрированных на их территории около 1 тыс. предприятий составляет около 6 млрд. дол., причем 80% продукции этих предприятий поставляется на экспорт. Общий объем капиталовложений, направленных на развитие промышленных зон, превысил 1,5 млрд. дол. Производительность труда на этих территориях в два раза выше, чем в среднем по стране [8, с. 26]. В настоящее время в польских СЭЗ хозяйственную деятельность осуществляют около 300 инвесторов, объем инвестиций превысил 1 млрд. дол., количество новых рабочих мест составило 15 тыс. [9, с. 53].
В связи с тем, что данные страны не являются научно-техническими лидерами, но обладают избытком капитала, они помимо ранее существующих в них экспортно-производственных зон сосредоточиваются на создании СЭЗ в области выпуска продукции массового производства — импортозамещающих зон. Это стало возможным в связи с присутствием в экономике данных стран квалифицированных трудовых ресурсов с высоким уровнем образования и инженерной подготовки.
Наиболее экономически развитые государства (государства Западной Европы, США и Япония) не имеют таких явных экономических проблем, связанных с поддержанием прожиточного минимума их населения, как развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Поэтому цели государственной политики зонирования в промышленно развитых странах сводятся к следующему:
• преодоление экономического отставания отдельных районов;
• решение проблемы занятости населения;
• стимулирование инноваций на основе научно-производственных территориальных образований высокотехнологичных и наукоемких производств и использования кадрового потенциала.
Но исторический опыт доказывает, что так было не всегда. Нынешние промышленно развитые страны, когда их рост только начинался, защищали свою промышленность от импортной конкуренции. В Великобритании было создано 30 свободных зон в регионах, где до 1990-х годов наблюдался спад экономической активности. В них было вложено 2 млрд. фунтов стерлингов, создано 60 тыс. рабочих мест. Здесь применялось освобождение от корпоративного и подоходного на-
логов, налога на хозяйственную деятельность для промышленных и коммерческих предприятий. Во Франции была создана 41 свободная городская зона с целью помощи неблагополучным в социальном плане районам. В этих зонах предприятия с численностью работающих до 50 человек освобождались от профессионального налога, налога на прибыль и социальных выплат [6, с. 13-14].
В США существуют три основных типа свободных зон:
1) зоны внешней торговли (ЗВТ);
2) предпринимательские зоны;
3) технологические парки.
Несмотря на консолидацию капитала и научно-технического потенциала, в США наиболее распространены ЗВТ, которые стали создаваться в период правления президента Ф. Рузвельта, предложившего в начале 1930-х гг. «новый курс», направленный на поощрение торговли, повышение ее эффективности и сокращение торговых издержек (закон 1934 г. «О внешнеторговых зонах»). В зоны внешней торговли были превращены склады, доки, аэропорты. Первые ЗВТ преследовали цели глубже вовлечь США в мировую торговлю путем расширения (с помощью таможенных льгот) экономической активности на определенных территориях, а также добиться снижения уровня безработицы, масштабы которой в стране были чрезвычайно велики в период «Великой депрессии». В 1950 и в 1991 гг. в указанный закон были внесены существенные поправки и дополнения, направленные на расширение деятельности ЗВТ и ее диверсификацию. В настоящий момент ЗВТ в США уже нельзя причислить исключительно к СЭЗ торгового типа, так как они «доросли» уже до СЭЗ третьего уровня — в них ведутся научные исследования и производится высокотехнологичная продукция.
Примерно из 180 СЭЗ в США 80% товарооборота приходится на 15 зон. В 1992 г. общая стоимость товаров, которые были завезены и переработаны в ЗВТ, достигла 93,8 млрд дол. (по сравнению со 102 млн дол. в 1970 г.). В конце 90-х гг. XX в. общая стоимость товаров, ежегодно ввозимых в ЗВТ, составляла 130 — 150 млрд дол. [10, с. 78-82].
Предпринимательские зоны в США расположены, как правило, в экономически депрессивных районах крупных городов. В 1980 г. в США насчитывалось семь специализированных предпринимательских зон, имевших различные льготы в торговых операциях с сырой нефтью,
транспортным и конторским оборудованием, текстилем и стальными трубами. В середине 1980-х гг. в предпринимательских зонах было разрешено создавать предприятия по сборке различных узлов и блоков компьютеров, электронно-вычислител ьной техники, телефонных аппаратов, холодильных установок и автомобилей. Резидентам таких зон предоставляется на федеральном уровне 5%-я скидка на налоги при строительных и ремонтных работах, налоговые скидки за каждого принятого на работу, отмена налога на увеличение стоимости капитала.
Свободные банковские зоны получили наибольшее распространение и достигли наивысшего совершенства в экономически развитых странах, имеющих давние традиции функционирования различных форм капитала и предпринимательской деятельности, а также в тех новых индустриальных странах, где ныне высоки уровень деловой коммерческой активности и степень концентрации международного капитала. Примерами этого могут служить банковские компании в Швейцарии и Люксембурге, Гонконге, Сингапуре, Бахрейне и на Каймановых островах, система осуществления банковских и страховых операций в США, Франции, Германии, Великобритании, а также страховые компании на Тайване, Филиппинах, Бермудских островах. Отличительной чертой всех этих зон является высокая степень развития инфраструктуры территории этих зон.
По мере развития многоаспектного международного сотрудничества повышаются роль и значение такого вида сервисных зон как рекреаци-онно-туристических и традиционных, имеющих многолетнюю историю зон игорного и развлекательного бизнеса, а также тех регионов и территорий мира, которые известны своими культурными, религиозными, историческими и другими традициями. Широко известны мировые центры подобного типа, например, Монако, Лас-Вегас (США), Канны (Франция) и другие. Целевая функциональная направленность зон этого типа предполагает их ориентацию на получение иностранной валюты для принимающих стран (стран, на территории которых расположены эти зоны), а также обеспечение должного международного и национального контроля за развитием этого сложного, порой криминального (или близкого к таковому) бизнеса.
Современные мировые финансовые центры в большей своей массе сформировались в офшорных зонах, где кредитные учреждения осущест-
вляют операции в основном с нерезидентами в иностранной для этой страны валюте, и предоставляются значительные льготы для размещения иностранного капитала и регистрации иностранных компаний. Их активное развитие происходило во второй половине XX века. К концу 70-х годов ХХ века стратегия создания зон, свободных от налогообложения, была взята на вооружение различными островными и прибрежными анклавными государствами. Новые безналоговые зоны дополнили список стран с благоприятными для бизнеса условиями налогообложения, таких как Швейцария, Люксембург, а также офшорных зон (Бермудские, Багамские и Каймановы острова). Во всем мире существует свыше 100 офшорных зон, причем около 70% всех офшорных центров были созданы на территориях, островах и архипелагах с выгодным географическим и геополитическим положением, развитыми транспортными и телекоммуникационными сетями, вблизи крупных международных финансовых центров. О размерах бизнеса, ведущегося через офшоры может говорить число созданных на их территории компаний: на начало 1995 г. в Панаме зарегистрировано 306,1 тыс. офшорных компаний, на Кипре — 27,4 тыс. офшорных компаний, на Багамах зарегистрировано более 400 офшорных банков и трастовых компаний с ежегодным оборотом по счетам более 20 млрд дол. [11, с. 14]. Офшорными центрами в мире являются Антильские острова, Багамские острова, Каймановы острова, остров Мэн, Барбадос, Гонконг, штаты Делавэр и Вайоминг в США, Западное Самоа, острова Горней и Джерси, Ирландия, Либерия, Кипр, Мальта, Ливан, Лихтенштейн, Мадейра, Виргинские острова, Гибралтар, Панама, Сингапур, Швейцария.
В отличие от свободных торгово-складских, экспортно-производственных,научно-технологи-ческих зон, действующих на относительно локализованных рынках, финансово-банковские, в том числе офшорные центры являются участниками мировых валютно-кредитных и финансовых рынков. Эти рынки характеризуются очень большими масштабами: ежедневные операции на мировых валютных и финансовых рынках примерно в 50 раз превышают сделки по мировой торговле товарами [12, с. 396-397].
Концентрация первоклассных научных кадров и высококвалифицированной рабочей силы в развитых странах помимо создания СЭЗ первого и второго поколений привела к специализации на создании таких типов СЭЗ, которые находят-
ся в первой стадии коммерческого производства продукции — технико-внедренческих зон самого последнего по времени направления применения идеи освобождения от таможенных пошлин ввоза и вывоза товаров. Такие зоны обеспечивают на основе различных льгот разработку и внедрение современной технологии с помощью не только национальных, но и иностранных предприятий и организаций. Свободные технологические зоны наиболее ярко проявились в эпоху научно-технической революции, когда практически во всех странах стали активно развиваться наукоемкие отрасли, когда увеличились ассигнования на проведение НИОКР. К примеру, в Японии только в 1975—1985 гг. эти расходы возросли более чем в 3 раза. При этом наукоемкие производства в этой стране опираются на мощную поддержку государства, которое предоставляет научным организациям и наукоемким отраслям дешевые кредиты, субсидии, льготное налогообложение, повышенные нормы амортизации. В послевоенные годы Япония была самым крупным импортером лицензий и патентов, с 1950 по 1990 г. японские компании закупили и освоили более 55 тысяч лицензий. Но в 80-90-е гг. XX в. Япония сама стала крупнейшим экспортером новых технологий. Только крупнейший из технополисов Японии — технополис «Цикуба» обеспечивает работой 1 455 тыс. человек [13, с. 42].
Особенностью эволюции технопарков в США явилось то, что первоначально они возникали спонтанно, как следствие удачного сочетания ряда факторов — географического, экономического, социального и т.д. Именно «спонтанные» технопарки оказались наиболее эффективными. Это «Силиконовая долина», расположенная в г. Санта-Клара вблизи Стэнфордского университета (штат Калифорния); «Дорога номер 128» — вблизи Массачусетского технологического института и Гарвардского университета; исследовательский парк «Парк-Треугольник» в Северной Каролине. Всего в 1973 г. в США насчитывалось 84 научно-технические зоны. В них было занято 142 тыс. рабочих и 45 тыс. ученых. Только в Силиконовой долине интегрируется 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. Здесь занято около 25 тыс. чел., находятся производства крупнейших компьютерных фирм «Интел», «Майкрософт» др. О роли, которую играют технологические парки в экономике США, свидетельствует тот факт, что в 1995 г. «Силиконовая долина», которая считается цент-
ром высокотехнологичной индустрии, привлекла 1,29 млрд дол. (более 20%) из общей суммы в 6,1 млрд дол. общих инвестиций, вложенных во все промышленные предприятия США [14, с. 36].
В СЭЗ технико-внедренческого типа происходит распространение сферы их деятельности на решение не только первоначально поставленных задач по развитию научного потенциала страны, но и на комплексное улучшение экономического и социального положения регионов, в которых данные СЭЗ образованы. Наглядным примером этого служат технополисы Японии и китайские экономические зоны, в которых одновременно с осуществлением технико-технологических прорывов решаются проблемы создания производственной и социальной инфраструктуры, жилищного строительства, осуществляются самые современные планировочные решения. Так, СЭЗ «Шэньчжень» за 8 лет превратилась в современный город с пятимиллионным населением. В ней построены производственные и жилые помещения общей площадью 12 млн кв. м. основан университет, функционирует более 1 000 предприятий с участием иностранного капитала и около 100 полностью иностранных. Кроме того, ведут деятельность несколько сотен кооперативов. В зоне действуют отделения и представительства 24 зарубежных банков [1, с. 56].
Проведенный анализ применения СЭЗ в мировой практике показывает высокую положительную степень их влияния на экономические процессы создающих их стран. Для повышения эффективности экономической деятельности посредством создания СЭЗ страны с различным уровнем экономического развития используют различные виды СЭЗ, которые в дальнейшем с ростом производственной и научно-технической базы могут трансформироваться в СЭЗ более высокого поколения, «дорастая» до текущих потребностей принимающих стран.
В обеспечении процесса интеграции национальных экономик во всемирное хозяйство различные типы СЭЗ участвуют в соответствии с их функциональными возможностями и избранной сферой деятельности. Так, торгово-складские зоны выполняют роль инфраструктурных узлов внешнеторгово-транспортных коммуникаций, участвуя в формировании глобальных логистических систем. Трансграничное движение капиталов обеспечивают финансово-банковские центры, производящие международные расчеты. Наиболее активно содействуют «встраиванию»
национальных экономик в мировую на основе инновационных технологий экспортно-производственные зоны, научно-технологические, научно-инновационные центры, технопарки, технополисы и др. Свои коммуникационные функции большинство СЭЗ складского типа осуществляют через управление мировыми логистическими сетями путем предоставления многофункциональных транспортно-перевалочных и складских, а также грузоперерабатывающих и других инфраструктурно-сервисных услуг [15, с. 10, 174-176].
Однозначно определить, какой тип зон является наиболее предпочтительным для того или иного типа государственного управления, не представляется возможным в связи с множеством факторов, влияющих на данное решение. Однако интеграции национальных экономик в мировую способствуют все типы свободных экономических зон. При этом следует понимать, что не существует идеальных, пригодных на все случаи моделей зон, применение которых автоматически гарантирует приток иностранных инвестиций, резкое ускорение экономического развития. На основе оценки потенциальных возможностей государства должен проводиться выбор конкретной модели зоны, формироваться инвестиционный режим, наиболее адекватный имеющимся условиям. Создание зон оправдано, если таким образом реализуются уже имеющиеся экономические преимущества тех или иных территорий: близость к центрам международного экономического обмена, научно-технический потенциал, сосредоточение трудовых ресурсов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1998.
2. Дерюгина С.В. Правовые аспекты понятия «свободная экономическая зона» // Государство и право. № 5. 1997.
3. Департамент общественной информации ООН // Фактологический бюллетень № 20. Апрель 2004 г. Информационный портал ООН — www.un.org.
4. Пугель Т.А., Линдерт П.Х. Международная экономика: Учебник / Пер. с англ. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003.
5. Карпов А.В. Колесникова И.В. Правовое регулирование иностранных инвестиций в свободных экономических зонах // Финансы и кредит, № 18, 2002.
6. Трушин А. Игра в открытую экономику // Прямые инвестиции. № 3(47). 2006.
7. Кузнецова Г.В. Свободные экономические зоны — опыт Мексики // Внешнеэкономический бюллетень. 2000. № 6.
8. Неклюдова В.А. Венгрия: свободные экономические зоны как средство привлечения иностранных инвестиций и развития экономики // Внешнеэкономический бюллетень. № 6. 2001.
9. Неклюдова В.А. О специальных экономических зонах в Польше // Внешнеэкономический Бюллетень. № 4. 2001.
10. Зименков Р. Свободные экономические зоны: американский опыт // Российский экономический журнал. № 3. 1998.
11. Цуканова Г.М. Особая экономическая зона как форма внешнеэкономического развития региона // Внешнеэкономический бюллетень. № 1. 1999.
12. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2001.
13. Корчной С. Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон//Директор. № 5. 1997.
14. Семенов Г. Развитие свободных экономических и офшорных зон // Российский экономический журнал. № 11. 1995.
15. Басенко А.М. Свободные экономические зоны в механизме интеграции национальной экономики в систему мирохозяйственных связей: Монография. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2002.