Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЛЯ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ МУЗЕЙНОГО ТИПА'

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЛЯ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ МУЗЕЙНОГО ТИПА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
формы досуга / творческие мероприятия / досуговая деятельность / музей / музейный бизнес / учреждение культуры / досуг детей / forms of leisure / creative events / activities / museum / museum business / cultural institution / leisure children

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винюкова Ю.В.

В данной статье рассматриваются разнообразные формы проведения детского досуга в рамках учреждений культуры музейного типа, а также их особенности. Как музеи, следуя современным тенденциям, превращаются в самые востребованные учреждения социально – культурной деятельности, культурно – досуговые мероприятия для детей и подростков становятся неотъемлемой частью музейного бизнеса, и как музеи адаптируют различные формы детских мероприятий под особенности своей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винюкова Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FORMS OF ORGANIZATION LEISURE FOR CHILDREN IN INSTITUTIONS MUSEUM-TYPE CULTURES

This article discusses various forms of children's leisure activities within museumtype cultural institutions, as well as their features. How museums, following modern trends, are turning into the most popular institutions of social and cultural activities, cultural and leisure activities for children and adolescents are becoming an integral part of the museum business, and how museums adapt various forms of children's activities to the characteristics of their environment.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЛЯ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ МУЗЕЙНОГО ТИПА»

УДК 1

Винюкова Ю.В.

магистрантка департамента социально-культурной деятельности и сценических искусств института культуры и искусств Московский государственный педагогический университет

(г. Москва, Россия)

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЛЯ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ МУЗЕЙНОГО ТИПА

Аннотация: в данной статье рассматриваются разнообразные формы проведения детского досуга в рамках учреждений культуры музейного типа, а также их особенности. Как музеи, следуя современным тенденциям, превращаются в самые востребованные учреждения социально - культурной деятельности, культурно - досуговые мероприятия для детей и подростков становятся неотъемлемой частью музейного бизнеса, и как музеи адаптируют различные формы детских мероприятий под особенности своей среды.

Ключевые слова: формы досуга, творческие мероприятия, досуговая деятельность, музей, музейный бизнес, учреждение культуры, досуг детей.

В современном мире последние несколько лет выделяется тенденция к достаточно высокому уровню развития форм досуга, в особенности для детей среднего и старшего возраста. Это обусловлено быстрым развитием современных технологий, появлением новых форматов у взрослых мероприятий, совершенствованием event - индустрии в целом.

В настоящее время процент детской аудитории в музеях большими темпами набирает обороты. Это связано с появлением большого спектра мероприятий для проведения времени не только с образовательными целями, но и с целью интересно и увлекательно провести досуг. Современные дети отличаются от детей, которые посещали музеи 15-20 лет назад. В 21 веке детей с

2334

рождения окружают различные интеллектуальные игрушки, компьютерные игры и свободный доступ в сеть Интернет, где без труда можно получить информацию о любом предмете, который раньше можно было увидеть только в музее. Исходя из этого, специалисты зарубежных и российских музеев понимают, что музей должен предложить такой уникальный продукт, который сможет составить достойную конкуренцию индустрии развлечений. Нарастающий спрос на услуги по организации мероприятий для детской аудитории заставил все учреждения культуры вводить их в свои виды деятельности, в связи с этим все больше и музейные учреждения стали готовы следовать трендам в сфере досуга и внедрять в свою деятельность различные форматы мероприятий. Кроме того, сфера детского образования и досуга является одной из самых прибыльных во всем мире. Создавая и используя всевозможные форматы для проведения досуга детей, музеи не только расширяют аудиторию, создают имидж и положительную репутацию, но и повышают свой финансовый уровень. Так как проблема финансирования всегда особенно остро встает перед музейными учреждениями, в особенности, частными, проведение разнообразных мероприятий для детей будет способствовать его развитию и стабильности.

В связи с расширением детской аудитории музеи постепенно начали разрабатывать и формировать новые виды мероприятий, адаптированных для детей младшего и среднего возраста, а также подростков и молодежи. Некоторые из этих форм досуга навеяны зарубежными тенденциями, ряд мероприятий появились сначала во взрослом досуге, а затем были преобразованы и приспособлены к детскому досугу. Таких форм в музеях становится все больше и самые актуальные из них это: фестивали, интерактивные и тематические экскурсии, мастер - классы, лекции в различных форматах, музейные уроки, квест - игры, образовательные программы, перформансы, иммерсивные спектакли и экскурсии, концерты, тематические вечера (литературные, музыкальные, «Ночь музеев», и т.д.), а также творческие вечера с деятелями культуры, искусства и науки.

2335

Одной из самых популярных форм проведения досуга детей младшего и среднего возраста в музее являются интерактивные экскурсии. Такие экскурсии, помимо образовательной части - лекции или рассказа, включают творческую составляющую: рисование, лепку, небольшие игры.

Сегодня активно развивается новая форма работы с музейной аудиторией, которая обретает особую популярность - это квест-игра. Квесты -это относительно новый формат развлекательной игры для нескольких человек с определенной сюжетной линией. Музейные квесты могут быть различных видов, в зависимости от типа квеста и целей и задач, которые ставит перед собой автор: исторические, краеведческие, литературные, образовательные, развлекательные, развивающие и т.д. Главной особенностью музейных квестов является игровой формат, в ходе которого детей удается ненавязчиво познакомить с постоянной экспозицией и временными выставками, углубить и расширить их знания по теме, открыть для них разные виды творчества, развить их умственные и творческие способности. Квест, например, в художественном музее - это уникальное сочетание игры и познавательного процесса, в ходе которого происходит знакомство с картинами, художниками, историей искусства, интересными фактами о музеях.

Мастер-классы в последнее время пользуются большим спросом у широкой аудитории и выступают как одна из самых эффективных и популярных форм обучения в культурно-образовательной деятельности музея. Мастер-классы позволяют обучиться новой методике, новому жанру, технике в искусстве, освоить авторскую программу, а также непосредственно вступить в диалог со специалистом-педагогом. Это одна из разновидностей интерактивного обучения в музейной работе, преимущества которого сочетание теоретической части, индивидуальной работы и приобретение практических навыков.

Все чаще для детской аудитории начинают проводить тематические концерты в музеях, посвященные памятным датам, определенным праздникам или важным событиям в жизни ребенка. Также в настоящее время пользуются популярностью творческие фестивали, которые могут быть организованы как

2336

внутри музейного пространства, так и на любой другой подходящей площадке для творчества. Современный творческий фестиваль может включать: креативную мастерскую, театральные постановки и перформансы, маршруты и квесты, мастер-классы и игры, тематические кемпы, шествия и просмотр мультфильмов под открытым небом, выступление современных артистов, различного вида танцы и творческие встречи.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что музей в настоящее время стремиться следовать современным тенденциям и разрабатывает множество разнообразных форм проведения досуга как в своем пространстве, так и на более непривычных и интересных площадках. Музеи становятся центрами не только по приобщению людей к ценностям культуры и искусства, популяризации творчества различных художников и изучению истории своей страны. Они также становятся модными современными платформами для организации интересного и полезного досуга населения, включающего разнообразные интерактивные виды деятельности и современные технологии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Азарова Юлия Александровна, «Объективные предпосылки становления event-технологий как инновационного метода» // Вестник евразийской науки. 2015. №1 (26). URL: https://cyberlenmka.ra/article/n/obektivnye-predposylki-stanovleniya-event-tehnologiy-kak-innovatsionnogo-metoda (дата обращения: 15.06.2023);

2. Галкина Татьяна Васильевна, «О развитии досуговых форм музейно-педагогической деятельности в современных российских музеях» // Вестник ТГПУ. 2012. №3 (118). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-razvitii-dosugovyh-form-muzeyno-pedagogicheskoy-deyatelnosti-v-sovremennyh-rossiyskih-muzeyah (дата обращения: 10.06.2023);

2337

3. Грибкова О.В., Умеркаева С.Ш. Проектная деятельность как средство культурно-просветительной работы с молодежью в условиях столичного мегаполиса/О.В. Грибкова, С.Ш. Умеркаева. // Искусство и образование, 2019. -№5 (121). - С. 231-239;

4. Дымникова Мария Юрьевна, Квест как форма музейно-педагогической деятельности // Вестник СПбГИК. 2019. №1 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kvest-kak-forma-muzeyno-pedagogicheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 09.06.2024;).

5. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник: для студентов высших учебных заведений по специальности "Социально-культурная деятельность" / А. Д. Жарков, Московский гос. ун-т культуры и искусств. - Москва: Изд. дом МГУКИ, 2007. - 479 с.: табл., 20 см., ISBN 978-5-94778-171-7;

6. Лепаловская, В.А. Как подготовить и провести музейный квест / В.А. Лепаловская, Е.В. Сосновская // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2014. - № 1. - С. 25-33;

7. Литвиненко Валерия Алексеевна, Герасимова Ирина Алексеевна Event-технологии как инструмент реализации социально-культурных проектов в креативных индустриях // Вестник МГУКИ. 2018. №2 (82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7event-tehnologii-kak-instrument-realizatsii-sotsialno-kulturnyh-proektov-v-kreativnyh-industriyah (дата обращения: 08.06.2023);

8. Олешкевич К. И. Внедрение коммерческого подхода к организации культурно-досуговых программ для детей // Вестник МГУКИ. 2014. №3 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-kommercheskogo-podhoda-k-organizatsii-kulturno-dosugovyh-programm-dlya-detey (дата обращения: 05.06.2023);

9. Умеркаева С.Ш. Воспитание молодежи средствами культуроохранных технологий в современных условиях/ С.Ш. Умеркаева// Наука и технологии в современном обществе: Материалы II Международной научно-практической конференции (Уфа, 30-31 марта 2015 г.). - Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. - С. 54-58

2338

Vinyukova Yu.V.

Moscow State Pedagogical University

MODERN FORMS OF ORGANIZATION LEISURE FOR CHILDREN IN INSTITUTIONS MUSEUM-TYPE CULTURES

Abstract: this article discusses various forms of children's leisure activities within museumtype cultural institutions, as well as their features. How museums, following modern trends, are turning into the most popular institutions of social and cultural activities, cultural and leisure activities for children and adolescents are becoming an integral part of the museum business, and how museums adapt various forms of children's activities to the characteristics of their environment.

Keywords: forms of leisure, creative events, activities, museum, museum business, cultural institution, leisure children.

2339

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.