Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ / ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волошина Татьяна Александровна

Статья посвящена вопросам реализации современных форм дополнительного образования в вузах. Раскрыты историко-культурная составляющая развития данного вида образования и ее значение в современной образовательной политике. Рассмотрены различные примеры организации системы дополнительного образования в вузах России. Особое внимание уделяется художественным направлениям подготовки, представлен опыт ведущих художественных академий, таких как МГХПА им. С.Г. Строганова, СПбАХ имени Ильи Репина, СПбГХПА им. А.Л. Штиглица. Автором представлен собственный опыт организации системы дополнительного образования художественной направленности в Петрозаводском государственном университете, проанализированы положительные эффекты реализации программ дополнительного образования, такие как увеличение количества желающих получать дополнительное образование в рамках вуза, улучшение качества абитуриентов, повышение адаптации первокурсников, ранее обучающихся в Университетской школе искусств и дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FORMS OF ORGANIZATION OF ADDITIONAL EDUCATION IN THE UNIVERSITY

The article is devoted to the implementation of modern forms of additional education in universities. The historical and cultural component of the development of this type of education and its importance in modern educational policy are revealed. Various examples of the organization of the system of additional education in Russian universities are considered. Particular attention is paid to the artistic directions of training, the experience of leading art academies, such as the M. S.G. Stroganov, St. Petersburg Academy of Arts named after Ilya Repin, St. A.L. Stieglitz. The author presents his own experience in organizing a system of additional education of an artistic orientation at Petrozavodsk State University, analyzes the positive effects of the implementation of additional education programs, such as an increase in the number of people wishing to receive additional education within the university, an improvement in the quality of applicants, an increase in the adaptation of freshmen who previously studied at the University School of Arts and design.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ»

Выводы преподавателя и каждого из студентов при этом не должны вступать в противоречие, что достигается за счёт грамотного исполнения этапа планирования и исключения противоречия в поставленных целях.

Выводы. Таким образом, финансовая грамотность, как и финансовая культура, являющаяся её отражением, неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности. Исследуя проблему актуальности занятий по финансовой грамотности для студентов неэкономических направлений подготовки, в первую очередь поднимается вопрос актуализации курса в рамках современных педагогических подходов, одним из которых, несомненно, является технология личностно-ориентированного обучения. Первичной задачей преподавателя, как архитектора образовательного пространства, становится адаптация целей и задач курса и дисциплины под индивидуальные особенности каждого студента. Эта деятельность имеет ряд основных направлений, общая характеристика которых, так или иначе, затрагивает подбор наиболее сообразных с целями обучающихся методов подачи учебного материала. Немаловажен также и этап рефлексии, он должен олицетворять основную идею личностной ориентации, заключающуюся в единстве субъекта и объекта обучения, то есть обучающийся объединяет в себе субъектно-объектное начало учебной деятельности.

Литература:

1. Богомолова Е.В. Интеграция личностно-ориентированного и синергетического подходов как методологическая основа подготовки современного специалиста // Гуманизация образования. - 2017. - №4. - С. 33-38.

2. Винникова И.С. Проблемы и пути повышения финансовой грамотности студентов педагогического ВУЗА // В сборнике: СТРАХОВАНИЕ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Сборник трудов XIX Международной научно-практической конференции: в 2 томах. - Ответственные редакторы: Е.В. Злобин, Т.В. Сарычева. -2018. - С. 475-479.

3. Винникова И.С., Кузнецова Е.А. Применение современных педагогических технологий при изучении основ финансовой грамотности в школе // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-2. - С. 90-93.

4. Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Шутова Ю.Г., Стародубова Д.С. Педагогические особенности формирования финансовой грамотности у студентов экономических направлений подготовки // Мир науки. - 2016. - Т. 4. - № 6. - С. 39.

5. Дубровина Е.А. Исследовательское обучение как средство формирования информационной компетентности студентов / Молодой ученый. - 2010. - № 4 (15). - С. 322-326.

6. Исакова Н.Ю. Финансы / Н.Ю. Исакова. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. - 338 с.

7. Карпов А.О. Метод обучения в исследовательском образовании // Школьные технологии. - 2015. - №6. - С. 19-35.

8. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика / А.А. Плигин. - М.: Профит Стайл, 2007. - 599 с.

9. Хижная А.В., Челнокова Е.А., Челноков А.С., Воронина И.Р. Инновационные технологии профессионального обучения как средство активизации обучения студентов // Современный ученый. - 2020. - № 4. - С. 46-49

10. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.:, 1996. - 96 с.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Волошина Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. Статья посвящена вопросам реализации современных форм дополнительного образования в вузах. Раскрыты историко-культурная составляющая развития данного вида образования и ее значение в современной образовательной политике. Рассмотрены различные примеры организации системы дополнительного образования в вузах России. Особое внимание уделяется художественным направлениям подготовки, представлен опыт ведущих художественных академий, таких как МГХПА им. С.Г. Строганова, СПбАХ имени Ильи Репина, СПбГХПА им. А.Л. Штиглица. Автором представлен собственный опыт организации системы дополнительного образования художественной направленности в Петрозаводском государственном университете, проанализированы положительные эффекты реализации программ дополнительного образования, такие как увеличение количества желающих получать дополнительное образование в рамках вуза, улучшение качества абитуриентов, повышение адаптации первокурсников, ранее обучающихся в Университетской школе искусств и дизайна.

Ключевые слова: дополнительное образование, современные формы, довузовская подготовка, непрерывность образования.

Annotation. The article is devoted to the implementation of modern forms of additional education in universities. The historical and cultural component of the development of this type of education and its importance in modern educational policy are revealed. Various examples of the organization of the system of additional education in Russian universities are considered. Particular attention is paid to the artistic directions of training, the experience of leading art academies, such as the M. S.G. Stroganov, St. Petersburg Academy of Arts named after Ilya Repin, St. A.L. Stieglitz. The author presents his own experience in organizing a system of additional education of an artistic orientation at Petrozavodsk State University, analyzes the positive effects of the implementation of additional education programs, such as an increase in the number of people wishing to receive additional education within the university, an improvement in the quality of applicants, an increase in the adaptation of freshmen who previously studied at the University School of Arts and design.

Keywords: additional education, modern forms, pre-university training, continuity of education.

Введение. В современных условиях дополнительное образование детей играет большую роль в развитии подрастающего поколения, раскрытии творческих потенциалов и профессиональной ориентации. Исторически сложившаяся система в России имеет глубокие корни, когда зарождалась просветительская деятельность общественных организаций и частных лиц (К.Н. Венцель, П.Ф. Лесгафт, Е.Н. Медынский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.). Теоретической основой в этой области стали труды разработчика рациональной педагогики В.П. Вахтерова «Внешкольное образование народа», вышедшие в 1896 году. В России огромное значение в развитии системы дополнительного образования детей имели педагогические концепции С.Т. Шацкого и А.У. Зеленко, которые являлись создателями первых в России клубов и обществ для детей, летней трудовой колонии.

В 20 веке дополнительное образование становится значимой частью целостной системы образования, обретая нормативно-правовую базу. В советский период большим достижением было развитие кружков и творческих объединений на базе вузов и предприятий. В период перестройки система образования претерпела серьёзные изменения в попытке уйти от излишней социалистической риторики. Однако именно в 21 веке на законодательном уровне появилось понятие «дополнительное образование», которое направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Кроме того, право реализовывать дополнительные образовательные программы закреплено за образовательными организациями, в том числе и высшего образования, имеющими лицензию на осуществление соответствующей образовательной деятельности [2]. Согласно данным Росстата доля федеральных учреждений высшего образования составляет около 1% от общего числа организаций, реализующих дополнительные образовательные программы [3].

Изложение основного материала статьи. Сегодня многие вузы признают, что современные формы реализации системы дополнительного образования являются эффективными и стараются применить их для улучшения качества абитуриентов, поступающих на различные направления подготовки. «Дополнительное образование в вузе создаёт особые возможности для развития образования в целом, в том числе для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически оно является инновационной площадкой для отработки образовательных программ, моделей и технологий будущего» [4].

Современные российские университеты, прежде всего опорные, несут на себе нагрузку драйверов развития регионов и обязаны заботиться о создании особого социокультурного пространства, способствующего инновационному, технологическому, культурному и социальному развитию регионов. Стать драйвером развития экономики региона и выполнить требования приоритетных проектов можно при условии системной и последовательной работы, связанной с сохранением и развитием человеческого капитала региона, а роль образовательного учреждения как раз и заключается в создании и приумножении человеческого капитала страны, повышающего её конкурентоспособность в мировом сообществе [6]. В этой связи вузы делают ставку на улучшение качества образования, развитие и совершенствование системы подготовки к обучению в вузе, перепроектирование учебных пространств, развитию открытых образовательных ресурсов и многое другое. Все это для того, чтобы привлечь молодого и талантливого абитуриента из своего региона, создавать условия для получения качественного образования с последующим карьерным ростом. Именно для таких талантливых и одаренных детей, а в последующем и молодежи в вузах создаются благоприятные условия, способствующие формированию навыков, развитию компетенций и личностного потенциала [1, с. 65].

Решая эти задачи учреждения высшего образования обращаются к различным организационным формам дополнительного образования, например, «Физико-математическая школа при МГТУ им. Баумана», «Клуб юного юриста Всероссийского Государственного Университета Юстиции», «Клуб «Юный медик» Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова», «Школа юного телевизионщика (Школа юнтв) Высшей школы телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова» и др.

Дополнительное образование в области искусства и культуры рассматривается «в качестве основы для сбалансированного, творческого, когнитивного, эмоционального, эстетического и социального развития детей и молодежи» [5, с. 4]. В связи с этим особого внимания требуют вопросы развития художественной подготовки на ступени высшего образования. В аспекте значимости способностей будущего специалиста важную роль играет непрерывность образовательного процесса. Среди интересных форм дополнительного образования выделяются ведущие академии высшего художественного образования.

В МГХПА им. С.Г. Строганова организована Детская академия дизайна, которая реализует программы дополнительного образования для различных возрастных групп (от 6 лет): Основы дизайна, Основы дизайна моды, Графический дизайн, Дизайн транспортных средств («Еду,плыву,лечу»), Дизайн интерьера и др. Большое внимание уделено академической подготовке (Академия искусств «Строгановские традиции»), где приглашаются обучающиеся от 17 лет на занятия в Класс-мастерские по академическому рисунку и живописи.

Вечерние рисовальные классы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина были организованы в 1958 году по инициативе академика М.Г. Манизера и предназначались для начального профессионального художественного обучения трудящихся. Сегодня они сохранили свои традиции и существуют как система дополнительного образование для детей (с 14 лет) и взрослых в области академического рисунка, живописи и истории искусства. В этом вузе ежегодно проводится Летняя школа, где можно ознакомиться с традициями, получить знания и практические навыки русской классической художественной школы.

Разнообразие форм организации дополнительного образования можно наблюдать в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица. Для дошкольников и младших школьников организована «Академия для детей», где обучающиеся с 4 лет могут посетить занятия по рисунку, живописи, мозаике, лепке, ткачеству. Дети среднего и старшего возраста могут пройти обучение в «Детской академии искусств и дизайна», программа которой включает помимо традиционных занятий по живописи, рисунку, композиции и скульптуре, уроки компьютерной грамотности и историю дизайна. Дополнительное образование СПбГХПА им. А.Л. Штиглица предлагает и услуги для взрослого населения в «Академии для взрослых», где проводятся мастер-классы по различным художественным техникам (витраж, мозаика, гризаль, резьба по дереву и др.).

Университетская школа искусств и дизайна (далее УШИиД) Петрозаводского государственного университета, открытая в 2014 году на базе кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна, представляет собой творческую площадку художественного дополнительного образования для населения Республики Карелия, объединяющего людей разного возраста. Основная цель деятельности УШИиД является популяризация художественных профессий в регионе, а также подготовка к поступлению на художественные направления для сдачи творческого экзамена. Школа реализует дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы в области искусств, такие как живопись, рисунок, композиция, керамика, школа дизайна, лаборатория моды, анимация, дерево в интерьере и др.

В первую очередь, обучение программам дополнительного образования Университетской школы искусств и дизайна ориентировано на старшеклассников. Это обусловлено тем, что Детские художественные школы реализуют обучение школьников в большинстве случаев до 9-го класса и до поступления в вуз на художественные направления наблюдается серьезный перерыв в подготовке к сдаче творческого экзамена.

В современных условиях практически все вузы вынуждены были перейти на дистанционные формы обучения. Это открыло новые возможности для реализации программ дополнительного образования. В первую очередь это организация занятий через платформы Moodle, Ё-СТАДИ, а также в режиме онлайн с помощью программ Zoom, Microsoft Teams, TrueConf и др. В Университетской школе искусств и дизайна также были организованы подготовительные курсы в

дистанционном режиме через программу Zoom, а для иностранных абитуриентов обучение осуществляется на платформе VooV meeting и приложения WeChat.

Особое место в деятельности Университетской школы искусств и дизайна занимает выставочная деятельность, мастер-классы с группами разных возрастов. Ярким примером может служить проведение дней Университетской школы искусств и дизайна ПетрГУ в крупном торговом центре «Лотос-плаза», где на открытых площадках педагоги давали мастер-классы по живописи, рисунку, компьютерной графике, бумажной пластике, анимации, рисованию необычными материалами (мыльными пузырями, песком, тушью и глицерином), а студенты выполняли портреты и шаржи для всех желающих. Интересный опыт реализации деятельности УШИиД - это выездные мастер-классы и выставки в районах Карелии, охватывая контингент обучающихся, которые не могут приехать и обучаться по программам школы. Большое внимание на таких мероприятиях уделяется не только консультациям по вступительному экзамену, но и проведению разовых занятий по керамике, текстилю, анимации, дизайну, раскрывая востребованность художественных профессий в регионе.

Важным компонентом реализации деятельности Университетской школы искусств и дизайна является проведение занятий преподавателями кафедры и студентами. Уже с третьего курса обучающиеся направления «Педагогическое образование» профиля «Изобразительное искусство и Мировая художественная культура» под руководством опытных преподавателей проводят занятия по живописи, рисунку, композиции, анимации, выездные мастер-классы по инновационным художественным техникам. Студенты профиля «Технология и дополнительное образование» проводят занятия по робототехнике, техническому творчеству, дизайну одежды, декоративно-прикладному творчеству. Этот практический опыт важен для подготовки будущего педагога, т.к. способствует формированию значимых навыков работы в дополнительном образовании - от изучения спроса будущих слушателей, разработки программы, до ее непосредственной реализации. Проведенные занятия являются основанием и для организации опытно-экспериментальной работы, выполнения курсовых проектов.

В результате деятельности УШИиД были получены следующие результаты: во-первых, увеличилось количество обучающихся по дополнительным образовательным программам (таблица 1).

Таблица 1

Количество обучающихся в Университетской школе искусств и дизайна

Год 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Количество 18 25 42 68 89 112 48

Динамика увеличения количества слушателей выглядит следующим образом: в первый год увеличилась на 38% , во второй - на 68%, в третий - на 61%, в четвертый - на 30%, в пятый - на 25%. Это обусловлено увеличением количества программ в 2015-2017 годах, а в последующие годы прирост обеспечен улучшением маркетинговой политики УШИиД. В 2020 году в результате сложной санитарно-эпидимиологической ситуацией занятия по всем программам были приостановлены, часть занятий переведена в дистанционный режим.

Однако не все слушатели являются потенциальными абитуриентами. Среди обучающихся есть и взрослое население и (к сожалению) абитуриенты, которые в дальнейшем поступают в другие вузы России.

Во-вторых, хотелось бы отметить, что количество подготовленных абитуриентов стал гораздо выше (таблица 2).

Таблица 2

Количество студентов, поступивших на творческие направления в ПетрГУ после окончания УШИиД

Год 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Количество 2 7 12 14 16 12

Как видно из таблицы, динамика последних лет снижается. Это обусловлено сокращением бюджетных мест на все направления подготовки.

В-третьих, положительным эффектом деятельности УШИиД является факт, что студенты, посещавшие программы Школы быстро адаптируются, повышается сохранность контингента. Студенты, обучавшиеся по программам дополнительного образования в стенах университета, привыкают к преподавателям, комфортнее себя чувствуют в знакомой обстановке.

Выводы. В результате анализа построения и развития деятельности дополнительного образования в вузе на примере Университетской школы искусств и дизайна Петрозаводского государственного университета можно отметить, что такая система позволяет получить значимые социальные эффекты. К ним можно отнести расширение спектра образовательных сервисов, соответствующих запросам населения; популяризацию креативных индустрий в регионе; увеличение количества слушателей, готовых в дальнейшем обучаться в вузе. Опыт реализации УШИиД доказывает, что университет может выступать площадкой дополнительного образования, позволяющей обеспечить целостность, непрерывность и преемственность образования школьника, необходимых для успешного обучения по художественным направлениям подготовки.

Литература:

1. Бурковская Т.В. Вуз как социокультурное пространство развития дополнительного образования детей и молодежи / Бурковская Т.В., Грибанов Е.Н. // Дополнительное образование - социокультурный институт самореализации детей и молодежи (к 100-летию системы дополнительного образования). Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2019. - С. 65-68.

2. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное [Текст] / С.Г. Косарецкий, М.Е. Гошин, А.А. Беликов и др.; под ред. С.Г. Косарецкого, И.Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т. образования. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 277 с.

3. Дополнительное образование детей (форма № 1-ДОП) / Официальный сайт Федеральная служба государственной статистики - URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/gNzb6qO6/dop-obraz1.html (дата обращения 22.07.2021).

4. Степанова Л.В. Роль дополнительного образования в вузе / Л.В. Степанова, Т.И. Васильева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 43. - С. 341-344. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76490.htm

5. Художественное образование в Российской Федерации: развитие творческого потенциала в XXI веке: аналит. доклад / Л.Л. Алексеева и др.; Рос. ин-т культурологии и др.; отв. ред. К.Э. Разлогов. - М., 2011. - 72 с.

6. Volkov A.E., Livanov D.V., Fursenko A.A. Higher Education: agenda 2008-2016 // Russian Education: Trends and Challenges: Sat. Art. and analytical reports. - M.: «Delo» of the Academy of National Economy. - 2009. - P. 11-19.

Педагогика

УДК 372.857

кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент Воронин Денис Михайлович

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); преподаватель Воронина Екатерина Геннадиевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ОБЗОР ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Вынужденный переход к системе обучения с применением дистанционных образовательных технологий, вероятно, нанес наибольший удар по качеству проведения занятий именно по физической культуре. Дистанционные занятия по физической культуре несут значительно меньшую смысловую нагрузку, нежели занятия, проводимые в очном формате. На момент начала пандемии, уровень обеспеченности цифровыми образовательными ресурсами предмета физическая культура, был одним из наименьших, а также не было полного понимания, как именно проводить занятия физической культурой с применением цифровых ресурсов. Данная работа проведена для помощи учителям физической культуры в плане использования доступных цифровых образовательных ресурсов на занятиях и во внеурочной деятельности. Актуальность материалов высока, поскольку согласно рекомендациям Министерства Просвещения, возможно, новый учебный год 2021-2022, начнется в смешанном формате обучения.

Ключевые слова: цифровые ресурсы, физическая культура, образовательный контент, качество образования.

Annotation. The forced transition to a system of training with the use of distance educational technologies probably caused the greatest blow to the quality of conducting classes in physical culture. Distance classes in physical culture carry a much smaller semantic load than classes conducted in full-time format. At the beginning of the pandemic, the level of provision of digital educational resources for the subject of physical culture was one of the lowest, and there was also no complete understanding of how to conduct physical culture classes using digital resources. This work was carried out to help physical education teachers in terms of using available digital educational resources in the classroom and in extracurricular activities. The relevance of the materials is high, because according to the recommendations of the Ministry of Education, it is possible that the new academic year 2021-2022 will begin in a mixed learning format.

Keywords: digital resources, physical culture, educational content, quality of education.

Введение. Ситуация, возникшая в марте 2020 года, в результате которой обучающиеся были переведены на обучение с применением дистанционных образовательных технологий наиболее сильно ударила по качеству преподавания физической культуры [1, 8]. Учителя физической культуры, согласно, проведенным исследованиям имеют наиболее низкий уровень цифровой грамотности, в сравнении с другими педагогами [2]. Первый аспект проблемы - очень малое количество разработок по физической культуре в цифровом формате [9], второй аспект проблемы - отсутствие у учителей физической культуры технического оборудования для качественного проведения практических занятий с применением дистанционных образовательных технологий [5], третий аспект - отсутствие четкого понимания содержательной части образовательного процесса по физической культуре, которую нужно реализовывать с применением дистанционных образовательных технологий [3].

Изложение основного материала статьи. Анализируя публикации в области методического обеспечения учебного процесса по физической культуре с применением дистанционных образовательных технологий можно сделать вывод, что разработок мало, те разработки, которые существуют очень далеки от идеала, но все же раскрывают отдельные проблемные аспекты [4]. Одна из первых методических разработок, которые появились в интернете - коллективная работа преподавателей и магистрантов Московского городского педагогического университета «Методические рекомендации по организации дистанционного обучения по предмету «физическая культура» [7]. Данная методичка хотя и совсем маленькая по объему, но тем не менее содержит много полезной информации. Первый раздел посвящен организации дистанционного взаимодействия с обучающимися, второй раздел посвящен описанию методических особенностей организации занятий физической культурой в дистанционном формате, третий раздел посвящен анализу принципов и правил педагогического взаимодействия на уроках физической культуры, проводимых в дистанционном режиме. Четвёртый раздел описывает возможные форматы организации дистанционного взаимодействия учителя и ученика, пятый раздел описывает возможные средства дистанционного взаимодействия, следующий раздел посвящен рекомендациям по работе с родителями и заключительный раздел рассматривает средства контроля при проведении занятий в дистанционном формате [7].

Второй работой, которую можно отметить, являются «Методические рекомендации о преподавании физической культуры в общеобразовательных организациях Республики Крым с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Данная работа тоже очень мала по объему, но дает рекомендации по нормативным актам, по платформам, которые можно использовать для проведения онлайн занятий, даны рекомендации по профилактике травматизма, представлен арсенал инструментов для проведения занятий и полезные ссылки на цифровые ресурсы в интернете [6].

На основании всех вышеперечисленных фактов формирование базы данных по цифровым образовательным ресурсам в области физической культуры является актуальным.

Цель работы: сформировать каталог цифровых образовательных ресурсов для применения учителями физической культуры при проведении уроков.

Результаты исследования. Анализируя базу цифровых образовательных ресурсов по физической культуре, можно отметить отсутствие систематизации информации, большинство ссылок в интернете либо неработающие, либо переводящие на абсолютно сторонние ресурсы, не имеющие отношения к данной профессиональной области. В результате анализа баз удалось отобрать 20 сайтов с цифровыми образовательными ресурсами и описать их содержание, применительно к профессиональной деятельности.

Проект «Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru/subject/9/) содержит полную базу видеоуроков по всех темам школьной программы с 1 по 11 класс.

Проект «Физкультура в школе» (http://www.fizkulturavshkole.ru/) содержит обширную информационную базу. На сайте размещены инструкции по технике безопасности при проведении занятий по физкультуре, материалы по методике преподавания физической культуры, педагогическая копилка с интересными материалами, каталог и правила проведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.