Научная статья на тему 'Из опыта организации дополнительного художественного образования на базе университета в соответствии с вызовами времени'

Из опыта организации дополнительного художественного образования на базе университета в соответствии с вызовами времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА / НЕПРЕРЫВНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ / ДОВУЗОВСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВО И ДИЗАЙН / КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРОГРАММ ПО МОДУЛЯМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынов В.В., Мартынова Н.В.

Статья посвящена опыту организации дополнительной образовательной деятельности с потенциальными абитуриентами вуза, в условиях созданной внебюджетной структуры дополнительного образования по направлениям изобразительного искусства и дизайна, направленного на инновационное обновление дополнительных образовательных программ с учетом запросов различных категорий детей и их родителей. Особый вектор дополнительной образовательной деятельности в «Академии современного искусства и дизайна» Тихоокеанского государственного университета (г. Хабаровск) направлен на категорию «одаренной» в художественно-творческой деятельности детей и довузовской молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM EXPERIENCE OF THE ORGANIZATION OF ADDITIONAL ART EDUCATION ON THE BASIS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN WITH TIME

Article is devoted to experience of the organization of additional educational activity with potential entrants of higher education institution, in the conditions of the created off-budget structure of additional education in the directions of the fine arts and design directed to innovative updating of additional educational programs taking into account inquiries of various categories of children and their parents including with health deviations. The special bias of additional educational activity in Pacific National University (Khabarovsk) is directed to category of the youth "exceptional child" in ART activity.

Текст научной работы на тему «Из опыта организации дополнительного художественного образования на базе университета в соответствии с вызовами времени»

коммуникативной иноязычной компетенции. - М., 6. Крапивина, М.Ю. Обучение иноязычному

МГЛУ. - 1999. - С.127-134. профессионально-ориентированному общению в

5. Strevens, P. New orientations in teaching Eng- современных условиях университетской лингви-lish. - Oxford, UK: Oxford University Press, 1977. - С. стической подготовки: монография / М.Ю. Крапи-89-108. вина. Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ,

2011. - 158 с.

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ УНИВЕРСИТЕТА В СООТВЕТСТВИИ С ВЫЗОВАМИ ВРЕМЕНИ

Мартынов В.В.,

доцент кафедры дизайна, ДПИ и этнокультуры, Тихоокеанский государственный университет

Хабаровск, Россия Мартынова Н.В.

Кандидат педагогических наук, доцент, Директор академии современного искусства и дизайна ТОГУ, Тихоокеанский государственный университет

Хабаровск, Россия

FROM EXPERIENCE OF THE ORGANIZATION OF ADDITIONAL ART EDUCATION ON THE BASIS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN WITH TIME

Martynov V.,

associate professor of departments of design Pacific National University, Khabarovsk, Russia Martynova N.

PhD Pedagogy, associate professor.

Director of Academy of the modern ART and Design, PNU

Pacific National University Khabarovsk, Russia

Аннотация

Статья посвящена опыту организации дополнительной образовательной деятельности с потенциальными абитуриентами вуза, в условиях созданной внебюджетной структуры дополнительного образования по направлениям изобразительного искусства и дизайна, направленного на инновационное обновление дополнительных образовательных программ с учетом запросов различных категорий детей и их родителей. Особый вектор дополнительной образовательной деятельности в «Академии современного искусства и дизайна» Тихоокеанского государственного университета (г.Хабаровск) направлен на категорию «одаренной» в художественно-творческой деятельности детей и довузовской молодежи.

Abstract

Article is devoted to experience of the organization of additional educational activity with potential entrants of higher education institution, in the conditions of the created off-budget structure of additional education in the directions of the fine arts and design directed to innovative updating of additional educational programs taking into account inquiries of various categories of children and their parents including with health deviations. The special bias of additional educational activity in Pacific National University (Khabarovsk) is directed to category of the youth "exceptional child" in ART activity.

Ключевые слова: система, непрерывность, дополнительное образование, дети, довузовская молодежь, художественное и эстетическое образование, изобразительного искусство и дизайн, конструирование программ по модулям.

Keywords: system, continuity, additional education, children and school students, pre-university youth, art and esthetic education, graphic art and design, designing of programs for modules.

В последние десятилетия произошли преобра- ного образования детей и юношества. В России су-

зования в наиважнейших областях общества - в ществовавшая система дополнительного образова-

культуре и образовании, на основе его политиче- ния всегда считалась наилучшим образцом, опыт

ских и социальных изменений. Под воздействием которой надо сохранять и совершенствовать в в

ставших вновь главными задач духовно-нравствен- сложившихся условиях новейшего времени, как

ного и профессионального самоопределения расту- уникальный феномен: единый и целенаправленный

щей личности с самого раннего детства, на первый процесс, объединяющий воспитание, обучение и

план вышли вопросы организации дополнитель- развитие личности за пределами образовательных

стандартов. Важным является и то, что этот процесс направлен на удовлетворение индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей и довузовской молодежи, которые постоянно изменяются, но неизменно основываются на толерантности, профессионализме и благожелательности педагогов, тьюторов и кураторов образовательного процесса.

В последние года много говорят о необходимости возрождения духовных ориентиров, культурных традиций народов не только России, но и проживающих в том городе или населенном пункте, где в художественно-эстетическом пространстве системы дополнительного образования, организован процесс формирования убеждений культурной личности, ее мировоззрения и стремлений к самореализации.

К качеству дополнительного образования детей и довузовской молодежи предъявляются особые требования в отношении уровня и качества предоставляемых услуг, в соответствии со стандартами качества, с точки зрения производителя, а с другой стороны соответствовать запросам потребителя (родителей и их детей). Вследствие изменения запросов и вызовов общества наблюдается рост числа негосударственных учреждений, частных студий и кружков творчества, предлагающих свои траектории развития подрастающего поколения, которые порой образовательный процесс подменяют досуговой деятельностью.

Высшие учебные заведения, прежде вообще не рассматривались как полноправные субъекты дополнительного образования детей (ДОД). Но ситуация кардинально изменяется, и по мнению Министра образования и науки РФ, сегодня вузы могу стать «актуальным ресурсом для дополнительного образования детей». Поводы активизации такой деятельности в вузе, заключаются в следующем:

- назрела необходимость «формировать» своего абитуриента из числа широкой аудитории школьников города, нацеленных на поступление в вуз, и определяющихся с его выбором;

- возможность раннего формирования абитуриентской базы, предлагая школьникам профори-ентационные образовательные услуги в области ДОД;

- благодаря уникальному кадровому потенциалу (уже сложившемуся и организационно укомплектованному для осуществления дополнительной образовательной деятельности) хорошая возможность наращивания базы профильных образовательных программ, в соответствии с актуальных и перспективными тенденциями системы образования РФ, особенно в части перечня предлагаемых населению услуг, где каждый факультет вуза имеет возможность делать ставку на те образовательные векторы, в которых университет имеет конкурентное преимущество перед другими субъектами ДОД.

Актуальность данного вопроса подтверждается еще и принятыми на федеральном уровне документами: Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства

РФ от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»), план реализации Концепции развития дополнительного образования детей на 2015-2020 годы (Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 года №729-р.[1]

Опираясь на данные положения Тихоокеанский государственный университет в городе Хабаровске создал свое подразделение непрерывного дополнительного образования детей и довузовской молодежи «Академия современного искусства и дизайна» (далее по тексту «Академия»), которое вот уже как 10 лет реализует деятельность базирующуюся на принципе неформальности образования и формирования позитивного социального опыта подрастающего поколения. Формируя активную образовательную среду, Академия выбрала свой образовательный вектор, освоения слушателями культурных традиций и духовности народов, народного искусства России и малочисленных народов Приамурья, в том числе дальнего Востока и Крайнего Севера нашей необъятной Родины.

Внедряемое в Академии изучение народного искусства нашими педагогами рассматривается как тип художественного творчества, как этническая культурная целостность, заключающая в себе все виды народного творчества (изобразительное, музыкально-поэтическое, народные игры и танцы, обрядовые обычаи и др.) и имеющая единую духовную сущность во всех областях народного искусства при многообразии региональных стилевых его индивидуальностях, особенно в условиях отдаленности Хабаровска от столичных городов и культурных центров России.

Реализуемая в образовательном процессе Академии авторская программа «Незабытые традиции», которая организована и поддерживается уникальным специалистом в области народного искусства, почетным академиком Академии народного искусства (г.Москва), члена Союза художников народного искусства, Михеевой Натальей Николаевной. Ее кредо «учение с увлечением», позволило наработать собственный опыт реализации образовательных программ, который она передает будущим педагогам на факультете искусств, рекламы и дизайна ТОГУ. В Академии ею творчески организована образовательная среда «Музея незабытых традиций», на базе которого проходят лекции и экскурсии, мастер-классы с высокомотивированными детьми и школьниками города, в том числе и слушателями Академии. Активная творческая деятельность слушателей направлена на участие в выставках-конкурсах и олимпиадах по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам.

Развитие в Академии направления «Одаренные дети» предусматривает взаимодействие с образовательными организациями ДОД в г.Хабаровске и Хабаровском крае, такими как: «Малая академия народного искусства», руководитель проекта О.Г.Жученко; на базе Краевого центра образования, работа организована в рамках творческого интенсива «Юный художник Приамурья»; программа «Смотри на мир, глазами художника» реализуемая

совместно с Краевым государственным бюджетным образовательным учреждением «Хабаровский краевой центр внешкольной работы «Созвездие». Вся деятельность проводится при поддержке ху-дожнико-профессионалов Хабаровского краевого отделения Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России".

Концепция других образовательных программ дополнительного образования всецело направлена на запросы населения и качество предоставляемых услуг, что несомненно работает на приемущества этой системы в вузе, а именно, их вариативность, доступность, свободный личностный выбор, адаптивность и возможность конструирования индивидуальной образовательной траекторий.

Например, выпускники художественной школы, получив диплом об ее окончании до поступления в вуз, имеют возможность познакомится с образовательным процессом на факультете искусств, рекламы и дизайна (ФИРиД), подготовится к уверенной сдаче творческого испытания, собрать свое персональное портфолио, соответствующее требованиям вуза и работающее на рейтинг дополнительных баллов при вступительном конкурсе абитуриентов в борьбе за бюджетные места.

Следует отметить, что в последние 3 года, значительно выросло число программ дополнительного образования в Академии, разрабатываемых и реализуемых совместно с профессионалами кафедры дизайна, декоративно-прикладного искусства и этнокультуры Педагогического института (ПИ ТОГУ). Так в 2019 году реализовано 12 дополнительных образовательных программ для дошкольников и школьников первой ступени (возраста от 7 до 13 лет) по изобразительному искусству и конструированию, технологиям художественных изделий, искусствоведческому образованию; второй ступени - по актуальным направлениям искусства, где основной целью является профориентация слушателей, планирующих поступление на направление «Графический дизайн», «ДНИ и НП» (для школьной молодежи 14 -17 лет). Сложившийся опыт работы определил основные направления деятельности Академии в вузе:

а) работа по выявлению способных к изобразительной и декоративно-прикладной деятельности довузовской молодежи, в ходе ежегодной обширной выставочно-конкурсной работы и олимпиад-ного движения, а также их тьюторское сопровождение в рамках программы «Одаренные дети»;

б) постоянный мониторинг спроса рыночных предложений в городе Хабаровске и формирование эксклюзивных авторских программ, ежегодно пополняя перечень образовательных оказываемых услуг;

в) академия - это научно-методическая, аналитическая и исследовательская площадка в области дополнительного образования детей, помощь в организации экспериментально-исследовательской деятельности магистрантов, обучающихся на программах факультета искусств, рекламы и дизайна ТОГУ;

г) повышенная мобильность и вариативность программ: слушателям предлагается возможность самостоятельного выбора режима и темпа освоения предлагаемых программ, в том числе и обучение в разновозрастном объединении слушателей по интересам;

д) возможность самостоятельного выбора своего наставника или педагога, как на старте, так и в процессе обучения.

Эти и другие виды деятельности в Академии по направлениям дополнительного образования надо рассматривать как некий взгляд на выявление актуальных проблем и путей их решения, которые опираются на уже заложенную платформу: базовый элемент системы дополнительного образования -это образовательная программа и личность ее руководителя, а не образовательная организация; формировании индивидуальных образовательных траекторий для одаренных детей, на основе предлагаемой свободы выбора. Открытость этой системы, влияющая на качество образовательного процесса проявляется в такие ее аспектах, как:

- взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями, занимающихся тем же или близким видом деятельности (в рамках совместных выставочно-конкурсных проектов, например в рамках ежегодной Краевой выставки-конкурса «Малая Родина в рисунках детей», «Загадки древнего Амура»);

- создание благоприятных условий для генерирования и воплощения в жизнь инициатив и проектов, в том числе развития волонтерства (слушатели Академии старших групп совместно со студентами-бакалаврами и магистрантами ФИРиД, проводят мастер-классы в детских домах и в больницах с полным стационаром, например в детском отделении «Онкоцентра» г.Хабаровска);

- возможности включения в образовательный процесс актуальных явлений социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии (Ежегодный международный культурно-образовательный проект «Мы дети одной планеты», «Диалог культур: Россия-Китай», «Россия и Япония: от сердца к сердцу», каникулярные интенсивы «АРТ-путешествия», «Я будущий дизайнер» и т.п.);

- формирование качественного уровня кадрового потенциала системы дополнительного образования детей в Хабаровске (проведение обучающих семинаров и стажировок для педагогов ДО, например в ходе реализации ежегодного культурно-образовательного проекта «Юный художник Приамурья», в рамках обширной программы которого, у педагогов и школьников есть возможность проведения совместных пленэров и мастер-классов на живописных территориях Хабаровского края: загородного образовательного учреждения «Созвездие» пос. Переясловка, на базе туристического комплекса «Заимка», в этнокультурном-центре «Русская деревня», с.Бычиха,).

Руководство вуза считает развитее системы непрерывного дополнительного образования приоритетной стратегической задачей Тихоокеанского государственного университета, и направляет все

усилия на увеличение доли слушателей дополнительных программ, например из числа слушателей - потенциальных абитуриентов, на конкурсной основе предоставляя место без оплаты стоимости за обучение.

Можно констатировать тот факт, что в Тихоокеанском государственном университете уже сформирована и успешно развивается система дополнительного образования дошкольников и довузовской молодежи в области изобразительного развивающего творчества, классического художественного образования для старших школьников, актуального искусства и дизайна для будущих абитуриентов, системообразующим элементом которой, является Академия современного искусства и дизайна. Еще одним, немаловажным направлением деятельности Академии, является информационная поддержка реализации творческих проектов и образовательных программ. Уже сегодня работает специально созданный web-сайт, который призван, не только информировать о деятельности подразделения, но и способствовать формированию его привлекательного имиджа, актуализирующего ее вос-стребованность на «рынке» образовательных услуг, в чем помогает и ведение страничек Академии в различных соцсетях. Все это предоставляет хорошие перспективы для дальнейшего развития. Можно утверждать то, что созданные сегодня условия и имеющиеся достижения, дают основания утверждать - Академия стала эффективным центром предоставления дополнительного образования подрастающему поколению детей и юношества, демонстрирующей выдающиеся способности в творческой и дизайнерской деятельности, в усло-

виях Тихоокеанского государственного университета, на основе профессиональной ориентации, обеспечивая им более комфортную адаптацию перехода от школы к жизни в быстроизменяющихся условиях развития современного общества.

Список литературы

1. Акишина Е.М. Концептуальные подходы к преподаванию предметов искусства в современной школе / Педагогика искусства. - № 3. - 2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites/default/files/jour-nal_pdf/akishina_9-17.pdf (дата обращения 12.08.2019).

2. Акишина Екатерина Михайловна. Перспективы развития дополнительного образования художественной направленности в соответствии с вызовами времени. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic-journal (дата обращения 25.08.2019).

3. Доклад министра образования и науки о развитии системы дополнительного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dopedu.ru/64-gosudarstvennaya-politika-v-sfere-dop-obrazovaniya/609-doklad-ministra-obra-zovaniya-i-nauki-o-razvitii-sistemy-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html (дата обращения20.08.2019).

4. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-04092014-n-1726-r/ (дата обращения 25.08.2019).

METHODS OF FORMING THE PROFESSIONALISM OF DENTISTS AT THE POSTGRADUATE

STAGE OF EDUCATION

Mytchenok O.,

Higher State Educational Establishment of Ukraine «Bukovinian State Medical University», Department of Therapeutic Dentistry, Assistant Professor, Chernivtsi, Ukraine Mytchenok M.,

Higher State Educational Establishment of Ukraine «Bukovinian State Medical University» Department of Pediatric Dentistry, Assistant, Chernivtsi, Ukraine Kitsak T.

Higher State Educational Establishment of Ukraine «Bukovinian State Medical University» Department of Pediatric Dentistry, Assistant, Chernivtsi, Ukraine

Abstract

This article highlights methods of forming the professionalism of dentists at the postgraduate stage of education.

Keywords: professional competence, education.

In recent years, the education system has undergone a period of active reform, ranging from changes in the legislative framework to the renewal of a lifelong

learning paradigm. A number of scientists [2, 3]. recommend to pay attention to the development of the motivational sphere of the individual in order to increase professional interest, ensure the practical interaction of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.