тические, социально-культурные, административно-конфессио- духовных запросов, особенностей и религиозной организации.
нальные условия, а также творческая одаренность отдельных Бытование духовных стихов на территории Кемеровской облас-
исполнителей. На развитие регионального певческого стиля воз- ти, их взаимодействие с народным и церковным искусством подействовали не только принесенные традиции, особенности зволяет констатировать, что духовные стихи образуют весьма
изначального бытования, но и бытование традиций в новой сре- существенную, обусловленную историческим развитием России,
де. Принесенные традиции впоследствии частично, незначитель- часть целостной народной культуры. На наш взгляд, дальней-
но, изменялись, приспосабливаясь к иным условиям, но в осно- шее детальное изучение духовных стихов бытующих на терри-
ве своей бережно сохранялись. тории Кемеровской области поможет глубже и полнее раскрыть
Таким образом, можно сделать вывод, что на каждом этапе закономерности развития народной художественной культуры,
своего существования и развития духовные стихи, в какой-то поскольку в частных деталях отражаются порой существенные
степени характеризуют состояние духовной культуры народа, его проявления всеобщего.
Библиографический список
1. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. - М., 1983.
2. Лапин, В. Очерки проблематики локальной традиции // Русский музыкальный фольклор и история (к феноменологии локальных
традиций). - М. - 1995.
3. Путилов, Б.Н. Фольклор и народная культура. - СПб., 2003.
4. Новицкая, М.Ю. К вопросу о современном бытовании русской духовной поэзии [Э/р]. - Р/д: http://www.philosophy.nsc.ru/journals/ humscience/4_98/10_NOV.HTM
5. Аникин, В.П. Русский богатырский эпос. - М., 1964.
6. Орлова, Е. Лекции по истории русской музыки. - М., 1979.
Bibliography
1. Markaryan, Eh.S. Teoriya kuljturih i sovremennaya nauka: logiko-metodologicheskiyj analiz. - M., 1983.
2. Lapin, V. Ocherki problematiki lokaljnoyj tradicii // Russkiyj muzihkaljnihyj foljklor i istoriya (k fenomenologii lokaljnihkh tradiciyj). - M. - 1995.
3. Putilov, B.N. Foljklor i narodnaya kuljtura. - SPb., 2003.
4. Novickaya, M.Yu. K voprosu o sovremennom bihtovanii russkoyj dukhovnoyj poehzii [Eh/r]. - R/d: http://www.philosophy.nsc.ru/journals/ humscience/4_98/10_N0V.HTM
5. Anikin, V.P. Russkiyj bogatihrskiyj ehpos. - M., 1964.
6. Orlova, E. Lekcii po istorii russkoyj muzihki. - M., 1979.
Статья поступила в редакцию 08.07.13
УДК 069:316.7
Sugrobova Yu.Yu. MODERN FORMS OF OBJECTIVIZATION OF CULTURAL CREATIVITY. In the article the problems of intensive development of actual forms of modern cultural creativity in modern space such as new media, Internet art, interactive literature, etc. are considered which leads to the formation of the phenomenon of technologically converged media environment.
Key words: cultural creativity, media creativity, information technologies, innovations.
Ю.Ю. Сугробова, канд. философ. наук, доц., докторант каф. теории, истории, культуры и музыковедения Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств, г. Киев, E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОБЪЕКТИВАЦИИ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСТВА
В работе рассматриваются вопросы об интенсивном развитии в современном пространстве актуальных форм культуротворчества: новых медиа, интернет-искусства, интерактивной литературы и др., что ведет к формированию феномена технологически конвергированной медиасреды.
Ключевые слова: культуротворчество, медиатворчество, информационные технологии, инновации.
Актуальность исследования обусловлена тем, что современные информационные технологии составляют базис инновационной культурной среды. Они обладают мощнейшим культуротворческим потенциалом и выступают катализатором изменения социокультурных систем.
Зарубежные ученые активно исследуют феномен медиакультуры с ХХ в. Так, например, Н. Луман, М. де Флюэр, П. Ла-зарсфельд, Ю. Хабермас, рассматривая социальные функции медиа, называют их самореферентной социальной системой, средством поддержания общественной системной стабильности. Новейшие способности создания и потребления информации Д. Белл определяет как современные интеллектуальные технологии.
Работы российских ученых Н. Кирилловой, Я. Засурского, А. Черных и др. отличает культурфилософский подход к пониманию медиакультуры, что предполагает наличие не только культурных, но и философских закономерностей. Поиск образовательной стратегии приводит современных исследователей
О. Баранова, А. Спичкина, А. Федорова, Е. Худолееву, В. Романенко и др. к самостоятельным направлением в изучении медиакультуры в контексте общих проблем становления современного информационного общества. Влияние развития информа-
ционных технологий на историю искусств исследует в своих работах А. Дриккер.
Вопросы интеграции Украины в образовательное пространство Европейского Союза, рассматриваются в работах современных украинских учёных М. Згуровского, Д. Мазохи и др., взывающих к программным, экономическим, технологическим инновациям [1; 2]. Харьковский исследователь В. Леонтьева глубоко изучает природу, системы, процессы культуротворчества, поднимает вопросы новых форматов текста в литературе, изменения механизмов его написания в условиях экранной культуры [3]. Крымский ученый В. Буряк исследует широкомасштабное развитие сети Интернет, что позволяет процесс обучения сделать более эффективным благодаря созданию интерактивной среды с «обратной связью» и доступом к массивам разнообразных баз данных, включая крупные научные библиотеки [4].
Несмотря на отмеченную широкую вариативность тем в изучении медиакультуры, данная проблематика требует своего дальнейшего осмысления в аспекте ценности медиатворчества в современных процесах социального взаимодействия.
Культуротворчество в пространстве современных технологий обладает рядом специфических особенностей. Благодаря нынешнему уровню развития информационных технологий ин-
формация, знания и продукты творчества являются не только доступными, но и открытыми (зачастую они полностью или частично лишены авторства). Субъекты культуротворчества практически безгранично свободны в выборе и использовании информации. Такая степень свободы в совокупности с невероятным количеством источников, конечно, обусловливает трудности поиска, классификации и выбора информации. С одной стороны эта проблема снимается изменением характера восприятия и потребления информации, с другой - ее стремятся решить все те же усовершенствованные или принципиально новые информационные интеллектуальные технологии [5]. Прямым следствием интенсификации развития таких технологий является расширение культурно, социально, политически и научно активной части населения, а также интенсивное развитие новых форм объективации культуротворчества: новых медиа, интернет-искусства, интерактивной литературы и др.
С развитием информационных технологий аудитория традиционных СМИ стала резко сокращаться, а аудитория новых медиа возрастать. При этом становится очевидным, что некоторые традиционные медиа не исчезают, а просто меняют формат. Телевизоры становятся просто большими мониторами, а телевидение распространяет значительную часть своего контента нетрадиционными способами (смартфоны, TiVo и пр.), исчезают устоявшиеся понятия такие, как прайм-тайм, поскольку у современной медиа-аудитории нет ни возможности, ни необходимости подключаться к информационному каналу в строго определенное время. Иная ситуация складывается с печатными СМИ: газеты быстро вытесняются с медиарынка. На постсоветском пространстве этот процесс происходит даже более стремительно, чем в других странах в связи с тем, что за время независимости в наших странах просто не успели сформироваться достаточно авторитетные информационные бренды печатных СМИ, которые, осваивая новую площадку, были бы способны конкурировать с новыми медиа. Говоря о новых медиа, мы намеренно объединяем информационные сервисы, социальные сети и электронные СМИ, поскольку у каждого из этих типов источников есть выраженная функция медиатворчества.
Главные черты культуротворчества в пространстве новых медиа связаны со следствиями всеобщей доступности авторства, то есть с отсутствием технического допуска для становления авторства. Конечно, отсутствие технического допуска не означает также отсутствия допуска по степени развития навыков и таланта, но если говорить об авторе-публикаторе, то этот порог можно не учитывать. С нашей точки зрения основные мотивы превращения пользователя в автора - это самоутверждение, обозначение собственного существования и стремление к социальному отклику. Масса действий, которые пользователи совершают в Сети в игровом режиме, то есть ради самого действия, без прагматического смысла, подтверждают это. Эти действия, например, «чекин», «лайк», «ретвит» не создают информационного сообщения, но лишь обозначают присутствие пользователя. Закрытая матрица некоторых решений не делает пользователя креатором в широком смысле слова, но оставляет за ним функцию конструктора. Такие действия в Сети, в отличие от поведения в реальной массе/толпе, персонифицируют. Чтобы получить отклик, нужно отличиться, обозначить свою особенность.
Другая форма творчества в новых медиа - собственно создание сообщения или микроредактирование, то есть участие большинства в реформировании исходного сообщения. Это своеобразный механизм коллективной экспертизы информации, благодаря которому любой пример лжи в интернете автоматически становится примером разоблачения лжи (в отличие от традиционных медиа, в которых информационные мифы могли существовать долго).
Способ присутствия в интернете оказывается, таким образом, способом присутствия в обществе. В контексте личности об этом можно говорить пока как о тенденции, но в контексте компаний и брендов - это сложившаяся реальность. Речь идет не только о возможности, но и о необходимости публиковаться. Интернет-медиа вместо только лишь средства массовой информации за последние несколько лет стали средой массовой информации [4].
Не менее важной формой объективации культуротворчества в контексте развития информационных технологий является современное искусство. В связи с распространением информационных технологий изменяется специфика отношений между
художником и аудиторией. Каждый участник аудитории потенциально является со-творцом произведения или новым художником. Категория профессиональных художественных навыков нередко уходит на второй план, например, как в художественном направлении кинетического искусства, в перфомансе, отчасти в направлении машинного искусства, отчасти в видеоар-те, поп-арте и др. Крайним случаем является так называемое генеративное искусство, суть которого состоит в создании двухмерной и трехмерной графики компьютером без вмешательства человека. Эти технологии позволяют создавать интерактивные инсталляции, реагирующие на поведение того, кто их наблюдает. При этом нивелируется различие как между творением и внедрением искусства, так и между созиданием и восприятием.
В связи с внедрением цифровых технологий важные изменения происходят в среде распространения и потребления искусства. Это специфическое восприятие объекта творчества, опосредованное экраном монитора и средой пользовательского интерфейса, а, следовательно, видоизмененное воздействие и взаимодействие потребителя с объектом искусства.
Следует отметить, что механизмы производства компьютерной графики, безусловно, иные, но все же они очень близки к традиционному творчеству по своей сути. Хотя они и меняют инструментарий и возможности художника, саму идею творца они не отменяют, а просто открывают новые перспективы творчества. Первоисточником все же выступает индивид с его уникальным воображением, ассоциативной памятью, социокультурным опытом, которые объективируются в процессе творчества с помощью компьютерных технологий. Говорить о компьютерном искусстве можно в большей степени в технологическом смысле и в контексте изменения механизмов распространения и восприятия, а не в смысле реформирования функций и смысла искусства и художника.
Новые технологии открывают возможности создания виртуальных музеев и экспозиций, позволяют оснащать реальные институты культуры мультимедийным оборудованием, которое способно стирать языковые, культурные и образовательные барьеры и позволяет отправлять одно и то же художественное сообщение множеству адресатов с учетом их индивидуальных особенностей (родного языка, уровня образования, включенности в ту или иную художественную традицию и т.д.).
Влияние развития информационных технологий на историю искусств исследуется в работе А. Дриккера «Творческая аура в цифровом стандарте» [6], где автор приходит к выводу о том, что одним из законов развития истории искусства является постоянное стремление к замещению уникального исходного носителя информации новым, универсальным. Именно в связи с этим тиражирование произведений искусства стало нормой. Сейчас универсальные носители близки к идеалу адекватного воспроизведения оригинала, то есть граница между оригиналом и копией практически стерта, а широта распространения и популяризация искусства достигают максимума.
Если говорить о ключевых течениях актуального искусства, нельзя не отметить, что они также связаны с технологическими новшествами и современными информационными технологиями. Современное искусство все больше выходит за рамки разрозненных жанров. В это направление культуротворчества сегодня активно включаются такие тренды как медийная архитектура, геопространственный рассказ, интерактивная среда и оптические инсталляции. Это гибридное искусство, использующее новейшие технологические достижения, открытия в области биологии, физики, математики и визуализации информации. Такое искусство поразительным образом объединяет и научное исследование, и социально-политический контекст, и популярную культуру. Сегодня крайне сложно провести разграничение между перфомансом, живописью, кино, театром и т.д.
В некотором смысле культуротворчество перестает быть очевидно-определенным: «где заканчиваются «автоматизм», привычка и/или «бездумное нажатие клавиш»? где начинается «работа души» - искреннее усилие аффирмо? - границы между ними размываются» [3, c. 327].
Анализ словесного творчества во взаимодействии с информационными технологиями мы намеренно определяем в заключительную часть, так как многие называют это концом вербальной цивилизации, а значит изменения, происходящие в литературе как культуротворческом процессе - самые резкие и противоречивые.
В контексте данной проблемы актуально безусловное изменение характера роли творца (процессы, которые начал описывать еще Р Барт), и стирание границ между автором и аудиторией как основа со-творчества, и изменение характера восприятия написанного [7].
Нельзя не упомянуть и связанное преимущественно с компьютерными технологиями развитие такого знакового для современной культуры явления как гипертекстуальность. Хотя в литературе гипертекстуальность появилась еще задолго до распространения интернета (самый простой пример - энциклопедический словарь), именно благодаря интернету она стала характерным признаком, важной особенностью современного литературного творчества. Гипертекст представляет собой бесконечно ветвящуюся связь различных фрагментов текста и линий повествования. Такая организация текста предоставляет читателю возможность свободного построения информационной картины или собственно художественного текста. Однако, несмотря на такую свободу, ход работы с гипертекстом нередко отдаляет читателя от исходной информационной цели, провоцирует у него эффект «сомнамбулического чтения», когда происходит бесцельное незапланированное передвижение по гипертекстовым ссылкам. Исследователь В. Леонтьева отмечает: «Бульшую проблему представляет то, что традиционное «писательство», прежде всего, эпистолярный жанр и дневниковые записи, бывшие в эпохи письменных кодов наиболее гибкими и ёмкими остенсивными культурными формами, смысловая направленность которых -личностное становление, взращивание в себе «Я-культурного», по-видимому, в условиях экранной культуры обречены на умирание» [3, c. 328].
Полностью согласиться с этим утверждением довольно сложно, учитывая возможности, которые предоставляет для писательского творчества такое изобретение интернета как бло-госфера. Блог (от англ. web log - сетевой журнал) является своеобразным персональным СМИ. Работа с блогами подразумевает периодическое размещение контента (текстового, иллюстративного, видео, аудио) владельцем или владельцами журнала, ознакомление с контентом, размещенным другими пользователями, просмотр ленты друзей, комментирование записей, получение комментариев и др. Анонимная, демократичная, добровольная и безопасная коммуникация в блогосфере (принятое в Интернете обозначение совокупности блогов) выполнят ряд важных функций: самореализации, социализации, компенсаторную, развлекательную функции, PR и пр. Следует отметить также, что коммуникативные стратегии блогов отчасти ориентироБиблиографический список
ваны на возврат к линейному тексту. В основном это характерно для авторских проектов, в которых публикуются объемные материалы, в том числе и литературные произведения.
Совершенно особым явлением литературы, возникшим с распространением интернета стали электронные книги и их продолжение - электронные интерактивные книги. Это отчасти ответ на требования большей мобильности, большего комфорта чтения, а отчасти в некоторых случаях продолжение, заложенной модернистами традиции, делать читателя соучастником литературного процесса. Второе происходит тогда, когда интерактивность литературного текста представляет собой художественный прием, намеренно использованный автором. Безусловно, такие случаи обогащают литературное творчество и представляют интерес с точки зрения культурологии.
Подводя итог, еще раз отметим, что роль информационных технологий в преобразовании и развитии самых разных культуротворческих процессов современности, несомненно, весьма значима, хотя и парадоксальна. Те формы культуротворчества, которые оставались относительно стабильными в течение многих столетий, сегодня претерпевают существенные изменения. Под влиянием информационных технологий искусство, литература, обыденные коммуникации превращаются в медиа или, как минимум, выполняют их функцию, что не может в свою очередь не отражаться на изначально медийных сферах культуры.
Под новыми медиа здесь мы понимаем средства коммуникации, характеризующиеся: высокой скоростью передачи информации (сообщения создаются очень быстро и передаются практически мгновенно); мультимедийностью (используются текстовые, графические и видеоматериалы); интерактивностью (высокой степенью взаимодействия субъектов и объектов коммуникации, включенностью потребителей/пользователей в процесс создания сообщения); оснащенностью пользователя/потребителя устройствами, которые позволяют подключаться к каналу информации в любое время и практически в любом месте; тем, что такие медиа создаются отчасти или полностью не редакционным, а коллективным, распределенным образом с активной долей со-творчества всех участников коммуникации.
Таким образом, культуротворческий потенциал информационных технологий возрастает соразмерно тому, как информационная среда преобразуется в феномен технологически конвергированной медиасреды. Происходит стирание границ между различными форматами культуротворчества, а рождающиеся интегративные междисциплинарные сферы ставят перед учеными-культурологами все новые и новые исследовательские задачи.
1. Згуровський, М. Основні завдання вищої освіти України щодо реалізації принципів Болонського процесу та забезпечення вимог сфери праці // Вища школа. - Киев. - 2004. - № 5-6.
2. Мазоха, Д. Феномен європейської інтеграції педагогічної освіти // Вища освіта України. - Киев. - 2005. - № 2.
3. Леонтьева, В.Н. Культуротворчество: природа, системы, процессы: дис. ... д-ра филос. наук. - Харьков, 2004.
4. Буряк, В.В. Трансформация образовательных процессов в информационном обществе // Гуманитаризация образования - категорический императив нашего времени. - Симферополь, 2012.
5. Белл, Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986.
6. Дриккер, А.С. Творческая аура в цифровом стандарте // Человек. - 2001. - № 2.
7. Барт, Р Смерть автора. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М., 1994.
Bibliography
1. Zgurovsjkiyj, M. Osnovni zavdannya vithoi osviti Ukraini thodo realizacii principiv Bolonsjkogo procesu ta zabezpechennya vimog sferi praci / / Vitha shkola. - Kiev. - 2004. - № 5-6.
2. Mazokha, D. Fenomen evropeyjsjkoi' integracii pedagogichnoi osviti // Vitha osvita Ukraini. - Kiev. - 2005. - № 2.
3. Leontjeva, V.N. Kuljturotvorchestvo: priroda, sistemih, processih: dis. ... d-ra filos. nauk. - Kharjkov, 2004.
4. Buryak, V.V. Transformaciya obrazovateljnihkh processov v informacionnom obthestve // Gumanitarizaciya obrazovaniya - kategoricheskiyj imperativ nashego vremeni. - Simferopolj, 2012.
5. Bell, D. Socialjnihe ramki informacionnogo obthestva // Novaya tekhnokraticheskaya volna na Zapade. - M., 1986.
6. Drikker, A.S. Tvorcheskaya aura v cifrovom standarte // Chelovek. - 2001. - № 2.
7. Bart, R. Smertj avtora. Izbrannihe rabotih. Semiotika. Poehtika. - M., 1994.
Статья поступила в редакцию 10.07.13
УДК 371:351.851
Kuznetsova N.V. «CREATIVE MINORITY» AND ITS ROLE IN CULTURE This paper analyzes the works of philosophers, raising the problem of spiritual inequality of mankind and linking cultural and historical progress with the activities of creative individuals. It is suggested the decisive influence of the elect part of the society for the development of civilization.
Key words: culture, creativity, exclusivity, philosopher, generosity, genius, superman, creative minority, aristocracy, hero.