4. Юм, Д. Малые произведения: Эссе; Естественная история религии; Диалоги о естественной религии/ Д. Юм; Пер. с англ. -М.:Канон+, 1996 -456 с.
5. Петти, В. Экономические и статистические работы / В. Петти. - М.: Соцэкгиз, 1940. - 324 с.
6. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. - М.: Соцэкгиз, 1962. - 655 с.
7. Кирцнер, И. Конкуренция и предпринимательство / И. Кирцнер; Пер. с англ. под ред. проф. А.Н. Романова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 239 с.
8. Милль, Дж. С. Основания политической экономии с некоторыми применениями к общественной философии; пер. с последнего англ. изд. Остроградской Е. И.; под ред. О. И. Остроградского; Южно-Русское Книгоизд-во Ф. А. Иогансона. - Киев : Харьков : Тип. И. И. Чоколова, 1896. - 866 с.
9. Румянцева, Е.Е. Экономические дискуссии XXI века: М. Е. Портер, А. Смит, К. Маркс, Дж. С. Милль, Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, А. А. Богданов (конспекты и краткие рецензии трудов) / Е.Е. Румянцева. - 3-е изд. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 512 с.
10. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М. : Гос. изд-во полит. лит., 1955. - Т. 1. - 712 с.
11. Гордеев, В.А. Конкуренция и ее развитие: Монография / В.А. Гордеев. - Ярославль: Изд-во ЯГТУ,2008. - 299 с.
12. Ленин, В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма / В.И. Ленин. - М. : Директ-Медиа,2014. - 117 с.
13. Вальрас, Л. Элементы чистой политической экономии / Л. Вальрас. - М.: Изограф, 2000. - 448 с.
14. Маршалл, А. Принципы экономической науки / А. Маршалл.- М.: Прогресс, 1993. - 994 с.
15. Чемберлин, Э.Х. Теория монополистической конкуренции / Э.Х. Чемберлин. - М.: ДиректмедиаПаблишинг, 2008. - 403 с.
16. Кейнс, Дж.М. Конец laissez-faire / Дж.М. Кейнс // Истоки. Вып. 3. М.: ГУ-ВШЭ, 2001. - 437 с.
17. Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. М. Кейнс. - М.: Прогресс, 1978. - 598 с
EDN: WUDSXA
А.А. Коровин - к.и.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
A.A. Korovin - candidate in historical, associate professor of the department of state and municipal administration, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
Г.А. Есенкова - старший преподаватель кафедры «Менеджмент и информационные технологии», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Курский филиал, Курск, Россия, [email protected],
G.A. Esenkova - senior teacher of the department «Management and information technology», Financial University under the Government of the Russian Federation, Kursk branch, Kursk, Russia;
А.В. Евченко - к.э.н., доцент, независимый исследователь, консультант по системным исследованиям и рационализации управления, Курск, Россия, [email protected],
A.V. Evchenko - candidate of economical sciences, associate professor, independent researcher, consultant on system research and management rationalization, Kursk, Russia.
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМАТЫ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВЫХ СТРУКТУР В ЦЕЛЯХ СОКРАЩЕНИЯ ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНОЙ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АСИММЕТРИИ MODERN FORMATS AND SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE INTEGRATION OF TERRITORIAL AND SECTORAL STRUCTURES IN ORDER TO REDUCE INTRAREGIONAL
SOCIO-ECONOMIC ASYMMETRY
Аннотация. Принципиально важной особенностью современной региональной политики Российской Федерации является ее направленность на целевое регулирование пространственной социально-экономической дифференциации. В рамках этой принятой концепции авторами проводимого исследования определены конкретные направления и предложены прикладные технологии переформатирования территориального деления и отраслевой структуры экономики региона - субъекта РФ, которые, следуя по пути (траектории) устойчивого перспективного развития, направлены на целевое уменьшение внутрирегиональной социально-экономической асимметрии. На примерах административно-территориального деления Курской области и структурного состава ее регионального хозяйственного комплекса по результатам применения широкого спектра форматов кластеризации, активации связей, масштабирования взаимодействия и укрупнения территориальных образований (муниципальных районов) и видов деятельности (отраслей и подотраслей экономики) разработаны и предложены альтернативные варианты кластерной интеграции территориально-отраслевых структур, что призвано способствовать обеспечению ощутимого снижения социального и экономического неравенства в региональном пространстве.
Полученные в ходе исследования научные положения и выводы формируют методологическую и методическую базу для решения широкого спектра взаимоувязанных социально-экономических проблем и задач повышения темпов и устойчивости развития региона с применением современных форматов и инструментов сглаживания пространственного неравенства на перспективу. Предлагаемый научно-методический аппарат позволяет эффективно решать ряд практических вопросов, связанных с требуемой устойчивостью функционирования и совершенствованием деятельности проблемных территорий различного уровня и отраслей экономики. Это предоставляет органам региональной власти и местного самоуправления возможности экономико-методически и организационно-технически обеспечить как текущую деятельность, так и перспективное развитие. Результаты данного исследования могут составить основу для разработки органами власти Курской области и других субъектов Российской Федерации научно-концептуальных, программно-стратегических и проектно-плановых документов, касающихся вопросов диагностики, стратификации, кластеризации, а также реализации их конкурентных преимуществ и инновационного потенциала, повышения устойчивости развития, сокращения пространственной асимметрии региональных социально-экономических структур на всех уровнях взаимодействия и управления.
Abstract. A fundamentally important feature of the modern regional policy of the Russian Federation is its focus on the targeted regulation of spatial socio-economic differentiation. Within the framework of this accepted concept, the authors of the study identified specific areas and proposed applied technologies for reformatting the territorial division and sectoral structure of the economy of a region - a subject of the Russian Federation, which, following the path (trajectory) of sustainable long-term development, are aimed at purposefully reducing intraregional socio-economic asymmetry. Based on the examples of the administrative-territorial division of the Kursk region and the structural composition of its regional economic complex, based on the results of using a wide range of clustering formats, activation of connections, scaling of interaction and consolidation of territorial entities (municipal districts) and types of activities (industries and sub-sectors of the economy), alternative options for cluster integration of territorial and sectoral structures have been developed and proposed, what is intended to contribute to ensuring a tangible reduction in social and economic inequality in the regional space.
The scientific provisions and conclusions obtained in the course of the study form a methodological and methodological basis for solving a wide range of interrelated socio-economic problems and tasks of increasing the pace and sustainability of regional development using modern formats and tools to smooth spatial inequality in the future. The proposed scientific and methodological apparatus makes it possible to effectively solve a number of practical issues related to the required stability of functioning and improvement of the activities of problem territories of various levels and sectors of the economy. This provides regional and local government authorities with the opportunity to economically, methodically, organizationally and
technically ensure both current activities and long-term development. The results of this study can form the basis for the development by the authorities of the Kursk region and other subjects of the Russian Federation of scientific and conceptual, program-strategic and design-planning documents related to the issues of diagnosis, stratification, clustering, as well as the realization of their competitive advantages and innovative potential, increasing the sustainability of development, reducing the spatial asymmetry of regional socio-economic structures at all levels of interaction and management.
Ключевые слова: региональная политика, пространственное развитие региона, территориальное управление, региональная экономика, стратегирование, социально-экономическая асимметрия, территориально-отраслевая структура, диагностирование, территориально-отраслевые кластеры, региональная стратификация, векторы территориального влияния, переформатирование, устойчивое развитие.
Keywords: regional policy, spatial development of the region, territorial management, regional economy, strategizing, socio-economic asymmetry, territorial and sectoral structure, diagnosis, territorial and sectoral clusters, regional stratification, vectors of territorial influence, reformatting, sustainable development.
Введение
Асимметрия территориальной и отраслевой структур региональной экономики означает, что различные территории в регионе могут иметь разную концентрацию экономической активности и отраслевую специализацию. Соответственно, в региональном пространстве некоторые территории могут быть в экономическом отношении более развитыми с высокой концентрацией определенных отраслей и видов деятельности (таких, например, как промышленность, сельское хозяйство, услуги и пр.), в то время как другие территории могут быть менее развитыми и иметь более широкий спектр и/или низкую концентрацию отраслей. В практике региональной экономики и территориального управления такая асимметрия может быть вызвана различными факторами - неравенством и диспропорциями в географическом положении, наличии и доступности ресурсов, инфраструктуре, уровне развития человеческого капитала. Так, для региона, расположенного на плодородных черноземных почвах и обширных залежах железной руды, будет характерной высокая степень концентрации секторов и видов экономической деятельности, связанных с сельскохозяйственным и агропромышленным производством, пищевой отраслью, горнодобывающей и обогатительной промышленностью, а также логистикой.
Вызываемые асимметричностью функционирования и развития территориально-отраслевые диспропорции может оказывать как благоприятные, так и негативные воздействия, и эффекты на хозяйственный комплекс и, в более широком смысле, на всю региональную экономику [6]. С одной стороны, концентрация отраслей и видов деятельности в определенных территориальных образованиях (городах и муниципальных районах) может способствовать экономическому росту и устойчивому развитию, создавать рабочие места и привлекать инвестиции [3]. С другой - это может усиливать неравенство в региональной социально-экономической системе между различными территориями и приводить к неравномерному распределению благосостояния и развития [1].
Для сокращения (снижения, смягчения и т.п.) асимметричности территориальной и отраслевой структур экономики необходимо проводить последовательную политику регионального развития, направленную на повышение разнообразия отраслей хозяйственного комплекса и стимулирование менее развитых в социально -экономическом отношении территорий. Такая политика может предусматривать создание специальных экономических зон, инвестиции в инфраструктуру и образование, поддержку малого и среднего бизнеса, развитие человеческого капитала и пр. [22; 28].
Одним из ключевых аспектов развития является реформирование и изменение структуры региональных социально-экономических систем, которые отличаются высокой степенью неоднородности, иерархией и соотношениями между их элементами. Координированное управление территориальными, отраслевыми, организационными и институциональными структурами региональной экономики представляет собой основополагающий фактор структурной организации региона; вместе с тем, проблемы этой структурной организации до сих пор разработаны недостаточно [14; 21]. Представляется, что прогнозирование и проектирование оптимальных территориальных и отраслевых структур с применением экономико-управленческих методов и моделей стратификации, интеграции, переформатирования и кластерной активации могут составить эффективную научно-методическую основу для структурной организации региона.
Следует отметить, что на текущем этапе трансформаций в экономико-управленческой практике важно акцентировать внимание на таком ключевом положении: стратегическим направлением структурной перестройки региональной экономики должно стать укрепление ее социальной ориентации [5; 17]. В этой связи, основой механизма реализации социальной политики в региональной системе должно стать устойчивое развитие реального сектора экономики, особенно в отраслях и видах деятельности материального производства. В этом контексте, достижение стратегических целей по улучшению уровня и качества жизни населения региона (так же, как и муниципальных образований и районов) должно быть связано с рационализацией механизма управления и повышением эффективности региональной экономики. Это становится возможным через применение в территориальном управлении современных методов стратификации, кластеризации, оптимизации, интеграции и переформатирования асимметричных территориальных и отраслевых структур.
Материалы и методы исследования
Теоретической и методологической основой проводимого исследования служат работы ведущих отечественных и зарубежных ученых, а также практиков в сферах региональной экономики и территориального управления, программно-целевого и стратегического планирования. Исследование охватывает технологии системного анализа сложных и слабоструктурированных социально-экономических проблем, включая территориально-отраслевое планирование, устойчивое развитие регионов и их муниципальных образований, поляризацию и кластеризацию экономики. Реализованы межрайонный диагностический анализ уровней и динамики развития, регулирование асимметрии социально-экономических структур внутри региона, наращивание инновационного потенциала, а также повышение эффективности функционирования и развития территорий, совершенствование
систем регионального и муниципального управления. Также используются научные разработки исследовательских и учебных учреждений, документы законодательных и исполнительных органов власти.
Эмпирическая база данного исследования включает в себя: данные территориального органа Росстата по Курской области, аналитические материалы и разработки законодательных и исполнительных органов власти и местного самоуправления, а также статистические данные и обзоры, опубликованные в научной литературе и периодических изданиях. Научно-методическим инструментарием для проведения исследования послужили: диалектические подходы анализа и синтеза, общенаучные методы, модели и технологии экономико-управленческого исследования (монографический и абстрактно-логический анализ, сравнение и экспериментирование, рационализация и оптимизация). Кроме того, в регулировании развития территорий и отраслей в работе использовались специфические методы социально-экономической стратификации, кластеризации, интеграции, прогнозирования, проектного и программного управления.
Результаты и их обсуждение
Интеграция территориально-отраслевых структур выступает важным фактором в уменьшении и устранении социально-экономической асимметрии в современных региональных системах [23; 30]. При этом такая интеграция должна базироваться на эффективных научно-методических подходах и современных форматах взаимодействия между территориями (различного уровня) и отраслями (видами деятельности) в региональном социально-экономическом пространстве [4; 25].
В контексте территориально-отраслевого анализа изучение внутрирегиональной социально-экономической асимметрии подчеркивает необходимость создания соответствующей эффективной управленческой системы. Эта система должна, с одной стороны, предотвращать потенциальные внештатные ситуации (такие как экономические кризисы, социальные беспорядки, экологические проблемы и пр.), а с другой - активировать механизмы мотивации и стимуляции, что, в свою очередь, позволит избежать проявлений «уравниловки» [18; 19]. Безусловно, управление в регионе, которое интегрирует в себя переформатирование отраслевых и территориальных структур, должно основываться на комплексном наборе организационно-методологических принципов. Эти принципы, содействуя разработке и реализации программ и проектов развития, должны точно отражать объективные закономерности, наблюдаемые в изменениях региональных воспроизводственно-экономических и социально-политических процессов (рисунок 1).
Таким образом, для достижения эффективного управления регионом необходимо тщательно контролировать взаимодействие между его территориальными и отраслевыми структурами. В контексте разработки и реализации стратегий, программ и проектов развития следует проводить анализ региональной социально-экономической системы с акцентом на различия между территориями (в рамках муниципальных районов и образований) и отраслями (по секторам и видам экономической деятельности). В этом контексте, основными приоритетами стратификации (понимаемой как выделение отдельных слоев-страт в сложном многослойном явлении) должны стать требуемый рост эффективности регионального управления и структурная рационализация (переформатирование) экономики, что и позволит достичь необходимого соответствия между территориальной, отраслевой и организационной структурами региона.
Для выделения перспективных направлений концентрации ресурсно-экономического потенциала региона (в нашем исследовании - Курской области), необходимых для разработки и реализации программ развития и обеспечения их реализации, следует обратить внимание на имеющиеся текущие возможности территориальных и отраслевых структур регионального хозяйственного комплекса [10; 13].
На начальном этапе проводимого исследования выполнялась оценка результатов стратификации территориально-административной структуры области по 28 муниципальным районам (рисунок 2) и секторально-отраслевой структуры экономики по отраслям промышленного и сельскохозяйственного секторов хозяйственного комплекса региона (рисунок 3 и 4).
Рисунок 1 - Ключевые принципы региональных исследований и трансформации территориально-отраслевых структур, обеспечивающие сокращение социально-экономической асимметрии
(Источник: собственная разработка авторов)
В результате проведенного диагностического исследования регионального социально-экономического пространства Курской области был сделан важный вывод о необходимости весьма существенного переформатирования как территориальной, так и отраслевой структур региона. Такие изменения обусловлены актуальными вызовами и потребностями, которые требуют более гибкого и эффективного подхода к управлению ресурсами и развитием местного хозяйства. Для достижения этой цели можно использовать иерархически стратифицированную структуру социально-экономической системы региона, где основными элементами управления выступают территории муниципальных районов и отрасли региональной экономики [12; 27].
Рисунок 2 - Стратификация муниципальных районов по достигнутым уровням развития в территориально-административной структуре Курской области
(Источник: собственная разработка авторов [11])
Отгружено товаров собственного производства. По обследуемый видам экономической деятельности
выполнено работ и услуг собственными силами Всего, тыс. руб.
(без субъектов малого предпринимательства) ч (no okved!), тыс. руб. на человека
Н >6001 100.1-200.0 Н <80 minO шах 147 500 ООО
Н 200.1.600.0 н 80.1-100.0 Ираэдепс CD разделО Н раздел Е [Ц] прочие
Рисунок 3 - Стратификация промышленного сектора экономики Курской области
(Источник: составлено Центром стратегий регионального развития РАНХиГС [16])
Рисунок 4 - Стратификация сельскохозяйственного сектора экономики Курской области
(Источник: составлено Центром стратегий регионального развития РАНХиГС [16])
Далее, в ходе глубокого анализа территориальной и отраслевой структуры региональной экономики выявляются ключевые приоритеты, которые могут способствовать устойчивому перспективному развитию как промышленного, так и сельскохозяйственного производства; это исследование также охватывает смежные виды и
отрасли экономической деятельности (рисунок 5). Это позволяет создать наиболее полное представление о возможностях для модернизации и роста, и на основе полученных данных разрабатывается концепция, направленная на системное совершенствование структуры экономики, что позволит региону не только адаптироваться к современным вызовам, но и усовершенствовать конкурентоспособные позиции на рынке [8; 26].
Нишевая промышленность (приоритет
Л
1
Сельское хозяйство (приоритет №2) Машиностроение {приоритет №2)
Строительство и иромыштеиность гтронпштериатов (приоритет №})
Рисунок 5 - Горизонты модернизации и роста региональной экономики Курской области в разрезе отраслей и видов деятельности (Источник: собственная разработка авторов)
Следующим важным интеграционным форматом и этапом на пути к уменьшению социально-экономической асимметрии рассматриваемого внутри региона (Курской области) является создание и внедрение нового административно-территориального деления [2]. Проведенный анализ, основанный на использовании ряда альтернативных методов, показал различные варианты укрупнения сетки административно-территориального деления, что дало возможность разработать итоговую результирующую карту, предусматривающую ряд интеграционных объединений и укрупнений муниципальных районов (рисунок 6).
Рисунок 6 - Проект переформатирования административно-территориальной структуры Курской области (с укрупнением и/или объединением муниципальных районов), обеспечивающего сокращение социально-экономической асимметрии в регионе
(Источник: собственная разработка авторов [20])
Еще один эффективный формат интеграции территориально-отраслевых структур в региональном хозяйственном комплексе - создание и активация кластеров экономического ядра, включая зоны и пояса опережающего развития [9; 29]. Такому ядру можно придать различные формы в рамках региональной экономико-управленческой практики - например, с акцентом на промышленность или сельское хозяйство (рис. 7); инвестируя в различные компоненты этого ядра, особенно в расположенные в экономических центрах Курской области (рисунок 8), возможно создать мощный толчок для развития региональной экономики, что приведет к повышению ее социальной эффективности и снижению уровней социально-экономического неравенства в регионе.
Рисунок 7 - Проект переформатирования территориально-отраслевой структуры экономики Курской области (с выделением и активацией регионального экономического ядра), обеспечивающего снижение социально-экономической асимметрии в регионе
(Источник: собственная разработка авторов [15])
Анаморфоза Курской области по объёму отгруженных товаров собственного производства, тыс. руб.
3 000 ООО тыс руб.
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без субъектов малого предпринимательства), тыс. руб. на человека
■1600.1-1216.1 ИИ2001-6000 1001 -2000 Н61 7-1000 Ш10.7-61.6
Рисунок 8 - Ключевые экономические узлы: карта-анаморфоза промышленных центров Курской области
(Источник: составлено Центром стратегий регионального развития РАНХиГС [16])
Данный этап исследования определяется следующей позицией: теоретико-методологические и инструментально-технологические элементы, которые задают и формируют «рамки» для разработки и взаимосвязи ключевых положений, касающихся современных подходов и научного обеспечения интеграции территориально-отраслевых структур с целью уменьшения социально-экономической асимметрии внутри региона, должны быть организованы и «сведены» в три взаимоувязанных блока: стратификация, кластеризация и интеграция. На данный момент проводимого исследования эти блоки, существующие в рамках современной российской системы территориального управления развитием региональной экономики, развиваются с недостаточной интенсивностью. При этом собственно методические и технологические аспекты прикладной реализации предлагаемых процедур регионального диагностирования и переформатирования асимметричных социально-экономических (в т.ч. территориально-административной и секторально-отраслевой) структур неоднократно (и предельно детализированно) излагались ранее - см., например, [2; 8; 10-13; 15; 20].
Наряду с предлагаемыми технологиями переформатирования, для сокращения асимметрии территориальной и отраслевой структур в социально-экономическом пространстве региона могут быть предприняты следующие взаимоувязываемые меры: а) развитие инфраструктуры - создание и модернизация дорожной сети, развитие транспортных и логистических систем, обеспечение доступности и равномерного распределения услуг и ресурсов; б) привлечение инвестиций - стимулирование притока инвестиций в менее развитые территории и отрасли, создание привлекательных для инвесторов условий, поддержка развития малого и среднего бизнеса [7]; в) развитие человеческого капитала - обеспечение доступности качественного образования и профессиональной подготовки, улучшение условий жизни и социальной защищенности населения, создание рабочих мест и развитие рынка труда; г) региональное планирование и стратегическое управление - разработка и реализация долгосрочных стратегий развития, учет особенностей территорий региона и отраслей хозяйственного комплекса, координация действий различных заинтересованных сторон; д) поддержка инноваций и формирование новых секторов - активизация внедрения современных технологий, продвижение инновационных компаний и видов деятельности, создание экономических кластеров и технопарков [24]; е) поддержка развития внутрирегионального и межрегионального взаимодействия - установление партнерских отношений между различными регионами и составляющими их территориями, обмен опытом и передача лучших практик, реализация совместных (в т.ч. - интеграционных) проектов и программ.
В целом, успешное сокращение региональной асимметрии территориальной и отраслевой структур требует комплексного подхода, предусматривающего: сочетание и сопряжение экономических, социальных, технологических и институциональных мер; активное участие всех стейкхолдеров - заинтересованных сторон: правительства и бизнеса региона, населения и общественных организаций; постоянный проблемно -ориентированный мониторинг процессов и результатов.
Выводы
В региональной социально-экономической системе, обладающей признаками асимметричного функционирования и развития, существует тесная взаимосвязь между отраслевой и территориальной структурами экономики, оказывающих друг на друга непосредственное влияние. Отраслевая структура определяет, как распределены сектора экономики, отрасли и виды деятельности в пределах региона, в то время как территориальная структура воздействует на размещение и развитие этих отраслей в региональном хозяйственном комплексе. Так, в регионах с благоприятными природными условиями и развитой сельскохозяйственной инфраструктурой можно наблюдать, что отраслевая структура в значительной степени ориентирована на сельское хозяйство и пищевую промышленность, а также на сопутствующие им отрасли и виды экономической деятельности. В таких региональных социально-экономических системах территориальная структура (муниципальные районы и образования) будет отражать наличие сельскохозяйственных угодий, агрохолдингов, фермерских хозяйств и пищевых предприятий. С другой стороны, и отраслевая структура может
ощутимо влиять на территориальную структуру региона. Например, развитие промышленных отраслей может привести к формированию промышленных зон деятельности и привлечению рабочей силы в эти районы и территориальные образования - что может привести к формированию городских территорий с развитой инфраструктурой и социальными услугами. Таким образом, отраслевая и территориальная структуры региональной экономики, будучи тесно связанными, взаимно определяют друг друга - и это взаимодействие формирует уникальные особенности как каждого региона, так и их муниципальных районов, и образований.
Рост эффективности регионального управления и совершенствование территориально-отраслевой структуры представляют собой ключевые задачи для обеспечения как стабильного функционирования, так и долговременного развития региона. Для достижения этой цели предлагаются ряд действенных мер: 1) Диверсификация экономики -акцент на развитие новых секторов и направлений, отраслей и видов деятельности - чтобы снизить зависимость региона от одной, двух или нескольких основных отраслей, что позволит сгладить риски и обеспечить устойчивый рост; 2) Развитие инфраструктуры - создание и модернизация транспортной и энергетической, коммуникационной и социальной инфраструктуры - для обеспечения сбалансированного развития территорий в рамках региональной системы и привлечения инвестиций; 3) Поддержка малого и среднего бизнеса - создание условий для развития предпринимательства и стимулирование развития малых и средних предприятий - что будет способствовать развитию соответствующих отраслей и видов экономической деятельности, а также повышению занятости; 4) Региональное планирование - разработка и реализация социально-экономических стратегий и программ, учитывающих уникальные особенности каждой территории и потенциал различных секторов и отраслей региональной экономики; 5) Привлечение инвестиций - создание в регионе благоприятного инвестиционного климата, привлечение внутренних и иностранных капиталовложений для развития приоритетных отраслей и территорий; 6) Развитие человеческого капитала - обеспечение доступа к качественному образованию, повышение профессионально-квалификационного уровня работников и развитие регионального (и межрегионального) научно-технического потенциала.
Синергия всех упомянутых мер, реализуемых в комплексе, способствует рационализации и росту эффективности территориально-отраслевой структуры экономики региона, поддерживает более сбалансированное и устойчивое развитию, обеспечивает сокращение и сглаживание внутрирегиональной социально-экономической асимметрии, а также - в конечном итоге - повышение уровня и качества жизни жителей региона. Повышение устойчивости развития и выравнивание социально-экономической асимметрии в регионе могут быть достигнуты за счет активных регулирующих воздействий в трансформируемой социально-экономической модели, обладающей потенциалом долгосрочного роста и основанной на внедрении в практику управления современных форматов (с соответствующим модернизационным научно-методическим обеспечением) стратификации и интеграции асимметричных территориальной и отраслевой структур региональной экономики. В заключение, можно сказать, что развиваемый комплексный подход к диагностированию территориально-отраслевой структуры и внедрению современных форматов ее рационализации не только способствует выявлению актуальных проблем, но и открывает новые горизонты для модернизации управления и устойчивого роста региональной экономики.
Источники:
1. Адаменко, А. А. Алгоритм управления предпринимательскими структурами на принципах кооперации / А. А. Адаменко, И. В. Андросова // Естественно-гуманитарные исследования. - 2022. - № 43(5). - С. 10-14. - EDN AYYGWK.
2. Адаменко, А. А. Проблемно-ориентированный мониторинг и регулирование территориальной социально-экономической асимметрии в системе регионального и муниципального менеджмента / А. А. Адаменко, Г. А. Есенкова, А. В. Евченко // Вестник Академии знаний. - 2024. - № 1(60). - С. 477-481. - EDN RZFAWQ.
3. Адаменко, А. А. Ресурсы субъектов малого и среднего бизнеса в развитии региональной экономики: условия кризиса модели роста / А. А. Адаменко. - Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2016. - 162 с. - ISBN 978-5-00068-637-9. - EDN WLQGDV.
4. Азжеурова, К. Е. Экологичное природопользование как базис для перехода к зеленой экономике на примере отдельных регионов ЦФО РФ / К. Е. Азжеурова, Д. Б. Щербаков // Научный результат. Экономические исследования. - 2023. - Т. 9, № 1. - С. 5-14. -DOI 10.18413/2409-1634-2023-9-1-0-1. - EDN NUZJYJ.
5. Андросова, И. В. Роль интерактивного бизнеса в формировании инновационно ориентированной экономики / И. В. Андросова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2013. - № 3. - С. 23-27. -EDN SAEOPD.
6. Богдашев, И. В. Совершенствование муниципальных программ социально-экономического развития Краснодарского края / И. В. Богдашев, А. А. Адаменко, Л. И. Симоненко // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11-2(52). - С. 216-222. - EDN SZXGFR.
7. Боев, С. Г. Многомерная классификация и факторный анализ уровня и экономической эффективности инвестирования в регионах ЦФО / С. Г. Боев, О. В. Телегина, А. С. Рудых // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2016. - № 8. -С. 39-44. - EDN YFXYML.
8. Вертакова, Ю. В. Инновационные подходы к пересмотру административно-территориальной структуры и укрупнению муниципальных образований региона / Ю. В. Вертакова, А. В. Евченко, Г. А. Есенкова // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник НИЦ корпоративного права, управления и венчурного инвестирования СыктГУ. - 2019. - № 4. - С. 126-137. - DOI 10.34130/2070-4992-2019-4-126-137. - EDN NHZWPG.
9. Воробьев, Ю. Н. Оценка ресурсного потенциала АПК Курской области / Ю. Н. Воробьев, А. О. Фрайман // Актуальные проблемы и перспективы развития бизнеса: Материалы Всероссийской НПК (Курск, 08 ноября 2018 года). - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2018. - С. 331-335. - EDN YTPPIL.
10. Евченко, А. В. Диагностика соответствия уровней экономического и социального развития районов Курской области / А. В. Евченко, С. С. Железняков // Известия Курского государственного технического университета. - 2002. - № 2(9). - С. 225-236. - EDN VTBRQF.
11. Евченко, А. В. Проблематизация финансирования социальной сферы муниципальных территорий по результатам межрайонного анализа экономической активности и бюджетной обеспеченности / А. В. Евченко, А. А. Демченко, Ю. Л. Петрачевская // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 33(1). - С. 84-89. - DOI 10.24412/2309-4788-2021-10837. - EDN GPWZBW.
12. Евченко, А. В. Сравнительный анализ территориальной дифференциации и типология районов по уровням экономического и социального развития / А. В. Евченко // Экономический анализ: теория и практика. - 2006. - № 5(62). - С. 26-37. - EDN HUVCTZ.
13. Евченко, А. В. Управление территориальной социально-экономической асимметрией и обоснование приоритетных направлений развития районов Курской области / А. В. Евченко, С. С. Железняков // Известия Курского государственного технического университета. - 2003. - № 1(10). - С. 147-152. - EDN VTBRQP.
14. Ершова, И. Г. Влияние цифровой трансформации регионов на развитие человеческих ресурсов: актуальный базис и стратегическое управление / И. Г. Ершова, Л. А. Афанасьева, Д. Б. Щербаков // Вестник Академии знаний. - 2023. - N° 5(58). -С. 457-461. - EDN CHORBU.
15. Есенкова, Г. А. Стратегические направления, задачи и инструментарий сокращения пространственной социально-экономической асимметрии в регионе / Г. А. Есенкова // Экономический рост как основа устойчивого развития России: Сборник научных статей участников 6-й Всероссийской НПК (Курск, 25-26 ноября 2021 года). - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2021. - С. 180-187. - EDN BKAOEL.
16. Закон Курской области от 14 декабря 2020 года № 100-ЗК0 «О Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2030 года». - https://docs.cntd.ru/document/571044826.
17. Ильин, А. Е. Уровень жизни населения: проблемы дифференциации / А. Е. Ильин, И. В. Ильина // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2019. - № 8. - С. 192-197. - EDN TIDMVO.
18. Панищев, А. Л. Стагнация как феномен социальной поляризации / А. Л. Панищев, А. В. Сапронов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2020. - Т. 10, № 1. - С. 178-185. - EDN BMRCCJ.
19. Петрищева, И. В. Особенности развития форм производственной кооперации различных предпринимательских структур / И. В. Петрищева // Народное хозяйство. Вопросы инновационного развития. - 2011. - № 1. - С. 30-39. - EDN PDFEWP.
20. Рыбянцева, М. С. Диагностика и регулирование пространственного неравенства в региональных организационно-экономических обоснованиях укрупнения и объединения административно-территориальных муниципальных районов / М. С. Рыбянцева, Г. А. Есенкова, А. В. Евченко // Вестник Академии знаний. - 2023. - № 6(59). - С. 355-359. - EDN HGRKRK.
21. Тюпаков, К. Э. Роль человеческого капитала в реализации стратегии инновационного развития региона / К. Э. Тюпаков, Т. Е. Хорольская, A. A. Костанян // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 43(2). - С. 245-248. - DOI 10.24412/2304-6139-202111075. - EDN LGNTKJ.
22. Хорольская, Т. Е. Актуальные аспекты формирования инновационной экономики региона в современных условиях / Т. Е. Хорольская, М. В. Радченко, З. Р. Мусостов // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 37(5). - С. 298-302. -DOI 10.24412/2309-4788-2021-537-298-302. - EDN WBAIPQ.
23. Хорольская, Т. Е. Инновационное развитие региональной экономики в современных условиях / Т. Е. Хорольская, Р. Р. Аванесова, Д.
B. Петров // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 45(4). - С. 270-273. - DOI 10.24412/2304-6139-2021-11372. - EDN WLHOCU.
24. Щербаков, Д. Б. Россия и цифровая экономика: от виртуальности - к реальности 2020 года (состояние и тренды, перспективы и приоритеты) / Д. Б. Щербаков // Социально-экономическое развитие современной России: актуальные вопросы, достижения и инновации: Материалы Всероссийской НПК (Орел, 16 июня 2020 года). - Орел: ООО полиграфическая фирма «Картуш», 2020. -
C. 30-35. - EDN XRCJIW.
25. Щербаков, Д. Б. Цифровизационные процессы как экономико-управленческая доминанта трансформации территориальных систем в России / Д. Б. Щербаков, А. В. Евченко, А. А. Демченко // Наука и практика регионов. - 2021. - № 1(22). - С. 23-32. - EDN DSXODK.
26. Clustering of modern economic processes: "Pros" and "Cons" / V. V. Prokhorova, A. A. Adamenko, V. A. Tupchienko [et al.] // International Journal of Applied Business and Economic Research. - 2017. - Vol. 15, No. 12. - P. 225-232. - EDN XNIBHX.
27. Clusters in the system of interindustry regional interation / I. V. Chizhankova, E. V. Povorina, N. V. Novikova [et al.] // International Journal of Applied Business and Economic Research. - 2017. - Vol. 15, No. 13. - P. 23-30. - EDN XOGIQN.
28. Directions to improve economic efficiency of regional production / I. N. Sycheva, O. Y. Voronkova, T. M. Vorozheykina [et al.] // European Research Studies Journal. - 2018. - Vol. 21, No. Special Issue 3. - P. 50-61. - DOI 10.35808/ersj/1360. - EDN EHBBWB.
29. Tools for Assessing Effectiveness of Public Services as a Part of Digital Economy Development / Y. S. Polozhentseva, M. G. Klevtsova, O. V. Sogacheva, I. V. Androsova // Digital Future Economic Growth, Social Adaptation, and Technological Perspectives. - Switzerland : Springer Nature, 2020. - P. 667-675. - DOI 10.1007/978-3-030-39797-5_65. - EDN QCZTBX.
30. Zheleznyakov, S. Reduction of social and economic asymmetry of territories in new economic conditions / S. Zheleznyakov, I. Risin // Екож^чний часопис-XXI. - 2017. - Vol. 166, No. 7-8. - P. 80-85. - DOI 10.21003/ea.V166-16. - EDN ZWNXLZ.
EDN: RDMZYJ
Е.В. Кремянская - к.э.н., доцент кафедры статистики и прикладной математики, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
E.V. Kremyanskaya - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Statistics and Applied Mathematics, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.
О ПРОИЗВОДСТВЕ И РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ ON THE PRODUCTION AND SALE OF MILK AND DAIRY PRODUCTS IN KRASNODAR REGION
Аннотация. Проанализирована динамика объема производства сырого молока в Краснодарском крае; определены доли сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения в совокупном валовом надое; изучена динамика объемов реализации молочного сырья как в целом по региону, так и в разрезе по категориям хозяйств; установлено, что рост продаж молока-сырья за 2015-2022 гг. более чем на 25 % был обеспечен, главным образом, сельскохозяйственными организациями; охарактеризовано изменение в исследуемом периоде товарности молока; определена рентабельность реализации молочного сырья, выявлено влияние факторов на изменение ее уровня; изучена динамика объемов выпуска готовой молочной продукции в регионе; установлено, что в Краснодарском крае уровень самообеспеченности по молоку стабильно превышал пороговое значение, обозначенное в Доктрине продовольственной безопасности; подтверждено наличие диспропорций в распределении экономических результатов реализации молока на различных стадиях товаропроводящей сети; сформулированы выводы по результатам исследований.
Abstract. The dynamics of the raw milk production volume in the Krasnodar Territory is analyzed; the shares of agricultural organizations, peasant (farmer) farms and households of the population in the total gross yield are determined; the dynamics of sales volumes of dairy raw materials both in the region as a whole and by categories of farms are studied. It was found that the growth in sales of raw milk for 2015-2022 by more than 25 % was mainly provided by agricultural organizations; the change in the marketability of milk in the studied period was characterized; the sale profitability of dairy raw materials was determined, the influence of factors on the change in its level was revealed; the dynamics of the finished dairy products output in the region was studied. It was found that in the Krasnodar Territory the level of self-sufficiency in milk consistently exceeded the threshold value indicated in the Doctrine of Food Security; the presence of imbalances in the distribution of economic results of milk sales at various stages of the distribution network was confirmed; conclusions based on the results of research were formulated.
Ключевые слова: сырое молоко, молочная продукция, производство, реализация, рентабельность реализации, товарность, уровень самообеспечения, средние цены реализации.
Keywords: raw milk, dairy products, production, sales, profitability of sales, marketability, level of self-sufficiency, average selling prices.