Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МОНИТОРИНГ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АСИММЕТРИИ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА'

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МОНИТОРИНГ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АСИММЕТРИИ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
публичное управление / территориальный менеджмент / система управления регионом / развитие муниципальных территорий / проблемно-ориентированный мониторинг / территориальная социально-экономическая асимметрия / нормативно-целевое управление / public administration / territorial management / regional management system / development of municipal territories / problemoriented monitoring / territorial socio-economic asymmetry / regulatory and target management

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — А А. Адаменко, Г А. Есенкова, А В. Евченко

В нашей обширной стране – с беспрецедентным разнообразием природно-ресурсных и инфраструктурно-логистических условий, значительной территориальной дифференциацией (регионов, районов, муниципалитетов) по концентрации и занятости населения, социально-экономическому положению и динамике, размещению промышленного и сельскохозяйственного производства, стандартам и качеству жизни городского и сельского населения – поиск путей устойчивого перспективного развития связан с активной модернизацией регионального и муниципального менеджмента, повсеместной разработкой территориальных проблем и целенаправленным сокращением межи внутрирегионального пространственного неравенства с проведением оздоровления проблемных территорий и бенчмаркингом передового опыта в этой сфере экономико-управленческой деятельности. Вместе с тем, на современном этапе институциональной трансформации российской экономики, социальной сферы и публичного управления создание и реализация стратегий и программ перспективного развития требуют консолидации ресурсов на всех уровнях территориальной системы. Один из ключевых проблемных вопросов актуализируемого регионального и муниципального менеджмента заключается в необходимости и масштабах проблемно-ориентированного мониторинга и нормативно-целевого регулирования территориальной асимметрии во взаимосвязанном социально-экономическом пространстве России и составляющих ее регионов. Получаемые в ходе проводимого мониторинга в регионе – субъекте Российской Федерации – оценки территориальной асимметрии могут быть использованы как для характеристики качества системы регионального и муниципального управления, так и для обоснования различными стейкхолдерами предложений по совершенствованию реализуемой бюджетной и инвестиционной политики. Основу такого проблемно-ориентированного мониторинга в социально-экономическом пространстве составляет качественно-количественное диагностическое обследование всех сфер жизнедеятельности муниципальных районов и образований в целях объективного определения направлений дальнейшего развития территорий в системе регионального менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — А А. Адаменко, Г А. Есенкова, А В. Евченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM-ORIENTED MONITORING AND REGULATION OF TERRITORIAL SOCIO-ECONOMIC ASYMMETRY IN THE SYSTEM OF REGIONAL AND MUNICIPAL MANAGEMENT

In our vast country – with an unprecedented variety of natural resource and infrastructural and logistical conditions, significant territorial differentiation (regions, districts, municipalities) in terms of population concentration and employment, socio-economic situation and dynamics, location of industrial and agricultural production, standards and quality of life of urban and rural population – the search for ways of sustainable long-term development is associated with the active modernization of regional and municipal management, the widespread development of territorial problems and the purposeful reduction of inter- and intraregional spatial inequality with the rehabilitation of problem areas and benchmarking of best practices in this area of economic and managerial activity. At the same time, at the present stage of the institutional transformation of the Russian economy, social sphere and public administration, the creation and implementation of strategies and programs for long-term development require the consolidation of resources at all levels of the territorial system. One of the key problematic issues of the actualized regional and municipal management is the need and scale of problem-oriented monitoring and regulatory regulation of territorial asymmetry in the interconnected socio-economic space of Russia and its constituent regions. The assessments of territorial asymmetry obtained during the monitoring in the region – the subject of the Russian Federation – can be used both to characterize the quality of the regional and municipal management system, and to justify proposals by various stakeholders to improve the implemented budget and investment policy. The basis of such problem-oriented monitoring in the socio-economic space is a qualitative and quantitative diagnostic examination of all spheres of life of municipal districts and formations in order to objectively determine the directions of further development of territories in the regional management system.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МОНИТОРИНГ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АСИММЕТРИИ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА»

Современные проблемы управления Modern management problems

EDN: RZFAWQ

А.А. Адаменко - д.э.н., профессор кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

A.A. Adamenko - doctor of economical sciences, professor of the department of accounting theory, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

Г.А. Есенкова - старший преподаватель кафедры «Менеджмент и информационные технологии», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Курский филиал, Курск, Россия, [email protected],

G.A. Esenkova - senior teacher of the department «Management and information technology», Financial University under the Government of the Russian Federation, Kursk branch, Kursk, Russia;

А.В. Евченко - к.э.н., доцент, независимый исследователь, консультант по системным исследованиям и рационализации управления, Курск, Россия, [email protected],

A.V. Evchenko - candidate of economical sciences, associate professor, independent researcher, consultant on system research and management rationalization, Kursk, Russia.

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МОНИТОРИНГ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АСИММЕТРИИ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА PROBLEM-ORIENTED MONITORING AND REGULATION OF TERRITORIAL SOCIO-ECONOMIC ASYMMETRY IN THE SYSTEM OF REGIONAL AND MUNICIPAL MANAGEMENT

Аннотация. В нашей обширной стране - с беспрецедентным разнообразием природно-ресурсных и инфраструктурно-логистических условий, значительной территориальной дифференциацией (регионов, районов, муниципалитетов) по концентрации и занятости населения, социально-экономическому положению и динамике, размещению промышленного и сельскохозяйственного производства, стандартам и качеству жизни городского и сельского населения - поиск путей устойчивого перспективного развития связан с активной модернизацией регионального и муниципального менеджмента, повсеместной разработкой территориальных проблем и целенаправленным сокращением меж- и внутрирегионального пространственного неравенства с проведением оздоровления проблемных территорий и бенчмаркингом передового опыта в этой сфере экономико-управленческой деятельности.

Вместе с тем, на современном этапе институциональной трансформации российской экономики, социальной сферы и публичного управления создание и реализация стратегий и программ перспективного развития требуют консолидации ресурсов на всех уровнях территориальной системы. Один из ключевых проблемных вопросов актуализируемого регионального и муниципального менеджмента заключается в необходимости и масштабах проблемно-ориентированного мониторинга и нормативно-целевого регулирования территориальной асимметрии во взаимосвязанном социально-экономическом пространстве России и составляющих ее регионов.

Получаемые в ходе проводимого мониторинга в регионе - субъекте Российской Федерации - оценки территориальной асимметрии могут быть использованы как для характеристики качества системы регионального и муниципального управления, так и для обоснования различными стейкхолдерами предложений по совершенствованию реализуемой бюджетной и инвестиционной политики. Основу такого проблемно-ориентированного мониторинга в социально-экономическом пространстве составляет качественно-количественное диагностическое обследование всех сфер жизнедеятельности муниципальных районов и образований в целях объективного определения направлений дальнейшего развития территорий в системе регионального менеджмента.

Abstract. In our vast country - with an unprecedented variety of natural resource and infrastmctural and logistical conditions, significant territorial differentiation (regions, districts, municipalities) in terms of population concentration and employment, socio-economic situation and dynamics, location of industrial and agricultural production, standards and quality of life of urban and rural population - the search for ways of sustainable long-term development is associated with the active modernization of regional and municipal management, the widespread development of territorial problems and the purposeful reduction of inter- and intraregional spatial inequality with the rehabilitation of problem areas and benchmarking of best practices in this area of economic and managerial activity.

At the same time, at the present stage of the institutional transformation of the Russian economy, social sphere and public administration, the creation and implementation of strategies and programs for long-term development require the consolidation of resources at all levels of the territorial system. One of the key problematic issues of the actualized regional and municipal management is the need and scale of problem-oriented monitoring and regulatory regulation of territorial asymmetry in the interconnected socio-economic space of Russia and its constituent regions.

The assessments of territorial asymmetry obtained during the monitoring in the region - the subject of the Russian Federation - can be used both to characterize the quality of the regional and municipal management system, and to justify proposals by various stakeholders to improve the implemented budget and investment policy. The basis of such problem-oriented monitoring in the socio-economic space is a qualitative and quantitative diagnostic examination of all spheres of life of municipal districts and formations in order to objectively determine the directions of further development of territories in the regional management system.

Ключевые слова: публичное управление, территориальный менеджмент, система управления регионом, развитие муниципальных территорий, проблемно-ориентированный мониторинг, территориальная социально-экономическая асимметрия, нормативно-целевое управление.

Keywords: public administration, territorial management, regional management system, development of municipal territories, problem-oriented monitoring, territorial socio-economic asymmetry, regulatory and target management.

Введение

Устойчивость функционирования и динамика развития современных территориальных систем является результатом изменений и трансформаций, происходящих в управленческой и социальной, экономической и экологической, производственной и технологической, исследовательской и образовательной сферах [4; 12]. Вместе с тем, функционирование социальной и экономической сфер различных территорий в пределах регионов - субъектов Российской Федерации может быть охарактеризовано с точки зрения существующей пространственной стратификации в этих сферах, которую следует учитывать при формировании стратегий, концепций и программ развития в сложившихся условиях [11; 17]. В самом деле, обширный спектр вопросов, связанных с территориальным развитием (на всех уровнях), неизменно привлекает пристальное внимание органов государственной власти и научно-исследовательской парадигмы, проводящих диагностику территорий и ключевых факторов, определяющих это развитие [3; 8]. Соответственно, в настоящее время формирование

собственной институциональной модели на основе нормативно-целевого подхода к мониторингу и регулированию пространственного неравенства приобретает все большее значение в связи с получением прогнозно-аналитических оценок социально-экономического потенциала и стимулированием перспективного развития [25; 30].

Материалы и методы исследования

Актуализированная научно-методическая база исследования включает фундаментальные труды и прикладные работы по проблемам диагностики, концептуализации, стратегирования, прогнозирования, программирования, проектирования, обеспечения и организации мониторинга и регулирования территориальной асимметрии (дифференциации, стратификации, поляризации, неравенства и т.п.) и интеграции (конвергенции, объединения, кооперации) в региональном социально-экономическом пространстве таких известных российской научной парадигме ученых-исследователей и специалистов-практиков (экономистов, социологов, управленцев, системных аналитиков, прогнозистов), как А.А. Адаменко [2; 6; 27], И.В. Андросова [5; 20; 26], Ю.В. Вертакова [7; 29], И.Г. Ершова [12], С.С. Железняков [8; 10; 14], А.Е. Ильин [16], А.Л. Панищев [17; 18], И.Е. Рисин [14; 15; 30], Т.Е. Хорольская [2; 24] и др.

В качестве информационно-эмпирической основы проводимого исследования выступают программно-стратегические и нормативно-регламентирующие документы законодательных и исполнительных органов власти; разработки научно-исследовательских организаций и учебно-образовательных учреждений; прогнозно-аналитические обзоры региональных органов власти и муниципального управления; публикации и сборники Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных органов; опубликованные в периодической печати и научной литературе статистические материалы.

Инструментарий исследования составили эффективные общенаучные приемы анализа и синтеза, специфические методы (абстрактно-логический, монографический и контент-анализ), методы экспертных (в т.ч. прогнозных) и статистических (динамический и сравнительный анализ, группировка и кластеризация) исследований, технологии программно-целевого планирования и социально-экономического проектирования.

Результаты и их обсуждение

Пространственное неравенство (стратификация, асимметрия, дифференциация) в социально-экономическом положении и развитии муниципальных территорий (районов, округов, образований) субъектов Российской Федерации может рассматриваться как взаимосвязь между элементами (компонентами) соответствующих территориальных систем, проявляющаяся во внутрирегиональных отклонениях, относящихся к различным группам социально-экономических индикаторов, показателей и индексов [7; 13]. При определении отклонений в развитии территорий (муниципальных районов и образований) необходимо учитывать исторические аспекты и особенности экономического развития страны, регионов и муниципалитетов с позиций эффективности используемых механизмов и программ в социально-экономической среде [10; 23].

В этой связи, внутрирегиональная экономическая и социальная дифференциация должна восприниматься через призму всех сфер жизнедеятельности соответствующих территорий [5; 29]. Действительно, для большинства российских регионов степень неравенства муниципальных районов по размаху асимметрии -определяемому как соотношение максимального и минимального значений какого-либо участвующего в анализе показателя по рассматриваемым территориям [21] - измеряется отнюдь не в процентах, а в разах (порой - и в десятках раз): для примера приведем данные по величине внутрирегиональной территориальной асимметрии в социально-экономическом пространстве Курской области (таблица 1).

Таблица 1 - Удельный вес (вклад) муниципальных районов и городских округов Курской области в общерегиональных показателях (процентов; данные за 2022 г.)_

Среднесписочная численность работников (за ноябрь) Оборот организаций (по крупным и средним организациям) Скот и птица на убой (в живом весе) в с.-х. организациях Валовой надой молока в сельско-хозяйственных организациях Оборот розничной торговли

1 2 3 4 5 6

Курская область 100 100 100 100 100

г. Курск 41,50 38,40 0,01 0,24 64,65

г. Железногорск 11,11 20,92 --- --- 9,18

г. Курчатов 10,94 8,95 --- --- 4,52

г. Льгов 1,40 0,42 --- --- 1,70

г. Щигры 1,34 1,07 --- --- 1,07

Беловский р-н 1,13 0,36 3,27 10,65 0,44

Большесолдатский р-н 0,85 0,37 5,52 9,27 0,10

Глушковский р-н 1,41 0,75 1,46 3,40 1,20

Горшеченский р-н 1,68 3,08 17,54 3,80 0,84

Дмитриевский р-н 0,91 1,03 7,53 21,41 0,74

Железногорский р-н 1,18 2,35 6,12 23,22 0,27

Золотухинский р-н 1,17 0,83 3,81 0,00 0,77

Касторенский р-н 1,50 2,01 --- --- 0,47

Конышевский р-н 0,83 1,41 18,15 --- 0,22

Кореневский р-н 1,16 0,82 2,78 4,61 0,38

Курский р-н 4,02 3,36 0,00 0,05 3,80

Курчатовский р-н 0,72 0,11 0,00 0,64 0,68

Льговский р-н 0,31 0,06 0,04 1,68 ---

Продолжение таблицы

1 2 3 4 5 6

Мантуровский р-н 0,85 0,63 0,75 7,04 0,39

Медвенский р-н 1,26 0,52 0,04 2,15 0,37

Обоянский р-н 1,37 0,62 0,46 1,51 2,03

Октябрьский р-н 2,29 4,61 --- --- 0,69

Поныровский р-н 0,54 0,06 0,05 0,17 0,39

Пристенский р-н 1,20 1,71 16,76 0,33 0,48

Рыльский р-н 1,99 0,69 3,18 1,66 1,29

Советский р-н 1,12 0,84 0,06 3,46 0,58

Солнцевский р-н 0,72 0,34 0,00 0,39 0,25

Суджанский р-н 2,00 1,52 6,49 0,12 0,89

Тимский р-н 0,51 0,14 0,28 0,50 0,31

Фатежский р-н 1,27 0,73 4,74 --- 0,72

Хомутовский р-н 0,57 0,30 0,91 2,16 0,24

Черемисиновский р-н 0,59 0,15 0,00 0,03 0,34

Щигровский р-н 0,53 0,84 0,03 1,53 ---

Источник данных: Статистический бюллетень [22]

Таким образом, осуществляемый регионами мониторинг социально-экономического пространства, будучи действенным инструментом публичного управления, должен отслеживать состояние и векторы территориальной асимметрии муниципальных районов и образований. Соответственно, этот нормативно -целевой (и, одновременно, проблемно-ориентированный) мониторинг, базируясь на системе принципов его организации и реализации, должен обеспечивать выполнение комплекса взаимосвязанных задач (рисунок 1).

Репрезентативность информационного обеспечения, достигаемая сбором статистически значимых и достоверных данных, позволяющих адеквашо оценивать основные результаты государственного регулирования асимметрии в социально-экономическом пространстве региона

Системность, обеспечиваемая оценкой результатов государственного воздействия на множество условий и факторов, детерминирующих состояние и векторы изменений пространственной асимметрии тиилипальных территорий в региональной социально-экономической системе

Организационное включение мониторинга в процесс стратегического управления социально-экономическим развитием региона, обеспечиваемое вводом в содержание стратегии развития целей и задач снижения асимметрии в региональном социально-экономическом пространстве (в механизм реализации - индикаторов и инструментов ее регу лирования)

Институционализация правового и организационного обеспечения мониторинга, реализуемая наделением конкретного подразделения исполнительного органа государственной власти региона - субъекта РФ полномочиями и ответственностью за проведение мониторинга внутрирегиональной социально-экономической асимметрии

Открытость и прозрачность результатов мониторинга, обеспечиваемые транспарентностью информации, отражающей состояние и результаты регулирования асимметрии в социально-экономическом пространстве региона, ее доступностью для заинтересованных групп потребителей

И

Сбор и систематизация информации, необходимой и достаточной для получения адекватной оценки сложившегося уровня асимметрии муниципальных территорий в социально-экономическом пространстве региона

Выявление соответствия плановых и фактических значений целевых индикаторов территориальной асимметрии (и ее снижения) в социально-экономическом пространстве региона

Идентификация и анализ причин, определяющих фактические результаты государственного регулирования внутрирегиональной пространственной социально-экономической асимметрии муниципальных территорий

Трансформация полученной информации в конкретные задачи стратегического и тактического регулирования развития территорий, определяющие принятие управленческих решений, обеспечивающих обоснованную коррекцию значений плановых показателей уровня внутрирегиональной асимметрии и используемой для их достижения ресурсной базы

Рисунок 1 - Принципы и задачи мониторинга территориальной асимметрии в социально-экономическом пространстве региона (Источник: составлено авторами по материалам разработок [14; 15; 30])

Основу проводимого мониторинга и регулирования территориальной асимметрии в социально -экономическом пространстве региона составляет оценочная система используемых показателей, критериев и характеристик различных участвующих в анализе муниципальных территорий [19; 23; 28]. Такая система показателей должна обеспечивать учет многообразия как основных целей регулирования пространственной асимметрии территорий, так и достигаемых при их реализации социально-экономических эффектов [1; 9; 14]. Представляется целесообразным формализовать соответствующую алгоритмическую последовательность

логики формирования и выбора управленческих решений по селекции продуктивных вариантов и разработке программных мероприятий, при реализации обеспечивающих устойчивый рост уровней и темпов социально -экономического развития территорий на перспективу (рисунок 2).

Рисунок 2 - Логика выбора вариантов развития по результатам мониторинга территориальной асимметрии в социально-экономическом пространстве региона

(Источник: составлено авторами с использованием собственных разработок [7; 9; 11])

Опирающийся на методологию нормативно-целевого подхода мониторинг пространственного неравенства муниципальных территорий позволит повысить обоснованность: а) получаемых прогнозно-аналитических оценок уровня и динамики внутрирегиональной социально -экономической асимметрии; б) применяемых региональными и муниципальными органами власти решений и получаемых эффектов, связанных с ее сокращением.

Выводы

Подобный ход научно-методических рассуждений служит своеобразной «канвой» для построения региональных моделей комплексного мониторинга и целевого регулирования территориальной социально-экономической асимметрии муниципальных районов и образований по уровням и динамике их развития. В качестве магистрального направления деятельности и целевого ориентира здесь выступает создание адекватных экономических, правовых и иных условий для поддержания и форсирования высоких показателей, достигаемых в экономике и социальной сфере территорий-лидеров, а также для повышения потенциала отстающих в своем развитии территорий и их вывода на устойчивую траекторию.

В целом, региональная политика сокращения пространственного неравенства и выравнивания социально-экономического развития муниципальных территорий должна предусматривать следующие базовые характеристики: системный и программный характер; стабильность и предсказуемость, гласность и «прозрачность»; приоритетность использования экономических инструментов в решении социальных и иных проблем; проектная ориентированность, паритетное участие всех источников финансирования; достаточный объем и адресность помощи; сохранение позитивной экономической динамики территорий-доноров при изъятии у них и перераспределении ресурсов; институциональная проработанность и законодательная закрепленность всех намеченных к реализации мер и механизмов выравнивающей политики.

В конечном итоге, сложность вопросов, связанных со сокращением пространственной социально-экономической асимметрии в регионах, требует привлечения лучших практик управления территориями различного уровня, которые следует учитывать при определении приоритетов снижения неравенства и разработке качественно обновленных концепции, стратегии и программ регионального развития.

Источники:

1. Адаменко, А. А. Малый и средний бизнес в развитии региональной экономики / А. А. Адаменко, А. А. Ермоленко, Е. Н. Клочко. - Краснодар: Южный институт менеджмента, 2016. - 212 с. - ISBN 978-5-93926-278-1. - EDN XAGSLL.

2. Адаменко, А. А. Характеристика социально-экономических показателей жизни населения Краснодарского края / А. А. Адаменко, Н. В. Тимошенко,

Т. Е. Хорольская // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 42(1). - С. 15-19. - DOI 10.24412/2304-6139-2021-10872. - EDN WKSVKU.

3. Азжеурова, К. Е. Экологичное природопользование как базис для перехода к зеленой экономике на примере отдельных регионов ЦФО РФ / К. Е. Азжеурова, Д. Б. Щербаков // Научный результат. Экономические исследования. - 2023. - Т. 9, № 1. - С. 5-14. - DOI 10.18413/2409-1634-20239-1-0-1. - EDN NUZJYJ.

4. Андросова, И. В. Стратегические партнерства как современная форма интеграции бизнеса в промышленности / И. В. Андросова, О. В. Согачева // Вестник университета. - 2020. - № 10. - С. 10-14. - DOI 10.26425/1816-4277-2020-10-10-14. - EDN ROVEYQ.

5. Андросова, И. В. Управление развитием кооперации в условиях интеграции субъектов региональной экономики / И. В. Андросова, И. Ф. Мальцева, М. С. Носова // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 38(6). - С. 50-54. - DOI 10.24412/2309-4788-2021-6-50-55. - EDN KWBGBZ.

6. Богдашев, И. В. Совершенствование муниципальных программ социально-экономического развития Краснодарского края / И. В. Богдашев, А. А. Адаменко, Л. И. Симоненко // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11-2(52). - С. 216-222. - EDN SZXGFR.

7. Вертакова, Ю. В. Инновационные подходы к пересмотру административно-территориальной структуры и укрупнению муниципальных образований региона / Ю. В. Вертакова, А. В. Евченко, Г. А. Есенкова // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник НИЦ корпоративного права, управления и венчурного инвестирования СыктГУ. - 2019. - № 4. - С. 126-137. - DOI 10.34130/2070-4992-2019-4-126-137. -EDN NHZWPG.

8. Евченко, А. В. Диагностика соответствия уровней экономического и социального развития районов Курской области / А. В. Евченко, С. С. Железняков // Известия Курского государственного технического университета. - 2002. - № 2(9). - С. 225-236. - EDN VTBRQF.

9. Евченко, А. В. Исследование и регулирование регионального развития с использованием комплексных социально-экономических индикаторов: Монография / А. В. Евченко. - Курск: Курский государственный технический университет, 2004. - ISBN 5-7681-0180-2. - EDN OZDDRX.

10. Евченко, А. В. Управление территориальной социально-экономической асимметрией и обоснование приоритетных направлений развития районов Курской области / А. В. Евченко, С. С. Железняков // Известия Курского государственного технического университета. - 2003. - № 1(10). - С. 147152. - EDN VTBRQP.

11. Евченко, А. В. Управление экономическим и социальным развитием субъекта Федерации с учетом внутрирегиональной асимметрии: теория и практика / А. В. Евченко, А. Г. Столбов; Институт экономических проблем КНЦ РАН. - Апатиты: Кольский научный центр РАН, 2006. - 245 с. -EDN QQYWLP.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Ершова, И. Г. Влияние цифровой трансформации регионов на развитие человеческих ресурсов: актуальный базис и стратегическое управление / И. Г. Ершова, Л. А. Афанасьева, Д. Б. Щербаков // Вестник Академии знаний. - 2023. - № 5(58). - С. 457-461. - EDN CHORBU.

13. Есенкова, Г. А. Стратификация регионального потенциала устойчивого развития в условиях институциональной трансформации общества, экономики и управления / Г. А. Есенкова, А. В. Евченко // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2023. - № 1(67). - С. 90-97. - EDN QGEFBS.

14. Железняков, С. С. Мониторинг результатов регулирования асимметрии в социально-экономическом пространстве региона / С. С. Железняков, И. Е. Рисин // Регион: системы, экономика, управление. - 2017. - № 1(36). - С. 50-54. - EDN YKPHWV.

15. Железняков, С. С. Направления, задачи, инструментарий снижения пространственной социально-экономической асимметрии в стратегиях развития регионов / С. С. Железняков, И. Е. Рисин // Экономика промышленности. - 2019. - Т. 12, № 4. - С. 388-395. - DOI 10.17073/2072-1633-2019-4-388395. - EDN UPRECX.

16. Ильин, А. Е. Уровень жизни населения: проблемы дифференциации / А. Е. Ильин, И. В. Ильина // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2019. - № 8. - С. 192-197. - EDN TIDMVO.

17. Панищев, А. Л. Стагнация как феномен социальной поляризации / А. Л. Панищев, А. В. Сапронов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2020. - Т. 10, № 1. - С. 178-185. - EDN BMRCCJ.

18. Панищев, А. Л. Факторы социальной поляризации / А. Л. Панищев, А. В. Сапронов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2019. - Т. 9, № 4(33). - С. 175-182. - EDN VEFPIT.

19. Петрищева, И. В. Интегральная оценка развития малых промышленных предприятий (на примере Курской области) / И. В. Петрищева // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. - 2009. - Т. 9, № 4. - С. 140-144. - EDN KYKTZB.

20. Петрищева, И. В. Особенности развития форм производственной кооперации различных предпринимательских структур / И. В. Петрищева // Народное хозяйство. Вопросы инновационного развития. - 2011. - № 1. - С. 30-39. - EDN PDFEWP.

21. Рыбянцева, М. С. Диагностика и регулирование пространственного неравенства в региональных организационно-экономических обоснованиях укрупнения и объединения административно-территориальных муниципальных районов / М. С. Рыбянцева, Г. А. Есенкова, А. В. Евченко // Вестник Академии знаний. - 2023. - № 6(59). - С. 355-359. - EDN HGRKRK.

22. Социально-экономическое положение городов и районов Курской области за 2022 г.: Статистический бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. - Курск, 2023. - 50 с.

23. Сухорукова, Г. Н. Обоснование системы сбалансированных количественных и качественных целевых ориентиров устойчивого экономического роста и социального развития в контексте разработки современной региональной политики / Г. Н. Сухорукова, А. В. Евченко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - Т. 10, № 19(256). - С. 13-19. - EDN SCAPEZ.

24. Хорольская, Т. Е. Актуальные аспекты формирования инновационной экономики региона в современных условиях / Т. Е. Хорольская, М. В. Радченко, З. Р. Мусостов // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 37(5). - С. 298-302. - DOI 10.24412/2309-4788-2021-537-298302. - EDN WBAIPQ.

25. Щербаков, Д. Б. Исследование современной экономической модели глобализации и интернационализации мирового хозяйства: тенденции, проблемы и перспективы / Д. Б. Щербаков // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2020. - № 2(44). - С. 166175. - EDN VSJWDF.

26. Androsova, I. Transformation of business partnerships in modern conditions based on franchising tools / I. Androsova, O. Sogacheva // Економ1чний часопис-XXI. - 2020. - Vol. 186, No. 11-12. - P. 86-93. - DOI 10.21003/ea.V186-10. - EDN SRATBP.

27. Clustering of modern economic processes: «Pros» and «Cons» / V. V. Prokhorova, A. A. Adame nko, V. A. Tupchienko [et al.] // International Journal of Applied Business and Economic Research. - 2017. - Vol. 15, No. 12. - P. 225-232. - EDN XNIBHX.

28. Key aspects of the formation of a single information space in the context of sustainable development of business structures in the agro-industrial complex / A. A. Adamenko, E. P. Avramenko, S. A. S. Dovtayev [et al.] // International Journal of Agricultural Resources, Governance and Ecology. - 2021. - Vol. 17, No. 2-4. - P. 140-150. - DOI 10.1504/IJARGE.2021.121679. - EDN NMDHOV.

29. Problems and Prospects for the Development of Digital Public Administration / Y. Vertakova, M. Mukovnin, E. Leontyev, A. Evchenko // Education Excellence and Innovation Management: A 2025 Vision to Sustain Economic Development during Global Challenges: Proceedings of the 35th International Business Information Management Association Conference (IBIMA), 01-02 April 2020. - Seville, Spain: IBIMA, 2020. - P. 4885-4892.

30. Zheleznyakov, S. Reduction of social and economic asymmetry of territories in new economic conditions / S. Zheleznyakov, I. Risin // Економiчний часопис-XXI. - 2017. - Vol. 166, No. 7-8. - P. 80-85. - DOI 10.21003/ea.V166-16. - EDN ZWNXLZ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.