Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО АКТИВНОГО ТУРИЗМА В ШКОЛАХ'

СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО АКТИВНОГО ТУРИЗМА В ШКОЛАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детский активный туризм / приключенческое обучение / образование на открытом воздухе / детский туризм в системе образования / детский туризм / дополнительное образование / педагогические стратегии / педагогические барьеры / children active tourism / adventure training / outdoor education / children tourism in the education system / children tourism / extracurricular education / teacher strategies / teacher professional barriers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пичко А. В., Иванов И. Ю.

В статье рассматривается значимость детского активного туризма для оздоровления и формирования личности ребенка. Авторами представлены современное состояние сектора, исследовательский и педагогический контекст, в котором развивается активный школьный туризм. Российские и зарубежные исследования демонстрируют пользу занятий туризма для здоровья детей и развития гибких навыков, например коммуникативности, умения работать в команде, умения решать конфликты. Развитие школьного туризма является также частью государственной стратегии, которая видит в этом виде деятельности возможность для усиления патриотической воспитательной работы и внеурочной деятельности образовательных организаций. В то же время, в соответствии с данными официальной статистики, охват программами школьного активного туризма с 2017 года снижается. Ключевой проблемой является несоответствие запросов системы образования и готовности школ и педагогов реализовывать деятельность, связанную с активным туризмом школьников. Цель исследования — выявить и описать педагогические стратегии и барьеры, а также их возможное влияние на развитие детского активного туризма. В ходе исследования было проведено 247 полуструктурированных интервью с педагогами, 23,6% из которых не имеют туристического опыта, остальные обладают индивидуальным опытом любительского или спортивного туризма. Требований к опыту работы в системе образования не предъявлялось. В ходе анализа интервью были выделены педагогические стратегии, которые характеризуются подходом педагогов к набору школьных групп в поход и выбираемой в связи с этим тактике работы с группой: «стихийная организация похода» и «использование похода как педагогического инструмента», а также барьеры, влияющие на решение педагога об участии в организации похода с детской группой. Эти барьеры можно условно разделить на «психологические» и «организационные»: страх за детскую группу, непонимание реальных возможностей детей и их родителей, отсутствие поддержки туризма в школе и плохое материально-техническое обеспечение школы и семьи. Полученные результаты позволяют говорить о разном уровне влияния и преодоления выявленных барьеров: на уровне педагога, уровне школы и уровне системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пичко А. В., Иванов И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FACTORS OF CHILDREN’S ACTIVE TOURISM DEVELOPMENT IN SCHOOLS

The article considers the importance of children’s active tourism for the health improvement and development of the child’s personality. The authors present the current state of the sector, research and pedagogical contexts in which active school tourism is developing. Russian and foreign studies describes the benefits of tourism activities for children’s health and for the development of flexible skills: communication skills, the ability to work in a team, the ability to resolve conflicts. The development of school tourism is also part of the state strategy, seeing in this type of activity an opportunity to strengthen patriotic educational work and extracurricular activities of educational organizations. According to official statistics, the coverage of school active tourism programs has been declining since 2017. The key problem is the discrepancy between the demands of the education system and the readiness of schools and teachers to implement activities related to active tourism of schoolchildren. The aim of the study is to identify and describe teacher’s strategies and barriers, as well as their possible impact on the development of children’s active tourism. The study is based on 247 semi-structured interviews of teachers in Moscow; 23.6% of whom have no tourism experience, the rest have individual experience of amateur or sports tourism. There were no requirements for work experience in the education system. During the analysis of the interview, pedagogical strategies were identified, which are characterized by the approach of teachers to recruiting school groups for a hike and the tactics of working with the group chosen in this regard: “spontaneous organization of the hike” and “using the hike as a pedagogical tool”, as well as barriers affecting the teacher’s decision to participate in organizing a hike with a children’s group these barriers can be roughly divided into “psychological” and “organizational”: fear for the children’s group, lack of understanding of the real possibilities of children and their parents, lack of tourism support at school and poor logistical support for the school and family. The results obtained allow us to speak of different levels of influence and overcoming of the identified barriers: at the teacher level, at the school level and at the level of the education system.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО АКТИВНОГО ТУРИЗМА В ШКОЛАХ»

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

А. В. Пичко

Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 6 (96). С. 148-162. Domestic and foreign pedagogy. 2023. Vol. 1, no. 6 (96). P. 148-162.

Научная статья УДК 379.8

doi: 10.24412/2224-0772-2023-96-148-162

СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО АКТИВНОГО ТУРИЗМА В ШКОЛАХ

И. Ю.Иванов

Алиса Викторовна Пичко1, Иван Юрьевич Иванов2

1 ГБУ «Лаборатория путешествий», Москва, Россия

2 Центр общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского, Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

1 alisa.laba.2022@gmail.com

2 iyivanov@hse.ru

Аннотация. В статье рассматривается значимость детского активного туризма для оздоровления и формирования личности ребенка. Авторами представлены современное состояние сектора, исследовательский и педагогический контекст, в котором развивается активный школьный туризм. Российские и зарубежные исследования демонстрируют пользу занятий туризма для здоровья детей и развития гибких навыков, например коммуникативности, умения работать в команде, умения решать конфликты. Развитие школьного туризма является также частью государственной стратегии, которая видит в этом виде деятельности возможность для усиления патриотической воспитательной работы и внеурочной деятельности образовательных организаций. В то же время, в соответствии с данными официальной статистики, охват программами школьного активного туризма с 2017 года снижается. Ключевой проблемой является несоответствие запросов системы образования и готовности школ

© Пичко А. В., Иванов И. Ю., 2023

и педагогов реализовывать деятельность, связанную с активным туризмом школьников. Цель исследования — выявить и описать педагогические стратегии и барьеры, а также их возможное влияние на развитие детского активного туризма. В ходе исследования было проведено 247 полуструктурированных интервью с педагогами, 23,6% из которых не имеют туристического опыта, остальные обладают индивидуальным опытом любительского или спортивного туризма. Требований к опыту работы в системе образования не предъявлялось. В ходе анализа интервью были выделены педагогические стратегии, которые характеризуются подходом педагогов к набору школьных групп в поход и выбираемой в связи с этим тактике работы с группой: «стихийная организация похода» и «использование похода как педагогического инструмента», а также барьеры, влияющие на решение педагога об участии в организации похода с детской группой. Эти барьеры можно условно разделить на «психологические» и «организационные»: страх за детскую группу, непонимание реальных возможностей детей и их родителей, отсутствие поддержки туризма в школе и плохое материально-техническое обеспечение школы и семьи. Полученные результаты позволяют говорить о разном уровне влияния и преодоления выявленных барьеров: на уровне педагога, уровне школы и уровне системы образования.

Ключевые слова: детский активный туризм, приключенческое обучение, образование на открытом воздухе, детский туризм в системе образования, детский туризм, дополнительное образование, педагогические стратегии, педагогические барьеры

Для цитирования: Пичко А. В., Иванов И. Ю. Современные факторы развития детского активного туризма в школах // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 6 (96). С. 148-162. 10.24412/2224-0772-2023-96-148-162

Original article

MODERN FACTORS OF CHILDREN'S ACTIVE TOURISM DEVELOPMENT IN SCHOOLS

Alisa V. Pichko1, Ivan Y. Ivanov2

1 Public educational organisation "Travel Laboratory", Moscow, Russia

2 Pinsky Center of General and Extracurricular Education, Institute of Education, HSE University, Moscow, Russia

1 alisa.laba.2022@gmail.com

2 iyivanov@hse.ru

Abstract. The article considers the importance of children's active tourism for the health improvement and development of the child's personality. The authors present the current state of the sector, research and pedagogical contexts in which active school tourism is developing. Russian and foreign

studies describes the benefits of tourism activities for children's health and for the development of flexible skills: communication skills, the ability to work in a team, the ability to resolve conflicts. The development of school tourism is also part of the state strategy, seeing in this type of activity an opportunity to strengthen patriotic educational work and extracurricular activities of educational organizations. According to official statistics, the coverage of school active tourism programs has been declining since 2017. The key problem is the discrepancy between the demands of the education system and the readiness of schools and teachers to implement activities related to active tourism of schoolchildren. The aim of the study is to identify and describe teacher's strategies and barriers, as well as their possible impact on the development of children's active tourism. The study is based on 247 semi-structured interviews of teachers in Moscow; 23.6% of whom have no tourism experience, the rest have individual experience of amateur or sports tourism. There were no requirements for work experience in the education system. During the analysis of the interview, pedagogical strategies were identified, which are characterized by the approach of teachers to recruiting school groups for a hike and the tactics of working with the group chosen in this regard: "spontaneous organization of the hike" and "using the hike as a pedagogical tool", as well as barriers affecting the teacher's decision to participate in organizing a hike with a children's group these barriers can be roughly divided into "psychological" and "organizational": fear for the children's group, lack of understanding of the real possibilities of children and their parents, lack of tourism support at school and poor logistical support for the school and family. The results obtained allow us to speak of different levels of influence and overcoming of the identified barriers: at the teacher level, at the school level and at the level of the education system.

Keywords: children active tourism, adventure training, outdoor education, children tourism in the education system, children tourism, extracurricular education, teacher strategies, teacher professional barriers

For citation: Pichko A. V., Ivanov I. Y. Modern factors of children's active tourism development in schools. Domestic and Foreign Pedagogy. 2023;1(6):148-162. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2023-96-148-162

Введение. Детский активный туризм встроен в большой общественный и педагогический дискурс и может быть одним из инструментов в целом ряде актуальных вопросов современного образования. Исследования показывают, что приключенческое образование, или обучение на основе приключения, в физическом воспитании влияет на академические результаты. В частности, учащиеся могут достигать более высокой самооценки и самовосприятия, а также демонстрировать

значительное улучшение социальных отношений [16]. Вовлечение в подобные программы способствует повышению доверия между членами группы, это происходит благодаря учебным поездкам, основанным на приключениях [13]. Участие также связывают со снижением уровня депрессии и тревоги учеников [11], а также с улучшением здоровья [5; 6].

Оздоровление организма в походе происходит в т.ч. благодаря оптимальному соотношению физических нагрузок и влиянию природных факторов на организм [4, с. 186-187]. Состояние здоровья подростков в России за 10 лет ухудшилось в 1,5-2 раза, при этом на становление здоровья подростков большое влияние оказывают условия и образ жизни. В настоящее время они характеризуются значительными учебными нагрузками, интенсификацией учебного процесса, низкой приверженностью к ведению здорового образа жизни и др. [7, с. 13].

Последние восемь лет в России на государственном уровне ведется дискуссия о развитии детского туризма, принимаются решения и внедряются различные меры по его поддержке. В 2018 году по инициативе Федерации спортивного туризма России в программу Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) включен норматив «Туристский поход с проверкой туристских навыков» [2, с. 61]. В стратегиях развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 и до 2035 года отмечается высокое значение для развития и образования детей туристских программ с активными способами передвижения по маршруту. Также делается акцент на важность более глубокой интеграции туристских программ в систему образования, позволяющую сформировать условия для патриотического воспитания и расширения кругозора учащихся (Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 года № 2129-р).

В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» в качестве обязательных необходимых умений указано, что педагог должен «владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.», а также знать «Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 года № 544н «Об утверждении профессионального

стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями и дополнениями).

Важно отметить, что согласно примерной основной образовательной программе основного общего образования к концу 9-го класса обучающиеся должны научиться понимать пользу туристических походов как формы организации здорового образа жизни, выполнять правила подготовки к пешим походам, требования безопасности при передвижении и организации бивуака, противостоять действиям и поступкам, приносящим вред окружающей среде. Среди рекомендуемых форм внешкольных мероприятий данной направленности указаны в том числе походы выходного дня, литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слеты и т.п. Классное руководство также может предусматривать такие формы внеучебных и внешкольных мероприятий, как походы и экскурсии. А в качестве форм педагогической деятельности по профилактике правонарушений, девиаций рекомендованы познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт) и других.

Несмотря на растущее внимание государства к детскому активному туризму, статистика охвата детско-юношеским туризмом за последние годы демонстрирует отрицательные тренды. В то же время, согласно данным Министерства спорта и туризма, за 2015-2021 годы количество взрослых и детей, занимающихся спортивным туризмом, выросло на 77%. Мы фиксируем противоречие: эффективность и значимость активного туризма доказана и признана в том числе на государственном уровне, растет спрос на спортивный туризм и активные путешествия по России. При этом в системе образования интерес, выраженный в охвате, к активному туризму ежегодно снижается (по данным Министерства просвещения РФ)1.

Одним из факторов, влияющих на уровень вовлеченности в программы активного туризма, является отсутствие желания (мотивации) у педагогов быть организатором детского активного туризма в образовательной организации. В настоящем исследовании мы постараемся выявить, описать и проанализировать педагогические стратеги и барьеры, связанные с профессиональным вовлечением в программы активного туризма.

Данные и методы. Исследование осуществлено с опорой на качествен-

ные методы: проведение интервью с педагогами московских школ. Размер выборки составил 247 человек. Сбор данных осуществлялся в 2023 году в Москве. В исследование были включены педагоги государственных образовательных организаций, участвующих в программах, которые реализует государственная бюджетная организация «Лаборатория путешествий».

Участниками проектов являются сотрудники и учащиеся организаций, подведомственных департаменту образования и науки города Москвы. Никаких требований к туристическому и педагогическому опыту, физической форме и возрасту сотрудников образовательных организаций не предъявляется. Проекты представляют собой проведение однодневных и двухдневных походов выходного дня (далее — ПВД) по территории Московской области и пяти граничащих с нею регионов.

Респондентами являлись сотрудники образовательных организаций, которые вышли с детской группой в ПВД, а также сотрудники образовательных организаций, которые вышли в ПВД в составе педагогической группы взрослых без детей (это сотрудники, которые проходят подготовку к тому, чтобы выйти на маршрут с детской группой). Возрастное распределение включает в себя различные группы: 19-29 лет — 32,5%; 30-39 лет — 24,5%; 40-49 лет — 23,7%; 50-59 лет — 15,8%, 60-68 лет — 3,5%. Среди респондентов представлены учителя-предметники (50,1%), учителя начальных классов (9,8%), воспитатели (8,8%), педагоги-организаторы (5,7%), административные сотрудники (4,3%). 46% участников исследования являются классными руководителями. 23,6% респондентов не имеют туристического опыта, остальные обладают индивидуальным опытом любительского или спортивного туризма.

Интервью являлись полуструктурированными, для анализа был разработан гайд, который включал в себя 19 открытых вопросов, позволяющих описать процессы выбора и подготовки к ПВД, стратегии и барьеры педагогов. Важно отметить, что при разработке гайда интервью мы опирались на ряд концептуальных понятий: приключенческое обучение (adventure education), которое заключается в обучении через опыт, ориентированный на приключения через различные виды деятельности, такие как спорт на открытом воздухе, экскурсии, исследования, мероприятия и даже мероприятия в помещении [15]; образование на открытом воздухе (outdoor education), которое включает процесс учебного использования природных и застроенных территорий для до-

стижения целей обучения студентов/учеников в различных предметных дисциплинах посредством непосредственного опыта [14], а также на российскую классификацию туризма: активный детский туризм — форма туризма, в рамках которой целью путешествия туристов выступают виды деятельности, предполагающие интенсивную физическую активность (расширенная трактовка), или в рамках которой движение между пунктами маршрута осуществляется при помощи активных способов передвижения (традиционная трактовка) [9, с. 37].

Для последующего анализа, который осуществлялся методами тематического и нарративного анализа интервью, мы опирались на определение педагогических стратегий как индивидуальный способ решения конкретной профессиональной педагогической ситуации, приводящий к эффективному результату. Стратегия здесь выступает одновременно как форма реализации стиля деятельности (конкретному стилю деятельности могут соответствовать несколько стратегий) и как способ выражения личностно-профессиональной позиции педагога [1]. Понимая, что педагогические барьеры характеризуются как сложное и многоаспектное педагогическое явление, мы рассматриваем их как внешние и внутренние факторы, присущие всем субъектам учебно-воспитательного процесса, которые не только препятствуют, сдерживают и снижают эффективность и успешность этого процесса, но и прежде всего являются педагогическим средством развития всех сфер личности путем его преодоления [3].

Результаты. Как было отмечено выше, наше исследование проводилось в г. Москве, где детско-юношеский туризм в системе столичного образования объединяет тех, кто занимается спортивным и оздоровительным туризмом, краеведческими исследованиями и экспедиционным туризмом, музейным делом, спортивным ориентированием, военно-историческим поиском, авторской (бардовской) песней в рамках структурированных (организованных) программ.

В Москве программы дополнительного образования и иные мероприятия в сфере активного туризма реализуются двумя основными организациями: Московским детско-юношеским центром экологии, краеведения и туризма и Государственным бюджетным учреждением «Лаборатория путешествий». Эти программы имеют туристско-краевед-ческую направленность. Развитие активного туризма на городском уровне характеризуется стабильным охватом с тенденцией к снижению (4%).

Важнейшим условием повышения качества туристско-краеведческой работы является наличие высококвалифицированных кадров в этой сфере. Кроме того, кадровый вопрос является ключевым и при обеспечении безопасности групп детей, участвующих в походно-экспедиционной деятельности [8].

Мы рассматриваем школьных педагогов основного образования и классных руководителей, как кадровый резерв для туристско-кра-еведческой деятельности. При этом походы не являются их прямой профессиональной деятельностью в школе. Каждые выходные педагоги отправляются в походы с детьми или в составе педагогической команды. Именно эти педагоги были включены в нашу выборку.

Анализ интервью позволяет выделить два типа педагогов, которые ходят в походы выходного дня,— «практики» и «теоретики». «Практики» — это сотрудники образовательных организаций, которые выходили с детской группой в поход выходного дня. В то же время «теоретики» — это сотрудники образовательных организаций, которые еще не выходили в поход выходного дня с детьми, но уже участвуют в походе с педагогической командой и планируют в дальнейшем выходить в походы со своими детскими группами. Важно отметить, что различие ролей заключается в том, что «практики» уже столкнулись с барьерами, существующими в образовательной организации для выхода в поход с детьми, и преодолели их. «Теоретики» об этих барьерах пока рассуждают теоретически, опыта их преодоления у них нет.

Принципиальных отличий в характеристиках должности, преподаваемого предмета, возраста, пола или туристического опыта среди «практиков» и «теоретиков» нет, но в ходе интервью выявлено несовпадение их точек зрения по разным вопросам. В вопросе о причинах выхода в поход «теоретики», являющиеся учителями-предметниками, говорят о том, что поход выходного дня может помочь учащимся в освоении преподаваемых ими предметов. Это точка зрения не только тех, кто ведет близкие к туризму по тематике предметы (география, история, ОБЖ, биология, физическая культура), но и учителей русского языка, математики и иностранных языков. При этом «практики» — учителя-предметники, выходя на маршруты с детской группой, учебных задач, связанных с преподаваемым предметом, перед собой совсем не ставят. И те и другие интервьюеры сходятся во мнении, что туризм точно может быть тесно связан с уроками физической культуры, географии, ОБЖ,

биологии и истории. В меньшей степени связаны, но тем не менее точно могут быть усилены методами активного туризма такие предметы, как физика, литература, ИЗО, математика, химия, русский язык и геометрия.

По итогам интервью выявлены две профессиональные стратегии педагогов. Они касаются как «практиков», так и «теоретиков». Первая стратегия — «стихийная организация похода». Причинами набора группы для педагога становятся: личное желание сходить в поход (например, есть свой ребенок, которого хочется вывести в поход), наличие нескольких детей из класса, которых хочется вывести в поход и к которым добирается вся остальная группа из школы. Эта стратегия включает в себя стихийный набор участников походной группы: как правило, педагог размещает информацию о походе в школьном чате, и в группу записываются все желающие. На проведение похода эта стратегия влияет следующим образом: педагогу нет необходимости решать с помощью похода какие-то коммуникативные проблемы, существующие в детской группе в школе. Поэтому педагог делает акцент на развитие самостоятельности детей, на проведение вместе с детьми интересного активного досуга, на создание доброжелательной, доверительной обстановки среди участников походной группы. Такую стратегию выбирают чаще всего педагоги, только начинающие ходить в походы, или те, у кого нет своего класса.

Педагоги, выбирающие стратегию «стихийная организация похода», отмечают, что при таком подходе к организации трудно в походе решать какие-то коммуникативные проблемы детей или ставить перед собой сложные педагогические задачи. В то же время они указывают на возможность развивать навыки детей решать конфликты и вместе выполнять поставленные задачи.

Вторая стратегия — это «использование похода как педагогического инструмента». Основная причина набора группы — желание педагога решить с помощью похода проблемы коммуникации детей в одном классе. Набор участников в поход педагог осуществляет через родительский чат своего класса и через проведение мотивирующей беседы с учащимися в своем классе. Основная задача, которую ставит перед собой педагог,— командообразование участников похода. Часто также встречается позиция, что такой поход помогает раскрыться новичкам в классе, поддержать неуспешных учеников. На формат проведения похода такая стратегия влияет в том, что педагог понимает, что поход — это часть его работы с классом, и пытается связать то, что он делает

с ребятами в классе, с тем, что происходит в походе. Такую стратегию выбирают педагоги, которые имеют личный походный опыт или успешный походный опыт с детскими группами школы. Среди опрошенных были социальные педагоги и педагоги-психологи, они также выбирают для своих походов данную стратегию.

Исследование позволило также выделить ряд барьеров, которые оказывают влияние на принятие решений педагогов об участии в походе. Эти барьеры можно условно разделить на «психологические» и «организационные». Важно подчеркнуть, что деление барьеров условное, так как часто в реальной практике наличествуют оба барьера, которые выражаются в большей или меньшей мере. Одним из барьеров является «страх за детскую группу». Так, при анализе ответов на вопрос «Какой формат мероприятий с учащимися на природе вам кажется наиболее интересным и познавательным?» было выявлено, что «теоретики» выбирают разные форматы мероприятий без ночевок, а «практики» достаточно часто говорят о выборе походов с ночевками, в том числе многодневные походы в разных регионах. Объяснение этих различий связано с личным опытом педагога в туризме: те, кто выбирает формы мероприятий одного дня без ночевки, обладают меньшим опытом в туризме. Причиной отказа «теоретиков» от мероприятий с ночевкой является страх перед ночевкой с детской группой в лесу, который может нести в себе риски: возможность того, что дети замерзнут в палатках, к стоянке придут неадекватные, опасные люди или звери, кто-то из детей ночью убежит домой.

Барьер «страх за детскую группу» включает в себя психологический аспект (личные знания и предубеждения педагогов в отношении активного туризма) и организационные (отсутствие или небольшая практика организации и проведения походов с детскими группами). Этот барьер включает в себя страх чрезвычайных ситуаций, связанных с изменением погоды, риск заблудиться/потеряться, риск для ребенка травмироваться, упасть, обжечься, замерзнуть и заболеть.

Следующий барьер — это «непонимание реальных возможностей детей и их родителей». Анализ интервью выявляет актуальность темы несамостоятельности детей и гиперопеки родителей. По мнению большей части респондентов, тревогу во время подготовки детской группы к походу вызывают те вопросы, на которые наибольшее влияние имеют родители, а не учителя: отсутствие у ребенка необходимой одежды

и обуви для похода и трудности, которые могут возникнуть у ребенка в связи с нехваткой опыта самообслуживания (готовить пищу, убирать за собой, следить за сохранностью и состоянием своих вещей). Чаще всего этот барьер касается педагогов, выбирающих стратегию «стихийная организация похода», и в этом барьере, как и в предыдущем, мы фиксируем психологические составляющие барьера (общее недоверие к детям и родителям) и организационный (некачественно выстроенная коммуникация с детьми и родителями). Большинство участников исследования отмечают, что родители должны быть союзниками в туризме и если не участвовать, то точно поддерживать участие детей. Со своей стороны, учителя готовы вести чаты, проводить родительские собрания очные и онлайн, рассылать информационные листы и видеоролики, помогающие родителям лучше подготовить ребенка к походу.

Организация походов с детскими группами — это часть педагогического процесса. Когда поход организовывается именно школьным педагогом, все «универсальные проблемы» для современной школы становятся актуальными и для похода. Например, сложности в коммуникации учителя с родителями, а также ребенка с родителями. Эти проблемы напрямую влияют на качество подготовки ребенка к походу и сам поход.

Основным организационным барьером можно назвать «отсутствие поддержки туризма в школе». Этот барьер касается обеих стратегий. Он включает в себя такие аспекты, как высокая загруженность педагогов, отсутствие инициаторов и тех, кто хочет развивать туризм: опытных учителей-туристов, которые сами ходят в походы, отдельно нанятых в школу для развития туризма специалистов, активных учителей, в том числе классных руководителей. Опрошенные в ходе исследования педагоги видят их функции в том, чтобы предлагать классам и учителям походы, помогать в подготовке походов, решать организационные вопросы с администрацией школы. Другой аспект этого барьера — противодействие директора. По мнению респондентов, оно возникает в связи с тем, что руководитель образовательной организации не хочет брать на себя ответственность за участие детей из своей школы в походе, не верит, что его можно организовать безопасно, считает, что чрезвычайные происшествия, произошедшие с детьми на маршруте, могут лишить его работы или вообще привести к уголовному преследованию. Также на формирование барьера влияет непонимание и отсутствие поддержки со

стороны коллег-педагогов. Поддержка походов коллегами-педагогами очень важна, так как поход и подготовка к нему затрагивает школьную жизнь: иногда приходится менять расписание, иногда занимать после уроков чей-то кабинет, чтобы подготовить с детьми снаряжение. И когда все в школе идут навстречу и поддерживают педагога, считая, что он выполняет важную педагогическую работу, отправляясь с детьми в поход, это повышает качество подготовки и самого похода.

Еще один организационный барьер связан с «плохим материально-техническим обеспечением»: отсутствие у образовательной организации необходимого туристического снаряжения и финансовые проблемы образовательной организации и в семьях учащихся. Чаще всего этот барьер касается педагогов, выбирающих стратегию «стихийная организация похода». Респонденты указывают, что школа не понимает, зачем ей тратить деньги на походы, если она не видит результаты здесь и сейчас. Каждый поход требует специального личного и группового туристического снаряжения, покупки продуктов для питания на маршруте, расходов на трансфер к месту старта и финиша маршрута. Оплата труда педагога, руководящего походом в свой выходной день, также дополнительный расход для образовательной организации.

Несмотря на все эти барьеры, педагоги выходят на маршруты с детьми, указывая, что больший опыт проведения походов и участия в них снижают страхи и дают более четкое понимание, что многие опасности преувеличены, а правильная подготовка к походу может свести риски к минимуму.

Заключение. Проведенное исследование позволяет выделить стратегии и барьеры учителей, часть из этих знаний всегда были на поверхности, но важные знания были получены только теперь. Выводы по результатам исследования можно разделить на три уровня: уровень педагога, уровень школы и уровень системы образования.

Педагогам, которые планируют ходить в походы с детскими группами, важно получать дополнительное профессиональное образование, для освоения теоретических знаний организации походов с детьми и принимать участие в походах выходного дня в составе педагогических команд или любых туристических групп для получения личного опыта организации и участия в походах. Это снимает такой барьер, как «страх за детскую группу», так как он часто опирается именно на отсутствие

у педагогов знаний и опыта в туризме.

На уровне школы возможно существенно повлиять на барьер «непонимание реальных возможностей детей и их родителей», включая в школьную жизнь активные туристические мероприятия с совместным участием детей, учителей и родителей, например школьные туристические слеты. Также важно на уровне школы выстроить интенсивную открытую коммуникацию с родителями и алгоритм общения с ними. Это значительно снизит те барьеры, которые связаны с вкладом родителей в подготовку ребенка к походу. Выявленный барьер «отсутствие поддержки туризма в школе», обращает внимание школьных управленцев на то, что от позиции директора зависит позиция учителя — организатора похода в школе, материально-техническое обеспечение туризма, общее отношение педагогического коллектива к походам. Для развития туризма в школе директору и управленческой команде необходимо поддерживать лояльную к туризму коммуникацию внутри педагогического коллектива, в этом случае туризм может стать фактором, объединяющим школьный коллектив. Грамотное финансовое планирование материально-технического обеспечения походов создает условия для организации системной походной деятельности в школе. Также одним из шагов поддержки школьного туризма может стать перераспределение нагрузки педагога или замена каких-либо обязанностей педагога на деятельность по развитию школьного туризма.

К уровню системы образования можно отнести барьер «плохое материально-техническое обеспечение» походной деятельности в школе. Помимо выделения дополнительного бюджета для туристической деятельности в школе, важно утвердить внутренние документы внутри системы, закрепляющие права и обязанности педагога, организующего походы с детскими группами. Появление таких методических рекомендаций и инструкций значительно повлияло бы на устранение всех барьеров, выявленных в ходе исследования.

Комментарий

1. https://edu.gov.ru/activity/statistics/additional_edu

Список источников

1. Барбашина Е. В. Формирование когнитивно-личностных компонентов педагогических стратегий профессионального стиля будущих учителей: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина. 2009. 23 с.

2. Воинова Н. Е., Чаплыгина М. Г. Проблемы и тенденции развития детско-юношеского туризма в России // Актуальные исследования. 2020. № 5. С. 59-62.

3. Глазкова И. Я. Категориальный аппарат барьерной педагогики // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2013. Т. 19, № 20 (163). С. 189-194.

4. Кизиляева Е. Ю. Влияние туристской деятельности школьников на учебный процесс // Теория и практика образования в современном мире. 2012. С. 185-187.

5. Майоров А. М. Изменение некоторых показателей физического развития детей 10-11 лет в процессе занятия туризмом. Программа физвоспитания. Челябинск, 1970. № 4.

6. Нагорный А. Г. Экспериментальное исследование ходьбы с грузом и норм нагрузки в туристских походах старших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1970.

7. Намазова-Баранова Л. С. Проблемы здоровья подростков в Российской Федерации // Альманах Института коррекционной педагогики. 2017. № 31. С. 1-11.

8. Омельченко В. И. Сямозеро (продолжение) // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2018. № 1. С. 141-145.

9. Саранча М. А., Вапнярская О. И. Феномен детского туризма как предмет классификации: проблемы и основные направления // Сервис в России и за рубежом. 2018. Т. 12, № 3 (81). С. 39-49.

10. Шипко А. Л. Туризм как средство управляемой социализации // Редакционная коллегия. 2020. С. 54.

11. Bjerkan M. Physical Activity and Depression / Anxiety Symptoms in Adolescents-the Young-HUNT Study. 2022.

12. Carlson T. B., McKenna P. A reflective adventure for student teachers // Journal of Experiential Education. 2000. Vol. 23, no. 1. P. 17-25.

13. Gwyn W. G. Giving disadvantaged adolescents skills to flourish: Random-control-trial intervention integrating developmental coaching with outdoor adventure education. 2020.

14. Hattie J. Adventure education and Outward Bound: Out-of-class experiences that make a lasting difference // Review of educational research. 1997. Vol. 67, no. 1. P. 43-87.

15. Lee J., Zhang T. The Impact of Adventure Education on Students' Learning Outcomes in Physical Education: A Systematic Review // JTRM in Kinesiology. 2019.

16. Roberts N. S. Outdoor adventure education: Trends and new directions — Introduction to a special collection of research // Education Sciences. 2020. Vol. 11, no. 1. P. 7.

References

1. Barbashina E. V. Formirovanie kognitivno-lichnostnyh komponentov pedagogicheskih strategij professional'nogo stilja budushhih uchitelej: avtoref. dis. ... kand. psih. nauk. Tambovskij gosudarst-vennyj universitet im. G. R. Derzhavina. 2009. 23 s. [In Rus].

2. Voinova N. E., Chaplygina M. G. Problemy i tendencii razvitija detsko-junosheskogo turizma v Rossii // Aktual'nye issledovanija. 2020. № 5. S. 59-62. [In Rus].

3. Glazkova I. Ja. Kategorial'nyj apparat bar'ernoj pedagogiki // Voprosy zhurnalistiki, pedagogiki, ja-zykoznanija. 2013. T. 19, № 20 (163). S. 189-194. [In Rus].

4. Kiziljaeva E. Ju. Vlijanie turistskoj dejatel'nosti shkol'nikov na uchebnyj process // Teorija i praktika obrazovanija v sovremennom mire. 2012. S. 185-187. [In Rus].

5. Majorov A. M. Izmenenie nekotoryh pokazatelej fizicheskogo razvitija detej 10-11 let v processe zan-jatija turizmom. Programma fizvospitanija. Cheljabinsk, 1970. № 4. [In Rus].

6. Nagornyj A. G. Jeksperimental'noe issledovanie hod'by s gruzom i norm nagruzki v turistskih po-hodah starshih shkol'nikov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 1970. [In Rus].

7. Namazova-Baranova L. S. Problemy zdorov'ja podrostkov v Rossijskoj Federacii // Al'manah Instituta korrekcionnoj pedagogiki. 2017. № 31. S. 1-11. [In Rus].

8. Omelchenko V. I. Sjamozero (prodolzhenie) // Vestnik akademii detsko-junosheskogo turizma i krae-vedenija. 2018. № 1. S. 141-145. [In Rus].

9. Sarancha M. A., Vapnjarskaja O. I. Fenomen detskogo turizma kak predmet klassifikacii: problemy i osnovnye napravlenija // Servis v Rossii i za rubezhom. 2018. T. 12, № 3 (81). S. 39-49. [In Rus].

10. Shipko A. L. Turizm kak sredstvo upravljaemoj socializacii // Redakcionnaja kollegija. 2020. S. 54. [In Rus].

11. Bjerkan M. Physical Activity and Depression / Anxiety Symptoms in Adolescents-the Young-HUNT Study. 2022.

12. Carlson T. B., McKenna P. A reflective adventure for student teachers // Journal of Experiential Education. 2000. Vol. 23, no. 1. P. 17-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Gwyn W. G. Giving disadvantaged adolescents skills to flourish: Random-control-trial intervention integrating developmental coaching with outdoor adventure education. 2020.

14. Hattie J. Adventure education and Outward Bound: Out-of-class experiences that make a lasting difference // Review of educational research. 1997. Vol. 67, no. 1. P. 43-87.

15. Lee J., Zhang T. The Impact of Adventure Education on Students' Learning Outcomes in Physical Education: A Systematic Review // JTRM in Kinesiology. 2019.

16. Roberts N. S. Outdoor adventure education: Trends and new directions — Introduction to a special collection of research // Education Sciences. 2020. Vol. 11, no. 1. P. 7.

Информация об авторах

А. В. Пичко—заместитель директора

И. Ю. Иванов—младший научный сотрудник

Information about the authors

A. V. Pichko — Deputy Director

I. Y. Ivanov—Junior Research Fellow

Статья поступила в редакцию 25.08.2023; одобрена после рецензирования 14.09.2023; принята к публикации 31.10.2023.

The article was submitted 25.08.2023; approved after reviewing 14.09.2023; accepted for publication 31.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.