СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОГО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Назаров Махсуд Абдукодирович, Национальный университет Узбекистана им Мирзо Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан
E-mail: nazarovmaxsud1987@gmail.com
Аннотация. Статья посвящена вопросам научного анализа современных экологических угроз. В ней рассмотрены проблемы научного подхода к данному вопросу и аспекты экологических угроз, которые становятся объектом исследования в разных дисциплинах и которые свидетельствуют об • актуальности темы.
Ключевые слова: глобальное устойчивое развитие, факторы предотвращения экологических угроз, экологические угрозы, окружающая среда.
Введение. Основной стратегической целью социально-экономических преобразований и реформ, проводимых в Узбекистане, является создание достойных условий жизни людей. В свою очередь, в рамках этой цели необходимо обеспечить стабильную экологическую обстановку в стране, систематически изучать ее объективные и субъективные факторы. Поэтому любые социально-экономические изменения и реформы будут иметь смысл только при условии обеспечения экологической безопасности человека. В современную эпоху критерии, определяющие глобальный экологический ландшафт, взаимность трансформационных процессов определяют содержание и характер глобальных проблем.
Актуальность темы. Сегодня наблюдается тенденция развития различных стратегических направлений глобального устойчивого развития. Идея глобального устойчивого развития, по своей сути, заключается в предотвращении глобальных экологических угроз, улучшении образа жизни человечества в условиях глобализации, разработке программ социально-экономического развития, предусматривающих защиту экологической среды. и направить природные ресурсы, инвестиции и технологии на гуманные цели.
Поэтому представляется целесообразным рассматривать современные факторы предотвращения экологических угроз в рамках вопросов о том, на каких философских законах, принципах и процедурах должен основываться
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
процесс глобального устойчивого развития, возможно ли его понимание и изучение, эффективно ли применять эти законы к деятельности экологических политических организаций.
Тематический анализ. Если обратиться к классификации содержания -сущности концепции глобального устойчивого развития, которая широко используется в научных кругах мирового сообщества, то это в основном соответствие потребностям, целям и интересам человечества; возможность и необходимость сохранения будущего цивилизации; соблюдение общечеловеческих моральных ценностей и правовых норм; объективность и безусловность развития; конкретность и относительность; Это социально-философская категория, выражающая человечность и всеобщность. Важнее всего ее сущность и функциональное значение, она определяет особенности развития обществ в определенном социальном пространстве и историческом времени, перспективы развития.
Уникальность процесса интеграции институтов международного экологического движения характеризуется локальным характером соглашений по вопросам экологии, заключаемых между государствами, индивидуальными подходами к решению глобальных экологических проблем, исходя из • национальных интересов, приоритетом защита определенного компонента природы. В 50-х и 60-х годах прошлого века был организован ряд международных совещаний и конференций, посвященных охране природной среды и приняты документы местного или регионального значения.
Одним из первых документов мирового значения в этой области является резолюция, принятая на XVII сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1962 году. Было подчеркнуто, что необходимо гармонизировать экономическое развитие и охрану окружающей среды и что она должна находиться под управлением и контролем общественных организаций международного статуса.
При переходе от концепции «глобального устойчивого развития» к его практической стратегии в рамках экологических проблем обострение общечеловеческих проблем (в частности, возникновение глобального изменения климата, загрязнение атмосферы и водных источников, расширение бытовых отходы и другие новые направления в экологии) социальная, экономическая, политическая, культурная жизнь демонстрирует всеобщее значение охраны природы и рационального использования ресурсов в решении глобальных проблем. Например, «многие люди не знают, что у нас закончится полезная вода, и к 2030 году будет 40-процентный разрыв между спросом на воду и доступным водоснабжением». У нас есть всего 15 лет, чтобы решить водную проблему», -отмечено во Всемирном экономическом форуме. Следует отметить, что в ходе опроса, проведенного группой из 750 экспертов, истощение запасов чистой питьевой воды было оценено как поистине глобальная угроза для всего населения планеты. На самом деле проблема питьевой воды является одной из самых актуальных проблем населения земного шара. Нелегко приходится тем, кто не имеет достаточного количества воды для использования и проводит день в
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
поисках чистой питьевой воды! Откуда те, кто растрачивает воду, знают эти чувства!» [6].
В рамках решения задач предотвращения экологических угроз в соответствии с принципами международного права Устав ООН гласит: «Государства имеют суверенное право разрабатывать собственные ресурсы в соответствии со своей политикой в области развития и окружающей среды, и деятельность в пределах их юрисдикции и контроля не должна затрагивать окружающую среду других государств за пределами этой национальной юрисдикции. несут ответственность за не нанесение вреда окружающей среде» [5].
По мнению одного из крупных исследователей теории международного экологического права в Узбекистане, доктора юридических наук, профессора Ю.О. Джураева, в нашей республике «экологический суверенитет» не признается правовой категорией и употребляется в контексте понятий «экологический суверенитет», «государственный суверенитет», «народный суверенитет», «национальный суверенитет», то есть его общепризнанный строгий научный статус не установлен [1, с. 59]. Однако если вопрос об экологическом суверенитете рассматривать в контексте современной правовой • теории глобального устойчивого развития, в частности, устойчивого развития всего человечества, то можно увидеть, что:
а) демаркация государств в пределах официально признанной в международном масштабе законной административной границы это признак территориальной экологической стабильности;
б) государственное устройство и статус субъектов политической власти зависит от характера международных экологических отношений;
в) показатели уровня экологического развития природных ресурсов и производства общества связаны с экологическим потенциалом;
г) невозможно отличить реализацию норм международного экологического права от норм международного права при использовании трансграничных природных ресурсов.
Результаты изменения экологического ландшафта человеческого мира, его социально-экологической сущности («экологическое качество») - унификация духовно-нравственных норм, правовых и правовых основ экологического движения в глобальном масштабе, рациональное согласование деятельность его институтов, мобилизация его материальных, технических и интеллектуальных возможностей, его интернациональность. Его массовость и глобализация есть объективная историческая необходимость, соответствующая
постиндустриальному и информационному направлениям развития общества, и это важный фактор, определяющий будущее человеческой цивилизации и в истории общества нерациональное преобразование человеком природных ресурсов в целях их освоения, имеющее непосредственное влияние на возникновение и обострение других глобальных проблем, требует переоценки роли человеческого фактора и социальных институтов, основанных на принципы
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
экологического гуманизма. Поэтому необходимо использовать интеллектуальный потенциал профессионалов, чтобы добиться смены национальной экологической парадигмы и смены взглядов на основе проводимой политики в процессе глобального устойчивого развития.
Проблемы предотвращения экологических угроз в настоящее время являются условием устойчивого общественно-политического развития в глобальном масштабе, обеспечивающим адекватность норм международного экологического права, регулирующих международные экологические политические отношения в определенном социальном пространстве и историческом времени.
Ведь в историческом измерении социально-экологического пространства и времени по отношению к равновесию природно-экологического комплекса биосферы, сформировавшегося в результате постепенного развития на протяжении тысячелетий, любая форма суверенитета приобрела условный и относительный характер.
Выводы и рекомендации. В рамках задач предотвращения экологических угроз необходимо ввести государственные ограничительные меры в целях сохранения национальной экологической системы, ликвидации • накопленного ущерба и перехода к бережному природопользованию путем привлечения внимания населения. к экологии. На наш взгляд, необходимо разработать стратегические предложения и рекомендации по созданию нормативно-правовой базы продажи квот на выбросы по Киотскому протоколу при улучшении экологической составляющей производства по инициативе фракции Экологической партии Узбекистан.
Также в рамках инициативы установить плату за въезд в центр разных городов нашей страны на личном автотранспорте, развивать мото- и вело транспорт, снизить негативное воздействие автомобильного сектора на окружающую среду путем запрета въезда крупногабаритных транспортных средств. центральных частей города, а для улучшения экологии, загруженности дорог и ухудшения экологии в крупных городах для решения проблемы необходимо совершенствование нормативно-правовых документов по отводу соответствующей территории за чертой города для строительства отходов и мусороперерабатывающие заводы.
Кроме того, по результатам изучения проблем предотвращения экологических угроз, анализа нормативно-правовых документов, принятых в нашей стране по экологическим проблемам, следует, что законы и нормативные акты по охране природы и ее компонентов дополняют друг друга и разрабатываются в логической последовательности, направлены на формирование экологической культуры членов общества, имеют важное значение в регулировании общественных отношений в этой сфере.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Литература:
1. Жураев Ю.А. Вопросы экологического суверинитета Республики Узбекистан. // Фалсафа ва хукук. - 2013. - № 2. - С. 59.
2. Нигматов А.И. Экология: асосий атама ва иборларнинг изохли лугати. -Т., 2002, 15-16 бетлар.
3. Ожегов Ю.Т., Никонорова Е.В. Экологический импульс. - М.: Молодая гвардия, 1990, 256 б.
4. Яздонов З.Ш. Узбек халк экологик маданияти анъаналарини тиклаш ва ривожлантириш тенденциялари. Фалсафа фанлари буйича фалсафа доктори (PhD) диссертацияси автореферати. - Самарканд, 2019. - Б.11.
5. БМТнинг расмий сайти [Електрон ресурс]. - Кириш режими: http:// www.un.org/ru/
6. Електрон ресурс. - Кириш режими: http://xs.uz/uzkr/post/global-ekologik-muammolar-barqaror-taraqqiyotga-katta-tahdid-solmoqda-bunmg-oldmi-olish-uchun-nima-qilish-kerak