Научная статья на тему 'Экологический кризис и правовые проблемы его преодоления'

Экологический кризис и правовые проблемы его преодоления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8542
653
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ENVIRONMENTAL SECURITY / ECOLOGICAL CRISIS STATE ENVIRONMENTAL POLICY / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глушко Ольга Александровна

В статье исследуются проблемы соотношения охраны окружающей среды с обеспечением экологической безопасности, в том числе проблемы организационного механизма охраны окружающей среды в процессе обеспечения экологической безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL CRISIS AND ITS LEGAL PROBLEMSOVERCOMING

The article studies the problems of correlation of protection of environment and provision of environmental security including the problem of organizational mechanism of protection of environment in the process of ensuring environmental security

Текст научной работы на тему «Экологический кризис и правовые проблемы его преодоления»

УДК 349.6

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

Глушко Ольга Александровна

к.ю.н., доцент кафедры земельного, трудового и

экологического права КубГАУ

Кубанский государственный аграрный

университет, Краснодар, Россия

В статье исследуются проблемы соотношения охраны окружающей среды с обеспечением экологической безопасности, в том числе проблемы организационного механизма охраны окружающей среды в процессе обеспечения экологической безопасности

Ключевые слова: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

UDC 349.6

ECOLOGICAL CRISIS AND ITS LEGAL PROBLEMSOVERCOMING

Glushko Olga Aleksandrovna

Cand.Leg.Sci. assistant professor of the Eand, labor

and environmental rights of KubGAU

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

The article studies the problems of correlation of protection of environment and provision of environmental security including the problem of organizational mechanism of protection of environment in the process of ensuring environmental security

Keywords: ENVIRONMENTAE SECURITY, ECOLOGICAL CRISIS STATE ENVIRONMENTAL POLICY,

ENVIRONMENTAL MANAGEMENT

В последние годы в связи с заметными изменениями окружающей среды, в разных концах планеты, природными катаклизмами, усиливающимся воздействием человека на биосферу внимание государственных и общественных организаций к проблемам экологии существенно возросло. Рост общественных потребностей, непрерывное наращивание мощностей промышленного производства, связаны с интенсивным использованием природных ресурсов, внедрением не всегда экологически обоснованных технологий природопользования. Появилось новое противоречие - между внутренне безграничными возможностями развития производства и ограниченными возможностями окружающей среды,что обоснованно отмечалось в Декларации Рио-де-Жанейро от 14 июня 1992 г. по окружающей среде и развитию. Наиболее острыми экологическими проблемами глобального характера остаются следующие: загрязнение Мирового океана морским транспортом; дефицит пресной воды1; уменьшение площади лесов; сокращение биологического

1 Экологи считают, что в некоторых регионах от 35 до 60 процентов питьевой воды не удовлетворяют санитарным нормам. В России около 25% заболеваемости населения обусловлено загрязнением окружающей среды, при этом загрязнение источников питьевого водоснабжения оказывает самое сильное негативное воздействие на здоровье населения. Загрязненная вода вызывает до 80% всех известных болезней, на 30% ускоряет процесс старения.

разнообразия животного и растительного мира; незаконное трансграничное перемещение особо опасных веществ и отходов; разрушение озонового слоя Земли; всемирное потепление. Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала Российской Федерации обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем. На сегодняшний день повышенное внимание к экологическим проблемам в нашей стране крайне необходимо. Россия постоянно сталкивается с различными проблемами, которые касаются негативных изменений ее природного фонда.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.09 г. №537, экологическая безопасность является составной частью национальной безопасности России. Таким образом, задача обеспечения экологической безопасности России признана одной из основных экологических функций государства.2

Стремление к обеспечению экологической безопасности всегда было одним из ведущих мотивов человеческой деятельности. Под экологической безопасностью следует понимать, состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от потенциальных или реальных угроз, создаваемых последствиями антропогенного и техногенного воздействия на природу, а также от стихийных бедствий и катастроф.3

В последнее время угроза для безопасности и комфортного существования человека начинает исходить от неблагоприятного состояния окружающей среды. В первую очередь, это риск для здоровья. В последние десятилетия наблюдается увеличение распространенности болезней отдельных нозологических форм, которое

2Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегической национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»// СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

3ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 1. http://ej.kubagro.rn/2013/07/pdf/100.pdf

обусловлено загрязнением окружающей среды. К таким экозависимым заболеваниям относят новообразования, заболевания эндокринной, мочеполовой системы, системы крови и кроветворных тканей, органов пищеварения, дыхания. Согласно официальным данным Государственного доклада о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, который ежегодно готовится Министерством природных ресурсов и экологии РФ, около 40 % территории России (центр и юг европейской части Российской Федерации, средний и южный Урал, Западная Сибирь, Поволжье), где проживает более 60 % ее населения, представляет собой зоны экологического неблагополучия, причинами которого являются радиационное и химическое загрязнение территорий, неконтролируемый рост количества вредных промышленных и бытовых отходов, невосполнимые издержки в организации землепользования и лесного хозяйства, повседневный сброс в воздушное пространство и водный бассейн значительного количества токсических веществ и другие. Например: г. Дзержинск -это самый загрязненный город России: уровень содержания некоторых токсинов превышает допустимый уровень в миллионы раз. В земле Дзержинска захоронены сотни тысяч тонн отходов химического производства. Фенолом и тяжелыми металлами заражена вода, воздух и почва. Население города составляет около двух с половиной сотен тысяч человек, многие из которых страдают заболеваниями, связанными с химическим загрязнением окружающей среды.

В настоящее время на территории России в отвалах и хранилищах накоплено около 100 млрд. тонн твердых отходов, опасных для жизни людей. Не отвечают санитарным нормам около 40 %поверхностных и более 20 % подземных источников питьевого водоснабжения. Более чем в 40 регионах загрязнение воды и воздуха достигает угрожающих размеров. Ежегодно в атмосферу поступает около 20 млн. тонн химических веществ от действующих предприятий и 17 млн. тонн - от транспорта. Приведенные выше данные подтверждают наличие серьезных внешних и внутренних угроз для Российской Федерации.

4 Данные официального сайта Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (дата обращения 10.01.2013г.)

Экологическая ситуация в мире характеризуется как неблагоприятная. На земле происходит экологический кризис. Так теоретик современной экологии Н.Ф. Реймерс определил экологический кризис как напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и природой, характеризующееся несоответствием развития производительных сил и производственных отношений в человеческом обществе ресурсно-экологическим возможностям биосферы. Одна из характеристик экологического кризиса — увеличение влияния измененной людьми природы на общественное развитие. В отличие от катастрофы кризис — обратимое состояние, в котором человек выступает активно действующей стороной. Другими словами, экологический кризис — нарушение равновесия между природными условиями и воздействием человека на окружающую природную среду.

Для того чтобы определить основные пути охраны природы, следует вначале остановиться на главных экологических проблемах.5 В глобальном масштабе на первое место вышла проблема озоновых дыр. Озон тысячелетиями служил человеку надежной защитой от той части солнечного излучения, которое может убить все живое на Земле. Но человек начал разрушать этот хрупкий щит, выбрасывая в атмосферу фтористые и хлористые газы, фреоны и окиси азота (ЫОх). Сейчас озоновые дыры охватывают Антарктиду (вплоть до Тасмании) и в меньшей степени Арктику; озоновый слой утончается над крупными промышленными городами.

Вторая проблема - это кислотные дожди, обусловленные выбросами в атмосферу диоксидов серы, азота и углерода. Кислотные дожди ухудшают здоровье человека, снижают урожаи различных культур.

Третья проблема - это так называемый парниковый эффект, который возникает в результате того, что слой дымовых газов, содержащий С02, плотно окутывает землю, и лучи солнца не могут в необходимой мере возвратиться в космос, что приводит к повышению температуры на земле, и как следствие, к изменению климата. Однако не только атмосфера страдает от антропогенного воздействия. К сожалению, вредными

5 В. И. Данилов-Данильян. Территориальные проблемы устойчивого развития России. Экологический вызов и устойчивое

развитие: Учебное пособие. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

выбросами (нефтью) интенсивно загрязняется водная система Земли, а в океане, где происходит захоронение ядерных отходов, гибнут флора и фауна. Глобальной проблемой в настоящее время становится изменение почвенного покрова Земли в результате интенсивной разработки недр. Кроме того, происходят обезвоживание, опустынивание и засоление Земли, чему способствуют, в частности, интенсивная вырубка лесов и искусственное осушение болот и т.д.

На территории Российской Федерации в настоящее время расположены более 26 тысяч предприятий, загрязняющих окружающую среду, причем большая их часть не укладывается в предельно допустимые нормативы выброса (ВДП) вредных веществ. Среди промышленных предприятий наиболее экологически грязными считаются металлургические предприятия. Их доля в загрязнении окружающей среды превышает 34%. Далее следуют предприятия энергетики, которые загрязняют окружающую среду на 27%; предприятия химической промышленности - на 19%; нефтяной - на 12%; газовой - на 7%. Не менее важна проблема дальнейшего снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, как от стационарных, так и от передвижных источников загрязнения предприятий. Деградация окружающей природной среды и ее последствия - лишь одна сторона проявления экологического кризиса. Другой стороной - социальной - является кризис государственных и общественных структур, не способных обеспечить проведение эффективных мер по экологической безопасности общества. Внешне это проявляется, во-первых, в недостаточно эффективной работе органов по охране окружающей среды (МПР России), иных специальных органов по охране и использованию лесов, рыбных ресурсов, животного мира, недр и т.д. Во-вторых, экологический кризис проявляется в неспособности правоохранительных органов обеспечить надежный контроль и надзор за исполнением законов об охране окружающей среды. В-третьих, в его социальном аспекте проявляется в массовом эколого-правовом нигилизме, т.е. в массовом неуважении эколого-правовых требований, в их нарушении и невыполнении.

Причины экологического кризиса следующие: первая группа причин носит

объективный характер, к ним можно отнести, прежде всего, монополию государственной собственности на природные ресурсы, средства производства, исключающая какие-либо экономические стимулы в охране окружающей среды. Вторая группа причин имеет субъективный оттенок. Все они связаны с нерациональным, порой преступным расходованием денежных средств на нужды, не связанные с ростом благосостояния народа и улучшением окружающей природной среды. Все это отражается и на национальных интересах России в области экологической безопасности.

Таким образом, по мнению автора, главная причина такого положения в том, что в стране не создана действенная система обеспечения экологической безопасности. При этом под системой экологической безопасности понимается политико-правовой механизм, обеспечивающий допустимое негативное воздействие природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и самого человека.

Система экологической безопасности функционально состоит из следующих структурных элементов, это:

- объект, безопасность которого должна быть обеспечена, его жизненно важные интересы;

- субъекты обеспечения экологической безопасности;

- угрозы жизненно важным интересам объектов, безопасность которых должна быть обеспечена;

- государственная и региональная экологическая политика как совокупность концептуальных положений;

- принципы и формы обеспечения экологической безопасности.

Объектами защиты являются элементы живой и неживой природы. К первым относятся: человек, окружающая природная среда и ее части - природные объекты, природные ресурсы, природные комплексы; ко вторым - права и интересы человека, личность, общество, государство. Основной объект защиты в структуре экологической безопасности - че ловек, его права и свободы, в том числе право на

генофонд, право на жизнь и здоровье, право на благоприятную окружающую среду.

Сегодня общеизвестна формула безопасности, закрепленная с 1992 года в Законе Российской Федерации «О безопасности» как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз», где в числе компонентов безопасности называется экологическая безопасность. Исходя из этого, к основным объектам безопасности относятся: личность (ее права и свободы), общество (его материальные и духовные ценности), государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность). Одновременно с этим государство, организации и граждане относятся и к основным субъектам обеспечения безопасности, где главную роль играет государство.

Элементом системы экологической безопасности России являются субъекты ее обеспечения, иными словами, субъекты управления обеспечением экологической безопасности. Субъектом в широком смысле слова могут выступать: государство, его законодательные, исполнительные и судебные органы; местное самоуправление; неправительственные организации; институты культуры, образования и просвещения; средства массовой информации и коммуникации; общественное мнение; политические партии и экологические движения; социальные институты и организации по обеспечению прав и свобод человека; отдельные индивиды - в той степени, в которой они осознают жизненно важные экологические интересы, цели, идеалы и ценности, обладают соответствующими знаниями и опытом, руководствуются законодательством, проявляют способность и готовность надежно противостоять экологическим опасностям и угрозам, гарантировать эффективное осуществление экологических прав в реальной жизни.

Во-первых, государство является объективно необходимым составным элементом политической системы общества. В любой стране и на любом этапе развития общества оно выступает как самая массовая, самая широкая организация. Государство является не только одним из носителей национальных экологических интересов, но и основным инструментом обеспечения экологической безопасности

всех граждан, гарантом их защиты от различного рода экологических опасностей и угроз.

Во- вторых, определяя глобальную и внутригосударственную экологическую политику, обеспечивая здоровую среду обитания человека, государство выступает в качестве официального представителя всего общества, каждого его члена6. Государство - это не общество, оно лишь его представляет, как дипломат представляет не себя, а государство. Согласно Конституции Российской Федерации, государство является гарантом безопасности, в том числе и экологической. Г осударство юридически представляет каждого гражданина в отношениях с другими государствами, в международных экологических организациях и т. п., гарантирует его защиту и покровительство.

В- третьих, государство - это единственная полновластная организация в масштабе всей страны. Оно является носителем власти, юрисдикция которой распространяется на всю территорию страны. Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, оно организует всех граждан, только им и от его имени принимаются властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения каждым. Государственная власть распространяется на все сферы общественно-политической жизни, включая сферу обеспечения экологической безопасности.

В- четвертых, исключительное место и роль государства в системе обеспечения экологической безопасности обусловливается тем, что оно обладает монополией на применение принуждения, имеет для этого разветвленную систему специально создаваемых институтов, органов и учреждений, которые наделены соответствующими функциями и полномочиями, закрепленными и оформленными

6 Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. - М.: Юристъ, 1997. - С. 120. http://ej.kubagro.ru/2013/07/pdf/100.pdf

Научный журнал КубГАУ, №91(07), 2013 года юридически.7

Г осударство как субъект обеспечения экологической безопасности осуществляет свои функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти, специальный аппарат управления и должностных лиц (государственных служащих), наделенных властными полномочиями, обеспеченными государственным принуждением. Органы государственной власти и управления определяют цели, необходимые для их достижения силы и средства, формы и методы природоохранной деятельности, организуют взаимодействие государственных и общественных структур, политических партий, экологических движений, наконец, непосредственно принимают решения, связанные с осознанием, выявлением и реализацией национальных экологических интересов.

В- пятых, государство сосредотачивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства, необходимые для обеспечения экологической безопасности как в условиях осуществления нормальной жизнедеятельности, так и при возникновении опасных, чрезвычайных состояний, экологических бедствий.

В- шестых, государство осуществляет систему научно-обоснованных правовых, организационных, экономических, технических, воспитательных и иных мер по охране окружающей среды8. В нормативно - правовых актах, принимаемых органами государства, юридически закрепляются главные цели и задачи, основные принципы и направления, органы, силы и средства обеспечения экологической безопасности. Реализую принятое экологическое законодательство, государство обеспечивает

7 Нормативно-правовую основу функционирования органов, сил и средств обеспечения экологической безопасности Российской Федерации составляют, прежде всего, нормы, закрепленные в статьях 9,42,58,71 Конституции РФ; в Законе «Об охране окружающей среды» (2002 г.) и в «Экологической доктрине РФ» (одобренной распоряжением Правительства от 31 августа 2002 г. № 1225-р). Так, Конституция РФ, обладая высшей юридической силой и прямым действием, закрепляет право любого человека, проживающего на территории России на благоприятную окружающую среду (статья 42), право на достоверную информацию

об ее состоянии, а также на возмещение вреда, причиненного здоровью лица или его имуществу, экологическим правонарушением. Реализация этих конституционных положений предусматривается в ФЗ «Об охране окружающей среды». Данный закон является основополагающим актом в сфере обеспечения экологической безопасности, в котором предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности названо важнейшей задачей органов государственной власти Российской Федерации.

8Бринчук М.М. Охранять окружающую среду или обеспечивать экологическую безопасность? //Государство и право. -1994. -№8-9.'-С. 127.

объективно требуемый экологический правопорядок9, призванный гарантировать правовую упорядоченность взаимодействия общества и природы.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что государство как политический институт занимает ведущее место в системе обеспечения экологической безопасности. Россияне, в отличие от населения индустриально развитых стран Запада, возлагают основную ответственность за выработку экологической политики, принятие соответствующих решений на государство, отводя гражданам и общественным организациям второстепенную роль. Вместе с тем, участие гражданского общества в принятии политических решений, в том числе в области охраны окружающей среды - важнейший элемент политической культуры, продуктивной государственной политики.

Важнейшими условиями конструктивной работы российских общественных организаций в области охраны окружающей среды, экологического просвещения и пропаганды являются как консолидация общественного экологического движения в нашей стране, так и государственная поддержка такой деятельности на федеральном и региональном уровнях.

Совершенствование системы управления природными ресурсами, создание эффективных средств контроля и экологического мониторинга, повышение уровня экологической экспертизы и информационного обеспечения населения в контексте формирования стабильного трехсекторного гражданского общества, информационного общества и обществ знаний уже сегодня требуют создания новых механизмов организации, хранения, распространения и актуализации информационных ресурсов экологической направленности.

Таким образом, актуальность и острота проблемы экологической безопасности настоятельно требуют от всех институтов государства и общества постоянного внимания к ней, глубокого анализа ее состояния с тем, чтобы своевременно устранять опасные угрозы на всех уровнях - федеральном, региональном, местном - и не

9Рощупкина Л.В. Экологический правопорядок (Общетеоретический анализ):Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Владимир, 2006.'

Научный журнал КубГАУ, №91(07), 2013 года допустить дестабилизации и социальных потрясений.

Следующим элементом системы экологической безопасности являются угрозы жизненно важным интересам объектов, безопасность которых должна быть обеспечена. Под угрозой в рассматриваемом контексте можно понимать возможную опасность, которая может привести к неблагоприятным последствиям; совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам человека, его жизни, здоровью, его генофонду, окружающей среде, личности, обществу и государству. Это понятие, используемое для обозначения стадии перехода опасности из возможности в действительность, намерения одного субъекта нанести ущерб другому.

В современном законодательстве выделяют два вида угроз: внешние и внутренние, представляющие опасность жизненно важным интересам человека, личности, обществу, государству, окружающей среде. К мерам по устранению глобальных экологиче ских угроз следует отнести: коренное изменение отношения к природе, создание не существовавшей ранее системы отношений, при которой каждый человек в силу своего воспитания будет заботиться о природе, поддерживать ее в благоприятном состоянии.

Источники угроз экологической безопасности можно классифицировать на два вида: техногенные и природные. К техногенным относится деятельность людей, связанная с преднамеренным либо непреднамеренным воздействием на окружающую среду. Техногенные угрозы человеку, природной среде выражаются в виде аварий технических устройств, ведущих к неблагоприятным изменениям окружающей среды, гибели людей, утрате здоровья, материальных ценностей. Рассматриваемые аварии могут привести к экологической катастрофе и чаще всего возникают от невыполнения экологических требований. Экологические последствия данных аварий распространяются, как правило, на большие расстояния, несмотря на то, что сама авария имеет локальный характер. Наибольшую опасность представляют аварии на химических предприятиях, на складах по хранению химически опасных веществ, на радиационных объектах, газопроводах и нефтепроводах.

К природным источникам экологической безопасности относятся опасные природные процессы и явления, в частности землетрясения, извержения вулканов, цунами, наводнения, засухи, штормы, пожары, эпидемии и другие стихийные бедствия - явления природы, создающие катастрофические экологические ситуации и сопровождающиеся людскими и материальными потерями.

Следующим не менее важным элементом структуры экологической безопасности является государственная экологическая политика. Бесспорно, вся деятельность по обеспечению безопасности (в том числе и экологической) - это деятельность политическая, которая регулируется политическими средствами и методами. Деятельность по обеспечению безопасности выступает в качестве важнейшей функции политики.

Экологическая политика - это политика, направленная на охрану и оздоровление окружающей природной среды, рациональное использование и возобновление природных ресурсов, сохранение и развитие социальной сферы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность человека, среды его обитания. Экологическая политика стала сегодня неотъемлемой частью внешней и внутренней политики государств, в том числе и России, и включает, как правило, ряд основных направлений: оптимизацию использования природных ресурсов в процессе общественного производства; охрану природы от негативных последствий деятельности человека; экологическую безопасность населения.

Экологическая политика современного периода четко делится по территориальным уровням на международную (глобальную), национальную, региональную и местную. Государственной политикой, как правило, охвачены первые три уровня. Для каждого уровня формируется свой набор атрибутов: правовая основа, институты, механизмы, приоритеты деятельности

Последним элементом системы экологической безопасности яв ляются принципы и формы ее обеспечения. Экологическая политика должна базироваться на основополагающих принципах, которые выступают своеобразным выражением

общих принципов безопасности как целостного социального явления.

В ряду первостепенных принципов обеспечения экологической безопасности выступает сохранение ведущей роли государства как политического института в деятельности, направленной на снижение и предотвращение угроз каждому человеку, социальным общностям, территориям, на которых они находятся, от факторов антропогенного и природного характера, связанных с ухудшением экологической обстановки. Именно государство должно создать специализированные органы и институты обеспечения экологической безопасности как в обычных, так и в чрезвычайных обстоятельствах со всеми службами управления, информирования, спасения и ликвидации последствий негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, вплоть до организации системы экологического образования и воспитания.

Принцип демократизма в обеспечении экологической безопасности предполагает, что государству нужно создавать условия для активизации общественно-политических организаций, экологических движений, всех социальных групп и слоев, каждого человека.

Обеспечение экологической безопасности невозможно только внутренними мерами. Достижение этой цели требует широкого сотрудничества с другими государствами, соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Российская Федерация является стороной более 20-ти международных договоров в области охраны окружающей среды, и тем не менее для выполнения вытекающих из них обязательств выделяется недостаточно финансовых средств, а ряд конвенций не в полной мере обеспечен научно-методической и организационной поддержкой. Полномочия по выполнению обязательств Российской Федерации, вытекающие из большинства конвенций, не закреплены в положениях о федеральных органах исполнительной власти. Неопределенность полномочий федеральных органов исполнительной власти в области международного сотрудничества может повлечь за собой неадекватное

представление интересов страны в международных конвенциях в области охраны окружающей среды и невыполнение обязательств Российской Федерации.

Одной из самых действенных мер в сфере обеспечения экологической безопасности является установление форм деятельности государства на всех уровнях -мировом, общефедеральном, региональном и местном. Под формами обеспечения экологической безопасности понимается однородная по своим внешним признакам деятельность государства и общества, направленная на охрану и оздоровление окружающей природной среды, рациональное использование и возобновление природных ресурсов, сохранение и развитие социальной сферы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность человека, среды его обитания.

Следует выделить прежде всего такую форму, как исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов в сфере обеспечения экологической безопасности, которая состоит в выполнении возложенных на них задач и функций государственного и отраслевого управления природопользованием и охраной окружающей среды. К основным из них относятся: подзаконное нормотворчество; координация экологически значимой деятельности; планирование использования, охраны природных ресурсов и окружающей среды; экологическое нормирование; экологическая экспертиза; экологическое лицензирование; экологическая сертификация; экологический аудит; наблюдение за состоянием окружающей среды (экологический мониторинг); учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий; экологическое воспитание и образование; контроль за пользованием и охраной объектов природы; разрешение в административном порядке споров по вопросам, касающимся окружающей среды10.

Из вышеперечисленных функций государственного управления системой обеспечения экологической безопасности обратим внимание на функцию контроля.

10Мусаткина Е.И. Государственно-правовые технологии обеспечения экологической безопасности современной России: Автореф. дис...канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2007. - С.19.

http://ej.kubagro.rn/2013/07/pdf/100.pdf

Экологический контроль - это правовая форма экологической деятельности, гарантия работы экономического, организационного и правового механизмов обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей природной среды, рационального природопользования. Он заключается в проведении оценки воздействия на окружающую среду, регулярных экологических ревизий и оценки выполнения нормативов организаций и компаний, соблюдения юридических требований, предоставления соответствующей отчетности. Для более полного охвата территории нашей страны всеми видами экологического контроля необходимы комплексная система экологического просвещения, постоянное пополнение экологических знаний, привлечение новых технологий и высококвалифицированных специалистов для максимальной эффективности экологического управления.

Весьма важной формой обеспечения экологической безопасности является также правоохранительная деятельность. Это комплекс мер, мероприятий, действий, направленных на охрану экологического правопорядка, защиту экологических прав граждан, оздоровление окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения, осуществляемых всеми без исключения должностными, юридическими и физическими лицами, вне зависимости от их подчиненности, форм собственности, выполняемых функций и служебных полномочий.

Правоохранительная деятельность в экологической сфере, осуществляемая органами внутренних дел и прокуратуры, по своему содержанию весьма многогранна и включает в себя как непосредственные действия, оказывающие прямое позитивное влияние на природные объекты, так и опосредованные мероприятия или меры, в конечном итоге способствующие надлежащей охране природных объектов, оздоровлению окружающей природной среды.

Наконец, к числу основных форм обеспечения экологической безопасности следует отнести правосудие, осуществляемое судом в особой процессуальной форме и призванное разрешать споры и различные конфликты, привлекать к ответственности за экологические правонарушения.

Определенные перспективы активизации деятельности судов по реализации

экологической функции государства четко просматриваются в совершенствовании судебной системы. Для повышения качества правосудия в разрешении такой специфической категории дел, какими являются дела по вопросам охраны природы, необходимо создание специализированных судов (по аналогии с природоохранными прокуратурами и милицией). В качестве альтернативы созданию судов по вопросам, касающимся окружающей среды, могут выступать специализированные палаты в судах общей юрисдикции или арбитражных судах.

Актуальность и острота проблемы экологической безопасности настоятельно требуют от всех институтов государства и общества постоянного внимания к ней, глубокого анализа ее состояния с тем, чтобы своевременно устранять опасные экологические угрозы. В настоящее время российское государство слабо использует свои реальные возможности для уменьшения нежелательных нагрузок на природу, предотвращения экологического ущерба и защиты собственных экологических интересов. Деятельность институтов государства и гражданского общества в сфере обеспечения экологической безопасности требует дальнейшего совершенствования и оптимизации.

В современных условиях наиболее важными являются следующие направления оптимизации деятельности Российского государства в сфере обеспечения экологической безопасности: разработка стратегии экологической безопасности, обязательной для исполнения всеми государственными структурами; совершенствование системы управления национальной системой экологической безопасности на всех уровнях; своевременное выявление внутренних и внешних угроз экологического характера и проведение мероприятий по их блокированию и нейтрализации; активизация и повышение эффективности деятельности государственных структур и общественных организаций по противодействию экологическому терроризму; усиление природоохранной деятельности

правоохранительных органов; развитие общественной системы защиты природной среды, основанной на активности граждан, экологических организаций и движений; совершенствование механизма правовой защиты экологических прав граждан;

повышение уровня экологической культуры и экологического просвещения граждан.

На основе анализа поставленных проблем мож но сформулировать те практические рекомендации, которые будут использованы в целях даль нейшей оптимизации деятельности государственных и обществен ных институтов в сфере обеспечения экологической безопасности России.

В этой связи можно отметить следующее: развитие нормативно-правовой базы обеспечения экологической безопасности, совершенство ванием природоохранной деятельности государственных и правоохранительных органов, общественных организаций и объединений, а так же более тесного сотрудничества между государствами, к интегрированию их в решении природоохранных проблем, совершенствования механизма многостороннего управления глобальной экологической безопасностью, основой которой должно начаться становление процесса перехода к устойчивому развитию.

Качество жизни складывается из многих факторов. Одно из важнейших -окружающая среда, экологическое благополучие. Это чистота воздуха, которым мы дышим, чистота воды, которую мы пьем.11 Как и другие составляющие качества жизни, экологическое благополучие в наши дни не обеспечивается само по себе -слишком велико влияние человека на окружающую среду, и оно уже не станет меньше. Но противодействовать негативным последствиям этого влияния можно и нужно. Необходима целенаправленная государственная политика, чтобы добиться желаемого результата не только для нынешнего, но и для будущих поколений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1 .Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря (с изм. и доп. От 2 декабря 2008 г.).

2. Федеральный Закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. №2. Ст. 133.

3. Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р).СЗ РФ. - 2002. - № 36. - Ст. 3510

4 Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегической

11 Обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации как перспективный приоритетный национальный проект

//Юрист. 2010. №5. С. 59.

национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»// СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

5. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года: утвержден Президентом РФ 30.04.2012 // КонсультантПлюс.

6. Абанина Е.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об охране окружающей среды» М.: Ось-89, 2006.

7. Бринчук М.М. Охранять окружающую среду или обеспечивать экологическую безопасность? //Государство и право. -1994. - № 8-9. - С. 127.

8. Гончаров В.В. Обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации как перспективный приоритетный национальный проект// Юрист. 2010. № 5. С. 58 - 64.

9. Данилов-Данильян В.И. Территориальные проблемы устойчивого развития России. Экологический вызов и устойчивое развитие: Учебное пособие. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

Ю.Мусаткина Е.И. Государственно-правовые технологии обеспечения экологической безопасности современной России: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2007. - С. 19.

11. Рощупкина Л.В. Экологический правопорядок (Общетеоретический анализ): Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Владимир, 2006.

12. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. НИ.Матузова, А.В.Малько. - М.: Юристъ, 1997. - С. 120.

References

1.Konstitucija Rossijskoj Federacii // Rossijskaja gazeta. 1993. 25 dekabrja (s izm. i dop. Ot 2 dekabija 2008 g.).

2. Federal'nyj Zakon ot 10 janvarja 2002 g. № 7-FZ « Ob ohrane okruzhajushhej sredy» // SZ RF. 2002. №

2. St. 133.

3. Jekologicheskaja doktrina Rossijskoj Federacii (odobrena raspoijazheniem Pravitel'stva RF ot 31 avgusta 2002 g. № 1225-r).SZ RF. - 2002. - № 36. - St. 3510

4 Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 12 maja 2009 g. № 537 «О Strategicheskoj nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda»// SZ RF. 2009. № 20. St. 2444.

5. Osnovy gosudarstvennoj politiki v oblasti jekologicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda: utverzhden Prezidentom RF 30.04.2012 // Konsul'tantPljus.

6. Abanina E.N. Kommentarij kFederal'nomu zakonu «Ob ohrane okruzhajushhej sredy» М.: Os'-89, 2006.

7. BrinchukM.M. Ohranjat' okruzhajushhuju sredu ili obespechivat'jekologicheskuju bezopasnost'? // Gosudarstvo i pravo. -1994. - № 8-9. - S. 127.

8. Goncharov V.V. Obespechenie jekologicheskoj bezopasnosti v Rossijskoj Federacii kak perspektivnyj prioritetnyj nacional'nyj proekt// Jurist. 2010. № 5. S. 58 - 64.

9. Danilov-Daniljan V.I. Territorial'nye problemy ustojchivogo razvitija Rossii. Jekologicheskij vyzov i ustojchivoe razvitie: Uchebnoe posobie. М.: Progress-Tradicija, 2000.

10.MusatkinaE.I. Gosudarstvenno-pravovye tehnologii obespechenij a jekologicheskoj bezopasnosti sovremennoj Rossii: Avtoref. dis. kand. jurid. nauk. - Rostov-na-Donu, 2007. - S. 19.

11. Roshhupkina L.V. Jekologicheskij pravopoijadok (Obshheteoreticheskij analiz): Avtoref. dis. kand. jurid. nauk. - Vladimir, 2006.

12. Teorija gosudarstva i prava. Kurs lekcij / Pod red. N.I.Matuzova, A.V.Mal'ko. - М.: Jurist#, 1997. - S. 120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.