Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 4 (24). С. 240-250. УДК 316.723
DOI 10.24147/2312-1300.2019.4.240-250
А. Г. Селезнев, И. А. Селезнева
СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ: ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА, ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)*
Представлены результаты этнографического исследования экологических движений и экологических поселений Омской области, выполненного по проекту РФФИ № 17-01-00423. Введены в научный оборот полевые материалы, собранные в экопоселении «Новая столица». На основе анализа литературы выявлена специфика социологического и антропологического подходов к изучению современных экологических движений и формируемых ими экопоселений. Предложены два варианта классификации экопоселений Омской области. Основное внимание уделено идеологическим мотивам организации экопоселений. Также предложен вариант классификации, основанный на степени ассоциации с другими поселениями или иными формами жизнедеятельности людей.
Ключевые слова: экопоселения; Омская область; новые религиозные движения.
A. G. Seleznev, I. A. Selezneva
MODERN ECOLOGICAL MOVEMENTS: IDEOLOGICAL BASIS, PRINCIPLES OF CLASSIFICATION, RESEARCH APPROACHES (BASED ON MATERIALS FROM THE OMSK REGION)
Results of the ethnographic study of Omsk region ecological movements and ecovillages fulfilled under the RFBR project No. 17-01-00423 are presented in the paper. The materials of ecovillage "Severnaya stolitsa" field observation were introduced. The specificity of sociological and anthropological approaches to the study of ecomovements and ecovillages has defined. Two variants of Omsk region ecovillages classification has proposed. The main attention is paid to the religious and ideological motives of ecovillages organization. The classification based on the level of association with other settlements, or other forms of human activity was suggested also.
Keywords: ecovillages; Omsk region; new religious movements.
Экологические движения и экопоселения Омской области: некоторые результаты исследования
На рубеже 80-х - 90-х гг. XX столетия в СССР, а затем в странах бывшего Советского Союза, наряду с другими социокультурными новациями той бурной эпохи, появились и начали активно развиваться разнообразные общественные экологические движения. Наиболее концентрированным прояв-
лением этих процессов стали формирование и весьма бурный рост экологических поселений, осознанно создававшихся на принципах и идеях гармоничного взаимодействия человека с природой. В последние десятилетия такие экопоселения получили распространение на всём постсоветском пространстве.
Подобно другим экзотическим явлениям новейших социальных трансформаций (новые религиозные движения, современные
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта проведения научных исследований «Новые экологические движения России в социальном окружении: взаимодействие с политическими, образовательными, информационными институтами», проект № 17-01-00423-ОГН.
© Селезнев А. Г., Селезнева И. А., 2019
сакральные комплексы, разнообразные субкультуры и пр.), экодвнження возникали на фоне распада Советского Союза в обстановке идейного хаоса и деконструкции традиционных идентичностей. Последние обстоятельства, осложнённые осознанием нарастающего экологического кризиса, стимулировали и, в известной мере, способствовали ускорению этих процессов. Впрочем, в Россию эти идеи пришли с некоторым запозданием: в Западной Европе и США идеологически мотивированная кампания по созданию экопоселе-ний началось в 1960-х гг., а затем движение постепенно охватило страны восточной Европы, Азию, Африку, Австралию.
Таким образом, в социокультурном ландшафте современной России наблюдается весьма интересный феномен. На фоне широкого миграционного потока из сельской местности получает распространение обратное движение - уход / бегство из крупных городов, в наиболее радикальном варианте завершающееся созданием новых поселений порой прямо в лесу. Налицо особая форма мобильности, характеризующаяся следующими чертами: 1) побудительным мотивом движения является не материально-экономический фактор, но личный мировоззренческий сдвиг, глубокое духовное преображение, интенсивный поиск гармонии с собой и окружающим миром; 2) в основе этих трансформаций лежит особая идеология, они обычно сопровождаются участием в культурно-религиозных движениях: родноверов, неоиндуистов, анастасиевцев (подробнее см. ниже); 3) уровень вовлечённости в эти движения определяет степень интенсивности миграционного потока: от туристического маршрута выходного дня, через ежегодные поездки на сезон, до переселения на постоянной основе в специально созданные поселения; 4) рассматриваемая форма мобильности порождает специфические формы хозяйственного освоения пространства и социальных отношений, дополняется изобретением новых ритуалов и мифологии, что делает её полноценным объектом этнографического изучения.
С 2015 г. авторы настоящей работы при поддержке полевого гранта РГНФ № 16-01-18096е и исследовательского гранта РФФИ № 17-01-00423-0ГН выполняют полевое эт-
нографическое исследование в экологических поселениях Омской области. Замысел и идея исследования изложены в [1, с. 265], результаты - в [1-4]. До 2018 г. сбор материалов был проведён в экопоселениях на урочище Юрт-Бергамак, Колобово (Малин-кино) Муромцевского района, Черноозерье (Имбирень) Саргатского района, Березовка (Обережное) Горьковского района, Азъ Градъ Омского района, а также в экологической общине в д. Тимшиняково Тарского района. С нашей лёгкой руки интерес к теме экопоселений Омской области пробудился у других исследователей и у нас появились последователи. Так статью об анастасиев-ском поселении Имбирень опубликовали В. Б. Яшин и Б. И. Костин [5].
В течение полевых сезонов 20182019 гг. мы продолжили сбор материалов в указанных выше пунктах и, в тот же период, провели исследование во вновь открытом экопоселении «Северная столица», расположенном рядом с с. Сосновка Азовского немецкого района Омской области. Поскольку до наших работ никаких исследований в поселении не проводилось и данные о нем нигде ранее не публиковались, считаем уместным кратко изложить их результаты.
Согласно собранным в поселении интервью, оно было основано в 2014 г. Инициаторам удалось перевести и выкупить земли сельхозназначения под строительство, что и положило начало экопоселению. Его название «Северная столица». Поселенцы приехали не только из города Омска, но и других городов, в частности, Новосибирска.
Отличительной чертой поселения является то, что значительная часть его жителей являются представителями нового религиозного движения (НРД) вайшнавизм-кришна-изм. На страничке поселения в социальной сети «Вконтакте» приводится следующая информация. С благословения Чайтанъи Чандры Чарана прабху и матушки Гаура-чандрики в 15 км от границы г. Омска началось строительство ведического поселения. Его цель состоит в возможности совместного проживания и служения вайшнавов и их друзей, которые могут поселиться вместе. Также все могут поучаствовать в строительстве Дома Культуры, или как его ещё именуем, Дом Семьи, который планируется
на территории поселения. Цель проекта -вести разностороннюю проповедь широкому кругу людей через свой образ жизни, культуру, духовное и нравственное просвещение. <... > В посёлке не будет продаваться алкогольная и мясная продукция. Среди ваших соседей обязательно кто-то будет держать коров и вы получите постоянный доступ к чистым продуктам. <... > Вы можете присоединиться к служению Шри Шри Радхе Говинде - в храме в Омске очень много служения!
Члены движения кришнаитов, преданные Кришны, вайшнавы исполняют мантры, практикуют йогу, в их домах есть соответствующие литература, предполагается создание ведического центра. Впрочем, принадлежность к этому движению не является обязательным для поселенцев. Даже если последние декларируют себя его приверженцами, строгое выполнение совместных ритуалов и норм поведения, ношение специальной одежды и выполнение пищевых запретов не является обязательным. Часть поселенцев к движению вообще не относятся. Они влились в поселение на основе дружеских связей и стремления к экологической обустроенности. Вообще основная мотивация переселения - уход из неблагоприятной городской среды, поиск нового экологического окружения и стремление
к преобразованию окружающего пространства. При этом, сохраняются существенные связи с городом. Наш информатор заявила, что её дочь будет учиться в городской школе. Это, по её мнению, более перспективно, чем сельская школа. Хотя, с точки зрения экологии, она желала бы своей дочери жить именно в поселении.
В домах есть электричество, Интернет. Поселенцы стараются использовать вещества, которые не нарушают экологию окружающего пространства: экокосметику, моющие средства из экоматериалов и т. п.
На настоящий момент, в поселении зимуют три семьи. Ещё три усадьбы находятся в стадии активного строительства. В целом сейчас обустройство окружающего пространства, организация поселения являются основными заботами его жителей. При строительстве используется разные техники и материалы. В поселении можно встретить дома срубно-брусовые, кирпичные, а также сделанные из прессованной соломы и с использованием эковаты (рис. 1).
В соседнем селе Сосновке знают специфику мировоззрения жителей поселения. Отношения между поселенцами и жителями села нормальные, дружелюбные. С местными властями все бытовые вопросы решаются в рабочем порядке. Инициативная группа
Рис. 1. Строящийся дом в поселении «Северная столица» Каркасная конструкция с наполнением из прессованной соломы Фотография А. Г. Селезнева, И. А. Селезневой, 2019 г.
находится в контакте с администрацией населённого пункта. Впрочем, в отношениях с внешним миром есть и конфликтные ситуации. Так поселенцы выступают против методов опыления, которые применяют местные фермеры. По их мнению, эти методы обработки почвы и растений противоречат экологическим нормам. Также жителя поселения выступают против прививок детям. Из-за этого возникают трения с представителями органов, осуществляющих данную деятельность, и с школьной администрацией.
Этнография уз социология: два подхода к изучению современных экологических движений в России
Тематика новых экологических движений, в том числе, более узко - экопоселений -весьма широко представлена в современной литературе, что свидетельствует о её актуальности и научной значимости. В большей мере данные проблемы рассматриваются в зарубежной (американской, прежде всего) литературе, но весьма значительный компендиум накоплен и в отечественных изданиях. Основная доля публикаций приходится на социологические исследования, меньшая - на антропологические работы. Степень изученности темы рассмотрена нами в [1, с. 266-267]. Ниже мы обратим внимание на некоторые тенденции, проявившиеся в литературе об эко-движениях в течение буквально нескольких последних лет.
Работы, посвящённые новым экологическим движениям и экопоселениям, выполнены как исследователями, так и самими активистами данных движений. Тема инновационная, следовательно, особенно привлекательна для молодых учёных. Может быть поэтому в нашей стране наиболее крупные исследования различных экологических общин России представлены в жанре либо монографии, написанной на основе кандидатской диссертации [6], либо собственно кандидатской диссертации [7; 8], либо выпускной квалификационной магистерской работы [9].
Наблюдается рост интереса к отдельным экологическим общинам и созданным ими экопоселениям. Мы метафорично назвали подлинной Меккой для исследователей крупнейшее и очень известное экологическое поселение («мегапоселение»), созданное в красноярской тайге последователями Церкви По-
следнего Завета (варианты его названий -Тиберкулъ, Город солнца, Обитель рассвета и др.) [1, с. 266]. Участники этого движения известны также под названием виссарионов-цев по имени лидера Церкви, принявшего имя Виссарион (в миру Сергей Тороп). Наряду со значительным количеством работ отечественных учёных, посвящённых данному комплексу [10 - 12; 13, с. 68-76], интересно отметить внимание к нему со стороны польских авторов. Йоханна Урбанчик опубликовала результаты длительной полевой работы в общине виссарионовцев [14]. Другой польский исследователь Енджей Моравецки провёл в общине несколько полевых сезонов и даже взял интервью у самого духовного гуру Виссариона. В итоге им была опубликована обширная монография [15].
Растёт число публикаций, посвящённых отдельным экологическим движениям и экологически ориентированным НРД. При этом в фокусе внимания исследователей оказываются не только новые экологические практики, но и идеологические основания современных экодвижений. Большое количество работ посвящено одному из самых многочисленных и влиятельных природоориенти-рованных движений, получившему развитие как в России, так и за рубежом - НРД «Звенящие кедры России» или «Анастасия». Специальное внимание уделяется практике организации последователями данного движения особых экопоселений - так называемых поселений родовых поместий (ПРП). Из новейших достижений последних лет по этой теме, не вошедших в обзор [1, с. 266], безусловно, следует отметить защиту диссертации Ю. О. Андреевой [7], а также публикацию ряда новых статей (см., например, [5; 16; 17]). Особенности движения также получили отражение в работах зарубежных исследователей, в частности, в трудах литовского автора Расы Пранскевичюте [18-22].
Продолжается исследование региональных аспектов экологических движений. Естественно, что наше внимание сосредоточено на Сибири. За время, прошедшее после выхода обзора [1, с. 266], заметным событием стал подготовленный специалистами из Иркутска сборник, содержащий статьи экологической тематики, в том числе и об экопосе-лениях [23; 24].
Весьма актуальной представляется проблема специфики социологического и этнографического (антропологического) подходов к изучению указанных феноменов, а также поиск стратегии эффективного междисциплинарного синтеза. Следует отметить, что в рамках российской социологической науки сложились целые исследовательские коллективы, в определённой степени, конкурирующие в вопросах изучения экодвижений и экопоселений. Здесь следует упомянуть группы ЦИРКОН (И. В. Задорин, Л. В. Шубина, А. П. Хомякова и др.) [25], Центра независимых социологических исследований (М. М. Соколов, М. С. Тысячнюк, И. П. и А. А. Кулясовы и др.) [26-28], Московского государственного университета (М. В. Рыбакова и её ученики) [29-31] и др.
Сформировалось три подхода к определению понятия экопоселения. Согласно первому подходу - это часть экологического движения, выступающего за альтернативный образ жизни, ориентированный на восстановление элементов традиционной российской культуры, с которыми их объединяет «общее ценностное ядро». По второму подходу, это новая форма сельских сообществ, создатели которых осознанно выбрали экологически устойчивый образ жизни. Третий подход определяет экопоселения как социоэкологиче-ские практики, модель альтернативного образа жизни в гармонии с природой [8, с. 20].
Различия социологического и антропологического подходов к изучению экопоселений проявляются довольно отчётливо. Социологи рассматривают данные явления как важную и неотъемлемую часть общественной жизни. Основная проблематика их исследований - возможности и степень интеграции жителей экопоселений в общесоциальный процесс современной России, выявление их социокультурного потенциала для развития устойчивого природопользования, формирования личности, развития экономики отдельных регионов. На вопрос: «Нужны ли обществу экопоселения?» [32], типичными являются ответы: «Потенциал экопоселений в социально-экологической модернизации современной России» [33], «Современные экопоселения - реальная альтернатива урбанизации» [34], или, совсем лаконично, «Экопоселение - перспективная форма» [35].
Существенным аспектом экопоселен-ческого дискурса в социологии выступает концепция социальной устойчивости (устойчивого развития, устойчивого будущего, sustainability, sustainable future и т. д.) [27; 29; 36-38]. Однако эта идея контрастирует с ситуацией личного и общественного кризиса, стресса, фрустрации, нацлома, зачастую выступающей в качестве триггера резкой смены образа жизни и ухода в экопоселение (ср.: [39]).
Антропологический (в том числе и этнографический, когда речь идёт о полевой работе и обработке полученных материалов) подход несколько иной. Интерес антропологов находится в сфере специфического, особенного, «экзотичного», отличного от общего социального и культурного мейнстрима. Они акцентируют внимание на особых формах культуры и социума, их заботит, прежде всего, степень социокультурной удалённости малых культурных сообществ от «нормы», магистрального пути общественного развития. В работах антропологов, занимающихся современными экодвижениями и экопоселе-ниями (Ю. О. Андреева, А. А. Ожиганова, Г. В. Любимова и её коллеги, А. Е. Тюхтяев и др.), основное внимание уделяется религиозной специфике поколения Нью Эйдж, вопросам воспитания и образования детей в рамках отдалённых экопоселений, формам управления и власти в общинах, семейно-брачным отношениям, изобретаемым обрядности и мифологии, практикам паломничества и т. п. [7; 40-42].
Однако, как известно, противоположности сходятся и, на самом деле, методологическая разница между двумя дисциплинами не столь существенна. Связующим звеном выступает специально разрабатываемый в социологии так называемый «этнографический метод». Так, социолог А. В. Филькина направила свои усилия как на разработку методологии этнографического исследования НРД [43], так и на конкретную полевую работу в новых религиозно-экологических общинах, получивших развитие на территории Сибири: Церкви Последнего Завета («висса-рионовцев»), анастасиевцев общины «Солнечная поляна» вблизи г. Томска, ануровцев. Эффективный междисциплинарный синтез открывает новые перспективы исследований, что особенно актуально для изучения именно
таких социокультурных явлений как современные экологические движения.
Идеология, варианты освоения локального пространства и принципы классификации экопоселений
В литературе имели место попытки построения классификаций экопоселений. Как известно, наиболее важным моментом является выработка критерия, на основе которого создаётся классификация. В зависимости от критерия, объекты могут составлять те или иные конфигурации классов.
Соответственно, разные варианты классификаций экопоселений построены на основе различных критериев и принципов. Смешанные (эклектичные?) основания с упором на функциональность положены в основу классификации, состоящей из таких объектов как экогорода, деревенские экопоселения, пермакультурные места, проекты городского возрождения, образовательные центры. На базе критерия динамики развития поселений строится классификация, подразделяющая объекты на инициативу создания экопоселения, протопоселения, собственно поселения и мегапоселения. На принципе «внутренней идеологии» или исполняемой миссии основана классификация, включающая в себя традиционные экопоселения (экологическая миссия), ПРП (это, прежде всего, поселения, созданные сторонниками НРД «Звенящие кедры России», или «Анастасия»), социальные поселения (миссия социальной помощи), религиозные поселения [44, с. 27-31, 40-41; 45].
В ходе реализации проекта полевых исследований, мы, ещё не будучи знакомы с имеющимися в литературе вариантами, в основу классификации стихийно заложили идеологический (идейный) принцип. При этом идеологические концепты обычно выступают в религиозной оболочке, чаще всего, в форме того или иного НРД. Действительно, «очень важной характеристикой жителей экопоселений является наличие общей внутренней идеологии, мировоззренческих принципов. Это касается не только поселений анастасийского толка, но и всех остальных поселений, даже тех, где общность идеологии открыто не пропагандируется» [46, с. 5, выделено автором].
Соответственно на данный момент, с учётом полевых материалов 2018-2019 гг.,
экопоселения Омской области подразделяются на три группы: 1) поселения, основанные на представлениях об изобретаемой «древне-славянской» религии и экологической этике; 2) анастасиевские ПРП, в основу которых положена идеология широко распространённого в России НРД «Звенящие кедры России», или «Анастасия»; 3) поселение, созданное на идейных принципах кришнаизма-вайшнавиз-ма. К первой группе относятся экопоселение на урочище Юрт-Бергамак Муромцевского района, поселение Азъ Градь Омского района, экологическая община в д. Тимшиняково Тар-ского р-на. Идеи НРД «Звенящие кедры России» положены в основу поселений Черно-озерье (Имбирень) Саргатского района, Коло-бово (Малинкино) Муромцевского района, Берёзовка (Обережное) Горьковского района. Они составляют вторую группу поселений. Третья группа представлена, на данный момент, одним экопоселением - «Северная столица» (рядом с с. Сосновка), сведения о котором приведены выше.
Не исключено, что в связи с получением новых материалов, количество выделяемых групп увеличится. Кроме того, в пределах уже имеющихся групп могут быть выделены подгруппы. Так отдельную подгруппу в рамках первой группы поселений, основанных ревнителями возрождения древнеславянских традиций, составляет экологическая община в д. Тимшиняково. Члены данной общины строят свою жизнь на основе принципов и идеалов, воплощённых в идеологии так называемой Церкви православных староверов-инглингов, возглавляемой известным о. Патером Дием (Александром Хиневичем). Это крупное и влиятельное НРД представляет собой самостоятельное и притом весьма радикальное ответвление российского родно-верия [47].
Представленная классификация открыта для дополнений. Так в опубликованных источниках приводятся данные об экопоселе-нии в Восточном Казахстане, объединяющем все религии, однако ведущее место в нём отведено шаманизму [48, с. 117]. Кроме того есть информация об экологической коммуне анархистов в Ленинградской области, а также посёлке программистов и 1Т-специалис-тов. В планах - создание экопоселения феминисток [49].
В большинстве случаев выбор идеологического основания является поворотным пунктом, оказывающим решающее влияние на переезд в экопоселение. Драматические описания духовных поисков и счастливых обретений идейных единомышленников -довольно частый сюжет наших интервью с поселенцами.
Характерна в этом плане история Татьяны из экообщины в д. Тимшиняково, где мы и взяли у неё интервью. Татьяна - творческая натура, поэт. В 1990-х гг. она жила в Петербурге и сполна испытала невзгоды лихолетья той поры, неоднократно попадала в ситуации тяжёлого душевного кризиса. В поисках духовного идеала она оказалась в Америке, где примкнула к Церкви саентологии Рона Хаб-барда. Впрочем, через некоторое время Татьяна разочаровалась и в этом движении. Дальнейшие искания привели её в общину староверов-инглингов:
Сначала ко мне пришло сознание, что русские - это те, кто живут в России. У меня было чёткое осознание, что я там (в Америке. - А. С., И. С.) не в своей тарелке. И поэтому было желание <у>ехать. У меня даже была такая мысль пойти в монастырь, в христианский. То есть, я же не знала, что вообще что-то существует - старая вера, что-то русское, настоящее. Хотя у меня было очень настороженное отношение к этому христианству. Там много разных негативных моментов я видела, тем не менее, несколько раз я пыталась... Я креститься сама пошла, ну вот у меня не лежала душа ко многим вещам, чувствую не то и всё. И тут опять думаю, одену сейчас платок и пойду, и просто буду слушаться, и буду жить в этом монастыре и отдыхать там. Хватит куролесить. И потом в Интернете я на это налетела. На какое-то видео налетела об Иисусе. И там говорилась какая-то другая версия про то, что русские-нерусские, что-то вообще другое. Различных говорунов послушала на эту тему, покамест не наткнулась на Хиневича. И он произвёл впечатление такого человека, наиболее адекватного, не корыстного. Праздники начала смотреть, всё, увидела как всё должно быть. Не вино, а вода, не в темноте при свечах, а на поляне. То есть какие-то вещи, что вот это правильно. Вот там было неправильно, и всё было не так, а вот
здесь правильно, хорошо. Тут тебе и звёзды на небе, вода, всё в другом пространстве происходит. Отсутствие алкоголя, отсутствие почитания, целования рук. В соответствии с тем, что это вот старая вера, священный Ирий.
Поскольку я могла ехать куда угодно, в отличие от многих русских, которые живут в России, потому что они не могут никуда уехать. Я живу в России, потому что у меня это сознательный выбор. Потому что я хочу здесь жить. Чтобы это осознать, нужно было куда-то уехать и прожить где-нибудь на чужбине. Любые годы, они же не потерянные. Тоже опыт. Это всё равно, какою тропинкой ты идёшь, ты же всё время поднимаешься наверх, всё время осмысляешь. Это тоже опыт <... >
Один из активистов анастасиевского ПРП «Имбирень» Александр так описывает свои духовные поиски:
На книгу (Владимира Мегре об Анастасии. - А. С., И. С.) наткнулся, когда они только начали выходить. По-моему где-то в 2000 году, точно не скажу... А я уже тогда задумался, ну вы помните, когда в России начался развал, ну эти девяностые годы. Что тут творилось! В Германию побежали многие. Я думал: «А у меня родственников нигде нету. Куда? С семьёй?». А тут эта книга. Как глоток воды в пустыне. <... >
То есть я уже как большинство пенсионеров жду - вот на пенсию выйду и мне ничего не надо. А потом - стоп!!! Вот тут вдруг и началось, так на закате жизни я понял смысл жизни. В той жизни я был и швец, и жнец, и на дуде игрец. Но не находил в жизни удовлетворения. И когда я столкнулся с Анастасией, там же есть вещи такие, просто сногсшибательные. Просто трудно поверить. Например, там о Боге говорится, в разных вероисповеданиях о Боге говорится. Я задал себе вопрос есть ли Он вообще? И кто Он такой? Я поставил себе цель найти, и вот нашёл. <... >
Когда вот это я раскопал всё, а от нас вот это всё скрывают. Ты наверное слышал, что история подконтрольна, то есть от нас истину скрывали сколько могли. А сейчас, грубо говоря, прорыв информационный, революция информационная. Как хочешь называй. <...>
И вот эту Анастасию я изучаю уже второй десяток лет. И получается, когда я сам себя так проанализировал, да я же заочно учусь! Тому чего нет во всех... Это же невероятно! Потом, когда я зачесал репу, так сказать. «Стоп, - говорю, - а ну-ка давай я в Библию загляну, а ну-ка в Коран». Подожди, подожди, подожди, меня сейчас попрёт как из рога изобилия. И вот когда всё это объединил, через сито мудрости просеял, вот и полезла информация, аж дух захватывает! <...>
Похоже мы природу не знаем, грубо говоря, благодаря вот этим глобализаторам, мировому правительству. Похоже они от нас скрывали такую информацию! Всяческими путями. Может слышали? Средства массовой информации - они продажные. Вот почему. То есть они втюхивают нам то, что рабам надо. А Настя наоборот раскрыла. ... В смысле Анастасия. <...>
Идейная основа экопоселений определяет стратегию освоения окружающего пространства, а также формат изобретаемых мифологии и обрядности. Праздники в общинах родноверов приурочены к основным календарным датам - дням равноденствия и
солнцестояния. Главный праздник в общине анастасиевцев - День Земли 23 июля. В текущем году нам удалось побывать на Мас-леннице и Осенинах (дне осеннего равноденствия) в Азъ Граде, и на праздновании Дня Земли в поселении Обережное. На праздниках водили хороводы, произносили здравицы в честь Матери-Земли и славянских богов. В Обережном в ходе праздничных мероприятий участники высаживали деревья, в Азъ Граде организовали эффектное факельное шествие от Храма огня и большой ритуальный костёр (рис. 2).
Ещё один критерий, который может быть положен в основу классификации, заключается в степени ассоциированности экопоселений с обычными поселениями или другими формами жизнедеятельности людей. Данный критерий важен с точки зрения уровня радикализма экологических движений в плане отрыва, бегства из старой среды обитания. По мере нарастания этого признака выделяются: 1) новая экологическая община в рамках давно существующего обычного поселения (деревни); 2) экопоселение, создающееся рядом с действующим обычным поселением (деревней); 3) экопоселение,
Рис. 2. Празднование Осенин (дня осеннего равноденствия) в поселении Азъ Гоад
Церемония «Огненный мост» Фотография И. А. Селезневой, 2019 г.
строящееся на месте брошенного, покинутого жителями поселения (деревни), в этом случае, кроме прочих, выступает миссия возрождения этой умершей деревни; наконец, 4) наиболее радикальный вариант, когда эко-поселение возникает вдали от каких-либо населённых пунктов, порой, прямо посреди леса или в иной природной зоне. Все эти варианты экологических общин и экопоселе-ний представлены на территории Омской области и распределяются они следующим образом.
К первой группе (экологическая община в пределах давно функционирующего поселения) относится община в Тимшиняково. Вторую группу (комплекс экопоселение-деревня) составляют Берёзовка, Имбирень и «Северная столица». В третью группу (экопоселения на месте оставленной деревни) входят Юрт-Бергамак и Малинкино-Колобово. Наконец, Азъ Градъ - пример поселения четвёртой группы, возведённого в отрыве от каких-либо населённых пунктов.
В связи с полученными результатами, можно предположить в качестве рабочей гипотезы, что варианты, по которым происходило образование экопоселений, представляют собой универсальный принцип формирования новых поселений вообще. Причём данное положение, по-видимому, релевантно в отношении как критерия интегрированно-сти с уже существующими формами жизнедеятельности, так и идеологической мотивации формирования новых форм поселений. Иными словами, возникновение нового поселения - это, видимо, всегда следствие и результат определённого идейного кризиса, разрыва с привычной социальной средой, выхода из неё. Указанные процессы для отдалённых исторических эпох зачастую трудноуловимы, однако эти трудности, очевидно, преодолимы на пути междисциплинарной интеграции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Селезнев А. Г., Селезнева И. А. «Жить по совести и в ладу с природой»: новые экологические поселения в современном социокультурном пространстве (Западная Сибирь, Омская область) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». - 2017. -№ 4 (16). - С. 264-276.
2. Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Из города в лес: новые экопоселения как образ идеаль-
ных отношений с природой // Культурологический журнал. - 2016. - № 4 (26). - URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/392.html&j_id=29.
3. Селезнев А. Г., Селезнева И. А., Гутыра В. И. Горожане вне города: полевое этнографическое исследование новых экопоселений на территории Омской области // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. - 2017. - № 3/88. - С. 150-160.
4. Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Новая российская мифология и глобальная информационная среда: парадоксы современных социальных коммуникаций (Западная Сибирь, XXI век) // Традиционная культура. - 2018. - Т. 19, № 3 (71). - С. 162-174.
5. Яшин В. Б., Костин Б. И. Неоязыческий компонент в движении почитателей Анастасии: кейс поселения родовых поместий «Имбирень» (Омская область) // Colloquium Heptaplomeres. - 2018. - № 5. - С. 7-16.
6. Филькина А. В. Новорелигиозные общины Сибири и контекст их изучения. - Томск : Томское ЦНТИ, 2012. - 161 с.
7. Андреева Ю. О. Проекты преобразования мира в новом религиозном движении «Анастасия»: антропологические аспекты религии Нью-Эйдж в современной России : дис. ... канд. ист. наук. - СПб., 2017. - 272 с.
8. Щукина М. Ю. Социальная активность субъектов устойчивого развития сельских территорий : автореф. ... дис. канд. соц. наук. - М., 2015.
9. Польский И. В. Движение «Анастасия / Звенящие кедры»: история формирования, виды мировоззрения, социальные практики : выпускная квалификационная работа магистранта 2-го курса очной формы обучения. Направление подготовки 520100 «Культурология»; специализированная программа 520105 «Историческая культурология (История культуры)». - М., 2010. - 129 с. - URL: http://nauchkor.ru/pubs/dvizhenie-anastasiya-zvenyaschie-kedry-istoriya-formirovaniya-vidy-mirovozzreniya-sotsialnye-praktiki-56bb226f5f1be70dac00059e.
10. Кулясова А. А. Эконоосферное поселение «Тиберкуль»: в поисках альтернативного образа жизни // Экопоселения в России и США : сб. ст. / под ред. М. Соколова. - СПб. : ЦНСИ, 2004. - С. 63-95. - (Труды ЦНСИ, вып. 10).
11. Tysiachniouk M. S., Kulyasova A. A., Ku-lyasov I. P. Greening of new religion in Russia: Tibercule case study // Fostering a sustainable future / eds. M. Tysiachniouk, N. Deang. - St. Petersburg : St. Petersburg University Press, 2000. - P. 145-161.
12. Филькина А. В. Социальные и экономические практики сельскохозяйственных общин, созданных новыми религиозными движениями в Западной Сибири // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2012. - № 1 (17). -С. 171-185.
13. Любимова Г. В. Новые религиозные движения и культы Сибири (конец XX - начало XXI вв.) // Религиозный ландшафт Западной Сибири и
сопредельных регионов Центральной Азии. -Т. 3. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2017. -С. 61-76.
14. Urbanczyk Joanna. "What if it is actually true?" Vissarion's Followers from Eastern Europe and their Path to the Last Testament Church Community in Siberia // Nova Religio: The Journal of Alternative and Emergent Religions. - 2017. -Vol. 20, no. 3. February. - P. 74-100.
15. Morawiecki Jqdrzej. Syberyjska sekta wissarionowcow jako fenomen spoteczno-religijny. - Warszawa : Wydawnictwo Naukowe Semper, 2010. - 416 s.
16. Демидова Ю. А. Модели социальной интеграции на примере анастасийских экопоселений «Славное» и «Ковчег» // Социодинамика. -2018. - № 5. - С. 1-7. - URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=26087.
17. Позаненко А. А. Два вида изолированных локальных сообществ как старые и новые тён-нисовские общности в современной России // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2017. - Т. 20, № 3. - С. 161-179.
18. Pranskeviciute R. Vissarion and Anastasia Movements in Lithuania // Groups and Environments: Interdisciplinary Research Studies. Vol. 2. - Kaunas : Vytautas Magnus University, 2010. - P. 201-205.
19. Pranskeviciute R. Modeling the Sacred in Nature among Nature-Based Spirituality Movements: the Case of Vissarionites, Anastasians and Romuvians // Walking the Old Ways: Studies in Contemporary Paganism / A. Anczyk, H. Grzy-mata-Moszczynska (eds.). - Katowice : Sacrum, 2012. - P. 37-60.
20. Pranskeviciute R. The "Back to Nature" World-view in Nature-based Spirituality Movements: The Case of the Anastasians // Handbook of Nordic New Religions. - Leiden : Brill, 2015. -P. 441-456.
21. Пранскевичюте P. Структурные особенности и сакрализация пространства в движениях Виссариона и Анастасии // Паломничество и религиозный туризм: многообразие интерпретаций : сб. науч. ст. / отв. ред. И. Е. Викулов ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2011. -С. 138-149.
22. Пранскевичюте Р. Конструирование сакрального в природоориентированных духовных движениях (на примере виссарионовцев, ана-стасиевцев и ромувцев) // Colloquium Heptaplomeres. - 2017. - № 4. - С. 54-65.
23. Полюшкевич А. В. Экопоселения как перспектива развития общества // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2019. - С. 112-116.
24. Пронин А. А. Экопоселения как альтернатива городам // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2019. -С. 107-112.
25. Альтернативные сельские поселения в России: стихийная внутренняя эмиграция или осознанный трансфер в будущее / И. В. Задорин, Д. В. Мальцева, А. П. Хомякова, Л. В. Шубина // Лабиринт : журнал социально-гуманитарных исследований. - 2014. -№ 1. - С. 64-77.
26. Экопоселения в России и США : сб. ст. / под ред. М. Соколова. - СПб. : ЦНСИ, 2004. -128 с. - (Труды ЦНСИ, вып. 10).
27. Fostering a sustainable future / eds. M. Ty-siachniouk, N. Deang. - St. Petersburg : St. Petersburg University Press. 2000. - 162 p.
28. Кулясов И. П. Экологические поселения. Серия: «Экосоциология». Издательские решения. - 2016. - 210 с. Электронный ресурс: URL:\https://mybook.ru/author/ivan-kulyasov/ekologicheskie-poseleniya/read/.
29. Рыбакова М. В., Щукина С. О. Экономический потенциал экопоселений в устойчивом развитии сельских территорий // Вестник финансового университета. - 2014. - № 3. - С. 6-13.
30. Rybakova M. V., Gomanova S. О. Ecovillages in Russia: main approaches and economic opportunities of development // Journal of International Scientific Publications: Ecology and Safety. - 2014. - Vol. 8. - ISSN 1314-7234 (Online), Published at: http://www.scientific-publications.net.
31. Гоманова С. О. Экопоселения России: институциональный аспект // Власть. - 2017. -№ 1. - С. 67-71.
32. ГерцбергЛ. Я. Нужны ли обществу экопоселения? // Academia. Архитектура и строительство. - 2015. - № 1. - С. 79-87.
33. Рыбакова М. В. Потенциал экопоселений в социально-экологической модернизации современной России // Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник ИНИОН РАН. - М. : ИНИОН РАН, 2015. - Т. 2. -С. 366-371.
34. Метелкин А. Н. Современные экопоселения -реальная альтернатива урбанизации // Экология урбанизированных территорий. - 2011. -№ 1. - С. 13-19.
35. Герцберг Л. Я., Будилова Е. В. Экопоселе-ние - перспективная форма // Народонаселение. - 2016. - № 2. - С. 16-25.
36. Рыбакова М. В., Щукина М. Ю. Экопоселения как социальная экологическая практика в интересах устойчивого развития общества // Социокультурные основания развития российского общества. - М. : Эквилибрис-Пресс, 2011. - С. 78-88.
37. Dawson J. Ecovillages: New Frontiers for Sus-tainability. - Bristol : Green Books / Chelsea Green, 2006. - 94 p.
38. Walker L. Choosing a Sustainable Future: Ideas and Inspiration from Ithaca. - New York : New Society Publishers, 2010. - 288 p.
39. Загидуллина M. В. Посттравматическая рефлексия и социальная самотерапия: ответ на вызов риторики «духовного кризиса» (лабиринт Шартра и спираль Аркаима) // Новое литературное обозрение. - 2018. - № 1 (149). -С. 318-332.
40. Ожиганова А. Дети New Age: утопический проект движения «Анастасия» («Звенящие кедры России») // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2015. -№ 2 (33). - С. 262-286.
41. Любимова Г. В., Бут М. О., Лугоненко Д. С. «Сад как рай». Практики сакрализации пространства новых религиозных движений Сибири // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2012. - № 3 (37). - С. 345-356.
42. Тюхтяев А. Е. Проигрывание тендерных иден-тичностей в среде нью-эйдж (на примере паломничества к археологическим памятникам в Краснодарском крае) // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2017. -№ 20 (5). - С. 151-166.
43. Филькина А. В. Этнографический метод в исследованиях новых религиозных движений: проблема формирования исследовательской позиции : автореф. ... дис. канд. соц. наук. -М., 2009. - 30 с.
44. Аналитический обзор экологических поселений России (версия 14-06-12). - М. : ЦИРКОН, 2012. - 54 с.
45. Шубин А. В. Альтернативная община — экзотика или дорога в будущее? [Электронный ре-
сурс] // Русский журнал. - 29.07.1998. - URL:
http://old.russ.ru/iournal/ist_sovr/98-07-29/
shubin.htm.
46. Хомякова А. Экопоселения в России: проблемы и перспективы развития : докл. на XIV Междунар. конф. «Модернизация экономики и общества». - 2013. - Эл. документ. URL: http://opec.ru/data/2013/04/09/ 1233209282/%D0%A5%D0%BE%D0%BC%D1 % 8F%D0 % BA%D0%BE % D0%B2%D0%B0-
% D0%B4%D0 % BE%D0 % BA%D0%BB.pdf
47. Яшин В. Б. «Церковь православных старове-ров-инглингов» как пример неоязыческого культа // Неоязычество на просторах Евразии. -М. : Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2001. - С. 56-67.
48. Харитонова В. И. «А у нас все шаманы - православные...»: современный (нео)шаманизм и проблема культурной идентичности // Сибирские исторические исследования. - 2016. -№ 1. - C. 105-133.
49. Орбелиани И. Строители коммунализма. Как в России устроен дауншифтинг // Известия. -2018. - 20 июня.
Информация о статье
Дата поступления 30 сентября 2019 г.
Дата принятия в печать 5 ноября 2019 г.
Сведения об авторах
Селезнев Александр Геннадьевич - кандидат исторических наук, доцент Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН (Омск, Россия)
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: seleznev@myttk.ru
Селезнева Ирина Александровна - кандидат исторических наук, доцент Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, директор Сибирского филиала Института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва (Омск, Россия) Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: ir_selez@mail.ru
Для цитирования
Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Современные экологические движения: идеологическая основа, принципы классификации, исследовательские подходы (по материалам Омской области) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 4 (24). С. 240250. DOI: 10.24147/2312-1300.2019.4.240-250.
Article info
Received
September 30, 2019 Accepted
November 5, 2019 About the authors
Alexander G. Seleznev - PhD in Historical Sciences, Associate Professor of Dostoevsky Omsk State University, Senior researcher of the Institute of Archaeology and Ethnography of the SB RAS (Omsk, Russia)
Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: seleznev@myttk.ru
Irina A. Selezneva - PhD in Historical Sciences, Associate Professor of Dostoevsky Omsk State University, Director of the Siberian Branch of Lik-hachev Institute of Cultural and Natural Heritage (Omsk, Russia)
Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: ir_selez@mail.ru For citations
Seleznev A.G., Selezneva I.A. Modern Ecological Movements: ideological Basis, Principles of Classification, Research Approaches (Based on Materials from the Omsk Region). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2019, no. 4 (24), pp. 240-250. DOI: 10.24147/23121300.2019.4.240-250 (in Russian).