Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 4 (24). С. 251-255.
УДК 930
DOI 10.24147/2312-1300.2019.4.251-255
В. И. Гутыра
КИБЕРПРОСТРАНСТВО ЭКОПОСЕЛЕНЦЕВ: ОТРАЖЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ*
Данная работа расширяет существующие исследовательские рамки антропологии, направляет её в сторону изучения субкультур, новых религиозных движений, производственной и технологической культуры, интернет-пространства как важного элемента современного мира. В первую очередь, внимание фокусировалось на изучении вопроса сосуществования современных технологий с религиозными и бытовыми представлениями экопоселенцев на примере общин родноверов и ана-стасиевцев Омской области. Междисциплинарность работы позволяет более объективно рассмотреть феномен новых религиозных движений в контексте интернет-пространства и тем самым осуществить полноценный анализ культурных универсалий указанных социальных групп.
Ключевые слова: антропология; Интернет; субкультура; религия; экопоселения; социальные
V. I. Gutyra
CYBERSPACE ECOVILLAGES: REFLECTION OF THE IDEOLOGY OF ENVIRONMENTAL MOVEMENTS IN SOCIAL NETWORKS
This work expands the existing research framework of anthropology, directs it towards the study of subcultures, new religious movements, industrial and technological culture, the Internet space as an important element of the modern world. First of all, attention was focused on the study of the coexistence of modern technologies with religious and everyday ideas of eco-settlers, on the example of the communities of rodnover and anastasievites of the Omsk region. The interdisciplinary nature of the work allows us to more objectively consider the phenomenon of new religious movements in the context of the Internet space and thus carry out a full analysis of the cultural universals of these social groups.
Keywords: anthropology; Internet; subculture; religion; eco-settlements; social networks.
«Истинный эзотеризм не боится противоречий»
У. Эко «Маятник Фуко»
Начиная с 2012 г. сотрудниками ОмГУ им. Ф. М. Достоевского велись полевые исследования, направленные на изучение новых религиозных движений (НРД) в Омской области. За время работы по данному направлению были выделены основные религиозные группы, изучены особенности мировоззрения, сформирована рабочая концепция изучения данного феномена [1-7]. Полевая
работа позволила накопить широкий эмпирический материал, но, вместе с тем, стало очевидно, что вопрос, связанный с активностью НРД в сети Интернет фактически не рассматривался.
Интеграция современного общества в цифровое пространство набирает всё большие масштабы. В сети Интернет создаются особые тематические диджитал-простран-ства, которые привлекают сторонников со всего мира, тем самым стирая границы в общении. Провозглашено формирование
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта проведения научных исследований «Новые экологические движения России в социальном окружении: взаимодействие с политическими, образовательными, информационными институтами», проект № 17-01-00423-0ГН.
© Гутыра В. И., 2019
особого актуального научного направления веб- или киберэтнографии [8]. Целью нашей работы является изучение киберактивности НРД в сети Интернет на примере общин род-новеров и анастасиевцев.
Информационный век изменил наше представление об общении, создал множество вариантов для поиска партнёра, друга, сподвижника или единомышленника. Чем глубже идёт погружение человека в кибер-пространство, тем более уверенными и обоснованными становятся его убеждения, так как в этой действительности он без труда находит единомышленников, а может и последователей, которые в свою очередь становятся ретрансляторами новых теорий заговоров, божественных истин и т. д.
Создание особого информационного поля продиктовано реальной действительностью, в рамках которых люди либо не удовлетворяют в полной мере свои экзистенциальные потребности, или хотят расширить существующие области социальных контактов. Рассматривая в качестве особых групп общины родноверов и анастасиевцев Омской области (исследование данных групп осуществлялось ранее в рамках традиционной этнографии), удалось проследить их активность в социальных сетях, мало чем отличающуюся от пабликов и групп других сообществ. Расширяя территории исследования, благодаря интернет-пространству, удалось осуществить анализ активности выделенных культурных групп и изучить их медийную основу, которую они самостоятельно создают, привлекая к себе новых и новых единомышленников.
В качестве объекта исследования были выбраны социальные сети Вконтакте, Одноклассники, Инстаграмм. На этих информационных платформах существует большое количество пабликов и групп, которые прямо ассоциируются с язычниками, неоязычниками, родноверами, а также анастасиевцами и последователями идей Мегре. Материалы также собирались и на основе анализа других открытых источников сети Интернет и полевых данных, собранных во время экспедиций в Омской области, осуществляемых с 2012 года. Особое место занимает Международная социальная сеть «Звенящие кедры России». Данный портал содержит обширный матери-
ал, раскрывающий социо-культурные особенности общин анастасиевцев.
Широкое распространение в сети Интернет получили разнообразные сайты знакомств, которые направлены на создание пар для отношений, поиска партнёра для создания семьи. Не стали исключением в этом ряду и представители общин родноверов и анастасиевцев. На разных интернет платформах, социальных сетях, беседах и группах созданы специальные темы, которые звучат следующим образом «Знакомства для совместного будущего» (социальная сеть Вконтакте, сообщество Звенящие кедры России), «Светёлка для знакомств» (социальная сеть Вконтакте, сообщество Родноверы. Славяне.Язычники), «Группа поиска вторых половинок», «Брачные слёты» (Международная социальная сеть «Звенящие кедры России»), «Знакомство вторых половинок» (социальна сеть Одноклассники) и т. д.
Для этих групп характерен особый стиль, на котором переписываются члены сообществ: «...ищу своего Ясного Сокола, чтобы подарить ему любовь и теплоту души своей, быть хорошей женой и матерью» (социальная сеть Вконтакте, сообщество Родноверы.Славяне.Язычники); «.Здравия всем! Живу в деревне Ярославской области. Пенсионер. Готов принять хорошую женщину для создания Родового поместья» (социальная сеть Вконтакте, сообщество Звенящие кедры России). Большую роль при поиске партнёра уделяется вопросу создания семьи и переезда в Родовое поместье «.Познакомлюсь с мужчиной единомышленником для совместного создания родового поместья и пространства любви в нём» (социальная сеть Вконтакте, сообщество Звенящие кедры России); «Ищу спутницу для неспешного переезда в РП и сотворения семьи» (социальная сеть Одноклассники, сообщество Звенящие кедры) [9].
Позиционирование данных групп ведётся через ретрансляцию той концепции, которая была создана в их общинах, поэтому паблики, являются калькированием идеологии как родноверов, так и анастасиевцев. Спектр тем, которые поднимаются в социальных сетях, очень широкий: от технологий зачатия детей до особенностей погребальных обрядов. Для представителей сообщества
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 4 (24). С. 251-255.
«Звенящие кедры Росси» важным является соответствовать всем постулатам, которые были предложены В. Мегре в серии книг о таёжной женщине Анастасии, поэтому в беседах они делятся даже очень личной информацией, например, о зачатии детей: ...Потом, я рассчитала, чтобы время зачатия пришлось на выходные, мы жили в лесу, у озера, в палатке. Хоть и не посажены нашей рукой деревья, но я к каждой сосенке подошла... Настрой был, мы представили дочку нашу, всё до мельчайших деталей продумали... . (Социальная сеть Вконтакте, сообщество Звенящие кедры России). Автор концентрирует наше внимание на необходимости не только правильного зачатия и рождения ребёнка, но и важности его воспитания: Живём в вонючей квартире, даже дачи нет, всё планируем переехать <... >, а ребёнку уже 11 месяцев <...>. Она у меня встала в 5, села в 6, пошла в 9 <...>. Всё понимает, говорит пару слов. Осознанный взгляд и улыбка с рождения! Идеального ребёнка мало родить, нужно ещё не испортить (социальная сеть Вконтакте, сообщество Звенящие кедры России). Или: Экологическое воспитание ребёнка - это один из самых важных аспектов развития полноценной личности... Живыми существами окружающей природы выступают обитатели тонкого, невидимого мира: водяные, лешие, домовые, ветры и облака, горные жители (социальная сеть Вконтакте, сообщество Родноверие) [10].
Не менее важную роль в жизни экопоселенцев играет создание уюта и комфорта в их собственных жилищах. Названия бесед в группах отсылают нас к вопросам, связанных с интерьером и убранством домов «Организация поселений и поиск соседей», «Дом в согласии с природой», «Советы начинающим по строительству поселения» и т. д. В каждой из указанных групп даются важные и практические советы об организации хозяйства, с учётом сложившихся представлений в общине: ...А отходы другого рода лучше использовать для компоста. Удобрения тоже нужны. Это ведь ещё и информация о человеке. А про то, где расположить пчелиные ульи, так у Анастасии очень хорошо всё описано (Международный портал Звенящие кедры России) [11].
В социальных группах на разных интернет-площадках ведутся дискуссии о смерти и нормах и правилах погребальных обрядов. Споры возникают из-за «размытости» в описании обрядов основоположниками НРД: Лично мне нравится как это описал Мегре. То есть захоронить умершего на родине (в Р[одовом] П[оместье]), без всяких памятников, на месте захоронения посадить какое-нибудь многовековое дерево. А вообще по желанию конкретного человека. С другой стороны, Мегре подсказывает очень хорошую идею, но в эзотерике есть и ещё версия, что хоронить лучше подальше от домов, как-то это связанно с подпиткой энергии (социальная сеть Вконтакте, сообщество Звенящие кедры России) [12].
Всё большую силу в последнее время набирает тема монетизации социальных сетей. Центральную роль в этом процессе играет социальная сеть Инстаграмм, которая используется многими компаниями и индивидуальными предпринимателями как площадка для реализации товаров и услуг. Социальная сеть Вконтакте также играет значительную роль в продвижении рекламного контента на своей платформе. Несмотря на заявление лидеров некоторых родовых и эко-поселений о тлетворном влиянии коммерции на человеческую душу, на просторах Интернета существует множество групп и страниц, которые нацелены на реализацию производимой продукции с целью получения прибыли.
Представители славян-родноверов особое внимание уделяют продаже сувенирной продукции: фигурки славянских божеств, различного рода амулеты и талисманы, лечебные травы и т. п. Славянская символика из серебра и золота! Шнурок в подарок! Возможно оплатить на почте при получении! Бесплатная доставка при заказе от 2 шт. Здравия! Продаю кумир Сварога, 25 см, 1000р. (социальная сеть Вконтакте, группа Славянское родноверие). Помимо товаров, в данной группе можно найти и предложения разнообразных услуг и коммерческих предложений, но с учётом тематик групп: А я хочу дать инфу для любителей книг славянской тематики!! сейчас практически осталось два издательства занимающихся этими вопросами серьёзно!!, или Личный помощник -Родновер (молодой мужчина или женщина),
ISSN 2312-1300
253
желательно не москвич, находящийся в ситуации, когда он замотивирован на зарабатывание и активные действия... Основные задачи: помощь в написании книги (поиск сотрудников по необходимым областям, понимание пошагово как и где книгу возможно издать и т. д. ), создание электронных площадок (сайт, форум, рассылка объявлений) по нескольким направлениям (родноверие, НКО т. д.), обзвон и отсев от сотрудников, до врачей, генетиков, программистов, строителей, технические вопросы, разобраться в сути, как работает тот или иной механизм, анализировать информацию в интернете, находить первоисточники, информацию, которая действительно, может быть правдивой... Для иногородних возможно проживание, в доме работодателя (дом большой). 3/п от 50 000руб. (социальная сеть Вконтакте, сообщество Славяне.Родно-веры.Язычество) [13].
Для представителей общин «Звенящие кедры России» коммерческая деятельность является привычным и хорошо организованным процессом. Отдельные сообщества в социальных сетях Вконтакте и Одноклассники предлагают широкую брендированную продукцию: кедровые масла, чаи, орехи, мёд, лекарственные травы и т. д. Основной уклон сделан на природной чистоте продукта, на его уникальных свойствах, выведенных благодаря правильной организации производства, основанной на трудах В. Мегре. Вместе с продуманной маркетинговой кампанией, которая подкрепляется деятельностью специального магазина на официальном сайте движения «Звенящие кедры России», существует множество «кустарных» производителей продукции, связанной с культурными особенностями анастасиевцев. Кроме того, продвижение личных страниц и размещение рекламы в социальной сети Инстаграмм осуществляют отдельные блогеры. Для поиска необходимой информации на интернет-платформе существует специальный хэштег #звенящиекедрыроссии, который выдаёт больше 45 000 публикаций по заданной теме. Переходя по другим страницам данной сети, удаётся находить и записанные сторис, в которых объясняется значение кедрового жмыха в рационе человека с предложением его приобрести. Многие аккаунты сопровожда-
ются дублёрами-зеркалами на английском языке, что свидетельствует о международном значении данного проекта.
Подводя итоги, следует остановиться на важных моментах, характерных для идеологии изучаемых сообществ. В данных нам в ходе полевого обследования интервью, жители экопоселений провозглашали необходимость возвращения к своим корням и отказа от губительного влияния современной цивилизации [14]. Лидерами некоторых сообществ (поселение Имбирень Омской области) высказывались мнения, что электричество вынужденное зло. Для многих поселенцев переезд в родовые поместья или экопоселе-ния был попыткой вырваться от тех оков, которые на них накладывал город. При этом следует констатировать, что в киберпро-странстве поселенцы продолжают привычную для них деятельность. Это пространство создаёт комфортную зону общения с единомышленниками и является важной площадкой формирования идеологии новых экологических и религиозных движений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гутыра В. И. Феномен деревни Окунево: субкультурное пространство городской молодёжи // Журнал Института наследия. - 2016. -№ 1 (4).
2. Гутыра В. И. Молодёжь в Окунево: мода или осознанный выбор? // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - 2014. - Т. 20. -С. 354-356.
3. Селезнев А. Г. Новая мифология истории: архетип «древних цивилизаций» и сакральный центр в районе деревни Окунево // Этнографическое обозрение. - 2014. - № 5. - С. 4159.
4. Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Археологические памятники и новые сакральные пространства: иеротопия, хронотоп и глобальная информационная среда // Урал. ист. вестн. -2017. - № 1 (54). - С. 135-143.
5. Селезнева И. А. Сакральный центр и внешний мир: проблемы взаимодействия // Этногр. обозрение. - 2014. - № 5. - С. 59-73.
6. Селезнев А. Г., Селезнева И. А. «Жить по совести и в ладу с природой»: новые экологические поселения в современном социокультурном пространстве (Западная Сибирь, Омская область) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». - 2017. -№ 4 (16). - С. 264-274.
7. Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Новая российская мифология и глобальная информационная среда: парадоксы современных социальных коммуникаций (Западная Сибирь, XXI
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 4 (24). С. 251-255.
век) // Традиционная культура. - 2018. -Т. 19, № 3 (71). - С. 162-174.
8. Головнев А. В., Белоруссова С. Ю., Киссер Т. С. Веб-этнография и киберэтничность // Уральский исторический вестник. - 2018. -№ 1 (58). - С. 100-108.
9. URL: https://vk.com/club27538 (дата обращения 20.05.2019).
10. URL: https://vk.com/pomestiya (дата обращения 19.06.2019).
11. URL: https://anastasia.ru (дата обращения 26.07.2019).
12. URL: https://vk.com/club27538 (дата обращения 26.07.2019).
13. URL: https://vk.com/rodnoveru_sayan (дата обращения 1.07.2019).
14. Селезнев А. Г., Селезнева И. А., Гутыра В. И. Горожане вне города: полевое этнографическое исследование новых экопоселений на территории омской области // Вестник Российского Фонда Фундаментальных Исследований. Гуманитарные и общественные науки. -М., 2017. - С. 150-160.
Информация о статье
Дата поступления 15 сентября 2019 г.
Дата принятия в печать 5 ноября 2019 г.
Сведения об авторе
Гутыра Валерия Игоревна - научный сотрудник Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия) Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а
E-mail: gutira@mail.ru Для цитирования
Гутыра В. И. Киберпространство экопоселенцев: отражение идеологии экологических движений в социальных сетях // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 4 (24). С. 251-255. DOI: 10.24147/2312-1300.2019.4.251-255.
Article info
Received
September 15, 2019 Accepted
November 5, 2019 About the author
Valeriya I. Gutyra - researcher of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: gutira@mail.ru For citations
Gutyra V.I. Cyberspace Ecovillages: Reflection of the Ideology of Environmental Movements in Social Networks. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2019, no. 4 (24), pp. 251255. DOI: 10.24147/2312-1300.2019.4.251-255 (in Russian).
ISSN 2312-1300
255