Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лапко И. В.

Разработаны профилактические мероприятия для работников высших образовательных учреждений, использующих информационные технологии в профессиональной деятельности, эффективность которых доказана психодиагностическим тестированием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лапко И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health-saving measures have been developed for employees of higher educational institutions using information technology in their professional activities, the effectiveness of which has been proven by psychodiagnostic testing.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Список литературы

1. Кочетова О.А., Куприна Н.И., Малъкова Н.Ю., Шилов В.В. Профессиональные полиневропатии верхних конечностей - современные подходы к диагностике, лечению и профилактике // Мед.труда и пром. экол. -2018. - Т. 3- С.6-9

2. Кочетова О.А., Малъкова Н.Ю. Изучение условий труда лиц с профессиональной полиневропатией верхних конечностей // Гигиена и санитария. 2017; 636-640.

3. Кочетова О.А., Малъкова Н.Ю. Возможности применения низкоинтенсивной лазерной терапии в лечении профессиональных заболеваний периферической нервной системы // Мед.труда и пром. экол.- 2013. - Т.8 - С.37-39

УДК 613.644:616.89

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Лапко И.В.

ФБУН«Федералъный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, г. Мытищи, Московская область

Аннотация. Разработаны профилактические мероприятия для работников высших образовательных учреждений, использующих информационные технологии в профессиональной деятельности, эффективность которых доказана психодиагностическим тестированием.

Abstract. Health-saving measures have been developed for employees of higher educational institutions using information technology in their professional activities, the effectiveness of which has been proven by psychodiagnostic testing.

Актуальность. Внедрение цифровых технологий в Высшие учебные заведения определило единый подход к разработке электронных образовательных ресурсов и учебных модулей, модифицирующих условия педагогической и научной деятельности преподавателей, требуя от них большой эмоциональной напряженности, нестандартности принятых решений, модернизации научно-образовательного процесса. На первый план выдвигается проблема обеспечения новых подходов к организации профессиональной деятельности, акценты в которой должны быть сделаны, прежде всего, на создании здоровьесберегающих условий преподавательского труда [1,2].

Цель исследования: разработка профилактических мероприятий по сохранению ментального здоровья преподавателей высшей школы, использующих цифровые технологии в профессиональной деятельности.

Материалы и методы исследования. Объектом исследования явились 67 работников различных кафедр Академии постдипломного образования (АПДО) ФГБУ ФНКЦ ФМБА России, имеющих различный стаж работы. Использовались гигиенические, психодиагностические и статистические методы исследования, компьютерное анкетирование.

Результаты и их обсуждение. Анализ профессорско-преподавательского состава АПДО показал, что среди кафедральных работников преобладают профессора и доценты кафедр (50 человек-74,6%), имеющие ученую степень доктора пли кандидата наук, в возрасте 50 лет и старше, с опытом преподавания 10 и более лет. Большинство обследуемых во всех группах - женщины (67,2%). Установлено, что неблагоприятными производственными факторами у преподавателей ВУЗа являются напряженность труда и информационная умственная нагрузка.

Изучение значения цифровых технологий в профессиональной деятельности установило, что работники высшей школы длительное время проводят за различными техническими устройствами, используя всевозможные цифровые сервисы, как преимущественно в работе, так и для личных нужд (3 часа и более). При этом четверть респондентов считают, что использование цифровых технологий имеет отрицательное влияние на показатели их здоровья.

Среди факторов производственной среды и трудового процесса, с которыми связано состояние усталости в конце рабочей смены, сотрудники чаще всего выделяли зрительное напряжение - 56 человек (83,4%), продолжительную работу с ПЭВМ - 42 человека (62,7%), высокую умственную информационную нагрузку - 22 сотрудника (32,8%), а также физическое напряжение, связанное с работой в позе «сидя» - 19 человек (28,4%).

Результаты измерений показателей информационной умственной нагрузки кафедральных работников не выявил существенного различия в значениях интегральной оценки информационной умственной нагрузки в различных стажевых группах. Показатель скорости передачи информации имел прямую зависимость от стажа

работы. Он был выше в стажированной группе (20 лет и выше), превышая аналогичный показатель в группе малостажированных работников (до 10 лет) в 2,5 раза, что возможно объясняется недостаточным опытом использования информационных технологий у работников в начале трудового стажа.

Изучение состояния здоровья сотрудников АПДО при проведении периодического медицинского осмотра показало преобладание жалоб психосоматического характера: головная боль (28,4%), раздражительность (28,4%), нарушение сна (35,8%), нарушение внимания (22,4%), нарушение памяти (26,8%), ухудшение зрения (28,4%), периодическая боль в спине и сустава (41,8%).

Анкетный опрос показал, что более половины кафедральных работников (56,7%) не предпринимают меры для сохранения своего здоровья: не придерживаются здорового питания, не поддерживают физическую форму, курят, не соблюдают гигиену сна.

Проведение психодиагностического обследования работников высшей школы (по данным теста Маслач, адаптация Водопьяновой) показало, что выраженность эмоционального истощения у них соответствует низкому уровню выраженности профессионального выгорания (ПВ), деперсонализации и редукции личных достижений -среднему уровню выраженности ПВ. По шкале «Эмоциональное истощение» высокий уровень выявлен у 46,2%, по шкале «Деперсонализация» высокий уровень имеют 47,8%, а по шкале редукция личных достижений - средний уровень выявлен у 43,4%.

По данным опросника В. Бойко установлено, что наибольший процент работников высшей школы находится во второй фазе «эмоционального выгорания», в фазе «резистенция - сопротивления»; у 47,8% работников эта фаза сложилась и у 43,2% складывается; в фазе «истощения» находятся 22,4% кафедральных сотрудников, ещё у 28,4% эта фаза начинает сформировываться.

Состояние психологической адаптированности работников высшей школы к рабочим нагрузкам соответствует низкому уровню стресса (показатель психической напряженности по шкале психологического стресса Р8М - 25-48,7 балла), лёгкой степени острого умственного и физического утомления (индекс острого умственного утомления - 12,1 балла, индекс физического утомления -13,5 баллов), начальной стадии хронического утомления (индекс хронического утомления (ИХРУ) работников составлял 25,8 балла).

У малостажированных работников зафиксирована начальная степень хронического утомления, которая переходит в выраженную степень при продолжении работы в данной профессии. Наибольшее значение индекса хронического утомления отмечается у стажированных работников (стаж 20 лет и более). В общем индексе хронического утомления наибольшее значение имели симптомы физиологического дискомфорта (64%) и симптомы нарушения в эмоционально-аффективной сфере (44,2%).

Выявлены факторы риска формирования профессионального стресса у кафедральных работников при измеренном уровне интегрального показателя информационной умственной нагрузки. Установлено, что в стажевой группе 20 и более лет зафиксированы более высокие показатели умственного, физического и хронического утомления, определены положительные корреляционные связи между показателем информационной нагрузки и маркерами функционального состояния работника.

Заключение. Таким образом, комплексное воздействие производственных, умственных, информационных, психосоциальных нагрузок на преподавателей высших учебных заведений вызывает устойчивое отрицательное воздействие на состояние их ментального здоровья, что необходимо учитывать при разработке мер профилактики в условиях воздействия перечисленных факторов.

Разработанная профилактическая программа включает три блока: организационный, профилактический и мониторинговый. Основными её направлениями являются: изучение факторов и выявление особенностей психоэмоциональной и профессиональной деятельности работников высших учебных заведений, формирование у работников навыков, направленных на повышение валеологической компетенции, разработка комплекса здоровьесберегающих мероприятий средствами групповой и индивидуальной психотерапии, направленной на повышение стрессоустойчивости.

В процессе реализации программы была проведена повторная диагностика в экспериментальной группе. Исследование показало, что у половины обследуемых (53,7%) возрос интерес к здоровьесберегающей культуре, желание её сформировать у себя, сложилась позиция, основанная на понимании необходимости и ценности сохранения собственного здоровья. Отмечено улучшение ряда психофизиологических показателей, имеется положительная динамика в формировании здоровьесберегающей компетенции, направленной на создание мотивации на ведение здорового образа жизни.

Список литературы

1. Богдан H.H., Самсонова Е.А. Эмоциональное выгорание у преподавателей вузов: способы выявления и предупреждения // Международный научно-исследовательский журнал International research journal. - 2020. - №6(96). -Часть 2. - С. 170-175

2. Рудской А.И, Боровков А.И, Романов П.И, Колосова О.В. Пути снижения рисков при построении в России цифровой экономики. Образовательный аспект // Высшее образование в России. - 2019. - Т. 28. - № 2. - С. 9-22. DOP. https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2019-28-2-9-22

УДК 579.63

ПОИСК ЭФФЕКТИВНОГО БИОЦИДА НА ОСНОВЕ ПРИРОДНЫХ ТЕРПЕНОИДОВ

Лисовская С.А.1,3, НпкитинаЛ.Е.1, Гильфанов И.Р.2,4, КолесниковаЕ.М.1, Ахвердиев Р.Ф.4

1 Казанский государственный медицинский университет, ул. Бутлерова, 49,

Казань, 420012, Российская Федерация

2 Казанский федеральныйуниверситет, ул. Кремлевская, 18, Казань, 420008,

Российская Федерация 3 Казанский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии, ул. Большая Красная, 67, Казань, 420015, Российская Федерация

4Казанский национальный технологический исследовательскийуниверситет, ул. КарлаМаркса, 68, Казань, 420015, Российская Федерация

Аннотация. Анализ образцов, полученных с объекта, представляющего культурную ценность, выявил спектр грибов-биодеструкторов, обладающих биоразрушающими свойствами. Серия терпеновых спиртов была протестирована на противогрибковую активность.

Ключевые слова: биоцид, грибы-микромицеты, грибы-биодеструкторы, биоповреждение, природные соединения, терпеновые спирты.

Abstract. Analysis of samples obtained from an object of cultural value revealed a spectrum of biodegrading fungi with biodegradable properties. In most samples, a mixed mycobiota was present, including representatives of several species and genera of micromycetes. (-)-Myrtenol showed the greatest antifungal activity.

Key words: biocide, fungi-micromycetes, fungi-biodestructors, biodamage, natural compounds, terpenic alcohols.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.