Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ОЦЕНКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
99
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жеглова Алла Владимировна, Лапко И.В., Кирьяков В.А.

Представлены результаты исследования психоэмоционального состояния педагогов общеобразовательной школы с определением корреляционных связей симптомов эмоционального выгорания с умственным, физическим утомлением учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF TEACHERS OF SECONDARY SCHOOL

The results of the study of psycho-emotional state of teachers of secondary school with the definition of correlations of symptoms of emotional burnout with mental, physical fatigue of teachers.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Медицина труда и промышленная экология — 2019; 59 (9)

ятий, направленных на сохранение здоровья работников шу-мовиброопасных профессий машиностроения.

Даже при использовании современных гигиенических мер безопасности нельзя полностью исключить вредное воздействие факторов рабочей среды, так как это возможно лишь за счет разработки и внедрения новых высокоавтоматизированных технологий и оборудования, обеспечивающих снижение уровней воздействующих факторов производственной среды до регламентированных норм. Персонифицированный профессиональный риск, основанный на индивидуальном расчете резуль-тирующиего влияния основных производственных факторов, позволяющий выявлять взаимосвязи этого влияния с функциональными изменениями организма — основа разработки современных программ сохранения трудового долголетия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Измеров, Н.Ф. Труд и здоровье. Н.Ф. Измеров, И.В. Бухти-яров, Л.В. Прокопенко и др. М.: Литтерра; 2014.

2. Измеров Н.Ф., Денисов Э.И., Прокопенко Л.В., Сивоча-лова О.В. Методология выявления и профилактики заболеваний, связанных с работой. Мед. труда и пром. экол. 2010; 9: 1-7.

REFERENCES

1. Izmerov, N.F. Work and health. N.F. Izmerov, I.V Bukhtiyarov, L.V. Prokopenko et а1ю M .: Litterra; 2014.

2. Izmerov N. F., Denisov E.I., Prokopenko L.V., Sivochalova O.V. Methodology of detection and prevention of work-related diseases. Med. truda I prom. ekol. 2010; 9: 1-7.

DOI: http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-628-629 УДК 613.6.02

Жеглова А.В., Лапко И.В., Кирьяков В.А.

Оценка психоэмоционального состояния учителей общеобразовательной школы

ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, ул. Семашко, 2, г. Мытищи, Московская обл., Россия, 141014

Представлены результаты исследования психоэмоционального состояния педагогов общеобразовательной школы с определением корреляционных связей симптомов эмоционального выгорания с умственным, физическим утомлением учителей.

Ключевые слова: учитель; общеобразовательная школа; психоэмоциональное состояние; синдром эмоционального выгорания

Для цитирования: Жеглова А.В., Лапко И.В., Кирьяков В.А. Оценка психоэмоционального состояния учителей общеобразовательной школы. Мед. труда и пром. экол. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-628-629 Для корреспонденции: Жеглова Алла Владимировна, E-mail: drzh1@yandex.ru Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Zheglova A.V., Lapko I.V., Kiryakov V.A.

Evaluation of psycho-emotional state of teachers of secondary school

Federal Scientific Center of Hygiene named after F.F. Erisman of Rospotrebnadzor, 2, Semashko str., Mytishchi, Moscow Region, Russia, 141014

The results of the study of psycho-emotional state of teachers of secondary school with the definition of correlations of symptoms of emotional burnout with mental, physical fatigue of teachers.

Keywords: teacher; secondary school; psycho-emotional state; burnout syndrome

For citation: Zheglova A.V., Lapko I.V., Kiryakov V.A. Evaluation of psycho-emotional state of teachers of secondary school. Med. truda iprom. ekol. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-628-629 For correspondence: Alla V. Zheglova, E-mail: drzhl@yandex.ru Funding. The study had no funding.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

Ведение. Ведущими факторами риска, оказывающими влияние на здоровье педагогов, являются психоэмоциональное напряжение, повышенные требования к вниманию, памяти, постоянная нагрузка на речевой аппарат, ор-тостатические нагрузки, низкая удовлетворенность своей работой [1].

В связи с изменением социально-экономических условий и усложнением информационных процессов все большую актуальность приобретают исследования, связанные с негативными последствиями психоэмоционального перенапряжения, в том числе у работников образования. Синдром эмоционального выгорания представляет собой процесс постепенной утраты когнитивной и физической

активности, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы [2].

Материалы и методы. В проведенном исследовании приняли участие 64 учителя (8 мужчин и 56 женщин) общеобразовательных учреждений в возрасте от 24 до 59 лет (средний возраст 34,6+3,8 года). Средний стаж работы составил 18,7+2,8 год. Группу контроля составляли 38 человек. В работе использовались опросники MBI (Maslach et Jackson), В.В. Бойко; шкала психологического стресса PSM — 25 Лемура-Тесье-Филлиона; шкала тревожности Дж. Тейлора, опросники для оценки острого умственно-

Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology — 2019; 59 (9)

го и физического утомления; опросник по хроническому утомлению.

Результаты. При оценке самочувствия отмечались жалобы на головные боли (68,75%), раздражительность (62,5%), нарушение сна (50,9%), головокружение (43,75%), быструю утомляемость (37,5%) повышение артериального давления (33,5%).

Оценка психодиагностических тестов показала, что среди учителей повышены показатели стрессового компонента (64,1%), эмоционального истощения (81,3%), отмечены тенденции к деперсонализации (34,3%) и редукции персональных достижений (42,1%), усилению переживания психотравмирующих обстоятельств (45,3%), приводящие к психосоматическим проявлениям и эмоциональному дефициту. При анализе результатов, полученных с использованием методики MBI (Maslach et Jackson) получены результаты, свидетельствующие о наличие профессионального эмоционального выгорания в основной группе по сравнению с контрольной (0,37+0,01 против 0,29±0,01). При оценке показателей общей тревожности по шкале Дж. Тейлора установлено, что высокий уровень тревожности отмечается у 48,4% основной группы против 21,1% в группе контроля.

Исследование корреляционных связей выявило, что при повышении уровня стресса возрастают проявления умственного, физического утомления, тревоги и депрессии. При нарастании эмоционального истощения возрастают неудовлетворенность собой и работой, проявляющиеся личностной тревожностью, снижением эмоционального фона, занижением своих достижений, раздражительностью. Таким образом, эмоциональный стресс связан с умственным и хроническим утомлением, сопровождается попытками сокращения деятельного участие в рабочих процессах, требующих эмоциональных затрат. Проведенное психоди-

агностическое тестирование педагогов общеобразовательной школы свидетельствует о высокой психоэмоциональной нагрузке, проявляющейся тревогой, переживанием психотравмирующих обстоятельств, усилением стрессовых компонентов, а также формированием резистенции, выраженной экономией эмоций и профессиональной отстраненностью. Выявлено, что эмоциональный компонент выгорания чаще всего связан со стрессом (78,2%), умственным утомлением (56,4%), тревогой (59,1%), редукцией персональных достижений (28,9%).

Выводы. Для предупреждения развития синдрома эмоционального выгорания, являющегося этапом формирования профессионального выгорания, необходимо проведение медико-профилактических мероприятий, включающих рациональную организацию рабочего времени, понижение напряженности труда с применением личностно-ориентированных методик психотерапии (когнитивная и арт-терапия, релаксационные методы, коммуникативные тренинги).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Багнетова, Е.А. Шарифуллина Е.Р. Профессиональные риски педагогической среды. Фундаментальные исследования. 2013; 1: 27-31.

2. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. Безносов, С.П. СПб: Речь; 2004.

REFERENCES

1. Bagnetova E.A., Sharifullina E.R. Occupational risks teaching environment. Fundamentalnyye issledovaniya. 2013; 1: 27-31.

2. Beznosov S.P. Professional deformation of personality. Beznosov S.P. SPb: Rech'; 2004.

DOI: http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-629-630

УДК 655.3.026.13

Захарова М.А., Бударагин В.Е.

Технические требования к автоматизации и контролю приема научных публикаций по медицине труда

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда им. академика Н.Ф. Измерова», пр-т Буденного, 31, Москва, Россия, 105275

Представлены технические требования к электронному приему материалов для публикации в журнале «Медицина труда и промышленная экология», сформированные на основе критериев международных и отечественных реферативных баз данных и индивидуальных идентификаторов, в которые он входит.

Ключевые слова: публикационная активность; реферативные базы данных; научные статьи

Для цитирования: Захарова М.А., Бударагин В.Е. Технические требования к автоматизации и контролю приема научных публикаций по медицине труда. Мед. труда и пром. экол. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-629-630 Для корреспонденции: Захарова Марина Анатольевна, E-mail: mar_rusa@list.ru Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Zakharova M.A., Budaragin V.E.

Technical requirements for automation and control of receiving scientific publications on occupational medicine

Izmerov Research Institute of Occupational Health, 31, Budennogo Ave., Moscow, Russia, 105275

The technical requirements for electronic reception of materials for publication in the journal «occupational Medicine and industrial ecology», formed on the basis of the criteria of international and domestic abstract databases and individual identifiers in which it is included.

Keywords: publication activity; abstract databases; scientific articles

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.