Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ'

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
университет / образование / высшее образование / воспитание / обучение / компетентностный подход / university / education / higher education / upbringing / training / competency-based approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарева Татьяна Александровна

В последние десятилетия произошли существенные изменения в различных отраслях наук, оказавших существенное влияние на понимание основных категорий педагогики профессионального образования: роли университетов, преподавателей вузов, образования и воспитания студенческой молодежи, разработки и внедрения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и т.д. Данные изменения диктуют необходимость модернизации программ и качества обучения студентов в вузе, повышение значимости научно-исследовательской работы, разработки инновационных информационно-компьютерных технологий, создание возможностей для полноценного профессионального и творческого развития обучающихся и преподавателей. В материалах данной статьи подробно изложены и обобщены современные аспекты изучения категориального аппарата высшей школы и даны перспективы их дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In recent decades, significant changes have occurred in various branches of science, which have had a significant impact on the understanding of the main categories of pedagogy of vocational education: the role of universities, university teachers, education and upbringing of students, the development and implementation of the Federal State Educational Standard of Higher Education, etc. These changes dictate the need to modernize programs and the quality of student education at the university, increase the importance of research work, develop innovative information and computer technologies, and create opportunities for the full professional and creative development of students and teachers. The materials of this article detail and summarize modern aspects of the study of the categorical apparatus of higher education and give prospects for their further development.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»

2. Васильева, В. В. Экспериментальная и проектная деятельность при обучении физике / В.В. Васильева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2023. - № 18 (465). - С. 231-234. - URL: https://moluch.ru/archive/465/102307/ (дата обращения: 08.10.2023)

3. Васильев, A.A. Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе по физике средствами парка удивительной физики / A.A. Васильев, К.В. Галынина // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании,-2016. - № 3(41). - С. 150-159,-EDNWMFIHZ

4. Галынина, К.В. Применение моделей смешанного обучения при изучении физики / К.В. Галынина // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. - 2023. - № 4(85). - С. 49-52. - EDN HPWOUG

5. Мягкая, С.Н. Экспериментально-исследовательская деятельность на уроках физики как средство повышения познавательной деятельности обучающихся 7-9-х классов / С.Н. Мягкая. - Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство,2020. - С. 6-8. -URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15756/ (дата обращения: 01.05.2023)

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Гарёва Татьяна Александровна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный социальный университет (г. Москва)

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Аннотация В последние десятилетия произошли существенные изменения в различных отраслях наук, оказавших существенное влияние на понимание основных категорий педагогики профессионального образования: роли университетов, преподавателей вузов, образования и воспитания студенческой молодежи, разработки и внедрения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и т.д. Данные изменения диктуют необходимость модернизации программ и качества обучения студентов в вузе, повышение значимости научно-исследовательской работы, разработки инновационных информационно-компьютерных технологий, создание возможностей для полноценного профессионального и творческого развития обучающихся и преподавателей. В материалах данной статьи подробно изложены и обобщены современные аспекты изучения категориального аппарата высшей школы и даны перспективы их дальнейшего развития.

Ключевые слова: университет, образование, высшее образование, воспитание, обучение, компетентностный подход.

Annotation. In recent decades, significant changes have occurred in various branches of science, which have had a significant impact on the understanding of the main categories of pedagogy of vocational education: the role of universities, university teachers, education and upbringing of students, the development and implementation of the Federal State Educational Standard of Higher Education, etc. These changes dictate the need to modernize programs and the quality of student education at the university, increase the importance of research work, develop innovative information and computer technologies, and create opportunities for the full professional and creative development of students and teachers. The materials of this article detail and summarize modern aspects of the study of the categorical apparatus of higher education and give prospects for their further development.

Key words: university, education, higher education, upbringing, training, competency-based approach.

Введение. Современное развитие науки и высшего образования в России и за рубежом оказывает существенное влияние на становление категориального аппарата педагогики и психологии высшей школы. От развития основных категорий профессиональной педагогики зависит дальнейшее развитие общественного уклада, разработка и внедрение новаций и инноваций в различные сферы жизни общества. В рамках заявленной темы статьи и рассмотрим современные аспекты высшего образования в России и за рубежом.

Изложение основных материалов статьи. Интерпретация терминологического обозначения - университет funio) в дословном переводе с латинского языка - универсал, универсум, означающий системную связь внешнего, внутреннего мира и образования. Ключевой особенностью университетов является полиморфность исполняемой деятельности, начиная от проектирования и реализации профильных образовательных программ и заканчивая инновационными научными исследованиями, существенно расширяющие интеллектуальные и социально-экономические ресурсы современного общества [4, 13].

Сегодняшние университеты представляют собой интеграцию студентов и преподавателей, науки, образования, традиций и инноваций в целях постижения истины во благо дальнейшего развития мировой цивилизации. (В.И. Аршинова, Н.И. Басовская, Г.П. Бахтина, В.П. Беспалько, О.Н. Голубева, К.К. Гомоюнова, А.В. Гладунко, И.В. Захарова, Е.С. Ляхович, Садовничий В.А., О.Н. Козлова, B.C. Кузнецова, B.C. Леднева, Ю.Г. Татура, В.В. Шукшунова; М. Вебер, В. Губальт, К.Керра, В. Тейлор, К. Ясперс).

Функциональное предназначение современного университета определено рядом взаимосвязанных функций: интеллектуальной, направленной на обучение студентов самостоятельному поиску истины, подготовки научных высококвалифицированных кадров нового поколения; культурно-гуманистической, связанной с наращиванием интеллектуального потенциала обучающихся и становление у них высоких моральных ценностей, направленных на овладение концептуальными основами развития современного общества; сервисной, проявляющейся в обеспечении социума спектром услуг различного профиля (политических, экономических и т.д.), способствующей дальнейшему инновационному социально-экономическому развитию общества [12].

Результатами образования является грамотность, определенная как минимальный уровень накопления знаний и навыков и развития личностных качеств обучающихся; образованность, подразумевающая личностную и общественную грамотность доведенную до наивысшего уровня своего развития, предполагающая наличие сформированного обширного мировоззрения, глубины понимания различных актуальных вопросов; профессиональная компетентность, определяемая выбранным профилем направления подготовки, направленная на систематизацию и последовательное накопление знаний, умений, навыков, опыта развития индивидуальных склонностей каждого человека, становление у обучающихся важнейших качеств личности (любознательность, ответственность, эстетичность и т.д.); культура, проявляющаяся в апогеи развития образованности и профессионализма, выражаемая в человеческой индивидуальности; менталитет, воплощающий весь комплекс мировоззренческих установок и ценностей человека [6].

Образование считается отдельной отраслью экономики, объединяющая организации, связанные воспитанием и обучением подрастающего поколения и направленные, в своей деятельности, на дальнейшее развитие культурного и материального благосостояния государства [13].

Основными характеристиками современного образования является свобода выбора форм обучения, совмещение нескольких специальностей, свобода знаний, наличие различных систем дополнительного образования, становление самоактивности личности, наличие дальнейшего социокультурного развития общества, опережающее развитие систем образования над общественным развитием [8].

Образование является индивидуальным и общественным феноменами, в совокупности определяя путь дальнейшего развития нации и каждого человека как субъекта общества и гражданина, выделяя индикаторы экономического роста, личностных преобразований человека и социальных изменений. Образование направлено на тренировку познавательных способностей человека и возможностей приобретать новые знания и навыки, необходимые для полноценного социального развития. Образование есть основная цель достижения личностного потенциала каждого человека, в центре которого находится развитие в соответствии с выбранными ценностями.

К основным функциям образования относят культурно-историческую, связанную с передачей культурного наследия молодому поколению; социальную, направленную на социализацию личности обучающегося в различных институциональных условиях; социально-экономическую, организованную подготовкой высококвалифицированных кадров для системы общественного разделения и дальнейшего развития труда. Помимо этих функций, образование для студенчества выполняет и ряд специфических функций: компенсаторную, направленную на восстановление возможностей каждого обучающегося в получении высшего образования по выбранному профилю; адаптированную, способствующую приспособлению полученных знаний, навыков для работы в различных условиях; развивающую, представляющую собой преемственность в переосмыслении ранее полученных знаний [10].

О качестве образования как результатах образования говорится еще 3000 году до н.э. и было продолжено в эпоху Просвещения, предполагающее оценивание качества образования в соответствии с объемом и уровнем знаний; эпоху индустриализации (рубеж XIX -XX вв.), определяемое квалификацией каждого специалиста, уровнем его практического опыта; эпоху научно-технической революции (вторая половина XX века), связанное с высокоразвитыми, разносторонними способностями образования человека, с развитием его личностных качеств, индивидуализации обучения; эпоху современной инновационной экономики (начало XXI века и по сегодняшний день), направленное на дальнейшее развитие новаций и инноваций, что оказывает существенное влияние на реформирование всех уровней образования [13].

В условиях информатизации современной экономики все большая роль в развитии общества принадлежит высшему образованию. От качества высшего образования зависит развитие всех социальных аспектов жизни общества: политика, здравоохранение и т.д. Соответственно, вклад каждого государства в развитии науки и высшего образования неоспорим.

В толковании наук различного профиля высшее образование рассматривается как некий процесс, совокупность действий, приобретение знаний, рассуждений в выбранном направлении профессиональной подготовки.

Высшее образование сегодня интерпретируется как общественное благо, поскольку способствует у будущих выпускников вуза быть социально активными гражданами общества. Образование играет важную роль в становлении личностных качеств студентов путем внесения изменений в их мировоззренческие и социальные взаимоотношения. Современное общество постоянно развивается и требует постоянного изменения человеческих ресурсов. Высшее образование должно быть направлено на обучение социальной справедливости и глобальной солидарности, приводящим к социальным изменениям и прогрессу [1, 4, 12].

Ключевое значение в работе отечественных и зарубежных вузов играют преподаватели. На сегодняшний день роль преподавателей вузов определяется организацией самостоятельной работы студентов, проектированием и реализацией персонализированного подхода к воспитанию и обучению каждого обучающегося. Современный преподаватель университета - это не только носитель обширных, междисциплинарных научных знаний, но и психолог, педагог, умеющий совместить в русле своей профессиональной деятельности воспитание и обучение молодого поколения. Преподаватель должен владеть искусством слова, быть ритором [11].

Основной целью обучения студентов в вузе является воспитание в них творческой личности, умеющей комбинировать новые научные идеи, анализировать и систематизировать научную информацию. У современного студенчества должна быть развита способность познавать новое, расширять свой научный кругозор в процессе общения с преподавателями, при самостоятельном поиске изучаемого материала, из личного жизненного опыта, составляющего основу непрерывного образования взрослых, способствующего развитию важнейших социальных навыков путем обучения через всю жизнь [11].

Среди основных умений, которые должны приобрести студенты в процессе обучения в вузе являются умение четко и логично рассуждать, анализировать информацию, полученную при совместной работе с преподавателями, реализовывать научные идеи на практике.

Организация аудиторных занятий со студентами (лекционных, практического типа и т.д.) основывается на традиционных методических принципах: восприятие учебного материала от простого к сложному, применение различных средств наглядности в учебном процессе, реализация персонализированного подхода к каждому обучающемуся, использование технологий активного обучения. Качество проводимых различных форм учебной работы со студентами зависит от культуры преподавателей, умение ими грамотно отбирать методический инструментарий для аудиторной работы со студентами.

В процессе организации самостоятельной работы студентов важное значение приобретают такие их личностные характеристики, как: самоактивность, самоконтроль, саморегулирование и т.д. Ключевое значение приобретает решение компетентностно-ориентированных заданий по выбранному направлению профессиональной подготовки в рамках изучаемых дисциплин, реализацию поставленных целей и задач учебных дисциплин. В ходе выполнения компетентностно-ориентированных заданий студенты решают творческие, продуктивные и репродуктивные задачи. Решение компетентностно-ориентированных задач важно при организации деловых игр, выполнения лабораторных заданий, использовании интерактивных технологий и т.д.

Самостоятельная работа студентов может быть организована как в индивидуальном, так и в групповом формате без контроля со стороны преподавателей. К видам самостоятельной работы студентов относятся индивидуальные задания: подготовка докладов, проектов, конспектирование учебного материала, заполнение таблиц, выполнение презентаций, тестовых заданий, составление схем по заданным темам, изучение пройденного лекционного материала с использованием рекомендованной учебной литературы, выполнение контрольных работ, подготовка к зачетно-экзаменационной сессии.

Самостоятельная работа студентов основывается на аудиторной и внеуадиторной работе обучающихся. Наиболее актуальными видами самостоятельной работы студентов является проектная деятельность, нацеленная на формирование интеллектуальных способностей обучающихся, умение применять знания и адаптировать их в разных условиях, умение

самостоятельно принимать решения и аргументировать их. Результатами проектной деятельности будет создание студентами учебных пособий, моделей, методических рекомендаций и т.д. [10].

Выполнение выпускной квалификационной работы (ВКР) представляет собой самостоятельную научно-исследовательскую работу выпускников вузов на современную проблематику выбранного направления профессиональной подготовки. Требования к написанию ВКР предполагают анализ обширного спектра научно-теоретических источников, выполнение заданий практического характера, демонстрирующие особенности сформированности индикаторов компетенций у студентов. Целью ВКР студентов является выявление способностей к выполнению профессиональных обязанностей, к ведению научно-исследовательской, инновационной деятельности в соответствии с профилем профессиональной подготовки. Написание текста ВКР проходит ряд взаимосвязанных этапов. На первоначальном этапе студенты знакомятся с перечнем литературных источников по выбранной теме, анализируют их с целью выявления наиболее актуальных проблем, формулируют тему предстоящего исследования, формируют навыки работы с библиографическими источниками, методологией выбранной темы ВКР (гипотеза, теоретическая и практическая значимости и т.д.). На последующем этапе студенты составляют план написания ВКР, изучают современные методы исследования, участвуют в проведении научных симпозиумов, семинаров и т.д. На заключительном этапе студенты оформляют текст научной статьи в ведущих научно-периодических изданиях, активно взаимодействуют с научным руководителем, накапливают научно-исследовательский потенциал выбранной темы исследования [13].

Результативность обучения - это демонстрация полученных академических знаний, навыков и способностей их реализации на практике (умений, возможностей), позволяющая студентам понять свои трудности, а преподавателям содержательно наполнить процесс обучения студентов, ориентируясь на выявленные трудности, профессиональные интересы, предпочтения и запросы современного общества.

Оценка качества знаний студентов включает текущую, промежуточную и итоговую аттестацию, спроектированную в результате интегрированного анализа компетенций обучающихся. Стартовый (текущий) контроль позволяет определить начальный уровень владения научными знаниями, демонстрирует систему проверки знаний студентов в течение семестра, представляет возможность реализации балльно-рейтингового оценивания работы каждого обучающегося. Промежуточный контроль представляет собой самостоятельную работу студентов по написанию рефератов, эссе, выполнения кейс-заданий после завершения изучения учебной дисциплины или в конце семестра. Итоговая аттестация предполагает проведение с обучающимися итогового тестирования, сдачи зачетов, экзаменов по всем пройденным учебным дисциплинам. Помимо этого, в вузах существуют дополнительные виды контроля - модульный, пропедевтический и резидуальный, определяемый как оценивание остаточных знаний.

Контроль за сформированностью компетенций проводится в виде устного опроса и письменных работ. Устный опрос позволяет определить особенности научного мировоззрения студентов, их владение монологическим высказыванием, сформированности важнейших личностных качеств (дисциплинированность, эмоциональность и т.д.). Устная форма опроса реализуется посредством организации собеседований, коллоквиумов, сдачи зачетно-экзаменационной сессии. Письменная форма контроля проводится на основе тестирования, контрольных работ, рефератов и т.д. По каждому оценочному средству приводятся критерии выставления оценок обучающихся.

Опыт отечественной системы высшего образования продемонстрирован в педагогике высшей школы разработкой различных технологий фонда оценочных средств для определения достижений индикаторов компетенций (технологические карты обучающихся, кейс-технологии, экспертная оценка, компетентностный экзамен, тестирование, коллоквиум, контрольная работа, организация научных дискуссий, дебатов, конкурсов, непрерывных педагогических практик, устных опросов, контроль текущих знаний посредством применения современных технических средств обучения, портфолио, собеседование и т.д.), представляющим собой сочетание устных и письменных заданий и являющиеся одновременно средством расширения академических знаний, становления профессионального мышления. Наиболее актуальными направлениями в изучении компетенций студентов является диагностика их знаний, умений, навыков, разработки мониторинга оценивания компетенций, анализ результативности обучения.

Выводы. Основная миссия современных университетов состоит из единства реализации образования как воплощения идеалов постижения наук различного профиля, являющихся национальным и личностным достоянием социума и каждого конкретного человека, основанного на реализации концептуального подхода, заключающегося в самостоятельном получении и интерпретации студентами научных знаний, навыков применения их на практике, формировании морально-личностной готовности к осуществлению профессиональной деятельности; научных исследований, направленных на дальнейшую разработку и внедрение новаций и инноваций в капитал современного общества. Колоссальное значение для дальнейшего развития профессиональной подготовки студентов оказывают преподаватели вузов, работающие в условиях реализации компетентностного подхода, являющиеся носителями обширных научных знаний, обладающие ценностными личностными качествами для реализации научно-педагогической деятельности в вузах, умеющих воссоединить традиционные приемы обучения и воспитания студентов с современными инновационными приемами, основанными на текущих и актуальных запросах общества и рынка труда и предполагающие активизацию студентов к самостоятельному получению и интерпретации новых научных знаний в различных институциональных условиях, предполагающих значимость персонализированного подхода в организации воспитания и обучения молодых кадров нового поколения.

Литература:

1. Алиева, Л.В. Моделирование - перспективный метод организации воспитательной деятельности вуза по реализации компетентностного подхода / Л.В. Алиева, И.В. Руденко // АНИ: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - №2 (19). - С. 132-135

2. Арутюнян, Г.Н. Практические занятия как средства формирования профессиональных компетенций в педагогическом вузе / Г.Н. Арутюнян, Н.Р. Маркосян // International Academy Journal Web of Scholar. - 2018. -10(28). - Vol. 2. - С. 11-13

3. Арзуманова, P.A. Формирование исследовательской компетенции студентов вуза в свете требований ФГОС нового поколения / P.A. Арзуманова // Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность. - 2014,- №1,- С. 7-13

4. Гарёва, Т.А. Исторический анализ отечественной системы профессиональной подготовки студентов-дефектологов / Т.А. Гарёва // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 79-1. - С. 114-116

5. Гершунский, B.C. Философия образования для XXI века. Учебное пособие для самообразования / B.C. Гершунский. - М.: Педагогическое общество России, 2002. -512 с.

6. Зайналов, Ж.Р. Проблемы повышения качества обучения / Ж.Р. Зайналов // Состояние, проблемы и перспективы развития современного образования: монография. - Петрозаводск: МЦНП «Новая наука». - 2022. - С. 136-143

7. Коробейников, H.A. Освоение профессиональных компетенций будущими педагогами и психологами в ходе совместной подготовки в вузе / И.А. Коробейников, Т.В. Кузьмичева // Высшее образование в России. - 2019. - Т. 28, №3. -С. 97-106

8. Назарова, Н.М. Comparative analysis of the inclusive education paradigm implementation in Russia and abroad / H.M. Назарова II Perspectives of science and education. - 2020. - №2(44). - C. 354-365

9. Огарев, E.H. Непрерывное образование: основные понятия и термины (тезаурус) / Е.И. Огарев. - СПб: ГНУ ИОВ РАО. - 2005. - 148 с.

10. Приходько, О.Г. Актуальные вопросы подготовки кадров для системы специального и инклюзивного образования / О.Г. Приходько, А.С. Павлова // Образование лиц с особыми образовательными потребностями: методология, теория, практика. Матер. Международной научно-практической конференции. -2022. -Минск. - С. 238-242

11. Уваровская, О.В. Проектирование оценочных средств формирования и измерения компетенций выпускников вуза: учебное пособие / О.В. Уваровская. - СыктГУ, 2014. - 115 с.

12. Abatihun Alehegn Sewagegn Empowering Learners Using Active Learning in Higher Education Institutions / Abatihun Alehegn Sewagegn, Boitumelo M. Diale 11 Active Learning - Beyond the Future - 2019.

13. Ajitha Nayar Krishnakumaryamma Technology-Mediated Pedagogies for Skill Acquisition toward Sustainability Education / Ajitha Nayar Krishnakumaryamma, Srikirupa Venkatasubramanian 11 New Pedagogical Challenges in the 21st Century. -Contributions of Research in Education. - 2018.

Педагогика

УДК 371

кандидат физико-математических наук, доцент Гашаров Нисред Гусейнович

Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова (г. Махачкала); кандидат физико-математических наук, доцент Махмудов Хейруллах Махмудович Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова (г. Махачкала); кандидат педагогических науки, профессор Нурмагомедов Дибирасулав Мансурович

Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова (г. Махачкала)

НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье обсуждается проблема развития у младших школьников пространственных представлений при помощи нестандартных задач. Приведены 10 ключевых задач, разработанные нами, с методикой организации работы над ними с учащимися, подтвердившие в ходе развития у них пространственных представлений свою эффективность. Оказалось, что включение в учебный процесс младших школьников такого типа задач и изготовление ими моделей искомых в таких задачах геометрических тел стимулирует развитие их пространственных представлений.

Ключевые слова: геометрические представления, пространственные представления, нестандартная задача, теорема Эйлера о многогранниках, принцип фузионизма, развёртка, модель.

Annotation. The article discusses the problem of developing spatial representations in younger schoolchildren using nonstandard tasks. There are 10 key tasks developed by us, with a methodology for organizing work on them with students, which have confirmed their effectiveness during the development of their spatial representations. It turned out that the inclusion of this type of tasks in the educational process of younger schoolchildren and their production of models of geometric bodies sought in such tasks stimulates the development of their spatial representations.

Key words: geometric representations, spatial representations, non-standard problem, Euler's theorem on polyhedra, the principle of fusionism, sweep, model.

Введение. Как известно, именно наблюдения в процессе эволюции за реальными объектами пространства и происходящими там явлениями, положили начало становлению и развитию геометрии как науки.

В первые пять-шесть лет своей жизни ребёнок проходит огромный путь в своём познавательном развитии. В этот же период дети накапливают большое число представлений о формах и размерах различных предметов.

Эти представления являются базовой основой для формирования у учащихся геометрических представлений на уроках математики в начальной школе [1].

А.В. Белошистая отмечает, что при традиционном обучении математике в начальной школе элементы геометрии представлены в ограниченном объеме [1, С. 109]. «Богатый запас пространственных представлений, полученных естественным образом в дошкольном возрасте, утрачивался, и возродить его или сформировать новый удавалось не каждому» - отмечает С.Е. Царёва [6, С. 482].

Все эти тенденции приводили к невысокому уровню развития пространственного мышления и пространственного воображения учащихся, что на более старших ступенях обучения приводит к трудностям в усвоении знаний по геометрии [1].

Изложение основного материала статьи. Хорошо известно, что начальная школа является сенситивным периодом для развития у учащихся пространственного мышления, именно поэтому так важно внедрение в процесс обучения геометрические задачи с использованием пространственными фигур (и тел), способствующих развитию у них пространственных представлений [7].

Особую роль при изучении математики в работе «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли» [5] отводится развитию и формированию общего приема решения задачи как познавательного УУД - основного вида учебной деятельности по математике, позволяющего школьникам усваивать теоретические вопросы, развивать творческие способности и самостоятельность мышления.

Известно, что начальной школе наиболее традиционными плоскими фигурами являются отрезок, треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, окружность и круг.

Аналогами этих фигур в пространстве, естественно, являются пирамида, куб, прямоугольный параллелепипед, призма, многогранник, конус, цилиндр, сфера и шар.

Именно решение задач с такими фигурами (телами) должно служить эффективным средством по развитию у младших школьников пространственных представлений.

В данной работе мы предлагаем 10 ключевых задач с методикой их решения, которые способствуют формированию у младших школьников пространственных представлений.

Задача 1. Сколько равных между собой правильных треугольников можно составить из 6 одинаковых отрезков?

Предлагая детям эту задачу, приходится довольствоваться составлением ими двух треугольников с одним лишним отрезком. Когда учитель говорит, что всё-таки можно составить 4 треугольника, то дети, как правило, не верят и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.