УДК 330.332
JEL Q17
DOI 10.26425/1816-4277-2022-12-125-135
Современные аспекты внешнеторговой политики
Российской Федерации и ее экспортный потенциал на зерновом рынке
Наговицына Элеонора Владимировна
Канд. экон. наук, доц. каф. экономики1 ORCID: 0000-0002-6510-8923, e-mail: [email protected]
Тусин Дмитрий Сергеевич
Аспирант1, экономист2 ORCID: 0000-0002-1455-0391, e-mail: [email protected]
1Вятский государственный университет, г. Киров, Россия 2АО «Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ», г. Киров, Россия
Ключевые слова
Продовольственные товары, сельскохозяйственная продукция, экспорт, внешние рынки, инвестиционная активность, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс
Аннотация
В статье оценивается уровень значимости Российской Федерации на мировых рынках сельскохозяйственной продукции, описываются соответствующие риски, связанные с конфликтом на Украине, и предлагаются пути решения проблем поставки российской продукции на международные рынки в целях избежания голода и социальных проблем в мире. В ходе исследования был проведен обзор отечественной и зарубежной специализированной литературы, что позволило систематизировать уже предложенные варианты решения поставленной задачи и разработать новые. Методологическую основу исследования составили логический и экономико-статистический методы, синтез, а также методы системного и SWOT-анализа. Путем теоретического анализа авторы определили особенности развития российского и мирового рынков. Экономико-статистические методы позволили охарактеризовать тенденции и факторы, обусловливающие развитие рынка зерновых культур. Рассмотрены фундаментальные проблемы продовольственной безопасности, а также риски, связанные с зависимостью некоторых государств от импорта кормов и удобрений из Украины и Российской Федерации. Сделан вывод о том, что неоднозначная геополитическая ситуация может препятствовать снабжению многих стран продовольствием. Доказана важность перестроения логистической системы поставок зерна на текущем этапе, и предложены меры, направленные на противодействие критическим вызовам и угрозам экспорта сельскохозяйственной продукции из Российской Федерации.
Для цитирования: Наговицына Е.В., Тусин Д.С. Современные аспекты внешнеторговой политики Российской Федерации и ее экспортный потенциал на зерновом рынке // Вестник университета. 2022. № 12. С. 125—135.
© Наговицына Е.В., Тусин Д.С., 2022.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
BecmnuK ynmepcumema № 12, 2022
Modern aspects of foreign trade policy of the Russian Federation and its export potential in the grain market
Eleonora V. Nagovitsyna
Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at the Economics Department1 ORCID: 0000-0002-6510-8923, e-mail: [email protected]
Dmitriy S. Tusin
Postgraduate Student1, Economist2 ORCID: 0000-0002-1455-0391, e-mail: [email protected]
1Vyatka State University, Kirov, Russia JSC "Electric Machine Building Plant "LEPSE"
Abstract
The article assesses the importance of the Russian Federation for global agricultural markets, describes relevant risks associated with the conflict in Ukraine and proposes ways to address the challenges of exporting Russian products to international markets in order to prevent famine and social problems in the world. The study includes an overview of Russian and foreign specialised literature, which allowed to systematize the ways to achieve the goal set that had already been proposed and develop new ones. Logical, economic and statistical methods as well as the methods of synthesis, system and SWOT analysis served as a basis for the study. Using the methods of theoretical analysis, the authors identified specific features of the Russian and global markets' advancement. Economic and statistical methods provided an opportunity to describe trends and factors that determine the direction of the grain market's development. Fundamental food security problems as well risks associated with the dependency of various states on the imports of feed and fertilizers from Ukraine and the Russian Federation were examined. A conclusion according to which the ambiguous geopolitical situation can hinder food exporting to many countries was made. The importance of restructuring the logistics system of grain supplies at the current stage was proved, and measures aimed at countering critical challenges of and threats to exporting agricultural products from the Russian Federation were proposed.
Keywords
Food products, agricultural products, exports, foreign markets, investment activities, agriculture, agro-industrial complex
For citation: Nagovitsyna E.V, Tusin D.S. (2022) Modern aspects of foreign trade policy of the Russian Federation and its export potential in the grain market. Vestnik universiteta, no. 12, pp. 125—135.
© Nagovitsyna E.V., Tusin D.S., 2022.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
ВВЕДЕНИЕ
Российская Федерация (далее — РФ) и Украина являются одними из крупнейших мировых производителей сельскохозяйственной продукции. Вследствие конфликта, разгоревшегося на Украине, в мире возникли серьезные логистические проблемы, которые в будущем могут стать причиной неустойчивого развития агропромышленного комплекса и привести к дополнительным угрозам нехватки продовольствия. Как представляется, подобная ситуация существенно отразится на росте цен на международном рынке сельскохозяйственной продукции и вызовет дополнительный спрос.
Целью исследования является разработка теоретических положений, методологических подходов и практических рекомендаций по нейтрализации угроз развитию агропромышленного комплекса, способных вызвать гуманитарный кризис и привести к отсутствию продовольствия в мире. Для достижения обозначенной цели в статье проведен анализ цепочек зерновых поставок из РФ на мировой рынок и предложены возможности их расширения. Научная новизна исследования связана с определением масштабов и возможностей экспортного потенциала отечественной зерновой отрасли, а также с выявлением факторов, препятствующих развитию российских внешнеэкономических связей на рынке зерна.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе исследования были изучены материалы научно-исследовательских институтов, труды выдающихся отечественных и зарубежных специалистов, а также нормативно-правовые акты, устанавливающие стратегические ориентиры развития страны и рассматриваемой отрасли. Так, следует выделить работы Н.Н. Некрасова [1], А.Ф. Линецкого [2], М.В. Сероштан [3], Ж.Я. Колычевой [4] и Э.Н. Крылатых [5]. На основе перечисленных исследований можно сделать вывод, что зерно является стратегически важным продуктом, выполняющим особую роль на мировом рынке. С учетом того, что только энергетические ресурсы по-настоящему способствую развитию долгосрочного международного сотрудничества [6], данный аспект должен учитываться государством. В исследованиях Д.А. Воронецкого значимое место отводится концепции потенциала, выражающегося как в потенциале зернового рынка, так и в способности государства создавать логистические цепочки для продвижения зерна на мировой рынок [7]. И все же следует подчеркнуть, что, несмотря на наличие публикаций на релевантные темы, необходимости создания современной логистической инфраструктуры не уделялось достаточного внимания. Кроме того, обозначенные проблемы не рассматривались в контексте текущей политической ситуации, которая в числе прочих факторов, перечисленных ранее, определяет особую важность изучения возможности РФ увеличить экспортный потенциал зерна.
Для достижения цели исследования использовались общенаучные и специальные методы научного познания: логический, экономико-математический, экономико-статистический методы, а также методы системного анализа, синтеза и экспертной оценки.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Зерно представляет собой сырье для производства круп, макаронных и хлебобулочных изделий. Хлеб, в свою очередь, является основным продуктом питания большей части населения, и его потребление удовлетворяет до 40 % ежедневной потребности человека в энергии. Производимое фуражное зерно — это основа питания животных и птиц [8]. Вклад РФ и Украины в мировой рынок зерна связан главным образом с производством ячменя, пшеницы и кукурузы. С 2016—2017 гг. по 2020—2021 гг. общая доля этих стран в мировом производстве перечисленных культур составляла в среднем 18 %. Вклад РФ и Украины был особенно важен для масличного комплекса, а именно производства семян подсолнечника, и соответствовал объему, превышавшему половину всего мирового производства (рис. 1).
И РФ, и Украина являются экспортерами сельскохозяйственной продукции и играют ведущую роль в снабжении мировых рынков продовольствием [10]. Именно из этих стран импортируют большую часть пшеницы многие государства Северной Африки, Западной и Центральной Азии. Основные импортеры данного типа зерна указаны на рисунке 2.
Подсолнечник Ячмень Пшеница Кукуруза Рапс
Соя
0 25 50 75 100
Доля в мировом производстве семян, %
Щ Российская Федерация Украина Ц Другие страны
Источник: [9]
Рис. 1. Доля стран в мировом производстве отдельных культур в период 2017—2021 гг.
Пакистан Египет Ливан Мадагаскар Турция Беларусь Сомали Грузия Азербайджан Монголия Армения Эритрея
25 %
49%
45 %
29 %
13 %
62 %
51 %
25%
68 %
18 %
88 %
42 %
51 %
94 %
97%
99 %
99 %
53 %
47 %
20
-1-1-
40 60
Доля импорта пшеницы, %
80
100
Российская Федерация
^ Украина
Источник: [9]
Рис. 2. Основные импортеры российской и украинской пшеницы в мире в 2021 г.
По итогам 2021 г. в России был собран 121 млн т зерна, из которых 81 млн т пришелся на обеспечение внутренних (национальных) потребностей. Согласно прогнозам, в 2022 г. урожай зерновых может составить 150 млн т, что выше показателя предыдущего года на 19,3 %. Однако вследствие экономической неопределенности и значительного снижения объемов экспорта из Украины потребность в зерне, скорее всего, будет расти как на внутреннем рынке РФ, так и на мировом.
Как представляется, крайне высокая вероятность сбоев в сборе зерновых и масличных культур на Украине в сочетании с угрозой торговых ограничений экспорта зерна и основных продуктов питания из РФ поставит под угрозу продовольственную безопасность многих стран мира, особенно тех из них, которые являются экономически уязвимыми. Также стоит отметить факт существования глобальной зависимости от российских удобрений: примерно 25 стран импортируют от 20 % удобрений из РФ.
0
Ситуация на Украине, повлекшая за собой закрытие доступа к портам Черного моря, и ограниченность средств альтернативной транспортировки (железнодорожного, речного и автомобильного транспорта), которые необходимы для компенсации нехватки морских перевозок, значительно снизили возможности экспорта украинского зерна. Ожидаемое сокращение данных поставок на 50 % в сочетании с вероятными перебоями в производстве в странах альтернативного происхождения товара, таких как Австралия и Аргентина, может перевесить ожидаемое увеличение поставок из РФ. Это, в свою очередь, приведет к существенному давлению на логистические транспортные потоки, которые включают в себя внутреннюю инфраструктуру, обеспечивающую экспорт продовольствия в морские порты вдоль Черного моря. В таблице 1 представлены результаты SWOT-анализа транспортной инфраструктуры зерновых культур РФ.
Таблица 1
SWOT-анализ транспортной инфраструктуры зерновых культур РФ
Сильные стороны Слабые стороны
— стабильная равномерность экспортных поставок в течение года; — крайне низкая зависимость от погодных условий и колебаний температуры; — наличие полной инфраструктурной цепочки; — высокая протяженность железных дорог; — высокая протяженность автомобильных дорог; — наличие значительных земельных ресурсов под расширение имеющейся инфраструктуры; — наличие 67 портовых терминалов, рассредоточенных по побережьям 12 морей и 3 океанов; — участие российских компаний в развитии сегментов инфраструктуры — недостаточная пропускная способность основных пунктов пропуска зерновых культур, особенно во времена пиковой нагрузки; — низкая эффективность взаимодействия основных систем инфраструктуры; — отсутствие конкуренции на рынке железнодорожных перевозок; — отсутствие отработанного механизма участия частных компаний в построении железнодорожной инфраструктуры; — несоответствие состояния автомобильных дорог возросшим нагрузкам и интенсивности перевозок; — бюрократичность процедур оформления грузов при международных перевозках; — невысокая суммарная эффективность использования портовых терминалов; — техническое и технологическое отставание железных дорог от магистралей европейских стран; — устаревший подвижной состав морских сухогрузов и буксиров
Возможности Угрозы
— существенный рост спроса на зерно, продукты его переработки и маслосемена в связи со снижением поставок из Украины; — значительное количество незадействованной железнодорожной инфраструктуры; — рост внутреннего производства; — развитие агрохолдингов и производственных компаний для восстановления парка сельскохозяйственной техники; — развитие интермодальных перевозок; — развитие системы линейных элеваторов и портовых терминалов за счет государственных и частных инвестиций; — либерализация системы тарифообразования перевозки грузов — большая доля участия иностранных компаний в продовольственных цепочках поставок; — высокие темпы устаревания технических средств и объектов инфраструктуры; — отсутствие эффективного государственного механизма содействия совершенствованию элементов инфраструктуры; — технические аварии из-за неудовлетворительного состояния инфраструктуры; — неэффективное развитие речного и морского судоходства; — сложная политическая ситуация в мире
Составлено авторами по материалам исследования
Стоит отметить, что в настоящее время поставки российского зерна на зарубежные рынки осуществляются трейдерами и крупными агропредприятиями. Их деятельность не всегда оказывает положительное влияние на изменение цен на внутреннем рынке и может привести к удорожанию зерна для импортеров,
работающих с поставщиками напрямую. По разным оценкам, доля иностранных компаний на российском зерновом рынке колеблется в диапазоне от 25 до 40 %. С определенного момента в связи с угрозой санкций некоторые крупные трейдеры начали сокращать свое присутствие: если в 2015 г. они занимали 49 % рынка, то в 2020 г. — примерно 31 % [11]. Деятельность трейдеров включает в себя не только перевалку зерна, но и инвестирование в терминалы морских портов Азов, Ростов и Волго-Донский канал, которые используются для автомобильной перевалки, а также в порты Кавказ и Керчь — глубоководные порты Черноморского побережья. То, что существующие крупные международные игроки могут действовать, руководствуясь не только экономическими, но и политическими мотивами и желая воспрепятствовать развитию экспортной составляющей российской политики на аграрном рынке, является еще одним аргументом в пользу тезиса о существовании реальной угрозы для цепочек поставок. Кроме того, транснациональные компании могут начать продажу семян и готовой продукции с генно-модифицированными организмами (далее — ГМО) и подвергнуть критике позицию РФ, выступающей против использования ГМО.
Стоит отметить, что на основании действующего Указа Президента РФ «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [12] продукция ГМО разрешена в нашей стране только для проведения экспертиз и научно-исследовательских работ. В документе развиваются все положения Стратегии национальной безопасности РФ и дополнительно учитываются положения Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 г. В связи с этим правительству следует уделить особое внимание российским компаниям, занимающимся экспортом продовольствия. Экспорт создает возможности для роста многих промышленных предприятий [13] и позволяет фирмам расширить потенциальные рынки, изучить эффект масштаба, повысить загрузку производственных мощностей, обеспечить эффективное распределение ресурсов, повысить производительность, увеличить оборот и избежать чрезмерной зависимости от внутренних продаж [14].
Среди российских компаний, ведущих свою деятельность на зерновом рынке, можно выделить следующие [15]:
— торговый дом «Риф» («Промэкспедицию»), построивший крупнейший терминал по перевалке на малой воде в порту Азов;
— «Астон»;
— «Юг Руси»;
— Объединенную зерновую компанию (ОЗК), созданную при Министерстве сельского хозяйства РФ, инвестировавшую в несколько элеваторов на юге страны и купившую Новороссийский зернопе-рерабатывающий завод;
— компанию «Русские масла», совместно с Glencore владеющую новым зерновым терминалом в Тамани;
— «Содружество», построившее терминал в Калининградской области;
— компанию «Агро-Техник», поставляющую продукцию в Азербайджан;
— компании «Южный центр» и «Профессионал», специализирующиеся на экспорте зерна через небольшие порты Азовского моря.
В центре действенного управления цепочками поставок стоит оптимальное стратегическое планирование, однако его воздействие окажется максимальным только в том случае, если цепочки будут эффективны [16].
Итак, в связи с важностью развития транспортных потоков особую актуальность приобретают разработка, адаптация и реализация стратегии привлечения инвестиций внутри страны на развитие транспортной инфраструктуры. Рекомендуется уделить пристальное внимание расширению железнодорожных магистралей на восточном направлении и увеличить пропуск вагонов-хопперов и контейнерных поездов на всей протяженности южной российской границы. Каждому субъекту РФ следует сделать упор на развитии транспортной инфраструктуры и цепочек поставок внутри региона и перестроить свою логистику в восточном направлении. Данная мера позволит снизить нагрузку на порты западных регионов и Черного моря, перераспределив ее на сухопутные маршруты в направлении Казахстана, Монголии и Китая.
К настоящему моменту запущен сухопутный коридор «Север — Юг» с использованием транспортной инфраструктуры РФ, Казахстана, Туркмении, Ирана и Индии. Этот маршрут позволяет российским экспортерам развивать рынки сбыта в Индии, Китае, странах Персидского залива и Африке. Его длина составляет примерно 7 200 км, что существенно ниже длины традиционного пути через Суэцкий канал — около 15 000 км (рис. 3). На всей протяженности коридора, в том числе в Казахстане, Туркмении
и Иране, необходимо создать торговые представительства, задачей которых стало бы решение проблем дальнейшего движения грузов к конечным пунктам назначения. Такие представительства должны полностью контролировать вопросы движения и консультирования, поиск наиболее выгодных субъектов для сотрудничества, аналитику, а также все юридические вопросы, связанные с доставкой, что позволит минимизировать логистические риски.
Ожидается, что коридор «Север — Юг» вдвое уменьшит время доставки грузов в Африку и Индию, а также снизит транспортные расходы на 30 %. Торговые представительства, вероятнее всего, дадут толчок к расширению экспорта Казахстана, Туркмении и Ирана в РФ, позволив укрепить взаимовыгодное сотрудничество стран. Это существенно повысит мировую экономическую безопасность, поспособствует переходу на новый уровень развития и позволит России, несмотря на жесткое санкционное давление, экспортировать свою продукцию в те страны, которые сталкиваются с серьезной нехваткой продовольствия.
Ежегодный рост мирового населения вызывает увеличение уровня потребления продовольствия, что закладывает основу для расширения экспортных возможностей. Как представляется, РФ должна использовать эти возможности для укрепления своих позиций на мировом рынке зерна и расширения экспорта не только зерновых, но и их производных, которые характеризуются высокой добавленной стоимостью [17]. Данный проект направлен на развитие логистики экспортных потоков и определяет необходимость удвоения пропускной способности пунктов пропуска через государственную границу. Реализация этой задачи требует реконструкции существующих пунктов, строительства новых (к 2024 г. необходимо подготовить 36 ключевых пунктов) и разработки пакета документов, упрощающих перемещение товаров на экспорт. Перечисленные меры, несомненно, приведут к снижению затрат на логистику и увеличению скорости перемещения товаров.
Рис. 3. Транспортные коридоры между РФ и Индией
Одной из проблем, с которыми сталкиваются международные перевозчики, является быстрое перемещение грузов на пограничных пунктах пропуска. В связи с этим на основании Указа Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 [19] Российский экспортный центр (РЭЦ) разработал федеральный проект «Логистика международной торговли», вошедший в состав национального проекта «Международная кооперация и экспорт» и предполагающий введение единого мультимодального транспортного документа в 2022 г. Документ будет действителен для перевозки грузов морским, речным транспортом и всеми видами наземного, включая автомобильный и железнодорожный.
Итак, проведенный анализ позволил выявить несколько особенностей функционирования российского зернового комплекса. Среди его преимуществ стоит выделить высокий ресурсный потенциал и наличие налаженных деловых контактов. Несмотря на очевидную потерю позиций РФ на международном рынке, на долю страны приходится около половины объема мирового экспорта зерна, в первую очередь пшеницы. Ввиду высокого качества продукция является конкурентоспособной, а наличие разнообразных логистических маршрутов упрощает процесс ее транспортировки практически по всему миру. Признание стратегической важности зерна для РФ и ее торговых партнеров нашло отражение в масштабной стратегии модернизации системы зерновой логистики.
Среди негативных тенденций необходимо выделить неразвитость рынка семян, слабость нормативно-правовой базы в области селекции и семеноводства, отсутствие необходимой связи бизнеса с наукой в области коммерциализации сортов сельскохозяйственных культур, недостаточную пропускную способность основных пунктов пропуска зерновых культур, а также низкую эффективность взаимодействия основных систем инфраструктуры [20]. Ограниченные технические возможности инфраструктуры зернового рынка препятствуют реализации масштабных проектов по увеличению объемов внешней торговли и требуют серьезных инвестиций [21]. Такие инвестиции можно условно разделить на две группы. В первую группу входят инвестиции в само сельское хозяйство (земледелие, животноводство), а также в развитие агропромышленного комплекса, который включает в себя отрасли, производящие средства производства и перерабатывающие сельскохозяйственное сырье. Ко второй группе относятся инвестиции в развитие логистических цепочек и схем поставок продукции. На рисунке 4 изображен пример логистической схемы поставки продукции на экспорт.
I
н
Доставка до порта
Перевалка
Железнодорс
[ фрахт
Поставщики
I_
1П
Порт погрузки
Морской фрахт
"V
Перевалка груза
та©
Автоперевозка
^ га ы
Склад клиента ,
сш
*
Консолидация грузов
Источник: [22]
Страхование груза
Таможенная очистка
Сюрвейерские услуги
Рис. 4. Логистическая схема поставки продукции на экспорт
Отслеживание груза
Можно предположить, что в будущем перечисленные виды инвестиций позволят нарастить объемы сельскохозяйственной продукции РФ и тем самым обеспечить продовольственную безопасность внутри страны, а также предложить большое количество продовольствия международному рынку. Как представляется, в сложившейся мировой экономической ситуации данные меры решат проблему голода и окажут противодействие рискам продовольственной безопасности. Стоит отметить, что осуществление инвестиций будет иметь результат только в том случае, если управление цепочками поставок объединит всех участников, привлекаемых, во-первых, для преобразования сырьевых материалов в продукты, а во-вторых, для доставки продуктов потребителям в определенное время и место наиболее эффективным способом [23].
ВЫВОДЫ
Результаты исследования свидетельствуют о том, что современные экономические отношения невозможны без активного международного сотрудничества в области взаимного обмена товарами, работами и услугами для поддержания необходимого уровня жизнеобеспечения. Агропромышленный комплекс как область политических решений представляет особую важность для большинства стран, не имеющих достаточного количества сельскохозяйственных угодий. В связи с этим логистическая система поставок зерна становится центральным звеном продовольственной безопасности государства и привлекает внимание как стран-экспортеров, так и тех, кто активно закупает зерно для собственных нужд.
РФ традиционно поддерживает высокий уровень валового сбора и экспорта данного вида продукции, разумно распределяя полученное зерно в зависимости от собственных нужд и в рамках заключенных межгосударственных соглашений. Однако низкая степень развития инфраструктуры цепочек поставок зерна, а также искусственное замедление развития внешней торговли, связанное с квотами и бюрократичностью процедур оформления грузов при международных перевозках, ставят под сомнение возможность реализации долгосрочной стратегии развития российского зернового комплекса. Эти обстоятельства могут привести к серьезной нехватке продовольствия в наиболее зависимых и уязвимых странах.
Меры, предлагаемые к реализации авторами данной статьи, позволят повысить эффективность агробизнеса, увеличить темпы производства и обеспечить подходящую платформу для высокотехнологичных продуктов. Таким образом риск потери текущих клиентов уменьшится, будут привлечены потенциальные клиенты, и увеличится экспорт высокотехнологичных товаров. В долгосрочной перспективе рекомендуемые шаги дадут возможность улучшить инвестиционный климат и усовершенствовать экономическую и нормативно-правовую базу.
Библиографический список
1. Некрасов Н.Н. Региональная экономика. Теоретические проблемы региональной экономики: материалы научной конференции. М: СОПС; 1973.
2. Линецкий А.Ф., Тарасов А.Г., Ковалев В.Е. Роль регионов во внешнеторговой деятельности России в условиях новых геополитических вызовов. Экономика региона. 2017;13(3):827—838. https://doi.org/10.17059/2017-3-15
3. Сероштан М.В., Филатов А.Ю. Управление и оценка рисков предприятий сельскохозяйственной отрасли в контексте экономической безопасности. Белгородский экономический вестник. 2020;3:21-26.
4. Колычева Ж.Я. Перспективные формы взаимодействия властных и предпринимательских структур. Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2014;48:111-117.
5. Крылатых Э.Н., Мазлоев В.З., Кцоев А.Б., Межонова Н.В., Рау В.В., Строков А.С. Национальная экономика: обеспечение продовольственной безопасности в условиях интеграции и глобализации. М: ИНФРА-М; 2016. 238 с.
6. Кулапин А.И. Энергетический переход: Россия в глобальной повестке. Энергетическая политика. 2021;161:10-15. https://doi.org/10.46920/2409-5516_2021_7161_10
7. Воронецкий Д.А. Логистические тренды 2020-2021 года: жизнь во время и после пандемии. The scientific heritage. 2021;4(75):23-29. https://doi.org/10.24412/9215-0365-2021-75-4-23-29
8. Наговицына Э.В., Тусин Д.С. Обеспечение экономической безопасности России на основе привлечения инвестиций в развитие агропромышленного комплекса. ВестникНГИЭИ. 2022;131:90-102. https://doi.org/10.24412/2227-9407-2022-4-90-102
9. Food and Agricultural Organization of the United Nations. The importance of Ukraine and the Russian Federation for global agricultural markets and the risks associated with the current conflict. https://www.fao.org/3/cb9236en/cb9236en.pdf (дата обращения: 05.10.2022)
10. Bratukhina E.A., Nagovitsyna E.V, Tusin D.S. Company risk management in export activities. Lecture Notes in Networks and Systems. 2022;368:772-783.
11. Наговицына Э.В., Тусин Д.С. Методологические подходы оценки развития экспортной деятельности. Вестник НГИ-ЭИ. 2021;125:78-92. https://doi.org/10.24412/2227-9407-2021-10-78-92
12. Президент Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 21.01.2020 № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». http://www.kremlin.ru/acts/bank/45106 (дата обращения: 05.10.2022).
13. Бойко И.А., Захаренко А.В. Управление цепями поставок: планирование и исполнение. В кн.: Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: сб. трудов науч.-практ. и учеб. конф. Санкт-Петербург, 4—6 июня 2019 г. СПб.: ФГАОУВ «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»; 2019. Ч. 3. С. 130-133.
14. Китриш Е.Ю. Управление цепями поставок: теоретические аспекты. East European Scientific Journal. 2021;65:8-15.
15. Русагротранс. Топ-20российских экспортеров зерна. https://www.rusagrotrans.ru/press/stati-i-interyu/top-20-rossiyskikh-eksporterov-zerna/ (дата обращения: 05.10.2022).
16. Berezhnaya O.V, Martseva T.G., Berezhnoy VI., Glaz VN., Berezhnaya E.V,. Modern aspects of Russia's foreign trade policy and its export potential in the grain market. Laplage em Revista. 2021;7:434-451.
17. Shchutskaya A.V, Ivanova E.E. Exports of Russian Cereals: analysis of the current state and development prospects. В кн.: Mantulenko V (ed.). SHS Web of Conferences: Proceedings of the 17th International Scientific Conference 'Problems of Enterprise Development: Theory and Practice" 2018, Samara, November 26-27, 2018. 2019;62:1-5. https://doi.org/10.1051/shsconf/20196208006
18. Независимое издание newcaucasus.com. Транспортный коридор «Север — Юг»: перспективы и ожидания. https://www. newcaucasus.com/economy/19657-transportnyj-koridor-sever-yug-perspektivy-i-ozhidaniya.html (дата обращения: 05.10.2022).
19. Президент Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 05.10.2022).
20. Аль-Хамати М.А. Внешнеэкономические связи России и Египта в аграрной сфере: проблемы и перспективы развития. Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2022;30(1):124-132. https://doi.org/10.22363/2313-2329-2022-30-1-124-132
21. Petukhova M.S. Innovative development of the Russian grain sector. Russian Journal of Economics. 2022;8(1):49-59. https:// doi.org/10.32609/j.ruje.8.78314
22. Sphere of Logistics Solutions. Экспедирование грузов в порту. https://companysols.ru/uslugi/jekspedirovanie-gruzov-v-portu/ (дата обращения: 05.10.2022).
23. Slepneva L.R., Tsyrenov N.E., Onhonov A.D. Developing the grain sector of Russia's agriculture: current challenges and development factors. 1OP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019;274:1-5. https://doi.org/10.1088/1755-1315/274/1/012145
References
1. Nekrasov N.N. Regional economy. Theoretical Problems of Regional Economy: Proceedings of the Scientific Conference. Moscow. Moscow: SOPS; 1973. (In Russian).
2. Linetsky A.F., Tarasov A.G., Kovalev VE. Role of regions in in the foreign trade activity of Russia in the context of new geopolitical challenges. Economy of regions. 2017;13(3):827-838. https://doi.org/10.17059/2017-3-15
3. Seroshtan M.V, Filatov A.Yu. Management and risk assessment of agricultural enterprises in the context of economic security. Belgorod economic bulletin. 2020;3:21-26.
4. Kolycheva Zh.Ya. Perspective forms of interaction of power and enterprise structures. Vestnik of Rostov State University of Economics (R1NH). 2014;48:111-117.
5. Krylatykh E.N., Mazloeva VZ., Ktsoev A.B., Mezhonova N.V, Rau VV, Strokov A.S. National economy: ensuring food security in the context of integration and globalisation. Moscow: INFRA-M; 2016.
6. Kulapin A.I. Energy transition: Russia on the global agenda. Energy policy. 2021;161:10-15. https://doi.org/10.46920/2409-5516_2021_7161_10
7. Voronetskiy D.A. Logistics trends of 2020-2021: life during and after the pandemic. The scientific heritage. 2021;4(75):23-29. https://doi.org/10.24412/9215-0365-2021-75-4-23-29
8. Nagovitsyna E.V., Tusin D.S. Ensuring the economic security of Russia by attracting investments in the development of the agro-industrial complex. Bulletin NG1E1. 2022;131:90-102. https://doi.org/10.24412/2227-9407-2022-4-90-102
9. Food and Agricultural Organization of the United Nations. The importance of Ukraine and the Russian Federation for global agricultural markets and the risks associated with the current conflict. https://www.fao.org/3/cb9236en/cb9236en.pdf (accessed 05.10.2022)
10. Bratukhina E.A., Nagovitsyna E.V, Tusin D.S. Company risk management in export activities. Lecture Notes in Networks and Systems. 2022;368:772-783.
11. Nagovitsyna E.V, Tusin D.S. Methodological approaches to assessing the development of export activities. Bulletin NG1E1. 2021;125:78-92. https://doi.org/10.24412/2227-9407-2021-10-78-92
12. President of the Russian Federation. Decree of the President of the Russian Federation No. 20 dated 21 January 2020 "On the approval of the Food Security Doctrine of the Russian Federation". http://www.kremlin.ru/acts/bank/45106 (accessed 05.10.2022).
13. Boyko I.A., Zakharenko A.V Supply chain management: planning and execution. In: Fundamental and Applied Research in the Field of Management, Economics and Trade: Proceedings of the Scientific, Practical and Educational Conference, St. Petersburg, June 4—6, 2019. St. Petersburg: Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University; 2019. V 3. P. 130-133.
14. Kitrish K.Y Supply chain management: theoretical aspects. East European Scientific Journal. 2021;65:8-15.
15. Rusagrotrans. Top 20 Russian grain exporters. https://www.rusagrotrans.ru/press/stati-i-interyu/top-20-rossiyskikh-eksport-erov-zerna/ (accessed 05.10.2022).
16. Berezhnaya O.V, Martseva T.G., Berezhnoy VI., Glaz V.N., Berezhnaya E.V Modern aspects of Russia's foreign trade policy and its export potential in the grain market. Laplage em Revista. 2021;7:434-451.
17. Shchutskaya A.V, Ivanova E.E. Exports of Russian Cereals: analysis of the current state and development prospects. In: Mantulenko V (ed.). SHS Web of Conferences: Proceedings of the 17th 1nternationalScientific Conference 'Problems of Enterprise Development: Theory and Practice" 2018, Samara, November 26-27, 2018. 2019;62:1-5. https://doi.org/10.1051/shsconf/20196208006
18. Independent medium newcaucasus.com. North-South transport corridor: prospects and expectations. https://www.new-caucasus.com/economy/19657-transportnyj-koridor-sever-yug-perspektivy-i-ozhidaniya.html (accessed 05.10.2022).
19. President of the Russian Federation. Decree of the President of the Russian Federation No. 204 dated 7May 2018 "On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024". http://www.kremlin.ru/acts/ bank/43027 (accessed 05.10.2022).
20. Al-Hamati M.A. Foreign economic relations between Russia and Egypt in the agricultural sphere: Problems and prospects of development. RUDN Journal of Economics. 2022;30(1):124-132. https://doi.org/10.22363/2313-2329-2022-30-1-124-132
21. Petukhova M.S. Innovative development of the Russian grain sector. Russian Journal of Economics. 2022;8(1):49—59. https:// doi.org/10.32609/j.ruje.8.78314
22. Sphere of Logistics Solutions. Freight forwarding in ports. https://companysols.ru/uslugi/jekspedirovanie-gruzov-v-portu/ (accessed 05.10.2022).
23. Slepneva L.R., Tsyrenov N.E., Onhonov A.D. Developing the grain sector of Russia's agriculture: current challenges and development factors. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019;274:1-5. https://doi.org/10.1088/1755-1315/274/1/012145