Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
339
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ / ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА / КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНЧЕСТВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каверина Надежда Александровна

В статье обозначены современные аспекты трансформации культуры чтения студентов. Они представлены на основе выводов социологического исследования «Трансформация культуры чтения студентов», проведенного в 2021 г. в Москве. В настоящее время данная культура переживает очередное видоизменение, вызванное процессом цифровизации общественной жизни. Подмена чтения художественного текста информационным чтением приводит к узкому практицизму в отношении рассматриваемого процесса и дискредитирует его социализирующую функцию. Ценность книги как средства решения жизненных проблем среди молодежи подвергается сомнению. В работе отмечена тенденция минимизации интеллектуальных усилий при чтении у молодого поколения. Количество студентов - носителей традиционной культуры чтения - резко сокращается. В условиях цифровизации чтение стало выполнять две главные социальные функции - информационную и релаксационную.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ASPECTS OF THE TRANSFORMATION OF THE READING CULTURE OF STUDENTS

The article outlines the modern aspects of transformation of the students' reading culture. They are presented on the basis of conclusions of the sociological study “Transformation of students' reading culture”, conducted in 2021 in Moscow. Currently, this culture is undergoing another modification caused by the process of digitalization of public life. Replacing the reading of a literary text with informational reading leads to a narrow practicality in relation to the process under consideration and discredits its socializing function. The value of the book as a means of solving life problems among young people is being questioned. The paper notes the tendency to minimize intellectual efforts when reading among the younger generation. The number of students-carriers of the traditional culture of reading is sharply decreasing. In the conditions of digitalization, reading began to perform two main social functions - informational and relaxation.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ»

Теория и практика общественного развития. 2021. № 8. С. 27-31. Theory and Practice of Social Development. 2021. No. 8. P. 27-31.

Научная статья УДК 316.752-057.875 https://doi.org/10.24158/tipor.2021.8.3

Современные аспекты трансформации культуры чтения студентов Надежда Александровна Каверина

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, kaverna@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-2404-9410

Аннотация. В статье обозначены современные аспекты трансформации культуры чтения студентов. Они представлены на основе выводов социологического исследования «Трансформация культуры чтения студентов», проведенного в 2021 г. в Москве. В настоящее время данная культура переживает очередное видоизменение, вызванное процессом цифровизации общественной жизни. Подмена чтения художественного текста информационным чтением приводит к узкому практицизму в отношении рассматриваемого процесса и дискредитирует его социализирующую функцию. Ценность книги как средства решения жизненных проблем среди молодежи подвергается сомнению. В работе отмечена тенденция минимизации интеллектуальных усилий при чтении у молодого поколения. Количество студентов - носителей традиционной культуры чтения - резко сокращается. В условиях цифровизации чтение стало выполнять две главные социальные функции - информационную и релаксационную.

Ключевые слова: культура чтения, цифровая культура, книжная культура, студенчество, социализация, клиповое мышление, традиционные ценности

Для цитирования: Каверина Н.А. Современные аспекты трансформации культуры чтения студентов // Теория и практика общественного развития. 2021. №. 8. С. 27-31. https://doi.org/10.24158/tipor.2021.8.3.

Original article

Modern aspects of the transformation of the reading culture of students Nadezhda A. Kaverina

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, kaverna@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-2404-9410

Abstract. The article outlines the modern aspects of transformation of the students' reading culture. They are presented on the basis of conclusions of the sociological study "Transformation of students' reading culture", conducted in 2021 in Moscow. Currently, this culture is undergoing another modification caused by the process of digitalization of public life. Replacing the reading of a literary text with informational reading leads to a narrow practicality in relation to the process under consideration and discredits its socializing function. The value of the book as a means of solving life problems among young people is being questioned. The paper notes the tendency to minimize intellectual efforts when reading among the younger generation. The number of students-carriers of the traditional culture of reading is sharply decreasing. In the conditions of digitalization, reading began to perform two main social functions - informational and relaxation.

Keywords: reading culture, digital culture, students, socialization, clip thinking, traditional values

For citation: Kaverina N.A. Modern Aspects of the Transformation of the Reading Culture of Students // Theory and Practice of Social Development. 2021. No. 8. P. 27-31. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/tipor.2021.8.3.

Цифровизация общественной жизни сегодня стала обыденным процессом. Если обратиться к истории его развития, можно увидеть, что он начался с создания электронных библиотечных фондов. Получив независимый электронный формат, книги, цифровые копии стали трансформировать культуру чтения в социуме. В настоящее время существуют две противоположные оценки такого изменения: современная культура чтения переживает период либо преобразования, либо кризиса. Возникают вопросы о том, остается ли современное чтение сегодня духовной, познавательной, мыслительной деятельностью или выполняет только информационную функцию; способен ли электронный формат книги соперничать с традиционным по таким параметрам, как трансляция ценностей, культурного кода, развитие творческого потенциала читателя.

Социолог культуры С.Н. Плотников определил чтение как «жизнехранящую функцию культуры», «технологию интеллектуального воспроизводства в обществе» [1]. Л. Гудков, Б. Дубин рассматривали чтение как феномен русской культуры в контексте культурной динамики [2]. По культуре чтения определяют уровень интеллектуального и духовного развития общества. Так, в истории России феномен чтения изначально носил «душеспасительный» характер, выполняя

функцию духовного развития (первым произведением русской литературы является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона (1049 г.)). С XV в. чтение становится «мирским» занятием, формируется его познавательная функция. В XIX в. чтение приобретает самообразовательную миссию, пик которой приходится на постреволюционные годы XX в. В 1938 г. чтение было провозглашено основной формой политического самообразования. В послевоенные годы СССР являлся самой читающей страной мира. Этот статус закрепился за счет значительных тиражей отечественной, зарубежной литературы, а также «толстых» литературно-художественных журналов. В век Интернета (рубеж XX-XXI вв.) на первое место в структуре культуры чтения ставится умение ориентироваться в мире информации. В настоящее время культура чтения переживает очередную трансформацию, отражающую интеллектуальные, духовные и информационные потребности общества.

Сегодня понятие «культура чтения» размыто: на вопрос «Что и как читать?» библиотековеды, педагоги, культурологи, социологи дают ответы с позиций разных подходов. Социолог Н.А. Стефановская выделяет несколько парадигм, которые могут применяться как теоретическая основа эмпирических исследований культуры чтения: креативную, коммуникативную, социализа-ционную, аксиологическую, кибернетическую, социально-функциональную и структурно-деятель-ностную [3]. Используя в рамках пилотного социологического исследования «Трансформация культуры чтения студентов» перечисленные подходы, мы трактовали понятие «культура чтения» прежде всего как практику работы с текстом. Для анализа эмпирических социологических данных такое понимание позволило описать множество ситуаций, связанных с современным чтением: кто читает, как, зачем, где и пр.

В целях рассмотрения аспектов видоизменения культуры чтения обучающихся Студенческий центр социологических исследований кафедры политологии и социологии Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова в феврале 2021 г. провел социологическое исследование «Трансформация культуры чтения студентов». Метод сбора первичной информации -анкетирование. Объект изучения - студенты РЭУ им. Г.В. Плеханова. Сбор данных осуществлен с помощью интернет-платформы GoogleForms. Всего было опрошено 300 обучающихся разных курсов и направлений. Исследование носило зондажный характер, задача репрезентации выборки не ставилась [4, с. 193].

Четверть (25,0 %) студентов рассматривают чтение книг как вид досуга (после просмотра кино/сериалов в Интернете, общения с друзьями в соцсетях, прослушивания музыки) [5, с. 137]. На вопрос «Для чего Вы читаете произведения художественной литературы?» 20,9 % респондентов ответили, что обращаются к чтению для отдыха и развлечения (рисунок 1). Почти половина (52,1 %) опрошенных читают художественные произведения с удовольствием. 20,0 % участников исследования могут отказаться от чтения художественной литературы, а 8,0 % из них вообще не читают.

Образ студента сегодня до сих пор ассоциируется с представлением о книголюбе, начитанном, культурном человеке. Поэтому 75,0 % респондентов самокритично заявили, что объем собственного чтения считают недостаточным. Для 55,5 % опрошенных чтение - необходимая потребность.

Для жизненного опыта Для опыта общения Для информации

Для саморазвития и самопознания Для подготовки к учебным занятиям Для отдыха и развлечений

Рисунок 1 - Распределение ответов на закрытый вопрос: «Для чего Вы читаете произведения художественной литературы?»,

% от всех респондентов

Классическое определение «литература - учебник жизни» отражает социализирующую функцию чтения. Традиционно художественная литература являлась важнейшим агентом социализации молодежи, обеспечивала преемственность культурных норм и ценностей. Согласно данным нашего исследования, только 10,0 % студентов читают «для жизненного опыта». 53,6 % опрошенных читают произведения художественной литературы «для саморазвития и самопознания» (см. рисунок 1).

С одной стороны, социализация молодежи включает в себя процесс самопознания, так как он предполагает отработку способов социального взаимодействия на основе социальных норм общества. С другой - «зацикленность» на себе, на своем «я» можно рассматривать как кризис процесса социализации: «Со школьной скамьи формируется установка на личный успех, выражающийся, например, в комплектовании портфолио, а не на включенности в коллектив, что порождает эскапизм, атомизацию, разобщенность и одиночество» [6, с. 17].

Следовательно, книга сегодня утрачивает лидирующее положение в процессах миропонимания, а чтение перестает быть средством познания мира, приобщения к чему-то тайному, священному. «43,1 % студентов считают, что опыт, полученный из книг, только в особых случаях позволяет быть интерактивным, включенным в жизнь. 55,5 % студентов способны найти в книгах ответы на современные проблемы» [7, с. 195]. Таким образом, выявлено некое «противоречие между позиционированием книги как ценности и средства решения конкретных жизненных проблем у молодежи» [8, с. 15].

В настоящее время чтение книг из искусства превращается в простое потребление информации. Чтение художественного текста заменяется информационным чтением, более утилитарным. Узкий практицизм в отношении данного процесса дискредитирует его социализирующую функцию. Нравственные установки, нормы, общечеловеческие и национальные ценности, сокрытые в художественном тексте, современного читателя интересуют в меньшей степени, главное - считать информацию, уловить сюжет. Визуальный текст лучше печатного справляется с этой задачей.

Наблюдаемый переход от цивилизации печатного текста к цивилизации визуального текста (кинофильмам, театральным постановкам, видео/фото в Интернете и т. п.), безусловно, повлиял на трансформацию культуры чтения молодежи. «По мнению опрошенных, именно просмотр кинофильмов/сериалов может заменить чтение книги (64,0 %). 45,5 % студентов отдают предпочтение театральной постановке. Также каждый третий студент считает, что чтение книги может заменить разбор литературного произведения на учебных занятиях» [9, с. 195] (рисунок 2).

70 60 50 40 30 20 10 0

64,0

45,5

5,7

17,1

52,6

30,3

пз к го X

пз пз л

^ С х ^ X л т о х пз О, I

ф о ^ с; ^ о ^ чд £ " р н пз ф I пз н о о гу« пз ^ 1- £

л 1- ^ ф с т ^ п

О- ^

О О

о ю с Я != ПЗ

X о.

о ф

чд ^

ш

о

п I ^ X

0 £ 1- ц Ф о т ^ ^ т

1 8. ф

с

X

л

х н

- ф

* о

I о ф ^

Е? ° 0 -&

о о.

Рисунок 2 - Распределение ответов на закрытый вопрос: «Что, на Ваш взгляд, может заменить чтение книг?», % от всех респондентов

На втором месте по заменяемости чтения находится аудиокнига. 52,6 % респондентов готовы слушать, а не читать. Уникальность аудиотекста заключается в том, он более эмоционален. Также аудиокнига является удобным вариантом знакомства с материалом: ее комфортно слушать, совмещая несколько дел одновременно (например, с поездкой в метро, занятием спортом, прогулкой). Подобная возможность данного формата немаловажна для многозадачного цифрового поколения, ценящего комфорт.

Работа с визуальным текстом предполагает развитие клипового мышления, которое, безусловно, способствует трансформации культуры чтения студентов. Опрошенные продемонстрировали важность восприятия информации в виде «клипа», набора ярких картинок, а также отметили возможность создания книгами такого эффекта. Неслучайно 25,5 % респондентов поддерживают актуализацию графических романов (романов-комиксов), где история передается не только посредством текста, как в классическом варианте, но и с помощью иллюстрации. 64,5 % участников исследования считают, что роман-комикс может влиять на книжную культуру как положительно, так и отрицательно. 9,0 % негативно относятся к этому новому жанру, считая графический роман результатом упадка современной книжной культуры [10, с. 196].

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что примерно 10,0 % студентов являются носителями традиционной культуры чтения книг [11, с. 138]: 10,9 % респондентов много читают, 10,4 - делают это для жизненного опыта, 13,3 % опрошенных воспринимают чтение книг как уникальный процесс и не готовы его ничем заменять [12, с. 196].

Традиционная культура чтения требует от читателя понимания прочитанного, сотворчества с автором, осмысления культурных норм и ценностей, на которых основывается произведение. Такой классический подход является одним из способов борьбы с беглым информационным чтением. Интернет-текст не читают, его просматривают, «серфингуют» по заголовкам, гиперссылкам, началам и концам абзацев. Компрессия, редукция сегодня становятся основными принципами создания интернет-текста. Однако краткость в отношении изложения материала приводит к примитивизму содержания и формы. Так, главным средством выразительности интернет-текста выступает крео-лизованность - совокупность текстовых данных, аудио- и видеоинформации.

В отличие от беглого чтения интернет-текстов вдумчивое чтение книг, предполагающее критическое системное мышление, становится трудной работой для молодежи. Так, 39,3 % студентов считают, что для чтения книг не нужны специальные условия, это можно делать везде. Для 59,7 % опрошенных тишина и уединение являются необходимыми условиями для чтения. Показательно, что вариант «библиотека» как специализированное пространство для чтения оказался проигнорирован [13, с. 196].

Сегодня, чтобы обладать репутацией культурного и образованного человека, необязательно регулярно посещать публичную библиотеку и собирать домашнюю. Обычная библиотека ни по богатству фондов, ни по оперативности пополнения литературными новинками сравниться с электронными источниками информации не может. Достаточно иметь выход в Интернет, и необходимые и разнообразные материалы доступны для потребителя в удобное для него время. Поэтому для поколения современных студентов классическая публичная библиотека, основными функциями которой выступают сохранение и передача социально значимой информации, является невостребованным социальным институтом. Практика работы в библиотеке с книгой становится атавизмом. По данным нашего опроса, 53,6 % респондентов для подготовки к учебе используют электронные варианты книг, поэтому в студенческой библиотеке они взаимодействуют с книгой только за компьютером.

Создание электронного формата книги, безусловно, запустило процесс трансформации книжной культуры. Традиционное чтение художественного текста, предполагающее духовную и интеллектуальную деятельность, заменяется информационным чтением, утилитарный подход которого сводит к минимуму социализирующую функцию чтения. Узкий практицизм при этом также обусловил тот факт, что почти половина студентов считают опыт, полученный из книг, неактуальным, невостребованным в современной жизни. Это объясняет противоречие между позиционированием книги как ценности и как средства решения жизненных проблем молодежи. Переход от «эпохи Гуттенберга» (цивилизации печатного текста) к «эпохе Цукерберга» (цивилизации визуального текста) способствовал возрастанию популярности видео- и аудиотекстов и снижению интереса к традиционному тексту.

Список источников:

1. Плотников С.Н. Читательская культура в России // Homo legens: памяти С.Н. Плотникова : сборник научных трудов. М., 1999. С. 46-58.

2. Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Литература и общество: введение в социологию литературы. М., 1998. 77 с.

3. Стефановская Н.А. Методологические проблемы эмпирических социологических исследований чтения // Аналитика культурологии. 2007. № 1 (7). С. 280-288.

4. Каверина Н.А., Зарембо С.С. Культура чтения студентов - преобразование или кризис? // Берковские чтения - 2021. Книжная культура в контексте международных контактов : материалы VI Международной научной конференции / сост. Л.А. Авгуль, Н.В. Вдовина. М., 2021. С. 192-197.

5. Каверина Н.А., Каргаполова Е.В., Давыдова Ю.А. Ценность классической литературы в среде студенчества Москвы // Вестник экономики, права и социологии. 2020. № 3. С. 135-138.

6. Книга в процессе социализации студенчества / Е.В. Каргаполова, М.И. Прозорова, Ю.А. Давыдова, В.В. Дьякова, Н.А. Каверина // ЦИТИСЭ. 2020. № 3 (25). С. 7-19. https://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.01.

7. Каверина Н.А., Зарембо С.С. Указ. соч. С. 195.

8. Книга в процессе социализации ... С. 15.

9. Каверина Н.А., Зарембо С.С. Указ. соч. С. 195.

10. Там же. С. 195-196.

11. Каверина Н.А., Каргаполова Е.В., Давыдова Ю.А. Указ. соч. С. 138.

12. Каверина Н.А., Зарембо С.С. Указ. соч. С. 196.

13. Там же.

Информация об авторе Н.А. Каверина - кандидат философских наук, доцент кафедры политологии и социологии, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=823666.

Information about the author N.A. Kaverina - PhD in Philosophy, Associate Professor at the chair of Politology and Sociology, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=823666.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 01.07.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 14.07.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 05.08.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.