СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
КОСТЫГОВА Людмила Александровна
Профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» Московского авиационного института (национального исследовательского университета), доктор экономических наук, доцент
Lyudmila A. KOSTYGOVA
Professor of the Department of Management and marketing of High-Tech Industries, Moscow Aviation Institute (National Research University), Doctor of Economics, Associate Professor
СОРОКИН Дмитрий Дмитриевич
Аспирант кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» Московского авиационного института (национального исследовательского университета)
Dmitry D. SOROKIN
Postgraduate Student of the Department of Management and Marketing of High-tech Industries, Moscow Aviation Institute (National Research University)
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены основные аспекты развития высокотехнологичных отраслей, которые отражают реалии современного периода, к ним, в первую очередь, относятся: консолидация усилий всех участников процесса; локализация и ускоренное развитие собственного производства высокотехнологичной продукции; реализация мер государственной поддержки и стимулирования технологического развития; учет российских условий, заключающийся в наличии и усилении роли в экономике страны госкорпораций и компаний с государственным участием. В статье дана характеристика рассмотренным направлениям, приведены конкретные примеры их реализации.
ABSTRACT
The article considers the main aspects of the development of high-tech industries that reflect the realities of the modern period, they primarily include: consolidation of efforts of all participants in the process; localization and accelerated development of own production of high-tech products; implementation of measures of state support and stimulation of technological development; consideration of Russian realities, consisting in the presence and strengthening of a role in the economy countries of state corporations and companies with state participation. The article describes the considered directions, provides specific examples of their implementation.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Технологическое развитие российской промышленности, современные аспекты развития высокотехнологичных отраслей.
KEYWORDS
Technological development of Russian industry, modern aspects of the development of high-tech industries.
Введение
В настоящее время темпы научно - технологического развития являются важнейшим фактором, который определяет независимость и конкурентоспособность экономики, играет ключевую роль в «обеспечении устойчивого развитии страны и, в конечном итоге, определяет ее мировое положение» [1]. Как отмечается в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, «современные вызовы требуют изменения приоритетов и подходов в этой области и определения перспектив научно-технологического развития».
В сложной мировой ситуации, связанной с наличием санкционного давления со стороны недружественных государств, возникает насущная необходимость мобилизации усилий как со стороны общества и государства, так и отдельных хозяйствующих субъектов. В связи с этим был принят ряд документов [1-3], обеспечивающих «создание эффективной, целостной и сбалансированной системы стратегического целеполагания, планирования и прогнозирования научно-технологического развития» [1]. Особую важность этот аспект приобретает для наукоемких высокотехнологичных отраслей, являющихся базисом развития экономики страны.
Цель. Целью данного исследования является исследование перспектив и акцентирование внимания на наиболее значимых, принципиальных аспектах развития высокотехнологичных отраслей, которые отражают реалии современного периода.
Современные аспекты.
1. Консолидация усилий всех участников процесса
В обновленной Стратегии научно - технологического развития Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2024 № 145) указано, что в «настоящее время требуется консолидация усилий всех участников этого процесса: федеральных органов, государственной власти, субъектов РФ, местного самоуправления, научно-образовательных и предпринимательских структур, институтов гражданского общества» [1]. Особенно важно обеспечение координации и сбалансированности связей вышеуказанных субьектов для развития наукоемких и высокотехнологичных отраслей российской промышленности.
В 2009 г. учеными Э.Караяннисом и Д.Кэмпбеллом . была предложена концепция четырехзвенной спирали (quadruple helix). Она представляет модернизированный вариант тройной спирали ( взаимодействие бизнеса, науки в лице университетов и власти), включающей в качестве четвертого элемента общество [4]. Однако, ее реализация в условиях Российской Федерации требует устранение «разобщенности указанных элементов» и учета реалий реализации.
В современных условиях трудно переоценить роль государства, как основного организующего звена в области ускорения инновационного развития и модернизации экономики. Интенсивное развитие основных высокотехнологичных направлений нуждается в значительных финансовых средствах, необходимости детального планирования процесса и жесткого контроля исполнения задания. Поэтому для развития сквозных технологий в рамках десяти высокотехнологичных направлений по «поручению Президента России Правительство заключило с крупнейшими компаниями страны десять соглашений по развитию высокотехнологичных направлений, суть которых состоит в создании конкретных промышленных продуктов и образцов, готовых к тиражированию и серийному производству» [5]. Для уточнения алгоритма процесса разрабатываются дорожные карты, конкретные мероприятия и системы показателей. Предложено развивать такие высокотехнологичные направления, как «искусственный интеллект, квантовые вычисления и коммуникации, водородная энергетика, современные сети связи, системы накопления энергии, программного обеспечения, новые материалы, перспективные космические системы и сервисы» и т.п. [5]. Для выполнения заданий налажено взаимодействие государства, науки, бизнеса на основе соглашений о сотрудничестве, всего привлечено более 100 компаний. Только в 2022 г. подписано «21 соглашение о сотрудничестве между Российской академией наук и органами государственной власти Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, научными и образовательными организациями высшего образования, коммерческими и другими организациями» [6]. К реализации принято 10 дорожных карт, 6 из них: «Современные и перспективные сети мобильной связи», «Квантовые вычисления», «Квантовые коммуникации», «Новое индустриальное программное обеспечение», «Новое общесистемное программное обеспечение» и «Искусственный интеллект» в 2023г. имели финансирование в размере 93,5 млрд руб., из них большая часть 73,9 млрд руб.- это средства бизнеса. Только в первом полугодии 2023 г. Фондом содействия инновациям осуществлены вложения в 44 проекта по ИИ-решениям. Одним из ключевых механизмов технологического развития является ускоренное внедрение результатов научных исследований, примером является поддержка перспективных технологий. Так, например, с 2023 по 2028гг. осуществляется программа «Аддитивные технологии. Новые материалы и технологические процессы». В настоящее время актуализирована ее дорожная карта, в результате к направлениям «Полимерные композиционные материалы», «Редкие и редкоземельные металлы», «Аддитивные технологии» добавилось новое направление «Перспективные материалы и цифровое материаловедение» [5].
2. Локализация и ускоренное развитие собственного производства высокотехнологичной продукции. Обострение международной ситуации в последние годы привело к постоянному росту количества санкционных мер, что в свою очередь вызвало необходимость переориентации российской экономики на параллельный импорт, импортозамещение, локализацию и ускоренное развитие собственного производства высокотехнологичной продукции. Если в начале 2022г. преобладали процессы параллельного импорта и производство оборудования отечественной сборки на основе иностранных компонентов, то сейчас полным ходом организуется выпуск собственных компонентов изделий. Зарубежный и отечественный опыт подтверждает целесообразность трансформации и локализации производства [7-9].
В связи с этим была выдвинута и последовательно реализуется концепция технологического суверенитета – «способность государства создавать и применять наукоемкие технологии, критически важные для обеспечения независимости и конкурентоспособности, и иметь возможность на их основе организовать производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) в стратегически значимых сферах деятельности общества и государства» [1]. Специалисты считают, что реализация технологического суверенитета способствует раскрытию инновационных возможностей высокотехнологичных отраслей и повышению их конкурентоспособности [10,11].
Так например, последовательная реализация данной политики позволила в 2024 г. практически нивелировать падение 2022г. одного из наиболее сложных рынков - рынка вычислительной техники, организовать отечественный выпуск печатных плат и литографов. Однако полное импортозамещение в этой области следует ожидать, как отмечают эксперты, через 15 лет. [12]
3.Реализация мер государственной поддержки и стимулирования - технологического развития. Предусматривается реализация правовых, экономических и организационных мер. Как отмечалось выше, обеспечение высоких темпов развития производства высокотехнологичной продукции в условиях ограничения доступа к иностранным инвестициям и инновационным ресурсам требует четкого определения и реализации приоритетов при распределении финансовых средств, детального планирования и жесткого контроля исполнения намечаемых мероприятий. При таком подходе требуется государственная поддержка и стимулирование со стороны государства, в качестве инструментов их реализации используются [ 13 ]:
- специальные инвестконтракты, договоренности о защите и поощрении капиталовложений, создание кластерных инвестплатформ:
- долгосрочные заемные средства господдержки или привлечение средств на льготных условиях для мега-проектов.
Данные меры, в первую очередь, должны укрепить технологический суверенитет страны в следующих областях: «производство необходимых лекарств, медицинских изделий и оборудования, с налаживанием выпуска критически важной химической продукции, приоритетной станкоинструментальной, электронной и радиоэлектронной продукции, судов и судового оборудования, воздушных судов, средне- и высокооборотных дизельных двигателей и продукции на их основе, с развитием беспилотных авиационных систем и производством сжиженного природного газа на основе отечественного оборудования». [13]. В период с 2023 до 2024 гг. планируется направить не менее 100 млрд руб для реализации десяти мега-проектов.
Такой подход опирается на осуществление государственной политики и стимулирование технологического суверенитета, в частности, предполагает реализацию:
- национальных, федеральных, ведомственных, региональных проектов, в области экономического развития на основе отечественных технологий;
- мер государственного стимулирования спроса и предложения продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей, в том числе деятельности по «внедрению критических и сквозных технологии на основе собственных линий разработки технологий, а также меры государственного стимулирования внедрения технологических инноваций» [14].
Важным элементом реализации технологической политики является установление статуса квалифицированного заказчика при реализации национальных проектов. Таким образом будут обеспечены:
- долгосрочный спрос на объемы и виды высокотехнологичной продукции в соответствии с паспортом национального проекта технологического суверенитета, формами и юридически значимыми способами обеспечения такого спроса;
- контроль условий, сроков производства, приемки продукции в области технологических параметров и экономических условий ее производства и реализации;
- государственное стимулирование деятельности по реализации технологической политики в Российской Федерации.
4. Учет российских реалий, заключающийся в наличии и усилении роли в экономике страны госкорпораций и компаний с государственным участием. Это позволило в экстремальных условиях санкционного давления использовать в качестве инструмента технологической политики разработку программ инновационного развития организаций с государственным участием, обеспечивая таким образом долгосрочный спрос на высокотехнологичную продукцию [14]. Примером реализации данного подхода является инвестпроект "Комплексная программа по расширению производства воздушных судов, авиационных двигателей, приборов и агрегатов, в том числе в целях создания системы послепродажного обслуживания гражданских воздушных судов, реализуемая Государственной корпорацией "Ростех"[15]. Комплексной программой определено, что к 2030 г. необходимо произвести и передать в эксплуатацию 609 самолётов, которые выпустит "Объединенная авиастроительная корпорация" (SJ-100 и МС-21-310 («Яковлев»), Ту-214 ("Туполев"), Ил-96-300 и Ил-114-300 (авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина), 472 региональных и местных авиалайнеров ("Уральский завод гражданской авиации"), 764 вертолёта. К 2040 г. рынок отечественных гражданских самолетов, произведенных ОАК, составит 1869 единиц, в т. ч. 342 – SJ-100, 990 МС-21-310, 190 Ил-114-300, 315 Ту-214 и 32 Ил-96-300 [15,17].
Суммарный объём капитальных вложений по инвестпроекту оценивается в 1003051964 тыс. руб. в ценах соответствующих лет (865606881 тыс. руб. в ценах 2023 г.), в т.ч. [15, 16 ]:
-бюджетное финансирование 215564059 тыс. руб. (в ценах соответствующих лет) за счет субсидий и взносов в уставный капитал в рамках Государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности";
-283786849 тыс. рублей в ценах соответствующих лет (28,8 % всех капитальных вложений) выделяются Фондом национального благосостояния (ФНБ). В 2024г. Минфином РФ за счет этих средств должны быть приобретены облигации Государственной корпорации Ростех;
-380920070 тыс. руб. в ценах соответствующих лет придётся на банковское финансирование;
-участники инвестпроекта внесут средства, поступаемые в форме амортизационных отчислений при реализации проекта.
Средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), выделяемые под 1,5 % на длительный срок, в комплексе с поддержанием спроса на покупку и лизинг воздушных судов за счет мер, осуществляемых Минпромторгом РФ, позволяют создать для отечественных лизинговых компаний условия, аналогичные предлагаемым западными конкурентами (обеспечить конкурентоспособную лизинговую ставку), которые привлекают «длинные деньги» по невысоким ставкам [15, 16].
Из приведенных данных следует необходимость обеспечения эффективности использования средств как бюджетного финансирования, так привлеченных и собственных средств участников инвестпроекта. С этой целью в 2024 году Минфином РФ за счёт средств ФНБ должны быть приобретены облигации Государственной корпорации Ростех на следующих условиях: ставка купона 1,5 %, выпускаются на 15 лет с двухлетним льготным периодом выплаты купонного дохода, капитализация дохода за этот период составит 1,5 % годовых [15,16].
Главные результаты программы заключаются в обеспечении технологического суверенитета гражданской авиации на основе формирования постоянных заказов предприятиям российской авиационной отрасли, что гарантирует ритмичное серийное производство новых воздушных судов на условиях локализации производства, обеспечивает стабильное инновационное развития отрасли и в итоге закрепляет ее независимость и конкурентоспособность.
На основании вышеизложенного можно утверждать. что реализация рассмотренных направлений развития высокотехнологичных отраслей позволит обеспечить технологический суверенитет и устойчивое развитие российской промышденности [18].
Результаты
В результате выполненного исследования установлено, что:
-темпы научно - технологического развития являются важнейшим фактором, который определяет независимость и конкурентоспособность российской экономики. Особую важность это положение приобретает для наукоемких и высокотехнологичных отраслей, являющихся базисом развития экономики страны;
- на основе анализа перспектив развития высокотехнологичных отраслей выявлены наиболее значимые, принципиальные аспекты их развития, которые отражают реалии современного периода, к ним относятся:
- консолидация усилий всех участников процесса;
- локализация и ускоренное развитие собственного производства высокотехнологичной продукции;
- реализация мер государственной поддержки и стимулирования технологического развития;
- учет российских реалий, заключающийся в наличии и усилении роли в экономике страны госкорпораций и компаний с государственным участием.
Библиографический список
1. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации Электронный ресурс. Режим доступа: https://docs.cntd.ru Дата обращения: 19.05.2024.
2. Правительство утвердило Концепцию технологического развития до 2030 года Электронный ресурс. Режим доступа: http://government.ru/news/48570/ Дата обращения: 19.05.2024.
3. Об утверждении приоритетных направлений проектов
технологического суверенитета и проектов структурной адаптации
экономики Российской Федерации и Положения об условиях
отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и
проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации,
о представлении сведений о проектах технологического суверенитета
и проектах структурной адаптации экономики Российской Федерации
и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к
организациям, уполномоченным представлять заключения о
соответствии проектов требованиям к проектам технологического
суверенитета и проектам структурной адаптации экономики
Российской Федерации Электронный ресурс. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/8JsiO5kSItJA1g5IHhGd5qiQVACelECn.pdf Дата обращения: 24.05.2024.
4. Carayannis E.G., Campbell D.F.J. «Mode 3» and «Quadruple Helix»: toward a 21st century fractal innovation Ecosystem. International Journal of Technology Management, 2009, no. 3/4 (46), pp. 201-234
5. В развитии высокотехнологичных направлений участвуют более 100 компаний Электронный ресурс. Режим доступа: https://объясняем.рф/articles/news/v-razvitii-vysokotekhnologichnykh-napravleniy-uchastvuyut-bolee-100-kompaniy-/ Дата обращения: 14.03.2024.
6. Доклад о реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными Электронный ресурс. Режим доступа: file:///C:/Users/725/Downloads/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%20%D0%BE%20%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%B3%D0%BE%D1%81%20%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5%20%D0%A0%D0%A4%202023%D0%B3%20(1).pdf Дата обращения: 04.01.2024.
7. Костыгова Л.А., Зарубежный опыт локализации производства в машиностроении /Л.А. Костыгова, Д.Д. Сорокин // Экономика и управление в машиностроении – 2023 - № 5. - С. 48-51
8. Костыгова Л.А., Трансформация машиностроения в условиях глобальных вызовов / Л.А. Костыгова // Экономика и управление в машиностроении – 2022 - № 4. - С. 61-64
9. Костыгова Л.А., Потенциал развития промышленной инфраструктуры России / Л.А. Костыгова // Экономика и управление в машиностроении – 2022 - № 3. - С. 16-19.
10. Сырцов Д.Н., Устойчивое развитие, технологический суверенитет и повышение инновационного потенциала промышленности / Д.Н Сырцов, .А.В. Колош // Экономика и управление в машиностроении – 2023 - № 6. - С. 26-30.
11. Сиваев Е.А., Научно-технологический суверенитет как научная категория с точки зрения теории конкуренции: роль значимость / Е.А. Сиваев // Экономика и управление в машиностроении – 2024 - № 1. - С. 52-58.
12. Обзор: Импортозамещение 2024. В России растет локализация производства вычислительной техники Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.cnews.ru/reviews/importozameshchenie_2023_itogi_i_plany/articles/v_rossii_rastet_lokalizatsiya_proizvodstva Дата обращения: 27.05.2024.
13. Михаил Мишустин утвердил перечень мегапроектов, направленных на разработку и производство приоритетной высокотехнологичной продукции Электронный ресурс. Режим доступа: http://government.ru/news/48571/ Дата обращения: 23.05.2024.
14. Проект ФЗ «О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» Электронный ресурс. Режим доступа: https://storage.consultant.ru/site20/202405/24/fz_240524-632206.pdf Дата обращения: 24.05.2024.
15. Распоряжение Правительства РФ от 13 января 2024 г. N 7-р О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 5 ноября 2013 г. N 2044-р и утверждении паспорта инвестиционного проекта "Комплексная программа по расширению производства воздушных судов, авиационных двигателей, приборов и агрегатов, в том числе в целях создания системы послепродажного обслуживания гражданских воздушных судов, реализуемая Государственной корпорацией "Ростех" Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408264869/ Дата обращения: 24.04.2024.
16. Самолётостроителям предстоит сначала построить производство Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.aviaport.ru/news/samolyetostroitelyam-predstoit-snachala-postroit-proizvodstvo/ Дата обращения: 20.02.2024.
17. Садиться на иглу китайских поставщиков не хочется Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.aviaport.ru/news/saditsya-na-iglu-kitayskikh-postavshchikov-ne-khochetsya/ Дата обращения: 24.01.2024.
18. Костыгова Л.А., Устойчивое развитие российской промышленности в современных условиях / Л.А. Костыгова // Экономика и управление в машиностроении – 2022 - № 5. - С. 52-55.
References
1. On the Strategy of scientific and technological development of the Russian Federation Electronic resource. Access mode: https://docs.cntd.ru Date of application: 19.05.2024.
2. The Government approved the Concept of technological development until 2030 Electronic resource. Access mode: http://government.ru/news/48570 / Date of application: 19.05.2024.
3. On approval of priority directions of projects
of technological sovereignty and projects of structural adaptation
of the economy of the Russian Federation and the Regulations on the conditions
for classifying projects as projects of technological sovereignty and
projects of structural adaptation of the economy of the Russian Federation,
on providing information on projects of technological sovereignty
and projects of structural adaptation of the economy of the Russian Federation
and maintaining a register of these projects, as well as on the requirements for
organizations authorized to submit conclusions on
the compliance of projects with the requirements for projects of technological
sovereignty and projects of structural adaptation of the economy
The Russian Federation Electronic resource. Access mode: http://static.government.ru/media/files/8JsiO5kSItJA1g5IHhGd5qiQVACelECn.pdf Date of application: 24.05.2024.
4. Carayannis E.G., Campbell D.F.J. «Mode 3» and «Quadruple Helix»: toward a 21st century fractal innovation Ecosystem. International Journal of Technology Management, 2009, no. 3/4 (46), pp. 201-234
5. More than 100 companies participate in the development of high-tech areas. Electronic resource. Access mode: https://объясняем .Russian Federation/articles/news/v-razvitii-vysokotekhnologichnykh-napravleniy-uchastvuyut-bolee-100-kompaniy-/ Date of access: 14.03.2024.
6. Report on the implementation of the state scientific and technical policy in the Russian Federation and on the most important scientific achievements obtained by Russian scientists Electronic resource. Access mode: file:///C:/Users/725/Downloads/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%20%D0%BE%20%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%B3%D0%BE%D1%81%20%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5%20%D0%A0%D0%A4%202023%D0%B3%20(1).pdf Accessed: 04.01.2024.
7. Kostygova L.A., Foreign experience of localization of production in mechanical engineering / L.A. Kostygova, D.D. Sorokin // Economics and management in mechanical engineering – 2023 - No. 5. - pp. 48-51
8. Kostygova L.A., Transformation of mechanical engineering in the context of global challenges / L.A. Kostygova // Economics and management in mechanical engineering – 2022 - No. 4. - pp. 61-64
9. Kostygova L.A., The potential for the development of industrial infrastructure in Russia / L.A. Kostygova // Economics and Management in mechanical engineering – 2022 - No. 3. - pp. 16-19.
10. Syrtsov D.N., Sustainable development, technological sovereignty and increasing the innovative potential of industry / D.N. Syrtsov, A.V. Kolosh // Economics and management in mechanical engineering – 2023 - No. 6. - pp. 26-30.
11. Sivaev E.A., Scientific and technological sovereignty as a scientific category from the point of view of competition theory: the role of significance / E.A. Sivaev // Economics and management in mechanical engineering – 2024 - No. 1. - pp. 52-58.
12. Overview: Import substitution 2024. Localization of computer technology production is growing in Russia. Electronic resource. Access mode: https://www.cnews.ru/reviews/importozameshchenie_2023_itogi_i_plany/articles/v_rossii_rastet_lokalizatsiya_proizvodstva Date of application: 27.05.2024.
13. Mikhail Mishustin approved a list of megaprojects aimed at the development and production of priority high-tech products Electronic resource. Access mode: http://government.ru/news/48571 / Date of application: 23.05.2024.
14. Draft Federal Law "On Technological Policy in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts
Of the Russian Federation" Electronic resource. Access mode: https://storage.consultant.ru/site20/202405/24/fz_240524-632206.pdf Date of application: 24.05.2024.
15. Decree of the Government of the Russian Federation dated January 13, 2024 No. 7-r On Amendments to the Decree of the Government of the Russian Federation dated November 5, 2013 No. 2044-r and Approval of the Passport of the investment project "Comprehensive program for expanding the production of aircraft, Aircraft Engines, instruments and Assemblies, including in order to create an after-sales service system civil aircraft, implemented by the Rostec State Corporation Electronic resource. Access mode: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408264869 / Date of request: 24.04.2024.
16. Aircraft builders will first have to build an electronic resource production. Access mode: https://www.aviaport.ru/news/samolyetostroitelyam-predstoit-snachala-postroit-proizvodstvo / Date of application: 20.02.2024.
17. I don't want to get on the needle of Chinese suppliers Electronic resource. Access mode: https://www.aviaport.ru/news/saditsya-na-iglu-kitayskikh-postavshchikov-ne-khochetsya / Date of request: 24.01.2024.
18. Kostygova L.A., Sustainable development of Russian industry in modern conditions / L.A. Kostygova // Economics and Management in mechanical engineering – 2022 - No. 5. - pp. 52-55.
Контактная информация / Contact information
ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)», Москва, 125993, Волоколамское шоссе, д. 4.
Moscow Aviation Institute (National Research University)", 4 Volokolamsk highway, Moscow, 125993, Russia.
Костыгова Людмила Александровна / Kostygova Lyudmila
Сорокин Дмитрий Дмитриевич / Sorokin Dmitry Dmitrievich