DOI: 10.38197/2072-2060-2024-246-2-228-253
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: РЕСУРСНЫЙ АСПЕКТ
MODERN PROBLEMS OF TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF INDUSTRY: RESOURCE ASPECT
КОСТЫГОВА Людмила Александровна
Профессор кафедры «Менеджмент высокотехнологичных отраслей промышленности», Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет); профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, доцент
Lyudmila A. KOSTYGOVA
Professor of the Department of Management of High-Tech Industries, MAI (National Research University) Doctor of Economics, Associate Professor; Professor of Financial University under the Government of the Russian Federation, Doctor of Economics, Associate Professor
ГОЛОВ Роман Сергеевич
Заведующий кафедрой «Менеджмент высокотехнологичных отраслей промышленности», МАИ (Национальный исследовательский университет), доктор экономических наук, профессор
Roman S. GOLOV
Head of the Department of Management of High-Tech Industries, Moscow Aviation Institute (National Research University), Doctor of Economics, Professor
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрен комплекс различных вызовов и угроз российскому обществу и государству, формирующийся в современных условиях. Основное внимание уделено проблеме обеспечения российской промышленности современными материалами для производства высокотехнологичной продукции. Рассмотрены различные подходы к оценке материальных ресурсов с точки зрения их значимости: cтратегическое минеральное сырье, дефицитное минеральное сырье, критически важные материалы. Установлено, что обеспечение критически важными материалами позволит более полно решить проблему снабжения сырьем, обеспечив производство высокотехнологичной продукции высокой добавленной стоимости, и более полно реализовать курс на устойчивое развитие в результате контроля за использованием природных ресурсов и их рециклингом.
ABSTRACT
The article considers a complex of various challenges and threats to Russian society and the state, which is being formed in modern conditions. The main attention is paid to the problem of providing Russian industry with modern materials for the production of high-tech products. Various approaches to the assessment of material resources from the point of view of their importance are considered: strategic mineral raw materials, scarce mineral raw materials, critically important materials. It has been established that the provision of critical materials will more fully solve the problem of raw materials supply, ensuring the production of high-tech products with high added value, and more fully implement the course for sustainable development as a result of control over the use of natural resources and their recycling.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Технологическое развитие промышленности, вызовы и угрозы безопасности, критически важные материалы, высокотехнологичная продукция.
KEYWORDS
Technological development of industry, security challenges and threats, critical materials, high-tech products.
Введение
Сегодня в условиях сложной, турбулентной международной обстановки формируется комплекс вызовов и угроз безопасности в различных сферах жизни российского общества и государства: в. международной, политической, экономической, военной, оборонно-промышленной, информационной, социальной, экологической, культурной, духовно-нравственной, научно-образовательной, демографической и других сферах российской жизни [1,2]. В связи с этим защита национальной безопасности требует адекватного ответа, который должен совершенствовать эту систему и нейтрализовать имеющиеся вызовы и угрозы [2]. Как отмечает действительный государственный советник 3 класса, член Совета по внешней и оборонной политике А.М. Ильницкий, «необходимо формирование встроенной в систему государственного управления антикризисной социально-экономической модели мобилизационного типа, не только дублирующей/страхующей на случай возникновения разного рода гибридных кризисов типа коронавируса или техногенных сбоев в будущем, но – и это главное – формирующей платформу стабильного развития на всем пространстве нашей громадной страны на десятилетия вперед» [3]. Важным связующим элементом такой системы должна стать реализация Концепции технологического развития страны, которая предусматривает «три взаимосвязанные цели достижения технологического суверенитета:
– обеспечение национального контроля над воспроизводством критических и сквозных технологий на основе собственных линий разработки;
– переход к инновационно активному росту экономики;
– обеспечение устойчивого развития производственных систем» [4].
В рассматриваемой Концепции представлены основные угрозы в области технологического отставания, оценены перспективы ускорения технологического развития, определены принципы, периоды, соответствующие им приоритеты, субъекты, инструменты, индикаторы технологического развития, Выполненная масштабная работа позволяет выделить в соответствии с рассматриваемым моментом времени наиболее важные элементы развития, сконцентрировать на них усилия и осуществить на основе предложенных показателей оценку и контроль достижения целей технологического развития. В то же время, так как документ носит концептуальный характер, в нем было невозможно отразить весь спектр возникающих проблем. Поэтому в данной статье сделан акцент на уточнении ряда методических вопросов, возникающих в связи с реализацией Концепции технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
Цель
Фундамент технологического развития страны формируется на основе ускоренного развития высокотехнологичных отраслей промышленности, которые имеют «системное значение для функционирования экономики, решения социально-экономических задач и обеспечения обороны страны»[4]. Немаловажную роль в этом процессе играет создание прогрессивной структуры ресурсного потенциала промышленности, а также специфика развития и взаимодействия отдельных составляющих его элементов. «Ресурсный потенциал — это совокупность ресурсов организации (трудовых и производственных), обеспечивающих непрерывность и эффективность ее деятельности» [5, с. 61]. Традиционно в производственных ресурсах выделяют основные средства, нематериальные активы, а также материальные и финансовые ресурсы (оборотные средства). Следует отметить, что в Концепции технологического развития страны важное значение уделено уровню, качеству технологических решений, их использованию и отражению в нематериальных активах и основных средствах. С нашей точки зрения следует также обратить пристальное внимание на обеспечение промышленного производства современными материалами, которые являются важным элементом оборотных производственных фондов. Это необходимое условие производства высокотехнологичной продукции. Значительную роль в этом процессе играет обеспеченность критически важными материалами.
Материалы и методы
Россия, обладает огромной территорией, имеет значительные запасы уникальных природных ресурсов: входит в число лидеров по добыче, алмазов, объему лесных ресурсов (20% лесов всей планеты); занимает пятое по запасам пресной воды (88,9 тысяч кубических километров); шестое – по добыче угля, седьмое по запасам нефти, имеет значительные запасы железной руды, руд цветных металлов и т. д. [ 6, 7 ].Первый заместитель генерального директора Центра стратегических разработок Глеб Покатович, отмечает, что имеющийся потенциал позволяет логистическим и производственным цепочкам достаточно быстро адаптироваться к новым условиям санкционного давления [8], но при этом необходимо выявлять и нейтрализовывать потенциальные угрозы и риски.
Национальные интересы страны требуют обеспечения доступа к сырьевым ресурсам, предотвращения рисков в ресурсно-сырьевом снабжении, что создает условия для «стратегической автономности» и устойчивого, стабильного развития государства [9]. Потенциальные угрозы в области обеспечения доступа к сырьевым ресурсам заключаются в негативном воздействии на :
- обороноспособность государства;
- экономику как страны, так и отдельных экономических субьектов.
Поэтому в целях обеспечения национальной и, как ее части, экономической безопасности страны необходимо наличие запасов определенных сырьевых ресурсов, Как было уже отмечено, стратегическая направленность экономики страны на технологическое развитие определяет широкое применение инноваций и использование прогрессивных материалов [10], что в свою очередь требует гарантий обеспеченности такими материалами..
. В настоящее время существует несколько вариантов решения данной проблемы. Ниже рассмотрены практики, применяемые государствами с целью обеспечения экономики страны определенными типами материальных ресурсов [11]:
1. Стратегическое минеральное сырье: «минералы, существенные для национальной безопасности», значение их обеспечением возрастает в «особый период». С их помощью достигается «создание стратегических запасов, государственных материальных резервов, достаточных для гарантированного обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации» [11].
2. Дефицитное минеральное сырье: «минералы, которые существенны в использовании и являются субъектом значительного риска при осуществлении поставок, обеспечение ими во время кризисных ситуаций менее проблематично, чем стратегическими минералами» [11, 12].
3. Критически важные материалы ( critical raw materials, CRM), понятие, используемое комиссией ЕС [11], которая определила, что надежный и беспрепятственный доступ к CRM важен для европейской экономики. В то же время поставки CRM характеризуются высокими рисками, связанными с их качеством, ограниченным предложением и другими факторами.
Рассмотренные подходы имеют одно общее свойство – они устанавливают необходимость контроля за наличием и распределением определенных типов ресурсов. В то же время выделяемые группы материалов существенно различаются:
- обороноспособность государства обеспечивается в первую очередь наличием «стратегического минерального сырья», поэтому задача его наличия наиболее важна;
- экономическая значимость материалов для развития государства и риски их поставок определяются понятиями «критически важные материалы» и «дефицитное минеральное сырье». Рассмотрим изложенные подходы более детально.
Дефицитное минеральное сырье – это стратегические минералы, необходимые для гарантии национальной безопасности, требуется контроль их наличия и использования. Дефицитное минеральное сырье схоже, но не тождественно стратегическому минеральному сырью, так как в экстремальных ситуациях снабжение промышленности этим видом ресурсов менее затруднено.
Стратегическое минеральное сырье. Сырье, относящееся к этой группе, потребляется оборонной промышленностью, жизненно необходимо для ее нормальной, ритмичной работы, исходя из этого оно получило название стратегическое. Ряд государств, в том числе Российская Федерация, США, в целях обеспечения безопасности формируют определенный постоянные запасы данных видов сырья, которые называются государственными резервами. Важно, что потребности в этих ресурсах в ряде случаев удовлетворяются полностью или частично за счет импорта. В США около половины стратегических запасов формируются в результате импорта, к ним относятся запасы хрома, олова, цинка, вольфрама, иттрия, марганца, платины, платиноидов, бокситов, всего более 20 позиций [11].
Советский Союз имел значительные запасы минерального сырья. В то же время осуществлял ввоз боксита, барита, концентрата висмута, флюорита, ильменита, ниобиевых, танталовых концентратов, феррониобия. Распад СССР вызвал разрыв сложившихся производственных связей, в результате Российская Федерация вынуждена импортировать хром, марганец, титан, свинец, уран, цинк, молибден, некоторые другие металлы [11, 13].
Запасы стратегического минерального сырья гарантируют экономическую и оборонную безопасность государства и стабильность промышленного производства. Перечень стратегического минерального сырья должен обновляться, так как техническое развитие страны выдвигает новые требования к используемым материалам, в Российской Федерации он обычно конкретизируется раз в 5 - 6 лет [12]).
Стратегическое минеральное сырье не может автоматически стать критическим минеральным сырьем. В США, например, это положение относится к углю, нефти, горючему газу, которые являясь стратегическим сырьем, не входят в группу критического [14].
Стратегическими российскими ресурсами минерального сырья являются топливно-энергетические ресурсы, руды драгоценных, цветных, редких металлов, драгоценные камни. Водные запасы - также стратегические ресурсы [11,15,16]. Для характеристики состояния запасов в Российской Федерации применяется система показателей, которая включает «долю прироста запасов полезных ископаемых (по стратегическим видам полезных ископаемых) в общем объеме погашенных в недрах запасов» [15];
Помимо стратегических в России выделяют значимые для экономики страны полезные ископаемые: «уголь, железные руды, цинк, апатитовые руды, калийные соли, цементное сырье, подземные воды; для отдельных отраслей промышленности – плавиковый шпат, бентониты, полевошпатовое сырье, каолин, крупнолистовой мусковит, оптическое сырье, йод» [15]. Кроме этого, в соответствии с уровнем удовлетворения нужд полезные ископаемые делятся на 3 группы:
- удовлетворяющие нужды страны в любой ситуации;
- недостаточно обеспеченные запасами месторождений полезные ископаемые;
- дефицитные полезные ископаемые.
Стратегия развития минерально-сырьевой базы РФ до 2035 г. использует показатель соотношения прироста запасов полезных ископаемых к объему их добычи. Расчеты базируются на средних значениях прироста и погашения запасов в недрах за последние 10 лет. Критически важные материалы (CRM). Европейская промышленная база, обеспечивающая выпуск большого спектра продукции, требует стабильных поставок ресурсов, особенно это важно при реализации инновационных технологий. Несмотря на то, что некоторые важнейшие виды сырья, например, гафний, производятся на территории ЕС, промышленность ЕС сильно зависит от импорта сырья из государств, не относящихся к ЕС. В связи с этим Европейской комиссии ЕС необходимо было обеспечить надежный и беспрепятственный доступ к определенным видам сырья. Для решения этой проблемы комиссия разработала список важнейших сырьевых ресурсов, имеющих серьезную значимость для экономики ЕС. Данный список постоянно пересматривается и обновляется.
Историческая справка.
• 2011г. Составлен первый список, включающий 14 CRM [17]. Он являлся приоритетным мероприятием «сырьевой инициативы ЕС» 2008 года. Комиссия обязалась обновлять список не реже одного раза в 3 года с учетом производственных, рыночных и технологических достижений.
• 2014 г. Опубликован пересмотренный список, состоящий из 20 CRM [18].
• 2017г. публикуется третий список CRM, включающий 27 CRM, в том числе впервые отдельно оценены:
– HREEs (тяжелые редкоземельные элементы);
– LREEs (легкие редкоземельные элементы);
– PGMs (металлы платиновой группы) [11,19].
Уточнена методология определения CRM.
• 2020 г. опубликован 4-ый список, содержащий 30 CRM (дополнительно включено 4 материала, исключен гелий), под заголовком «Устойчивость к критическим сырьевым материалам: Прокладывание пути к большей безопасности и устойчивости» [20].
• В 2023 г. опубликован 5-й список из 34 CRM. Комиссия ЕС предложила Закон о критическом сырье, который должен создать ЕС безопасные и устойчивые поставки критически важного сырья [21].
На рис.1 приведены основные поставщики критически важных материалов (CRM) в ЕС из государств, формирующих наибольшую долю этих поставок.
Рисунок 1 – Основные поставщики критически важных материалов (CRM) в ЕС
Источник: [21]
Методология отнесения материалов к группе CRM использует 2-е группы показателей, основанных на:
– экономическом значении материала, которое определяется на основе удельного веса добавленной стоимости в валовом внутреннем продукте ЕС, при этом осуществляется масштабирование в соответствии с общим ВВП ЕС[21];
– показателях риска поставок, отражающих индикаторы качества государственного управления (Worldwide Governance Indicators, WGI), которые в свою очередь базируются на «подотчетности, политической стабильности, эффективности правительства, нормативном качестве и верховенстве закона» [11, 21].
На рис. 2 представлены результаты использования списка критически важных материалов (CRM)
Рис. 2 - Результаты использование списка критически важных материалов (CRM).
Источник: составлено авторами на основе [17-21]
Данный подход позволил обеспечить:
– стабильные поставки с рынков мира и устойчивые поставки внутри ЕС;
– вовлечение в производство дополнительных объемов вторичного сырья;
– рост эффективности использования ресурсов.
Осуществление контроля за критически важными материалами позволяет внести вклад в решение ряда важных проблем:
– снижение рисков, формирование и контроль сквозных цепочек поставок и использования материалов, что обеспечивает усиление связей отраслей промышленности (примером является производство смартфона, для обеспечения небольших размеров, малого веса и функциональности которого требуется около 50 различных металлов);
– реализация принципов ресурсоэффективности и круговой экономики, эффективное использование критически важных материалов осуществляется на основе рециклинга вторичного сырья;
– обеспечение инновационного развития и охраны окружающей среды.
Применение критически важных материалов позволяет реализовать современные инновационные технологии, в частности «чистые, зеленые технологии». Критически важные материалы являются основой производства солнечных батарей, ветровых турбин, электромобилей, энергосберегающего освещения; освоения космоса, а также компьютеров, автомобилей, самолетов и др.), мобильных телефонов, литиевых ионных батареек, волоконно-оптических кабелей, синтетического горючего и т.п.). [13].
Из приведенных данных следует, что критически важные материалы играют значительную роль в производстве высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью. Организация, контроль их поставок и использования позволяют значительно снизить возможные риски.
Риски в данной области, прежде всего, отражают различные нарушения при поставке материалов и их ограниченность. Как отметил В.В. Путин, «если мы локализовали 90% какого-то оборудования, машина все равно не поедет, если 10% не хватает». Президент отметил, что необязательно стремиться достичь 100-процентной локализации во всех сферах, но в критических областях это необходимо [22]. Поэтому это положение полностью распространяется на критически важные материалы. Без контроля над обеспечением этими материалами локализация производства критически важной продукции будет затруднена.
Исследователи отмечают, что данная тенденция наблюдается во многих странах. COVID‑19 и политика санкций привели к нарушению глобальных цепочек поставок критически важных материалов. Поэтому быстро растущий глобальный спрос на критически важные материалы заставил США и страны ЕС выбрать в качестве приоритетного направления стратегического развития самодостаточность [23].
Специалисты подчеркивают, что рост зависимости экономики России от обеспеченности критически важными материалами будет постоянно увеличиваться [11, 24]. «Надежные и устойчивые поставки как первичного, так и вторичного сырья, прежде всего критически важного сырья для ключевых технологий и стратегических секторов, таких как возобновляемые источники энергии, электромобильность, цифровые технологии, космос и оборона, являются одним из необходимых условий для достижения национальной безопасности и независимости» [24]. В 2022г. вышел аналитический отчет, в котором рассматриваются проблемы обеспечения критически важными минералами и материалами (КВММ) Индустрии 4.0. Детальному изучению подверглись редкоземельные элементы (РЗЭ), никель, кобальт, графит и т.п., оценены тенденции их применения в Госкорпорации «Росатом». Сделан вывод о стремительном росте потребности в них, что будет создавать вызовы в области достаточности данных материалов на рынке [25]. Следует отметить, что перечень критически важных материалов не ограничивается вышеперечисленными позицпями. В настоящее время определены перечни критических для промышленности комплектующих, критически важных технологий и автомобильных компонентов [26, 27]. В связи с этим возникает необходимость в методическом обосновании и определении перечня российских критически важных материалов. В качестве инструментов, позволяющих снизить остроту проблемы обеспеченности критически важными материалами, следует рекомендовать: диверсификацию поставок, повышение объёмов переработки отходов, поиск альтернативных материалов, рециклинг этих материалов.
Результаты
На основе анализа имеющихся в мире подходов к классификации сырьевых ресурсов можно рекомендовать использовать в России как традиционный учет минерального сырья (стратегическое и дефицитное), так и применение опыта стран ЕС в области управления критически важными материалами. Выделение группы критически важных материалов позволит обеспечить их отдельный учет, контролировать формирование запасов, экономное применение, вторичное использование, что повысит обеспеченность и ритмичность производства критически важной, высокотехнологичной продукции высокой добавленной стоимости, снизит, а в перспективе ликвидирует зависимость от их импорта.
В результате будет повышена степень обеспеченности материальными ресурсами по следующим направлениям:
– решение проблемы снабжения сырьем (в настоящее время традиционно контролируется обеспечение стратегическим и дефицитным минеральным сырьем );
– производство высокотехнологичной продукции высокой добавленной стоимости (на основе обеспечения экономики критически важными материалами);
– более полная реализация курса на устойчивое развитие (в результате контроля за использованием критически важных ресурсов и их рециклингом).
Библиографический список
1. Путин заявил, что западная модель глобализации изжила себя - Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.interfax.ru/russia/933349 Дата обращения: 12.01.2024.
2. Прогнозируемые вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации и направления их нейтрализации Электронный ресурс. Режим доступа: https://vagsh.mil.ru/upload/site17/document_file/HoyIa2YLpO.pdf Дата обращения: 16.01.2024.
3. Ильницкий А.М. Бремя больших перемен. – URL: Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.pnp.ru/politics/vremya-bolshikh-resheniy.html Дата обращения: 15.01.2024.
4. Правительство утвердило Концепцию технологического развития до 2030 года Электронный ресурс. Режим доступа: http://government.ru/news/48570/ Дата обращения: 16.01.2024.
5. Мельник М.В., Герасимова Е.Б. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие. — М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2007. — 192 с.
6. Какими уникальными природными ресурсами обладает Россия кроме нефти и газа Электронный ресурс. Режим доступа: https://gorod24.online/simferopol/news/299595-kakimi_unikalnyimi_prirodnyimi_resursami_obladaet_rossiya_krome_nefti_i_gaz Дата обращения: 15.01.2024.
7. Климат и природные ресурсы Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/IssWWW.exe/Stg/d1/03-0-2.htm Дата обращения: 16.01.2024.
8. Минпромторг РФ: перестройка логистических цепочек займет не более полугода Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.newkaliningrad.ru/news/briefs/economy/23986657-minpromtorg-rf-perestroyka-logisticheskikh-tsepochek-zaymet-ne-bolee-polugoda.html Дата обращения: 15.01.2024.
9. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года Электронный ресурс. Режим доступа: https://sudact.ru/law/ukaz-prezidenta-rf-ot-13052017-n-208/#JlQQwCjyHHLO Дата обращения: 12.01.2024.
10. Леонард М., Пизани-Ферри Ж., Шапиро Д., Тальяпьетра С., Вольф Г./ Геополитика европейского зеленого курса // Россия в глобальной политике Электронный ресурс. Режим доступа: https://globalaffairs.ru/articles/geopolitika-zelyonogo-kursa/ Дата обращения: 16.01.2024.
11. Костыгова. Л.А. Обеспечение экономики страны важнейшими сырьевыми ресурсами – необходимое условие инновационного развития // Экономика и управление в машиностроении. 2019. № 4. С. 27-31.
12. Распоряжение Правительства РФ от 16.01.1996 № 50-р «Об основных видах стратегического минерального сырья». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149585 /. Дата обращения: 16.01.2024.
13. Хлопонина В. С. Анализ современного состояния и пути повышения эффективности процесса воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации // Записки Горного института. 2012. URL: Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sovremennogo-sostoyaniya-i-puti-povysheniya-effektivnosti-protsessa-vosproizvodstva-mineralno-syrievoy-bazy-rossiyskoy Дата обращения: 12.01.2024.
14. Ерёмин Н. И. Критическое минеральное сырье в экономиках США и ЕС // Конференция «Ломоносов − 2016»: Сб. статей / МГУ им В. Л. Ломоносова.– Электронный ресурс. Режим доступа: http://geo.web.ru/conf/ Дата обращения: 16.01.2024.
15. Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года. Электронный ресурс. Режим доступа: https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-22122018-n-2914-r/#yNf6T3HwemxW Дата обращения: 15.01.2024.
16. Сайт ЦВК «Экспоцентра» Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.chemistry-expo.ru/ru/ui/17138/ Дата обращения: 12.01.2024.
17. Сообщение комиссии Европейскому парламенту. Совету, Европейскому экономическому и социальному комитету и Комитету регионов (COMMUNICATION FROM THE COMMISSION TO THE EUROPEAN PARLIAMENT, THE COUNCIL, THE EUROPEAN ECONOMIC AND SOCIAL COMMITTEE AND THE COMMITTEE OF THE REGIONS)2011г. Электронный ресурс. Режим доступа: https://z5h64q92x9.net/proxy_u/en-ru.ru.d75594b7-6184504d-b13a61fd-74722d776562/https/eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52011DC0025 Дата обращения: 17.01.2024.
18. Сообщение комиссии Европейскому парламенту. Совету, Европейскому экономическому и социальному комитету и Комитету регионов (COMMUNICATION FROM THE COMMISSION TO THE EUROPEAN PARLIAMENT, THE COUNCIL, THE EUROPEAN ECONOMIC AND SOCIAL COMMITTEE AND THE COMMITTEE OF THE REGIONS On the review of the list of critical raw materials for the EU and the implementation of the Raw Materials Initiative /* COM/2014/0297 final */О пересмотре списка важнейших сырьевых материалов для ЕС и реализации Инициативы по сырьевым материалам /* COM/2014/0297 окончательное)2014г. Электронный ресурс. Режим доступа: https://z5h64q92x9.net/proxy_u/en-ru.ru.d75594b7-6184504d-b13a61fd-74722d776562/https/eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52014DC0297 Дата обращения: 17.01.2024.
19. Сообщение комиссии Европейскому парламенту. Совету, Европейскому экономическому и социальному комитету и Комитету регионов (COMMUNICATION FROM THE COMMISSION TO THE EUROPEAN PARLIAMENT, THE COUNCIL, THE EUROPEAN ECONOMIC AND SOCIAL COMMITTEE AND THE COMMITTEE OF THE REGIONS) 2017г. Электронный ресурс. Режим доступа: https://z5h64q92x9.net/proxy_u/en-ru.ru.d75594b7-6184504d-b13a61fd-74722d776562/https/eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52017DC0490 Дата обращения: 16.01.2024.
20. Устойчивость к критическим сырьевым материалам: Прокладывание пути к большей безопасности и устойчивости (Critical Raw Materials Resilience: Charting a Path towards greater Security and Sustainability) Электронный ресурс. Режим доступа: https://z5h64q92x9.net/proxy_u/en-ru.ru.d75594b7-6184504d-b13a61fd-74722d776562/https/ec.europa.eu/docsroom/documents/42849 Дата обращения: 16.01.2024.
21. Официальный сайт ЕС. Электронный ресурс. Режим доступа: https://ec.europa.eu/growth/sectors/raw-materials/areas-specific-interest/critical-raw-materials_en Дата обращения: 16.01.2024.
22. Путин призвал стремиться к локализации производства в РФ по критически важным направлениям. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/news/2023/04/04/20132005.shtml?updated Дата обращения: 20.01.2024.
23. Кондратьев В., Попов В., Кедрова Г. Цепочки поставок критически важных материалов и национальная безопасность США. Мировая экономика и международные отношения, 2023, том 67, № 2, стр. 5-16. Электронный ресурс. Режим доступа: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2023-67-2-5-16 EDN: RFZAYY Дата обращения: 20.01.2024.
24. Кондратьев В.Б. Роль критически важных сырьевых материалов в условиях экономической неопределенности: опыт ЕС. Горная промышленность. 2022;(4):94–102. https://doi.org/10.30686/1609-9192-2022-4-94-102 . Электронный ресурс. Режим доступа: https://mining-media.ru/ru/article/newtech/17499-rol-kriticheski-vazhnykh-syrevykh-materialov-v-usloviyakh-ekonomicheskoj-neopredelennosti-opyt-es Дата обращения: 20.01.2024.
25. Критически важные минералы и материалы для Индустрии 4.0: особенности получения и перспективы применения на глобальных рынках Электронный ресурс. Режим доступа: https://naukarosatom.ru/upload/iblock/aec/y2zy4n9hkmbgvort65pjzpr3eahg0k28.pdf?ysclid=lsi55j2loo561304230 Дата обращения: 24.01.2024.
26.Чиновники определили перечень критических для промышленности комплектующих Электронный ресурс. Режим доступа: www.interfax.ru Дата обращения: 24.01.2024.
27. Перечень критически важных технологий и автомобильных компонентов Электронный ресурс. Режим доступа: https://rulaws.ru/acts/Perechen-kriticheski-vazhnyh-tehnologiy-i-avtomobilnyh-komponentov/?ysclid=lsi99w4m8j10535604 Дата обращения: 24.01.2024.
References
1. Putin said that the Western model of globalization has outlived its usefulness - An electronic resource. Validity period: https://www.interfax.ru/russia/933349 Date of reference: 12.01.2024.
2. Projected challenges and threats to the national security of the Russian Federation and the directions of their neutralization Electronic resource. Validity period: https://vagsh.mil.ru/upload/site17/document_file/HoyIa2YLpO.pdf Date of reference: 16.01..2024.
3. Ilnitsky A.M. The burden of big changes. – URL: Electronic resource. Validity period: https://www.pnp.ru/politics/vremya-bolshikh-resheniy.html Date of application: 15.01.2024.
4. The Government has approved the Concept of technological development until 2030 Electronic resource. Validity period: http://government.ru/news/48570 / Date of application: 16.01. 2024.
5. Melnik M.V., Gerasimova E.B. Analysis of financial and economic activities of the enterprise: textbook. the manual. — M.: FORUM; INFRA-M, 2007. — 192 p.
6. What unique natural resources does Russia have besides oil and gas Electronic resource. Validity period: https://gorod24.online/simferopol/news/299595-kakimi_unikalnyimi_prirodnyimi_resursami_obladaet_rossiya_krome_nefti_i_gaz Date of application: 15.01. 2024.
7. Climate and natural resources Electronic resource. Validity period: https://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/IssWWW.exe/Stg/d1/03-0-2.htm Date of application: 16.01.2024.
8. Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation: restructuring of logistics chains will take no more than six months Electronic resource. Validity period: https://www.newkaliningrad.ru/news/briefs/economy/23986657-minpromtorg-rf-perestroyka-logisticheskikh-tsepochek-zaymet-ne-bolee-polugoda.htm l Date of application: 15.01.2024.
9. The strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to 2030 Electronic resource. Validity period: https://sudact.ru/law/ukaz-prezidenta-rf-ot-13052017-n-208/#JlQQwCjyHHLO Date of reference: 12.01.2024.
10. Leonard M., Pisani-Ferry J., Shapiro D., Tagliapietra S., Wolf G./ Geopolitics of the European green course // Russia in global politics Electronic resource. Validity period: https://globalaffairs.ru/articles/geopolitika-zelyonogo-kursa / Date of request: 16.01.2024.
11. Kostygova L.A. Providing the country's economy with the most important raw materials is a necessary condition for innovative development // Economics and management in mechanical engineering. 2019. No. 4. pp. 27-31.
12. Decree of the Government of the Russian Federation dated 16.01.1996 No. 50-r "On the main types of strategic mineral raw materials". An electronic resource. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149585 / Date of application: 16.01.2024.
13. Khloponina V. S. Analysis of the current state and ways to improve the efficiency of the reproduction process of the mineral resource base of the Russian Federation // Notes of the Mining Institute. 2012. URL: An electronic resource. Validity period: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sovremennogo-sostoyaniya-i-puti-povysheniya-effektivnosti-protsessa-vosproizvodstva-mineralno-syrievoy-bazy-rossiyskoy Date of application: 12.01.2024.
14. Eremin N. I. Critical mineral raw materials in the economies of the USA and the EU // Conference "Lomonosov − 2016": Collection of articles / Lomonosov Moscow State University.– An electronic resource. Validity period: http://geo.web.ru/conf / Date of reference: 16.01.2024.
15. Strategy for the development of the mineral resource base of the Russian Federation until 2035. An electronic resource. Validity period: https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-22122018-n-2914-r/#yNf6T3HwemxW Date of application: 15.01.2024.
16. Expocentre Fairgrounds website is an electronic resource. Validity period: https://www.chemistry-expo.ru/ru/ui/17138 / Date of reference: 12.01.2024.
17. Сommunication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions)2011. An electronic resource. Validity period: https://z5h64q92x9.net/proxy_u/en-ru.ru.d75594b7-6184504d-b13a61fd-74722d776562/https/eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52011DC0025 Date of reference: 17.01.2024.
18. Сommunication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions on the revision of the list of critical raw materials for the EU and the implementation of the raw materials initiative /* com/2014/0297 final */On the revision of the list of essential raw materials for the EU and the implementation of the Raw Materials Initiative /* com/2014/0297 final)2014. An electronic resource. Validity period: https://z5h64q92x9.net/proxy_u/en-ru.ru.d75594b7-6184504d-b13a61fd-74722d776562/https/eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52014DC0297 Date of reference: 17.01.2024.
19. Communication from the Commission to the European Parliament. TO THE COUNCIL, THE EUROPEAN ECONOMIC AND SOCIAL COMMITTEE and THE COMMITTEE OF the REGIONS (COMMUNICATION FROM THE COMMISSION TO THE EUROPEAN PARLIAMENT, THE COUNCIL, THE EUROPEAN ECONOMIC AND SOCIAL COMMITTEE AND THE COMMITTEE OF THE REGIONS) 2017. An electronic resource. Validity period: https://z5h64q92x9.net/proxy_u/en-ru.ru.d75594b7-6184504d-b13a61fd-74722d776562/https/eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52017DC0490 Date of reference: 16.01.2024.
20. Resilience to Critical Raw Materials: Advancing the path to greater security and sustainable development (Critical Raw Materials Resilience: Paving the way for greater security and sustainable development) resource. Validity period: https://z5h64q92x9.net/proxy_u/en-ru.ru.d75594b7-6184504d-b13a61fd-74722d776562/https/ec.europa.eu/docsroom/documents/42849 Date of access: 16.01.2024.
21. Official EU website. An electronic resource. Validity period: https://ec.europa.eu/growth/sectors/raw-materials/areas-specific-interest/critical-raw-materials_en Date of reference: 16.01.2024.
22. Putin called for efforts to localize production in the Russian Federation in critical areas. An electronic resource. Access mode: https://www.gazeta.ru/business/news/2023/04/04/20132005.shtml?updated Date of application: 01/20/2024.
23. Kondratiev V., Popov V., Kedrova G. Supply chains of critical materials and U.S. national security. World Economy and International Relations, 2023, volume 67, No. 2, pp. 5-16. An electronic resource. Access mode: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2023-67-2-5-16 DN: RFZAYY Date of application: 01/20/2024.
24. Kondratiev V.B. The role of critically important raw materials in conditions of economic uncertainty: the EU experience. Mining industry. 2022;(4):94–102. https://doi.org/10.30686/1609-9192-2022-4-94-102 . An electronic resource. Access mode: https://mining-media.ru/ru/article/newtech/17499-rol-kriticheski-vazhnykh-syrevykh-materialov-v-usloviyakh-ekonomicheskoj-neopredelennosti-opyt-es Date of application: 20.01.2024.
25. Critically important minerals and materials for Industry 4.0: features of production and prospects of application in global markets Electronic resource. Access mode: https://naukarosatom.ru/upload/iblock/aec/y2zy4n9hkmbgvort65pjzpr3eahg0k28.pdf?ysclid=lsi55j2loo561304230 Date of application: 24.01.2024.
26. Officials have identified a list of critical components for the industry Electronic resource. Access mode: www.interfax.ru Date of access: 24.012024.
27. List of critical technologies and automotive components Electronic resource. Access mode: https://rulaws.ru/acts/Perechen-kriticheski-vazhnyh-tehnologiy-i-avtomobilnyh-komponentov/?ysclid=lsi99w4m8j10535604 Accessed: 24.01.2024.
Контактная информация / Contact information
ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)», Волоколамское шоссе, д. 4, г. Москва, 125993.
Moscow Aviation Institute (National Research University)" Volokolamsk highway, 4, Moscow, 125993, Russia.
Голов Роман Сергеевич / Roman S. Golov
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Ленинградский пр-кт, д. 49/2, Москва, 125167.
Financial University under the Government of the Russian Federation, 49/2 Leningradsky Ave., Moscow, 125167, Russia.
Костыгова Людмила Александровна / Lyudmila A. Kostygova