экономика и управление / economics and management
оригинальная статья
DOI: 10.26794/1999-849X-2024-17-3-48-57
УДК 330.341(045)
JEL F50, F52, L62, L92, O25
(CC) (
Импортозамещение в высокотехнологичном секторе как фактор устойчивого развития и модернизации транспортного комплекса России
С. В. Карпова, Т. В. Погодина
Финансовый университет, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ
Актуальность статьи обусловлена стремлением России противодействовать санкциям, навязанным США и их сателлитами, и опираться на собственные финансово-экономические ресурсы. Предметы исследования - политика импортозамещения и ее влияние на модернизацию транспортного комплекса страны Цель работы - выявление перспективных направлений реализации политики импортозамещения в высокотехнологичных секторах экономики как факторов устойчивого развития и модернизации транспортного комплекса России.
Отмечено, что для достижения данной цели целесообразно использовать политику импортозамещения в высокотехнологичных отраслях промышленности, которые отличаются большой интенсивностью внутренних затрат на научные исследования и разработки, большой долей работников с высшим образованием, а также более высокой инновационной активностью. Определено, что в настоящее время модернизация транспортного комплекса во многом определяется развитием высокотехнологических секторов экономики. Обоснована взаимосвязь устойчивого экономического развития и результатов импортозамещения, выявлены проблемы и перспективные направления политики импортозамещения в высокотехнологичных секторах российской экономики, осуществлена оценка степени влияния политики импортозамещения на развитие транспортного комплекса России. Установлена целесообразность формирования ответственного производства, которое минимизирует негативное воздействие деятельности объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду и позволяет предотвращать технологическое отставание национальной экономики и служит основой для модернизации транспортного комплекса благодаря использованию отечественного оборудования и транспортных средств для развития в первую очередь авиационного, железнодорожного, водного и автомобильного транспорта.
Ключевые слова: высокотехнологичный сектор; инновационные предприятия; ответственное производство и потребление; политика импортозамещения; рациональные модели производства; санкционная экономика; транспортный комплекс; устойчивое развитие
BY 4.0
Для цитирования: Карпова С. В., Погодина Т. В. Импортозамещение в высокотехнологичном секторе как фактор устойчивого развития и модернизации транспортного комплекса России. Экономика. Налоги. Право. 2024;17(3):48-57. DOI: 10.26794/1999-849Ж-2024-17-3-48-57
original paper
import substitution in the High-Tech sector
as a Factor of sustainable Development
and Modernization of the Russian transport complex
s. V. Karpova, T. V. Pogodina
Financial University, Moscow, Russia
abstract
The relevance of the article is due to Russia's desire to counteract the sanctions imposed by the United States and its satellites and rely on its own financial and economic resources. The subjects of the research are the policy of import substitution and its impact on the modernization of the country's transport complex. The purpose of the work is to identify key problems and promising areas for the implementation of import substitution policy in high-tech sectors of the economy as factors of sustainable development and modernization of the Russian transport complex.
© Карпова С. В., Погодина Т. В., 2024
It is noted that in order to achieve this goal, it is advisable to use an import substitution policy in high-tech industries, which are characterized by a high intensity of internal costs for research and development, a large proportion of workers with higher education, as well as higher innovation activity. It is determined that at present the modernization of the transport complex is largely determined by the development of high-tech sectors of the economy. The interrelation of sustainable economic development and the results of import substitution is substantiated, problems and promising areas of import substitution policy in high-tech sectors of the Russian economy are identified, and the degree of influence of import substitution policy on the development of the Russian transport complex is assessed. The expediency of forming responsible production has been established, which minimizes the negative impact of the activities of economic activities on the environment and allows to prevent the technological lag of the national economy and serves as the basis for the modernization of the transport complex through the use of domestic equipment and vehicles for the development primarily of aviation, rail, water and road transport.
Keywords: high-tech sector; innovative enterprises; responsible production and consumption; import substitution policy; rational production models; sanctions economy; transport complex; sustainable development
For citation: Karpova s. V., Pogodina T.V. import substitution in the high-tech sector as a factor of sustainable development and modernization of the Russian transport complex. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2024;17(3):48-57. (in Russ.). Doi: 10.26794/1999-849x-2024-17-3-48-57
введение
Импортозамещение и его влияние на достижение целей устойчивого развития служат объектами исследования многих отечественных и зарубежных ученых [1-4].
Однако до сих пор не в полной мере изучены направления реализации политики импортоза-мещения в высокотехнологичных секторах и ее влияние на устойчивое развитие и модернизацию экономики России, в частности транспортного комплекса.
И не случайно, что вопросы импортозамеще-ния в высокотехнологичных секторах экономики России были содержательно раскрыты в Послании Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному собранию от 29 февраля 2024 г. в части повышения производительности труда на основе внедрения искусственного интеллекта и формирования к 2030 г. цифровых платформ во всех ключевых отраслях экономики и социальной сферы, а также выполнения задач по созданию стимулов к внедрению зеленых технологий, переходу на экономику замкнутого цикла.
Кроме того, Президентом Российской Федерации В. В. Путиным отмечена важность развития транспортного комплекса на основе расширения производства отечественных транспортных средств, реализации капиталоемких автодорожных проектов, модернизации инфраструктуры аэропортов, создания сети высокоскоростных железных дорог и др.1
1 URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/11137.
ключевые направления политики импортозамещения и ее влияние на эффективность и устойчивость развития экономики россии
Политика импортозамещения, преследующая цель создания институциональных условий для развития производства конкурентоспособных товаров на внутреннем рынке по сравнению с импортируемой продукцией, исследовалась в работах многих отечественных и зарубежных ученых [1-4] и признана наиболее эффективной в агро-продовольственном комплексе страны, поскольку смогла обеспечить население более качественными продуктами питания по сравнению с западными аналогами. За 2014-2022 гг. в России более чем в полтора раза увеличилось производство овощей, мяса крупного рогатого скота, фруктов и ягод и других жизненно важных продуктов питания. Произошли положительные сдвиги в изготовлении непродовольственных товаров народного потребления [5].
Однако в условиях введенных против России санкций со стороны западных стран требуется совершенствование политики импортозамещения в высокотехнологичных секторах экономики, которые используют передовые научные и технологические разработки для создания продуктов и услуг и характеризуются высокой степенью инновационности технологий для обеспечения устойчивости экономики России, при которой возможно противостояние не только агрессивным
SD
экономика и управление / economics and management
воздействиям внешней среды, но и внутренним неблагоприятным факторам развития.
Накопленный в России опыт преодоления вызовов, предопределенных структурными кризисами, когда новая техника вступает в противоречие с имеющимся технологическим способом производства, значительно способствует преодолению имеющихся ограничений, препятствующих переходу к динамичному развитию высокотехнологичного сектора экономики, к которому относятся отрасли высокого, технологичного уровня и наукоемкие сервисы, что можно проследить по динамике показателей эффективности экономики России за 2015-2021 гг. (табл. 1).
Изменения отдельных показателей эффективности деятельности экономики по годам свидетельствуют о положительном влиянии политики импортозамещения на все комплексы и отрасли экономики, в частности об устойчивом и положительном приросте количества высокопроизводительных рабочих мест, увеличении эксплуатационной длины путей сообщения, повышении рентабельности активов и уровня инновационной активности организаций. Более того, происходит переход к рациональным моделям производства в условиях инфляции, рисков и неопределенностей. Однако вызывает озабоченность неустойчивая динамика индекса производительности труда, обусловливая необходимость полномасштабной реализации мероприятий, направляемых на повышение эффективности использования трудовых ресурсов путем совмещения профессий, должностей, функций, разделения труда, расширения зон обслуживания, внедрения достижений научно-технического прогресса, научной организации труда, сокращения текучести кадров, совершенствования оплаты труда.
проблемы реализации политики импортозамещения в высокотехнологичных секторах
Важным этапом политики импортозамещения является ее реализация в высокотехнологичных секторах экономики, которая встречается с проблемами, приведенными в табл. 2 [5; 6].
Таким образом, проблем у России с осуществлением импортозамещения в высокотехнологичных отраслях экономики много, но они решаемы [7-9].
Благодаря сохранившимся со времен СССР производственным мощностям и технологиям, не утратившим своей актуальности до настоящего времени, процессы выстраивания продуктивных кооперативных связей науки и бизнеса с высшими и средними учебными заведениями благоприятствуют выведению России на инновационно-технологическую траекторию развития.
формирование ответственного производства и оценка его влияния на модернизацию транспортного комплекса россии
Высокотехнологичный комплекс, под которым подразумевается совокупность отраслей, характеризующихся относительно большой наукоем-костью производства, развивается не только благодаря использованию экономических активов, но и активизации методов, связанных с патриотическим воспитанием населения и ответственным отношением к производству и потреблению. Ответственное производство предполагает наличие современной идеологии организации производственной деятельности, включающей совокупность мер, направленных на бережное использование финансово-экономических и природных ресурсов, достижение высокой социальной ответственности перед каждым человеком и местным сообществом на основе внутренних побудительных мотивов и нравственных установок.
Перспективы формирования ответственного производства в России обусловлены наличием соответствующих возможностей в силу особенностей и менталитета российского населения, сложившихся традиций и жизненных ценностей (табл. 3) [10; 11].
Следовательно, ответственное производство ориентировано на удовлетворение потребностей не только текущего, но и будущих поколений.
Необходимы совместные усилия со стороны производителей и потребителей, поскольку спрос и предложение на товары и услуги неразрывно связаны друг с другом. Инновационно-технологическая составляющая формирует у населения такие важные качества, как гордость за страну, желание учиться и работать на российских предприятиях, повторять достижения выдающихся соотечественников [12; 13].
Таблица 1 / Table 1
Показатели эффективности развития экономики России за 2015-2021 гг. / indicators of the effectiveness of the development of the Russian economy for 2015-2021
Показатели / Indicators 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП, % / The share of high-tech and knowledge-intensive industries in GDP, % 21,1 21,3 21,8 21,3 22,2 24,5 23,0
Прирост высокопроизводительных рабочих мест, тыс. ед. / Growth of high-performance jobs, thousand units -1672 -799 1130 2524 1094 1214 664
Цепной индекс производительности труда в добыче полезных ископаемых, в % / The chain index of labor productivity in mining, in % 100,3 101,4 100,9 101,4 101,6 95,0 100,7
Цепной индекс производительности труда в обрабатывающих производствах, в % / Chain index of labor productivity in manufacturing industries, in % 101,3 100,4 104.3 105,1 103,6 104,2 102,6
Уровень инновационной активности организаций, % / The level of innovation activity of organizations, % 9,3 8.4 8.5 12,8 9,1 10,8 11,9
Эксплуатационная длина железнодорожных путей сообщения общего пользования, тыс. км / Operational length of public railway lines, thousand km 86 86 87 87 87 87 87
Эксплуатационная длина автомобильных дорог с твердым покрытием, тыс. км / Operational length of paved roads, thousand km 1154 1162 1171 1188 1198 1203 1212
Рентабельность активов организаций в добыче полезных ископаемых, руб. / Return on assets of organizations in mining, rub. 11,7 9,9 10,4 15,6 11,8 10,0 18,9
Рентабельность активов организаций в обрабатывающих производствах, % / Return on assets of organizations in manufacturing industries, % 4,0 6,3 4,4 5,5 6,9 5,3 10,8
Источник/Source: Российский статистический ежегодник. 2022. Стат. сб. М.: Росстат; 2022. URL: https://www.file:///C:/Users/User/ Downloads/Ejegodnik_2022%20(1).pdf / Russian Statistical Yearbook. 2022: Stat.sat. Moscow: Rosst: 2022. URL: https://www. /Downloads/ Ejegodnik_2022%20(1).pdf.
развитие транспортного комплекса как условие обеспечения роста экономики россии
Россия — самая большая страна в мире по территории. Поэтому для нее очень важно развитие всех видов транспорта, которое невозможно без наличия соответствующей инфраструктуры, а также современных транспортных средств, обеспечивающих безаварийность на транспорте, которая хотя и снижается, но остается все еще значимой для России: за 2000-2021 гг. число погибших на автомобильных дорогах и ули-
цах сократилось в два раза, но в 2021 г. погибли 14,9 тыс. чел. [5].
Следует также отметить высокую долю затрат (15-17%) на осуществление транспортных услуг в себестоимости продукции по сравнению с зарубежными предприятиями (8-10%) [14; 15].
Для оперативного решения задачи модернизации транспортного комплекса страны на основе осуществления политики импортозамещения в высокотехнологичном секторе экономики России требуется применение комплексного подхода (см. рисунок).
Таким образом, комплексный подход основан на взаимосвязи политики импортозамещения
S2
экономика и управление / economics and management
Таблица 2 / Table 2
Проблемы импортозамещения в высокотехнологичных производствах и пути их решения / Problems of import substitution in high-tech industries and ways out of them
Проблема / Problem Характеристика / Characteristic Пути решения / Exit paths
Отсутствие четких стратегических приоритетов в политике импортозамещения в высокотехнологичных секторах экономики / Lack of clear strategic priorities in the policy of import substitution in the high-tech sectors of the economy Преимущественная реализация импортозамещения в отраслях производства, ориентированных на жизнеобеспечение населения Формирование политики импортозамещение на основе протекционистских мер государства в отношении высокотехнологичных отраслей, имеющих потенциал роста, для обеспечения потребностей внутреннего рынка и выхода в последующем на зарубежные высокотехнологичные рынки
Низкий уровень заинтересованности крупного бизнеса в развитии инновационной экономики / The low level of interest of large businesses in the development of an innovative economy Преимущественная реализация собственных интересов владельцами бизнеса, которые связаны с западными странами Развитие патриотизма. Повышение инвестиционной привлекательности отраслей и комплекса
Бюрократизм в органах государственной власти / Bureaucracy in public authorities Наиболее общественно опасным проявлением бюрократизма выступает коррупция, которая подрывает доверие общества к государственной власти и управлению Обеспечение сменяемости поколений государственных служащих и формирование системы оплаты госслужащих во взаимосвязи с эффективностью их деятельности
Недостаточный потенциал МСП для реализации инновационно-технологических проектов / Insufficient potential of small and medium-sized enterprises for the implementation of innovative and technological projects Инновационно-технологические проекты требуют крупных инвестиций и несут высокие финансовые и инвестиционные риски, которые часто являются катастрофическими для малых и средних компаний Выборочное инвестирование конкретных проектов, основанное на принципах их софинансирования частными инвесторами с бюджетами разных уровней; вовлечение субъектов МСП в производство продукции военного и двойного назначения
Недостаток кооперации с производителями из недружественных стран / Lack of cooperation with manufacturers from unfriendly countries Наличие высокой зависимости России от импорта многих передовых технологий, что стало особенно ощутимым в условиях санкций и проявляется в приостановлении действия международных программ технико-технологического обмена и международной кооперации Формирование технико-технологического суверенитета, кооперация на основе уже имеющейся инновационной инфраструктуры и технологических достижений, доставшихся в наследство от СССР
Отток российского капитала за границу и иностранного капитала из России / Outflow of Russian capital abroad and foreign capital from Russia Экономикой современной России остро ощущается проблема вывода финансовых активов за рубеж для удовлетворения интересов собственников, но вопреки национальным интересам Централизация государственных инвестиций в приоритетные «векторы развития», межрегиональные инвестиционные проекты, содействующие формированию технологического суверенитета и имеющих социальную направленность
Недостаток высокопрофессиональных кадров, отток молодых специалистов из России / Lack of highly qualified personnel, outflow of young specialists from Russia Дисбаланс в подготовке кадров, необъективный рост числа управленческих кадров и недостаток специалистов технико-технологических специальностей Повышение кадровой мобильности и изменение структуры подготовки специалистов
Недостаточное технологическое обновление всех цепочки создания инновационной добавленной стоимости / Insufficient technological renewal of all the innovative value chain Ограничение импорта высокотехнологичных товаров и оборудования для их производства Формирование избирательного подхода к организации импортозамещаемых и экспортоориентированных высокотехнологичных производств, обеспечивающих создание инновационной добавленной стоимости
Недостаточная эффективность производства в высокотехнологичных отраслях экономики / Insufficient production efficiency in high-tech sectors of the economy Производство неконкурентоспособной продукции. что становится причиной увеличения неэффективности в экономике в целом Формирование на национальном уровне высокотехнологичного вектора развития, выделение отраслей и производств в высоким потенциалом роста
Источник/Source: составлено авторами с использованием источника [7] /compiled by the authors using the source [7].
Таблица 3 / Table 3
Перспективные направления формирования ответственного производства в России / Promising directions for the formation of responsible production in Russia
№ Перспективные направления / Promising areas Характеристика / Characteristic
1 Формирование инновационной экономики/ Formation of an innovative economy Рост доли инновационных товаров, внедрение передовых технологий, реализация инфраструктурных инновационных проектов
2 Становление гражданского общества / The formation of civil society Активная гражданская позиция, участие в общественных социально значимых мероприятиях, развитие образовательных программ по ответственному потреблению
3 Бережное отношение к окружающей среде / Respect for the environment Этичная утилизация мусора, участие в мероприятиях по благоустройству двора, района, города
4 Развитие предпринимательства / Business development Увеличение числа малых и средних предприятий, развитие социального предпринимательства, продвижение предпринимательской деятельности
5 Социальная ответственность / Social responsibility Уважительно отношение к окружающим, забота о близких, помощь нуждающимся, повышение культуры потребления
6 Патриотизм / Patriotism Гордость за страну, ее мощь и величие, приверженность отечественным производителям, приоритет общественных ценностей над индивидуальными ценностями, пропаганда российских ценностей
7 Ресурсосбережение / Resource saving Устойчивый рост эффективности использования экономических ресурсов, увеличение производства и потребления высококачественных товаров с длинным жизненным циклом, рост производства продукции из вторсырья
8 Снижение социального неравенства / Reducing social inequality Повышение доступности жизненно важных благ для всех категорий населения
9 Соблюдение этических норм в производстве товаров / Compliance with ethical standards in the production of goods Поддержка профессиональной репутации, креативной инициативности, отказ от производства и покупки продукции в пластиковой упаковке
Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.
в высокотехнологичном секторе страны и модернизации транспортного комплекса на основе разработки и оценки степени достижения целевых индикаторов.
Санкционное давление со стороны западных стран оказало отрицательное влияние на развитие транспортной отрасли вследствие вынужденного отказа от импорта высокотехнологичного оборудования и транспортных средств (например, самолетов). Поэтому реализация политики импортозамещения
в высокотехнологичном комплексе страны — это объективная основа для осуществления модернизации на транспорте, которая должна предусматривать:
• повышение «интеллектуального уровня» транспортной системы посредством использования более современных транспортных средств и оборудования;
• осуществление цифровизации транспортных процессов благодаря интеграции транспортных и информационных технологий;
1. Оценка факторов и потенциала импортозамещения отраслей транспортного
комплекса
2. Разработка направлений модернизации отраслей транспортного комплекса и
определение целевых показателей
3. Мониторинг хода реализации политики импортозамещения и анализ достижения
целевых показателей
4. Выявление проблем в реализации политики импортозамещения и корректировка
направлений ее реализации
5. Комплексная оценка эффективности политики модернизации транспортного комплекса на основе осуществления политики импортозамещения в высокотехнологичном секторе
Рис. / Fig. Комплексный подход к модернизации транспортного комплекса страны на основе осуществления политики импортозамещения в высокотехнологичном секторе экономики России / An integrated approach to the modernization of the country's transport complex based on the implementation of an import substitution policy in the high-tech sector of the Russian economy
Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.
• создание в транспортном комплексе современных инновационных предприятий, интегрированных в высокотехнологичный комплекс страны;
• обновление самолетного парка благодаря отечественному самолетостроению;
• модернизацию инфраструктуры аэропортов;
• создание высокоскоростных железных дорог;
• модернизацию морского и речного флотов для развития туристического бизнеса.
В перспективе политика импортозамещения будет осуществляться в двух направлениях.
Первое направление ориентировано на внедрение импортных протекционистских барьеров для национальных товаропроизводителей и снижения конкуренции с поставщиками-иностранцами.
Второе направление заключается в применении прямых и косвенных мер поддержки отечественных бизнес-проектов2.
Более приемлемым способом обеспечения эффективной модернизации транспортного комплекса является второе направление, позволяющее поддерживать отечественных товаропроизводителей, но не в ущерб интересам потребителей. Импортозамещение в высокотехнологичном секторе должно решить задачу производства высококачественного оборудования и транспортных средств. В этом случае приоритет
2 Программа импортозамещения в России: что это такое, стратегия и политика. URL: https://www.cleverence.ru/ artides/biznes/programma-importozameshcheniya-v-rossii-chto-eto-takoe-strategiya-i-politika.
должен быть отдан обеспечению безопасности и качества перевозок [16; 17].
выводы
Высокотехнологичные сектора экономики оказывают непосредственное влияние на развитие и модернизацию транспортного комплекса страны и обеспечение эффективности его функционирования. В условиях санкционного давления и снижения импорта высокотехнологичного оборудования и транспортных средств в России необходимо осуществлять комплексный подход
к обеспечению устойчивого развития и модернизации транспортного комплекса страны на основе реализации политики импортозамещения в высокотехнологичном секторе экономики. Комплексный подход к импортозамещению включает пять этапов — оценку потенциала импортозамещения, выявление целевых индикаторов, мониторинг хода реализации политики импортозамещения, установление проблем и корректировка целей политики импортозамещения, комплексную оценку эффективности модернизации транспортного комплексного страны.
благодарности
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.
acknowledgements
The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment of the Financial University.
список литературы
1. Клейнер Г. Б. Системная перезагрузка российской экономики: ключевые направления и перспективы. Научные труды Вольного экономического общества России. 2020;223(3):111-122. DOI: 10.38197/20722060-2020-223-3-111-122
2. Сафиуллин М. Р., Ельшин Л. А. Санкционное давление на экономику России: пути преодоления издержек и выгоды конфронтации в рамках импортозамещения. Финансы: теория и практика / Finance: Theory and Practice. 2023;27(1):150-161. DOI: 10.26794/2587-5671-2023-27-1-150-161
3. Гончаренко Л.И. Оценка применения и возможности повышения результативности антисанкцион-ных налоговых решений в поддержку бизнеса. Экономика. Налоги. Право. 2023;16(3):24-34.
4. Huseynli N. Examination of the relationship between economic growth and research and development expenditures in Azerbaijan, Kazakhstan and Kyrgyzstan. Finance: Theory and Practice. 2023;27(2):28-37. D0I:10.26794/2587-5671-2023-27-2-28-37
5. Шкодинский С. В., Кушнир А. М., Продченко И. А. Влияние санкций на технологический суверенитет России. Проблемы рыночной экономики. 2022;(2):75-96. DOI: 10.33051/2500-2325-2022-2-75-96
6. Поташников Ю. М. Утилизация отходов производства и потребления. Тверь: Изд-во ТГТУ; 2004. 107 с.
7. Погодина Т. В., Багаев Д. В. Стратегия импортозамещения в системе финансово-инвестиционного риск-менеджмента. Инновационное развитие экономики. 2023;74(2):174-180. DOI: 10.51832/2223798420232169
8. Погодина Т. В. Формирование системы мотивации населения к повышению качества жизни в современных условиях. Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2023;32(1):65-74. DOI: 10.35634/2412-9593-2023-33-1-65-74
9. Старых С. А., Перепелкин И. Г., Зеньковская А. В. Обеспечение экономического роста Российской Федерации в современных условиях. Регион: системы, экономика, управление. 2021;(4):31-37. DOI: 10.22394/1997-4469-2021-55-4-31-37
10. Шабанова М. А. Социально ответственное потребление в России: факторы и потенциал развития рыночных и нерыночных практик. Общественные науки и современность. 2017;(3):69-86.
11. Давыдова О. А. Прогноз развития социально-экономического региона с учетом качества транспортной инфраструктуры (на примере г. Москвы). Региональная экономика: теория и практика. 2019;17(9):1723-1736.
12. Сафиуллин М. Р., Ельшин Л. А. Санкционное давление на экономику России: пути преодоления издержек и выгоды конфронтации в рамках импортозамещения. Финансы: теория и практика / Finance: Theory and Practice. 2023;27(1):150-161. DOI: 10.26794/2587-5671-2023-27-1-150-161
13. Чернова В. Ю. Стратегические приоритеты политики структурно-техно-логической модернизации в АПК. Экономические и гуманитарные науки. 2019;324(1):90-101.
14. Chernova V. Yu., Kheyfets B. A. Import substitution in high-tech industries of the agro-industrial complex in Russia. WSEAS Transactions on Business and Economics. 2020;17:85-92. DOI: 10.37394/23207.2020.17.10
15. Гузырь В. В. Инновационная ESG-трансформация фирм как глобальный тренд устойчивого развития. Экономика и управление инновациями. 2022;20(1):33-43.
16. Liang H., Renneboog L. Corporate social responsibility and sustainable finance: a review of the literature. Oxford; 2020. 43 р.
17. Ивантер В. В. Механизмы экономического роста. Мир новой экономики. 2018;12(3):24-35. DOI: 10.26794/2220-6469-2018-12-3-24-35
references
1. Kleiner G. B. Systemic reboot of the Russian economy: key directions and prospects. Nauchnye trudy Vol'nogo ehkonomicheskogo obshchestva Rossii = Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 2020;223(3):111-122. (In Russ.). DOI: 10.38197/2072-2060-2020-223-3-111-122
2. Safiullin M. R., Elshin L. A. Sanctions pressure on the Russian economy: ways to overcome the costs and benefits of confrontation within the framework of import substitution. Finance: Theory and Practice / Finance: Theory and Practice. 2023;27(1):150-161. (In Russ.). DOI: 10.26794/2587-5671-2023-27-1-150161
3. Goncharenko L.I. Assessment of the use and possibility of increasing the effectiveness of anti-sanction tax decisions in support of business. Ekonomika.Nalogi.Pravo. = Economics, taxes & law. 2023;16(3):24-34. (In Russ.).
4. Huseynli N. Examination of the relationship between economic growth and research and development expenditures in Azerbaijan, Kazakhstan and Kyrgyzstan. Finance: Theory and Practice. 2023;27(2):28-37. DOI: 10.26794/2587-5671-2023-27-2-28-37
5. Shkodinsky S. V., Kushnir A. M., Prodchenko I. A. The impact of sanctions on Russia's technological sovereignty. Problemy rynochnoj ehkonomiki = Problems of market economy. 2022;(2):75-96. (In Russ.). DOI: 10.33051/2500-2325-2022-2-75-96
6. Potashnikov Yu. M. Recycling of production and consumption waste. Tver: Publishing house of Tver State Technical University; 2004. 107 p. (In Russ.).
7. Pogodina T. V., Bagaev D. V. Import substitution strategy in the system of financial and investment risk management. Innovative development of the economy. 2023;74(2):174-180. (In Russ.). DOI: 10.51832/2223798420232169
8. Pogodina T. V. Formation of a system of motivation of the population to improve the quality of life in modern conditions. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Ehkonomika i pravo = Bulletin of the Udmurt University. Economics and Law series. 2023;32(1):65-74. (In Russ.). DOI: 10.35634/2412-9593-2023-331-65-74
9. Starykh S. A., Perepelkin I. G., Zenkovskaya A. V. Ensuring economic growth of the Russian Federation in modern conditions. Region: sistemy, ehkonomika, upravlenie = Region: systems, economics, management. 2021;(4):31-37. (In Russ.). DOI: 10.22394/1997-4469-2021-55-4-31-37
10. Shabanova M. A. Socially responsible consumption in Russia: factors and potential for the development of market and non-market practices. Obshchestvennye nauki i sovremennost' = Social Sciences and modernity. 2017;(3):69-86. (In Russ.).
11. Davydova O. A. Forecast of the development of a socio-economic region taking into account the quality of transport infrastructure (on the example of Moscow). Regional'naya ehkonomika: teoriya i praktika = Regional economics: theory and practice. 2019;17(9):1723-1736. (In Russ.).
12. Safiullin M. R., Elshin L. A. Sanctions pressure on the russian economy: ways to overcome the costs and benefits of confrontation within the framework of import substitution. Finance: Theory and Practice. 2023;27(1):150-161. (In Russ.). DOI: 10.26794/2587-5671-2023-27-1-150-161
13. Chernova V. Yu. Strategic priorities of the policy of structural and technological modernization in agriculture. Ehkonomicheskie igumanitarnye nauki = Economic and humanitarian sciences. 2019;324(1):90-101. (In Russ.).
14. Chernova V. Yu., Kheyfets B. A. Import substitution in high-tech industries of the agro-industrial complex in Russia. WSEAS Transactions on Business and Economics. 2020;17:85-92. DOI: 10.37394/23207.2020.17.10
15. Guzyr V. V. Innovative ESG transformation of firms as a global trend of sustainable development. Ehkonomika i upravlenie innovaciyami = Economics and innovation management.2022;20(1):33-43. (In Russ.).
16. Liang H., Renneboog L. Corporate social responsibility and sustainable finance: a review of the literature. Oxford; 2020. 43 р.
17. Ivanter V. V. Mechanisms of economic growth. Mir novoj ehkonomiki = The world of the new economy. 2018;12(3):24-35. (In Russ.). DOI: 10.26794/2220-6469-2018-12-3-24-35
информация об авторах / about the authors
Светлана Васильевна Карпова — доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга и спортивного бизнеса, директор Института управленческих исследований и консалтинга, факультет «Высшая школа управления», Финансовый университет, Москва, Россия
Svetlana V. Karpova — Dr. Sci. (Econ.), Prof., Department of marketing and sports business, Head of the
Institute of Management Research and Consulting, Faculty of Higher School of Management, Financial
University, Moscow, Russia
https://orcid.org/0000-0002-4488-8131
Автор для корреспонденции / Corresponding author:
Татьяна Витальевна Погодина — доктор экономических наук, профессор кафедры финансового и инвестиционного менеджмента, факультет «Высшая школа управления», Финансовый университет, Москва, Россия
Tatiana V. Pogodina — Dr. Sci. (Econ.), Prof., Department of Financial and Investment Management, Faculty of Higher School of Management, Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-6619-4229 [email protected]
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.
Статья поступила 13.03.2024; принята к публикации 24.05.2024. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received 13.03.2024; accepted for publication 24.05.2024. The authors read and approved the final version of the manuscript.
www.etl.fa.ru