УДК 338.45 <<71>>
ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
МОРКОВКИН ДМИТРИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Макроэкономическое регулирование», Финансовый университет, Москва, Россия E-mail: MorkovkinDE@rambler.ru
АННОТАЦИЯ
В статье анализируются вопросы институциональных преобразований государственной экономической политики на основе финансового обеспечения инновационной деятельности. Показана ключевая роль институтов развития в финансировании инфраструктурного обеспечения инновационного развития реального сектора российской экономики. Предложены инструменты реализации эффективного процесса импортозамещения в целях устойчивого финансирования инновационной деятельности высокотехнологичных предприятий реального сектора экономики России.
Ключевые слова: инновационное развитие; реальный сектор экономики; институты развития; финансирование инноваций; импортозамещение; промышленность; государственно-частное партнерство; инструменты поддержки импортозамещения.
PROBLEMS AND PRIORITIES OF FINANCING OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REAL SECTOR OF THE ECONOMY
DMITRY E. MORKOVKIN,
Candidate of economic Sciences, associate Professor of Department of Macroeconomic Regulation, Financial University under Government of the Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: MorkovkinDE@rambler.ru
ABSTRACT
The article analyzes the institutional transformation of government economic policy on the basis of the financial providing of innovative activity. A key role of development institutions in the financing of the infrastructure of support of innovative development of the real sector of the Russian economy. Suggested tools for implementation of an effective process of import substitution for sustainable financing of innovative activity of high-tech enterprises of the real sector of the Russian economy.
Keywords: innovative development; real sector; development institutions; financing of innovation; import substitution; industry; public-private partnerships; tools to support import substitution.
В современных условиях обострения мировой геополитической обстановки и усиления экономического давления стран Запада на экономику России очевидно, что роль государства в инновационном
развитии промышленности является определяющей. Главный источник устойчивого экономического роста — рост производства в реальном секторе экономики [1, с. 6]. В связи с этим важнейшим условием сохранения
стабильности социально-экономического положения России, институциональной структурной модернизации экономики, обеспечения национальной экономической безопасности является государственная поддержка инновационной составляющей реального сектора экономики. Необходимые усилия государства в этой области на федеральном и региональном уровнях должны быть направлены на создание условий по формированию инструментов поддержки импортозамещения и предпосылок инфраструктурного обеспечения развития инновационной деятельности в реальном секторе как локомотиве роста национальной экономики.
Под обеспечением экономической безопасности российской экономики в контексте модернизации следует понимать создаваемые государством условия для проведения структурных модернизационных преобразований, направленных на обеспечение национальных интересов, стабильного, устойчивого роста экономики и повышение уровня и качества жизни населения [2, с. 120].
В Указе Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» (ред. 01.07.2014) подчеркивается, что успешную интеграцию России в глобальное экономическое пространство и международную систему разделения труда затрудняют низкие темпы перевода национальной экономики на инновационный путь развития1. Кроме того, двухлетний опыт членства России в ВТО, с одной стороны, и условия экономических санкций, с другой стороны, выдвигают на первый план наиболее острую и актуальную проблему импортозамещения как стратегического направления инновационно-индустриального развития национальной экономики, прежде всего ее инфраструктурной составляющей [3, с. 123].
В российской экономической науке вопрос эффективности институциональных преобразований экономической политики государства
1 Указ Президента РФ № 537 от 12.05.2009 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» (ред. 01.07.2014). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_165072/. (дата обращения: 3.06.2015).
приобретает особую остроту в связи с необходимостью обеспечения теоретико-методологическим и управленческим инструментарием не только перехода к растущим темпам экономического развития, но и выбора приоритетных факторов импортозамещения вследствие неблагоприятной международной конъюнктуры [4, с. 7].
Под понятием «институт» понимаются следующие агрегации, имеющие макроэкономические и микроинституциональные статусы:
• набор формальных и неформальных правил, структурирующих взаимодействие между людьми, составляющими организации и общества, и осуществляющих координирующую функцию между ними [5];
• коллективные действия по гармонизации отношений между экономическими агентами, обусловленные формальными и неформальными правилами и процедурами поведения;
• механизмы управления экономическими отношениями [6];
• организации как сложные сети контрактов, позволяющие минимизировать издержки социально-экономических трансакций [7];
• устойчивые организационные символические единицы общества, несущие его нормативно-ценностные и культурные характеристики.
Выделяют следующие группы институтов, обеспечивающих функционирование и развитие национальной и региональных социально-экономических систем:
1) политико-правовые институты, связанные с обеспечением гражданских и политических прав граждан, и в частности экономических агентов;
2) институты, обеспечивающие функционирование, развитие и сохранение человеческого капитала, к которым относятся организации социальной сферы;
3) собственно экономические институты, т. е. законодательство, обеспечивающее функционирование и развитие национальной экономики, в том числе экономики регионов Российской Федерации;
4) специальные институты, или «институты развития», решающие конкретные, специфические проблемы экономического
роста, выстраивающие «правила игры», нацеленные не на всех участников хозяйственной или политической жизни, а на некоторых из них, отобранных по конкретным критериям.
Институт развития — это организация, осуществляющая аккумулирование и перераспределение финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсов для решения социально-экономических проблем развития, поддержки инновационной деятельности и модернизации экономики.
Ключевая роль в финансировании инфраструктурного обеспечения инновационного развития реального сектора российской экономики отводится таким институтам развития, как Внешэкономбанк, Российская венчурная компания, РОСНАНО, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий — Фонд «Сколково».
Московская международная валютная биржа (ММВБ). В 2009 г. на базе Московской Биржи был создан Рынок инноваций и инвестиций (РИИ) — биржевой сектор для высокотехнологичного малого и среднего предпринимательства. Выход на РИИ дает несколько возможностей:
• получение рыночной оценки стоимости компании;
• привлечение инвесторов;
• повышение прозрачности и увеличение стоимости компании;
• получение торгуемых акций для проведения сделок слияний и поглощений, а также использования в качестве залога для получения кредитов (займов) по более низким ставкам.
Чтобы пользоваться подобными преимуществами, капитализация компании должна составлять не менее 50 млн руб., а существенная часть выручки — формироваться за счет ведения деятельности в отраслях, связанных с применением инновационных и высоких технологий. Основные направления деятельности и развития бизнеса, а также финансовые показатели в таком случае включаются в предоставляемый РИИ инвестиционный
меморандум для дальнейшего прохождения экспертной оценки соответствия необходимым требованиям.
Российская венчурная компания (РВК) — это государственный фонд и институт развития. Он был основан в июне 2006 г. и уже к 2013 г. обеспечил финансирование 142 компаний в общем объеме 13 млрд руб. РВК вкладывает средства через создаваемые совместно с инвесторами частные венчурные фонды. Приоритетные направления инвестирования фондов, сформированных при участии капитала ОАО «РВК», включают2:
• безопасность и противодействие терроризму;
• живые системы (понимаемые как биотехнологии, медицинские технологии и медицинское оборудование);
• индустрию наносистем и материалов;
• информационно-телекоммуникационные системы;
• рациональное природопользование;
• транспортные, авиационные и космические системы;
• энергетику и энергосбережение.
ОАО «РОСНАНО» в качестве крупного портфельного инвестора вкладывает средства в проекты энергетики, электроники, оп-тоэлектроники и телекоммуникаций, а также здравоохранения. Основная часть инвестиций направляется в компании, которые создают (планируют создавать) продукт с известными рынку потребительскими свойствами, по апробированной технологии с подтвержденными затратами сырья и материалов, причем в основном при создании и расширении производственных мощностей (в отличие от стратегии инвестирования в проекты улучшения свойств и снижения издержек) [8, с. 78].
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Некоммерческая организация, представительства которой работают в 61 регионе РФ, предоставляя предпосевное и посевное финансирование инновационным проектам, а также гранты субъектам малого инновационного
2 Официальный сайт ОАО «РВК» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusventure.ru/ru/company/brief (дата обращения 23.06.2015).
предпринимательства для создания и патентования результатов их интеллектуальной деятельности. Фонд реализует следующие основные программы, на участие в которых субъекты предпринимательской деятельности могут подать заявку3:
• «УМНИК» — победители программы получают 400 тыс. руб. на 2 года на проведение исследований в области НИОКР. Успешно прошедшие оценку по результатам двух лет работы проекты переходят на программу следующего уровня.
• «СТАРТ» — программа для инноваторов, разрабатывающих новые товары (изделия, технологии, услуги) с использованием результатов своих НИОКР. Для участия в программе компания должна быть создана не более 2 лет назад и иметь выручку не более 300 тыс. руб., при этом получая шанс финансирования в объеме до 6 млн руб. на 3 года. В течение этих трех лет предполагается следующая деятельность:
- 1-й год — безвозмездное предоставление до 750 тыс. руб. на НИОКР, разработку прототипа, испытания, патентование, составление бизнес-плана.
- 2-3-й год — дальнейшее финансирование, причем в обязательном порядке его разделение либо с внебюджетным инвестором, либо совместно с предприятием. Также предполагается, что при успешном развитии проекта выдвигается требование формирования постоянного штата персонала, в том числе из числа ведущих разработчиков.
• «РАЗВИТИЕ» — программа для иннова-торов, разрабатывающих высокотехнологичные товары (изделия, технологии, услуги) на основе принадлежащих им объектов интеллектуальной собственности. Объем выделяемых на один проект денежных средств может достигать 15 млн руб.
• «КОММЕРЦИОНАЛИЗАЦИЯ» — программа направлена на предоставление грантов в форме субсидий на финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией инновационных проектов, результаты кото-
3 Официальный сайт ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» [Электронный ресурс]. URL: http://www.fasie.ru/programmy (дата обращения: 23.06.2015).
рых имеют перспективу коммерциализации, за исключением расходов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Цель программы — оказание финансовой поддержки малым инновационным предприятиям, завершившим НИОКР и планирующим создание или расширение производства инновационной продукции. В результате выполнения проекта предприятие должно существенно повысить объемы реализации инновационной продукции и увеличить количество рабочих мест.
• «КООПЕРАЦИЯ» — программа направлена на поддержку инновационной деятельности предприятий в рамках взаимодействия крупных компаний с малым бизнесом в целях расширения практики вовлечения организаций малого наукоемкого предпринимательства для развития продуктовых линеек производственных компаний (инициатор проекта) со сформированной сетью сбыта, создания новых и обновления существующих высокотехнологичных производств. Реализация программы предусматривает отбор предложений по выполнению НИОКР, поданных инициаторами проектов, с целью предоставления Фондом содействия бюджетного финансирования для выполнения НИОКР отобранным в рамках открытого конкурса малым инновационным предприятиям (МИП) и последующим финансированием инициаторами проектов из внебюджетных средств затрат на коммерциализацию полученных результатов НИОКР.
• «ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ» — программа направлена на повышение конкурентоспособности малого инновационного бизнеса России на международных рынках и развитие рынка отечественной высокотехнологичной продукции, коммерциализацию результатов научно-технической деятельности за счет сотрудничества с международными партнерами и доступа к передовым технологиям и экспертизе. Также программа должна способствовать интеграции российского сектора исследований и разработок в глобальную международную инновационную систему на основе сбалансированного развития международных научно-технических связей Рос-
сийской Федерации. Включает в себя поддержку компаний с экспортно ориентированной продукцией с целью увеличения доли несырьевого экспорта из Российской Федерации. Финансовая поддержка предоставляется для проведения НИОКР. Цель программы — оказание прямой финансовой поддержки малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям или государственным научным организациям интеллектуальной собственности, вводимой в хозяйственный оборот.
Фонд «Сколково». Миссия ииновационно-го центра «Сколково» — создание экосистемы, благоприятной для развития предпринимательства и исследований в областях:
• энергоэффективность и энергосбережение — технологии, нацеленные на сокращение энергопотребления объектами промышленности, ЖКХ и муниципальной инфраструктуры;
• ядерные технологии — поддержка неэнергетических применений ядерных технологий и реализация потенциала отрасли к трансферу технологий, сформировавшихся в ходе развития ядерной науки и атомной энергетики, в другие индустрии;
• космические технологии — космические проекты и развитие телекоммуникационных технологий в самых различных сферах деятельности, от космического туризма до систем спутниковой навигации;
• медицинские технологии — инновации в области биомедицинских технологий;
• стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение — проекты от создания поисковых систем до облачных вычислений и робототехники.
Экосистема «Сколково» включает в себя шесть ключевых элементов: участников (ин-новаторы/авторы проектов), индустриальные компании и венчурные фонды в качестве партнеров (все взаимодействующие на базе Фонда «Сколково»), инфраструктурную среду в виде строящегося города для размещения участников стартапов, технопарк для проведения исследований и оказания услуг, а также
университетскую среду в виде Сколковского университета науки и технологий. В зоне ответственности Фонда «Сколково» (в статусе некоммерческой организации, финансируемой в рамках государственной инновационной программы) — организация взаимодействия всех элементов выстраиваемой инновационной экосистемы. Основная область деятельности направлена на сотрудничество с молодыми инноваторами, которые могут получить статус участника «Сколково», что предоставляет определенные привилегии:
• доступ к исследовательской инфраструктуре (площади, оборудование, исследовательские компетенции);
• доступ к консультационным услугам специалистов Фонда по развитию проекта и коммерциализации, контроль подготовки документов инвесторам;
• профессиональные контакты (помощь в поиске софинансирования на гранты, сотрудничество с корпоративными партнерами фонда в части инвестиций и заказов, венчурные инвесторы);
• налоговые и таможенные льготы;
• право подать заявку на получение безвозмездного гранта.
Таким образом, институты развития вносят существенный вклад в финансовое обеспечение инновационного развития высокотехнологичных производств и поддержку приоритетных инфраструктурных проектов в реальном секторе экономики России.
Однако ввиду изменившихся внешнеэкономических и геополитических реалий для поддержки устойчивого функционирования механизма национальной экономики, в том числе ее реального сектора, Россия была вынуждена взять на вооружение парадигму импортозаме-щения во всех отраслях [9, с. 32]. Данная концепция предполагает уменьшение или вовсе прекращение импорта определенного товара посредством производства в стране такого либо аналогичных товаров. Подобные товары называются импортозаменяющими.
Импортозамещение представляет собой тип экономической стратегии государства, которая направлена на обеспечение внутреннего рынка на основе замещения импортных
товаров продукцией национального производства [3, с. 123].
В целях масштабного развертывания производства попавших под санкции отраслей, прежде всего высокотехнологичного сектора (критических технологий) и продовольственных товаров, необходим временной лаг, обусловленный формированием системы инфраструктурного и логистического обеспечения процесса производства.
В свою очередь, имеющиеся особенности организации такого инфраструктурного обеспечения в регионах различны вследствие ряда институциональных особенностей. Различна и эффективность воздействия инфраструктуры на динамику инновационных процессов, трансфера технологий и коммерциализации инноваций [10, с. 50].
Однако даже имеющиеся научные разработки не доходят до промышленного использования вследствие наличия разрыва в цепочке «исследования — выпуск новой промышленной продукции» (рис. 1). Следует рекомендовать создание и развитие инновационной инфраструктуры, создание сети трансфера технологий, прямую и косвенную финансовую поддержку приоритетных инновационных проектов, применение кластерного подхода в реализации инновационной политики, способствующие выявлению перспективных разработок и успешной их ком -мерциализации.
Инфраструктурный фактор следует рассматривать как совокупность взаимосвязанных элементов — крупных научно-производственных комплексов, а также структур среднего масштаба, способных к саморазвитию, т.е. научно-технических и технологических центров следующих типов: технопарки, особые экономические зоны, центры трансфера технологий; инновационные
научно-технические центры; инжиниринговые фирмы [11, с. 91].
Вместе с тем крупные проекты, нацеленные на импортозамещение, особенно в промышленности и сельском хозяйстве, потребуют масштабного финансового обеспечения. Здесь государство должно выступить гарантом в соответствии с принципами обеспечения национальной экономической, в том числе продовольственной, безопасности и стимулировать импортозамещение производства посредством выдачи предприятиям реального сектора долгосрочных доступных кредитных ресурсов, привлекая механизмы государственно-частного партнерства (рис. 2), а также используя потенциал поддержки отечественных товаропроизводителей через реализацию федеральных и региональных целевых государственных программ (см. таблицу). Следует учитывать, что в 2013 г. динамика инвестиций составила 99,7% к предыдущему году [12], но снижение обусловлено фактически прекращением государственного инвестирования в связи с завершением крупных проектов — Олимпиада в Сочи, Универсиада в Казани, АТС во Владивостоке, в то время как частные инвестиции выросли на 10%, а прямые иностранные — на 40-50 %4.
Таким образом, для решения стратегической задачи индустриализации и модернизации экономики в условиях импортозаме-щения одной из наиболее важных является проблема финансового обеспечения, а также восстановления и развития инвестиционной активности предприятий реального сектора экономики.
4 Распоряжение Правительства РФ от 02.10.2014 № 1948-р «План мероприятий («дорожная карта») по содействию импор-тозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=home#doc/ LAW/169593/4294967295/0. (дата обращения: 23.06.2015).
Рис. 1. Цикл воспроизводства инноваций
Рис. 2. Инструменты инновационно-индустриального развития экономики на основе использования механизмов государственно-частного партнерства в России [3, с. 125]
Для того чтобы западные санкции и ответные правительственные меры поддержки импортозамещения стали локомотивом модернизации отечественной экономики, необходимо формирование новых институтов, прежде всего государственного инвестирования в крупные инфраструктурные проекты. Для реализации этого исторического маневра по трансформации стратегического курса экономической политики отводится не более трех-пяти лет в пределах 2015-2020 гг. Следует отметить, что в очередной раз с момента принятия меняется Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., первоначально скорректированная глобальным кризисом 20082009 гг., в соответствии с недавно принятой
Дорожной картой содействия импортозаме-щению [13], а также другие затрагиваемые программы.
Определяющим инструментом инновационной и промышленной политики в России в последние 20 лет после отказа от централизованного планирования является совокупность федеральных целевых программ развития отдельных отраслей и видов экономической деятельности [13, с. 12]. При этом общий объем финансирования, включая государственные капитальные вложения, текущие расходы на НИОКР и прочие нужды, за период 2014-2016 гг. планируется сократить более чем на 40% — с 169,18 до 100,96 млрд руб. По нашему мнению, в условиях экономических санкций, нестабильности международной
Структура финансирования федеральных целевых программ развития промышленности РФ на 2014-2016 гг., млн руб. *
Период осуществления финансирования, год Государственные капитальные вложения Текущие расходы Общий объем финансирования
НИОКР прочие нужды
2014 46 828,01 87 263,47 35 087,15 169 178,6
2015 35 023,85 95 812,62 31 628,09 162 464,6
2016 18 558,45 41 573,45 40 831,41 100 963,3
*Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgibin/cis/fcp. cgi/Fcp/ Т^1е/1/2014. (дата обращения: 23.06.2015).
конъюнктуры и стагнации экономического роста необходимо обеспечить объемы финансирования государственных программ развития промышленности как минимум на уровне значений 2014-2015 гг. В противном случае задачи стимулирования процесса импорто-замещения в полном объеме не смогут быть выполнены [3, с. 125].
По нашему мнению, государство должно выступать инициатором вложений в инновационные направления развития промышленности, показывая частному капиталу примеры их надежности и вовлекая его в создание инновационных продуктов. Необходимо разработать перечень наиболее эффективных направлений и объектов инновационной деятельности, ориентирующий бизнес-структуры на вложения капитала [14, с. 57].
Одним из механизмов поддержки отечественных производителей стала контрактная система, разработанная Минэкономразвития РФ. Суть механизма в том, что если в аук -ционе или конкурсе на закупку товаров для государственных либо муниципальных нужд участвуют хотя бы два отечественных поставщика, заявки от иностранных производителей не принимаются. Однако необходимо отметить, что некоторые контракты, заключенные на поставку товаров иностранными производителями до вступления в силу правительственных мер по поддержке импортозамещения (контрсанкций), имеют средне- и долгосрочный характер (1-2 года). Поэтому в разгар сбора урожая на российских прилавках может преобладать, например, греческая клубника или египетский картофель, в то время как
отечественному сельхозпроизводителю негде сбыть только что собранную скоропортящуюся плодово-ягодную продукцию собственного производства.
Распоряжением Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р утвержден план обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры, в котором ключевым направлением деятельности отмечена поддержка импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров5. К мерам по поддержке импортозамещения относятся:
• формирование механизма предоставления из федерального бюджета предприятиям промышленности, реализующим проекты импортозамещения, субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на пополнение оборотных средств и (или) финансирование текущей производственной деятельности;
• частичная или полная компенсация курсовых разниц, возникших при закупке предприятиями оборонно-промышленного комплекса импортных комплектующих в рамках государственного оборонного заказа;
• компенсация расходов гражданам, связанных с изменением валютного курса при приобретении импортных лекарственных
5 Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 г. № 98-р. URL: http://www.rg.ru/2015/02/02/plan-dok.html (дата обращения: 23.06.2015).
средств, медицинских изделий и расходных материалов;
• совершенствование системы предоставления государственных гарантий Российской Федерации в целях поддержки экспорта — упрощение условий и процедур предоставления государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции [15, с. 78]; расширение действия государственных гарантий Российской Федерации по обязательствам нефинансового характера (исполнение экспортного контракта).
В качестве важнейших инструментов достижения эффективности проектируемой стратегии импортозамещения в целях финансового обеспечения инновационного развития реального сектора экономики России, на наш взгляд, необходимо использовать:
1) совершенствование нормативно-правовой среды функционирования субъектов экономической деятельности в целях предоставления российским товаропроизводителям приоритетного права насыщения внутреннего рынка;
2) расширение программ и конкурсов государственных институтов развития, в том числе Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, направленных на финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией инновационных импортозамещающих проектов, повышение конкурентоспособности малого инновационного бизнеса России на международных рынках и развитие рынка отечественной высокотехнологичной продукции, коммерциализацию результатов инновационной деятельности;
3) создание института проектного финансирования, обеспечивающего для субъектов
высокотехнологичных секторов экономики комфортные правила кредитования в условиях закрытия глобальных рынков капитала;
4) восстановление и развитие инвестиционной активности в экономике;
5) применение сбалансированного валютного курса, направленного на адекватную современным институциональным макроэкономическим условиям государственную денежно-кредитную политику;
6) развитие инструментов импортозамеще-ния на основе механизмов государственно-частного партнерства, в частности создания новых элементов инновационной инфраструктуры.
Использование инструментов интенсификации стратегии импортозамещения позволит обеспечить устойчивое социально-экономическое положение в стране, стимулирование внутреннего потребления и даст возможность сконцентрировать внимание в рамках трансформирующейся стратегии экономического развития на проблемах обеспечения национальной экономической безопасности, инновационного развития высокотехнологичного сектора промышленности, вопросах повышения рентабельности российской экономики и масштабном финансировании инфраструктурных проектов, в том числе используя механизмы государственно-частного партнерства [16]. По нашему мнению, необходимые усилия государства на федеральном и региональном уровнях должны быть направлены на создание условий по формированию инструментов поддержки импортозамещения и предпосылок инфраструктурного обеспечения развития инновационной деятельности в реальном секторе как локомотиве роста национальной экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сорокин Д. Е. Оптимистический сценарий развития российской экономики // Вестник Финансового университета. 2014. № 5 (83). С. 6-15.
2. Осокина Н. В., Слесаренко Е. В. Структурная модернизация как форма реализации экономической безопасности российской экономики // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2014. № 2 (1 квартал). С. 117-121.
3. Шумаев В., Морковкин Д. Импортозамещение как стратегическое направление инновационно-индустриального развития экономики России // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2014. № 4. С. 123-126.
4. Белокрылова О. С. Институциональная модернизация стратегии экономического развития в условиях принуждения к импортозамещению // Journal of Economic Regulation. 2014. Т. 5. № 3. С. 6-13.
5. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.
6. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПб.: Лениздат, 1996.
7. КоузР. Фирма, рынок, право. М.: Дело ЛТД, 1993.
8. Коммерциализация технологий: монография. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. 125 с.
9. Шугаева М. А., Кузнецова А.И. Экономические механизмы импортозамещения в Российской Федерации // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2015. № 2 (13). С. 32-35.
10. Морковкин Д. Е. Инновационные аспекты развития промышленного комплекса региона (на примере г. Санкт-Петербурга) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2011. № 1. С. 48-53.
11. Шумаев В. Инновационное развитие: проблемы и решения // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. № 3. С. 90-93.
12. Ивантер В. Экономика не должна быть экономной // Город 812. 2014. № 24. С. 17.
13. Сухарев О. С., Стрижакова Е.Н. Индустриальная политика и развитие промышленных систем // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 15. С. 2-21.
14. Шумаев В. А., Морковкин Д. Е., Незамайкин В. Н., Юрзинова И. Л. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности // Механизация строительства. 2015. № 3 (849). С. 53-59.
15. Цветков В. А. Меры по поддержке населения и реального сектора экономики России в условиях кризиса // Вестник Финансового университета. 2015. № 3 (87). С. 73-78.
16. Морковкин Д. Е. Инновационное развитие экономики на основе использования механизмов государственно-частного партнерства // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2015. № 1. С. 27-35.
REFERENCES
1. Sorokin D. E. The optimistic scenario of development of the Russian economy [Optimisticheskiy ctsenariy razvitiya rossiyskoy economiki]. Vestnik Finansovogo universiteta — Journal of Financial University, 2014, no 5 (83), pp. 6-15 (in Russ.).
2. Osokina N. V., Slesarenko E. V. Structural modernization is form of realization of economic security in Russian economy [Structurnaya modernizatsiya kak forma realizatsii economicheskoy bezopasnosti rossiyskoy economiki]. Bulletin of the Kuzbass state technical University, 2014, no 2, pp 117-121 (in Russ.).
3. Shumaev V., Morkovkin D. Import substitution as the strategic direction of innovative industrial development of the Russian economy [Importozameschenie kak strategicheskoe napravlenie innovatsionno-industril'nogo razvitiya economiki Rosii]. RISK: Resources, information, supply, competition, 2014, no 4, pp. 123-126 (in Russ.).
4. Belokrylova O. S. Institutional modernization of economic development strategy in the conditions of coercion to import substitution [Institutsional'naya modernizatsiya strategii economicheskogo razvitiya v usloviyah prinuzdeniya k importozamescheniyu]. Journal of Economic Regulation, 2014, Т. 5, no 3. pp. 6-13 (in Russ.).
5. Veblen T. Assessment of intangible assets: Translated from English [Teoriya prazdnogo klassa]. Moscow, Progress, 1984 (in Russ.).
6. Wil'yamson O. The economic institutions of capitalism [Economicheskie instituti kapitalizma]. Saint Petersburg, Lenizdat, 1996 (in Russ.).
7. Kouz R. Firm, the market, right [Firma, rinok, pravo], Moscow, Case LTD, 1993 (in Russ.).
8. Technology commercialization [Kommertsializatsiya tehnologiy: monografiya], Novosibirsk, Publisher CRNS, 2014, 125 p. (in Russ.).
9. ShugaevaM.A., Kuznetsova A.I. Economic mechanisms of import substitution in the Russian Federation [Economicheskie mehanizmi importozamescheniya v Rossiyskoy Federatsii]. Bulletin of the Moscow University named after S.U. Witte. Series 1: Economics and management, 2015, no 2 (13), pp. 32-35 (in Russ.).
10. Morkovkin D. E. The innovative aspects of the development of industrial complex of the region (on the example of St. Petersburg) [Innovatsionnie aspekti razvitiya promishlennogo kompleksa regiona (na primere Sankt Peterburga)]. Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Economics and law, 2011, no 1, pp. 48-53 (in Russ.).
11. Shumaev V. Innovative development: problems and solutions [Innovatsionnoe razvitie: problem i resheniya]. RISK: Resources, information, supply, competition, 2013, no 3, pp. 90-93 (in Russ.).
12. Ivanter V. The economy must be economical [Economika ne doljna bit' economnoy]. The city 812, 2014, no 24, p. 17 (in Russ.).
13. Suharev O. S., Strijakova E.N. Industrial policy and development of industrial systems [Institutsional'naya politika I razvitie promishlennih system]. National interests: priorities and security, 2014, no 15, pp. 2-21 (in Russ.).
14. Shumaev V. A., Morkovkin D. E., Nezamaykin V.N., Yurzinova I. L. Organizational and economic aspects of management of innovative development of industry [Organizatsionno-economicheskie aspecti upravleniya innivatsionnim razvitiem promishlennosti]. Mechanization of Construction, 2015, 3 (849), pp. 53-59 (in Russ.).
15. Tsvetkov V. A. On Measures To Support The Population And The Real Sector Of The Russian Economy In The Of Crisis [Meri po podderjke naseleniya I real'nogo sektora ekonomiki Rossii v usliviyax krizisa]. Vestnik Finansovogo universiteta — Journal of Financial University, 2015, no 3 (87), pp. 73-78 (in Russ.).
16. Morkovkin D.E. Innovative development of economy based on the use public-private partnerships [Innovatsionoe razvitie ekonomiki na osnove gosudarstvenno-chactnogo partnerstva]. RGGU Bulletin. Series: Economics. Management. Law, 2015, no 1, pp. 27-35 (in Russ.).
m КНИЖНАЯ ПОЛКА
Искяндерова Т. А.
Трансформация маркетинга в условиях глобальных изменений: монография. — М.: Финансовый университет, 2015. — 2016 с.
ISBN 97805-7942-1246-4
В монографии исследуются динамика и вектор развития современного маркетинга в условиях глобальных изменений, отмечается переход к научной парадигме «открытых инноваций». Обосновывается целесообразность маркетинговой интеграции инновационных организаций. Дается анализ практики инновационного маркетинга в России. Проектируется модель системы управления маркетингом инновационных организаций, определяются механизмы ее трансформации. Основу монографии составили результаты научных исследований автора.
Для научных работников, руководителей, специалистов, а также преподавателей, аспирантов, докторантов и студентов высших учебных заведений.