Научная статья на тему 'Выявление направлений цифровой трансформации российского бизнеса в условиях международных санкций'

Выявление направлений цифровой трансформации российского бизнеса в условиях международных санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровой суверенитет / международные экономические и технологические санкции / устойчивое развитие / инновации / научно-техническое сотрудничество / Digital sovereignty / international economic and technological sanctions / sustainable development / innovation / scientific and technical cooperation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гудкова Оксана Евгеньевна

В научной статье рассматриваются вопросы реализации процессов цифровой трансформации бизнеса в условиях международных экономических и технологических санкций. Как было установлено из результатов исследования, основными зонами влияния международных санкций на динамику цифровой трансформации бизнеса являются: заморозка инновационных процессы и снижение инновационной активности бизнеса; инвестиционная активность на венчурном рынке и привлекательность российской юрисдикции; ужесточение инновационной политики государственных регуляторов; активизация рынка «пиратских» Hi-Tech продуктов; ослабление кибербезопасности объектов цифровой инфраструктуры. Магистральными направлениями дальнейшего противодействия антироссийским экономическим и технологическим санкциям и продолжения цифровой трансформации российского бизнеса являются: 1) концентрация инновационной активности вокруг национальных технологических платформ, посвященных конкретной проблемной области; 2) активное участие государства в обеспечении бизнесов требуемыми технологиями через институт параллельного импорта; 3) сохранение и развитие государственных технологических корпораций и промышленно-инновационных кластеров, занятых производством продукции военного и двойного назначения; 4) целевое государственное финансирование программ инновационного развития и цифровой трансформации осуществляется через отраслевые программы или государственные инновационные фонды; 5) масштабная переориентация международных программ научно-технического сотрудничества на азиатский вектор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гудкова Оксана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF DIRECTIONS FOR DIGITAL TRANSFORMATION OF RUSSIAN BUSINESS IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL SANCTIONS

The scientific article discusses the implementation of digital business transformation processes in the context of international economic and technological sanctions. As was established from the results of the study, the main areas of influence of international sanctions on the dynamics of digital transformation of business are: freezing innovative processes and reducing the innovative activity of business; investment activity in the venture capital market and the attractiveness of Russian jurisdiction; tightening the innovation policy of government regulators; activation of the market for “pirated” Hi-Tech products; weakening of cybersecurity of digital infrastructure objects. The main directions for further countering anti-Russian economic and technological sanctions and continuing the digital transformation of Russian business are: 1) concentration of innovative activity around national technology platforms dedicated to a specific problem area; 2) active participation of the state in providing businesses with the required technologies through the institution of parallel imports; 3) preservation and development of state technology corporations and industrial innovation clusters engaged in the production of military and dual-use products; 4) targeted government funding for innovative development and digital transformation programs is carried out through industry programs or state innovation funds; 5) large-scale reorientation of international scientific and technical cooperation programs towards the Asian vector.

Текст научной работы на тему «Выявление направлений цифровой трансформации российского бизнеса в условиях международных санкций»

Выявление направлений цифровой трансформации российского бизнеса в условиях международных санкций

Гудкова Оксана Евгеньевна,

доктор экономических наук, доцент кафедры бизнеса и управления, Филиал ЧОУВО «Московский университет имени С.Ю. Витте», г. Рязань E-mail: gudkovaok@mail.ru

В научной статье рассматриваются вопросы реализации процессов цифровой трансформации бизнеса в условиях международных экономических и технологических санкций. Как было установлено из результатов исследования, основными зонами влияния международных санкций на динамику цифровой трансформации бизнеса являются: заморозка инновационных процессы и снижение инновационной активности бизнеса; инвестиционная активность на венчурном рынке и привлекательность российской юрисдикции; ужесточение инновационной политики государственных регуляторов; активизация рынка «пиратских» Hi-Tech продуктов; ослабление кибербезопасно-сти объектов цифровой инфраструктуры. Магистральными направлениями дальнейшего противодействия антироссийским экономическим и технологическим санкциям и продолжения цифровой трансформации российского бизнеса являются: 1) концентрация инновационной активности вокруг национальных технологических платформ, посвященных конкретной проблемной области; 2) активное участие государства в обеспечении бизнесов требуемыми технологиями через институт параллельного импорта; 3) сохранение и развитие государственных технологических корпораций и промышленно-инновационных кластеров, занятых производством продукции военного и двойного назначения; 4) целевое государственное финансирование программ инновационного развития и цифровой трансформации осуществляется через отраслевые программы или государственные инновационные фонды; 5) масштабная переориентация международных программ научно-технического сотрудничества на азиатский вектор.

Ключевые слова: цифровой суверенитет, международные экономические и технологические санкции, устойчивое развитие, инновации, научно-техническое сотрудничество.

LQ S Ое

см о см

Введение

Формирование национальной модели цифровой экономики России объективно связано с трансформацией бизнес-моделей российских предпринимательских структур, переосмыслением менеджмента компаний роли и важности новейших цифровых технологий и инструментов формирования и управления цепочками создания стоимости в контексте новой конкурентной парадигмы, основанной на инновациях и интеллектуальном капитале. В условиях международных санкций и многочисленных негативных социальных эффектов, связанных с началом специальной военной операции в Украине, национальная экономика столкнулась с масштабной проблемой эмиграции высококвалифицированных кадров, особенно из сферы 1Т, а также продолжающимся и сегодня процессом релокации многочисленных высокотехнологичных компаний и венчурных инвесторов. Это обуславливает возникновение сложной и многоаспектной проблемы обеспечения эффективной цифровой трансформации, которая связана не только с инновационным потенциалом экономики, но и национальными интересами обеспечения технологического суверенитета и защищенности страны от внешних вызовов и угроз киберпространства.

Целью научной статьи является систематизированное и целостное, структурированное представление о существующих проблемах и возможностях реализации процессов цифровой трансформации российского бизнеса в условиях международных санкций. Объектом научного исследования является цифровая экономика России, предметом - процессы реализации цифровой трансформации бизнеса и моделей управления ими в условиях международных санкций. Рабочей гипотезой научного исследования является тезис о том, что международные санкции оказывают не только негативный, угнетающий характер на цифровую экономику, но и стимулируют к ускоренному развитию национальных школ и идей цифровой трансформации по собственной траектории развития.

Обзор литературы

Современный этап развития цифровой экономики России испытывает сильнейший «стресс», вызванный с одной стороны заинтересованностью политических элит в скорейшем переходе к новой парадигме социально-экономического и технологического устройства социума - Индустрии 4.0, с другой - понимание странами коллективного Запада объективно присутствующей научно-технологической зависимости России, делает процессы цифровой трансформации не только пред-

метом международного торга, но и мощным рычагом влияния на национальную кибербезопасность как отдельных бизнесов, так и страны в целом.

Тема научной публикации носит выраженный междисциплинарный характер и при ее разработки автор опирался на академические результаты таких ученых, как С.А. Дятлов (описывается понятие «цифрового суверенитета» и критерии его оценки); О.А. Романова, Д.В. Сиротин, А.О. Пономарева (рассматриваются вопросы конфликтов интересов государства, бизнеса и социума при реализации цифровой трансформации); Р.С. Гринберг, С.А. Белозёров, Е.В. Соколовская; И.Н. Тимофеев, В.А. Морозов (анализируется влияние международных экономических и технологических санкций на становление цифровой экономики).

В рамках формирования понятийного аппарата научной публикации, автором был проведен критический обзор научной литературы с целью определения термина «цифровой суверенитет», являющегося заключительным звеном цифровой трансформации. Так, по мнению С.А. Дятлова, его можно определить как способность отдельного индивида,

бизнеса или государства принимать самостоятельные решения с учетом имеющегося у него технологического оснащения или сформировавшегося уклада [1]. По мнению С. Кутюр, С. Тоупин, цифровой суверенитет - это квалиметрическая (сочетающая количественные и качественные оценочные характеристики) характеристика готовности оцениваемого субъекта (бизнес, отрасль, регион, государство) к работе в условиях глобальной гиперконкуренции, геополитической и следующей за ней рыночной фрагментации [3]. В видении М.Е. Дю-арте (М.Е. Ьиаг!е), цифровой суверенитет является бенч-маркером уровня зрелости цифровой экономики в государстве, оценивающим уровень технологического развития и самостоятельности социально-экономической системы [8].

Исходя из приведенного выше обзора мнений, автором с использованием материалов исследований В.В. Юрака, А.В. Душина, Л.А. Мочаловой, а также И.М. Гегечкорина и М.С. Трошина, были определены зоны влияния международных санкций на процессы цифровой трансформации российского бизнеса (таблица 1).

Таблица 1. Зоны влияния международных санкций на процессы цифровой трансформации российского бизнеса

Зона влияния санкций Характеристика зоны влияния санкций / индикаторы (метрики) оценки

1. Инновационные процессы и инновационная активность бизнеса Международные санкции технологической группы (например, секторальные санкции) ограничивают свободу трансферта технологий и обмена научно-технической информацией между бизнесами России и мира, что приводит к торможению инновационной активности и росту издержек на разработку собственных аналогичных инноваций. Индикаторы (метрики) оценки: общий уровень инновационной активности бизнесов, динамика производства инновационной продукции, динамика экспорта/импорта технологий и инновационных продуктов,

2. Инвестиционная активность на венчурном рынке и привлекательность российской юрисдикции Принятие против страны международных санкций снижает инвестиционную активность венчурных инвесторов и делает ландшафт рынка инновационных бизнесов менее привлекательным и даже токсичным для зарубежных компаний. Индикаторы (метрики) оценки: уровень активности международной научно-технической кооперации, динамика венчурных инвестиций нерезидентов; динамика релокаций высокотехнологичных бизнесов и высококвалифицированных кадров.

3. Инновационная политика государственных регуляторов Введение международных секторальных санкций существенно затронуло такие стратегические отрасли, как энергетика, нефтегазовая промышленность, военно-промышленный комплекс, приведя его к технологическому ослаблению, что в свою очередь обусловило пересмотр приоритетов государственной поддержки процессов цифровой трансформации отраслей и обеспечения их кибербезопасности от «гражданских» в пользу «государственных». Индикаторы (метрики) оценки: динамика делового оптимизма частного бизнеса, динамика структуры инструментов финансирования инноваций, динамика изменения доли государственной собственности в национальной экономике.

4. Рынок «пиратских» продуктов Невозможность официального получения (продления) лицензий на использование высокотехнологичных продуктов (включая программное обеспечение) бизнес активизирует работу на рынке пиратских продуктов, что несет в себе множественные риски судебных исков от правообладателя, наличие вредоносного кода; технологические риски некорректной работы продуктов, отсутствие гарантий со стороны производителя и фирменного обслуживания. Индикаторы (метрики) оценки: динамика фактов использования пиратских продуктов (в т.ч. через легализованный механизм параллельного импорта), количество судебных исков правообладателей на пользователей пиратских продуктов; количество производственных сбоев (аварий), связанных с использованием нелицензионного ПО и других продуктов.

5. Кибербезопасность объектов цифровой инфраструктуры Разрушение сформированных связей и цепочек управления цифровизацией бизнес-процессов приводит к своеобразному «технологическому вакууму» и дает представителям «недружественных стран» использовать возникающие уязвимости информационной инфраструктуры и нелицензионных продуктов для кибератак или иных действий, направленных на нарушение нормального функционирования организаций и целых отраслей с последующим возникновением социальных волнений и панических настроений. Индикаторы количественной оценки: количество кибератак по структуре объектов, количество атак на объекты критической инфраструктуры, ущерб от кибератак, уровень киберустойчивости критических отраслей (банковский сектор, государственное управление, ЖКХ)

сз о со от m Р от

от А

Источник: составлено автором по данным [2; 5; 7].

Таким образом, влияние международных санкций на процессы цифровой трансформации являются многочисленными, однако с учетом ограниченности объема научной публикации, основное внимание будет акцентировано на критический анализ принимаемых российским бизнесом и политическим руководством страны мер по нивелированию их влияния на цифровой суверенитет бизнеса и страны.

Материалы и методы

Подготовка научной публикации осуществлялась с применением общенаучных (наблюдение, сравнение, измерение, анализ и синтез, логического рассуждения) и отдельных конкретно-научных методы (статический анализ, экспертные оценки, графический метод). Обоснованность и достоверность результатов научного исследования обеспечивается корректностью и строгостью построения

логики и схемы исследования. При подготовке информационно-аналитической части исследования использовались проверенные источники официальной статистики (сборники Росстата), ежегодные тематические обзоры НИУ ВШЭ (Индикаторы инновационной деятельности; Индикаторы цифровой экономики), а также аналитические материалы экспертов в области международной торговли и права, опубликованные на авторитетных интернет-ресурсах (РБК; РСМД).

Результаты и обсуждение

Для формирования объективного понимания масштабов влияния международных санкций на процессы цифровой трансформации российского бизнеса автором была проведена работа по функционально-целевой структуризации введённых санкций против российского бизнеса (таблица 2).

Таблица 2. Состав и структура санкций против цифровой трансформации российского бизнеса

Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Общее количество санкций против цифровой трансформации бизнеса, ед. 31 23 26 39 51 24 72 72 489

1. Группа экономических санкций 10 7 7 17 29 0 28 32 213

- блокирование международных расчетов / доступа к финансированию 3 4 6 9 5 140

- заморозка венчурных инвестиционных проектов 7 5 3 10 14 8 14 25

- разрыв торговых контрактов на экспорт/импорт технологий, патентов, лицензий 2 7 9 11 13 48

2 Группа технологических санкций 21 16 19 22 22 24 44 40 276

- эмбарго на поставку высокотехнологического оборудования, программного обеспечения, оснастки 12 16 10 9 18 24 39 27 216

- замораживание контрактов на трансферт технологий двойного назначения, доступа к обновлениям программных продуктов 7 9 13 5 8 49

- замораживание информационно-технического обмена, мобильности кадров 2 4 5 11

Источник: составлено автором по данным [13-15].

Как следует из приведенных в таблице данных, на протяжении 2014-2018 гг. антироссийские санкции носили явно выраженный экономический характер, их количество было сравнительно незначительным, а воздействие точечным. Однако начиная с 2019 г. после масштабного развертывания государством национальной программы «Цифровая экономика» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) [12] недружественные страны перешли к активному манипулированию технологическими санкциями, в частности, эмбарго на поставку высокотехнологического оборудования, программного обеспечения, оснастки, замораживание контрактов на трансферт технологий двойного назначения,

доступа к обновлениям программных продуктов, что преследовало откровенно деструктивные цели:

1) всемерное недопущение достижения российским бизнесом высокого уровня цифровой зрелости, т.к. это будет означать разрушение существующей технологической гегемонии «коллективного Запада»;

2) реализация стратегии «грабительского трансферта» и вымывания из страны интеллектуального капитала под видом программ релокации и привлечения высококвалифицированных специалистов, а также массовое выведение инвестиций и заморозка прав и лицензий на высокотехнологичные продукции;

3) продолжение попыток «полной технологической изоляции» России от мировых научно-исследовательских и финансовых центров, тем

самым приводя к регрессивному движения страны к ресурсной парадигме [4].

Как следствие таких действий в России модель цифровой трансформации стала приобретать еще более выраженные черты государственного доминирования и подчиненности траектории

развития цифровой экономики национальным приоритетам.

Далее автором была проведена оценка влияния международных санкций на динамику показателей цифровой трансформации российского бизнеса (таблица 3).

Таблица 3. Метрики влияния международных санкций на процессы цифровой трансформации российского бизнеса

Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

1. Уровень инновационной активности бизнеса (средний), в % В том числе: 10,9 10,6 10,5 14,6 12,8 9,1 10,8 9,5

2. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме продаж товаров, работ, услуг на внутреннем рынке, в % 7,3 8,2 8,5 7,1 6,3 5,0 5,6 4,8

3. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг 11,5 19,4 8,7 7,5 7,2 5,3 6,0 5,5

4. Удельный вес организаций, реализующих проекты по межфирменной технологической кооперации, в т.ч. трансграничной, в % 32,7 35,2 31,6 30,0 29,4 18,2 17,0 14,8

5. Удельный вес бизнесов-партнеров в проектах межфирменной и трансграничной кооперации из ЕС, США, всего, в % к итогу 43,9 20,1 16,1 17,0 21,4 5,4 21,5 16,3

6. Удельный вес организаций, приобретавших новые технологии, всего, в % к итогу 38,7 26,7 25,0 22,7 22,5 - - 16,8

7. Удельный вес организаций, передавших новые технологии, в % к итогу 26,7 7,1 6,4 5,9 5,8 - - 3,5

8. Удельный вес высокотехнологичных организаций, чья инновационная деятельность:

- серьезно задержана - - 9,0 9,2 14,2 14,7 - 37,6

- остановлена - - 5,6 5,8 12,0 11,1 - 25,4

- не начата - - 7,2 6,9 11,4 8,7 - 18,7

Источник: составлено автором по данным [9-11].

Как следует из данных таблицы 3, наибольшее влияние международные санкции оказали на возможность нормального научно-технического обмена между бизнесами, а также возможность получения новейших образцов техники и технологий в рамках проектов межфирменной кооперации: данный тезис аргументируется сохранением (в среднем за период) уровня инновационной активности, которая на конец 2022 г. составила 9,5% (для сравнения в 2015 г. - 10,9%), при этом удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме продаж товаров, работ, услуг на внутреннем рынке снизился с 7,3% до 4,8%, а в общем объеме экспорта - соответственно с 11,5% до 5,5%.

Также характерной чертой влияния санкций стала колоссальная «просадка» по удельному весу организаций, реализующих проекты по межфирменной технологической кооперации (в т.ч. трансграничной): 14,8% против 32,7% соответственно. Самой же красноречивой метрикой влияния международных санкций стал рост удельный вес высокотехнологичных бизнесов, чья инновационная деятельность серьезно задержана (37,6% против

9,0% соответственно на конец 2022 г. и 2017 г.) и не начата (25,4% против 5,6% соответственно).

Вместе с тем, несмотря на мощность негативных эффектов международных санкций, государственными отраслевыми регуляторами приняты ряд мер по нивелированию их негативного влияния, которые актуальны как сегодня, так и являются магистральными направлениями для дальнейшего строительства цифровой экономики в РФ:

1. Концентрация инновационной активности вокруг национальных технологических платформ, посвященных конкретной проблемной области -в России в настоящее время функционирует более 30 профильных платформ (например, здравоохранение, АПК, энергетика, государственное управление), являющихся основой для формирования в будущем инновационных экосистем с комплексной (имущественной, финансовой, юридической) поддержкой бизнесов, осуществляющих цифровую трансформацию.

2. Активное участие государства в обеспечении бизнесов требуемыми технологиями через институт параллельного импорта - одобренный с 29.03.2022 г. ФАСом РФ международный прин-

цип исчерпания права [16], несмотря на свою противоречивость, объем импорта критически важных для национальной экономики высокотехнологичной продукции на конец 2022 г. составила 18 млрд долл. США, а прогноз на 2023 г. - до 40 млрд. долл. США.

3. Сохранение и развитие государственных технологических корпораций и промышленно-инновационных кластеров, занятых производством продукции военного и двойного назначения - несмотря на множественные заявления об ошибочности поддержания и развития государственных инновационных корпораций, на практике такое решение оказалось очень верным: эффект массовой релокации бизнесов в сфере 1Т, вымывание венчурного капитала показало зыбкость поведения частного бизнеса, в то время как активное создание промышленно-инновационных кластеров позволило избежать коллапса в таких отраслях, как энергетика, военно-промышленный комплекс, авиакосмическая отрасль.

4. Целевое государственное финансирование программ инновационного развития и цифровой трансформации осуществляется через отраслевые программы или государственные инновационные фонды - в настоящее время основными игроками на рынке венчурного финансирования являются следующие государственные фонды: ФГАУ «Фонд развития промышленности», Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), Программы меж-

фирменной кооперации ООО НПО «Конверсия», ГК АО «РВК», а также ИФ «Сколково», - по разным оценкам на их долю приходится от 68 до 75% венчурного финансирования, начиная с 2020 г., что позволяет политическому руководству осуществлять относительно самостоятельную научно-техническую политику.

5. Масштабная переориентация международных программ научно-технического сотрудничества на азиатский вектор - по данным на сентябрь 2023 г. Россией и Китаем успешно запущены и работают акселерационная площадка-посредник «Физтех.Старт China» (основан Startech.vc), международная программа юридической поддержки и консалтинга для выхода на китайский рынок стар-тапов высокой степени готовности iDM Asia Landing (основатель IdealMachine), бизнес-акселератор оказывающий помощь в запуске пилотного проекта технологическим стартапам в нужной корпорации в Китае (TealDANCE); межправительственные платформы интеллектуального обмена и поощрения инноваций, например, российско-китайский инновационный парк «Шелковый путь»; Российско-Китайский молодежный бизнес-инкубатор [6-8].

Для аргументации приведенных выше тезисов о достаточно успешном нивелировании российским руководством и бизнес-кругами международных санкций, автором был подготовлен обзор отдельных показателей результативности цифровой трансформации (таблица 4).

Таблица 4. Индикаторы эффективности (продуктивности) цифровой трансформации российского бизнеса*

Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

1. Коэффициент изобретательской активности - - - 1,55 1,7 1,59 1,62 1,57

2. Коэффициент самообеспеченности патентами - - - 0,62 0,66 0,66 0,68 0,6

3. Коэффициент технологической зависимости - - - 0,6 0,52 0,52 0,47 0,55

4. Вклад высокотехнологичной промышленности в ВВП страны, в % - - - 0,2 0,37 0,41 0,47 0,50

5. Удельный вес специалистов в выпуске по всем уровням подготовки по специальности «Машиностроение с применением цифровых технологий», в % к итогу 4,2 3,7 3,5 3,2 3,3

6. Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников в % к ВВП 1,7 1,9 1,9 2,2 2,1 2,2 23

7. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг сектора ИКТ, % 5,7 6,4 6,6 8,0 8,0 7,6 9,4 80

8. Валовая добавленная стоимость сектора ИКТ в % к ВВП 2,9 2,9 3,0 2,8 3,0 3,3 3,2 2,7

* Курсивом указаны величины индикаторов, чья количественная оценка носит предварительный характер и не приведена в официальных статистических изданиях Источник: составлено автором по данным [10].

Как следует из приведенных в таблице 4 данных, несмотря на постоянное сопровождение российской экономики международными санкциями (официально их старт был дан в конце 2014 г.), основной эффект их введения - рост технологической зависимости России - не был достигнут, что демонстрируется положительным (пусть

и не таким быстрым) снижением коэффициента технологической зависимости: 55% против 62% в 2022 г. и 2018 г. соответственно. Основным ударом санкций стал рост затрат на развитие цифровой экономики путем «изобретения велосипеда» - российский бизнес вынужден вместо готовых продуктов разрабатывать аналогичные про-

дукты или реплики, вместо работы над проактив-ным развитием.

Заключение

В рамках научного исследования были поставлены и решены в достаточном для формирования аргументированных выводов и предложений следующие задачи: идентифицированы и описаны зоны влияния международных санкций на процессы цифровой трансформации российского бизнеса; проведена оценка влияния международных санкций на динамику показателей цифровой трансформации российского бизнеса за 2014-2022 гг.; проведен анализ индикаторов эффективности (продуктивности) цифровой трансформации российского бизнеса и определены магистральные направления дальнейшей реализации процессов цифрового строительства в условиях эскалации санкций.

Как было установлено из результатов исследования, основными зонами влияния международных санкций на динамику цифровой трансформации бизнеса являются: заморозка инновационных процессы и снижение инновационной активности бизнеса; инвестиционная активность на венчурном рынке и привлекательность российской юрисдикции; ужесточение инновационной политики государственных регуляторов; активизация рынка «пиратских» Ы-Те^ продуктов; ослабление кибер-безопасности объектов цифровой инфраструктуры.

Основными реально достигнутыми антироссийскими санкциями результатами стали: нарушение нормального научно-технического обмена между бизнесами, а также возможность получения новейших образцов техники и технологий в рамках проектов межфирменной кооперации; колоссальная «просадка» по удельному весу организаций, реализующих проекты по межфирменной технологической кооперации; рост удельный вес высокотехнологичных бизнесов, чья инновационная деятельность серьезно задержана и (или) не начата.

Магистральными направлениями дальнейшего противодействия антироссийским экономическим и технологическим санкциям и продолжения цифровой трансформации российского бизнеса являются: 1) концентрация инновационной активности вокруг национальных технологических платформ, посвященных конкретной проблемной области; 2) активное участие государства в обеспечении бизнесов требуемыми технологиями через институт параллельного импорта; 3) сохранение и развитие государственных технологических корпораций и промышленно-инновационных кластеров, занятых производством продукции военного и двойного назначения; 4) целевое государственное финансирование программ инновационного развития и цифровой трансформации осуществляется через отраслевые программы или государственные инновационные фонды; 5) масштабная переориентация международных программ научно-технического сотрудничества на азиатский вектор.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Дятлов, С.А. Борьба за цифровой суверенитет в условиях усиления глобальной гиперконкуренции и геополитической фрагментации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 3. С. 55-59.

2. Гегечкори И.М. Экономические санкции против Российской Федерации и внешнеэкономическая безопасность: вызовы и угрозы // Аудиторские ведомости. 2022. № 1. С. 97-100. DOI: https://doi.org/10.24411/1727-8058-2022-1 -97-100

3. Кутюр С. Тоупин С. (2020) Что означает понятие «суверенитет» в цифровом мире? // Вестник международных организаций. Т. 15. № 4. С. (на русском языке). DOI: 10.17323/1996-784 5-2020-04-03.

4. Романова, О. А., Сиротин, Д. В., Пономарева, А. О. (2022). От экономики сопротивления -к резильентной экономике (на примере промышленного региона). AlterEconomics, 19(4), 620-637. https://doi.0rg/10.31063/AlterEconom-ics/2022.19-4.4

5. Трошин, М.С. Влияние международных экономических санкций на развитие экономики РФ // Московский экономический журнал. - 2021. -№ 3. - С. 169-176.

6. Фэн Цзюминь. Научно-инновационные аспекты российского и китайского опыта в сфере стратегического планирования // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2021. Т. 12. № 2. С. 128-144 https://doi.0rg/10.18184/2079-4665.2021.12.2.128-144

7. Юрак В.В. Против устойчивого развития: сценарии будущего / В.В. Юрак, А.В. Душин, Л.А. Мочалова // Записки Горного института. 2020. Т. 242. С. 242-247. DOI: https://doi. org/10.31897/PMI.2020.2.242

8. Duarte ME (2017) Network Sovereignty: Building the Internet across Indian Country. Seattle, WA: University of Washington Press

9. Индикаторы цифровой экономики: статистический сборник 2015-2022 гг. [Электронный ресурс] - URL: https://issek.hse.ru/news/780811313. html (дата обращения: 26.10.2023, режим доступа: свободный).

10. Индикаторы инновационной деятельности: статистический сборник 2015-2023 гг. [Электронный ресурс] - URL: https://www.hse.ru/pri-marydata/ii (дата обращения: 25.10.2023, режим доступа: свободный).

11. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 (21.07.2020) [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://government.ru/docs/ all/128943/ (дата обращения: 25.10.2023, режим доступа: свободный).

12. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Россий-

сз о со от m Р от

от А

ской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) [Электронный ресурс] - URL: https://turov.pro/wp-content/up-loads/2022/02/pasport_naczionalnogo_proekta_ naczionalnaya_programma_czifro.pdf (дата обращения: 23.10.2023, режим доступа: свободный).

13. Все санкции США и Евросоюза в отношении России с 2014 года (23.04.2021) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// www.currenttime.tv/a/russia-american-european-sanctions/29449693.html (дата обращения: 25.10.2023, свободный).

14. Антироссийские санкции (2022) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ruxpert.ru/ Антироссийские_санкции# (дата обращения: 24.10.2023, свободный).

15. Восемь лет санкций против России. Главное (11.10.2021) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/11/10/2021/5b-ffb0f09a79470ff5378627 (дата обращения: 23.10.2023, свободный).

16. В ФАС заявили, что легализация параллельного импорта способствует снижению цен на товары (28.03.2022) [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.alta.ru/external_ news/88426/ (дата обращения 16.04.2022, свободный).

IDENTIFICATION OF DIRECTIONS FOR DIGITAL TRANSFORMATION OF RUSSIAN BUSINESS IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL SANCTIONS

Gudkova O.E.

Branch of CHOUVO "Moscow University named after S. Yu. Witte", Ryazan

The scientific article discusses the implementation of digital business transformation processes in the context of international economic and technological sanctions. As was established from the results of the study, the main areas of influence of international sanctions on the dynamics of digital transformation of business are: freezing innovative processes and reducing the innovative activity of business; investment activity in the venture capital market and the attractiveness of Russian jurisdiction; tightening the innovation policy of government regulators; activation of the market for "pirated" Hi-Tech products; weakening of cybersecurity of digital infrastructure objects.

The main directions for further countering anti-Russian economic and technological sanctions and continuing the digital transformation of Russian business are: 1) concentration of innovative activity around national technology platforms dedicated to a specific problem area; 2) active participation of the state in providing businesses with the required technologies through the institution of parallel imports; 3) preservation and development of state technology corporations and industrial innovation clusters engaged in the production of military and dual-use products; 4) targeted government funding for innovative development and digital transformation programs is carried out through industry programs or state innovation funds; 5) large-scale reorientation of international scientific and technical cooperation programs towards the Asian vector.

UQ

S

Q.

e

CM

о

CM

Keywords. Digital sovereignty, international economic and technological sanctions, sustainable development, innovation, scientific

and technical cooperation.

References

1. Dyatlov, S.A. Struggle for digital sovereignty in the conditions of strengthening global hyper-competition and geopolitical fragmentation // Izvestiya St. Petersburg State Economic University. 2022. № 3. C. 55-59.

2. Gegechkori I.M. Economic sanctions against the Russian Federation and foreign economic security: challenges and threats // Audit Vedomosti. 2022. № 1. C. 97-100. DOI: https://doi.org/10 .24411/1727-8058-2022-1 -97-100

3. Couture S. Toupin S. (2020) What does the concept of "sovereignty" mean in the digital world? // Bulletin of International Organizations. T. 15. № 4. S. (in Russian). DOI: 10.17323/1996-7 845-2020-04-03.

4. Romanova, O. A., Sirotin, D. V., Ponomareva, A. O. (2022). From resistance economy to resistance economy (on the example of a pro-industrial region). AlterEconomics, 19(4), 620-637. https://doi.Org/10.31063/AlterEconomics/2022.19-4.4. https:// doi.Org/10.31063/AlterEconomics/2022.19-4.4.

5. Troshin, M.S. Influence of international economic sanctions on the development of the Russian economy // Moscow Economic Journal. - 2021. - № 3. - C. 169-176.

6. Feng Jiumin. Scientific and innovative aspects of Russian and Chinese experience in strategic planning // MIR (Modernization. Innovation. Development). 2021. T. 12. № 2. C. 128-144 https://doi.Org/10.18184/2079-4665.2021.12.2.128-144

7. Yurak, V.V.. Against sustainable development: scenarios of the future / V.V. Yurak, A.V. Dushin, L.A. Mochalova // Notes of the Mining Institute. 2020. T. 242. C. 242-247. DOI: https://doi. org/10.31897/PMI.2020.2.242

8. Duarte ME (2017) Network Sovereignty: Building the Internet across Indian Country. Seattle, WA: University of Washington Press

9. Digital economy indicators: statistical compendium 20152022. [Electronic resource] - URL: https://issek.hse.ru/ news/780811313.html (date of reference: 26.10.2023, re-mode of access: free).

10. Indicators of innovation activity: statistical collection 2015-2023. [Electronic resource] - URL: https://www.hse.ru/primarydata/ii (access date: 25.10.2023, access mode: free).

11. On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the President of the Russian Federation from 21.07.2020 № 474 (21.07.2020) [Electronic resource] - Access mode: http://government.ru/docs/all/128943/ (date of access: 25.10.2023, access mode: free).

12. Passport of the national project "National Program "Digital Economy of the Russian Federation" (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects, Minutes of 04.06.2019 № 7) [Electronic resource] -URL: https://turov.pro/wp-content/uploads/2022/02/pasport_na-czionalnogo_proekta_naczionalnaya_programma_czifro.pdf (access date: 23.10.2023, access mode: free).

13. All sanctions of the USA and the European Union against Russia since 2014 (23.04.2021) [Electronic resource] - Access mode: https://www.currenttime.tv/a/russia-american-european-sanctions/29449693.html (date of address: 25.10.2023, free).

14. Anti-Russian sanctions (2022) [Electronic resource] - Access mode: https://ruxpert.ru/AHTi/ipocci/iMCKi/ie_caHM4i/ii/i# (date of access: 24.10.2023, free).

15. Eight years of sanctions against Russia. Main (11.10.2021) [El-ektronnyi resursos] - Mode of access: https://www.rbc.ru/pol-itics/11/10/2021/5bffb0f09a79470ff5378627 (date of address: 23.10.2023, free).

16. The FAS stated that the legalization of parallel imports contributes to the reduction of prices for goods (28.03.2022) [Electronic resource] - Access mode: https://www.alta.ru/external_ news/88426/ (date of address: 16.04.2022, free).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.