Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экономика / промышленная революция / национальный проект / национальная программа / цифровое общество / цифровые технологии / digital economy / industrial revolution / national project / national program / digital society / digital technologies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стоякин Евгений Алексеевич, Соболь Татьяна Сергеевна

Становление цифровой экономики — это трудный, многосложный процесс, который сопровождается решением сложных вопросов и серьезных проблем. В современных хозяйственных отношениях предоставляется не достаточно информации о проблемах и перспективах развития разных сфер бизнеса в условиях цифровизации пространства, и это в свою очередь требует особого внимания. Авторами выявлены основные черты современной цифровой экономики: цифровая экономика служит платформой для осуществления экономической деятельности; посредством данной платформы производитель и потребитель могут взаимодействовать на прямую; оказание влияние на широкое распространение экономики коллективного пользования. Процесс цифровизации в настоящее время носит масштабный характер, что указывает на необходимость измерения информационных сдвигов и применения информационно-коммуникационных технологий на развитие экономики. Для стабильного функционирования современной цифровой экономики необходимо создание подходящих условий для соответствующих процессов. Основным условием согласно мнения авторов статьи, является формирование современной инфраструктуры, настроенной специально для данных процессов. Таким образом, залогом успешного функционирования цифровой экономики в настоящее время — это синхронизированная цифровая инфраструктура: современный электронный бизнес; современное общество, в высоким уровнем цифровой грамотности; системы ЦОД; телекоммуникация/сети; электронная коммерция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNASPECTS OF DIGITAL ECONOMY DEVELOPMENT IN RUSSIA

The formation of a digital economy is a difficult, complex process, which is accompanied by the solution of complex issues and serious problems. In modern economic relations, not enough information is provided about the problems and prospects for the development of various areas of business in the context of digitalization of space, and this, in turn, requires special attention. The authors identified the main features of the modern digital economy: the digital economy serves as a platform for economic activity; through this platform, the manufacturer and consumer can interact directly; influencing the widespread adoption of the sharing economy. The digitalization process is currently large-scale, which indicates the need to measure information shifts and apply information and communication technologies to economic development. For the stable functioning of the modern digital economy, it is necessary to create suitable conditions for the relevant processes. The main condition, according to the authors of the article, is the formation of a modern infrastructure configured specifically for these processes. Thus, the key to the successful functioning of the digital economy at present is a synchronized digital infrastructure: modern electronic business; modern society, with a high level of digital literacy; data center systems; telecommunications/networks; e-commerce.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ»

УДК 338

Стоякин Евгений Алексеевич,

аспирант факультета экономики и финансов,

ЧОУ ВО «Московский университет имени С.Ю. Витте»,

г. Москва, Россия

Соболь Татьяна Сергеевна,

кандидат экономических наук, доцент

доцент кафедры юриспруденции,

АНО ВО «Московский международный университет»,

доцент кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания,

ЧОУ ВО «Московский университет имени С.Ю. Витте»,

г. Москва, Российская Федерация.

Stoyakin Evgeniy Alekseevich,

Postgraduate student, Faculty of Economics and Finance Moscow Witte University, Moscow, Russian Federation. Sobol Tatyana Sergeevna,

PhD, Associate Professor

Associate Professor of the Department of Law,

Moscow International University,

Associate Professor of the Department of Urban Economics and Service Sectors, Moscow Witte University, Moscow, Russian Federation.

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

MODERN ASPECTS OF DIGITAL ECONOMY DEVELOPMENT IN RUSSIA

Становление цифровой экономики — это трудный, многосложный процесс, который сопровождается решением сложных вопросов и серьезных проблем. В современных хозяйственных отношениях предоставляется не достаточно информации о проблемах и перспективах развития разных сфер бизнеса в условиях цифровизации пространства, и это в свою очередь требует особого внимания. Авторами выявлены основные черты современной цифровой экономики: цифровая экономика служит платформой для осуществления экономической деятельности; посредством данной платформы производитель и потребитель могут взаимодействовать на прямую; оказание влияние на широкое распространение экономики коллективного пользования. Процесс цифровизации в настоящее время носит масштабный характер, что указывает на необходимость измерения информационных сдвигов и применения информационно-коммуникационных технологий на развитие экономики.

Для стабильного функционирования современной цифровой экономики необходимо создание подходящих условий для соответствующих процессов. Основным условием согласно мнения авторов статьи, является формирование современной инфраструктуры, настроенной специально для данных процессов. Таким образом, залогом успешного функционирования цифровой экономики в настоящее время — это синхронизированная цифровая инфраструктура: современный электронный бизнес; современное общество, в высоким уровнем цифровой грамотности; системы ЦОД; телекоммуникация/сети; электронная коммерция.

Ключевые слова: цифровая экономика, промышленная революция, национальный проект, национальная программа, цифровое общество, цифровые технологии.

The formation of a digital economy is a difficult, complex process, which is accompanied by the solution of complex issues and serious problems. In modern economic relations, not enough information is provided about the problems and prospects for the development of various areas of business in the context of digitalization of space, and this, in turn, requires special attention. The authors identified the main features of the modern digital economy: the digital economy serves as a platform for economic activity; through this platform, the manufacturer and consumer can interact directly; influencing the widespread adoption of the sharing economy. The digitalization process is currently large-scale, which indicates the need to measure information shifts and apply information and communication technologies to economic development.

For the stable functioning of the modern digital economy, it is necessary to create suitable conditions for the relevant processes. The main condition, according to the authors of the article, is the formation of a modern infrastructure configured

131

specifically for these processes. Thus, the key to the successful functioning of the digital economy at present is a synchronized digital infrastructure: modem electronic business; modem society, with a high level of digital literacy; data center systems; telecommunications/networks; e-commerce.

Keywords: digital economy, industrial révolution, national project, national program, digital society, digital technologies.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества, научно-технический прогресс оказал большое влияние на развитие хозяйственных отношений, которые в свою очередь перешли в информационную сферу, а их исполнение стало осуществляться за счет информационно-коммуникативных технологий. Исходя из этого, переход традиционной экономики в цифровую осуществляется высокими темпами, что предполагает использование цифровых технологий в процессе осуществления хозяйственного процесса во всех сферах экономики.

В настоящее время информационные технологии являются неотъемлемой частью жизни современного общества, они широко применяются как в бытовой жизни, в сфере бизнеса, а также, что немаловажно, в государственном управлении. Распространение информационных технологий и операционных систем приобрело настолько широкие масштабы, что в настоящее время функционирование любой системы невозможно без их применения. Например, в бизнес-сфере: ИТ является ключевым средством для коммуникации. Доказательством этого можно было заметить в период пандемии. Именно 2020 год является отправной точкой интенсивного распространения информационных технологий в России, поскольку значительное количество сфер функционировало только за счет электронных коммуникаций [1,2].

На наш взгляд, с течением времени, будут претерпевать значительные изменения в форме и содержании многие сферы жизнедеятельности общества, в том числе экономика, безопасность и др. В современном мире именно технологический прогресс и инновации являются двигателем экономического роста. К тому же, информация стала важнейшей производительной силой, а информатизация — фактором развития общества. Прогресс в создании микроэлектроники, информационных технологий и телекоммуникаций полностью изменит мир. В связи с этим наиболее актуальным становится исследование процессов цифровизации, и ее основных тенденций во всех сегментах экономического цикла [2,3]. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Цель статьи состоит в исследовании современных аспектов становления и развития цифровой экономики в России, ее анализе и разработке необходимых условий направлений развития. МЕТОДЫ

При проведении данного исследования авторами применялись следующие методы:

• изучение и анализ теоретических аспектов становления и развития цифровой экономики в различных источниках литературы;

• системный анализ проходящих процессов в современной цифровой экономике;

• экспертный анализ аспектов состояния и развития современной цифровой экономики;

• метод анализа и синтеза для выявления основных аспектов становления и развития цифровой экономики в России, ее анализе и разработке необходимых условий направлений развития.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Процесс цифровизации в России в настоящее время носит масштабный характер, что указывает на необходимость информационных сдвигов и применения информационно-коммуникационных технологий на развитие экономики. Мы видим смену этапов от постиндустриального к информационному обществу, что является доказательством цифрового развития. Быстрый темп развития и распространение новых технологий обуславливают их проникновение во все сферы человеческой деятельности. Новая глобальная модель технологического развития влияет и на процесс цифровизации экономики в России.

На наш взгляд, становление новой цифровой экономики — это трудный, многосложный процесс, который сопровождается решением сложных вопросов и серьезных проблем. В современных хозяйственных отношениях предоставляется недостаточно информации о проблемах и перс-

132

пективах развития разных сфер бизнеса в условиях цифровизации пространства, и это в свою очередь требует особого внимания.

Напомним, что современная цифровая экономика—это система, базирующаяся на социальных, экономических, технологических и культурных отношениях между бизнесом, государством и гражданином, которая функционирует в информационном пространстве на глобальном уровне, при помощи сетевых цифровых технологий. Посредством цифровых технологий формируются новые виды и формы производства и продвижения услуг (продукта) потребителю, что оказывает непосредственное влияние на непрерывное изменение инновационных методов управления, а также технологий, целью которых является повышение эффективности социально-экономических процессов [1, 4].

Необходимо отметить, что распространенной точкой зрения среди экспертов в области экономики и лидеров бизнес-сферы является то, что отождествление понятий интернет-экономика и цифровая экономика не корректно, поскольку цифровая экономика носит более сложный и продвинутый характер.

Цифровую экономику невозможно рассматривать отдельно от остальной экономики, и, следовательно, должна трактоваться как сегмент деятельности. Это следует из того, что в производстве товаров (услуг) материализация добавочной стоимости посредством цифровых технологий. Наиболее явно это прослеживается в отраслях, деятельность которых тесно взаимосвязана и выстраивается за счет интернета. В более обобщенном понимании цифровую экономику можно трактовать, как экономику, основанную на цифровых технологиях.

Цифровая экономика на международном уровне интерпретируется как пространственная структура, которая включает коммерческие и хозяйствующие субъекты и их отношения. В данные отношения входят различные области, которые основываются на создании и использовании новой информации, технологий и продуктов, телекоммуникационных услуг, электронного бизнеса, электронной коммерции, электронных торговых площадок, телемедицинских услуг и многое другое. Цифровая экономика тесно перекликается с такими процессами как урбанизация, прозрачность и совместность экономики и т.д. Таким образом, становится понятно, что цифровая экономика выполняет переход от третьей промышленной революции к четвертой. И главным направлением ее развития является переход к концепции четвертой индустриальной революции и широкомасштабного интеллектуального производства.

В России основные направления развития в областях цифровой экономики и информационного общества определены на государственном уровне, что позволит ускорить процесс развития информационных технологий. Создание цифровой экономики в России крайне трудоемкий и сложный процесс, поскольку ее распространение затрагивает и влияет все основные отрасли народного хозяйства, в том числе на логистику, оптовые и розничные продажи, банковский сектор, образование, транспорт, медицину. К тому же с каждым годом обмен информации и коммуникация все в большей степени перемещается в виртуальное пространство. Немаловажная роль в этом процессе отведена различным гаджетам и мобильным устройствам, с помощью которых возникают новые способы социального взаимодействия, а также экономические институты [1, 4].

Развитие цифровизации в стране происходит через реализацию национальных программ и сталкивается с рядом трудностей: существует угроза для личных данных граждан страны; недостаточность средств/источников финансирования; цифровизация на региональном уровне осуществляется низкими темпами; дефицит отечественного программного обеспечения. Для развития проектов и программ предпринимаются различные мероприятия, такие как: разработка и внедрение виртуальных платформ (упрощает взаимодействие между участниками цифровой экономики); обеспечение масштабного подключения к сети Интернет в регионах; повышение цифровой грамотности в управленческих кадрах.

В настоящее время российская цифровая экономика выступает в качестве жизненно важного сектора, который демонстрирует значительные темпы роста. Сверх того, цифровая экономика активно проникает в разные сферы экономики, не ограничиваясь только информационными продуктами и услугами. Так, например, на ускоренное внедрение интернета в жизнь общества суще-

133

ственно повлияла разработка мобильных устройств и приложений. Согласно мнения многих экспертов, «конкуренция на электронных рынках обладает отличительными чертами и признаками:

Во-первых, конкуренция между интернет-платформами повышена и более жесткая, нежели в сегменте обычных продаж и услуг

Во-вторых, цифровые рынки часто характеризуются мощным сетевым эффектом и эффектом масштаба, которые усиливают эту особенную черту конкуренции по причине господствующего положения» [1].

В-третьих, значительное количество электронных рынков имеют двусторонний характер. Это предоставляет дополнительную выгоду во время пользования электронной платформой для двух групп пользователей (минимум). В качестве просто примера можно указать системы для поиска информации. Рекламодатель и пользователь в равной степени использую поисковые системы для своих запросов (доступ к потенциальным клиентам и получении информации соответственно). В-четвертых, «в цифровые рынки направляются в высоком темпе инвестиции и инновации, что позволяет в ускоренном режиме воздействовать на технологический прогресс. Необходимо добавить, что конкуренция на электронных рынках имеет циклический характер» [1].

Как отмечалось ранее, цифровая экономика проникает во многие сферы общества, начиная от коммуникации между людьми и заканчивая политической сферой. Цифровая экономика постоянно развивается, что стимулирует появление новых научных исследований, что оказывает прямое влияние на дальнейший рост экономики. Тем не менее, на сегодняшний день устоявшегося понятия «Электронная» экономика не наблюдается, однако существует множество определений этого явления. Так, например, в соответствии с указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-203 0 годы» [5], дается определение цифровой экономики. В соответствии с определением, «цифровая экономика — хозяйственная работа» [1], в которой главным фактором производства являются данные в электронном виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют «значительно увеличить эффективность разных типов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки продуктов и услуг» [1, 4].

Согласно определения Международного банка, цифровая экономика—это «система, включающая всю совокупность экономических, социальных и культурных отношений, взаимодействие которых выстраивается на заимствовании цифровых—коммуникационных технологий» [1, 2].

В цифровой экономике, как правило, выделяют её основные элементы. Отметим основные из них: инфраструктура (ПО; телекоммуникации; и т.д.); электронные деловые операции (бизнес-процессы между участниками виртуального рынка); электронная коммерция (поставка товаров с помощью сети Интернет). Сформулируем основные черты современной цифровой экономики: цифровая экономика служит платформой для осуществления экономической деятельности; посредством данной платформы производитель и потребитель могут взаимодействовать на прямую; оказание влияние на широкое распространение экономики коллективного пользования.

Неоспорим тот факт, что цифровая экономика — это глобальный тренд, который задает модель развития как в мире, так и в России. Переход к цифровизации сегодня является одним из ключевых приоритетов развития. Развитие современных технологий осуществляется в мировом масштабе, поэтому в ближайшем будущем перевернут представления о возможностях. Как подчеркивают эксперты, конкурентоспособность страны в стратегическом будущем, если говорить точнее то, технологический уклад, будет обуславливать уровень цифровизации. Цифровая экономика — это нефть будущего. Вследствие этого представляется рациональным исследовать предпосылки возникновения, становления и создания цифровой экономики.

Цифровая революция получила широкое распространение в мировой экономике. Прогресс, запущенный цифровой революцией, продолжает активно развиваться. Процесс мирового распространения цифровых инноваций начался с 1960-х годов и продолжается по сей день. Цифровые инновации сменяются волнообразно, точку отправления же берут в научных эпицентрах США, Европы и СССР.

134

Стадии распространения цифровых инноваций более интенсивны нежели предыдущие, что увеличивает географические масштабы, охватывая новые регионы. Данная тенденция также оказывает ощутимый эффект на экономику и на ее темпы. Стоит отметить, что в более ранние периоды цифровая революция рассматривалась как слияние разнообразных направлений интеллектуальной деятельности в единое целое, ставшее своеобразной средой для появления цифровых электронно-вычислительных машин (далее — ЭВМ). Для первого этапа цифровой революции характерно формирование теоретического фундамента будущей области научной и теоретической деятельности и признание значимости формирующийся отрасли.

Переход от персонального компьютера к ЭВМ на начальном этапе занял достаточно продолжительный период (десятилетия), однако в настоящее время темп революционных изменений в технологиях ускорился в разы, в зависимости от ситуации может занимать всего лишь от месяца до года. Изначально, под электронными инновациями подразумевался переход к автоматизации технологических и бизнес-процессов. Начало второго этапа относится к середине 1990-х годов. Данный этап цифровой революции целесообразно связывать с появлением Интернета и различных каналов его распространения. Для пользователей стали разрабатывать удобные приложения и инструменты (гаджеты/смартфоны и т.п.). Данные явления стали толчком для стремительного роста использования технологий конечными потребителями.

Б. Гейтс в 1999 году охарактеризовал и конкретизировал «основные концепции информационной революции» [6]. Он отмечал, что «с точки зрения предпринимателя, совершенствование информационных технологий, а особый акцент поставлен именно в сторону интернета, в значительной степени затрагивает, а главное влияет на жизнь общества со всех сторон. В настоящий момент коммерческий проект должен строиться исходя из «новой экономики», ориентируясь на ее изменения и вызовы, такие, как повышающиеся нужды контрагентов и обострение конкуренции. В будущем на рынке останется два вида компаний: те, кто в Интернете, и те, кто вышел из бизнеса»[6].

Необходимо отметить, что достижение прогресса в развитии цифровой экономики обладает вариативностью. Направления развития различны, поскольку нацелены на тесное взаимодействие информационных технологий с реальными процессами. В настоящее время общемировые тенденции демонстрируют, что цифровая экономика переходит на новый этап — постиндустриальный. Данная трансформация глубоко затронет глобальный рынок, а точнее: информация — это главный ресурс; сеть Интернет — неограниченная площадка для коммерции; конкуренция между предприятиями и особо крупными участниками рынка; единственный ограничитель операционной работы — размер Интернета.

В течение первых десятилетий основу цифровой экономики составили такие элементы как электронная коммерция и сервис. В процессе дальнейшего развития предлагаемые сервисы претерпят значительные изменения, что в дальнейшем также отразятся на технологиях, объединив отличные друг от друга. На фоне этого произошло развитие совершенно новых методов в руководстве производственными процессами, разработаны стратегические приоритеты дальнейшего развития [7].

На наш взгляд, наиболее успешной моделью цифровой экономики с широким использованием информационных технологий стала BIM. Технология BIM—это современный подход к проектированию строительству и эксплуатации. BIM является первой глобальной цифровой технологией в области строительства добившейся огромного успеха. По сути, революционных характер модели обусловлен тем, что BIM—информация о строительном объекте, имеющая числовое описание и необходимую организацию, которая используется на различных этапах, а именно, проектирование-строительство-эксплуатация-снос здания. В строительной отрасли было осуществлено объединение стадий и методов строительства с объектами строительства в единой базе данных.

В связи с тем, что первый опыт формирования системы цифровой экономики, связанный с технологиями BIM, оказался крайне положительным и принес отличные результаты, это дало толчок для дальнейшего прогресса. Так, «началась консолидация исследований и разработок в других сферах. Как итог, появилась кибер-физическая система (CPS). Суть CPS заключается в

135

соединении физических процессов производства, которые реализуются на практике посредством непрерывного управления в режиме реального времени, с программно-электронными системами» [1, 6, 7].

На современном этапе переход к использованию цифровых технологий эксперты связывают с процессом развития государства. Прежде всего, это обусловлено тем, что формирование цифровой экономики напрямую влияет на социально-экономическое состояние государства. Использование цифровых технологий на государственном уровне влияет на улучшение деятельности органов государственной власти и результатов их деятельности, а также воздействует на их ориентацию, на потребности населения, расширяет социальные функции государства (появляются новые способы для их реализации). Также стоит отметить, что процесс принятия решений государственными органами становится более прозрачным, а также расширяются возможности гражданского контроля процессов управления. Основываясь на этом, появляется необходимость обеспечения сотрудничества в области информации и коммуникации между органами государственной власти и ведущими крупными организациями. Немаловажно подчеркнуть, что для формирования цифровой экономики в разных странах существуют определенные стадии, которые предполагают осуществление определенного комплекса мероприятий.

Этот комплекс мероприятий состоит из некоторых этапов. Этапы создания цифровой экономики сопровождаются закреплением в нормативной правовой базе. К тому же все сопровождающие этот процесс изменения также должны фиксироваться в законодательстве. В дальнейшем сформированная нормативная правовая база будет фундаментальным источником при выходе на рынок. Данные изменения подразумевают приобретение новой квалификации для качественного перехода к электронной экономике и использования соответствующих перспектив, а также совершенствование работы общественных институтов.

Таким образом, отметим, что процесс цифровизации носит масштабный характер, что указывает на необходимость измерения информационных сдвигов и применения информационно-коммуникационных технологий на развитие экономики. В настоящий момент происходит смена этапов от постиндустриального к информационному обществу, что является результатом цифрового развития. Быстрый темп развития и распространения новых технологий обуславливают их проникновение во все сферы человеческой деятельности. Поэтому глобальные рынки на сегодняшний день подвержены сильным изменениям, также это касается характера современного промышленного производства, экономики и социальной сферы. Новая глобальная модель технологического развития влияет и на процесс цифровизации экономики в России.

Внедрение цифровых технологий во все сферы общественной жизни России является толчком для формирования новых возможностей в направлении социально-экономического развития, включая сектор малого и среднего бизнеса. В связи с быстрыми изменениями в области технологий (техники), происходит модернизация в организации производства, а также в деятельности предприятий особое значение приобретает управление. То есть цифровая экономика меняет отношение к традиционным формам отраслевых рынков, повышает уровень конкуренции среди участников экономических процессов.

В целях ускорения темпом цифровизации была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [7]. В программе по формированию необходимых условий для развития цифровой экономики определены основные параметры: цели, задачи, направление государственной политики, сроки реализации определенных мер.

Программа цифровизации экономики — главный механизм старта цифровизации России. Основная цель — ускорение цифровой трансформации. Внедрения современных цифровых технологий преследует приоритетные задачи по формированию надлежащих условий и возможностей улучшения качества жизни населения страны и его ускорения, модернизации экономики, управления на государственном уровне, а также развитие инфраструктуры.

В сущности, программа «Цифровая экономика РФ» — это платформа, позволяющая государству создать новый порядок взаимодействия бизнеса, власти и научного сообщества. В глобальном масштабе это повысит конкурентоспособность страны [7].

136

Бюджет национального проекта составляет 1634,9 млрд. руб. Если просматривать его по отдельным направлениям, то мы увидим следующие цифры: «на нормативное регулирование цифровой среды выделено 1,7 млрд. руб. ; информационная инфраструктура—772,4 млрд. руб. ; кадры для цифровой экономики — 143,1 млрд. руб.; информационная безопасность — 30,2 млрд. руб.; цифровые технологии — 451,8 млрд. руб. ; цифровое государственное управление — 235,7 млрд. руб. При этом из федерального бюджета должны поступить 1099,6 млрд. руб., а 535,3 млрд. руб. —из внебюджетных источников. Альтернативные источники финансирования проекта: 45,5 млрд. руб. — от предоставления универсальных услуг связи; 157,3 млрд. руб. — отдельные расходы при дополнительном финансировании. Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников по доле в ВВП России составят: в 2019 году — 2,2%; в 2021 году — 3,0%; в 2024 году — 5,1%» [7].

Для стабильного функционирования цифровой экономики необходимо создание подходящих условий для соответствующих процессов. Основным условием является формирование инфраструктуры, настроенной специально для данных процессов. Залог успешного функционирования цифровой экономики — это цифровая инфраструктура: электронный бизнес; общество; системы ЦОД; телекоммуникация/сети; электронная коммерция.

Несомненно, цифровизация общества не может быть осуществлена без соответствующих кадров для цифровой экономики. Одним из ориентиров программы цифровизации должна являеться подготовка кадров по направлениям, связанным с ИКТ, ИТ и др. Поэтому национальный проект «Цифровая экономика» предполагает совершенствование системы образования. Предполагается предоставить комплексную поддержку для школьников и студентов в области математики и информатики, повысить цифровую грамотность. Обучению в области цифровизации также будет предоставлено служащим на государственном и муниципальном уровнях. Также в планах значится развитие функционала государственных сервисов электронного правительства. За счет этого станет возможна организация взаимодействия с населением и между органами государственной власти в электронном формате.

Уже сейчас можно отметить, что внедрение цифровых технологий в деятельность органов государственной власти осуществляется успешно, поскольку существует сайт Госуслуг с широким функционалом.

Успешный опыт внедрения цифровых технологий в государственное управление создает дополнительные стимулы для продолжения работы по упрощению жизни населения и ускорению процесса получения государственных услуг Для достижения данной цели началась разработка проектов суперсервисов, доступ к которым можно будет получить через сайт Госуслуг.

Суперсервисы — это комплексы государственных услуг, группировка которых осуществлена исходя их жизненных ситуаций. Преимущество данного функционала заключается в возможности получения различных услуг онлайн в короткие сроки. Суперсервисы разрабатываются для оптимизации государственных и муниципальных услуг, предоставление которых осуществляются в МФЦ. Также необходимо уточнить, что воплощение данного проекта осуществляется в рамках программы «Цифровая экономика». На рис. №2 3 показан интерфейс госуслуг в разделе суперсервисов.

В рамах данного исследования необходимо отметить возможные угрозы цифровой экономики. С расширением услуг цифрового сервиса, связана индивидуализация многих видов услуг как для бизнеса, так и для граждан, что повышает вероятность появления угроз извне. Существование «рисков утечки информации требует повышения уровня защиты электронных систем. Одним из федеральных проектов программы «Цифровая экономика» является «Информационная безопасность». Основной задачей проекта является обеспечение информационной безопасности при передаче, обработке и хранении личных данных, гарантирующих защиту интересов личности, бизнеса и государства» [2]. Защита личной базы данных должна осуществляться на основе отечественных разработок. Вследствие этого в программе заложены мероприятия по стимулированию и поддержке российских разработок. В качестве мероприятий предлагается создание системы финансирования таких проектов, а также формирование спроса на российские технологии, продукты и сервисы.

137

В рамках программы «Цифровая экономика» к 2024 планируется достигнуть ряда ключевых показателей по разным направлениям: для домохозяйств: доступность высокоскоростного Интернета для 97%; в экономике: внедрение и использование сети 5G в не менее 5 ведущих отраслей экномики; в информации: развитие ЦОД — 5% мировых услуг по хранению и обработке данных; экспортные компании: 100 экспортно-ориентировочных компаний-разработчиков получат поддержку; сеть Интернет: маршрутизация на территирии России сетевого трафика сети Интернет в росиийском сегменте (в размере 90%); безопасность: исспользование дополнительных средств для защиты персональной информации (97% населения); ПО: стоимостная доля менее 10% для иностранного ПО (как для закупки, так и для аренды).

Таким образом, организация процесса цифровизации в России должна быть ориентирована на системное развитие и внедрение во всех областях жизни. В рамках программы «Цифровая экономика» должны проводиться базовые мероприятия, обеспечивающие развитие цифровой экономики и предоставление гражданам услуг и сервисов в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, цифровизации инфраструктуры.

Проект «Цифровая экономика» определяет ключевые приоритеты развития страны в социально-экономическом направлении. Как отмечалось ранее, в России проект был оглашен в период 2018 — 2019 гг. Реализация программы предусмотрена до 2024 г и на протяжении всего этого периода будет финансироваться. Стоит отметить, что в обозначенный период реализации проекта средства распределялись достаточно неравномерно. Так, на основании данных, предоставленных Министерством финансов РФ в конце января 2021 г., расходы на программу «Цифровая экономика» были исполнены на 95,8%. За аналогичный период 2020 г. было исполнено 97% [7].

2021 год был ознаменован тем, что в национальный проект были включены новые федеральные проекты: «Искусственный интеллект», «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли», обеспечение доступа в Интернет за счет развития спутниковой связи». Немаловажно отметить, что в 2021 г обоснованно были утверждены стратегии в области цифровой трансформации на региональном уровне.

Следует обозначить, что региональный процесс цифровизации обладает своими особенностями. Так, в ходе цифровизации между различными регионами может произойти большой разрыв, поскольку есть как развитые, так и депрессивные территории. Также в регионах существует такая проблема, как неравномерное размещение инфраструктуры инновационных предприятий, это в свою очередь в большей степени влияет дифференциацию регионов и уровня их развития. Поэтому «осуществляется разработка нового федерального проекта «Цифровой регион». Проект будет ориентирован на ускоренное внедрение цифровых технологий в субъектах РФ в сфере управления на государственном и муниципальном уровнях» [7], а также будет затрагивать экономические, социальные области. Большинство региональных проектов субъектов РФ реализуется по аналогичным направлениям федеральных проектов национальной программы.

За период исполнения национальной программы произошло формирование условий для масштабной системной цифровизации экономики в различных отраслях и секторах. В значительной степени процессы цифровизации активизировались во время коронавирусной инфекции COVID-19. В результате влияния внешнего фактора произошло ускорение цифровой трансформации, а конкретнее: усиление поддержки развития цифровых технологий; динамичная цифровизация компаний, государственного управления, образования, медицины; увеличилось влияние цифровых сервисов и технологий на социальную сферу

Распространение новой коронавирусной инфекции произвело не только стимулирующий эффект для процесса цифровизации, но и позволило выявить существенную проблему цифрового неравенства. Для решения проблемы необходимо предпринять ряд мер: обеспечение повсеместного к Интернету; подключение к сети социально значимых объектов. Кроме того, возник запрос на разработку российского программного обеспечения, в том числе запуска мессенджеров и корпоративных платформ в образовательных целях и работы. В условиях цифровизации онлайн-серви-сы стали более востребованы, что повысило требования к уровню защиты информации и персональных данных.

138

Результатом реализации федерального проекта стало формирование системного (характеризуется гибкостью) подхода к правовому регулированию цифровой экономики. Происходит упрощение способов ведения бизнеса в гражданском обороте, снимаются барьеры для развития технологий в сфере финансов и др. Проект оказал влияние на распространение Интернета в более отдаленной местности (доступ к Интернет получило около 27 тыс. населенных пунктов) [7]. Происходит расширение возможностей обучения в цифровой сфере для школьников, студентов (примерно 200 тыс.), а также получения дополнительных компетенций госслужащими (в рамках 50 тыс.), повышение квалификации преподавателей (около 80 тыс.) [7].

Необходимо отметить, что Федеральный проект нацелен так же и на защиту цифрового пространства и личных данных граждан от воздействия со стороны хакеров и утечки личных граждан соответственно. Пример предпринимаемых мер: блокировка сайтов, которые дублируют официальные сайты государственных органов; предупреждение пользователей о предпринимаемой попытке онлайн-мошенничества. Для обучения планируется запуск киберполигонов. Происходит разработка и внедрение цифровых технологий от отечественного производителя. Меры государственной поддержки: содействие стартапам в ИТ сфере; создание механизмов стимулирования спроса на отечественное программное обеспечение в различных компаниях.

Для стабильного функционирования современной цифровой экономики необходимо создание подходящих условий для соответствующих процессов. Основным условием согласно мнения авторов статьи, является формирование современной инфраструктуры, настроенной специально для данных процессов. Таким образом, залогом успешного функционирования цифровой экономики в настоящее время — это синхронизированная цифровая инфраструктура: современный электронный бизнес; современное общество, в высоким уровнем цифровой грамотности; системы ЦОД; телекоммуникация/сети; электронная коммерция.

ВЫВОДЫ

На основе проведенного исследования сформулируем основные выводы.

Цифровизация экономики России представляется необходимой в постиндустриальном обществе. Данный вопрос требует тщательной проработки. Для страны необходим новый этап развития экономики. Поэтому осуществляемый процесс цифровизации—это прямой путь к совершенствованию российской экономической системы. Также очевидным фактом является то, что в российской экономике процесс цифровизации в последние годы ускоряет свои темпы. Реализация национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» приносит свои результаты, но в той же степени происходит выявление ряда проблем, которые требуют особого внимания при переходе к цифровой экономике, некоторые из них в настоящее время уже подвержены вмешательству со стороны государства, с некоторыми еще предстоит разбираться.

Таким образом, следует отметить, что вследствие развития цифровой экономики осуществляется формирование информационной инфраструктуры. Это также относится и к национальной программе «Цифровая экономика». Создание информационной инфраструктуры сопряжено построения и улучшения информационных технологий. Для создания новых цифровых технологий требуется соответствующая база, включающая в себя нормативное регулирование, вложения в человеческий потенциал.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, трансформация экономики посредством процесса цифровизации является стратегической задачей. Разработка программы «Цифровая экономика РФ» осуществлена с целью повышения качества и удобства взаимодействия в экономике РФ с учетом процессов цифровизации. В программе определяются инструменты и механизмы, с помощью которых расширяется аппаратная оснащенность граждан и бизнеса.

Реализация национальной программы сталкивается с рядом осложнений, таких как: 1) существует угроза для личных данных; 2) недостаточность средств/источников финансирования; 3) цифровизация на региональном уровне осуществляется низкими темпами; 4) дефицит отечественного программного обеспечения.

Тем не менее, для развития проекты предпринимаются следующие мероприятия: разработка и внедрение виртуальных платформ (упростит взаимодействие между участниками цифровой эко-

139

номики); обеспечение масштабного подключения к сети Интернет в регионах; повышение цифровой грамотности в управленческих кадрах. Таким образом, внедрение цифровых технологий в экономику на государственном уровне носит приоритетный характер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверьянов, M.A. Цифровое общество: новые вызовы I M.A. Аверьянов, С.Н. Евтушенко, Е.Ю. Кочетова II Экономические стратегии. — 2016. — Т. 18, № 7(141). — С. 90-91. — EDN XESFXL.

2. Mаковецкий, M^. Развитие подходов к интерпретации концепции устойчивого развития I MÄ. Mако-вецкий, С.В. Ситова II Вестник Mосковского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. — 2022. — № 2(41). — С. 81-88. — DOI 10.21777I2587-554X-2022-2-81-88. — EDN NMQZMR.

3. Новиков, И.В. Роль MСЭ в стандартизации умных устойчивых городов I И.В. Новиков II Вестник Mосков-ского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. — 2016. — N° 3(18). — С. 74-79. — DOI 10.21777I2307-6135-2016-3-74-79. —EDN WLYBUV

4. Сергеева, Н.В. Цифровизация государственных услуг: кейс пенсионного фонда РФ I Н.В. Сергеева II Вестник Mосковского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. — 2021. — № 2(37). — С. 7-14. — DOI 10.21777I2587-554X-2021-2-7-14. — EDN KHSXTB.

5. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203. — Режим доступа: www.kremlin.ruIactsIbankI41919 (дата обращения: 04.09.2023).

6. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли I Б. Гейтс. — M.: Эксмо-Пресс, 2020. — Режим доступа: uzts.uzIwp-content/uploadsI2020I08Ibill_gejts_biznes_so_skorostyu_mysli.pdf (дата обращения: 04.09.2023).

7. Цифровая Россия: новая реальность (19 июля 2020 г.) II McKinsey Global Institute. — Режим доступа: www.tadviser.ru/imagesIcIc2IDigital-Russia-report.pdf (дата обращения: 04.09.2023).

SPISOKLITERATURY

1. Aver'yanov, M.A. Tsifrovoye obshchestvo: novyye vyzovy I M.A. Aver'yanov, S.N. Yevtushenko, Ye.Yu. Kochetova II Ekonomicheskiye strategii. — 2016. — T. 18, № 7(141). — S. 90-91. — EDN XESFXL.

2. Makovetskiy, M.Yu. Razvitiye podkhodov k interpretatsii kontseptsii ustoychivogo razvitiya I M.Yu. Makovetskiy, S.V. Sitova II Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravleniye. — 2022. — № 2(41). — S. 81-88. — DOI 10.21777I2587-554X-2022-2-81-88. — EDN NMQZMR.

3. Novikov, I.V. Rol' MSE v standartizatsii umnykh ustoychivykh gorodov I I.V. Novikov II Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravleniye. — 2016. — № 3(18). — S. 74-79. — DOI 10.21777I2307-6135-2016-3-74-79. — EDN WLYBUV.

4. Sergeyeva, N.V Tsifrovizatsiya gosudarstvennykh uslug: keys pensionnogo fonda RF I N.V Sergeyeva II Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravleniye. — 2021. — № 2(37). — S. 7-14. — DOI 10.21777I2587-554X-2021-2-7-14. — EDN KHSXTB.

5. O Strategii razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii na 2017-2030 gody Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 9 maya 2017 g. № 203. — Rezhim dostupa: ww^kremliaruZactsIbankM^^ (data obrashcheniya: 04.09.2023).

6. Geyts B. Biznes so skorost'yu mysli I B. Geyts. — M.: Eksmo-Press, 2020. — Rezhim dostupa: uzts.uzIwp-content/uploadsI2020I08Ibill_gejts_biznes_so_skorostyu_mysli.pdf (data obrashcheniya: 04.09.2023).

7. Tsifrovaya Rossiya: novaya real'nost' (19 iyulya 2020 g.) II McKinsey Global Institute. — Rezhim dostupa: www.tadviser.ru/imagesIcIc2IDigital-Russia-report.pdf (data obrashcheniya: 04.09.2023).

Статья поступила в редакцию 14 сентября 2023 года Статья одобрена к печати 14 ноября 2023 года

140

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.