Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ'

К ВОПРОСУ О ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
642
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шибаршина О. Ю.

В рамках настоящего исследования рассмотрена специфика и сущность цифровизации государственного управления в России. Объект исследования - государственное управление как основополагающий базис воздействия на общественные отношения в современном социуме, который существует публичным образом через власть государства. Предмет исследования - особенности и специфика цифровизации государственного управления в РФ. Цель данной научной статьи - рассмотреть и определить цели цифровизации политического управления, охарактеризовать российскую модель электронного правительства. Определено, что переход российского политического управления и налаживание политических коммуникаций в цифровое пространство - ответ на современные вызовы. Грамотная проработка цифровой коммуникации позволит создать заранее контролируемое поле, и для каждого нового участника или сообщества в современных интернет-коммуникациях возникнут нормативно-правовые ограничения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF DIGITALIZATION OF PUBLIC ADMINISTRATION

Within the framework of this study, the specifics and essence of digitalization of public administration in Russia are considered. The object of the study is public administration as a fundamental basis for influencing public relations in modern society, which exists in a public way through the power of the state. The subject of the study is the features and specifics of digitalization of public administration in the Russian Federation. The purpose of this scientific article is to consider and define the goals of digitalization of political governance, to characterize the Russian model of e-government. It is determined that the transition of Russian political governance and the establishment of political communications in the digital space is the answer to modern challenges. A competent study of digital communication will create a pre-controlled field, and regulatory and legal restrictions will arise for each new participant or community in modern Internet communications.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

ционеры и топ-менеджеры должны решать вопросы стратегии развития компании, одновременно перенося вопросы тактики на нижний уровень управления, что и организовано в TCS Group Holding.

Особую значимость при создании компании Олег Тиньков связывал с подбором персонала, где зачастую приходилось брать «зленых» и неопытных молодых людей, которые хотели расти и развиваться вместе с компанией, имели собственные цели, а топ-менеджеры активно учитывали взгляды и мнения новых работников. Такие отношения между коллективом и менеджментом позволили создать благоприятную корпоративную культуру внутри компании, которая продолжает являться серьезным фундаментом для будущего организации.

Таким образом, изучая значение коллектива для менеджмента компании необходимо учитывать специфику деятельности организации, её цели и направления будущего развития. Формирование благоприятной атмосферы внутри коллектива, удовлетворенность персонала и нацеленность на дальнейшее развитие является базой для процветания компании в будущем. Гармоничные отношения внутри компании между руководством и персоналом достигаются путем подбора подходящих кадров, нахождением общих целей, формированием корпоративной культуры и подбором наиболее гибкого стиля управленческого менеджмента в отношении коллектива.

Источники:

1. Дианова, В. А. Вопросы управления персоналом в сфере социально-культурной деятельности: мотивация, корпоративная культура, компетенции / В. А. Дианова, Л. А. Зорина, Т. Е. Кравченко // Вестник Академии знаний. -2022. - № 52(5). - С. 112-118.

2. Коргина, О. А. Социально-психологические технологии в управлении персоналом организации / О. А. Коргина // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 48(1). - С. 125-131.

3. Лазаренко, Л. А. Влияние социально-психологического климата в коллективе на эффективность деятельности организации / Л. А. Лазаренко, Т. Е. Хорольская // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 28(2). - С. 150-156.

4. Новиков, Д. А. Социальная стратегия развития персонала предприятия / Д. А. Новиков, С. А. Ш. Довтаев // Деловой вестник предпринимателя. - 2022. - № 9(3). - С. 82-86.

5. Роль системы менеджмента качества в развитии человеческого капитала вуза / Ю. П. Федулов, А. В. Загорулько, И. Т. Заика, В. М. Смоленцев // Высшее образование в России. - 2013. - № 1. - С. 59-67.

References:

1. Dianova, V. A., Zorina L. A., Kravchenko T. E. Issues of personnel management in the sphere of social and cultural activities: motivation, corporate culture, competencies // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2022. - No. 52(5). - S. 112-118.

2. Korgina, OA Socio-psychological technologies in personnel management of an organization / OA Korgina // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2022. - No. 48(1). - S. 125-131.

3. Lazarenko, L. A. Influence of the socio-psychological climate in the team on the effectiveness of the organization / L. A. Lazarenko, T. E. Khorolskaya // Natural-humanitarian research. - 2020. - No. 28(2). - S. 150-156.

4. Novikov, D. A. Social strategy for the development of enterprise personnel / D. A. Novikov, S. A. Sh. Dovtaev // Business Bulletin of the Entrepreneur. - 2022. - No. 9(3). - S. 82-86.

5. Fedulov Yu. P., Zagorulko A. V., Zaika I. T., Smolentsev V. M. The role of the quality management system in the development of human capital of the university // Higher education in Russia. - 2013. - No. 1. - S. 59-67.

EDN: TVSSGO

О.Ю. Шибаршина - к.с.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой бизнеса и управления, Филиал ЧОУВО «Московскийуниверситет имени С.Ю. Витте» в г. Рязани, Рязань, Россия, [email protected],

O.Yu. Shibarshina - candidate of sociology, associate professor, deputy head of the department of business and management, Ryazan branch of the "Moscow Witte University", Ryazan, Russia.

К ВОПРОСУ О ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ON THE ISSUE OF DIGITALIZATION OF PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация. В рамках настоящего исследования рассмотрена специфика и сущность цифровизации государственного управления в России. Объект исследования - государственное управление как основополагающий базис воздействия на общественные отношения в современном социуме, который существует публичным образом через власть государства. Предмет исследования - особенности и специфика цифровизации государственного управления в РФ. Цель данной научной статьи - рассмотреть и определить цели цифровизации политического управления, охарактеризовать российскую модель электронного правительства. Определено, что переход российского политического управления и налаживание политических коммуникаций в цифровое пространство - ответ на современные вызовы. Грамотная проработка цифровой коммуникации позволит создать заранее контролируемое поле, и для каждого нового участника или сообщества в современных интернет-коммуникациях возникнут нормативно-правовые ограничения.

Abstract. Within the framework of this study, the specifics and essence of digitalization of public administration in Russia are considered. The object of the study is public administration as a fundamental basis for influencing public relations in modern society, which exists in a public way through the power of the state. The subject of the study is the features and specifics of digitali-zation of public administration in the Russian Federation. The purpose of this scientific article is to consider and define the goals of digitalization of political governance, to characterize the Russian model of e-government. It is determined that the transition of Russian political governance and the establishment of political communications in the digital space is the answer to modern challenges. A competent study of digital communication will create a pre-controlled field, and regulatory and legal restrictions will arise for each new participant or community in modern Internet communications.

Ключевые слова: управление, электронное Правительство, цифровое пространство, информационно -коммуникационные технологии, информация, политические коммуникации, социальное взаимодействие.

Keywords: governance, e-government, digital space, information and communication technologies, information, political communications, social interaction.

Введение

Отвечая современным тенденциям и вызовам технически и качественно новых видов политического участия, государственная власть обязана видоизменять процесс политического управления [8]. Огромный спрос и гражданский контроль за ходом политического процесса заставляет пересмотреть используемые ранее инструменты коммуникации и сформировать новые компоненты в системе сдержек и противовесов.

В целом, обозначим актуальность и важность развития политического управления в цифровом пространстве - перечислим основные вызовы для перехода в новое коммуникативное поле:

- кризис существующих форм тотальной организации политики и управления, т.к. возникают новые сложности коммуникационного процесса, многообразие ИКТ и проблема неустойчивости государственных позиций;

- формирование общества знания, общественной саморегуляции и новые цифровые коммуникации;

- глобализация и корректирование роли и функций национальных государств.

1. Цели цифровизации политического управления

Построение электронного правительства - это целый политико-правовой процесс, направленный на создание функциональной внутренней и внешней модели деятельности правительства [7].

Соответственно для качественного устройства данного процесса необходимо придерживаться следующих этапов:

- переработка нормативно-правовой базы деятельности правительства и развития информационно-коммуникационной среды;

- всесторонняя трансформация системы органов государственной власти путем внедрения цифровых технологий информационной коммуникации;

- реконструкция каналов обратной связи между государством и обществом.

Основываясь на принципах теории политических сетей, выделим базовые принципы концепции нового государственного управления (менеджмента):

- переход от бюрократического стиля руководства в государственных учреждениях к применению новых цифровых технологий;

- внедрение внутренней и внешней конкуренции в государственный сектор с привлечением бизнес организаций для снижения транзакционных издержек и повышение качества услуг;

- выработка стандартов и способов измерения результатов и эффективности работы государственных подразделений (облегченной версии государственных ведомств), а также количественных индикаторов успеха выполнения поставленных задач;

- переход к обеспечению индивидуализированных услуг гражданам, общественным организациям и бизнесу.

2. Российская модель электронного правительства

Отталкиваясь от теоретических обоснований целей цифровизации российского политического управления, рассмотрим российскую модель электронного правительства и позицию Правительства России по внедрению новых инструментов менеджмента.

Подготовительным этапом организации политической коммуникации в цифровом формате является представительство органов государственной власти федерального и регионального уровня в сети Интернет [4]. Были созданы веб-сайты Президента России, Правительства РФ, действующих министерств, в субъектах РФ были разработаны региональные порталы, сайты губернаторов и глав регионов. Они носили информативный характер, содержали основные нормативно-правовые акты, новости об осуществляемой деятельности и контакты, по которым можно обратиться в ведомство для

получения государственной услуги (телефоны, адреса электронных почтовых ящиков и фактические адреса организаций).

Первым этапом можно обозначить разработку с 2010 года на территории Российской Федерации государственной программы «Информационное общество», действующей с 2011 до 2020 года.

Далее Правительство РФ решает вопрос развития информационной среды и организации равного доступа населения к цифровой медиа-среде. Пользуясь возможностями сетевого пространства, задачи формируются вокруг создания и сохранение информационных фондов, распространение идеологически направленных информационных материалов (с темами ведения здорового образа жизни, о социально ответственном поведении, семейных и традиционных ценностях, получении образования и поднятии профессиональных компетенций и др.) [2]. Развитие социально ориентированных проектов и перевод уже существующих фондов в цифровой формат.

Отвечали за это направление Роспечать, Минцифры и Минпросвещения России, а также Ро-спотребнадзор.

- Безопасность в информационном обществе

Цифровое государственное присутствие выполняет функцию предупреждения угроз. Российская модель включает в себя контрольные и надзорные инструменты, блокирующие попытки распространения террористических идей, экстремизма и пропаганды насилия.

Ответственным был Минцифры РФ, Роспечать, Роскомнадзор и Федеральная служба безопасности.

Информационное государство - основополагающая подпрограмма в контексте электронного правительства, т.к. она обозначает переход государственных органов всех уровней в цифровое пространство [9]. Среди целей: оказание государственных, муниципальных и социально значимых услуг, повышение эффективного управления, выстраивание коммуникаций между органами власти, гражданами и бизнесом. Основные задачи состоят в следующем:

1) развитие механизмов оказания гражданам и общественным организациям государственных и прочих услуг и передача сведений с помощью новых технологий;

2) открытость, качество и эффективность политического электронного взаимодействия;

3) обеспечение надежности и защиты государственной информационной системы и доступных сервисов;

4) модернизация систем и сервисов государственных услуг, учитывая цифровые тренды;

5) установление единых стандартов межведомственной электронной связи органов власти муниципального, регионального и федерального уровня;

6) формирование цифрового архива;

7) создание национальной системы управления данными;

8) реализация ряда комплексных проектов, направленных на всестороннюю цифровую адаптацию органов власти и населения;

9) развитие и применение «сквозных» цифровых технологий в области цифровой экономики.

Участниками подпрограммы «Информационное государство» являются все действующие министерства РФ, а также федеральные службы, Счетная палата РФ, ЦИК России и др.

Исходя из вышеуказанных задач подпрограмм, можно обозначить основные задачи проекта «Информационное общество»: обеспечение населения качественными и доступными услугами связи; участие в развитии цифровой медиа-среды; предубеждение угроз в коммуникативной среде, контроль за обработкой, передачей и хранением данных; оказание государственных и муниципальных услуг в электронном формате.

К 2019 году федеральному центру России удалось выстроить масштабную систему оказания государственных услуг, взаимосвязанную между собой коммуникационными каналами и формирующую качественную модель электронного взаимодействия с населением, бизнесом и регионами РФ. Инфраструктура электронного правительства включает в себя следующие элементы:

- Единый портал государственных и муниципальных услуг, в рамках которого реализуется как онлайн-взаимодействие с органами власти, так и электронный документооборот (включающий в себя использование электронной цифровой подписи);

- Единая система идентификации и аутентификации, призванная обеспечить санкционированный доступ участников к информации государственных, муниципальных и иных информационных системах для организации межведомственной электронной коммуникации и ряда других целей;

- Досудебное обжалование. Данная система позволяет оспаривать деятельность органов власти в досудебном порядке в случае неоказания услуги государственного или муниципального характера;

- Единая система нормативно-справочной информации, которая позволяет автоматизировать процессы обслуживания, пополнения, актуализации и использования информационных баз. Благодаря этому инструменту формируется реестр базовых государственных ресурсов;

- Система межведомственного электронного взаимодействия. Это портал для осуществления межведомственного взаимодействия, содержащий в себе статистику обращений, протоколы взаимодействия, единый каталог пользователя, возможность регистрации обращений в единый реестр и др.;

- Информационная система головного удостоверяющего центра, обеспечивающая создание и обслуживание сертификатов электронной подписи;

- Ситуационный центр, осуществляющий мониторинг электронного взаимодействия информационных систем и поддержку по информационно- методическим аспектам коммуникации, хранение информации о параметрах функционирования государственных электронных систем, сведение аналитических отчетов и пр.

На формирование, обслуживание и актуализацию информационно-коммуникационных систем государственных услуг Российской Федерации к 2020 году было освоено 236,3 млрд рублей [1].

Осознавая сложность адаптации к качественно новой цифровой форме взаимодействия, Президентом и Правительством РФ было принято решение организовать многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг во всех регионах РФ. Среди главных целей стоит указать реализацию принципа «одного окна» (упрощение процедур получение государственной услуги в одном месте, независимо от природы обращения), ликвидация ранка посреднических услуг, противодействие коррупции, совершенствование каналов межведомственного взаимодействия органов власти на всех уровнях [3]. Данная мера была противопоставлена проблеме слабого технического оснащения и неполное покрытие российской территории сетевыми коммуникациями, не говоря уже о предоставлении широкополосного доступа. Для значительной части пожилого населения (31 % от общего числа населения к 2021 году) МФЦ «Мои документы» стал единственным каналом получения услуг социального профиля.

На основе анализа нормативно-правовых актов, формирующих и регулирующих деятельность многофункциональных центров, обозначим проблемные места, актуальные и сегодня:

- разработанные методические рекомендации для МФЦ не должны «явно или косвенно» противоречить положениям действующего законодательства;

- обозначение единых требований по организации деятельности МФЦ позволит оптимизировать финансовые затраты на содержание и распространения новых окон в регионах РФ;

- сформировать программу обучения и повышения квалификации действующего персонала. Использование обучающих курсов на регулярной основе необходимо для сотрудников, занимающимися бумажным и электронным документооборотом.

Вторым этапом развития электронного правительства России является логическое продолжение программы «Информационное общество» - национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная Указом Президента РФ до 2024 года. По окончанию цифрового обрамления государственного управления появился запрос на более плотную проработку цифровой экономики, разработки дополнительных инструментов отечественного производства (построение собственной инфраструктуры высокоскоростной передачи данных) и вовлечение еще большего количества акторов в новый коммуникационный процесс [6].

В состав программы входит семь национальных проектов, отражающих приоритетные направления развития государственного управления на современном этапе:

1 проект - Нормативное регулирование цифровой среды;

Планируется создание гибкой системы правового регулирования: упрощение требований для ведения бизнеса и развития современных технологий, а также урегулирование электронного документооборота, правил сбора и обработки персональных данных, определение субъектов правоотношений.

2 проект - Кадры для цифровой экономики;

Планируется совершенствование российской системы образования. Правительство заинтересованно в подготовке квалифицированных кадров в сфере 1Т-технологий и нового коммуникативного пространства.

3 проект - Информационная инфраструктура;

Для полного перехода к дистанционным коммуникативным формам России еще предстоит технически освоить труднодоступные, отдаленные и малонаселенные участки. К 2024 году планируется распространить универсальные услуги связи в более 25 тыс. населенных участков, а в крупных городах развернуть сети 5G.

4 проект - Информационная безопасность.

Проработка вопросов защиты персональных данных от киберугроз, борьба с подозрительными сайтами, онлайн-мошенничеством, противодействие хакерским взломам и утечкам информации.

5 проект - Цифровые технологии;

Создание благотворных условий для разработки российских 1Т-продуктов: программного обеспечения и общественно значимых стартапов.

6 проект - Цифровое государственное управление;

Развитие единого портала государственных и муниципальных услуг «Госуслуги» - одна из ключевых задач национальной программы. К 2024 году планируется перевести в электронную форму 95 % социально значимых услуг.

Проработав ошибки прошлого опыта, разработчики обновили портал. С апреля 2021 года проводится бета-тестирование интеллектуального помощника - робота Макса, упрощена до интуитивно понятного уровня навигация портала и запущены суперсервисы: «Поступление в ВУЗ онлайн», «Социальная поддержка онлайн», «Цифровое исполнительное производство», «Трудовые отношения онлайн», «Оформление европротокола онлайн», «Пенсия онлайн», «Онлайн помощь при инвалидности». Планируется расширение услуг социальной направленности - суперсервисы: «Правосудие онлайн», «Рождение ребенка», «Уведомление и обжалование штрафов за нарушение ПДД онлайн», «Утрата близкого человека», «Трудовая миграция онлайн», «Моё здоровье онлайн».

7 проект - Искусственный интеллект.

Для преодоления нехватки квалифицированного персонала разрабатывается план по внедрению процессов ИИ в работу органов власти и бизнеса.

Описанные ранее этапы российского перехода в цифровую среду создают инструментарий для региональных органов государственной власти, т.к. ядром модели политического управления является федеральный центр [5]. По примеру веб-сайтов федеральных ведомств создаются региональные порталы.

Федеральные национальные проекты подстраиваются под особенности региональных и в случае необходимости видоизменяются. Форма обратной связи на федеральном уровне получила техническое обрамление: на сайтах отведены кнопки обратной связи, где в онлайн формате можно получить ответ от органа государственной власти в течение 1-3 дней. Заключение

Подводя итоги, оговорим повторно, что переход российского политического управления и налаживание политических коммуникаций в цифровое пространство есть не что иное, как ответ на современные вызовы.

Технический прогресс и создание конкурентоспособных каналов интерпретирования социально-экономических и политических процессов пользователями с активной гражданской позицией вынуждают правительство искать новые способы сохранения и доминирования государственного дискурса. Грамотная проработка цифровой коммуникации позволит создать заранее контролируемое поле и для каждого нового участника или сообщества в интернет-коммуникациях возникнут нормативно-правовые ограничения.

В России уже сейчас действуют несколько законов, негативно воспринимающиеся обществом, хотя изначально и бывшие направленными на защиту интересов граждан. Тем не менее, нельзя не отметить колоссальную проделанную работу Правительства РФ и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Источники:

1. Афанасьева Ю. С. Деятельность некоммерческих организаций в условиях цифровой трансформации: проблемы и перспективы // Вестник Института мировых цивилизаций. - 2022. - Т. 13. - № 1(34). - С. 42-46.

2. Гравшина И.Н., Денисова Н.И. Проблемы формирования цифровой зрелости Рязанского региона // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2022. - № 4 (43). - С. 48-54. doi: 10.21777/25 87-554X^022-4-48-54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Дубинина В.А., Афанасьева Ю.С. Региональная политика России, основные аспекты // Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности : Материалы XIII научной конференции с международным участием. -Москва: Институт мировых цивилизаций, 2018. - С. 115-120.

4. Кострова Ю.Б. Особенности использования информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении // Научные труды Московского университета имени С.Ю. Витте. Том Выпуск 7. - Москва : Московский университет им. С.Ю. Витте, 2020. - С. 41-52.

5. Кострова Ю.Б. Тенденции развития маркетинга и менеджмента в условиях цифровой экономики // Тенденции экономического развития в XXI веке : Материалы II МНПК. - Минск: Белорусский государственный университет, 2020. - С. 546-549.

6. Кострова Ю.Б. Социально-экономические последствия развития цифровых технологий // Актуальные проблемы современной науки и производства : Материалы VI ВНПК. - Рязань: Индивидуальный предприниматель Коняхин Александр Викторович, 2021. - С. 404-409.

7. Кострова Ю.Б., Ларкина И.В., Минат В.Н. Электронное правительство как эффективный институт современного государства и общества // Информатизация населения Рязанской области: состояние, проблемы и перспективы (Социально-экономический аспект) : Материалы МНПК. - Рязань: Рязанский институт развития образования, 2014. - С. 52-62.

8. Кострова Ю.Б. Цифровая трансформация и императивы инновационной политики муниципальных образований // Общество, экономика, управление, право: вызовы современности и перспективы развития : Материалы VIII МНПК. - Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2022. - С. 45-49.

9. Швайка О.И. Цифровизация права и экономики в России и за рубежом: эволюция и тенденции развития // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2022. - № 4 (43). - С. 17-29. doi: 10.21777/25 87-554X-2022-4-17-29.

References:

1. Afanasyeva Yu. S. Activities of non-profit organizations in the context of digital transformation: problems and prospects // Bulletin of the Institute of World Civilizations. - 2022. - T. 13. - No. 1 (34). - S. 42-46.

2. Gravshina I.N., Denisova N.I. Problems of formation of digital maturity of the Ryazan region // Bulletin of the Moscow University. S.Yu. Witte. Series 1: Economics and Management. - 2022. - No. 4 (43). - S. 48-54. doi: 10.21777/2587-554X-2022-4-48-54.

3. Dubinina V.A., Afanas'eva Yu.S. Regional policy of Russia, main aspects // Facets of culture: actual problems of history and modernity: Proceedings of the XIII scientific conference with international participation. - Moscow: Institute of World Civilizations, 2018. - P. 115-120.

4. Kostrova Yu.B. Features of the use of information and communication technologies in public administration // Scientific works of the Moscow University named after S.Yu. Witte. Volume Issue 7. - Moscow: Moscow University. S.Yu. Witte,

2020. - S. 41-52.

5. Kostrova Yu.B. Trends in the development of marketing and management in a digital economy // Trends in economic development in the XXI century: Proceedings of II ISPC. - Minsk: Belarusian State University, 2020. - P. 546-549.

6. Kostrova Yu.B. Socio-economic consequences of the development of digital technologies // Actual problems of modern science and production: Proceedings of VI VNPK. - Ryazan: Individual entrepreneur Konyakhin Alexander Viktorovich,

2021. - P. 404-409.

7. Kostrova Yu.B., Larkina I.V., Minat V.N. Electronic government as an effective institution of the modern state and society // Informatization of the population of the Ryazan region: state, problems and prospects (Social and economic aspect): Materials of the MNPK. - Ryazan: Ryazan Institute for the Development of Education, 2014. - P. 52-62.

8. Kostrova Yu.B. Digital transformation and the imperatives of the innovation policy of municipalities // Society, economics, management, law: modern challenges and development prospects: Proceedings of the VIII ISPC. - Moscow: Moscow University. S.Yu. Witte, 2022. - S. 45-49.

9. Shvaika O.I. Digitalization of law and economics in Russia and abroad: evolution and development trends // Bulletin of the Moscow University. S.Yu. Witte. Series 1: Economics and Management. - 2022. - No. 4 (43). - S. 17-29. doi: 10.21777/25 87-554X-2022-4-17-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.