Научная статья на тему 'НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ'

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кострова Юлия Борисовна

Данная научная статья посвящена исследованию актуального вопроса - современных подходов к организации деятельности по профессиональной ориентации молодежи. Установлено, что данная социальная группа как наиболее активная часть населения является основным драйвером развития цифровой экономики. Определены ключевые векторы развития современного рынка труда. Показаны основные противоречия между требованиями работодателей и возможностями отечественной системы образования. В рамках рассматриваемой тематики обобщены результаты проведенного автором социологического исследования среди студентов вузов г. Рязани, на основе которого определена проблема отсутствия адекватной современным требованиям системы профориентации, которая позволила бы абитуриентам более осмысленно подходить к выбору профессии и снизить издержки на получение невостребованного образования. Для повышения эффективности профессиональной ориентации молодежи Рязанской области предлагается программа «Я в профессии». Предложенные рекомендации имеют практическую значимость и могут быть использованы в других регионах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW TRENDS IN THE YOUTH CAREER GUIDANCE

The article is devoted to the study of the youth career guidance. It is found that this social group, as the most active part of the population, is the main driver of the digital economy development. The key vectors of the modern labour market development are identified. The main contradictions between the requirements of employers and the opportunities of the Russian education system are shown. Within the framework of the subject under consideration, the results of a sociological study conducted by the author among university students in Ryazan are summarized. As a result, the problem of the lack of a career guidance system adequate to modern requirements is identified. This system would allow applicants to take a more meaningful approach to choosing a profession and reduce the costs of obtaining an unclaimed education. To increase the effectiveness of the youth career guidance in the Ryazan region, the program «I am in the profession» is suggested. The proposed recommendations have practical significance and can be used in other regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ»

Экономика труда

К.

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 8 • Номер 10 • Октябрь 2021 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

Первое

экономическое издательство

новые подходы к организации работы по профессиональной ориентации молодежи

Данная научная статья посвящена исследованию актуального вопроса - современных подходов к организации деятельности по профессиональной ориентации молодежи. Установлено, что данная социальная группа как наиболее активная часть населения является основным драйвером развития цифровой экономики. Определены ключевые векторы развития современного рынка труда. Показаны основные противоречия между требованиями работодателей и возможностями отечественной системы образования. В рамках рассматриваемой тематики обобщены результаты проведенного автором социологического исследования среди студентов вузов г Рязани, на основе которого определена проблема отсутствия адекватной современным требованиям системы профориентации, которая позволила бы абитуриентам более осмысленно подходить к выбору профессии и снизить издержки на получение невостребованного образования. Для повышения эффективности профессиональной ориентации молодежи Рязанской области предлагается программа «Я в профессии». Предложенные рекомендации имеют практическую значимость и могут быть использованы в других регионах Российской Федерации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: молодежь, профессиональная ориентация, цифровизация экономики, Рязанская область, безработица.

Введение

За годы постсоветских реформ в РФ прекратили свое существование более 70 тысяч промышленных и около 30 тысяч сельскохозяйственных предприятий [4] (Dronov, Makhrova, Kostrova, Perfilev, 2020). В результате экономически активное население оказалось занято в основном в сфере обслуживания и торговли. Поэтому 50% выпускников вузов не могут найти работу по специальности [14] (Tuarmenskiy, Kostrova, Shibarshina, Tuarmenskaya, 2019). Рынок труда перенасыщен юристами, экономистами и менеджерами. В то же время работодатели испытывают острую потребность в высококвалифицированных кадрах по другим специальностям. Они ощущают нехватку специалистов

Кострова Ю.Б. 1

1 Московский университет им. С.Ю. Витте, Рязань, Россия

АННОТАЦИЯ:

New trends in the youth career guidance

Kostrova Yu.B. 1

1 Moscow Witte University - Ryazan branch, Russia

в области науки, ^-технологий и высокотехнологичного производства. Не хватает и представителей педагогических, медицинских и рабочих специальностей [1] (Baranov, 2018).

Внедрение цифровизации, переход к экономике знаний невозможны без вовлечения в процессы социальной трансформации всех слоев населения, его социальной структуры и социальных институтов, ликвидации бедности и неравенства, повышения качества жизни [19] (Shibarshina, 2021). В информационном обществе большая часть населения занята процессами обработки, передачи и анализа знаний. Особая роль при построении инновационного общества отводится молодому поколению как наиболее активному и восприимчивому к инновациям, а также обладающему навыками и компетенциями в области информационных технологий [10] (Kostrova, Tuarmenskiy, Shibarshina, 2018).

Молодежь легче адаптируется к новым условиям жизни, быстрее осваивает изменяющуюся экономическую деятельность, инновационные технологии, лучше ориентируется в информационном пространстве, адекватнее реагирует на возрастающие запросы потребителей. Современное молодое поколение скоро войдет в другие возрастные категории, привнося в общество свою систему ценностей, свои взгляды и установки. Они же будут доминировать в обществе [18] (Shibarshina, 2020).

ABSTRACT:_

The article is devoted to the study of the youth career guidance. It is found that this social group, as the most active part of the population, is the main driver of the digital economy development. The key vectors of the modern labour market development are identified. The main contradictions between the requirements of employers and the opportunities of the Russian education system are shown. Within the framework of the subject under consideration, the results of a sociological study conducted by the author among university students in Ryazan are summarized. As a result, the problem of the lack of a career guidance system adequate to modern requirements is identified. This system would allow applicants to take a more meaningful approach to choosing a profession and reduce the costs

I of obtaining an unclaimed education. To increase the effectiveness of the youth career guidance in the Ryazan region, the program «I am in the profession» is suggested. The proposed recommendations have practical significance and can be used in other regions of the Russian Federation.

KEYWORDS: the youth, career guidance, digitalization of the economy, Ryazan region, unemployment

JEL Classification: J21, J24, J13 Received: 28.09.2021 / Published: 31.10.2021

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Kostrova Yu.B. (ubkostr0mail.ru)

CITATION:_

Kostrova Yu.B. (2021) Novye podkhody k organizatsii raboty po professionalnoy orientat-sii molodezhi [New trends in the youth career guidance]. Ekonomika truda. 8. (10). - 1105-1118. doi: 10.1833 4/et .8.10.113629

В связи с этим актуальным является формирование новых подходов к работе по профессиональной ориентации молодежи, адекватных современным требованиям.

Цель данной научной статьи заключается в исследовании основных проблем в сфере профессиональной ориентации молодежи, а также в определении эффективных способов их решения (на материалах авторского социологического исследования сформированности определенной модели трудового поведения молодежи Рязанской области в 2020/2021 учебном году).

Научная новизна исследования заключается в разработке авторской программы «Я в профессии», основная цель которой - совершенствование системы профессиональной ориентации молодежи Рязанской области.

Гипотеза исследования - в учреждениях высшего профессионального образования не выстроена четкая система профориентации, которая позволяла бы с максимальным успехом выбрать профессию в соответствии с индивидуальными возможностями и запросами трудовой сферы.

Методы исследования: анализ научной и методической литературы в рамках исследуемой тематики, анализ статистических данных, а также специальные методы эмпирических исследований: анкетирование, интервьюирование.

Эмпирической базой исследования выступили образовательные учреждения высшего профессионального образования Рязанской области.

В современных условиях работники должны обладать такими компетенциями, как умение критически мыслить, эффективно работать в команде и взаимодействовать с другими людьми, быстро адаптироваться к изменениям, принимать решения, самостоятельно организовывать деятельность, уметь работать с огромными массивами данных и т.д. [2] (Borisova, Gorskikh, Shibarshina, 2019).

Цифровая трансформация рынка труда в России кардинально изменит функционирование существующей системы социально-экономических отношений [16] (Chirkova, 2014). С одной стороны, цифровая трансформация открывает новые возможности, положительно влияющие на рынок труда [3] (Vlasov, Kuzmichev, Kostrova, 2019). Например, внедрение современных цифровых инструментов способствует появлению новых профессий и рабочих мест, не существовавших ранее, открывается возможность дистанционного электронного обучения и работы в удаленном режиме, что позволит повысить эффективность трудоустройства специалистов из регионов, где локальный спрос на них ограничен [5] (Kozina, Afanaseva, 2014). Однако не следует

ОБ АВТОРЕ:_

Кострова Юлия Борисовна, заведующий кафедрой бизнеса и управления, кандидат экономических наук, доцент (ubkostr0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Кострова Ю.Б. Новые подходы к организации работы по профессиональной ориентации молодежи // Экономика труда. - 2021. - Том 8. - № 10. - С. 1105-1118. Сог 10.18334М.8.10.113629

забыть про трудности, а главное из них - высвобождение большого количества кадров. Для решения данной проблемы потребуются значительные инвестиции и совместные усилия федерального и региональных правительств, учебных заведений и крупнейших работодателей для переориентирования сознания населения. Необходимо уже сейчас координировать работу данных структур, чтобы российский рынок труда соответствовал потребностям новой цифровой экономики [12] (Kostrova, Shibarshina, 2020).

Изменившиеся социально-экономические и политические условия функционирования российской экономики в мировом экономическом пространстве обусловили необходимость принятия ряда документов, определяющих новый вектор долгосрочного развития страны. К основным из них относится Национальная доктрина образования на период до 2025 г., учитывающая положения Болонской декларации и определяющая приоритетные направления реформирования системы образования, связанные с переходом на многоуровневую модель подготовки кадров для обеспечения инновационного типа экономического роста страны [17] (Shibarshina, 2017).

Система обучения, очевидно, должна быть непрерывна. Это первое, чего в России так недостает, и если сравнивать Россию с англо-саксонскими странами, то главное отличие заключается в многообразии там форм и модулей практического образования, занятий различного рода, в том числе в условиях реального производства [13] (Kochetkov, Shibarshina, 2002).

Идея о необходимости практической направленности будущих специалистов начинает там пропагандироваться уже в средней школе. Ну и затем, конечно, более серьезно - в системе высшего образования. В некоторых странах таким образом реализуются профориентационные учебные курсы, чтобы в значительной степени сформировать у обучаемых не только навыки в каком-то полезном ремесле, но и некоторые начальные навыки и представления о будущей профессиональной деятельности [11] (Kostrova, Shibarshina, 2018).

В качестве примера можно привести Германию, которая благодаря системе дуального образования (старшеклассники 3 дня в неделю проводят в школе, а 2 - на крупных предприятиях, где с ними в цехах работают мастера-наставники) имеет огромное количество высококвалифицированных специалистов, способных к успешной профессиональной деятельности в современных условиях [8] (Kostrova, 2020).

В российских вузах в большей степени преобладает теоретическая направленность обучения. Гораздо меньше внимания уделяется формированию навыков командной работы, установлению коммуникаций между учебными заведениями и работодателями, то есть созданию благоприятных условий для того, чтобы полученные обучающимися теоретические знания были преобразованы в практические навыки и умения [4] (Dronov, Makhrova, Kostrova, Perfilev, 2020).

Переход российской экономики на инновационный путь развития и всеобщая цифровизация формируют повышенный спрос на высококвалифицированные кадры инженерных и управленческих специальностей [15] (Cherkashina, Morozova, 2019). В

промышленности, которая является драйвером развития инновационной экономики, ощущается острая потребность омоложения кадров, прихода на предприятия заинтересованных специалистов, владеющих самыми новыми теоретическими научными достижениями и умеющих применять их на практике [20] (Shirokova, 2020).

Возникает потребность создания в образовательных учреждениях такой интеллектуально-творческой среды, которая позволила бы использовать индивидуальные траектории обучения, заниматься инновационной и исследовательской работой, развивать систему сетевого взаимодействия с производственными и научными организациями России [6] (Kostrova, 2017).

Чтобы усилить приток молодых специалистов на предприятия, необходим комплексный подход, основанный на взаимодействии учебных заведений и производственных предприятий. Чтобы обеспечить активность будущих специалистов, необходимо организовать три потока: молодежь; предприятия производственной сферы, нуждающиеся в притоке новых сил; ученые [7] (Kostrova, 2019). Соединив эти три потока в условиях системы дополнительного образования, можно прогнозировать наращивание качественного кадрового потенциала экономики Рязанской области [9] (Kostrova, Lyashchuk, Shibarshina, 2021).

При этом ввиду того, что молодежь представляет собой наиболее социально активный слой населения, именно в молодежном социуме информационные потребности самого разного типа приобретают наибольшую силу.

Уровень безработицы в 2020 году в РФ значительно вырос, хотя государством и предпринимаются меры для ее частичного устранения. Экономические издержки роста безработицы измеряются стоимостью непроизведенной продукции, уменьшением налоговых поступлений в бюджет государства, увеличением расходов из бюджета на выплату пособий по безработице, на содержание государственных органов по труду и занятости.

Также можно заметить, что безработные - в основном это молодые люди, которые после окончания вузов и колледжей не могут найти первое рабочее место по полученной специальности.

Поэтому необходимо разработать программу по профессиональной ориентации учащихся выпускных классов, а также молодежи по выбору будущей профессии.

Предыдущие исследования автора показали, что основная проблема российского рынка труда заключается в том, что востребованы специалисты одних профессий, а выпускаются из профессиональных учебных заведений - других [6, 9] (Kostrova, 2017; Kostrova, Lyashchuk, Shibarshina, 2021). Восстанавливать баланс между спросом и предложением на рынке помогает профориентационная работа с молодежью.

В целях исследования сформированности определенной модели трудового поведения молодежи Рязанской области в 2020/2021 учебном году нами было проведено социологическое исследование среди студентов четырех высших учебных заведений города Рязани. В исследовании участвовало 400 респондентов, из которых 64% лиц

женского и 36% лиц мужского пола. 57% опрошенных имеют возраст от 20 до 25 лет, 29% - 15-20 лети 14% - 25-35 лет.

При проведении данного социологического исследования респондентам был задае вопрос «Почему вы выбрали именно ту профессию, которой обучаетесь?». Распределение ответов респондентов на него представлено на рисунке.

10%

6%

7%

13%

23%

41%

' мечтал сдетства

I настояли родители

бесплатное обучение

■ особо не задумывался

престиж профессии

интереск выбранной профессии

Рисунок. Распределение ответов респондентов на вопрос «Почему вы выбрали именно ту профессию, которой обучаетесь?» Источник: составлено автором по результатам социологического исследования.

Исходя из полученных нами данных видно, что чащ всего подростки выбирают специальность не потому, что их привлекает содержание трудовой деятельности, а скорее они выбирают определенный образ жизни, где профессия лишь средство для достижения престижа и популярности в обществе. Как показал опрос, на выборе будущей профессии большинств а, а именно 41% респондентов, н астояли родители. 23% выбрали те направления профессионального обучения, где была возможность обучаться бесплатно.

По данным нашего исследования, только каждый четвертый выпускник вузов города Рязани 2020 года устроился работать по специальности. При этом отмечается, что выпускники гуманитарных факультетов устраиваются на работу по специальности реже, чем специалисты технических и математических направлений. Одна из причин такого дисбаланса - отсутствие адекватной современным требованиям системы профориентации, которая позволила бы абитуриентам более осмысленно подходить к выбору профессии и снизить издержки на получение невостребованного образования.

В связи с вышесказанным нами разработана программа «Я в профессии». Основная цель этого проекта - совершенствование системы профессиональной ориентации молодежи Рязанской области.

Современному человеку уже недостаточно просто рассказать историю, написав текст и снабдив его парой снимков. Ему необходимо показать образ и попытаться дать

возможность окунуться в процесс трудовой деятельности. В этом случае человек при выборе профессии или при обучении будет не просто изучать профессию (например, электромонтера), а попробует - «Быть электромонтером». Вот что является наиболее важным: дать возможность по- настоящему увидеть, изучить профессию.

В условиях пандемии новой коронавирусной инфекции взаимодействие потенциальных работодателей и молодежи становится крайне ограниченным. Поэтому перевод профориентационной работы в виртуальное пространство становится чрезвычайно актуальным. Но даже после снятия всех карантинных мер он не утратит свою актуальность, так как молодежь все больше информации стремится получать через Интернет и у них виртуальная реальность вызывает все больший интерес.

Основные задачи проекта «Я в профессии»:

• показать молодым людям мир профессий;

• повысить уровень осведомленности населения о профессиональных возможностях в условиях меняющегося мира;

• визуализировать профессиональные стандарты;

• повысить количество молодых людей, делающих осознанный выбор профессии и поступающих в учебные заведения профессионального образования целенаправленно.

Рассмотрим более подробно мероприятия, предлагаемые к реализации в рамках проекта «Построй свою карьеру».

В рамках данного проекта могут быть разработаны следующие мероприятия:

1. Виртуальные экскурсии по предприятиям в формате «Видео 360», которые реалистично демонстрируют информацию о производственных процессах и технологиях, используемых на предприятиях города. Они могут быть реализованы с помощью различных мультимедийных средств.

Создание видеороликов рекомендуется осуществлять совместными усилиями предприятий - потенциальных работодателей и государственных органов занятости с привлечением по необходимости специализированных организаций. Написание сценариев, роликов и съемка могут выполняться сотрудниками предприятий или привлеченными специалистами (фотографами, операторами). Создание сферических панорамных изображений целесообразно отдать на аутсорсинг частным компаниям или фрилансерам.

2. Информационно-обучающие модули о различных профессиях. Целесообразно их оформить в стандарте SCORM (стандарт упаковки учебного контента). Тогда про-фориентационный модуль становится полноценным контентом для обучения, повышения квалификации, тестирования с использованием реальной территории, событий и процесса деятельности.

Целесообразно также предусмотреть создание мобильных приложений для трансляции информационных профориентационных модулей на платформах Android и IOS. Тогда они будут доступны с экрана монитора компьютера, ноутбука, планшета и смартфона, то есть посредством всех стандартных ИТ-средств.

Информационные модули должны быть размещены на интернет-портале Центра занятости населения Рязанской области и на сайтах предприятий - потенциальных работодателей.

Перспективы реализации проекта:

• формирование мобильных вариантов технологий для задействования большего числа модальностей человека при погружении в информацию (очки виртуальной реальности, сферические панорамные экраны, системы обратной связи и пр.);

• создание информационной временной шкалы с постоянным поступлением и обновлением данных о территориях, предприятиях, уходящих-приходящих технологиях, учебных программах, новых способах обучения и переобучения.

В ходе исследования было выявлено, что больше всего в Рязанской области не хватает инженеров, медицинских сестер и врачей разного профиля, а также таких рабочих специальностей, как монтажник, электромонтер, сварщик и др.

Финансирование мероприятий предлагаемого проекта «Я в профессии» предлагается осуществлять за счет субсидий из федерального бюджета и средств областного бюджета в соотношении 95:5 процентов от общего объема необходимых средств.

Чтобы оценить результаты реализации проекта «Я в профессии», рекомендуется ежегодно среди обучающихся первых курсов колледжей и вузов Рязанской области проводить социологическое исследование на определение степени их профессиональной ориентации. Это поможет понять основные факторы, повлиявшие на принятие решения о выборе направления обучения, проанализировать мотивы выбора будущей профессии и оценить эффективность мероприятий по профориентации.

Заключение

Проанализировав проблему, можно сделать следующие выводы:

• большая часть подростков не обладает знаниями о спросе на профессии на региональном рынке труда;

• подростки не знают, как правильно выбрать профессию для того, чтобы реализовать свой потенциал и для самовыражения;

• в организациях области не в полном объеме доводятся до подростков сведения о требованиях к профессиям;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• количество бюджетных мест в вузах постоянно сокращается.

Также в качестве важной проблемы данной сферы можно выделить отсутствие системности в вопросе профессионального ориентирования молодежи: нет открытого пространства для взаимодействия с региональными органами занятости, учебными заведениями профессионального образования и работодателями.

В заключение можно сформулировать вывод о том, что работа по профессиональной ориентации молодежи должна быть направлена на подготовку ее к свободному и самостоятельному выбору профессии. Она должна учитывать как индивидуальные

особенности личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в экономике всей страны и отдельных регионов. Но самое главное, профо-риентационные мероприятия должны вызывать интерес у молодых людей, осуществляться в доступной и понятной для них форме, проводиться с использованием новейших мультимедийных и коммуникационных возможностей. Только в этом случае они обеспечат получение требуемого результата.

ИСТОЧНИКИ:

1. Баранов Д. Н. Социально-экономические последствия распространения цифровых технологий на рынке труда // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2018. - № 3(26). - с. 91-97. - аок 10.21777/2587-554Х-2018-3-91-97.

2. Борисова Ю. А., Горских А. С., Шибаршина О. Ю. Особенности рынка труда в России // Юность и знания - гарантия успеха - 2019: Сборник научных трудов 6-й Международной молодежной научной конференции, Курск, 18-19 сентября 2019 года. - Курск: Юго-Западный государственный университет. 2019. - с. 48-50.

3. Власов Д. Г., Кузьмичев А. С., Кострова Ю. Б. Менеджмент персонала: учет особенностей внешнего и внутреннего рынков труда при найме и трудоустройстве // Юность и знания - гарантия успеха - 2019: сборник научных трудов 6-й Международной молодежной научной конференции, Курск, 18-19 сентября 2019 года. - Курск: Юго-Западный государственный университет. 2019. - с. 62-65.

4. Дронов В. Н., Махрова О. Н., Кострова Ю. Б., Перфильев С. В. Региональные проблемы трудоустройства молодежи // Вестник МИРБИС. - 2020. - № 3(23). - с. 213224. - аок 10.25634ZMIRBIS.2020.23.

5. Козина О. А., Афанасьева Ю. С. Проблемы управления интеллектуальным капиталом сотрудника // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2014. -№ 3(35). - с. 155-163.

6. Кострова Ю. Б. К вопросу о трудоустройстве выпускников образовательных организаций в Рязанской области // Актуальные вопросы экономики, права и образования в XXI веке: материалы III Международной научно-практической конференции, Москва, 24 мая 2017 года. - Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте. 2017. - с. 325-329.

7. Кострова Ю. Б. К вопросу о функционировании внутреннего и внешнего рынка труда // Экономика, управление, право, образование в XXI веке: проблемы, тенденции и перспективы развития: Материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной 170-летию со дня рождения С.Ю. Витте, Рязань, 17 мая 2019 года. - Рязань: Московский университет им. С.Ю. Витте. 2019. - с. 613-619.

8. Кострова Ю. Б. К вопросу о сущности непрерывного образования в условиях трансформации современного общества // Социально-гуманитарное знание в эпоху электронно-сетевых взаимодействий: Материалы научно-практической конфе-

ренции, Москва, 13 декабря 2019 года. - Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте. 2020. - с. 70-75.

9. Кострова Ю.Б., Лящук Ю.О., Шибаршина О.Ю. Проблемы развития регионального рынка труда (на материалах Рязанской области). / монография; под общ. ред. Ю.Б. Костровой. - Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2021. - 247 с.

10. Кострова Ю.Б., Туарменский В.В., Шибаршина О. Ю. Социальная и профессиональная адаптация подростков и молодежи. - Москва: ИД «Академия Естествознания»,

2018. - 189-190 с.

11. Кострова Ю.Б., Шибаршина О.Ю. Опыт формирования предпринимательских компетенций в вузе: акцент на практико-ориентированный подход // Финансовая политика государства: современные тенденции и перспективы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Рязань, 29 сентября 2018 года. - Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. 2018. - с. 84-87.

12. Кострова Ю.Б., Шибаршина О.Ю. Роль обучения в активизации предпринимательского потенциала российского общества // Эпоха науки. - 2020. - № 23. - с. 167172. - ао1: 10.24411/2409-3203-2020-12341.

13. Кочетков А.В., Шибаршина О.Ю. Современная молодежь России на рынке труда // Сборник научных трудов Инженерно-экономического факультета, посвященный 50-летию Рязанской государственной радиотехнической академии: Рязань: Рязанский государственный радиотехнический университет. 2002. - с. 110-111.

14. Туарменский В.В., Кострова Ю.Б., Шибаршина О.Ю., Туарменская А.В. Исследование мотивов выбора высшего профессионального образования в государственном и коммерческом вузе // Приоритетные направления научно-технологического развития агропромышленного комплекса России: Материалы национальной научно-практической конференции, Рязань, 22 ноября 2018 года. - Рязань: Рязанский государственный агротехнологический университет им. П.А. Костычева.

2019. - с. 509-513.

15. Черкашина Л.В., Морозова Л.А. Проблемы формирования цифровой экономики на региональном уровне // Аграрная наука - сельскому хозяйству: Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. В 2-х книгах, Барнаул, 07-08 февраля 2019 года. - Барнаул: Алтайский государственный аграрный университет. 2019. - с. 80-82.

16. Чиркова Н. Е. Информатизация образования: за и против? // Информационные системы и коммуникативные технологии в современном образовательном процессе: II международная практическая конференция, Пермь, 25 июня 2014 года; Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова. - Пермь: ИПЦ Прокростъ. 2014. - с. 125-127.

17. Шибаршина О.Ю. К вопросу о разработке региональной модели подготовки кадров по топ-50 в Рязанской области // Актуальные вопросы экономики, права и образо-

вания в XXI веке: материалы III Международной научно-практической конференции, Москва, 24 мая 2017 года. - Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте. 2017. - с. 207-212.

18. Шибаршина, О.Ю. К вопросу о положении молодежи на современном рынке труда // Научные труды Московского университета имени С.Ю. Витте. - 2020. - № 7. -с. 110-119.

19. Шибаршина, О.Ю. К вопросу о развитии цифровой экономики в современном обществе // Современные тенденции управления и экономики в России и мире: цивилизационный аспект: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2-х ч., Москва, 15 февраля 2021 года. -Москва: Издательский дом «ИМЦ». 2021. - с. 232-235.

20. Широкова Е.Ю. Проблемы активизации высокотехнологичного сектора экономики: перспективы достижения целей // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2020. - № 4. - с. 7-14. - doi: 10.21777/2587-554X-2020-4-7-14.

references:

Baranov D. N. (2018). Sotsialno-ekonomicheskieposledstviya rasprostraneniya tsifrovyh tekhnologiy na rynke truda [Social and economic consequences of spread of digital technologies within the labour market]. Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. (3(26)). 91-97. (in Russian). doi: 10.21777/2587-554X-2018-3-91-97. Borisova Yu. A., Gorskikh A. S., Shibarshina O. Yu. (2019). Osobennosti rynka truda v Rossii [Features of the labor market in Russia] Youth and knowledge - a guarantee of success - 2019. 48-50. (in Russian). Cherkashina L. V., Morozova L. A. (2019). Problemy formirovaniya tsifrovoy ekonomiki na regionalnom urovne [Problems of formation of the digital economy at the regional level] Agrarian science for agriculture. 80-82. (in Russian). Chirkova N. E. (2014). Informatizatsiya obrazovaniya: za iprotiv? [Computerization of education: pro et contra?] Information systems and communication technologies in the modern educational process. 125-127. (in Russian). Dronov V. N., Makhrova O. N., Kostrova Yu. B., Perfilev S. V. (2020). Regionalnye problemy trudoustroystva molodezhi [Regional problems of youth employment]. Vestnik MIRBIS. (3(23)). 213-224. (in Russian). doi: 10.25634/MIRBIS.2020.23. Kochetkov A. V., Shibarshina O. Yu. (2002). Sovremennaya molodezh Rossii na rynke truda [Modern youth of Russia in the labor market] Collection of scientific papers of the Faculty of Engineering and Economics, dedicated to the 50th anniversary of the Ryazan State Radio Engineering Academy. 110-111. (in Russian).

Kostrova Yu. B. (2017). K voprosu o trudoustroystve vypusknikov obrazovatelnyh orga-nizatsiy v Ryazanskoy oblasti [Concerning employment of graduates of educational organizations in the Ryazan region] Topical issues of economics, law and education in the 21st century. 325-329. (in Russian).

Kostrova Yu. B. (2019). K voprosu o funktsionirovanii vnutrennego i vneshnego rynka truda [To the question on the functioning of the internal and external labor market] Economics, management, law, education in the 21st century: problems, trends and prospects of development. 613-619. (in Russian).

Kostrova Yu. B. (2020). K voprosu o sushchnosti nepreryvnogo obrazovaniya v usloviyakh transformatsii sovremennogo obshchestva [To the question of the essence of continuous education in the conditions of transformation of modern society] Social and humanitarian knowledge in the era of electronic network interactions. 70-75. (in Russian).

Kostrova Yu. B., Lyaschuk Yu. O., Shibarshina O. Yu. (2021). Problemy razvitiya re-gionalnogo rynka truda (na materialakh Ryazanskoy oblasti) [Problems of development of the regional labor market (based on the materials of the Ryazan region)] (in Russian).

Kostrova Yu. B., Shibarshina O. Yu. (2018). Opyt formirovaniya predprinimatelskikh kompetentsiy v vuze: aktsent na praktiko-orientirovannyy podkhod [Experience in the formation of entrepreneurial competencies in higher education: emphasis on a practice-oriented approach] Financial policy of the state: current trends and prospects. 84-87. (in Russian).

Kostrova Yu. B., Shibarshina O. Yu. (2020). Rol obucheniya v aktivizatsii predprinima-telskogo potentsiala rossiyskogo obshchestva [The role of education in the activation of russian society entrepreneurial potential]. Epokha nauki. (23). 167-172. (in Russian). doi: 10.24411/2409-3203-2020-12341.

Kostrova Yu. B., Tuarmenskiy V. V., Shibarshina O. Yu. (2018). Sotsialnaya iprofessio-nalnaya adaptatsiya podrostkov i molodezhi [Social and professional adaptation of adolescents and young people] (in Russian).

Kozina O. A., Afanaseva Yu. S. (2014). Problemy upravleniya intellektualnym kapitalom sotrudnika [Problems of managing an employee's intellectual capital]. Novoe vpsik-hologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh. (3(35)). 155-163. (in Russian).

Shibarshina O. Yu. (2017). K voprosu o razrabotke regionalnoy modeli podgotovki kadrov po top-50 v Ryazanskoy oblasti [To the question about the elaboration of a regional model of training in the top 50 in the Ryazan region] Topical issues of economics, law and education in the 21st century. 207-212. (in Russian).

Shibarshina, O. Yu. (2020). K voprosu o polozhenii molodezhi na sovremennom ryn-ke truda [Concerning the situation of young people in the modern labor market]. Nauchnye trudy Moskovskogo universiteta imeni S.Yu. Vitte. (7). 110-119. (in Russian).

Shibarshina, O. Yu. (2021). K voprosu o razvitii tsifrovoy ekonomiki v sovremennom obshchestve [On the development of the digital economy in modern society] Modern trends in management and economics in Russia and the world: the civilizational aspect. 232-235. (in Russian).

Shirokova E. Yu. (2020). Problemy aktivizatsii vysokotekhnologichnogo sektora ekonomiki: perspektivy dostizheniya tseley [Problems of activating the high-tech sector of the economy: prospects for achieving the goals of the russian science and technology development strategy]. Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. (4). 7-14. (in Russian). doi: 10.21777/2587-554X-2020-4-7-14.

Tuarmenskiy V. V., Kostrova Yu. B., Shibarshina O. Yu., Tuarmenskaya A. V. (2019). Issledovanie motivov vybora vysshego professionalnogo obrazovaniya v gosudarstven-nom i kommercheskom vuze [Research of motives for choosing higher professional education in a state and commercial university] Priority directions of scientific and technological development of the agro-industrial complex of Russia. 509-513. (in Russian).

Vlasov D. G., Kuzmichev A. S., Kostrova Yu. B. (2019). Menedzhmentpersonala: uchet osobennostey vneshnego i vnutrennego rynkov truda pri nayme i trudoustroystve [Personnel management: taking into account the peculiarities of the external and internal labor markets in hiring and employment] Youth and knowledge - a guarantee of success - 2019. 62-65. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.