Прогрессивная экономика 2024, № 4. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 4. https://progressive-economy.ru/
Международный научно-исследовательский журнал
«Прогрессивная экономика»
№ 4 / 2024 https://progressive-economy.ru/vypusk_1/rol-i-mesto-rossii-v-proczessah-
czifrovizaczii-mirovoj-ekonomiki/
Научная статья / Original article
Шифр научной специальности ВАК: 5.2.5
УДК 339.5
DOI: 10.54861/27131211_2024_4_69
РОЛЬ И МЕСТО РОССИИ В ПРОЦЕССАХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Паламарчук О.А., студент, Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации, г. Москва, Россия
Аннотация. Целью данной статьи является проведение оценки роли и места России
в процессах цифровизации мировой экономики и предложение рекомендаций по
дальнейшему развитию в рамках бизнес-процессов отечественных компаний. Проведенное
исследование нацелено на выявление потенциальных возможностей и препятствий, с
которыми государство сталкивается в процессе развития инновационного и
технологического секторов. Особое внимание уделяется оценке международной цифровой
революции на экономику Российской Федерации. В частности, представлены результаты
анализа процессов цифровой трансформации государства в рамках изменения цифровой
инфраструктуры, цифровых платформ, электронной коммерции. В статье также
представлены исследования и статистические данные о позиции России в мировом
рейтинге цифровой экономики, а также проведена оценка инвестирования конкретных
регионов государства в информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Автор
актуализирует достижения России в интернациональном сотрудничестве в области
цифровизации и ее вклад в развитие мировой экономики. Показано, что Россия занимает
значимую позицию в мировом рейтинге цифровой экономики благодаря достижениям в
таких сферах, как электронное правительство, инновационные стартапы и цифровые
индустрии. Развитие отрасли цифровизации поддерживается за счет внедрения
широкомасштабных программ и инвестиций в инфраструктуру цифрового развития.
Принятие законов, стимулирующих развитие инноваций и создание «цифровых
коридоров» для цифровизации различных отраслей экономики также способствует
прогрессу в этой области. Россия активно работает над расширением доступа к цифровым
технологиям и интернету в регионах, развивая электронное правительство, цифровые
образовательные платформы и электронную коммерцию.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые технологии, мировая экономика,
Россия, индустрия 4.0, международная торговля, информационно-коммуникационные
технологии.
69
Прогрессивная экономика 2024, № 4. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 4. https://progressive-economy.ru/
THE ROLE AND PLACE OF RUSSIA IN THE PROCESSES OF
DIGITALIZATION OF THE GLOBAL ECONOMY
Palamarchuk O.A., student, Financial University under the Government of the
Russian Federation, Moscow, Russia
Abstract. The purpose of this article is to assess the role and place of Russia in the
processes of digitalization of the global economy and to offer recommendations for further
development within the framework of business processes of domestic companies. The conducted
research is aimed at identifying potential opportunities and obstacles that the state faces in the
process of developing innovative and technological sectors. Special attention is paid to the
assessment of the international digital revolution on the economy of the Russian Federation. In
particular, the results of the analysis of the processes of digital transformation of the state within
the framework of changes in digital infrastructure, digital platforms, and e-commerce are
presented. The article also presents research and statistical data on Russia's position in the global
ranking of the digital economy, as well as an assessment of the investment of specific regions of
the state in information and communication technologies (ICT). The author updates Russia's
achievements in international cooperation in the field of digitalization and its contribution to the
development of the global economy. It is shown that Russia occupies a significant position in the
global ranking of the digital economy due to achievements in such areas as e-government,
innovative startups and digital industries. The development of the digitalization industry is
supported by the introduction of large-scale programs and investments in digital development
infrastructure. The adoption of laws stimulating the development of innovations and the creation
of "digital corridors" for the digitalization of various sectors of the economy also contributes to
progress in this area. Russia is actively working to expand access to digital technologies and the
Internet in the regions, developing e-government, digital educational platforms and e-commerce.
Keywords: digital economy, digital technologies, world economy, Russia, industry 4.0,
international trade, information and communication technologies.
JEL classification: F02, O33, Q27.
Для цитирования: Паламарчук О.А. Роль и место России в процессах
цифровизации мировой экономики // Прогрессивная экономика. 2024. № 4. С. 69–82. DOI:
10.54861/27131211_2024_4_69.
Статья поступила в редакцию: 10.04.2024 г. Одобрена после рецензирования:
29.04.2024 г. Принята к публикации: 29.04.2024 г.
For citation: Palamarchuk O.A. The role and place of Russia in the processes of
digitalization of the world economy // Progressive Economy. 2024. No. 4. pp. 69–82. DOI:
10.54861/27131211_2024_4_69.
The article was submitted to the editorial office: 10/04/2024. Approved after review:
29/04/2024. Accepted for publication: 29/04/2024.
70
Прогрессивная экономика 2024, № 4. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 4. https://progressive-economy.ru/
Введение
На протяжении последних лет управление предприятием с помощью
процессов цифровизации становится все актуальнее для многих российских
предприятий. В последнее время цифровые трансформации стали
востребованными инструментами для оптимизации условий
функционирования предприятия: для достижения стабильного развития
предприятия в условиях кризиса, сокращения затрат на разработку новейших
продуктов, а также времени для их вывода на рынки и реализации
современного подхода к созданию новых качеств и соответствия тенденции
непрерывного прогресса в области научно-технического развития.
Главные факторы успеха управления предприятием с помощью
цифровизации рассматриваются в том, что у компании существует
стратегический план, четкий план управления трансформацией, внедрения
ценностей, принципов цифровой культуры, а ключевые направления –
цифровые бизнес-процессы, работа с информацией, управление опытом
клиентов [4]. Кроме того, использование только цифровой модели в
управлении предприятием или бизнеса недостаточно – без изменения
понимания сотрудников и формирования цифровой компетенции, цифровой
трансформации не произойдет [9]. Практика свидетельствует о том, что самые
востребованные компетенции сотрудников в новых условиях являются
трудолюбие, самообразование и способность к работе и принятию решений в
неопределенных ситуациях.
Таким образом, ключевой целью данной статьи является проведение
оценки роли и места России в процессах цифровизации мировой экономики и
предложение рекомендаций по дальнейшему развитию в рамках бизнес-
процессов отечественных компаний.
Обзор литературы
Отечественные исследователи длительное время анализируют роль и
место России в процессах мировой экономики. Так, Д.А. Аверьянова
исследует основные этапы и процессы развития цифровой экономики в
России, опираясь на развитие высокоэффективных инновационных
технологий и платформ при выстраивании взаимодействия между продавцами
и покупателями [1]. Б.К. Баляшова и З.Б. Анджаева также изучают историю
развития цифровой экономики в России, однако рассматривают ее не с точки
зрения внедренных технологий, а со стороны национальной политики и
государственной поддержки [3]. Д.В. Андросова и О.В. Широкова
рассматривают современную специфику нового тренда цифровой экономики
и оценивают ее влияние на экономический рост страны, а также социальное
развитие [2]. О.Б. Дигилина и А.М. Черняев продолжили проведение
исследования, специализируясь на сравнении опыта экономик стран Европы,
США и Китая, выявляя прикладные модели построения цифровой экономики
за рубежом для России. Авторы провели глубинный анализ нормативно-
правовых актов, статистических данных, а также исследований других
авторов, определяя степень эффективности внедрения иностранных моделей в
71
Прогрессивная экономика 2024, № 4. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 4. https://progressive-economy.ru/
России. По итогу авторы приходят к выводу о том, что применение отдельных
инструментов построения цифровой модели на базе зарубежного опыта может
быть успешным при реализации в России [16].
Исследовательская работа М.А. Еловской демонстрирует нам
перспективы дальнейшей трансформации экономики России к цифровой.
Автор актуализирует значимость согласованности инновационной политики с
государственными целями, а также уделяет внимание большему мониторингу
экономики в промышленном развитии [6]. Р.С. Дзарасов оценивает влияние
места России на мировой арене на степень цифровизации внутреннего рынка,
опираясь на множество эмпирических данных, а также на особенности
географического расположения страны и ее исторические предпосылки [5].
С середины прошлого столетия процесс цифровизации стал необратимо
затрагивать все большее число сфер жизни. К началу XXI века страны Европы
и Северной Америки стали делать первые шаги в цифровизации экономик
своих государств, однако Россия подошла к данному процессу лишь в 2008
году. Таким образом, на основании анализа научных источников можно
прийти к выводу, что цифровизация мировой экономики и ее влияние на
Россию является неким «толчком» в отношении развития всего мира и нашего
государства в частности, что говорит о значимости и необходимости
дальнейшего изучения.
Материалы и методы
В процессе изучения, анализа, систематизации полученных данных
применялись общенаучные и всеобщие методы познания: сравнение,
системный анализ, обобщение, синтез и классификация. Материалами
исследования выступают документы финансовой отчетности компании,
информационно-справочные материалы агентств рейтинга, исследования
международных компаниях, нормативные акты Российской Федерации, труды
ученых и исследователей, анализирующие материалы международных
конференций и периодических научных изданий, а также материалы сети
Интернет.
Результаты и обсуждение
В современном мире процесс цифровизации является существенным и
неотъемлемым компонентом развития экономики и общества. Россия, как
страна с богатым наследием в области науки и технологий, также активно
вовлечена в этот процесс цифрового преобразования. Актуальность
цифровизации в России проявляется в стремлении к повышению
эффективности управления, развитию инноваций в бизнесе,
совершенствовании государственных и социальных услуг, увеличению
конкурентоспособности российской экономики на мировой арене.
Использование новейших цифровых технологий позволяет улучшить качество
жизни граждан, оптимизировать производственные процессы, упростить
доступ к образованию и здравоохранению, а также повысить уровень
кибербезопасности [4; 8].
72
Прогрессивная экономика 2024, № 4. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 4. https://progressive-economy.ru/
В контексте России цифровизация также играет важную роль в
модернизации экономики, переходе к цифровым технологиям в различных
секторах, в том числе в промышленности, сельском хозяйстве,
здравоохранении, образовании и государственном управлении. Поддержка
государства для цифровизации включает в себя разработку и принятие
цифровой повестки, создание инфраструктуры для развития цифровой
экономики, а также стимулирование инноваций и цифровых стартапов.
Цифровизация играет ключевую роль в современном развитии России,
открывая новые возможности для экономического и социального прогресса,
повышения эффективности государственного управления и улучшения
качества жизни граждан. Так, например, основным трендом, характерным для
всей планеты, является переход государственных органов на цифровой
уровень. Deloitte имеет концепцию цифрового развития государства, которая
состоит из четырех этапов: beginning digital, doing digital, becoming digital,
being digital (1 – начинать цифровое, 2 – делать цифровое, 3 – становиться
цифровым, 4 – быть цифровым). В настоящее время считается, что Россия
переходит с второго уровней «делать цифровые» действия на третий уровень
«стать цифровыми» действиями. Для того чтобы оценить положение России в
контексте цифровизации стран мира, рассмотрим рейтинг стран по
инвестированию, количеству зарегистрированных патентов и
опубликованных научных публикаций в сфере технологического развития
(табл. 1).
Таблица 1
Рейтинг стран по технологическому развитию 2021 г.
Инвестиции, Патенты, Научные публикации,
№ Страна
млн $ шт. шт.
1 Китай 187,3 648 945 348 665
2 США 2 129,4 93 038 226 946
3 Индия 164,1 – 100 362
4 Великобритания 281,7 2 070 74 591
5 Канада 148,4 885 43 148
6 Австралия 89,1 6 074 41 733
7 Япония 15,7 23 842 41 609
8 Южная Корея – 29 580 39 438
9 Франция 69,5 – 33 983
10 Испания 28 446 35 760
14 Россия – – –
Источник: составлено автором по данным [9]
Исторически Россия не была ведущей страной в сфере технологического
или инновационного прогресса, однако сейчас обладает значительным
потенциалом в области информационных технологий – отечественные IT-
компании активно разрабатывают программное обеспечение, создают
инновационные технологии и успешно выходят на мировой рынок.
73
Прогрессивная экономика 2024, № 4. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 4. https://progressive-economy.ru/
Тенденции цифровой трансформации в 2022 году – гиперавтоматизация,
гибридные опыты, распределенная среда и интенсивный взрыв информации.
Исследование данных тенденций MuleSoft завершается следующими
рекомендациями ИТ-лидеров по улучшению сотрудничества, скорости
исполнения: необходимо увеличить возможности команд ИТ для
предоставления композитных услуг, продуктов API и ботов в масштабе всего
предприятия; расширить возможности команд ИТ для автоматизации
интегрирования с общими системами без кодирования с использованием
многократно использованных ИТ активов, поддержки и управления;
необходимо автоматизация повторяющихся и ручных задач с использованием
многократно использованных и чат-ботов, способных интеллектуально
обрабатывать документы, вносить данные и выполнять операции от имени
клиента, а также без кодирования; необходимо автоматизация повторяющихся
и ручных задач с использованием многократно использованных и чат-ботов,
способных интеллектуально обрабатывать документы, вносить данные и
выполнять операции от имени клиента, а также без кодировки.
В соответствии с Указом Президента «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года» сформирована национальная программа «Цифровая экономика
Российской Федерации». Одна из задач программы – создание правовой
системы регулирования цифровых экономик на основе гибкого подхода в
каждой области [12].
В Федеральном проекте предусмотрена разработка и принятие ряда
нормативно-правовых актов, которые направлены на устранение
первоначальных препятствий в развитии цифровых технологий. Также
планируется урегулировать сквозные вопросы законодательства в различных
сферах, касающиеся идентификации субъектов правовых отношений в
цифровых средах, электронного документооборота, оборота данных, включая
персональные. В Департаменте развития цифровых технологий
осуществляется координация работы участников федеральных проектов. При
этом Департамент отвечает за разработку нескольких документов, включая
законопроекты, касающиеся долгосрочного хранения электронной
документации, национальной системы контроля данных, регуляторных
«песочниц», концепции регулирования искусственных интеллектов и роботов,
а также других нормативных правовых актов.
На протяжении семи лет РФ активно ведет переговоры по
сотрудничеству в сфере развитии цифрового сотрудничества с другими
странами. Так, например, в начале 2024 года было объявлено об утверждении
«Стратегии технологического развития Союзного государства до 2035 года».
В данной стратегии указаны меры, способствующие укреплению
технологического суверенитета государств, а также различные совместные
технологические проекты по совместной реализации программы
импортозамещения. Начиная с прошлого года Россия также ведет диалог со
странами Африки в сфере развития партнерства в сфере поддержания
74
Прогрессивная экономика 2024, № 4. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 4. https://progressive-economy.ru/
информационной безопасности, развития искусственного интеллекта и
формирования цифровой экономики [11].
Как раз в настоящее время в стране происходит стремительное
цифровое трансформирование экономики. Создаются и активно применяются
новые технологические решения, в том числе аналитика больших данных, база
данных на распределенном реестре, машинная подготовка, компьютерная
визуализация и другие технологии искусственных интеллектов.
Повышенная заинтересованность в цифровых технологиях и
перспективы их использования в коммерческих целях демонстрируются
представителями малого и среднего бизнеса, крупных компаний, цифровых
платформ и экосистем. Современные решения можно применять в различных
секторах экономики, в том числе в банковском и страховом секторе, в сфере
электронной торговли, телекоммуникаций и IT, в сфере здравоохранения,
фармацевтики, в сфере энергетики, тяжелой промышленности.
Спрос на ускорение развития и развития технологий растет в связи с
введением санкций против России. Многие российские IT-компании
прекратили свою работу в России IBM, MS, Oracle Corporation, Western Union
1, или отказались сотрудничать с российскими партнерами – American Express,
Apple Pay, MasterCard, Visa в течение неопределенного срока. В нынешних
условиях санкции могут стать сильным стимулом к дальнейшему развитию
цифровой техники и ускорению импортозамещений в российских IT-отраслях.
Внедрение, использование и внедрение любых инновационных решений
возможно только в определенной правовой границе. Впрочем,
законодательство далеко не всегда отвечает текущему уровню развития
технологических процессов в обществе и экономике. Таким образом,
стремительное цифровизацию и адаптацию к новым требованиям поставляют
перед российским регулятором новую задачу.
Валовые внутренние затраты на развитие цифровой экономики в 2022 г.
составили 5,1 трлн руб., что на 6,3% выше, чем в 2021 г. (в фактических ценах).
Основной вклад в динамику обеспечили организации (рис. 1). Утвержденные
первые версии регионального бюджета на 2021–2023 годы планировали
сократить расходы на ИТ на 19,5% к 2020 году – объем их должен был быть
181,3 млрд рублей. Основной причиной является сокращение финансирования
проектов создания единой цифровой системы здравоохранения EGISZ, пик
которой оказался на 2020 году. В 2021 году в законах Российской Федерации
на 2021–2023 годы периодически были внесены изменения в бюджеты
регионов России на 2021–2023 годы. В ноябре и декабре 2021 года утверждены
их окончательные версии [13].
75
Прогрессивная экономика 2024, № 4. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 4. https://progressive-economy.ru/
6 000
5 152
4 848
5 000
4 094 4 063
3 795
4 000
3 324
3 199
2 947
3 000
2 453
2 262
1 953 1 901 1 953
2 000 1 739 1 801
1 641
1 397
1 210
1 000
-
2017 2018 2019 2020 2021 2022
Затраты домашних хозяйств на использование цифровых технологий
и связанных с ними товаров и услуг
Внутренние затраты организаций на создание, распространение
и использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг
Валовые внутренние затраты на развитие цифровой экономики
Рис. 1. Валовые внутренние затраты на развитие цифровой экономики
РФ
Источник: составлено автором по данным [13]
Анализ окончательных версий показал, что расходы на ИКТ в регионах
в 2021 году в сравнении с 2020 годом снизились только на 8,9% до 205,1 млрд
рублей. Около 9,3% от суммы выделены на создание ЕГЭ, 11,1% – на
реализацию Федерального проекта по цифровой образовательной среде, в
котором предусматривается оснащение современного оборудования, развитие
цифрового сервиса и содержания для учебных заведений (рис. 2). В 2022 году
три региона-лидеры не изменились по фактическим затратам на ИКТ: на
первом место – Москва 118,7 млрд рублей, Петербург – 30,4 млрд рублей,
Московская область – 9,4 млрд рублей [15].
76
Прогрессивная экономика 2024, № 4. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 4. https://progressive-economy.ru/
300 50.0%
272
39.5% 40.0%
250
225.1
35.3% 32.0%
30.0% 205.1 30.0%
200
161.4 20.0%
17.8%
150 15.8%
119.3 10.0%
7.2% 101.3
100
72.7 77.9 0.0%
62.8
50 -8.9%
-9.8% -10.0%
0 -20.0%
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Суммарные расходы на ИКТ, ₽млрд Динамика изменения год к году, %
Рис. 2. Динамика ИКТ-бюджетов регионов РФ
Источник: составлено автором по данным [15]
В рамках digital трансформации городской экономики в Москве
реализуются более 70 инновационных проектов с использованием
искусственных технологий. Каждый подобный проект либо упростит
получение услуг и информации для горожан, либо увеличивает эффективность
городской системы управления. Например, видеоалгоритмы помогают
городской службе выявить нарушения содержания улиц и дворов, чат и
голосовой помощник помогают жителям ответить на свои вопросы,
рекомендации помогают пользователям понять, какие сервисы могут
пригодиться в их жизни. Важным направлением является поддержка, развитие
инфраструктуры ИТ города. Вместе с провайдерами связи Москвы
продолжают экспериментировать с 5G сетями: уже в городе развернуто 27 зон
пилотирования, в конце 2021 года в Боткинской больнице запустили первый
промышленный 5G полигон в России.
Предмет гордости Петербурга – АПК «Безопасный Город» – единый
мегасистемный комплекс, в который входят 11 различных информационно-
технологических систем, которые отвечают за безопасность города: городская
видеонаблюдение, система наблюдения за безопасностью социального
объекта, система «112» и т. д. Утвержденная в 2021 году стратегия цифрового
трансформации в Новосибирском регионе содержит около 50 проекта. К ним
относятся обеспечение современного мобильного и скоростного интернета
жителей сельских районов, подключение домов к интернету через
77
Прогрессивная экономика 2024, № 4. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 4. https://progressive-economy.ru/
оптоволокно, подключение социальных объектов школ, ФАПов, садов
культуры, и т. д.
В Самарской области началось и первое испытание проекта
«Устранение неравенства цифрового уровня 2.0», которое предусматривает
установку основных станций мобильной радиосвязи в населенные пункты с
числом населения 100–500 человек. Установка связного оборудования
завершилась в прошлом году в 74 районах. В некоторых регионах фактические
расходы на ИКТ существенно превысили планируемые в первом варианте
регионального бюджета. Основной причиной является то, что в 2021 году
регионы активно создавали профильные министерства цифровой экономики,
сейчас они практически все. Они накопили основные расходы на ИКТ, кроме
того, расходы на ЕГЭ и создание цифрового образовательного пространства
сохраняются в бюджете Минздрава, а расходы на цифровую образовательную
среду – в бюджете Минобрнауки. Поэтому данные о расходах на ИКТ стали
прозрачнее раньше CNews писала, что часто они скрывались в самых
необыкновенных статьях регионального бюджета.
К концу декабря 2021 года были обнародованы утвержденные
региональные бюджеты на 2022–2024 годы. Их анализ показал, что в 2023 году
суммарный объем расходов регионов на ИТ составил более 300 млрд рублей
[7]. Заметная статья региональных ИТ-расходов будет также обеспечивать
формирование и функционирование необходимых информационно-
технологических и коммуникационных инфраструктур для организации
защитного межведомственного информационного взаимодействия, приема
исковых заявок в электронной форме, а также участия в
видеоконференционных заседаниях судов.
Использование цифровых финансовых инфраструктур позволяет
участникам рынка значительно сократить затраты на разработку своих
технологий и обеспечивать бесшовные и безопасные дистанционные услуги
клиентов. Кроме того, граждане и бизнес могут получить различные цифровые
товары и услуги без выхода из дома по низким ценам [14].
В рамках данного направления банк России продолжит развивать уже
реализованные инфраструктурные проекты, разрабатывает новые подходы к
участникам рынка и проанализирует целесообразность реализации других
проектов. Эти мероприятия предназначены для того, чтобы все финансовые
услуги переводились в цифровые форматы, включая расширение
возможностей дистанционного идентификации клиента и обмен данными
между физическими лицами, бизнесами, государствами и финансовым
организациями, развивать быстрые и безопасные цифровые платежные
сервисы и создать условия для бесперебойного перехода между физическими
лицами, повышать финансовую доступность и поддерживать конкурентную
среду в сфере финансового сектора [8].
Банк России будет продолжать развивать механизм дистанционного
идентификации с помощью Единой Биометрической Системы. Таким
образом, банкам, имеющим универсальную лицензию, будут предоставлены
78
Прогрессивная экономика 2024, № 4. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 4. https://progressive-economy.ru/
возможность открытия счета или вклада и получения кредита без личной
идентификации клиентов физических лиц после удаленного идентификации
клиента на сайте и мобильном устройстве с помощью единой биометрии.
Единая Биометрическая Система планируется использовать не только
как идентификатор, так и как аутентификация, такие как подтверждение или
отмена сомнительной операции, вход в ДБО и аутентификация при обращении
в банковский колл-центр и т. д., позволяющая использовать технологии
биометрии для любой организации, без необходимости создания собственной
биометрической системы. Также Единая Биометрическая система перейдет на
статус государственной информационной системы. Для того чтобы повысить
удобство использования системы будут разработаны механизмы для
регистрации биометрии: сбор биометрии будет производиться не только в
банках, а и в МФЦ (многофункциональных центрах), предоставляющих
государственные услуги и услуги муниципальных образований.
Правительство стремится поддержать развитие отрасли цифровизации,
внедряя широкомасштабные программы и инвестируя в инфраструктуру
цифрового развития. Принятие законов, стимулирующих развитие инноваций
и создание «цифровых коридоров» для цифровизации различных отраслей
экономики, также способствует прогрессу в этой области. Россия активно
работает над расширением доступа к цифровым технологиям и интернету в
регионах, развивая электронное правительство, цифровые образовательные
платформы и электронную коммерцию. Такие усилия способствуют
улучшению жизни граждан, повышению уровня инноваций и
конкурентоспособности отечественного бизнеса.
С учетом растущего интереса к цифровой трансформации и ускоренного
развития цифрового сектора Россия продолжает активно стремиться к занятию
заметного места на мировой арене цифровизации с уклоном на создание
инновационных технологий, повышение качества образования и заботу о
кибербезопасности.
Заключение
В итоге проведенного исследования о роли и месте России в процессах
цифровизации мировой экономики можно сделать следующие выводы:
1. Россия активно участвует в цифровой трансформации, осознавая
важность цифровизации для экономического развития и
конкурентоспособности.
2. Россия занимает значимую позицию в мировом рейтинге цифровой
экономики благодаря достижениям в таких сферах, как электронное
правительство, развитие инновационных стартапов и цифровых индустрий.
3. Участие России в международных цифровых проектах и инициативах
позволяет ей активно взаимодействовать с другими странами и оказывать
влияние на развитие мировой экономики.
4. Развитие цифровых технологий, инноваций и цифровой
инфраструктуры являются ключевыми сферами, на которые следует обращать
внимание в будущем.
79
Прогрессивная экономика 2024, № 4. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 4. https://progressive-economy.ru/
5. В условиях глобализации и цифровизации российской экономики,
необходимо продолжать проводить исследования и разрабатывать политики,
способствующие развитию цифровых технологий и повышению ее
конкурентоспособности.
6. Будущие исследования могут быть направлены на изучение опыта
других стран и разработку практических рекомендаций для развития
цифровизации в России. Также следует исследовать потенциал цифровой
экономики для улучшения эффективности государственного управления,
развития инновационных стартапов, создания новых рабочих мест и
повышения уровня жизни населения.
Подводя итоги, можно сделать вывод о важности цифровой
трансформации для России и необходимости продолжения усилий в данном
направлении. Развитие цифровой экономики является стратегическим
приоритетом для страны, позволяющим России занять еще более сильную
позицию в глобальных цифровых процессах.
Литература
1. Аверьянова Д.А. Этапы развития цифровой экономики //
Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 3–1. С. 10–13.
2. Андросова Д.В., Широкова О.В. Цифровизация экономики в
России // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2023. № 1. С. 306–
307.
3. Баляшова Б.К., Анджаева З.Б. История развития цифровой
экономики в России // Информационные технологии, системный анализ и
управление (ИТСАУ-2020) : Сборник трудов ХVIII Всероссийской научной
конференции. Ростов-на-Дону –Таганрог: Южный федеральный университет.
2020. С. 80–84.
4. Веселов Д.И. Основные проблемы промышленных предприятий в
условиях цифровизации // Прогрессивная экономика. 2024. № 3. С. 5–13.
5. Дзарасов Р.С. Место России в мировой экономике, инвестиции и
инновации в эпоху цифровизации // Геоэкономика энергетики. 2023. Т. 22. №
2. С. 72–99.
6. Еловская М.А. Мировой опыт построения цифровой экономики
перспективы цифровизации экономики России // Известия Санкт-
Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 5–2
(137). С. 35–41.
7. ИТ-рынок России // Tadviser. URL:
https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:ИТ-рынок_России.
8. Куштар Мамыт. Оценка эффективности механизмов защиты
потребителей финансовых услуг в России в условиях цифровизации //
Прогрессивная экономика. 2024. № 3. С. 68–77.
80
Прогрессивная экономика 2024, № 4. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 4. https://progressive-economy.ru/
9. Маньков И.А., Гаврилюк Е.С. Цифровая эволюция современного
предприятия: анализ процессов автоматизации, цифровизации и цифровой
трансформации // Прогрессивная экономика. 2024. № 3. С. 89–99.
10. Мониторинг глобальных трендов цифровизации 2022 //
Ростелеком. URL:
https://www.company.rt.ru/press/news/files/rostelekom_monitoring_2022.pdf.
11. Сотрудничество России с другими странами в развитии цифровой
экономики // Российский совет по международным делам. URL:
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/sotrudnichestvo-v-
sfere-tsifrovoy-ekonomiki-kak-stimul-razvitiya-evrazii/.
12. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 (ред.
от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства
РФ. 14.05.2018. № 20. Ст. 2817.
13. Цифровая экономика 2024: краткий статистический сборник / В.
Л. Абашкин, Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.
Москва: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2024.
14. Цифровая экономика: учебник для вузов / Л. И. Сергеев А. Л.
Юданова; под редакцией Л. И. Сергеева. Москва: Издательство Юрайт, 2020.
332 с.
15. CNews Analytics, 2023. URL: https://www.cnews.ru/articles/2023-03-
16_v_2022_giktrashody_regionov_vyrosli.
16. Digilina O.B., Chernyaev A.M. Digitalization of the Russian Economy:
Between East and West // RUDN Journal of Economics. 2023. Vol. 31, № 3. P. 600–
613.
References
1. Aver'yanova D.A. Etapy razvitiya cifrovoj ekonomiki // Ekonomika i
biznes: teoriya i praktika. 2019. № 3–1. S. 10–13.
2. Androsova D.V., SHirokova O.V. Cifrovizaciya ekonomiki v Rossii //
Vestnik Tul'skogo filiala Finuniversiteta. 2023. № 1. S. 306–307.
3. Balyashova B.K., Andzhaeva Z.B. Istoriya razvitiya cifrovoj
ekonomiki v Rossii // Informacionnye tekhnologii, sistemnyj analiz i upravlenie
(ITSAU-2020) : Sbornik trudov HVIII Vserossijskoj nauchnoj konferencii. Rostov-
na-Donu –Taganrog: YUzhnyj federal'nyj universitet. 2020. S. 80–84.
4. Veselov D.I. Osnovnye problemy promyshlennyh predpriyatij v
usloviyah cifrovizacii // Progressivnaya ekonomika. 2024. № 3. S. 5–13.
5. Dzarasov R.S. Mesto Rossii v mirovoj ekonomike, investicii i innovacii
v epohu cifrovizacii // Geoekonomika energetiki. 2023. T. 22. № 2. S. 72–99.
6. Elovskaya M.A. Mirovoj opyt postroeniya cifrovoj ekonomiki
perspektivy cifrovizacii ekonomiki Rossii // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo
gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2022. № 5–2 (137). S. 35–41.
7. IT-rynok Rossii // Tadviser. URL:
https://www.tadviser.ru/index.php/Stat'ya:IT-rynok_Rossii.
81
Прогрессивная экономика 2024, № 4. ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy 2024, Iss. 4. https://progressive-economy.ru/
8. Kushtar Mamyt. Ocenka effektivnosti mekhanizmov zashchity
potrebitelej finansovyh uslug v Rossii v usloviyah cifrovizacii // Progressivnaya
ekonomika. 2024. № 3. S. 68–77.
9. Man'kov I.A., Gavrilyuk E.S. Cifrovaya evolyuciya sovremennogo
predpriyatiya: analiz processov avtomatizacii, cifrovizacii i cifrovoj transformacii //
Progressivnaya ekonomika. 2024. № 3. S. 89–99.
10. Monitoring global'nyh trendov cifrovizacii 2022 // Rostelekom. URL:
https://www.company.rt.ru/press/news/files/rostelekom_monitoring_2022.pdf.
11. Sotrudnichestvo Rossii s drugimi stranami v razvitii cifrovoj ekonomiki
// Rossijskij sovet po mezhdunarodnym delam. URL:
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/sotrudnichestvo-v-
sfere-tsifrovoy-ekonomiki-kak-stimul-razvitiya-evrazii/.
12. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2018 № 204 (red. ot
21.07.2020) «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj
Federacii na period do 2024 goda» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 14.05.2018. №
20. St. 2817.
13. Cifrovaya ekonomika 2024: kratkij statisticheskij sbornik / V. L.
Abashkin, G. I. Abdrahmanova, K. O. Vishnevskij, L. M. Gohberg i dr. Moskva:
Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», 2024.
14. Cifrovaya ekonomika: uchebnik dlya vuzov / L. I. Sergeev A. L.
YUdanova; pod redakciej L. I. Sergeeva. Moskva: Izdatel'stvo YUrajt, 2020. 332 s.
15. CNews Analytics, 2023. URL: https://www.cnews.ru/articles/2023-03-
16_v_2022_giktrashody_regionov_vyrosli.
16. Digilina O.B., Chernyaev A.M. Digitalization of the Russian Economy:
Between East and West // RUDN Journal of Economics. 2023. Vol. 31, № 3. P. 600–
613.
82