Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый и средний бизнес / конкуренция / реформа / предприниматель / государственная поддержка / промышленная продукция / small and medium business / competition / reform / entrepreneur / government support / industrial products

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карбекова Азиза Баймаматовна, Эргешова Тамара Абдивалиевна

В статье проанализировано современное состояние малого и среднего бизнеса в Кыргызской Республике. Показана роль и значение предпринимательства в развитии экономики. Отмечена необходимость решения комплекса сложных проблем, экономического, организационного и регионального контента. Предложена концепция государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Кыргызской Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE KYRGYZ REPUBLIC

The article analyzes the current state of small and medium-sized businesses in the Kyrgyz Republic. The role and importance of entrepreneurship in the development of the economy is shown. The necessity of solving a complex of complex problems, economic, organizational and regional content is noted. The concept of state support for small and medium-sized businesses in the Kyrgyz Republic is proposed.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

ОШ МАМЛЕКЕТТИК УНИВЕРСИТЕТИНИН ЖАРЧЫСЫ. ЭКОНОМИКА

ВЕСТНИК ОШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЭКОНОМИКА JOURNAL OF OSH STATE UNIVERSITY. ECONOMICS

e-ISSN: 1694-8734 №1 (2)/2023, 39-47

УДК: 334.012.6 (575.2) DOI: https://doi.org/10.52754/16948734 2023 1 6

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

КЫРГЫЗ РЕСПУБЛИКАСЫНДАГЫ ЧАКАН ЖАНА ОРТО БИЗНЕСТИ 9 HYKTYPYYHYH

ЗАМАПБАП АСПЕКТТЕРИ

MODERN ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE

KYRGYZ REPUBLIC

Карбекова Азиза Баймаматовна

Карбекова Азиза Баймаматовна Karbekova Aziza Baimamatovna

д.э.н., профессор, Жалал- Абадский государственный университет им. Б. Осмонова

э. и.д., профессор, Б. Осмонов ат. Жалал-Абадмамлекеттикуниверситети Doctor of Economics, Professor, Jalal-Abad State University named after B. Osmonov

aziza-karbekova@mail.ru

Эргешова Тамара Абдивалиевна

Эргешова Тамара Абдивалиевна Ergeshova Tamara Abdivalievna

Жалал-Абадский государственный университет им. Б. Осмонова

Б. Осмонов ат. Жалал-Абад мамлекеттик университети Jalal-Abad State University named after B. Osmonov tergeshova@bk.ru

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КЫРГЫЗСКОЙ

РЕСПУБЛИКЕ

Аннотация

В статье проанализировано современное состояние малого и среднего бизнеса в Кыргызской Республике. Показана роль и значение предпринимательства в развитии экономики. Отмечена необходимость решения комплекса сложных проблем, экономического, организационного и регионального контента. Предложена концепция государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Кыргызской Республике.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, конкуренция, реформа, предприниматель, государственная поддержка, промышленная продукция.

Кыргыз Республикасындагы чакан жана орто бизнести eHYKmypYY^H замапбап аспекттери

Аннотация

Макалада Кыргыз Республикасындагы чакан жана орто бизнестин учурдагы абалы талданат. Экономиканы енуктурууде ишкердиктин ролу жана мааниси керсетулген. Комплекстуу проблемаларды, экономикалык, уюштуруучулук жана аймактык мазмунду чечуунун зарылчылыгы белгиленди. Кыргыз Республикасында чакан жана орто бизнести мамлекеттик колдоо концепциясы сунушталууда.

Modern aspects of the development of small and medium business in the Kyrgyz Republic

Abstract

The article analyzes the current state of small and medium-sized businesses in the Kyrgyz Republic. The role and importance of entrepreneurship in the development of the economy is shown. The necessity of solving a complex of complex problems, economic, organizational and regional content is noted. The concept of state support for small and medium-sized businesses in the Kyrgyz Republic is proposed.

Ачкыч сездер: чакан жана орто бизнес, атаандаштык, реформа, ишкер, мамлекеттик колдоо, енер жай продукциясы.

Keywords: small and medium business, competition, reform, entrepreneur, government support, industrial products.

Актуальность исследования. В условиях перехода Кыргызской Республики к рыночным отношениям ключевой проблемой становится развитие малой экономики. Как свидетельствует опыт развитых стран мира, малое и среднее предпринимательство (бизнес) является не только фактором ускорения темпов экономического развития, но и важным условием повышения социально-политической стабильности.

Создание широкой сети малых и средних предприятий служит гарантом успешного проведения экономических реформ, формирования многоукладной экономики на базе различных форм собственности, всемерного развития предпринимательства на основе экономической свободы населения страны. Они все увереннее выступают структурообразующим фактором социально-ориентированной рыночной экономики.

Приоритет в экономической мысли по проблемам предпринимательства принадлежит классикам экономической теории А. Смита, Д. Риккардо, К. Маркса, Ж. Сей и др. В его разработку и разрешение еще в исторические эпохи внесли значительный вклад целая плеяда ученых и практиков. Теоретические и практические вопросы развития малого и среднего предпринимательства освещены в работах Ж. Веттон, Л. Кора, Р. Коуза, К. Макконела, Д. Ройя, Ф. Хайека и др. В зарубежных изысканиях современных экономистов особенно плодотворны результаты исследований И. Ансофора, А. Томпсона, Дж. Стрикленда и др. Отдельные аспекты становления и развития малого и среднего предпринимательства исследованы учеными Кыргызстана, в частности Т. Койчуевым, А. Орузбаевым, К. Идиновым, А. Орозбаевой, В. Кумсковым, Б. Баетовым, С. Турсуновой, К Кененбаевой, Т. Камчыбековым, М. Балбаковым, К. Абдымаликовым, Э. Мамытовой, О. Григор и др.

Основная цель исследования состоит в разработке научных и прикладных проблем становления и развития малого и среднего бизнеса в Кыргызской Республике.

Методология исследования: При написании статьи были применены такие методы: обобщение полученной информации, экономико-статистический анализ, аналитический и сравнительный методы. Методологическую основу и информационную базу исследования составляют статьи, публикации ученых и специалистов в области развития малого и среднего бизнеса. В процессе написания статьи используется информация с интернет-сайтов компаний, периодическая литература и книги.

Развитие в Кыргызстане малого и среднего бизнеса является одним из основных направлений экономической реформы. Оно способствует развитию конкуренции, наполняет национальный рынок товарами и услугами, создает новые рабочие места, формирует широкий слой частных собственников и предпринимателей.

Малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами. Они требуют меньших капиталовложений в расчете на одного работника, по сравнению, с крупными предприятиями. Но широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. В условиях активации рыночных реформ малый и средний бизнес продемонстрировал свои позитивные возможности.

В 2019 году в республике функционировало 8,5 тыс. малых и средних предприятий, 161,3 тыс. физических лиц, занятых индивидуальной предпринимательской деятельностью и 300,1 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. В сфере малого и

среднего предпринимательства было занято 247,3 тыс. человек (без крестьянских хозяйств), что составило 12,8% от общей численности занятого населения.

В малых и средних предприятиях было занято 88,4 тыс. человек. Исходя из официальных курсов валют, установленных Национальным банком Кыргызской республики, среднемесячная заработная плата работников малых предприятий в 2019 году составила 233,3 доллара США. Объем промышленного производства субъектом малого и среднего бизнеса в 2019 году составил 51,6 млрд. сомов и по сравнению с предыдущим годом увеличился на 4,9%.

Как видно из диаграммы в Кыргызской республике доля малых и средних предприятий в промышленности совсем незначительна и составила в 2019 году 6,9 и 9,9%. В основном в сфере промышленности заняты крупные предприятия [1].

Диаграмма 1. Структура объема промышленной продукции Кыргызстана по типам предприятий в 2019г.

Опыт реформ привел к пониманию того, что перспективы национальной экономики находятся в жесткой зависимости от успехов малого и среднего бизнеса. На наш взгляд, основными факторами, сдерживающими развитие предпринимательства в Кыргызстане являются:

• отсутствие эффективной координации в деятельности государственных органов, ответственных за формирование и реализацию государственной политики в сфере малого и среднего бизнеса;

• громоздкая бюрократическая разрешительная система требующая больших затрат времени и средству начинающих предпринимателей;

• нехватка первоначального капитала и собственных средств для развития малого бизнеса;

• ограниченный опыт работы предпринимателей в условиях конкуренции;

• усложненная система налогообложения как для вновь создаваемых, так и для действующих малых и средних предприятий;

• недостаточное развитие сети специализированных консалтинговых и обучающих центров [2].

Наблюдается неравномерное развитие малых и средних предприятий по территории республики.

Таблица 1. Развитие малых и средних предприятий по регионам Кыргызстана

[3].

2016г. 2019г.

всего В % к итогу всего в % к итогу

Кыргызская Республика 8579 100 8471 100

малые предприятия 7555 88,1 7689 90,8

средние предприятия 1024 11,9 782 9,2

Баткенская область 199 2,3 208 2,5

малые предприятия 150 1,7 188 2,2

средние предприятия 49 0,5 20 0,3

Джалал Аббатская обл. 461 5,4 389 4,6

малые предприятия 351 4,1 322 3,8

средние предприятия 110 1,3 67 0,8

Иссык-Кульская область 408 4,8 308 3,6

малые предприятия 328 3,8 259 3,0

средние предприятия 80 0,9 49 0,6

Нарынская область 155 1,5 152 1,8

малые предприятия 125 1,5 135 1,6

средние предприятия 30 0,3 17 0,2

Ошская область 298 3,5 324 3,8

малые предприятия 244 2,8 290 3,4

средние предприятия 54 0,6 34 0,4

Таласская область 231 1,4 147 1,7

малые предприятия 116 1.2 129 1,5

средние предприятия 15 0,2 18 0,2

Чуйская область 1277 14,9 893 10,5

малые предприятия 1059 12,3 744 8,8

средние предприятия 218 2,5 149 1,7

г. Бишкек 4909 57,2 5406 63,8

малые предприятия 4537 52,9 5030 59,4

средние предприятия 372 4,3 376 4,4

г. Ош 747 8,7 640 7,6

малые предприятия 654 7,6 592 7,0

средние предприятия 93 1,1 48 0,6

Свыше 63% малых и средних предприятий сосредоточено в г. Бишкек и более 10% в Чуйской области, тогда как в Таласской, Нарынской, Джалал-Абадской, Баткенской и Иссык-Кульской областях доля этих предприятий крайне мала. Это обусловлено рядом причин организационно-технического характера, структурой регионального производства, различием в уровне социально-экономического развития регионов, фактической неадаптированностью местного населения к рыночным формам хозяйствования, низкой профессиональной подготовленностью кадров рабочей силы и специалистов [4].

Результаты исследования

Как показал анализ, в Кыргызстане возможности развития малого и среднего предпринимательства ограничивают отсутствие стратегического управления ими, неравномерность размещения производительных сил по регионам страны с учетом их особенностей. Среди них главные [5]:

• наличие социально отсталых районов и фактически неадаптированных к рыночным формам хозяйствования;

• низкий уровень профессиональной подготовленности кадров, особенно в сельской местности и малых городах, для включения в индустриальную сферу;

• низкая социальная мобильность и творческая активность жителей отдаленных регионов;

• отсутствие эффективных экономических механизмов стимулирования и действенной поддержки малого и среднего бизнеса в регионах;

• неотработанность организационных и правовых основ регулирования малого и среднего предпринимательства на всех уровнях хозяйствования [6].

Таким образом, как показал анализ у предпринимателей много проблем, тормозящих развитие эффективной предпринимательской деятельности.

Поэтому для стабильного развития предпринимателям предстоит изучить методы стратегического управления, причем немедленно.

Предпринимательская активность в республике проявляется преимущественно в росте числа самостоятельных малых предприятий.

Проводя структурную перестройку национальной экономики, вовлекая местные ресурсы на выпуск потребительских товаров, создавая новые рабочие места без больших капиталовложений, правительство на деле не проводит политики выбора стратегии развития предпринимательства.

В Кыргызстане имеются перспективные предпосылки для развития малого и среднего бизнеса.

Очень важным направлением в реализации государственной поддержки малого и среднего бизнеса, по мнению авторов, является формирование и регулирование его правовой базы. Оно является обязательным и необходимым элементом экономической свободы, права, гарантии, защиты конкуренции, позволяющим цивилизованно заниматься предпринимательской деятельностью. Государство здесь может использовать не только экономические, но и административные воздействия. Как показало исследование, нестабильность законодательства и неисполнение уже имеющихся законов, постоянное изменение правил деятельности предприятий, особенно в сфере налогообложения и внешнеэкономических связей, тормозят развитие малого и среднего предпринимательства.

В масштабах республики стратегическое управление малым и средним бизнесом -это создание целевых программ по его формированию и развитию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате исследования были получены следующие выводы:

1. В настоящее время важнейшим фактором успешного выживания малого и среднего бизнеса в усложняющихся рыночных условиях является стратегическое

управление. Динамизм внешней и внутренней среды настолько усложнили его задачу современной адаптации к тем изменениям, которые происходят во всех сферах общественной жизни.

Однако до сих пор на пути к развитию предпринимательства в нашей стране стоят четыре серьезных барьера: 1. непомерный налоговый пресс; 2. неэффективное финансово кредитное обеспечение; 3. громоздкая и дорогая разрешительная система; 4. низкий уровень информационно-маркетингового обеспечения, кадрового потенциала, культуры предпринимательской среды в целом [7].

2. Формирование и развитие предпринимательства в Кыргызстане как комплексного социально-экономического явления осуществляется в сложных условиях становления рыночных отношений. Тем не менее, приоритетным ориентиром на обозримое будущее для Кыргызстана должна выступить смешанная социально-экономическая система. Она охватывает близкие к национальной экономике и дополняющие ее черты различных моделей развитой экономики. Предпосылки для ее формирования в республике, на наш взгляд, имеются.

Именно на путях создания развитой смешанной экономики, вбирающей в себя социальную ориентацию, постиндустриальные перспективы, традиции и особенности Кыргызстана, представляется сформировать в республике экономически эффективное социально устойчивое общество.

3. Роль и значение малого и среднего предпринимательства в условиях переходного периода, как ведущего и системообразующего фактора смешанной экономики огромна. Однако малый и средний бизнес оказывает пока слабое влияние на общую стабилизацию национальной экономики, ослабление негативных последствий тотального огосударствления, развитие рыночной инфраструктуры, структурной перестройки, зарождение честной и здоровой конкуренции, основанной на принципе спроса и предложения.

4. Малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами. Часто требуют меньших капиталовложений в расчете на одного работника, по сравнению, с крупными предприятиями. Широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Они характеризуются большими инновационными возможностями. При этом значительно сокращается срок создания новых технологических образцов и их освоение в производстве.

Развитие малого и среднего предпринимательства зависит в основном от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране, способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей.

Необходимо создать такую правовую и социально-экономическую среду, которая бы обеспечивала реализацию этих двух условий. Именно поэтому целесообразно предоставить определенные льготные условия, которые бы стимулировали и помогали при организации частной, предпринимательской деятельности.

5. Крайне необходима государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в области финансового и материально-технического обеспечения. Обеспечение рынка посредством обращения, гарантирования качества

продуктов, определения прав собственности и ответственность за соблюдение условий контрактов.

Однако в Кыргызстане регулирующие возможности формирующегося рыночного механизма недостаточно высоки.

6. В переходной экономике для эффективного развития малого и среднего предпринимательства в республике деятельность государства должна быть направлена на создание следующих условий [8]:

• стабильность государственной экономической и социальной политики;

• преодоление идеологических догм по отношению к зарождающимся новым формам хозяйствования;

• активная государственная поддержка малого предпринимательства, представляющая комплекс мер кредитного, налогового, ценного, инвестиционного, технологического, кадрового характера;

• организация и обеспечение сотрудничества государственного и не государственного секторов;

• сочетание различных форм хозяйствования, обеспечения правовой базы их функционирования;

• предоставление всем хозяйствующим субъектам гарантии в сохранности их собственности;

• формирование современной рыночной инфраструктуры.

7. Как показала практика, сама по себе смена формы собственности не является гарантией превращения приватизированных предприятий в реальные субъекты рыночных отношений и роста эффективности их хозяйствования.

Такие предпосылки и условия призваны действовать в условиях перехода к рыночным отношениям для успешного развития предпринимательства в Кыргызстане.

Литература

1. Уметбаева Ю. И. Механизмы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — СПб.: Реноме, 2019. — С. 91-93.

2. Bencic S., Kitsay Y.A., Karbekova A.B., Giyazov A. SPECIFICS OF BUILDING THE DIGITAL ECONOMY IN DEVELOPED AND DEVELOPING COUNTRIES//Lecture Notes in Networks and Systems (см. в книгах). 2020. Т. 87. С. 39-48.

3. stat.kg

4. Karbekova A.B., Osmonalieva D.A., Sadyraliev Z., Urmatayim A.K. The main directions of digital modernization of the agro-industrial complex of a modern region //Studies in Computational Intelligence. 2019. Т. 826. С. 949-955.

5. Атамазова А. А. Сущность малого предпринимательства // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 450-452.

6. The main directions of digital modernization of the agro-industrial complex of a modern region //Studies in Computational Intelligence. 2019. Т. 826. С. 949-955.

7. Иванов Я. Е. Зарубежный опыт инновационного развития малого бизнеса // Молодой ученый. - 2013. - №12. - С. 306-308.

8. FAO, 2001. Organically Produced Foods. Joint FAO/WHO Food Standards Programme, Codex Alimentarius Commission, GL 32 - 2019, Rev. 1 - 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.