Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КЫРГЫЗСТАНЕ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КЫРГЫЗСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малое и среднее предпринимательство / принципы предпринимательства / нормативно-правовые основы предпринимательства / экономическая деятельность / проблемы предпринимательства / small and medium-sized businesses / principles of entrepreneurship / legal and regulatory framework for entrepreneurship / economic activity / problems of entrepreneurship

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чинара Кулуева, Акселки Сатыбалдыева

В статье рассмотрены вопросы регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии Кыргызстана. Определена социальная и экономическая роль отечественного предпринимательства в условиях ограниченности ресурсов. Проведен анализ динамики роста экономической деятельности малого и среднего предпринимательства в стране. Раскрыта регулирующая, поддерживающая и защитная роль отечественных нормативно-правовых документов для решения существующих проблем по активизации и развитию предпринимательства на территории Южного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чинара Кулуева, Акселки Сатыбалдыева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF REGULATION AND SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN KYRGYZSTAN

The article deals with the issues of regulation and support of small and medium-sized businesses in the socio-economic development of Kyrgyzstan. The social and economic role of domestic entrepreneurship in conditions of limited resources is determined. The analysis of the growth dynamics of the economic activity of small and medium-sized businesses in the country has been carried out. The regulatory, supporting and protective role of domestic legal documents for solving existing problems of activating and developing entrepreneurship in the Southern region is revealed.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КЫРГЫЗСТАНЕ»

УДК: 338.246

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В

КЫРГЫЗСТАНЕ

Кулуева Чинара Раимкуловна, д.э.н., профессор,

еИ. кн1не\'аатаИ. ги Ошский государственный университет Сатыбалдыева Акселки Алимжановна,

преподавател ь,

Ошский региональный институт КГУ им. И. Арабаева,

akselkisatvЪaldvevaа,gmail. еот Ош, Кыргызстан

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии Кыргызстана. Определена социальная и экономическая роль отечественного предпринимательства в условиях ограниченности ресурсов. Проведен анализ динамики роста экономической деятельности малого и среднего предпринимательства в стране. Раскрыта регулирующая, поддерживающая и защитная роль отечественных нормативно-правовых документов для решения существующих проблем по активизации и развитию предпринимательства на территории Южного региона.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, принципы предпринимательства, нормативно-правовые основы предпринимательства, экономическая деятельность, проблемы предпринимательства.

КЫРГЫЗСТАНДАГЫ ЧАКАН ЖАНА ОРТО БИЗНЕСТИ ЖОНГО САЛУУНУН ЖАНА КОЛДООНУН АЙРЫМ МАСЕЛЕЛЕРИ

МАСЕЛЕЛЕРИ

Кулуева Чинара Раимкуловна, э.и.д., профессор,

eh.kulueva@mail.ru Ош мамлекеттик университети

Сатыбалдыева Акселки Алимжановна, мугалим, И. Арабаев атындагы КМУнун Ош областтык институту, akselkisatvЪaldvevaа,gmail.eom Ош, Кыргызстан

Аннотация: Макалада Кыргызстандын социалдык-экономикалык внYгYYCYндвгY чакан жана орто бизнести жвнгв салуу жана колдоо маселелери каралган. Чектелген ресурстардын шарттарында ата мекендик ишкердиктин социалдык-экономикалык ролу

аныкталган. Республикадагы чакан жана орто бизнестин экономикалык актmдYYлYгYнYн ecyY динамикасына талдоо ЖYргYЗYлгвн. ТYштYк аймактагы ишкердикти активдештирYY жана внYктYPYY боюнча орун алган квйгвйлврдY 4e4YY YЧYн ата мекендик укуктук документтердин жвнгв салуучу, колдоочу жана коргоочу ролу аныкталган.

Ачкыч свздвр: чакан жана орто бизнес, ишкердиктин принциптери, ишкердиктин укуктук-ченемдик негиздери, экономикалык ишмeрдYYЛYк, ишкердиктин квйгвйлврY.

SOME ISSUES OF REGULATION AND SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN KYRGYZSTAN

Kulueva Chinara Raimkulovna, Doctor of Economics, Professor, ch.kulueva@mail.ru Osh State University Satybaldyeva Akselki Alimzhanovna, teacher, Osh Regional Institute of I. Arabaev KSU, akselkisatybaldyeva@gmail.com Osh, Kyrgyzstan

Annotation: The article deals with the issues of regulation and support of small and medium-sized businesses in the socio-economic development of Kyrgyzstan. The social and economic role of domestic entrepreneurship in conditions of limited resources is determined. The analysis of the growth dynamics of the economic activity of small and medium-sized businesses in the country has been carried out. The regulatory, supporting and protective role of domestic legal documents for solving existing problems of activating and developing entrepreneurship in the Southern region is revealed.

Key words: small and medium-sized businesses, principles of entrepreneurship, legal and regulatory framework for entrepreneurship, economic activity, problems of entrepreneurship.

Предпринимательство занимает важное место в социально-экономическом развитии Кыргызской Республики. Наиболее важной представляется социальная роль предпринимательства в обеспечении занятости и создании рабочих мест, а также в улучшении жизни общества, его гармоничном развитии. В условиях ограниченности финансовых ресурсов в Кыргызстане его значение постепенно возрастает, что обусловлено возможностью развития с относительно меньшими инвестиционными затратами[5].

Предпринимательство (предпринимательская деятельность) представляет собой инициативную, самостоятельную экономическую деятельность физических и юридических лиц, осуществляемую от своего

имени за счет собственных или заемных средств, на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли[7].

Субъектами предпринимательства выступают физические и юридические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие на свой риск и под свою имущественную ответственность, не запрещенную законодательством Кыргызстана деятельность с целью извлечения прибыли вне зависимости от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В нашей стране допускаются любые формы предпринимательства, осуществляемые в рамках законодательства, которые часто функционируют и осуществляют экономическую деятельность в следующих видах:

❖ на основе личного труда;

❖ с использованием наемного труда;

❖ без образования юридического лица;

❖ с образованием юридического лица.

Следует отметить, что в нашей республике разрешено функционировать двум особым формам предпринимательской деятельности, таких, как: во-первых, предпринимательской деятельности, осуществляемой лицом, управляющим предприятием на основе контракта с собственником имущества этого предприятия; во-вторых, основанной на договоре концессии и комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).

Отечественное предпринимательство в своей экономической деятельности [4] должны руководствоваться следующими принципами, которые могут обеспечить условия их осуществления:

❖ презумпция добросовестности субъектов предпринимательства;

❖ запрещение использования органами государственной власти и органами местного самоуправления (МСУ) всевозможных противоречий, пробелов и неясности законодательства КР, устанавливающего обязательные требования, против экономической деятельности предпринимательства;

❖ невмешательство государственных органов и органов МСУ в деятельность субъектов предпринимательства;

❖ недопущение установления и взимания госорганами и органами МСУ плат, не установленных отечественным законодательством;

❖ недопущение установления и истребования документов для выдачи лицензий, разрешений и других актов, касающихся предпринимательской деятельности, не установленных законодательством КР;

❖ постоянное и обязательное информирование субъектов предпринимательства о действующих и разрабатываемых нормативных

181

правовых актах, регулирующих предпринимательскую деятельность, в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

В 2021г. на территории Кыргызской Республики функционировали 17,1 тыс. хозяйствующих субъектов, из них 16,3 тыс. - малых предприятий и 0,8 тыс. - средних предприятий. Из числа действующих предприятий 28,0% были заняты оптовой и розничной торговлей, ремонтом автомобилей и мотоциклов, 14,6% - проводили экономическую деятельность в промышленности, 12,2% - в сфере строительства и на 1 января 2022г. в Кыргызстане и его территориях было зарегистрировано 430 тыс. индивидуальных предпринимателей^].

По итогам 2021г. объем валовой добавленной стоимости, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, сложился в размере 309,5 млрд. сомов, или 42,8% к ВВП, а в периоде за 20172021гг. ее доля составила в среднем 42,0% к ВВП.

Численность занятых в малых и средних предприятиях в 2021г. составила 92,9 тыс. человек, или 3,6% от общего числа занятых в экономике [6].

Для большей ясности рассмотрим состояние развития отечественного предпринимательства за достаточно долгосрочный период - 2010-2021гг.

Рисунок 1. - Анализ состояния малого и среднего предпринимательства за 2010-2021гг. [6]

Составлено на основе данных НСК КР. Источник: Малое и среднее предпринимательство за 2011-2022гг.

Анализ статистических данных по предпринимательству КР позволяет сделать следующие выводы. За рассматриваемый период отмечается рост количества малых предприятий по сравнению с базовым на 143,3%, когда число средних предприятий имеет равномерную тенденцию снижения на 4,1%, и некоторое оживление с 2021 года, что составила разницу сокращения хозяйствующих субъектов с 2010 годом на 25 единиц. Подобная ситуация позволяет сделать вывод как об эффективности функционирования малых предприятий в Кыргызстане и его регионах, так, как показывает зарубежная практика и наша тридцатилетняя отечественная - малое предпринимательство успешно адаптируется к условиям рынка.

Следует отметить, сравнительно положительную тенденцию динамики развития малого и среднего предпринимательства (сравнительно с другими странами) благоприятной налоговой политикой, вниманием и поддержкой со стороны органов государственной власти. Немаловажное значение приобретает влияние ныне действующих нормативно-правовых актов, которые также прямо или косвенно гарантируют предпринимателям независимо от форм собственности:

❖ равные права и возможности доступа к финансовым, трудовым, природным, информационным и интеллектуальным ресурсам;

❖ создание условий для защиты и развития конкуренции;

❖ защиту прав и законных интересов предпринимателей, бизнесменов и их экономической деятельности в Кыргызстане и в дальнем и ближнем зарубежье на основе международных соглашений.

Экономическая (предпринимательская) деятельность в нашей республике защищена Конституцией КР, Гражданским кодексом КР, указами Президента КР, а также соответствующими законными и подзаконными актами КР.

В Кыргызстане основным адресным законом, который направлен на регулирование предпринимательской (экономической) деятельности является Закон КР «О защите прав предпринимателей» принятый 29 декабря 2000 года Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики [1]. Соответственно, до сегодняшнего дня с учетом рыночных преобразований, были внесены изменения и поправки, регламентирующих реальную ситуацию в отечественном предпринимательстве.

Основная суть данного нормативного документа направлена на защиту установленных законодательством КР прав граждан на свободу выбора экономической (предпринимательской) деятельности с учетом использования своих возможностей, способностей и имущества, а также на

183

поддержку инициатив субъектов предпринимательства путем установления необходимых реальных форм и методов их государственного стимулирования и регулирования во всех регионах и территориях страны.

Теперь через призму вышеназванного Закона рассмотрим свободу предпринимательства, отметим в чем она выражается. Здесь действие Закона раскрывает социально-экономические отношения, в которые вступают субъекты предпринимательства, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Так в чем же заключается свобода для бизнесменов и предпринимателей и как она подкреплена нормативными механизмами. Резюмируя, можно отметить, что свобода выбора определена предоставленными им правами, в частности:

* сферы деятельности в пределах, установленных законодательством КР и международными договорами;

* видов деятельности и программы ее осуществления;

* в привлечении на добровольных началах имущества и финансовых средств юридических и физических лиц для осуществления предпринимательской деятельности;

* при найме работников с соблюдением норм трудового законодательства;

* самостоятельном определении форм, системы и размеров оплаты труда и других видов доходов лиц, работающих по найму, но не ниже минимального уровня, определяемого нормативными правовыми актами КР;

* в установлении цен на предлагаемые товары и услуги, согласно законодательству КР;

* распоряжения чистой прибылью, и выполнением принятых на себя обязательств перед контрагентами;

* в самостоятельном осуществлении внешнеэкономической деятельности согласно законодательства КР, а также в вопросах использования своей доли валютной выручкой по собственному усмотрению.

Роль и ответственность предпринимателя за свою экономическую деятельность очень высока, так как реализуемая предпринимателем продукция (товары и услуги) должна быть полностью безопасна для жизни, здоровья и имущества потребителя, подкрепленная с соответствующими сертификатами, с наличием полной и достоверной информации о потребительских свойствах реализуемых товаров и услуг.

В целях обеспечения прозрачности ведения учета платежей, стимулирования добросовестного ведения бизнеса расчеты с потребителями должны производиться в полном соответствии с Постановлением

184

Правительства КР от 15 июня 2016 года № 324 «О мерах по внедрению механизма применения контрольно-кассовых машин с функцией передачи данных в режиме онлайн»[2], то есть через ККМ (контрольно-кассовых машин) с обязательной выдачей потребителю кассового или товарного чека. С 1 января 2022 года новые ККМ с функцией передачи данных в Налоговую службу КР в режиме онлайн должны были использовать все бизнесмены. Но, как показывает реальная ситуация попытка повсеместно внедрить в Кыргызстане ККМ каждый раз наталкивается на сопротивление.

Вместе с тем, существующая неравномерность расположения элементов инфраструктуры поддержки МСП на территории Кыргызстана влияет на рост экономического потенциала региона [3] и усиление заинтересованности местных органов власти в их развитии.

В то же время существуют проблемы развития предпринимательства, в территориях Южного региона, связанные с недостаточной информированностью хозяйствующих субъектов и недоступностью консультаций специалистов, отсутствием соответствующих деловых услуг. В связи с этим серьезной задачей остается система современного информационного обеспечения, в том числе с использованием Интернет-ресурсов и консалтинга, решение которой позволит значительно улучшить условия и эффективность работы субъектов предпринимательства.

В отдаленных районах предприниматели нуждаются в знаниях об основах рыночной экономики, эти знания помогут им правильно и вовремя выбрать для себя сферу деятельности, а также, дадут возможность зарабатывать себе на жизнь. Далеко не все из них имеют доступ к интернет-ресурсам, не многие могут лично посетить консультативные структуры которые в основном расположены в областных центрах.

Список литературы:

1. Закон КР «О защите прав предпринимателей», от 29 декабря 2000 года. http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/397/10?cl=ru-ru

2. Постановление Правительства КР от 15 июня 2016 года № 324 «О мерах по внедрению механизма применения контрольно-кассовых машин с функцией передачи данных в режиме онлайн». http://cbd.minjust.gov.ks/act/view/ru-ru/98554

3. Кулуева Ч.Р. Роль малого и среднего предпринимательства Кыргызской Республики в решении проблем занятости трудовых ресурсов. «Социально-гуманитарные науки». Республиканский научно-теоретический журнал, - Бишкек. (2009, № 5-6). С. 136141.

4. Кулуева Ч.Р. Влияние малого и среднего предпринимательства на современное состояние трудовых ресурсов. Материалы международной научно-практической конференции: «Экономическая наука: вчера, сегодня, завтра», посвященной 60-летию

экономического факультета КНУ им. Ж. Баласагына. 29-30 октября 2014 г. Вестник КНУ. Спец. выпуск. Часть 1. -С.338-343.

5. Кулуева Ч.Р. Modern problems of effective use of resource potential in the development of regions of Kyrgyzstan: social and investment aspects// Саякбаева А.А., Нуралиева Ч.А., Токторов К.К., Исмаилова К.Дж. international Conference "XXI century from the standpoint of modern science: intellectual, digital, innovative".

6. Малое и среднее предпринимательство за 2011-2022гг. Нацстаткомитет КР. http://www.stat.kg/ru/statistics/maloe-i-srednee-predprinimatelstvo/

7. Основы предпринимательства. Пособие для предпринимателей. Под редакцией USAID. Общественный фонд «Инвестконсалт», г. Ош: 2012. - 78 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.