Научная статья на тему 'РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ОШСКОЙ ОБЛАСТИ И ГОРОДА ОШ'

РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ОШСКОЙ ОБЛАСТИ И ГОРОДА ОШ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательство / рыночная экономика / конкуренция / бедность / социальное благополучие / entrepreneurship / market economy / competition / poverty / social welfare

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уланычбек Муйдинов, Акылбек Шавкат Уулу, Уркия Тешебаева, Омурбек Дурусбек Уулу

В статье показаны некоторые социально-экономические особенности предпринимательства в Кыргызстане с учетом специфики переходного периода. Предложены отдельные рекомендации, которые призваны стимулировать развитие предпринимательства как предпосылки обеспечения социального благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Уланычбек Муйдинов, Акылбек Шавкат Уулу, Уркия Тешебаева, Омурбек Дурусбек Уулу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND PLACE OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN SOCIAL POLICY OF OSH REGION AND OSH CITY

The article shows some of the socio-economic features entrepreneurship in Kyrgyzstan, taking into account the specifics of the transition period. Some recommendations are proposed, which are designed to stimulate the development of entrepreneurship as prerequisites for ensuring social welfare.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ОШСКОЙ ОБЛАСТИ И ГОРОДА ОШ»

УДК 338.43.02(575.2)(04)

РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ОШСКОЙ ОБЛАСТИ И ГОРОДА ОШ

Муйдинов Уланычбек Куванчбекович, магистрант

икш 1993к2аЛм. ги Шавкат уулу Акылбек, магистрант Тешебаева Уркия Абдиламитовна, магистрант urkivateshebaeva@smail. сот Дурусбек уулу Омурбек, магистрант Ошский государственный университет,

Ош, Кыргызстан

Аннотация: В статье показаны некоторые социально-экономические особенности предпринимательства в Кыргызстане с учетом специфики переходного периода. Предложены отдельные рекомендации, которые призваны стимулировать развитие предпринимательства как предпосылки обеспечения социального благополучия.

Ключевые слова: предпринимательство, рыночная экономика, конкуренция, бедность, социальное благополучие.

ОШ ОБЛАСТЫНЫН ЖАНА ОШ ШААРЫНЫН СОЦИАЛДЫК САЯСАТЫНДАГЫ ЧАКАН ЖАНА ОРТО ИШКЕРЧИЛИКТИН РОЛУ ЖАНА

ОРДУ

Муйдинов Уланычбек Куванчбекович, магистрант

иШп^ЯЗкг®,^. ги Шавкат уулу Акылбек, магистрант Тешебаева Уркия Абдиламитовна, магистрант urkivateshebaeva@smail. сот Дурусбек уулу Омурбек, магистрант Ош мамлекеттик университети, Ош, Кыргызстан

Аннотация: Макалада вткввл мезгилдин взгвчвлYгYн эске алуу менен Кыргызстандагы ишкердиктин айрым социалдык-экономикалык взгвчвлYктврY кврсвтYлгвн. Социалдык бакубаттуулукту камсыз кылуунун зарыл шарты катары ишкердикти внYктYPYYгв дем берYYгв багытталган вЗYнчв сунуштар сунушталууда.

Ачкыч свздвр: ишкердик, рынок экономикасы, атаандаштык, жакырчылык, социалдык жыргалчылык.

ROLE AND PLACE OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN SOCIAL POLICY OF OSH REGION AND OSH CITY

Muidinov Ulanychbek Kuvanchbekovich, graduate student

ulan1993kg@list.ru Shavkat uulu Akylbek, graduate student Teshebaeva Urkiya Abdilamitovna, graduate student urkiyateshebaeva@gmail.com Omurbek, son of Durusbek, graduate student

Osh State University, Osh, Kyrgyzstan

Abstract: The article shows some of the socio-economic features entrepreneurship in Kyrgyzstan, taking into account the specifics of the transition period. Some recommendations are proposed, which are designed to stimulate the development of entrepreneurship as prerequisites for ensuring social welfare.

Keywords: entrepreneurship, market economy, competition, poverty, social welfare.

Экономическое значение малого и среднего предпринимательства очень велико, потому что именно в малом и среднем предпринимательстве создаются рабочие места и производится львиная доля товарной массы. Можно смело утверждать, что без малого и среднего бизнеса современная рыночная экономика немыслима, значит, роль предпринимательства в социальной политике значительна.

Малое и среднее предпринимательство в рыночной экономике -ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на его долю приходится 60-70% ВНП. Поэтому большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого и среднего предпринимательства. В мировой экономике функционирует огромное количество малых и средних фирм, компаний и предприятий. Например, малый и средний бизнес, например, в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад носит малый и средний бизнес в формирование конкурентной среды. Немаловажно роль малого и среднего бизнеса в осуществлении прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, информатики и новых информационных технологий. Все эти и многие другие свойства малого и среднего предпринимательства

делают его развитие существенным фактором и составной частью экономической политики. В Кыргызстане и практически во всех странах СНГ в настоящее время осуществляются экономические реформы по строительству рыночной экономики, что объективно выдвигает на приоритетное место вопросы устойчивого развития предпринимательства. Плюрализм форм собственности, развитие рыночной конкуренции, создание рыночной инфраструктуры - все эти вопросы органично связаны с развитием предпринимательства, основанного на частной собственности и экономической обособленности.

Все малые и средние предприятия довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течение недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. В основном это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и многое другое.

Необходимо отметить то, что крупным корпорациям экономически выгодно иметь рядом сферу малого и среднего предпринимательства, субъектов которого корпорации рассматривают в качестве «разведчиков» или «первопроходцев», своим опытом развития или краха достаточно ясно показывающих возможные перспективные направления развития инвестиционной политики. Среднее время жизни малых предприятий примерно 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся.

Нужно отметить то, что такие предприятия в Кыргызстане только начинают полноценно работать и десятки тысяч таких предприятий пока не в состоянии «сформировать» пресловутый средний класс - социально-экономический и политический хребет любой рыночной экономики. Это означает, что малое и среднее предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще полноценно не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.

Кыргызский малый бизнес - именно тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. Начало формирования предпринимательского сектора в Кыргызстане совпадает по времени с процессами разгосударствления и приватизации. Кыргызстан взял курс на строительство социально ориентированной рыночной экономики. Очевидно,

29

что большую надежду возлагают на предпринимательство. Кыргызстан принял целый свод законов, направленных на формирование предпринимательской среды. Законодательно были введены (в 1991 и 1997гг.) критерии отнесения предприятий к категории малых, определены общие условия и правила их функционирования. На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное предпринимательство, прежде всего в его малых формах (челночный бизнес). Этот процесс сыграл решающую роль в зарождении в Кыргызской Республике частного сектора, наполнение которого на начальных этапах шло главным образом за счет малых предприятий в сфере торговли и посредничества [1, 2].

В последующем определенное развитие получили малые и средние формы предпринимательства в сфере сельскохозяйственного и промышленного производства, туристско-рекреационной деятельности, услуг. Однако, в целом, уровень развития сектора малого и среднего бизнеса в Кыргызстане явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики, потребностей переходного периода в КР.

Так, задачи социальной политики определяются актуальной социальной ситуацией в регионе.Если дать краткое описание социальной ситуации Кыргызстана, то оно будет звучать так: население Кыргызстана страдает от бедности и нищеты. Действительно, основной острой социальной проблемой Кыргызстана выступает бедность населения. С самого момента суверенизации Кыргызстана за весь период постсоветского развития уровень бедности населения республики всегда превышала приемлемые показатели в 3 раза. Причем, есть мнение, что «... сельские жители Кыргызстана живут в 4 раза беднее самых бедных людей планеты» [3, с. 66]. Бедность носит особенно массовый характер на территории Ошской области. При этом г. Ош, хотя имеет статус республиканского города, выглядит более бедным и отсталым городом на фоне г. Бишкек.

Во многих странах именно предпринимательство является ключевым инструментом в деле преодоления бедности населения. Поэтому развитие предпринимательства в условиях Кыргызстана имеет очень важное значение с точки зрения преодоления бедности населения - самой актуальной проблемы сегодняшнего Кыргызстана, особенно Ошского региона страны.

Социальная значимость малого и среднего предпринимательства определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа

30

деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с изменяющимися требованиями рынка. И именно поэтому государство должно прийти на помощь малому и среднему предпринимательству.

Все дело в том, относительно небольшой капитал в малый бизнес сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых). Ограниченность ресурсов малого бизнеса во многом и определяет и относительно короткий жизненный цикл многих предприятий. По данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых предприятий через год их существования в ряду действующих остается примерно 50%, через 3 года - 7-8%, и, наконец, через 5 лет остается не более 3%.

Известно, что предпринимательская среда в развитых в рыночном отношении странах формировалась в течение многих десятилетий и целых столетий. В силу этого в деле развития предпринимательства Кыргызстан должен действовать энергично, используя накопленный мировой опыт умело и с учетом региональных особенностей. Поэтому сегодня особое значение должно придаваться повышению эффективности малого и среднего предпринимательства, финансовый потенциал которых может оказать существенное влияние на социально-экономическое развитие регионов. В целом, развитие института предпринимательства, которое рассматривается в настоящее время не только как сфера реальной экономической деятельности, но и как инструмент диверсификации экономики в целях постепенного отхода от аграрно-сырьевой и ресурсно-сырьевой ориентации, должно являться одним из приоритетных направлений в экономической политике современного Кыргызстана[4].

Если обобщить и попытаться выделить главные проблемы процесса формирования предпринимательской среды в Кыргызстане, то они сводятся, в основном, к социально-политическим, экономическим, технологическим и инфраструктурным факторам. Выделим главные проблемы развития малого и среднего предпринимательства на территории Ошской области и г. Ош, где проживает значительная часть населения республики.

Так, нужно исходить из того, что Ошская область - это аграрный регион. Однако аграрный сектор не получает должного развития. Несмотря на рост сельскохозяйственного производства, его продукция еще не подвергается достаточной переработке с использованием современных технологий, что влияет на его конкурентоспособность. Одной из наиболее

31

важных причин, которые сдерживают рост агарного производства, является неразвитость агробизнеса, в частности сектора семян, сельскохозяйственной техники, торговли удобрениями, переработки.

А если взять такой перспективный сектор как туризм, то слабое развитие туризма вызвано неразвитостью материально-технической базы, отсутствием необходимой инфраструктуры. Да, действительно, регион достаточно богат туристскими ресурсами. Однако уровень обеспеченности гостиницами, транспортом, питанием, бытовыми услугами и другими видами обслуживания пока еще низок. Например, в г. Ош расположена Сулейман-гора, которая является туристским ресурсом для религиозного туризма. Однако в последнее время число религиозных паломников уменьшился, значит, необходимо усиливать рекламную деятельность для привлечения иностранных туристов.

Важный аспект влияния предпринимательской деятельности на социально-экономическое развитие территории в целом, и на социальную политику, в частности, - это занятость населения в предпринимательских структурах. Рассмотрим численность работников предпринимательской деятельности в исследуемых нами территориях (таблица 1.).

Таблица 1. Списочная численность работников предприятий по территории (в среднем за год; человек)

2012 2013 2014 2015 2016 2016 к

2012 в

%

Кыргызская

Республика 87420 87874 88461 88316 87425 100,0

малые предприятия 49994 50955 51962 52166 52247 104,5

средние предприятия 37426 36919 36499 36150 35178 93,9

Ошская область 4049 3708 3919 4018 4210 103,9

малые предприятия 2431 2363 2529 2581 2600 106,9

средние предприятия 1618 1345 1390 1437 1610 99,5

г. Ош 5569 5929 5549 5575 5634 101,1

малые предприятия 3561 3651 3615 3679 3826 107,4

средние предприятия 2008 2277 1934 1895 1807 89,9

Источник: Малое и среднее предпринимательство в Кыргызской Республике: 2012-2016 / Статистический сборник - Б. : Нацстатком Кырг.Респ., 2017.

Приведенные данные свидетельствуют, что за последние 5 лет численность занятых малым предпринимательством субъектов в Ошской

области выросло на 6,9%, по городу Ош - на 7,4%, а в республике - на 4,5%. Несколько другая картина наблюдается по среднему предпринимательству. Так, в 2016 году средняя численность работников по Ошской области снизилась на 0,5%, по республике - на 6,1%, а по городу Ош - на 10,1%.

Так, если обобщить, то в развитии малого и среднего предпринимательства юге Кыргызстана, куда входит Ошская область и г. Ош, имеются следующие проблемные вопросы:

- Трудности в получении кредитных ресурсов и ограниченность финансовых возможностей бюджетов местных уровней;

- Отсутствие механизма работы по передаче пустующих, не используемых площадей и оборудования, а также помещений нежилого фонда субъектам малого и среднего предпринимательства;

- Недостаточное использование местных ресурсов и возможностей современных технологий для налаживания производства экспортоориентированных конкурентоспособных товаров и продукции;

- Ограниченный и скудный опыт работы предпринимателей в условиях конкуренции, а также слабая подготовленность местных кадров с точки зрения результативного освоения ими передовых мировых достижений по грамотному ведению бизнеса;

- Отсутствие собственных средств для развития бизнеса, а также для расширения масштабов предпринимательства и эффективной диверсификации производства [5].

Решение вышеуказанных проблем безусловным образом масштабно отразиться не только на экономических показателях регионов, оно позитивно отразиться и на социальном развитии регионов, поскольку способствует сокращению уровня бедности основного местного населения.

Список литературы:

1. Бектенова Д.Ч. Проблемы финансирования малого и среднего бизнеса в Кыргызстане // Вестник КРСУ. 2012. Том 12. №4. - С. 17-20.

2. Субанкулова Т.К. К проблеме становления и развития малого бизнеса на юге Кыргызской Республики // Сборник научных трудов аспирантов города Оша: Вып. 1. Ош: 2000. - С. 95-102.

3. Маматурдиев Г.М., Давыдов И.У., Кенешбаева З.М. К вопросу занятости сельского населения Кыргызской Республики // Социальная политика и социология. 2013. Том 2. №2 (93). - С. 64-74.

4. Алимова Г.Б. Проблемы развития предпринимательства в Кыргызстане // Общество и экономика. 2017. №11. - С. 108-115.

5. Алимова Г.Б. Региональные социально-экономические факторы экономической устойчивости Кыргызстана // Известия вузов Кыргызстана. 2015. №6. - С. 108-110.

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.