Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
370
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА РЕЧИ / ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесова Оксана Вячеславовна, Тивикова Светлана Константиновна, Клюева Светлана Сергеевна

В статье рассмотрена проблема развития культуры речи в младшем школьном возрасте, которая остается актуальной в настоящее время. Авторы описывают последовательность, содержание и результаты экспериментальной работы, в ходе которой был реализован системный комплекс упражнений, направленный на развитие культуры речи у первоклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесова Оксана Вячеславовна, Тивикова Светлана Константиновна, Клюева Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE CULTURE OF SPEECH AMONG YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article deals with the problem of the development of speech culture in primary school age, which remains relevant at the present time. The authors describe the sequence, content and results of the experimental work, during which a systematic set of exercises was implemented, aimed at the development of speech culture in first-graders.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

5. Каракозов С.Д., Рыжова Н.И., Уваров А.Ю. Трансформации учебного процесса в цифровой образовательной среде: современная образовательная информатика / Информатизация образования: теория и практика. Сб. материалов Межд. науч.-практич. конф. Под общей редакцией М.П. Лапчика. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2016. С. 20-21.

6. Олефиренко Н. В. Проблемы подготовки учителя начальной школы к проектированию дидактических электронных ресурсов [Текст] / Н. В. Олефиренко // Образовательные технологии и общество. -2014. - №1(17). - С. 577- 589.

7. Виштак О.В. Критерии создания электронных учебных материалов//Педагогика.- 2003. - №8. - С. 109 - 112.

8. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в россии. 2018. № 8. - С. 110 - 112.

9. Гузеев, В. В. Консультации: электронные ресурсы для образования / В.В. Гузеев, А.В. Дворецкая, Н.В. Новожилова, В А. Петерсон, А.В. Рафаева // Педагогические технологии. - 2006. - №3. - С. 115 - 125.

10. Кречетников, К. Г. Общая методика подготовки материалов интерактивных электронных учебников / К. Г. Кречетников // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. - 2016. - № 5. - С. 48-53.

Педагогика

УДК 373.3

кандидат педагогических наук, доцент Колесова Оксана Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Тивикова Светлана Константиновна ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород); магистрант Клюева Светлана Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород), учитель

МБОУ СШ № 35 (г. Нижний Новгород)

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема развития культуры речи в младшем школьном возрасте, которая остается актуальной в настоящее время. Авторы описывают последовательность, содержание и результаты экспериментальной работы, в ходе которой был реализован системный комплекс упражнений, направленный на развитие культуры речи у первоклассников.

Ключевые слова: культура речи, приёмы развития культуры речи, младший школьный возраст.

Annotation. The article deals with the problem of the development of speech culture in primary school age, which remains relevant at the present time. The authors describe the sequence, content and results of the experimental work, during which a systematic set of exercises was implemented, aimed at the development of speech culture in first-graders.

Keywords: speech culture, speech culture development techniques, primary school age.

Введение. Одним из показателей общей культуры человека, его нравственности, внутренней и внешней красоты является речевая культура. В речевой культуре проявляется интеллект и уровень мышления индивида, его образованность и воспитанность, культура и ценностные ориентации, красота слова и духа как признаки духовного богатства и неповторимой человеческой сущности.

Особую значимость сегодня приобретает необходимость воспитания речевой культуры у детей 7-8 лет, которая связана с интенсификацией информационных коммуникаций, с широким внедрением сети Интернета, современными технологиями издательского дела, которые в определенной степени негативно влияют на создание культуры личностного речевого пространства, овладение эстетикой слова, морально-эстетическим самовыражением в общении.

Различные аспекты воспитания речевой культуры нашли свое отражение в трудах современных исследователей, а именно: вопросы речевой личности (М. Вашуленко, С. Ермоленко, Л. Мацко, О. Смолинский), взаимодействие языка и мира человека, языковой гармонизации сознания, языка как полифункционального духовного явления (К. Арутюнов, Ю. Жадько, В. Жадько, О. Федик и др.), духовно-эстетическая сущность слова (В. Костомарова, В. Николаева, В. Троицкий), речевая культура в системе культуры личности (А. Анищук, Р. Гладина, Т. Ладыженская, Л. Мацко, В. Соколова, В. Семина, Н. Политова), речевой этикет, национальные аспекты речевого этикета (Н. Формановская, Я. Радевич-Винницкий, Е. Чак, М. Стельмахович и др.).

Психологические аспекты указанной проблемы представлены в работах М. Жинкина, А. Леонтьева, С. Карповой и других; лингводидактические и методические аспекты отражены в исследованиях А. Богуш, М. Вашуленко, Л. Варзацкой, М. Пентилюк, А. Савченко.

В справочнике по культуре русского языка отмечено, что культура речи - это «общепринятый речевой этикет: типичные формулы приветствия, прощания, пожелания, приглашения, которые меняются в зависимости от ситуации общения, от социального положения, образовательного, возрастного уровня тех, кто общается» [3, с. 88].

В. Иванишин, Я. Радевич-Винницкий определяют культуру речи как систему требований, регламентаций относительно употребления языка в речевой деятельности (устной и письменной) [1]. Одним из заданий культуры речи, как подчеркивают эти авторы, является преодоление языковых стереотипов как признаков стереотипов мышления.

Л. Введенская и Л. Павлова считают, что культура речи - это «совокупность таких качеств, которые осуществляют лучшее воздействие на адресата с учетом конкретных обстоятельств и в соответствии с поставленной задачей [7, с. 65]».

Процесс формирования культуры речи, по мнению Л. Барановской, проходит определенные ступени:

1) элементарный - усвоение говорящими теоретических знаний по языковой нормативности, приобретение навыков соблюдать нормы, образцы, которые традиционно охраняются;

2) степень языковой вариативности - овладение на основе знаний и навыков языковой нормативности умениями и навыками вариативного высказывания мысли в зависимости от стиля речи и ситуации общения;

3) степень культурно-речевого мастерства - это уровень безупречного владения говорящим всеми средствами литературного языка, развитое «чувство языка», овладение ораторским искусством, мастерское сочетание языковых и внеязыковых средств коммуникации [8].

Л. Мацко называет другие этапы становления культуры речи:

1) грамматическая правильность;

2) стилистическая выразительность;

3) коммуникативная оптимальность;

4) языковое мастерство [10].

Мы рассматриваем эту проблему в педагогическом плане, подчеркивая, что речевая культура является продуктом речевой деятельности младших школьников, результатом сформированности духовных ценностей, где ребенок рассматривается как субъект процесса культурно-речевого развития (В. Бадер, Е. Ильин, Р. Кондратов, А. Торшилова). Кроме того, овладение культурой речи в дальнейшем повышает конкурентоспособность ученика [4].

Изложение основного материала статьи. Цель статьи заключается в теоретическом обосновании рассматриваемой проблемы и апробации комплекса заданий и упражнений, направленного на развитие речевой культуры детей в условиях начальной школы.

Экспериментальная работа была проведена в 1-х классах на базе школы МБОУ школа № 24 г. Н. Новгорода и МБОУ СШ №35 г. Дзержинска Нижегородской области. В исследовании приняло участие 128 учащихся в возрасте 7-8 лет.

С целью изучения сформированности культуры речи у младших школьников, нами был проведен констатирующий эксперимент.

В ходе констатирующего исследования нами использовались диагностические задания для определения состояния сформированности речевой культуры у детей, беседа с первоклассниками по содержанию художественных произведений.

Задание 1. Дополни фразу вежливым словом.

Цель: выявить умение детей употреблять в речи этикетные формулы: благодарность, просьбы, пожелания.

Процедура выполнения. Ребенку читают фразы из сказок и предлагают дополнить их вежливыми словами. Например, - пусти и меня - пожалуйста, - ну так подвези же и меня! - очень прошу тебя.

Задание 2. Вспомни и расскажи.

Цель: выяснить умение детей в процессе перевода сказки использовать формулы речевого этикета.

Процедура выполнения. Детям предлагается вспомнить свою любимую сказку и рассказать ее. Во время рассказа с индивидуальными протоколами вносились результаты использования в речи формул речевого этикета.

Задание 3. Дополни сказку.

Цель: выяснить умение детей дополнять сказку вежливыми словами.

Процедура выполнения. Экспериментатор говорит: «Ребята, сейчас я прочитаю вам сказку, а вы внимательно прослушайте ее, затем скажите, но не просто скажите, а дополните разговор ее героев вежливыми словами».

Задание 4. Дидактическая игра «Назови ласково".

Цель: выяснить умение детей называть ласково, нежно героев сказок.

Процедура выполнения. Экспериментатор называет сказочного героя, ребенок должен назвать его в ласково-ласковой форме. Например, лиса - лисичка, волк - волчок и т. д.

В ходе нашего исследования была проведена беседа с детьми, которая имела цель: выяснить умение детей пользоваться формулами речевого этикета.

Вопросы беседы были направлены на то, чтобы определить, обладают ли младшие школьники речевой культурой в процессе жизнедеятельности, формулы речевого этикета употребляют при встрече с другом, перед завтраком или обедом, какие слова благодарности знает ребенок и др.

Беседа с детьми.

- Что ты скажешь, встретив на улице своего товарища?

- Какими словами ты приветствуешь утром папу и маму?

- Что говорит мама, улаживая тебя спать?

- Что ты скажешь, если есть кого поблагодарить?

- Какие слова употребляешь, если хочешь кого-то о чем-то попросить?

- Что ты скажешь, если надо извиниться?

- Какие слова говорят вежливые люди, прощаясь?

Количество детей, с которыми проводилась беседа, составляло 128 человек, получено 1024 ответов. Беседа проводилась в одной и той же форме, и последовательности предъявления вопросов к каждому ребенку.

Анализ результатов констатирующего этапа показал, что более 57% учащихся владеют культурой речи на низком уровне. Во время выполнения первой методики «Дополни фразу вежливым словом» большинство детей (52%) употребляли в речи этикетные формулы, быстро дополняли фразы, однако, 31% учащихся употребляли этикетные формулы не в каждой фразе, которые нужно было дополнить. Все формулы речевого этикета активно употребляли только 17% учащихся; уменьшительно-ласкательным словами владеют 45% респондентов; слова благодарности, пожелания, просьбы употребляют 33%; приветствия и прощания всего 27% детей. В процессе пересказа сказки только 36% детей пытались использовать и интонационно выделить

слова приветствия, благодарности, извинения, просьбы, ласковые слова, сказочные обороты, которые включали в себя формулы речевого этикета и т.д.

Во время выполнения диагностики «Дополни сказку», было установлено, что 58% первоклассников не замечают ситуаций, где необходимо использовать этикетные формулы; 35% замечали отсутствие этикетных формул в речи учителя только при условии, когда учитель делал удлиненную паузу в собственной речи и лишь 17% первоклассников легко подбирали этикетные слова в зависимости от речевой ситуации. Общий анализ результатов констатирующего этапа позволил распределить первоклассников на три уровня владения культурой речи: низкий (54% учащихся), средний (25%) и высокий (21%).

Таким образом, анализ результатов проведенного исследования дает нам возможность говорить о том, что первоклассники слабо обладают культурой речи, практически не пользуются формулами речевого этикета, не могут самостоятельно ответить на поставленные вопросы во время беседы.

Задача формирующего этапа заключались в обосновании и создании комплекса заданий у упражнений, способствующего развитию речевой культуры младших школьников.

В предлагаемом комплексе нами использовались следующие приемы: чтение сказок и рассказов, создание речевых ситуаций, дидактические игры по содержанию прочитанного, драматизация произведений и индивидуальные беседы по прочитанному [5]. Мы подбирали художественные произведения и давали младшим школьникам их прослушать. Например, "Почему дедушка такой добрый сегодня?", "Ласковый ветер и злой ветрище", "Белочка и добрый человек" (В.А. Сухомлинский), "Сыновья", "Три товарища", "Волшебное слово" (В. Осеева), "Добрая девушка" (М. Магер) и др. После чтения произведения проводилась групповая беседа, направленная на анализ личностных качеств положительных и отрицательных героев. В этой ситуации первоклассник ставился перед необходимостью оформить словесно свое отношение к героям, в результате чего углублялись знания детей о понимании значений слов, которые выражают различные чувства [6]. Нами использовались языковые игры "Ласковые слова", "Кто из какой сказки", "Хорошо и плохо"; речевые игры-импровизации "Комплименты, "Подарки" и др.

Поскольку у детей низкого уровня владения культурой речи ограниченный словарный запас, мы пытались обогатить активный словарь словами, выражающими чувства, которые обеспечивают вежливые формы общения. С этой целью были использованы упражнение «Присвоение положительной характеристики»; игры "Заветные слова", "Приятные обращения", "Волшебные слова вежливости", "Цепочка слов", "Этика взаимоотношений", "Корзина для мусора".

Рассмотрим игры, нашедшие наиболее яркий эмоциональный отклик у первоклассников.

Игра «Кто знает больше вежливых слов».

Цель: обогащение словаря детей вежливыми словами.

Сначала мы разделили детей на 2 команды. Ведущим в игре была учитель, мы были только наблюдателями. Учитель по очереди для каждой команды задавал вопросы каждой команде. Мы объяснили детям, что победит та команда, которая даст как можно больше правильных ответов - вежливых слов в том или ином вопросе.

Игра-тренинг «Улыбнись и скажи вежливое слово».

Цель: обогащение словаря детей вежливыми словами.

Нами было предложено детям, прикасаясь к учителю ладошками и улыбаясь говорить слова вежливости.

Игра-упражнение «Добавьте волшебное слово».

Цель: закрепить умение детей использовать в речи формулы речевого этикета: приветствия, прощания.

Во время данной игры, мы читали рифмованные строки, задачей детей было дополнить их вежливыми словами.

Упражнение «Привет, друг».

Цель: научить детей вежливо обращаться друг к другу и к старшим, активизировать различные формы обращения.

Детям предлагалось поздороваться по кругу друг с другом, называя имя соседа, который в свою очередь отвечает на приветствие и обращается к следующему. Второй круг дети выполняли те же действия, но каждый здоровался с учителем. При повторном выполнении упражнения, мы предложили к имени добавлять добрые пожелания [9].

Речевая игра «Знакомство» (на основе сказки «Рукавичка»).

Цель: закрепить у детей навыки употребления формул речевого этикета.

Дети хорошо знают содержание данной сказки, поэтому предлагаем им поиграть в данную игру, используя как можно больше слов приветствия.

Речевая ситуация «В стране вежливых слов».

Цель: закрепить у детей навыки употребления формул речевого этикета в общении со взрослыми.

Первоклассникам предлагалось отправиться в страну вежливых слов, и вспомнить все вежливые слова, которые они знают. По дороге в сказочную страну детям встретилась старушка Шапокляк, которая пыталась сбить детей с правильного пути, говорила грубые, невежливые слова. Задачей детей было исправить недостатки, и помочь разобраться, какие же речевые ошибки допускает герой.

Завершающим этапом опытно-экспериментальной работы был контрольный этап эксперимента, цель которого - осуществить сравнительную характеристику уровней сформированности речевой культуры младших школьников к формирующему этапу эксперимента и после него.

Первоклассники выполняли задания аналогичные тем, которые предоставлялись на констатирующем этапе эксперимента.

Анализ полученных результатов показал, что существенно увеличилось количество детей, которые усвоили все формулы речевого этикета. Если на констатирующем этапе эксперимента их было всего 21% (27 учащихся), то после проведения формирующего этапа стало 48% (62 человека). На среднем уровне соответственно 25% (32 человека) и 34% (43 первоклассника), низкий уровень показали 18% (23 ученика).

Таким образом, результаты исследования подтвердили эффективность формирующего этапа по развитию речевой культуры младших школьников.

Выводы. Речевая культура младших школьников определяется как интегральное духовное свойство личности, что отражает способность человека к культурно-речевой деятельности, направленной на общекультурную коммуникацию, основанную на принципах эстетизации и гуманистической направленности поведения. Индивидуальные средства речевой культуры опираются на индивидуальный культурно-речевой

ресурс человека, придают своеобразие речевому статусу личности. Важным признаком речевой культуры личности является языковой (речевой этикет).

Результаты контрольного этапа показали эффективность проведенной экспериментальной работы Высокого уровня сформированности речевой культуры достигли 48% детей, (на констатирующем этапе их было 21%). На среднем уровне стало 34% детей (до начала обучения было 25%). Количество детей с низким уровнем сформированности речевой культуры уменьшилось с 54% до 18%.

Таким образом, реализуемый на практике комплекс заданий и упражнений, показал несомненную действенность, заинтересовал учеников своим разнообразием, повысил мотивацию к использованию этикетных слов.

Литература:

1. Бадер В.И. Роль внутренних механизмов речи в формировании общеречевой культуры младших школьников // Педагогика и психология. - 2017. - № 4. - С. 48-55.

2. Бех И.Д. Воспитание личности: учебно-методическое пособие / Иван Бех. - М.: Просвещение, 2016. - 344 с.

3. Бродовская В.И. Толковый русский словарь психологических терминов: словарь / В.И. Бродовская, В.А. Грушевский, И.П. Патрик. - М.: ИД "Профессионал", 2017.

4. Дунаева Н.И., Суворова О.В. Проблема конкурентоспособности личности студента в условиях образовательной среды вуза в отечественных и зарубежных исследованиях // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №1. - С. 8-18

5. Колесова, О.В. Драматизация как средство формирования функциональной читательской грамотности младших школьников / О.В. Колесова, С.К. Тивикова, О.А. Зимина // Школьные технологии. -2019. - № 3. - С. 71-77

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Колесова О.В., Гуцу Е.Г., Деменева Н.Н., Кочетова Е.В., Маясова Т.В. Исследование читательской грамотности младших школьников на современном этапе развития образования // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 2 (44). - 240-254. doi: 10.32744/pse.2020.2.19

7. Копелюк С. Концептуальные основы формирования речевой культуры учащихся начальной школы в процессе литературного чтения / С. Копелюк // Педагогика и психология: сб. наук. трудов. Вып. 766. Черновцы Черновицкий нац. ун-т, 2015. - С. 164-170.

8. Пентилюк М.И. Актуальные проблемы современной лингводидактики: сборник статей / Мария Пентилюк. - М.: Ленвит, 2018. - 256 с.

9. Рунова Т.А., Гуцу Е.Г., Няголова М.Д. Исследование становления отношений учебного сотрудничества младших школьников // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7, №3. - С. 12.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат психологических наук, доцент Королева Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Конышева Юлия Романовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ТЕХНОЛОГИЯ ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В данной статье рассматривается применение технологии эдьютейнмент на уроках английского языка. Выявлены отличительные признаки и средства технологии эдьютейнмент. Представлены данные опытно-практической работы, которые подтверждают целесообразность использования технологии эдьютейнмент для развития регулятивных универсальных учебных действий на уроках английского языка.

Ключевые слова: технология эдьютейнмент, регулятивные универсальные учебные действия, грамматическая сторона речи, система упражнений, урок английского языка.

Annotation. This article discusses the application of the edutainment technology in English lessons. The distinctive features and means of the edutainment technology are revealed. The data of experimental and practical work are presented, which confirm the feasibility of using the edutainment technology for the development of regulatory universal educational actions in English lessons.

Keywords: edutainment technology, regulatory universal educational actions, grammatical side of speech, system of exercises, English lesson.

Введение. Согласно ФГОС НОО второго поколения, необходимо создавать условия для реализации творческого потенциала обучающегося, наряду с этим, приложив усилия для формирования автономной личности, способной к самоконтролю и самооценке. Для этого обучающиеся должны обладать не только теоретическими знаниями, но и универсальными учебными действиями. Таким образом, одна из задач педагога - «научить учиться».

Кроме того, важно отметить, что в контрольных измерительных материалах основного государственного экзамена (ОГЭ) и государственной итоговой аттестации (ЕГЭ) содержатся задания на усвоение грамматического навыка, которые проверяют не только знания обучающихся, но и практические умения, другими словами, достижения метапредметных результатов.

Как показывают исследования ученых, наиболее действенно и результативно обучающиеся усваивают знания в игровой форме, при взаимодействии обучающихся разных уровней успеваемости, а также наличии комфортных, располагающих к обучению условий [14]. Технология эдьютейнмент - это универсальный инструмент, удовлетворяющий данным требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.