Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ТЕХНОЛОГИЯ ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ / РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ГРАММАТИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ / СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ / УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Елена Владимировна, Конышева Юлия Романовна

В данной статье рассматривается применение технологии эдьютейнмент на уроках английского языка. Выявлены отличительные признаки и средства технологии эдьютейнмент. Представлены данные опытно-практической работы, которые подтверждают целесообразность использования технологии эдьютейнмент для развития регулятивных универсальных учебных действий на уроках английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королева Елена Владимировна, Конышева Юлия Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUTAINMENT TECHNOLOGY AS A MEANS OF DEVELOPING REGULATORY UNIVERSAL LEARNING ACTIONS IN ENGLISH LESSONS

This article discusses the application of the edutainment technology in English lessons. The distinctive features and means of the edutainment technology are revealed. The data of experimental and practical work are presented, which confirm the feasibility of using the edutainment technology for the development of regulatory universal educational actions in English lessons.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

ресурс человека, придают своеобразие речевому статусу личности. Важным признаком речевой культуры личности является языковой (речевой этикет).

Результаты контрольного этапа показали эффективность проведенной экспериментальной работы Высокого уровня сформированности речевой культуры достигли 48% детей, (на констатирующем этапе их было 21%). На среднем уровне стало 34% детей (до начала обучения было 25%). Количество детей с низким уровнем сформированности речевой культуры уменьшилось с 54% до 18%.

Таким образом, реализуемый на практике комплекс заданий и упражнений, показал несомненную действенность, заинтересовал учеников своим разнообразием, повысил мотивацию к использованию этикетных слов.

Литература:

1. Бадер В.И. Роль внутренних механизмов речи в формировании общеречевой культуры младших школьников // Педагогика и психология. - 2017. - № 4. - С. 48-55.

2. Бех И.Д. Воспитание личности: учебно-методическое пособие / Иван Бех. - М.: Просвещение, 2016. - 344 с.

3. Бродовская В.И. Толковый русский словарь психологических терминов: словарь / В.И. Бродовская, В.А. Грушевский, И.П. Патрик. - М.: ИД "Профессионал", 2017.

4. Дунаева Н.И., Суворова О.В. Проблема конкурентоспособности личности студента в условиях образовательной среды вуза в отечественных и зарубежных исследованиях // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №1. - С. 8-18

5. Колесова, О.В. Драматизация как средство формирования функциональной читательской грамотности младших школьников / О.В. Колесова, С.К. Тивикова, О.А. Зимина // Школьные технологии. -2019. - № 3. - С. 71-77

6. Колесова О.В., Гуцу Е.Г., Деменева Н.Н., Кочетова Е.В., Маясова Т.В. Исследование читательской грамотности младших школьников на современном этапе развития образования // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 2 (44). - 240-254. doi: 10.32744/pse.2020.2.19

7. Копелюк С. Концептуальные основы формирования речевой культуры учащихся начальной школы в процессе литературного чтения / С. Копелюк // Педагогика и психология: сб. наук. трудов. Вып. 766. Черновцы Черновицкий нац. ун-т, 2015. - С. 164-170.

8. Пентилюк М.И. Актуальные проблемы современной лингводидактики: сборник статей / Мария Пентилюк. - М.: Ленвит, 2018. - 256 с.

9. Рунова Т.А., Гуцу Е.Г., Няголова М.Д. Исследование становления отношений учебного сотрудничества младших школьников // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7, №3. - С. 12.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат психологических наук, доцент Королева Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Конышева Юлия Романовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ТЕХНОЛОГИЯ ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В данной статье рассматривается применение технологии эдьютейнмент на уроках английского языка. Выявлены отличительные признаки и средства технологии эдьютейнмент. Представлены данные опытно-практической работы, которые подтверждают целесообразность использования технологии эдьютейнмент для развития регулятивных универсальных учебных действий на уроках английского языка.

Ключевые слова: технология эдьютейнмент, регулятивные универсальные учебные действия, грамматическая сторона речи, система упражнений, урок английского языка.

Annotation. This article discusses the application of the edutainment technology in English lessons. The distinctive features and means of the edutainment technology are revealed. The data of experimental and practical work are presented, which confirm the feasibility of using the edutainment technology for the development of regulatory universal educational actions in English lessons.

Keywords: edutainment technology, regulatory universal educational actions, grammatical side of speech, system of exercises, English lesson.

Введение. Согласно ФГОС НОО второго поколения, необходимо создавать условия для реализации творческого потенциала обучающегося, наряду с этим, приложив усилия для формирования автономной личности, способной к самоконтролю и самооценке. Для этого обучающиеся должны обладать не только теоретическими знаниями, но и универсальными учебными действиями. Таким образом, одна из задач педагога - «научить учиться».

Кроме того, важно отметить, что в контрольных измерительных материалах основного государственного экзамена (ОГЭ) и государственной итоговой аттестации (ЕГЭ) содержатся задания на усвоение грамматического навыка, которые проверяют не только знания обучающихся, но и практические умения, другими словами, достижения метапредметных результатов.

Как показывают исследования ученых, наиболее действенно и результативно обучающиеся усваивают знания в игровой форме, при взаимодействии обучающихся разных уровней успеваемости, а также наличии комфортных, располагающих к обучению условий [14]. Технология эдьютейнмент - это универсальный инструмент, удовлетворяющий данным требованиям.

Технология имеет развлекательную и игровую направленность. Именно в игре у обучающегося возникает субъектная позиция, которая является важной составляющей в системно-деятельностном подходе, а активность во время игры помогает достигнуть высоких результатов в освоении и закреплении новых знаний. Кроме этого, групповой характер взаимодействия становится способом выстраивания взаимоотношений, что может положительно влиять на развитие коммуникативной компетенции. Мотивация к игре обеспечивается добровольностью, возможностью выбора, соревновательным характером и удовлетворением потребности в самореализации. Именно поэтому данная технология все больше и больше внедряется в педагогическую практику.

Опираясь на вышесказанное, можно резюмировать, что необходимость использования технологии эдьютейнмент для формирования регулятивных учебных действий при обучении грамматической стороне речи на уроках английского языка на сегодняшний день является актуальной темой.

Изложение основного материала статьи. Технология эдьютейнмент рассматривалась многими методистами и учеными, а именно О.О. Дьяконовой, Н.А. Кобзевой, О.М. Желязняковой, А.С. Самойловым. Название технологии имеет английское происхождение («education» и «entertainment», «образование» и «развлечение»).

Рассмотрим данную технологию подробнее. Эдьютейнмент - это технология обучения, при которой совмещаются дидактические и современные технические средства обучения, а в основе всего лежит система обучения посредством развлечения [8]. Важно отметить, что понятие «эдьютейнмент» шире, чем «игра», так как игра является лишь одним из элементов данной технологии.

Существуют определенные принципы технологии эдьютейнмент.

1) Принцип связи теории с практикой. Знания, полученные в учебном процессе, должны иметь практическое значение, чтобы обучающиеся могли бы применять их в жизни.

2) Принцип последовательности. Постепенное логическое усложнение материала, новых знаний, информации и понятий.

3) Принцип доступности. Учебный материал должен соответствовать индивидуальными и возрастными особенностями, личностным интересам обучающихся, используемым методами обучения, а также организации самого процесса обучения [8].

Рассмотрим некоторые особенности технологии эдютейнмент, которые отличают её от других распространенных технологий.

1) Обоснованность. Обучающиеся узнают новое, будучи вовлеченными в процесс получения информации и, в ходе её изучения, приходят к выводу о полезности обучения.

2) Дополнительное обучение. Технология позволяет обучающимся получать знания самостоятельно как на уроке, так и за пределами урока.

3) Распределенное обучение (Distributed Learning). Обучающиеся имеют доступ к различным образовательным ресурсам, посредством которых они могут учиться в разные периоды времени исходя из индивидуальных потребностей [4].

Перечислим отличительные признаки технологии эдьютейнмент.

1) Акцент на увлечение.

2) Акцент на развлечение.

3) Игровой подход.

4) Акцент на современность [3].

Рассмотрим средства технологии эдьютейнмент. Выделяют два основных средства.

1) Традиционные средства (фильмы, видеоматериалы, эксперименты, образовательные дидактические игры, музыка, различные радиопрограммы, а также использование свободных лекций).

2) Современные средства (обучающие компьютерные игры, мобильные игры, электронные тренажеры/учебники/энциклопедии, различные варианты электронных выставок, веб-технологии) [1].

Таким образом, работа с технологией требует от преподавателя владения глубокими знаниями в области педагогики, информационно-коммуникативных технологий, а также психологии.

Представляется важным отдельно рассмотреть особенности применения технологии эдьютейнмент при обучении грамматической стороне речи в начальной школе.

В начальной школе при игровой деятельности на первый план выходит субъектная позиция каждого участника, а также возможность построения междисциплинарных связей между предметами, которые помогают выстроить целостную картину мира обучающегося [6].

В.Н. Косова отмечает, что существует несколько подходов при обучении грамматике в начальной школе при помощи технологии эдьютенймент.

1) Технология эдьютейнмент позволяет обучающимся раскрыть суть нового грамматического явления (предъявляется правило его употребления с последующей автоматизацией).

2) Технология эдьютейнмент включает в себя различные формы игровой деятельности, где учитель может предоставить готовые речевые образцы с последующей тренировкой. Таким образом, преподаватель вводит грамматику в речь обучающихся посредством развлечения.

3) При помощи технологии эдьютейнмент возможно использование грамматического моделирования. Стоит отметить, что грамматическое моделирование основано на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина [2].

В.В. Казакова в своей работе рассматривает требования к использованию средств технологии эдьютейнмент при обучении грамматической стороне речи в начальной школе:

1) В начальной школе технология эдьютейнмент должна применяться только тогда, когда в классе налажена дисциплина.

2) Перед какой-либо деятельностью обучающимися должен быть усвоен минимальный учебный материал какого-либо грамматического явления.

3) Необходимо выделять от 1 урока (45 минут) до 2-3 уроков в зависимости от целей и условий применения технологии.

4) Инструкция может предъявляться как на русском языке, так и на английском языке.

5) Осуществляемая деятельность должна соответствовать возрастным особенностям обучающихся [7].

Опытно-практическая работа проводилась на базе ЧОУ РО «Православная гимназия имени Серафима

Саровского» в городе Дзержинск в 2020 году в 3 «А» классе (подгруппа из 12 человек). Целью нашего

исследования явилось применение технологии эдютейнмент с целью формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках по английскому языку в средней общеобразовательной школе.

Констатирующий этап нашего исследования решал следующие задачи:

1) Оценка уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий. В частности, уровня внимания при помощи проведения фронтального письменного опроса, уровня сформированности навыка планирования, при помощи выполнения индивидуального задания, а также уровня сформированности навыка самоконтроля при помощи фронтального письменного опроса с проверкой при помощи аудирования.

2) Оценка уровня сформированности грамматических навыков при помощи тестового задания.

По результатам входного тестирования было выявлено следующее: 25% класса выполнили задание неудовлетворительно, 55% класса показали средний уровень развития навыка, а 20% продемонстрировали высокий уровень. Также результаты показали, что 38% обучающихся имеют низкий уровень сформированности грамматических навыков, 50% обучающихся обладают средним уровнем развития навыка, в то время как 12% продемонстрировали высокий уровень.

Таким образом, большинство обучающихся показали средний уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий и грамматических навыков.

В процессе формирующего этапа нами был спланирован и проведен ряд уроков с целью развития регулятивных универсальных учебных действий, а именно формирования навыков планирования, самоконтроля и внимания.

Нами была разработана система заданий по применению технологии эдьютейнмент на уроках английского языка на начальном этапе обучения. Особенностью данной системы является то, что она разработана для каждого этапа формирования грамматических навыков и предусматривает использование технических средств, такие как обучающие платформы Kahoot! и Wordwall.net.

Приведем примеры заданий для каждого этапа формирования грамматического навыка.

Этап ознакомления и усвоения нового грамматического материала.

Тип упражнения: языковое упражнение.

Этап формирования ГН: презентация (первичное закрепление).

Формируемые РУУД: осуществлять самоконтроль, оценивать правильность выполнения действия.

Средство технологии эдьютейнмент: игровая обучающая платформа "Kahoot".

Задание: Choose the correct answer and check yourself.

Этап тренировки грамматического материала.

Тип упражнения: условно-речевое упражнение.

Этап формирования ГН: тренировка.

Формируемые РУУД: оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы.

Средство технологии эдьютейнмент: игровая обучающая платформа Wordwall.net.

Задание: Answer the question.

Этап применения и использования грамматического материала.

Тип упражнения: речевое упражнение.

Этап формирования ГН: применение.

Средство технологии эдьютейнмент: проблемный метод.

Задание: Make a mind map in the groups.

Реализация технологии эдьютенймент посредством проблемного метода на уроке английского языка в 3 «А» классе включала в себя три этапа:

1) Введение - ознакомление с проблемой.

Учителем преподнесена общая информация, а также описание проблемы, которую им необходимо решить. Обучающиеся знакомятся с заданием. Их задача - создать красочную ментальную карту в группах.

2) Основная часть. В этой части обучающиеся коллективно рассматривают и обсуждают представленную задачу. Они находят и определяют вариативность решений проблемы, распределяют роли, зоны ответственности, реализуют свои задумки.

3) Заключительная часть. В этой части изложены материалы для решения проблемы: обучающиеся 3 «А» класса представляют свои проекты. На этом этапе они обосновывают свою позицию в решении проблемы. Далее, учитель и обучающиеся анализируют все предоставленные решения при помощи критериев, осуществляют вербально рефлексию и выявляют результаты проделанной работы.

Целью заключительного этапа явилось выявление динамики уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий и грамматических навыков у обучающихся 3 «А» класса после проведенной работы. Данный этап нашего исследования решал следующие задачи:

1) Повторное проведение диагностики и интерпретация результатов.

2) Сопоставление их с результатами, полученными в ходе первого этапа опытно-практической деятельности.

По результатам повторного тестирования было выявлено следующее: уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий повысился на 15%, а также количество учеников, выполнивших тест неудовлетворительно сократилось до 5%. Количество учеников, показавших высокий уровень владения навыком увеличилось на 20%, что представляет собой 55% от всех обучающихся.

Результаты по уровню сформированности грамматических навыков показывают, что количество обучающихся с низкими показателями уменьшились на 19%. Основываясь на полученных данных, можно сделать вывод о том, что большая часть класса усовершенствовали свои регулятивные универсальные учебные действия и грамматические навыки.

Исходя из полученных результатов исследования на контрольном этапе нашей опытно-практической работы, можно сделать следующий вывод: после проведения опытно-практической работы (использования технологии эдьютейнмент на уроках по английскому языку), обучающиеся усовершенствовали регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание, планирование, умение осуществлять контроль и коррекцию способа и результата решения учебной задачи, оценивание успешности решения учебной задачи, саморегуляцию.

Выводы. Мы полагаем, что применение технологии эдьютейнмент имеет большие перспективы в дальнейшей работе. Данная технология может стать важным педагогическим инструментом, который будет

способствовать повышению мотивации обучающихся, развитию регулятивных учебных действий, а также совершенствовать грамматические навыки.

Литература:

1. Богданова O.A. Эдьютейнмент как особый тип учения // Инновационные технологии в образовании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 2014. - №4(30). - С. 61-109.

2. Гуремина Н.В. Методы активного обучения как инновационный тренд российского профессионального образования // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - №11.

- С. 37-89.

3. Дьяконова, О.О. Понятие «эдьютейнмент» в зарубежной и отечественной педагогике / О.О. Дьяконова // Сиб. пед. Журнал. - 2014. - №6 - С. 6-47.

4. Железнякова, О.М. Сущность и содержание понятия «эдьютейнмент» в отечественной и зарубежной педагогической науке / О.М. Железнякова, О.О. Дьяконова // Alma mater: Вестн. высш. шк. - 2014. - №2 -С. 67-120.

5. Илалтдинова Е.Ю., Оладышкина А.А. «Это лучший педагог во всем мире!»: влияние школьного учителя на профессиональное самоопределение будущих учителей // Вестник Мининского университета. -2020. - Т. 8, №3. - С. 3.

6. Исакова, О.Ф. Условия формирования регулятивных УУД у школьников посредством самооценивания // Управление начальной школой - 2013. - № 9. - С. 11-89.

7. Казакова, В.В. Веб-квесты как средство формирования читательской компетенции младших школьников // Молодой ученый. - 2015. - №22.1. - С. 53-97.

8. Кобзева, Н.А. Edutainment как современная технология обучения / Н.А. Кобзева // Ярослав. пед. вестн. - 2012. - №4, т.2 - С. 192-231.

9. Конышева Ю.Р. Развитие личностных универсальных учебных действий на уроках по иностранному языку // Вопросы образования и науки: теоретический и практический аспекты: сб.статей: материалы Международной научно-практической конференции НИЦ «Поволжская научная корпорация», 25 декабря 2015 г. - Самара: ООО «Офорт», 2015. - С. 60-62.

10. Королева Е.В., Полуэктова В.А. Способы развития регулятивных универсальных учебных действий на уроках английского языка // Известия Балтийской Академии Рыбопромыслового Флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). - Калининград: Издательство БГГАРФ. - С. 157-161

11. Маринина Ю.А., Кручинина Г.А., Гусева Л.В., Королева Е.В., Оладышкина А.А. // Цифровая гуманитаристика: возможности использования интеллектуальных обучающих систем в обучении иностранным языкам Научно-техническая революция: вчера, сегодня, завтра / Под ред. Попкова Е., Серги Б. Конспект лекций в сетях и системах. - Том 129. - Спрингер, 2020. - С. 395-402. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-030-47945-9

12. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Егорова П.А., Яркова Д.Д. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «школа - вуз» // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7, №4. - С. 14

13. Кручинина Г.А., Королева Е.В. Методика формирования регулятивных универсальных учебных действий как средство развития иноязычных речевых навыков и умений // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки: научный рец. журнал / под ред. д-ра пед.наук, проф. Бокаревой Г.А. Калининград: БГАРФ, 2019. - Вып. 1 (47). - С. 138-145. реестр ВАК

14. Самойлов, А.С. Использование элементов технологии «эдьютейнмент» с целью развития профессионального мышления. / А.С. Самойлов // Тул. пед. Журнал. - 2016. - №12. - С. 78-99.

Педагогика

УДК 37.02

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Попенко Сергей Дмитриевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ

Аннотация. В статье рассмотрены формы и цифровые инструменты организации сетевого взаимодействия участников эксперимента по проектной деятельности обучающихся в условиях цифровой образовательной среды. Научное сопровождение кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина экспериментальной деятельности осуществляется через проведение дистанционных семинаров и мастер-классов, сетевых проектов, конкурсов и олимпиад. Продемонстрированы возможности организации сетевого взаимодействия с помощью сервисов Google.

Ключевые слова: экспериментальная деятельность, сетевое взаимодействие, профессиональное сообщество, проект, цифровая образовательная среда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.