Научная статья на тему 'Развитие языковой культуры будущих учителей начальных классов средствами курса "речевой этикет и культура общения"'

Развитие языковой культуры будущих учителей начальных классов средствами курса "речевой этикет и культура общения" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ КУЛЬТУРА / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ / УЧЕБНЫЙ КУРС "РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ" / ВИДЫ / ФОРМЫ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / LANGUAGE CULTURE / LEVEL OF DEVELOPMENT OF LANGUAGE CULTURE / TRAINING COURSE "SPEECH ETIQUETTE AND CULTURE OF COMMUNICATION" / TYPES / FORMS / METHODS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крючкова Татьяна Аркадьевна

Статья посвящена проблеме развития языковой культуры студентов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога. С разных сторон анализируется основное понятие: «языковая культура», выделяются его структурные компоненты. Автором представлены элементы диагностики по выявлению уровня развития языковой культуры будущих учителей начальных классов и представлены пути его повышения. С целью оптимизации учебного процесса разработана и реализована программа курса «Речевой этикет и культура общения», где особое внимание уделяется содержанию учебного предмета, формам и методам обучения. Итогом обучения студентов, как показали результаты исследования, являются умения решать этикетные задачи, анализировать речевые ситуации, применять формулы речевого этикета на практике. Автором доказывается, что целенаправленно организованная деятельность в процессе реализации курса (лекции-конференции, семинары с элементами тренинга, групповые формы работы, активные методы обучения) способствует развитию языковой культуры будущих учителей начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of language culture of future primary school teachers by means of the course "Speech etiquette and culture of communication"

The article is devoted to the problem of development of language culture of students in accordance with the requirements of the professional standard of the teacher. The basic concept of "language culture" is analyzed from different sides; its structural components are stressed. The author presents diagnostic elements to identify the level of development of language culture of future primary school teachers and presents ways to improve it. In order to optimize the educational process, the program of the course "Speech etiquette and culture of communication" was developed and realized, where special attention is paid to the content of the subject, forms and methods of training. The result of training students, as shown by the results of the study, is the ability to solve etiquette problems, analyze speech situations, applies the formulas of speech etiquette in practice. The author proves that purposefully organized activities in the course of the course (lectures, conferences, seminars with training elements, group forms of work, active teaching methods) contribute to the development of language culture of future primary school teachers.

Текст научной работы на тему «Развитие языковой культуры будущих учителей начальных классов средствами курса "речевой этикет и культура общения"»

4. Homenko I.A. Semejnaya pedagogika v uchebnoj literature: problema otrazheniya novogo znaniya [Family pedagogy in the educational literature: the problem of reflecting new knowledge]. Universum. Vestnik Gercenovskogo universiteta [Universum: Bulletin of Herzen University], 2012, no. 1, pp. 237-244.

5. Yakovleva N.I. Sociokul'turnaya deyatel'nost' doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij [Sociocultural activity of preschool educational institutions]. Shadrinsk: Iset', 2006. 226 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

С.И. Коурова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии и географии с методикой преподавания, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: svetlanakourova76@gmail.com, ORCID: 0000-0001-9394-4446.

Н.И. Яковлева, кандидат педагогических наук, г. Шадринск, Россия, e-mail: oeyakovlev@mail.ru, ORCID: 00000003-1600-7234

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

S.I. Kourova, Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Biology and Geography with Method of Teaching, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: svetlanakourova76@gmail.com, ORCID: 0000-0001-9394-4446.

N.I. Yakovleva, Ph.D. in Pedagogical Sciences, Shadrinsk, Russia, e-mail: oeyakovlev@mail.ru, ORCID: 0000-00031600-7234.

УДК 378.016

Татьяна Аркадьевна Крючкова

г. Шадринск

Развитие языковой культуры будущих учителей начальных классов средствами курса «Речевой этикет и культура общения»

Статья посвящена проблеме развития языковой культуры студентов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога. С разных сторон анализируется основное понятие: «языковая культура», выделяются его структурные компоненты.

Автором представлены элементы диагностики по выявлению уровня развития языковой культуры будущих учителей начальных классов и представлены пути его повышения.

С целью оптимизации учебного процесса разработана и реализована программа курса «Речевой этикет и культура общения», где особое внимание уделяется содержанию учебного предмета, формам и методам обучения. Итогом обучения студентов, как показали результаты исследования, являются умения решать этикетные задачи, анализировать речевые ситуации, применять формулы речевого этикета на практике.

Автором доказывается, что целенаправленно организованная деятельность в процессе реализации курса (лекции-конференции, семинары с элементами тренинга, групповые формы работы, активные методы обучения) способствует развитию языковой культуры будущих учителей начальных классов.

Ключевые слова: языковая культура, уровень развития языковой культуры, учебный курс «Речевой этикет и культура общения», виды, формы, методы обучения.

Tatyana Arkadievna Kryuchkova

Shadrinsk

The development of language culture of future primary school teachers by means of the course "Speech etiquette and culture of communication»

The article is devoted to the problem of development of language culture of students in accordance with the requirements of the professional standard of the teacher. The basic concept of "language culture" is analyzed from different sides; its structural components are stressed.

The author presents diagnostic elements to identify the level of development of language culture of future primary school teachers and presents ways to improve it.

In order to optimize the educational process, the program of the course "Speech etiquette and culture of communication" was developed and realized, where special attention is paid to the content of the subject, forms and methods of training. The result of training students, as shown by the results of the study, is the ability to solve etiquette problems, analyze speech situations, applies the formulas of speech etiquette in practice.

The author proves that purposefully organized activities in the course of the course (lectures, conferences, seminars with training elements, group forms of work, active teaching methods) contribute to the development of language culture of future primary school teachers.

Keywords: language culture, level of development of language culture, training course "Speech etiquette and culture of communication", types, forms, methods of training. Formation of language culture of future primary school teachers by means of the course «Speech etiquette and culture of communication».

В настоящее время в сфере образования в связи с введением профессионального стандарта педагога повышаются требования к профессии учителя и вне зависимости от видов деятельности возрастает спрос на личность, владеющую, определенным культурным уровнем и лингво-культурной компетенцией.

М.Р. Львов писал, что «язык - это школа становления и развития личности» [3, С. 438], а языковая культура современного педагога формирует общую культуру учителя.

Анализ психолого-педагогической

литературы позволил рассмотреть сущность понятия «языковая культура» с точки зрения развития языка и личности.

По мнению Д.Э. Розенталь, под языковой культурой понимается «определенный уровень развития языка, отражающий принятые литературные нормы данного языка, правильное и адекватное использование языковых единиц, языковых средств, которые способствуют накоплению и сохранению языкового опыта» [4, С. 211].

И.А. Зимняя под языковой культурой педагога понимает развитие навыков речевого поведения в профессионально - ориентированной ситуации общения, а также навыков публичного выступления, предполагающих владение ораторским искусством [2, С. 103].

Рассматривая составляющую понятия «языковая культура», мы должны остановиться и на ее структуре.

По мнению Л.А. Введенской, структура понятия «языковая культура», состоит из четырех компонентов: мотивационного (потребность и мотивация при изучении государственных языков); эмоционально - ценностного (эмоциональность восприятия языка, ценностная ориентация); когнитивного (языковые знания); деятельностного (этико-коммуникативные умения, языковое саморазвитие) [1].

Таким образом, рассмотрев составляющую понятия «языковая культура», мы пришли к выводу, что многие авторы определяют языковую культуру будущих учителей начальных классов как сложное интегративное качество личности, предполагающее высокий уровень развития языковых знаний, умений и навыков.

Для определения уровня развития языковой культуры будущих учителей начальных классов было проведено анкетирование, цель которого заключалась в проверке знаний (когнитивный компонент) и умений (деятельностный компонент) студентов. Для выявления уровня знаний были сформулированы вопросы, касающиеся содержания понятий, наиболее значимых для языковой культуры учителя:

- Определите лексическое значение слов: «язык», «речь».

- Одинаковы ли понятия: «языковая культура» и «культура речи»?

- Дайте определение, что такое этикет?

- Какие виды этикета вы знаете?

- Назовите стили общения.

- Назовите виды словарей и их назначение и

др.

Анализ проверки знаний будущих учителей начальных классов показал, что уровень владения специальными терминами (когнитивный компонент) в основном низкий. Они не знают, что такое этикет, виды этикета, историю возникновения этикета, слабо оперируют отдельными понятиями «речь», «речевой этикет», «стили общения», нормы речевого этикета. Многие студенты затрудняются в определении основных понятий: «речь» и «язык». Не всегда правильно определяют лексическое значение слов, затрудняются в поиске новой дополнительной информации при работе с толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями.

Для определения уровня развития языковой культуры студентов (деятельностный компонент) были проведены четыре «лингвистические операции»: поставить правильно ударение в хорошо знакомых словах, правильно образовать форму слова, определить норму вежливого обращения к ученику; похвалить, сказать комплимент сокурснику.

При анализе «лингвистических операций» и речевых ситуаций было выявлено, что уровень развития языковой культуры у студентов в основном средний и низкий: не всегда правильное использование речевых оборотов, присутствие в речи речевых ошибок, не всегда учитываются видовые и родовые разграничения, не используются стилевые принадлежности слов развернутых этикетных формул и т.д.

Для повышения уровня развития языковой культуры у будущих учителей начальных классов был разработан специальный курс: «Речевой этикет и культура общения», целью которого является развитие у студентов языковой культуры в процессе овладения ключевыми понятиями, речевыми формулами, речевыми ситуациями.

Данный курс направлен на формирование представлений студентов о речевом этикете учителя, о речевом поведении, функциях, факторах, принципах современного речевого этикета.

В ходе освоения курса будущие учителя начальных классов должны знать:

- основные понятия: «язык», «речь», «языковая культура», «этикет», «речевой этикет», «речевой этикет учителя», «стили общения», «стиль речевого поведения» и т.д.;

- краткую историю вопроса становления и развития речевого этикета в нашей стране и за рубежом;

- критерии развития речи;

- формулы речевого этикета и активного речевого общения.

Уметь:

- решать этикетные задачи;

- производить анализ речевых ситуаций;

- рассматривать педагогические ситуации по использованию формул речевого этикета;

- применять формулы речевого этикета на практике;

- использовать материал курса при планировании уроков по русскому языку и культуре речи младших школьников, а также при моделировании разнообразных форм внеурочной деятельности.

Программа курса «Речевой этикет и культура общения» предусматривает задания для аудиторной и самостоятельной работы студентов: поиск информации в сети Интернет (дополнительных источников литературы); реферирование и сбор материала по проблеме развития речевого этикета у будущих учителей начальных классов; моделирование речевых ситуаций и их анализ; подготовка конспектов урока, внеклассных мероприятий (беседа, классный час и т.д.), организация ролевых игр, сюжетных, деловых, а также речевых упражнений: «Веер интонаций», «Фантазер», «Письмо другу», «Поздравительная открытка» и др.

Процесс реализации программы курса включает традиционные виды занятий (лекции, семинары) и инновационные (лекции-визуализации, лекции-конференции; семинары-тренинги, мастер-классы по применению активных методов обучения).

Тематика лекционных занятий соответствовала программе курса: «Правила и нормы речевого этикета», «Формулы вежливости и взаимопонимания», «Стили общения» и др.. Так, например, на лекционном занятии «Языковая культура современного учителя» рассматривались различные аспекты: нормативный (произношение, словообразование, формообразование);

коммуникативный (умение использовать языковые средства в общении с учениками); эстетический (вежливость речи, культура общения); литературно-нормированный аспект (критерии культуры речи).

На семинарских занятиях-тренингах отрабатывались умения студентов в развитии языковых навыков. Например, вы пришли в незнакомый класс. Как вы обратитесь к детям? Вам нужно обратиться за помощью к родителям по организации похода. Как вы оформите свою просьбу? Пожелайте детям успешно справиться с самостоятельной работой. Поздравьте детей с Днем Знаний и др. Согласно нашим предположениям, навык, или определенная степень речевого совершенства появляется при соблюдении следующих требований:

- речевое действие должно быть доведено до автоматизма, при котором сознание «не отвлекается» на то, как сказать, а сосредоточено на самом содержании высказывания;

- качество речевого высказывания должно контролироваться;

- время выполнения речевого действия должно быть оптимально.

В результате решения различных речевых ситуации (разговор с учеником по телефону, разговор с родителями, знакомство с новым учеником, создание ситуации успеха на уроке и т.д.) будущие учителя обретали навык речевого общения. Все новые знания, понятия фиксировались, создавался учебный глоссарий, по которому студенты в процессе самостоятельной работы составляли тестовые задания открытой или закрытой структуры. При осуществлении контроля студенты обменивались тестами, что эффективно влияло на процесс усвоения знаний.

Также в процессе преподавания курса использовались активные методы обучения, которые, по нашему мнению, должны повысить уровень знаний, умений студентов. Для этого мы использовали методики организации игровой деятельности: «Дерево решений», «Пустое кресло», «Шесть на шесть» и др.

Технология активных методов обучения предполагала работу в группах сменного состава. Деление на группы планировалось преподавателем заранее. Цель: научить студентов делиться своими идеями, сотрудничать и вырабатывать общую точку зрения, совершенствовать языковую культуру.

Методика «Дерево решений» учила студентов принимать решения. Так, на первом занятии курса: «Речевой этикет и культура общения» составлялась «дорожная карта маршрута», обозначалась проблема, которая обсуждалась: «Для чего нам нужен данный курс?», подготавливались таблицы, схемы, электронные дидактические пособия. В процессе занятия будущие учителя составили таблицу: проблема + преимущества - недостатки.

Работа по методике «Шесть на шесть» проходила в два этапа. На первом этапе студенты получали отдельное задание, например, разработать темы занятий по речевому этикету для обучающихся 2 класса (1группа) и предложить тематическое планирование занятий по культуре общения для первоклассников (2 группа). В результате работы студенты получали новые знания, умения, навыки по организации деятельности с младшими школьниками: планировали учебный материал, моделировали занятие, группировали материал по культуре речи и культуре общения, учитывали возрастные особенности младших школьников.

На втором этапе идёт смена групп, вырабатываются навыки трёхстороннего сотрудничества.

«Пустое кресло» - дискуссионная методика, цель которой найти ответ на чётко поставленный вопрос путём обмена мнениями. Например, «Кого мы можем назвать культурным человеком?», «Можно ли поставить знак равенства между культурным и образованным человеком?», «Что собой

представляет занятие по речевому этикету в начальной школе?». Эта дискуссионная методика способствовала развитию связной монологической речи студентов, культуре ведения дискуссии, подводила будущих учителей к открытию нового знания, и учила применять знания на практике.

На итоговом занятии курса «Речевой этикет и культура общения» знания и умения студентов были обобщены. Для повторной проверки и оценки уровня развития языковой культуры (когнитивный компонент) студентам была предложена игра-аукцион «Кто больше...». В процессе выполнения задания требовалось назвать максимальное количество слов и словосочетаний, которые употребляются в разных речевых ситуациях: приветствия, прощания, благодарности, соболезнования.

Игра-аукцион вызвала высокую активность студентов и интерес, способствовала верному подбору слов-приветствий, слов-благодарностей, поздравлений и т.д. Задания на выбор ситуаций общения показали, что студенты достаточно быстро находят нужные обороты речи, умеют пользоваться сравнениями, вежливыми формами общения, конструкции предложений продуманы, выстроены правильно.

Проанализировав полученные данные, мы сделали вывод, что в основном студенты справились с заданием. Они правильно оперировали этикетными формулами, приводили в качестве примеров большое количество слов и словосочетаний в различных речевых ситуациях, объясняли значение слов «спасибо», «здравствуй», «благодарю» с точ-

ки зрения этимологии, показали хорошее владение этикетными формулами, уместно использовали пословицы и поговорки, предложенные для анализа речевых ситуаций.

Для проверки и оценки уровня развития языковой культуры (деятельностный компонент) студентам предлагалось задание: «Подписать поздравительную открытку с пожеланиями успехов». Данная работа оценивалась, исходя из требований оригинальности и индивидуально-личностного подхода со стороны выполняющих, наличия эмоционально окрашенной речи. Обращалось внимание и на оригинальность поздравления.

Анализ выполненной работы показал, что все студенты достаточно быстро и качественно справились с заданием: тексты были содержательны, удачно были подобраны прилагательные, верно использовались формы слов, не было допущено ни одной орфографической и стилистической ошибки, никто не пользовался так называемыми «штампами», что указывает на высокий уровень развития языковой культуры будущих учителей начальных классов.

Таким образом, систематическая целенаправленная работа, осуществляемая при реализации программы курса «Речевой этикет и культура общения», повысила уровень развития языковой культуры будущих учителей начальных классов и доказала свою эффективность, а используемые активные методы обучения способствовали развитию положительной мотивации и интереса к учебному курсу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 216 с.

2. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя. - М. ; Воронеж : РОСТ, 2001. -429 с.

3. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2002. - 464 с.

4. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку [Текст] : практ. стилистика / Д.Э. Розенталь. - М. : Мир и образование, 2004. - 308 с.

5. Характеристика понятия «языковая культура» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studbooks.net/2108141 /literatura/yazykovaya_kultura. - 16.10.2019.

REFERENCES

1. Vvedenskaya L.A., Pavlova L.G., Kashaeva E.Yu. Russkij yazyk i kul'tura rechi: ucheb. posobie dlya vuzov [Russian language and culture of speech]. Rostov na-Donu: Feniks, 2005. 216 p.

2. Zimnyaya I.A. Lingvopsihologiya rechevoj deyatel'nosti [Linguopsychology of speech activity]. Moscow; Voronezh: ROST, 2001. 429 p.

3. L'vov M.R., Goreckij V.G., Sosnovskaya O.V. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka v nachal'nyh klassah: ucheb. posobie dlya studentov vuzov [Methods of teaching the Russian language in elementary grades]. 2-e izd., ispr. Moscow: Akademiya, 2002. 464 p.

4. Rozental' D.E. Spravochnik po russkomu yazyku: prakt. stilistika [Russian language reference]. Moscow: Mir i obra-zovanie, 2004. 308 o.

5. Harakteristika ponyatiya «yazykovaya kul'tura» [Elektronnyj resurs] [Description of the concept of "language culture"]. URL: https://studbooks.net/2108141/literatura/yazykovaya_kultura (Accessed 16.10.2019).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Т.А. Крючкова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: kryuchkova_1958@list.ru, ORCID: 0000-0002-6598-2135.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

T.A. Kryuchkova Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theories and Methods of Primary Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: kryuchkova_1958@list.ru, ORCID: 0000-0002-6598-2135.

УДК 378

Роман Александрович Кузнецов

г. Пермь

Влияние воинских ритуалов на формирование социально - значимых качеств

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

личности курсантов Росгвардии

В статье раскрываются особенности ритуалов вузов Росгвардии и их влияние на формирование высоко - нравственных качеств личности курсантов - гвардейцев. Представлены обоснования необходимости их формирования. Автором особое внимание обращается на необходимость соблюдения и повсеместного организованного выполнения воинских ритуалов в повседневной жизнедеятельности курсантами вузов войск национальной гвардии Российской Федерации. Представлено широкое разнообразие видов традиций и воинских ритуалов. Рассмотрены необходимые условия для правильной организации воинских ритуалов Росгвардии, носящих воспитывающий, патриотический характер. Подчеркивается особая роль ветеранских общественных организаций, вносящих значительный вклад в пропаганду, проведение и участие в воинских ритуалах и церемониалах Росгвардии, а так же их исключительной роли в военно - патриотическом воспитании российского молодого поколения нового времени.

Ключевые слова: воинский ритуал, военный институт, курсант, ветеранские организации, Росгвардия.

Roman Aleksandrovich Kuznetsov

Perm

The influence of military rituals on the formation of socially significant personal qualities of cadets of the Rosguards

The article views the peculiarities of the rituals of higher educational institutions of the Rosgvardia and their influence on the formation of highly moral personality traits of cadets - guardsmen. The necessity of their formation are presented. The author pays special attention to the necessity of observing and the widespread organized performance of military rituals in daily life activities by cadets of higher educational institutions of the troops of the National Guard of the Russian Federation. A wide variety of types of traditions and military rituals is presented. The necessary conditions for the proper organization of military rituals of the Rosguards, which are educative, patriotic are considered. The special role of veteran public organizations that make a significant contribution to the propaganda, conduct and participation in military rituals and ceremonies of the Russian Guard, as well as their exceptional role in the military-patriotic education of the new generation of young Russians is emphasized.

Keywords: military ritual, military institute, cadet, veteran organizations, Rosguard.

В духовной жизни курсантов вузов Росгвар-дии одно из важнейших мест занимают воинские обычаи, традиции, ритуалы.

В обычаях закрепляются нормы и порядок отношений между военнослужащими в различных областях их жизни и деятельности. Они регулируют многие стороны взаимоотношений военнослужащих. Значительная их часть официально закреплена в уставах и наставлениях войск национальной гвардии Российской Федерации.

К обычаям в повседневной жизни относятся: взаимное приветствие военнослужащих при встрече, обычай снимать головной убор при входе в помещение, садиться по приглашению старшего и т.д.

Обычай явлений быта имеют более редкий нередко разовый характер. Например, обычай отмечать день Рождения курсанта или другого воен-

нослужащего, награждать отличившихся, устраивать торжественную встречу молодого пополнения или устраивать церемонию выпуска курсантов -выпускников из стен военного института.

Существуют обычаи, связанные с историческими событиями жизни российских вооруженных сил: почетный караул, артиллерийский салют, подъем флага.

Многие воинские обычаи тесно связаны с воинскими ритуалами. Если первые отвечают на вопрос, как поступить в том или ином жизненном случае, то вторые определяют порядок претворения в жизнь этого обычая. Обычай требует, например, организации торжественной встречи молодого пополнения, ритуал определяет порядок ее проведения. Практически обычаи пронизывают все сто-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.