Научная статья на тему 'Речевой этикет и работа над ним в начальных классах'

Речевой этикет и работа над ним в начальных классах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3922
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура человека / язык / речь / этикет / речевой этикет / нормы речевого этикета / начальная школа / младший школьный возраст

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фомина Н. В.

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. С помощью речи мы выражаем наши чувства, эмоции, переживания, отношение к окружающим нас людям. Кроме того, речь это совместная деятельность, которая не должна вызывать дискомфорта у ее участников. Поэтому необходимо соблюдение каждым из них норм речевого этикета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Speech is one of the most important indicators of a person"s cultural level, mentality and intellect. Due to speech we can express our feelings, emotions, excitement and attitude to the people around. Besides, speech is a joint action which should not cause discomfort to its participants. Therefore it is important to follow the rules of speech etiquette.

Текст научной работы на тему «Речевой этикет и работа над ним в начальных классах»

Н. В. Фомина

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ И РАБОТА НАД НИМ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Работа представлена кафедройрусского языка и методики преподавания Адыгейского государственного университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор М. X. Шхапацева

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. С помощью речи мы выражаем наши чувства, эмоции, переживания, отношение к окружающим нас людям. Кроме того, речь - это совместная деятельность, которая не должна вызывать дискомфорта у ее участников. Поэтому необходимо соблюдение каждым из них норм речевого этикета.

Speech is one of the most important indicators of a person’s cultural level, mentality and intellect. Due to speech we can express our feelings, emotions, excitement and attitude to the people around. Besides, speech is a joint action which should not cause discomfort to its participants. Therefore it is important to follow the rules of speech etiquette.

Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он служит средством общения, носителем духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания.

Язык универсален: трудно назвать условия, в которых нельзя было бы им воспользоваться. В языке непосредственно выражаются мысль, человеческое сознание. При общении люди оценивают свои взаимоотношения. Без умения понимать и уважать чужие обычаи невозможно жить в современном мире, в котором общение людей различных культур делается все более тес-

ным и активным, так как речевая деятель -ность всегда связана с общением. Чтобы это общение протекало успешно, не вызывая дискомфорта у кого-либо из его участии -ков, необходимо соблюдение каждым из них определенных норм, принятых в обществе, норм речевого поведения.

Общение, культура речи начинается с малого - речевого этикета. Содержание эти -кетных норм связано с общим требованием вежливости, такта, добродетели, обхождения, определенной манерой поведения в общественных местах. Но, к сожалению, в настоящее время в нашей стране наблюда-ется снижение культуры поведения и обще-

ния, культуры речи, тенденция к распространению жаргона и просторечия во всех сферах общества, употребление вульгаризмов, нецензурных выражений. Все это свидетельствует о том, что повышение культуры поведения и общения является важной педагогической задачей.

Процесс общения всегда имеет духовную составляющую содержания как осознание необходимости взаимодействия с другим человеком, а значит, и необходимости в нем самом как партнере при достижении общей цели. Потребность эта превращается в специфическую установку, т. е. в готовность согласования своего личностного поведения с поведением партнера, в стремлении к содружеству, сотрудничеству и т. д. Адекватность и успешность речевого взаимодей -ствия обеспечивается в таком случае обязательным соблюдением норм общения. Нормы общения - это правила, помогающие согласовать его стороны. При этом важно учесть, что норма - это то, как должно быть. Но, кроме того, - это еще и что-то среднее, это минимум, на базе которого можно проявлять свою индивидуальность.

Этикет - это свод правил поведения человека в обществе, нормы взаимоотношений людей различного социального, интеллектуального статуса. Этикет - это часть нравственной культуры, которая ассоциируется с понятием вежливости, культуры, интеллигентности. Нравственные ценности -главное содержание сферы действия этикета. Выбор «этикетного знака» - тактический прием реализации этих ценностей. Принимать данный этикет, выполнять его предписание означает принимать существующую систему ценностей и тем самым признавать себя членом данного общества.

Важнейшей чертой речевого этикета является ситуативность: выбор этикетных форм, коммуникативное поведение должны меняться с изменением коммуникативной ситуации, состава общающихся, с изменившимися целью и проблематикой общения и другими ситуативными изменениями в общении.

В каждом языке существуют языковые средства, соответствующие нравственным нормам жизни и деятельности того или иного народа. В русском языке они представляют собой широкий арсенал единиц языка и речи, накопившихся в течение веков и обеспечивающих возможность удовлетворения различных речевых ситуаций. В результате многократного повторения в стереотипных ситуациях речевой этикет воплотился в специальных устойчивых оборотах, выражениях, формулах общения, которые не создаются заново, а существуют в языковом сознании носителей языка.

Умение общаться, соблюдая правильный речевой этикет, является показателем степени владения языком, уровня развития речи, важным компонентом общей речевой культуры носителя языка.

В процессе деятельности, общения происходит обмен информацией, происходит речевое взаимодействие между адресатом и адресантом. При этом общение - очень сложное явление, характеризующееся со стороны индивидуальных и групповых черт общающихся, с позиции социальных ролей говорящих, со стороны специфики языковых и речевых единиц общения, разнообразия текстов с точки зрения стилей, жанров и т. д. Сказанным подтверждается, что речевой этикет нельзя сводить только к правилам и нормам вежливого обращения, он гораздо шире. Этикетное общение играет большую роль в жизни каждого человека. Но человеческое общение не сводится только к ритуалам. Этикетные ситуации составляют лишь некоторую часть общения. Речь колеблется в такт человеческим отношени -ям - это этикетное видоизменение речи. Специальное этикетное общение соверша-ется лишь время от времени, а вот видоизменение речевого и неречевого поведения под влиянием человеческих отношений происходит постоянно.

Нормы речевого этикета непосредственно связаны с видом речевой деятельности. Но независимо от формы существования, речь должна отвечать общим этикетным

требованиям, правилам, которые в равной мере предъявляются и говорящему, и слушающему. Это требование доброжелательности, вежливого и уважительного отношения к собеседнику, необходимый ориентир на социальные роли вступающих в речевое общение, их взаимоотношения, правильного и уместного выбора в устной речи средств невербальной коммуникации, умение внимательно выслушивать собеседника, стремление правильно выбирать языковые средства. В то же время следует пони -мать, что речевое поведение связано с такими факторами, как социальная группа, воспитание, уровень образованности, профессия. Поскольку каждый человек может находиться в разных ролевых и речевых ситуациях, он бывает вынужден постоянно ориентироваться в обстановке общения. Один и тот же человек выберет разные этикетные формы и нормы общения на работе, дома, в кругу друзей, так как привычка вести себя так или иначе в наиболее типичных ситуациях усваивается нами с детства. Вместе с тем нельзя не учитывать, что входить в контакт со знакомыми и незнакомыми людьми, правильно применять формы речевого этикета, умело находить слова и интонацию для выражения эмоций, чувств, отношений к человеку является особым искусством. Поэтому потребность в знании и использовании этикета состоит в том, что этикет, выражая требования вежливости, поддерживаемые на общественном уровне, является составной частью нравственной культуры и влияет на общение людей в целом и требует специального, целенаправленного обучения. Следовательно, проблема изучения речевого этикета принадлежит к актуальным проблемам современной линг -водидактики. Особенно это касается проблемы формирования речевого этикета младших школьников.

Ребенок, придя в школу, уже свободно владеет русским языком, как родным, легко выражает свои мысли, умеет строить словосочетания и предложения. В начальных классах осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение язы-

ка на понятийном уровне, доступном детям 7-10 лет. Обучение основывается на усвоении существенных признаков (особенностей) морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между понятиями. Весь начальный курс русского языка в целом представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей. Но на уроках русского языка в школе изучается не просто русский язык, а литературный язык, основным отличием которого от всех остальных форм русского языка является его нормированность, т. е. наличие систем официально признанных норм, закрепленных в различных словарях, справочниках, учебниках. С литературным языком тесно связано понятие культура речи - владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации.

Изучающий русский язык должен прежде всего получить четкое представление о тех возможностях, которыми располагает язык для более вежливого, мягкого, деликатного выражения мысли - о средствах выражения вежливости в русском языке. На уроках русского языка должны чаще звучать вопросы типа «Можно ли выразить эту же мысль более вежливо?» (если нам действительно это нужно) «Вежливо ли так говорить?» (просить, отказывать в просьбе, спрашивать и т. д.)? «Насколько вежливо по тону (интонации) выражена просьба (побуждение к действию)?» и т. д. Иными словами, на уроках должен присутствовать такой аспект анализа, как вежливо - не совсем вежливо - невежливо. То есть работа над формулами речевого этикета в начальных классах должна заключаться прежде всего в формировании у учащихся знаний о способах словесного выражения вежливости в русском языке и умении соотносить

речевое выражение вежливости с поведенческим. Это достигается в результате объяснения, закрепления и активизации в речи формул речевого этикета, а также на основе примеров из повседневной жизни и художественной литературы.

В результате подобного типа анализа ученики смогут осознать некоторые средства выражения вежливости и, главное, -начнут более внимательно и самокритично оценивать свои собственные высказывания с позиции вежливо-невежливо.

Для этого отработка норм речевого этикета связывается с изучением программного материала по русскому языку, выделяются темы, с которыми тесно соприкасаются правила речевого этикета, хотя эта работа должна быть систематической. К таким темам относятся: местоимение, имя существительное, глагол, имя прилагательное.

В привитии учащимся этого важного этикетного навыка помогает создание речевых ситуаций, составление диалогов на такие темы, как: «В автобусе», «С товарищами после уроков», «Вечером дома», «На уроке», «В магазине», «Говорим по телефону». Такие речевые ситуации используются и для привития учащимся навыков правильно, уместно выбирать формы приветствия, прощания, правильно использовать формы

местоимений, глаголов, знаки вежливого обращения. Особое внимание уделяется тону общения, интонации, жестам, манере держаться. Ребенок 6-7 лет, как правило, обращается к незнакомому человеку на «Вы». То есть во многих случаях (но, конечно, не во всех) уже первоклассник выбирает из ряда однозначных правильные, уместные для данных обстоятельств формулы речевого этикета. Поэтому на уроках родного языка на первый план выдвигается: а) умение выбрать оптимальную уместную для определенной ситуации общения формулу речевого этикета; б) умение «развернуть» устойчивую формулу речевого этикета. Последнее особенно существенно, так как именно «развертывание» менее стандартно и свидетельствует не только о знании речевых этикетных формул, но и об определенном уровне воспитанности говорящего.

Следует также помнить, что первостепенное значение имеет речевой этикет самого учителя, соблюдение им его норм. Учитель должен быть добр, вежлив, отзывчив, внимателен к детям. Мало ограничиваться беседами о вежливости и речевом этикете. Воспитание вежливости речи - это прежде всего воспитание уважительного отношения к человеку, доброты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.