Научная статья на тему 'Современные аспекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в общеобразовательных организациях'

Современные аспекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в общеобразовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
74
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / органы системы профилактики / индивидуальная профилактическая работа / prevention of neglect and juvenile delinquency / organs of the prevention system / individual preventive work

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Людмила Александровна Казанцева, Игорь Александрович Калиниченко, Ильяс Дамирович Гайнов

Исследуются вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам общего образования. Определены проблемы, снижающие эффективность механизмов профилактической работы с учащимися школ; предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Людмила Александровна Казанцева, Игорь Александрович Калиниченко, Ильяс Дамирович Гайнов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern aspects of the prevention of neglect and juvenile delinquency in educational institutions

The issues of preventing neglect and juvenile delinquency in educational organizations that carry out educational activities under general education programs are being examined. Problems that reduce the effectiveness of preventive work mechanisms with school students are identified and ways to solve them are proposed.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в общеобразовательных организациях»

Научная статья ■УДК 37

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-215-220 EDN: https://elibrary.ru/vtexac NIION: 2015-0066-5/23-837 MOSURED: 77/27-011-2023-05-036

Современные аспекты профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних в общеобразовательных организациях

Людмила Александровна Казанцева1, Игорь Александрович Калиниченко2,

Ильяс Дамирович Гайнов3

1,2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

3 Казанский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации,

Казань, Россия, gainov@yandex.ru

Аннотация. Исследуются вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам общего образования. Определены проблемы, снижающие эффективность механизмов профилактической работы с учащимися школ; предложены пути их решения.

Ключевые слова: профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органы системы профилактики, индивидуальная профилактическая работа

Для цитирования: Казанцева Л. А., Калиниченко И. А., Гайнов И. Д. Современные аспекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в общеобразовательных организациях II Вестник экономической безопасности. 2023. № 5. С. 215-220. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-215-220. EDN: VTEXAC.

Original article

Modern aspects of the prevention of neglect and juvenile delinquency in educational institutions

Lyudmila A. Kazantseva1, Igor A. Kalinichenko2, Ilyas D. Gainov3

12 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

3 Kazan Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation,

Kazan, Russia, gainov@yandex.ru

Abstract. The issues of preventing neglect and juvenile delinquency in educational organizations that carry out educational activities under general education programs are being examined. Problems that reduce the effectiveness of preventive work mechanisms with school students are identified and ways to solve them are proposed.

Keywords: prevention of neglect and juvenile delinquency, organs of the prevention system, individual preventive

For citation: Kazantseva L. A., Kalinichenko I. A., Gainov I. D. Modern aspects of the prevention of neglect and juvenile delinquency in educational institutions. Bulletin of economic security. 2023;(5):215-20. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2414-3995-2023-5-215-220. EDN: VTEXAC.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предусматривает единую деятельность установленных федеральным законом [1] органов и учреждений. Особый статус в этом механизме принадлежит организациям, осуществляющим образовательную деятельность в рамках реализации программ общего образования, поскольку в эту сферу вовлечено значительное число несовершеннолетних. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики

Российской Федерации, на начало 2022-2023 учебного года в России насчитывалось более 17,7 млн школьников [13].

Официальная статистика показывает, что ежегодно снижение число преступлений, совершаемых несовершеннолетними или при их участии, снижается (2019 г. несовершеннолетними или при их участии совершено- 41 548 преступлений [14], в 2020- 37 731 [15], 2021 -31 845 [16], в период с января по ноябрь 2022 г. -

© Казанцева Л. А., Калиниченко И. А., Гайнов И. Д., 2023

26 758 преступлений [17]). Вместе с тем, вызывает обеспокоенность количество совершенных с участием несовершеннолетних особо тяжких преступлений, которое в 2022 г. возросло на 22,5 % и составило 2 256 фактов (2021 - 1 841). Это самый большой показатель за последние 5 лет [18].

В качестве основных направлений в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для всех образовательных организаций Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - Федеральный закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних) установлены: оказание различного рода помощи (социально-педагогической и психологической) отдельным категориям несовершеннолетних1; установление детей, не посещающих и пропускающих учебные занятия; семей, которые находятся в социально опасном положении, и организация с ними воспитательной работы; принятие мер по получению детьми общего образования; выявление семей, в которых воспитываются указанные дети и оказание им помощи по обучению и воспитанию несовершеннолетних; обеспечение организации дополнительного образования и досуга несовершеннолетних, формирование у них законопослушного поведения.

Результативность профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам общего образования (далее - образовательная организация, школа), можно оценить достаточно высоко2, однако на некоторые проблемы обращают внимание как ученые [19, с. 31], так и опрошенные нами практические работники. Наиболее распространены: неэффективность помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении; неэффективность деятельности по установлению несовершеннолетних с девиантным поведением и предотвращению их участия в группах криминальной направленности; ненадлежащее взаимодействие с правоохранительными органами и иными субъектами системы профилактики; отсутствие системной профилактической работы с учащимися, состоящими на внутришкольном учете.

В качестве основных причин, в наибольшей степени снижающих эффективность профилактической работы с несовершеннолетними в основном отмечаются

1 Несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении.

2 57 опрошенных прокурорских работников (прокуроров

городов, районов; заместителей прокуроров городов, районов, помощников прокуроров городов, районов, осуществляющих надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних) оценили эффективность деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в среднем на 6,8 баллов из 10.

упущения межведомственного взаимодействия между органами и учреждениями системы профилактики [18], в частности: отсутствие единого механизма обмена информацией; отсутствие единых алгоритмов взаимодействия; несогласованность действий3.

Таким образом, успешная реализация закрепленных в Федеральном законе об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних направлений деятельности администрация школы должна владеть необходимой информацией, которую можно получить в порядке межведомственного взаимодействия с органами системы профилактики. Например, это информация о социальном статусе обучающихся и их семей; о совершении обучающимися правонарушений и преступлений; об учете несовершеннолетних в иных субъектах профилактики и др.

Ключевым направлением профилактической деятельности школ с несовершеннолетними учащимися выступает индивидуальная профилактическая работа, ее надлежащая организация. От своевременности выявления несовершеннолетних и семей, с которыми необходимо проводить индивидуальную профилактическую работу, зависит успешность их социально-педагогической реабилитации и предотвращение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Установленный в законе механизм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних содержит несколько этапов, первый из которых -установление подлежащих лиц, в отношении которых должна проводиться соответствующая работа. В ст. 5 рассматриваемого Федерального закона перечислены такие категории, как безнадзорные, беспризорные, несовершеннолетние, совершившие правонарушения и преступления, страдающие наркоманией, употребляющие алкоголь и иные одурманивающие вещества. Профилактическое воздействие на несовершеннолетних, не относящихся к данным категориям, практически исключено.

Согласно данным Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, индивидуальная профилактическая работа охватывает значительное количество несовершеннолетних, при этом из года в год их число остается относительно стабильным (в 2019 г. - 471 303 чел., в 2020 - 446 873, 2021 - 458 912, в 2022 г. - 461 377 чел.). Цифры действительно не маленькие, однако если взять за основу, например, данные 2022 г., то путем несложных подсчетов можно выяснить, что индивидуальной профилактической работой всех органов системы профилактики охвачено около 2,6 % несовершеннолетних. Следовательно, количество детей, в отношении которых осуществляется профилак-

3 Указанные причины отметили 52 из 57 опрошенных прокурорских работников (прокуроров городов, районов; заместителей прокуроров городов, районов, помощников прокуроров городов, районов, осуществляющих надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних).

PEDAGOGICAL SCIENCE

тика в школах будет еще меньше. О результативности индивидуальной профилактики можно судить по следующим данным: численность несовершеннолетних, в отношении которых прекращена индивидуальная профилактическая работа, увеличилась на 2,7 % и составила 198 965 чел. (2020 г. - 193 591 чел.), в том числе в виду улучшения ситуации - 129 155 чел. (2021 г. -125 730 чел.) [18].

Несмотря на значительный объем работы, в числе главных факторов девиантного поведения несовершеннолетних указываются дефекты школьного воспитания [20], что косвенно говорит о необходимости расширения возможностей индивидуальной профилактической работы за счет ее применения к большему числу несовершеннолетних и совершенствованию механизма реализации. На наличие такой необходимости и возможностей указано в отчете Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка за 2022 г. Согласно данному документу, инициатива о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в части определения понятия «наставник (общественный воспитатель) несовершеннолетнего», требований к указанным лицам и организации их деятельности, направленной на профилактику антиобщественного и противоправного поведения несовершеннолетнего, являлась предметом рассмотрения в Государственной думе Российской Федерации. По результатам обсуждения отмечено, что проработка данной инициативы целесообразна в рамках разрабатываемого Минпросвещения России законопроекта «О защите прав несовершеннолетних и профилактике их антиобщественного и противоправного поведения» [7]; изначально данный документ предполагался как комплексный, определяющий деятельность в сфере профилактики детского неблагополучия всех заинтересованных субъектов и устраняющий имеющиеся сегодня в законодательстве пробелы и несоответствия [18]. Введение института «наставника (общественного воспитателя)» и определение его правового статуса, без сомнения, позволило бы повысить эффективность индивидуальной профилактической работы в школах.

Отдельные вопросы становились предметом особого внимания Минпросвещения России. Так, в целях систематизации работы образовательных организаций по предотвращению информационного воздействия террористических организаций на учащихся подготовлены соответствующие методические рекомендации [11]. Они содержат алгоритм выстраивания общей системы профилактической работы, определяют его содержание и целевые показатели, а также форматы проведения воспитательных мероприятий. Определяющим фактором эффективности работы служит надлежащая организация воспитательной деятельности образовательной организации в части реализации воспитательной составляющей. По мнению авторов методики, работа по профилактике должна быть плановой и проводиться с использованием

дистанционных интерактивных технологий. Последние позволяют учащимся максимально включаться в процесс, что не только повышает его эффективность, но и расширяет возможности распространения на больший круг лиц.

Как известно, условиями успешности профилактической работы являются не только комплексность и дифференцированность, но и своевременность которая приобретает особую значимость при работе с несовершеннолетними. От своевременного реагирования работников школ зависит позитивный или негативный результат профилактики. В этой связи следует обратить внимание на основания постановки обучающихся на внутренний учет образовательной организации, их законность. Практика показывает, что обычно локальные акты, регламентирующие соответствующий порядок, содержат либо неполные, либо формальные основания. Например, «контроль за поведением несовершеннолетних отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей» [12]. Здесь требуется выработка единых критериев и механизмов постановки учащихся на учет в школе и надлежащая организация с ними профилактических мероприятий.

В последнее время в профилактической деятельности образовательных организаций наиболее остро стоит вопрос, связанный с курением детьми табака, электронных сигарет, употреблением энергетиков и алкоголя. Выявляются случаи употребления психоактивных и одурманивающих веществ. Ограничительные меры в этой сфере предусмотрены в ряде федеральных законов. В частности, соответствующее положение закреплено в п. 7 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» [2], а также в п. 1ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» [3].

Приоритетное значение мер, направленных на профилактику наркомании, и пропаганда антинаркотического образа жизни закреплены в качестве принципов государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков [6, п. 2 ст. 4].

Закон о профилактике наркомании среди несовершеннолетних предусматривает реализацию следующих мер: запрет пропаганды в рассматриваемой сфере; механизмы раннего выявления, среди которых социально-психологическое тестирование и профилактические медицинские осмотры обучающихся; разработка документов стратегического планирования и реализация долгосрочных (федеральных) целевых и ведомственных программ; пропаганда здорового образа жизни и нетерпимого отношения к наркомании; выявление факторов, способствующих наркомании и принятие мер по их ликвидации и др.

Особую озабоченность в последние годы вызывают новые психоактивные и иные вещества, после употребления которых изменяется восприятие, настроение, познавательная способность, поведение или двигательная функция человека, развивается зависимость. Например, в целях противодействия немедицинскому применению гражданами, в том числе несовершеннолетними, наркотиков и их составляющих, оказывающих негативное воздействие на организм и (или) вызывающих опьянение, принят Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 472-ФЗ «Об ограничении оборота закиси азота в Российской Федерации» [4]. Указанный закон устанавливает ограничения оборота закиси азота, являющейся одурманивающим веществом. Необходимость принятия закона обусловлена участившимися случаями применения закиси азота в качестве одурманивающего вещества, что наносит вред здоровью, а иногда приводит к летальному исходу.

Как показывает практика [8], в основном несовершеннолетние, совершившие преступления в сере незаконного оборота наркотических средств, обучались в образовательных организациях, что свидетельствует о недостаточной эффективности принимаемых мер.

К сожалению, по-прежнему остается актуальной проблема предупреждения суицидального поведения несовершеннолетних. Многочисленные исследования по данной теме показали, что основными причинами суицидов несовершеннолетних являются, в том числе проблемы в образовательной организации: травля со стороны сверстников, неуспеваемость и др.

Содействие разностороннему (нравственному, духовному, психическому) развитию несовершеннолетних, обеспечение их интересов определено в качестве одной из целей государственной политики.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на органы и учреждения системы профилактики возложено обеспечение необходимого взаимодействия в данной сфере, защита несовершеннолетних от насилия и дискриминации, обеспечение их прав и законных интересов.

Как субъекты профилактик, школы обязаны выявлять и оказывать помощь детям с отклоняющимся поведением, находящимся в социально опасном положении, склонным к аутоагрессивному поведению.

В этой связи в зоне особого внимания образовательных организаций должна находиться деятельность психологов и психологических служб, оказание своевременной психологической помощи детям, которые в ней нуждаются. Деятельность психологов в образовательной организации должна быть направлена на формирование у учащихся твердых моральных качеств, положительных жизненных установок и ориентиров, способствующих воспитанию подростков в духе любви к жизни и отношения к ней как высшей ценности.

Органам управления образованием необходимо на системной основе анализировать: работу подведом-

ственных школ в целях принятия мер по формированию благоприятного психологического климата среди обучающихся и воспитанников; сложившуюся практику (позитивную, негативную) психологической и воспитательной работы; результаты внедрения новых методик по формированию в детских коллективах благоприятной морально-психологического климата и т. п.

В целях повышения эффективности профилактики суицидального поведения несовершеннолетних следует обратить внимание образовательных организаций на недопустимость сокращения ставки социальных педагогов, педагогов-психологов, а также делегирования их полномочий по учителям-предметникам [9].

В связи с развитием современных информационных технологий подавляющее большинство детей получает возможность выхода в сеть Интернет, где распространяется информация, которая может нанести вред жизни и здоровью, нормальному нравственному развитию несовершеннолетних.

Несмотря на то, что комплексные меры по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к запрещенной информации принимаются с 2006 года1, полностью исключить указанный фактор не удается. Многочисленные методические рекомендации, нормативные правовые и локальные меры в рассматриваемой сфере остаются неэффективными, поскольку в большинстве своем распространяются только на принадлежащие образовательной организации персональные компьютеры и иную технику, при помощи которой возможен выход в сеть Интернет.

Таким образом, сегодня назрела необходимость разработки и законодательного закрепления единого механизма ограничения использования в образовательных организациях личных мобильных устройств, имеющих доступ к сети Интернет, поскольку данный вопрос остается нерешенным и ограничивается лишь методическими рекомендациями [10].

Список источников

1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

4. Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 472-ФЗ «Об ограничении оборота закиси азота в Российской Федерации».

1 Министерство образования и науки Российской Федерации в 2006 г. разработало методические и справочные материалы для реализации комплексных мер по внедрению и использованию программно-технических средств, обеспечивающих ограничение доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не совместимую с задачами образования и воспитания.

5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

7. Распоряжение Минпросвещения России от 30 марта 2021 № Р-72 «О межведомственной рабочей группе по разработке проекта федерального закона «О защите прав несовершеннолетних и профилактике их антиобщественного и противоправного поведения»».

8. Информационное письмо о состоянии надзора за исполнением законодательства о профилактике наркомании среди несовершеннолетних от 2 сентября 2021 г. № 21-14-2021, подг. прокуратурой Республики Татарстан.

9. Письма Минобрнауки России от 26 января 2000 г. № 22-06-86, 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03, 27 февраля 2012 г. № 06-356, от 18 января 2016 г. № 07-149.

10. Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях (утв. Роспотребнадзором № MP 2.4.0150-19, Рособрнадзором № 01-230/13-01 14 августа 2019 г.) (вместе с «Результатами исследований, показавших отрицательные последствия использования устройств мобильной связи на здоровье детей», «Памяткой для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи»),

11. Письмо Минпросвещения России от 11 апреля 2023 г. № ТВ-784/03 «О направлении письма» (вместе с «Информационно-методическими материалами по организации профилактической работы в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также в профессиональных образовательных организациях по вопросам предотвращения распространения идеологического воздействия террористических течений на обучающихся»),

12. Положение о постановке учащихся на внутри-школьный учет МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Воздвиженка Уссурийского городского округа», утвержденное 30 августа 2022 г.

13. Статистические данные в сфере образования Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/ education (дата обращения: 29 сентября 2023 г.).

14. Сведения Генеральной прокуратуры Российской Федерации о состоянии преступности в России за январь-декабрь 2019 г.

15. Сведения Генеральной прокуратуры Российской Федерации о состоянии преступности в России за январь-декабрь 2020 г.

16. Сведения Генеральной прокуратуры Российской Федерации о состоянии преступности в России за январь-декабрь 2021 г.

17. Сведения Генеральной прокуратуры Российской Федерации о состоянии преступности в России за январь-ноябрь 2022 г.

18. Доклад о деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в 2022 г.

19. Прокурорский надзор за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: пособие / [рук. авт. коллектива Д. И. Ережипалиев и др.] ; Ген. прокуратура Рос. Федерации ; Ун-т прокуратуры Рос. Федерации. М., 2021.

20. Баева Е. В., Турская Е. Р. Профилактическая работа органов внутренних дел с несовершеннолетними, совершившими преступление // Уголовно-исполнительная система : право, экономика, управление. 2020. № 1. С. 34-37.

References

1. Federal Law № 120-FZ of June 24, 1999 «On the basics of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency».

2. Federal Law № 273-FZ of December 29, 2012 «On Education in the Russian Federation».

3. Federal Law № 15-FZ of February 23, 2013 «On Protecting Citizens' Health from Exposure to Ambient Tobacco Smoke and the Consequences of Tobacco Consumption».

4. Federal Law № 472-FZ of December 29, 2020 «On Limiting the Turnover of Nitrous Oxide in the Russian Federation».

5. Federal Law № 124-FZ of July 24, 1998 «On basic guarantees of the rights of the child in the Russian Federation».

6. Federal Law № 3-FZ of January 08, 1998 «OnNarcotic Drugs and psychotropic Substances».

7. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation № R-72 dated March 30, 2021 «On the Interdepartmental working group on the development of a draft federal law «On the protection of the rights of minors and the prevention of their antisocial and illegal b ehavior».

8. Information letter on the state of supervision over the implementation of legislation on the prevention of drug addiction among minors dated September 02, 2021 № 21-14-2021, filed by the Prosecutor's Office of the Republic of Tatarstan.

9. Letters of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated January 26, 2000 № 22-0686, May 29, 2003 № 03-51-102in/22-03, February 27, 2012 № 06-356, dated January 18, 2016 № 07-149.

10. Methodological recommendations on the use of mobile communication devices in general education organizations (approved by Rospotrebnadzor № MR

2.4.0150-19, Rosobrnadzor № 01-230/13-01 14.08.2019) (together with «The results of studies showing the negative effects of the use of mobile communication devices on children's health», «A memo for students, parents and teaching staff on the prevention of adverse for the health and education of children of the effects of exposure to mobile devices»).

11. Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation dated April 11, 2023 № TV-784/03 «On the direction of the letter» (together with «Information and methodological materials on the organization of preventive work in educational organizations implementing basic general education programs of primary general, basic general and secondary general education, as well as in professional educational organizations on the prevention of the spread of ideological the impact of terrorist movements on students»).

12. Regulations on the placement of students on the intra-school account of MBOU «Secondary school of Vozdvizhenka of the Ussuri City District», approved on 30.08.2022.

13. Statistical data in the field of education of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/education (accessed: 29.09.2023).

14. Information of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation on the state of crime in Russia for January-December 2019.

15. Information of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation on the state of crime in Russia for January-December 2020.

16. Information of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation on the state of crime in Russia for January-December 2021.

17. Information of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation on the state of crime in Russia for January-November 2022.

18. Report on the activities of the Commissioner for Children's Rights under the President of the Russian Federation in 2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Prosecutor's supervision over the execution of laws on the prevention of neglect andjuvenile delinquency : manual / [author of the collective D. I. Erezhipaliev et al.] ; General Prosecutor's Office of the Russian Federation. Federation; University of the Prosecutor's Office of the RussianFederation. M., 2021.

20. Baeva E. V, Turskaya E. R. Preventive work of internal affairs bodies with minors who have committed a crime // Penal enforcement system : law, economics, management. 2020. №1.P. 34-37.

Информация об авторах

Л. А. Казанцева - профессор кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор педагогических наук, профессор;

И. А. Калиниченко - начальник Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук;

И. Д. Гайнов - профессор кафедры Казанского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Information about the authors

L. A. Kazantseva - Professor of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific Complex of Psychology of official activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor ofPedagogical Sciences, Professor;

I. A. Kalinichenko - Head of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate ofPedagogical Sciences;

I. D. Gainov - Professor of the Department of the Kazan Law Institute (branch) University of the Prosecutor's Office of the RussianFederation, Candidate ofLegal Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 02.10.2023; одобрена после рецензирования 06.10.2023; принята к публикации 27.10.2023.

The article was submitted 02.10.2023; approved after reviewing 06.10.2023; acceptedforpublication 27.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.