Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ СОВЕРШЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ТЯЖКИХ И ОСОБО ТЯЖКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ СОВЕРШЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ТЯЖКИХ И ОСОБО ТЯЖКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
121
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / СОСТОЯНИЕ ЗАКОННОСТИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ТЯЖКИЕ И ОСОБО ТЯЖКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морозова О.В.

В статье рассмотрены основные направления противодействия органов прокуратуры преступности среди несовершеннолетних ввиду сохраняющейся на протяжении нескольких лет тенденции к росту доли тяжких и особо тяжких преступлений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Морозова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITIES OF THE PROSECUTOR'S OFFICE TO COUNTER THE COMMISSION OF SERIOUS AND ESPECIALLY SERIOUS CRIMES BY MINORS

In view of the trend of growth in the share of grave and especially grave crimes in the general structure of juvenile delinquency that has persisted for several years, the article discusses the main directions of counteraction of the prosecutor's office to these types of crime.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ СОВЕРШЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ТЯЖКИХ И ОСОБО ТЯЖКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

Научная статья © Морозова О.В., 2023

NIION: 2010-0082-2/23-131 УДК 347.963

MOSURED: 77/27-006-2023-02-150

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ СОВЕРШЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ТЯЖКИХ И ОСОБО ТЯЖКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Ольга Витальевна Морозова

НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации olga-morozova-78@inbox.ru

Аннотация. В статье рассмотрены основные направления противодействия органов прокуратуры преступности среди несовершеннолетних, а также факторы, оказывающие непосредственное влияние на ее уровень. Приведен анализ статистических сведений о состоянии преступности среди несовершеннолетних.

Ключевые слова: прокурорский надзор, состояние законности, несовершеннолетние, тяжкие и особо тяжкие преступления Для цитирования: Морозова О.В. Деятельность органов прокуратуры по противодействию совершению несовершеннолетними тяжких и особо тяжких преступлений // Современная наука. 2023. № 2. С. 40-44.

Original article

THE ACTIVITIES OF THE PROSECUTOR'S OFFICE TO COUNTER THE COMMISSION OF SERIOUS AND ESPECIALLY SERIOUS CRIMES BY MINORS

Olga V. Morozova

Research Institute of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation olga-morozova-78@inbox.ru

Abstract. The article discusses the main areas of counteraction of the prosecution authorities against juvenile delinquency, as well as factors that directly affect its level. The analysis of statistical information about the state of juvenile delinquency is given. Keywords: prosecutor's supervision, state of law, minors, serious crimes and especially serious crimes

For citation: Morozova O.V. The activities of the prosecutor's office to counter the commission of serious and especially serious crimes by minors // Modern Science. 2023. № 2. P. 40-44.

Современная трансформация российского общества сопряжена с кардинальными переменами в экономической, социальной и, как следствие, правовой сферах. Под влиянием указанных факторов преступность несовершеннолетних приобретает новые формы и изменяет социальную окраску [1].

Проблема значимости и необходимости изучения структуры, динамики, тенденций развития, выработки мер противодействия преступности несовершеннолетних рассматривается во многих научных работах и широко обсуждается среди специалистов [2]. Однако следует отметить, что до настоящего времени консолидированная позиция и эффективный механизм, способные оказывать упреждающее воздействие и влиять на ее снижение, не выработаны.

Анализ статистических сведений о состоянии преступности несовершеннолетних не позволяет объективно признать успешность борьбы с этим социальным явлением и указывает на ее активизацию в среде несовершеннолетних [3].

Так, в 2022 году в Российской Федерации наблюдается сокращение количества предварительно расследованных преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии (с 31 865 до 30 469, или на 4,4%).

Их удельный вес в общей структуре преступности составил 2,9% (в 2020 году - 3,7%, в 2021 году -3,1%). Продолжилась тенденция к снижению удельного веса рецидивной преступности несовершен-

нолетних (в 2020 году - 25,7%, в 2021 году - 24,8%, в 2022 году - 24,3%), что может быть обусловлено активизацией совместных усилий правоохранительных органов и органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Вместе с тем в 29 субъектах Российской Федерации по итогам 2022 года количество предварительно расследованных преступлений, совершенных несовершеннолетними, напротив, возросло.

Наиболее высокие темпы прироста данного показателя отмечены в Республике Северная Осетия - Алания (64,9%), Республике Адыгея (57,7%), Чукотском автономном округе (50%), Ивановской области (42%), Ненецком автономной округе (40%), Амурской области (36,3%), республиках Карелия (33,6%) и Мордовия (32%), Карачаево-Черкесской Республике (31,3%) [4].

Сохраняется стабильно высокий показатель удельного веса несовершеннолетних лиц, совершивших преступления в группе (в 2020 году - 46,8%, в 2021 году - 45,2%, в 2022 году - 44,7%), что свидетельствует о сохранении высокой степени общественной опасности преступности несовершеннолетних.

В структуре преступности несовершеннолетних обращает на себя внимание тенденция к неуклонному росту доли тяжких и особо тяжких преступлений (в 2020 году - 25,9%, в 2021 году - 28,4%, в 2022 году -30,5%) при ежегодном количественном увеличении доли последних примерно на 14% (например, в 2021 году - 911, а в 2022 году - 1058).

40

LAW

Значительное влияние на рост тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними, оказало увеличение количества криминальных проявлений, сопряженное с использованием информационно-коммуникационных технологий.

В связи с перемещением контактов между участниками незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в виртуальную среду, информационно-телекоммуникационную сеть не удается добиться значимого сокращения количества совершаемых с участием несовершеннолетних преступлений названной категории, однако ведется активная работа в данном направлении.

Снизившееся в 2022 году (-8%) количество краж характеризуется прежде всего незаконным проникновением подростков в жилые и хозяйственные помещения.

Как уже отмечалось, в связи со стремительным развитием цифровых технологий, перемещением денежных средств посредством мобильных банков с помощью различных устройств преступная деятельность подростков активно «адаптируется» в данной среде.

В то же время в 2022 году на 14% увеличилось количество лиц, привлеченных к ответственности за вымогательство (ст. 163 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), на 14,7% - за хищение чужого имущества (ст. 159-159.6 УК РФ), на 37,6% - за совершение преступлений против общественной безопасности (глава 24 УК РФ).

Негативные изменения в структуре преступности в 2022 году в сторону увеличения на 18% связаны с привлечением несовершеннолетних лиц к ответственности за совершение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы (гл. 18 УК РФ) (553, в том числе 126 изнасилований).

К числу факторов, оказывающих непосредственное влияние на уровень преступности несовершеннолетних следует отнести ненадлежащую организацию досуга, отдыха, трудовой занятости, дополнительного образования, позитивной социальной активности подростков и сокращение объемов непосредственной индивидуальной профилактической работы образовательных организаций и органов внутренних дел, в том числе в связи с временным ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки.

В свою очередь, органами и учреждениями системы профилактики в соответствии с их компетенцией обеспечивается реализация основных направлений деятельности в данной сфере.

Так, например, в 2022 году повсеместно активизирована общепрофилактическая работа с обучающимися образовательных организаций, в том числе по предупреждению распространения криминальной субкультуры, деструктивных идеологий, вовлечению подростков в деятельность экстремистских организаций, обеспечению информационной безопасности, формированию законопослушного поведения, пропаганде здорового образа жизни, стимулированию позитивной социальной активности.

Приняты дополнительные меры по предупреждению подростковых суицидов, опасного поведения, раннему выявлению и разрешению межличностных конфликтов, провоцирующих совершение насильственных преступлений против личности.

Обращено внимание на недостатки в деятельности по разобщению и переориентации подростковых

и смешанных групп антиобщественной направленности, осуществлению индивидуальной профилактической работы с подростками, судимыми или освобожденными от уголовной ответственности по нереа-билитирующим основаниям.

Существенно активизировано участие в работе с несовершеннолетними и их родителями следственных органов, органов прокуратуры. В субъектах Российской Федерации в указанной работе обеспечивается участие Уполномоченного по правам ребенка.

В рамках развития работы по межведомственному взаимодействию особое внимание уделяется вопросам выявления, учета и расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, а также обеспечению привлечения виновных к уголовной ответственности, устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений.

В целях повышения качества и сокращения сроков предварительного расследования, а также обсуждения судебной практики рассмотрения уголовных дел создаются межведомственные рабочие группы по вопросам организации расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, на которых в числе прочих рассматриваются вопросы использования следователями предоставленных уголовно-процессуальным законом полномочий для устранения и профилактики совершения подростками тяжких и особо тяжких преступлений против личности.

Так, например, в рамках изданного совместного распоряжения прокурора Московской области, руководителя ГСУ России по Московской области и начальника ГУ МВД России по Московской области от 29.07.2020 № 162/21р/89216р/114 разработан и утвержден межведомственный план дополнительных мероприятий, направленных на снижение количества и тяжести преступлений, совершенных несовершеннолетними, на второе полугодие 2021 года -первое полугодие 2022 года.

Включенные в него мероприятия предусматривали анализ и совершенствование работы органов предварительного расследования по установлению и принятию в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ мер, направленных:

на устранение обстоятельств, способствующих совершению подростками тяжких и особо тяжких преступлений;

на активизацию работы по выявлению, раскрытию и расследованию совершенных несовершеннолетними преступлений, а также фактов вовлечения их в совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

на разработку для распространения в образовательных организациях памяток об ответственности несовершеннолетних за совершение преступлений и правонарушений;

на проведение со школьниками 5-11 классов и учащимися профессиональных образовательных организаций бесед об общественной опасности и правовых последствиях совершения тяжких и особо тяжких преступлений против личности, собственности и в сфере незаконного оборота наркотиков;

на сокращение сроков расследования преступлений и привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности в целях предупреждения совершения ими повторных преступлений и усиления обще-

профилактического воздействия осуществления правосудия на их сверстников;

на укрепление взаимодействия по вопросам контроля за условно осужденными и подростками, находящимися под домашним арестом;

на обеспечение оперативного взаимодействия прокуроров и следователей для устранения выявленных в ходе расследования фактов ненадлежащего исполнения субъектами системы профилактики обязанностей по предупреждению совершения преступлений несовершеннолетними.

Важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации в рамках осуществления работы по профилактике данного вида преступности является распространение в среде несовершеннолетних знаний о законодательстве Российской Федерации и воспитание у них уважения к защищаемым правом социальным ценностям [5].

Во исполнение п. 3.1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 02.08.2018 № 471 «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию» данная работа осуществляется прокурорами повсеместно на системной основе.

Органы прокуратуры участвуют в мероприятиях по разъяснению несовершеннолетним норм законодательства об уголовном наказании и иных правовых последствиях совершения преступлений и общественно опасных деяний, ответственности взрослых за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественные действия.

Совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав разрабатываются, издаются и распространяются памятки и другие информационные материалы, ориентированные на подростков и родителей.

Не последнее место в деятельности по противодействию совершению несовершеннолетними тяжких и особо тяжких преступлений занимает ведение индивидуальной профилактической работы в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Во исполнение требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 13 декабря 2021 г. № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» состояние и результативность проведения индивидуальной профилактической работы с подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел МВД России находится на постоянном контроле органов прокуратуры.

Результатом направленной работы по индивидуальному профилактированию в 2022 году стало снижение количества постановки на профилактический учет несовершеннолетних лиц на 6,9% (4968).

Недостатки, выявленные прокурорами в ходе надзорной деятельности, анализируются, вырабатываются меры по совершенствованию форм и методов комплексной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении в связи с совершением ими преступлений и правонарушений, вовлеченностью в подростковые и смешанные группы антиобщественной направлен-

ности, отрицательным влиянием взрослых лиц, немедицинским потреблением психоактивных веществ и др.

При непосредственном участии и координирующей роли органов прокуратуры с целью укрепления рабочего взаимодействия проводятся совместные учебно-методические занятия для работников органов внутренних дел, образовательных организаций, социальных служб.

В индивидуальном порядке с учетом перспективности отдельных направлений работы с конкретными подучетными принимаются меры для расширения перечня включенных в планы проведения индивидуальной профилактической работы мероприятий по социальной реабилитации, организации досуга, отдыха, содействию трудовой занятости, продолжению обучения в общеобразовательных организациях, получению подростками дополнительного или профессионального образования, вовлечению в занятия физической культурой и спортом, в деятельность молодежных и волонтерских организаций.

В то же время изучение практики реализации индивидуальных профилактических мероприятия показало, что в ряде случаев они не выполняются в полном объеме.

Этому препятствует в основном отсутствие заинтересованности со стороны несовершеннолетних и их законных представителей, зачастую не изъявляющих желание принять предлагаемую им помощь или воспользоваться предоставляемыми возможностями.

Вместе с тем в ходе надзорной деятельности прокурорами выявляются и случаи недостаточной эффективности индивидуальной профилактической работы с состоящими на учете несовершеннолетними, направленной на предупреждение совершения ими преступлений и общественно опасных деяний.

В большинстве случаев это связано с формальным подходом при планировании и осуществлении индивидуальной профилактики, несвоевременной корректировкой содержания мероприятий без учета полученных результатов, ослаблением ведомственного контроля со стороны органов внутренних дел, снижением требовательности некоторых муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав к обеспечению информационного взаимодействия в данной сфере и др.

Значительное количество нарушений допускается подразделениями органов внутренних дел по делам несовершеннолетних, выполняющими основной объем индивидуальной профилактической работы и обеспечивающими проведение совместных с субъектами системы профилактики мероприятий без активного участия в ней участковых уполномоченных полиции и оперуполномоченных уголовного розыска, деятельность которых нередко носит эпизодический характер, а в ряде случаев вовсе не отражается в листах учета проведенных профилактических мероприятий.

Прокурорами выявлялись факты ненадлежащего осуществления взаимодействия полиции с образовательными организациями, несогласованности проводимых с ними профилактических мероприятий, отдельные случаи отсутствия в школах, профессиональных образовательных организациях сведений о постановке обучающихся на профилактический учет в связи с совершением правонарушений, преступлений и общественно опасных деяний, непринятия совместных с другими субъектами профилактики

42

ЬАН7

мер, направленных на осуществление по месту учебы педагогической, психологической и профилактической работы с несовершеннолетними.

В результате последовательных мер специальной превенции в отношении состоящих на профилактическом учете ранее судимых подростков в 2022 году удалось снизить на 3,6% (с 1120 до 1080) количество несовершеннолетних, ранее судимых за преступления, и на 11% (с 2913 до 2596) - ранее совершавших преступления.

При осуществлении прокурорского надзора проводились проверки исполнения уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления и их учреждениями на предмет соблюдения требований законодательства о выявлении и учете семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, об организации профилактической работы и оказании им необходимой помощи, в том числе по преодолению алкогольной и наркотической зависимости родителей и содействию в трудоустройстве, о предоставлении мер социальной поддержки.

Основные трудности в осуществлении данного направления работы связаны с формальным подходом к принятию предусмотренных законом мер, отсутствием оперативного реагирования в части направления соответствующей информации в комиссии, органы опеки и попечительства в случаях отказа родителей от предлагаемой им помощи, намеренного уклонения от сотрудничества с субъектами системы профилактики.

Вместе с тем прокурорами выявлялись случаи несвоевременной постановки таких семей на профилактический учет, неисполнения в установленные сроки постановлений комиссий об организации работы с ними.

Следует также отметить, что на особом контроле органов прокуратуры находится работа по пресечению вовлечения несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, в употребление спиртосодержащей продукции, одурманивающих веществ и их сбыта несовершеннолетним.

В каждом случае наличия признаков противоправного поведения принимаются меры для выяснения его обстоятельств, установления и привлечения допустивших его лиц к предусмотренной законом ответственности.

Средствами прокурорского надзора прокурорами обеспечивается соблюдение органами предварительного расследования требований норм ст. 422 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) в части выделения в отдельное производство материалов с признаками преступлений, предусмотренных ст. 150, 151 УК РФ.

В целом вскрытые в 2022 году в ходе прокурорского надзора нарушения в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних явились основанием для вынесения 35 264 представлений (+8,7%, 32196), по которым к дисциплинарной ответственности привлечено 36 841 лицо (+6,1%, 34577), 8409 протестов (+13,4%, 7282) и 1170 предостережений (-31,5%, 1538).

В порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ для принятия решения об уголовном преследовании в органы предварительного следствия направлено 1182 материала

(+6%, 1112), по которым возбуждено 1153 уголовных дела (+5,3%, 1092) [6].

В заключение следует отметить, что многочисленные исследования, посвященные вопросам изучения криминологически значимых особенностей преступности несовершеннолетних, подтверждают наличие прямой причинно-следственной связи между несовершеннолетним возрастом, когда впервые было совершено преступление, и рецидивной, профессиональной и групповой преступностью [7], [8].

С учетом того, что большинство наиболее опасных преступников начинали свою преступную деятельность в несовершеннолетнем возрасте, анализируя современный характер и степень общественной опасности деяний, совершаемых несовершеннолетними, их мотивацию и иные обстоятельства, крайне важно на как можно более ранней стадии приступать к выработке соразмерных, упреждающих мер профилактики и противодействия совершению этой категорией лиц преступлений.

Список источников

1. Егоров И. Особо опасные дети // URL: https://rg.ru/2020/04/20/genprokuratura-soobshchila-o-roste-podrostkovoj-prestupnosti-v-strane. html?ysclid=lezw7a1qrh69607731 (дата обращения: 05.02.2023).

2. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология: учебник. М.: Норма, 2011. С. 275-276; Зайко Т.М. Меры борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи: правовой и психолого-криминологический аспекты: монография. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2017. C. 85; Криминологические проблемы поведения несовершеннолетних и молодежи, пути их решения: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 21 января 2020 г.) / под общ. ред. О.С. Капинус. М.: Университет прокуратуры РФ, 2020. 276 с.; Актуальные вопросы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних: сборник материалов круглого стола (Москва, 2 апреля 2021 г.) / под общ. ред. О.С. Капинус. М.: Университет прокуратуры РФ, 2021. 152 с.

3. Сорокун Н.С., Павлов И.С. Криминологическая характеристика насильственной преступности несовершеннолетних и молодежи // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2022. № 2. С. 141-145.

4. Сводный отчет по России за 2020-2022 гг. «Единый отчет о преступности» (форма 1-ЕГС) // URL: https:// epp.genproc.gov.ru (дата обращения: 25.02.2023).

5. URL: https://edu.gov.ru/press/5022/sergey-kravcov-razyasnil-kak-budet-izuchatsya-istoriya-v-shkolah-s-pervogo-klassa/ (дата обращения: 23.02.2023).

6. Статистическая форма (511) «Общий надзор» «Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» за 2021-2022 гг. (раздел 1) // URL: https:// epp.genproc.gov.ru (дата обращения: 25.02.2023).

7. Ениколопов С.Н. Психологические проблемы агрессивного поведения детей // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2013. № 1. С. 5-9.

8. Миньковский Г.М. Личность несовершеннолетнего преступника и современные проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних в СССР: авто-реф. дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 1972; Криминология: учебник / под общ. ред. А.И. Долговой. 4-е изд., пере-раб. и доп. М., 2010. С. 889.; Лелеков В.А. Преступный рецидив несовершеннолетних и его предупреждение // Вестник Воронежского института МВД России. 2014. № 4. С. 15-23; Купирова Ч.Ш. Вовлеченность несовершеннолетних в преступные деяния: уголовно-правовой

и криминологический аспекты проблемы // Вестник Российского университета кооперации. 2020. № 4(42). С. 123-127; Богданов А.В., Хазов Е.Н., Назаров В.Ю. Преступность несовершеннолетних и ее влияние на общую криминогенную обстановку в современной России // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 3. С. 47-51.

References

1. Egorov I. Especially dangerous children // URL: https:// rg.ru/2020/04/20/genprokuratura-soobshchi-la-o-roste-podrostkovoj-prestupnosti-v-strane. html?ysclid=lezw7a1q-rh69607731 (date of access: 05.02.2023).

2. Kudryavtsev V.N., Eminov V.E. Criminology: textbook. M.: Norma, 2011. P. 275-276; Zaiko T.M. Measures to combat juvenile delinquency and youth: legal and psycho-criminological aspects: monograph. Tambov: Ucom Consulting Company LLC, 2017. P. 85; Criminological problems of the behavior of minors and youth, ways to solve them: collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (Moscow, 21.01.2020) / ed. O.S. Kapinus. M.: University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, 2020. 276 p.; Actual issues of prevention of juvenile delinquency and crimes: collection of round table materials (Moscow, 02.04.2021) / ed. O.S. Kapinus. M.: University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, 2021. 152 p.

3. Sorokun N.S., Pavlov I.S. Criminological characteristics of violent crime of minors and youth // Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. № 2. P. 141-145.

4. Consolidated report for Russia for 2020-2022 «Single Report on Crime» (Form 1-EGS) // URL: https:// epp.genproc.gov.ru (date of access: 25.02.2023).

5. URL: https://edu.gov.ru/press/5022/sergey-kravcov-razyasnil-kak-budet-izuchatsya-istoriya-v-shkolah-s-pervogo-klassa/ (date of access: 23.02.2023).

6. Statistical form (511) «General supervision» «Supervision of the implementation of laws, observance of the rights and freedoms of man and citizen» for 20212022. (section 1) // URL: https:// epp.genproc.gov.ru (date of access: 25.02.2023).

7. Enikolopov S.N. Psychological problems of aggressive behavior in children // Education and training of young children. 2013. № 1. P. 5-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Minkovsky G.M. The personality of a juvenile delinquent and modern problems of combating juvenile delinquency in the USSR: author. dis. ... Dr. of Sciences in Jurisprudence. M., 1972; Criminology: textbook / ed. A.I. Debt. 4th ed., revised. and additional. M., 2010. P. 889.; Lelekov V.A. Criminal recidivism of minors and its prevention // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. № 4. P. 15-23; Kupirova Ch.Sh. Involvement of minors in criminal acts: criminal law and criminological aspects of the problem // Bulletin of the Russian University of Cooperation. 2020. № 4(42). P. 123-127; Bogdanov A.V., Khazov E.N., Nazarov V.Yu. Juvenile delinquency and its influence on the general criminogenic situation in modern Russia // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. № 3. P. 47-51.

Информация об авторе

О.В. Морозова - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник отдела научного обеспечения прокурорского надзора и укрепления законности в сфере защиты прав несовершеннолетних НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации Контакты: 2-я Звенигородская ул., д. 15, Москва, Россия, 123022

Information about the author

O.V. Morozova - Candidate of Sciences in Jurisprudence, Leading Researcher of the Department of Scientific Support for Prosecutorial Supervision and Strengthening the Rule of Law in the Sphere of Protection of the Rights of Minors of the Research Institute of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation

Contacts: ul. 2-ya Zvenigorodskaya, d. 15, Moscow, Russia, 123022

Статья поступила в редакцию 06.03.2023; одобрена после рецензирования 13.03.2023; принята к публикации 20.03.2023. The article was submitted 06.03.2023; approved after reviewing 13.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.

44

LAW

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.