Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ'

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
229
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / PERSONNEL MANAGEMENT / PERSONNEL TRAINING / VOCATIONAL TRAINING / DISTANCE LEARNING / TELECOMMUNICATION SYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Слепцова Е. В., Елизарова Л.

Статья посвящена актуальной проблеме обучения персонала медицинских организаций с применением телекоммуникационных систем. В современных условиях приобретает особое значение постоянная актуализация знаний медицинских работников. Организация образовательного процесса с применением новейших технологий позволит в короткие сроки охватить большое число сотрудников, сэкономить время и средства медицинских учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF STAFF TRAINING IN MEDICAL INSTITUTIONS USING TELECOMMUNICATION SYSTEMS

The article is devoted to the actual problem of training the personnel of medical organizations using telecommunication systems. In modern conditions, the constant updating of the knowledge of medical workers is of particular importance. The organization of the educational process using the latest technologies will allow to cover a large number of employees in a short time, save time and money for medical institutions.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ»

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Е.В. Слепцова, канд. экон. наук, доцент Л. Елизарова, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-11053

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме обучения персонала медицинских организаций с применением телекоммуникационных систем. В современных условиях приобретает особое значение постоянная актуализация знаний медицинских работников. Организация образовательного процесса с применением новейших технологий позволит в короткие сроки охватить большое число сотрудников, сэкономить время и средства медицинских учреждений.

Ключевые слова: управление персоналом, обучение персонала, профессиональное обучение, дистанционное обучение, телекоммуникационные системы.

В настоящее время особо остро стоит вопрос о необходимости оптимизации процессов профессионального обучения медицинских кадров. Данная необходимость обусловлена рядом факторов, к числу которых можно отнести: глобальный характер кризисов, вызываемых воздействием пандемий, общие тенденции в сфере оказания медицинских услуг, частные особенности материально-технического обеспечения медицинских организаций, а также непрерывное развитие информационных технологий в сфере коммуникаций.

Успешное существование медицинской организации на рынке в условиях усиления конкуренции в значительной мере зависит от уровня квалификации специалистов. Согласно Приказу Минздрава РФ от 21.12.2018 № 898н, с 1 января 2020 года аккредитацию проходят медицинские работники, имеющие среднее профессиональное образование или высшее образование и завершившие обучение на курсах профессиональной переподготовки по всем специальностям и направлениям, таким образом, работник здравоохранения для осуществления профессиональной деятельности на законных основаниях обязан иметь действующий сертификат, а обучение при этом носит непрерывный характер [2].

Исходя из существующих особенностей обучения медицинского персонала, можно выделить два основных направления деятельности по оптимизации данного процесса:

- совершенствование элементов системы периодического обучения в соответствии с нормативно-правовыми актами;

- изучение возможностей применения и активное внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс.

Для прохождения периодической аккредитации медицинский работник подготавливает отчет, содержащий сведения о профессиональной деятельности за последние 5 лет, в том числе информацию об индивидуальных профессиональных достижениях, освоении программ повышения квалификации [1]. В то же время уровень материально-технического оснащения учреждений, оказывающих медицинские услуги, в достаточной мере обеспечивает возможность ведения отчетности в он-лайн-базах данных, доступных для изучения и ознакомления потенциальным потребителям в сети Интернет. Иными словами, поскольку обучение кадров является непрерывным, а организации существуют в условиях рыночной конкуренции, публикация и ведение онлайн-отчестности о профессиональной деятельности в пер-

спективе могло бы стать как обязательным условием для прохождения аккредитации, так и эффективным инструментом маркетинговой политики. Согласно исследованию, проведенному авторами статьи под названием «Оценка значимых параметров выбора медицинского учреждения для потребителя медицинских услуг в российской и зарубежной практике», содержащей выводы о различных факторах, влияющих на выбор потребителя медицинских услуг, большинство пациентов и врачей, выступая в качестве респондентов, сошлись во мнении о том, что в социальных сетях важнее всего обращать внимание на профессиональные достижения врача, повышение квалификации, а также опыт [4]. По мнению опрошенных, это способствует формированию необходимого имиджа и уровня доверия у пациентов. Таким образом, заинтересованность руководящего состава учреждений здравоохранения, непосредственно медицинского персонала в актуализации информации при использовании вышеупомянутых инструментов обусловлена как практической значимостью, так и экономической выгодой.

Вторым направлением деятельности в рамках оптимизации обучения медицинских кадров является изучение возможностей применения и внедрения информаци-

онных технологий в образовательный процесс. Пандемия СОУГО-19 в значительной мере повлияла на всю систему образования, в том числе на профессиональное образование. В условиях распространения новой коронавирусной инфекции организации, предоставляющие образовательные услуги, вынуждены были работать в формате дистанционного обучения, что продемонстрировало возможности не нового, но получившего столь широкое применение способа овладевания навыками и получения знаний.

Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно [3].

Исходя из данного определения сущности образовательного процесса при дистанционном обучении, можно выявить ряд преимуществ и недостатков, характерных для программ по обучению медицинского персонала (табл.)

Таблица. Анализ содержания образовательного процесса при дистанционном обучении

Преимущества Недостатки

Доступность - обучение может проходить по программам, соответствующим различным квалификационным уровням Отсутствие межличностных коммуникаций - информация, получаемая в процессе обучения, теряет эмоциональную окраску, что влияет на ее восприятие

Гибкость образовательного процесса, позволяющая совмещать профессиональную деятельность с обучением Проблема оценки качества получаемых знаний: связана как с процессом аутентификации, так и с обеспечением достоверности оценочных мероприятий

Рентабельность - данный вид обучения позволяет сократить транспортные расходы, затраты на содержание лекционных аудиторий и пр. Отсутствие ориентации на особенности индивидуального психологического восприятия для некоторых категорий: зависит от конкретного формата дистанционного обучения

Снижение риска распространения инфекционных заболеваний - особенно актуально для медицинских работников Необходимость достаточного уровня технической оснащенности: персональный компьютер, доступ к сети Интернет и т.д.

Совершенствование навыков использования телекоммуникационных систем в процессе обучения Отсутствие специализированных систем, учитывающих особенности профессионального обучения работников здравоохранения

С точки зрения возможностей профессионального развития кадров интерес представляет новое направление взаимодействия между субъектами медицинских правоотношений - телемедицина. Предпо-

сылками к развитию телемедицины в России принято считать:

- достаточно высокий уровень развития телекоммуникационных технологий;

- значительный рост потребности людей, проживающих в труднодоступных и отдаленных местностях субъектов Российской Федерации в высококвалифицированной медицинской помощи;

- необходимость непрерывного повышения квалификации медицинских работников;

- потребность в коллективном принятии оперативных управленческих решений руководителями учреждений системы здравоохранения, научно-исследовательских институтов.

К элементам системы телемедицины относятся сервисы, связанные с профессиональной коммуникацией между медицинскими работниками, а также непосредственно с оказанием услуг населению, общением с пациентом: телемедицинские консультации, дистанционный биомониторинг, экстренные консультации для медицинского персонала, онлайн-трансляция оперативных вмешательств, дистанционное обучение, повышение квалификации. Каждый из элементов требует детального рассмотрения и конкретизированного подхода, оценки возможностей и области применения, но в основе всех лежит обучение персонала как исполнителя процесса.

Говоря об оптимизации и повышении эффективности профессионального обучения медицинского персонала с использованием современных технологий, можно выделить следующие направления деятельности:

1) разработка и совершенствование платформ, обеспечивающих непрерывный доступ к контенту с мобильных устройств, что позволило бы специалистам в любое удобное для них время получать необходимую информацию, например, при перемещении по городу на общественном транспорте, посещении заведений общественного питания и пр.;

2) применение интерактивных массовых открытых онлайн-курсов (MOOC -Massive Open Online Courses), данная форма обучения дает возможности большому

количеству пользователей вне зависимости от георгафического положения и на бесплатной основе слушать лекции, изучать теоретические материалы; основное преимущество - информация находится в открытом доступе;

3) использование виртуальной и дополненной реальности при обучении персонала: данный формат обучения отличается значительными затратами, что является существенным недостатком, но возможности по визуализации и имитации, открывающиеся перед специалистами, ставят его на принципиально новый уровень. Следует также отметить тот факт, что в медицинской сфере именно практическое обучение играет особо важную роль. Использование специальных тренажеров (шлемы, кон-троллеры,очки) позволяет специалистам отрабатывать профессиональные навыки и умения, например, проводить объективное обследование, выполнять манипуляции и т.п.

При рассмотрении проблемы организации профессионального обучения медицинских работников в частных клиниках также встает вопрос о возможностях и путях финансирования. Интересным опытом для руководителей при решении данной проблемы является обучение специалистов, занятых в сфере предоставления косметологических услуг. Крупные компании, разрабатывающие и производящие косметологические препараты и оборудование, предлагают врачам пройти обучение по различным программам профессиональной подготовки, при этом специалист помимо актуальных знаний и навыков получает возможность приобретать продукцию компании по сниженной цене, особые условия гарантийного обслуживания оборудования. Таким образом, путем сопоставления интересов специалиста, имеющего потребность в обучении, и производителя, реализующего не только продукцию, но и предоставляющего ее «сопровождение» в виде образовательных программ, можно добиться эффективного сотрудничества.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. 25.06.2012 г.)

2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2018 г. № 898н «О внесении изменений в сроки и этапы аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.12.2017 г. № 1043н»

3. Компьютер и образование: Сб. науч. статей / Под ред. В.Г. Разумовского. - М.: АПН СССР, 1991. - 117 с.

4. Цветкова А.Б., Юнисов Р.Х. Оценка значимых параметров выбора медицинского учреждения для потребителя медицинских услуг в российской и зарубежной практике // Международная торговля и торговая политика. - 2018. - №3. - С. 126-144. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.21686/2410-7395-2018-3-126-144.

5. Новые подходы к обучению персонала от Deloite // HR-portal. - [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://hr-portal.ru/article/novye-podhody-k-obucheniyu-personala-ot-deloite.

MODERN ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF STAFF TRAINING IN MEDICAL INSTITUTIONS USING TELECOMMUNICATION SYSTEMS

E.V. Sleptsova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor L. Elizarova, Graduate Student Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article is devoted to the actual problem of training the personnel of medical organizations using telecommunication systems. In modern conditions, the constant updating of the knowledge of medical workers is of particular importance. The organization of the educational process using the latest technologies will allow to cover a large number of employees in a short time, save time and money for medical institutions.

Keywords: personnel management, personnel training, vocational training, distance learning, telecommunication systems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.