Научная статья на тему 'Телемедицина: кого, чему и как учить'

Телемедицина: кого, чему и как учить Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
470
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕЛЕМЕДИЦИНА / ТЕЛЕКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ТЕЛЕДИАГНОСТИКА / ТЕЛЕМОНИТОРИНГ / ТЕЛЕПАТРОНАЖ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / TELEMEDICINE / TELECONSULTING / TELEDIAGNOSTICS / TELEMONITORING / TELENURSING / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фёдоров В.Ф., Столяр В.Л.

Настоящая статья посвящена вопросу профессиональной подготовки специалистов для нового организационного-технологического направления здравоохранения телемедицины. Кратко рассматривается история становления направления в России, базовые понятия и определения. На основе многолетнего собственного опыта даются рекомендации по подготовке специалистов различного профиля, участвующих в применении дистанционных технологий для оказания медицинской помощи и профессионального образования в медицине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фёдоров В.Ф., Столяр В.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Telemedicine: whom, what and how to teach

This article is devoted to the issue of professional training for the new organizational-technological area of health care telemedicine. The history of this area development in Russia, basic concepts and definitions is briefly considered. On the basis of our long-term experience, recommendations are given on training of specialists in various fields involved in the application of remote technologies for providing of medical care and professional education in medicine.

Текст научной работы на тему «Телемедицина: кого, чему и как учить»

и информационные

технологии

В.Ф. ФЕДОРОВ,

д.м.н., профессор кафедры медицинской информатики и телемедицины Медицинского института Российского университета дружбы народов, Москва, Россия; профессор кафедры мультимедийных технологий и телекоммуникаций факультета радиотехники и кибернетики Московского физико-технического университета, Долгопрудный, Россия; профессор кафедры медицинской кибернетики и информатики медико-биологического факультета Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, Москва, Россия, e-mail: sogdjoy@mail.ru В.Л. СТОЛЯР,

к.б.н., заведующий кафедрой медицинской информатики и телемедицины Медицинского института Российского университета дружбы народов, Москва, Россия, e-mail: v_stoliar@yahoo.com

ТЕЛЕМЕДИЦИНА: КОГО, ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ

УДК 614.2; 378.046.4; 378.048.2; 378.14; 378.147

Фёдоров В. Ф, Столяр В.Л. Телемедицина: кого, чему и как учить (Российский университет дружбы народов, Москва, Россия, Московский физико-технический институт, Долгопрудный, Россия; Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Москва, Россия)

Аннотация. Настоящая статья посвящена вопросу профессиональной подготовки специалистов для нового организационного-технологического направления здравоохранения - телемедицины. Кратко рассматривается история становления направления в России, базовые понятия и определения. На основе многолетнего собственного опыта даются рекомендации по подготовке специалистов различного профиля, участвующих в применении дистанционных технологий для оказания медицинской помощи и профессионального образования в медицине.

Ключевые слова: профессиональное образование, телемедицина, телеконсультирование, теледиагностика, телемониторинг, телепатронаж, дистанционное обучение.

UDC 614.2; 378.046.4; 378.048.2; 378.14; 378.147

Fedorov V.F., Stolyar V.L. Telemedicine: whom, what and how to teach (RUDN University, Moscow, Russian Federation; Moscow Institute of Physics and Technology (State University), Dolgoprudny, Russian Federation; Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow, Russia)

Abstract. This article is devoted to the issue of professional training for the new organizational-technological area of health care- telemedicine. The history of this area development in Russia, basic concepts and definitions is briefly considered. On the basis of our long-term experience, recommendations are given on training of specialists in various fields involved in the application of remote technologies for providing of medical care and professional education in medicine.

Keywords: professional education, telemedicine, tele-consulting, tele-diagnostics, tele-monitoring, tele-nursing, distance -—-

Итак, уважаемые коллеги, свершилось! В прошлом году, 29 июля, Президентом РФ был подписан закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» (№ 242-ФЗ), наконец-то легализовавший, начиная с 1 января 2018 года, применение телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи на территории России. Закон многострадальный, давно

© В.Ф. Фёдоров, В.Л. Столяр, 2018 г.

ожидаемый и дебатируемый, прошедший много слушаний в Федеральном Собрании, представлявшийся различными коллективами и учреждениями, выдержавший много редакций и т.д. и т.п. Достаточно сказать, что от принятия «Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плана ее реализации» (совместный Приказ Минздрава РФ №344 и РАМН №76 от 27.08.2001) до принятия этого закона прошло почти 16 лет! И результатом многолетних бдений явился документ, который не устроил ни одну из потенциальных сторон новых отношений: ни врачей, ни пациентов, ни ИТ-сообщество, ни медицинский бизнес [2; 6; 7; 10; 11]. Ну уж «что выросло - то выросло». Всё-таки какая-никакая легализация применения информационно-телекоммуникационных технологий в медицине. Кстати, последние в названии закона вовсе не упомянуты.

Значит ли вышесказанное, что телемедицинские технологии все эти годы в нашей стране не применялись?

Конечно, нет! Применялись, но исключительно «в инициативном порядке», на свой страх и риск, при поддержке спонсоров (в т.ч. и зарубежных) и отдельных чиновников федерального и регионального уровней. Более того, их применение началось задолго до принятия названной Концепции Минздравом и РАМН.

Ещё в 1995 г. между Архангельской областной больницей, Медицинским институтом и Телемедицинским центром при университете г. Тромсё в Северной Норвегии с применением обычных телефонных линий начались первые телемедицинские консультации [3; 9].

Двумя годами позже - в 1997 году началась реализация телемедицинского проекта «Москва - регионы России», в основе которого - дистанционное консультирование с применением видеоконференцсвязи (ВКС) ведущими столичными специалистами своих коллег из регионов по сложным клиническим случаям [5; 8]. А после 2002 года проект,

2018, № 4

продвижением которого руководила Российская ассоциация телемедицины (РАТ), организованная в 2000 году, постепенно перерос в дежурное взаимодействие сотен телемедицинских центров и пунктов, созданных при поддержке РАТ в большинстве российских регионов и ближнем зарубежье.

В том же 1997 году был создан «Фонд Телемедицина». При его активном содействии начал своё развитие второй региональный телемедицинский проект в Нижегородской области [4].

В течение первого десятилетия внедрения телемедицинских технологий не было нормативной базы, не было финансирования, не было удовлетворительной инфраструктуры связи, не было единой политики органов здравоохранения различных уровней и страховых компаний, но было понимание отдельных специалистов и руководителей, был их энтузиазм, поэтому направление развивалось [16-18; 20-22].

Сколь удивительным это ни покажется, но литература по телемедицине семимильными шагами обгоняла практику её внедрения. Кроме сотен статей и докладов на конференциях и симпозиумах одна за другой выходили монографии по этой тематике. Так, уже в 1998 году вышла книга «Телемедицина. Новые информационные технологии на пороге XXI века» объёмом аж в 487 страниц [19], а в 2014 году всё ещё «нелегальная» сфера медицинской помощи была описана в книге «История телемедицины» [15].

Очевидно, что телемедицина относится к областям деятельности, находящимся на стыке, и вне зависимости от различных определений этого понятия в него включаются составляющие из различных сфер деятельности и различных технологий:

- собственно медицинские (диагностика, лечение, реабилитация, патронаж);

- медико-организационные (распределение нагрузок среди медперсонала различной специализации и квалификации, учёт и оплата

>

и информационные

технологии

этих нагрузок, обучение новым технологиям, оплата обучения и др.);

- информационно-технологические (выбор и эксплуатация информационно-телекомуни-кационных платформ, обеспечивающих медицинскому персоналу оперативное и полное получение объективной информации о пациенте из электронной медицинской карты (ЭМК) в ЕГИСЗ, а также объективной информации от пациента, находящегося вне медицинского учреждения, и её включение в ЭМК; обеспечение защищённости циркуляции персональных данных по открытым сетям связи и др.);

- медико-технические (средства диагностики, интегрируемые с информационно-телекоммуникационными комплексами, в частности, для мобильного и домашнего применения);

- финансово-экономические (определение и согласование объёма и порядка взаиморасчётов всех участников распределённой системы);

- юридические (определение и согласование правовых оснований взаимодействия, прав и обязанностей, видов и форм ответственности всех участников распределённой системы).

Понятно, что в любой новой междисциплинарной сфере деятельности готовых специалистов найти невозможно и их нужно готовить. Но кого, чему и как учить, чтобы обеспечить эффективное функционирование телемедицины и её непротиворечивое встраивание в действующую систему здравоохранения?

Эти вопросы возникли перед нами уже вскоре после начала реализации телемедицинского проекта «Москва - регионы России». Практика организации дистанционного консультирования, применения различных технических средств, пересылки больших массивов информации, обеспечения финансовой стороны взаимодействия показала, что практически повсеместно существующие структуры и специалисты не готовы к новой схеме оказания медицинской помощи. Для преодоления

обозначившейся проблемы в 2000 году по инициативе Российской ассоциации телемедицины и её президента О.Ю. Атькова, при поддержке руководителя Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН - академика Л.А. Бокерии, было начато обучение энтузиастов из регионов России и ближнего зарубежья, взявших на себя нелёгкую миссию внедрения новых технологий и новых отношений в действующие системы здравоохранения. Так начала функционировать «Международная школа телемедицины». Инициатива была поддержана ^^еН -международной ассоциацией телемедицины и электронного здравоохранения. Её руководство стало регулярно проводить лекции по мировым тенденциям развития телемедицины, включая выступления в Москве и по видеосвязи. В работе школы традиционно участвуют ведущие зарубежные специалисты по телемедицине из Германии и Норвегии, Бразилии и Индии, Китая и Канады, Швейцарии и США и ряда других стран. Руководство школой осуществляли Милан Чермак из Канады и Валерий Столяр из России.

В первые годы (до 2004 года) обучение проводилось на базе НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН, затем - во вновь созданном телемедицинском центре ЦКБ № 2 им. Н.А. Семашко (ОАО «РЖД»), а с 2012 года - в Научно-клиническом центре ОАО «РЖД».

В 2010 году в Московском государственном медико-стоматологическом университете (МГМСУ) им. А.И. Евдокимова была создана первая в стране кафедра телемедицины во главе с В.Л. Столяром, исполнительным секретарём РАТ.

В 2015 году коллектив кафедры, перейдя из МГМСУ, влился в состав кафедры медицинской информатики Медицинского института Российского университета дружбы народов. Объединённый коллектив возглавил В.Л. Столяр.

В настоящее время в РУДН оборудованы, оснащены необходимой техникой

2018, № 4

и подключены к широкополосным каналам связи учебные аудитории, из которых могут проводиться сеансы групповой видеосвязи с любой точкой планеты, где есть средства ВКС, подключенные к сети интернет.

За прошедшие годы нами был накоплен значительный опыт как практической деятельности, так и преподавания [12]. 20-летний опыт проведения практических телемедицинских мероприятий (консультаций, консилиумов, научных семинаров, лекций и конференций, сертификационных циклов по различным специальностям), опыт проведения международных школ (в этом году проведена уже 26-я), шесть лет вузовского преподавания. Всё это позволяет сделать некоторые обобщения и дать ответы на ряд вопросов.

Но прежде чем отвечать на вопросы, попробуем внести некоторую ясность в понятия и термины, описывающие телемедицинскую деятельность.

Согласно определению, данному Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ), телемедицина это «Предоставление услуг здравоохранения в условиях, когда расстояние является критическим фактором, работниками здравоохранения, использующими информационно-коммуникационные технологии для обмена необходимой информацией в целях диагностики, лечения и профилактики заболеваний и травм, проведения исследований и оценок, а также для непрерывного образования медицинских работников в интересах улучшения здоровья населения и развития местных сообществ» [13; 14].

Исторически, на ранних стадиях развития телемедицины за рубежом, формировались частные направления дистанционного консультирования специалистами друг друга или специалистами пациентов без личного общения. Речь шла, преимущественно, об анализе и описании медицинских документов и изображений в отсроченном режиме, поэтому

выделялись частные узкоспециальные направления: телепатология (анализ патоморфоло-гами микропрепаратов на наличие признаков злокачественного перерождения тканей и др.); телерадиология (анализ рентгеновских и томографических изображений); теледерматология (анализ снимков поверхностных поражений кожи и слизистых) и т.п. Несмотря на бесспорную полезность таких консультаций, их применимость была ограничена недостаточностью у консультанта как объективной, так и субъективной информации о пациенте и его настоящем заболевании, а также невозможностью личной беседы консультанта с лечащим врачом и пациентом.

С появлением, развитием и внедрением в медицинскую деятельность технологий видеосвязи консультант получил возможность расспроса пациента о нюансах заболевания и обсуждения с лечащим врачом (как при пациенте, так и в его отсутствии) диагноза и тактики лечения. При необходимости к консультации смогли подключаться несколько специалистов, находящихся вдали как от пациента, так и друг от друга, т.е. появилась возможность проведения дистанционного распределённого консилиума. Таким образом, видеоконференцсвязь «переформатировала» классификацию телемедицины, в результате чего сформировались крупные направления, включающие как общение в реальном времени, так и отсроченный анализ различных медицинских документов. На сегодня можно выделить четыре таких направления:

Клиническая телемедицина - это подсистема в системе здравоохранения, обеспечивающая проведение дистанционных консультаций и консилиумов (телеконсультаций и телеконсилиумов) между медицинскими учреждениями, в ходе которых лечащий врач получает от коллег более высокой квалификации помощь в постановке диагноза и уточнении тактики лечения. В ходе проведения таких консультаций (консилиумов) могут проводиться

>

и информационные

технологии

>

дополнительные обследования пациента (дистанционная диагностика) с применением инструментальных средств, может проводиться дистанционно внешний осмотр больного (в т.ч. с выполнением им заданий консультанта) и клиническая беседа с ним.

Персональная телемедицина - это подсистема в системе здравоохранения, позволяющая дистанционно оказывать медицинскую помощь пациенту, рядом с которым нет медицинских работников, на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий. Для повышения объективности в оценке состояния и обоснованности рекомендаций персональная телемедицина должна опираться на сертифицированные средства инструментального контроля, такие как портативные компьютерные кардиографы и глюкометры, цифровые тонометры и цифровые термометры и т.п. Внутри персональной темлемедицины можно выделить поднаправле-ния: телемониторинг, телепатронаж и телереабилитацию.

Мобильная телемедицина - это подсистема в системе здравоохранения, позволяющая проведение дистанционных консультаций и консилиумов в местах ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций или временного пребывания организованных контингентов в малонаселённой или ненаселённой местности, где нет медицинских учреждений и медицинского персонала достаточной квалификации. Для обеспечения таких консультаций необходимо наличие каналов связи (спутниковых, сотовых или широкополосных магистралей оптоволоконной связи, например, проходящих вдоль ЛЭП, железных дорог или газопроводов). Кроме того необходимо оконечное оборудование (модемы и терминалы ВКС, интегрируемые с медицинским оборудованием) и мобильные средства медицинской диагностики (функциональной, лабораторной, визуализирующей) с персоналом, обученным использованию такой диагностической

аппаратуры. При этом лицо, регистрирующее диагностическую информацию и передающее её консультанту, не обязательно должно иметь медицинское образование. Достаточно его уверенного владения вычислительной техникой общего пользования и краткого обучения основным манипуляциям с диагностической техникой. Зарубежный опыт показывает, что такие лица (парамедики) под дистанционным руководством квалифицированного консультанта способны обеспечить сеансы дистанционной диагностики надлежащего качества, если средства ВКС работают в двухпотоко-вом режиме, т.е. на один экран консультанта передают в реальном времени видеосигнал, отображающий действия парамедика, на второй - выходную информацию с диагностического оборудования.

Интерактивное дистанционное обучение - это подсистема в системе здравоохранения, позволяющая для медицинского персонала, проживающего на значительном расстоянии от медицинских учебных заведений последипломного образования, проведение дистанционных лекций, семинаров, мастер-классов, в ходе которых возможно общение обучаемых с преподавателями в реальном времени. Такая подсистема позволяет проведение значительной части тематических сертификационных циклов без отрыва специалистов от рабочего места, и их выезд в учебное заведение только на некоторые практические занятия и для сдачи экзаменов, что удобно как для медицинского учреждения, так и для учебного заведения.

Кроме названных направлений существует ряд разработок, связанных с дистанционным управлением хирургическими роботами, например, хирургической системой Да Винчи (da Vinci Surgical System, Intuitive Surgical Inc, USA). Однако, в настоящее время мы подробно не рассматриваем это направление по двум причинам.

Во-первых, несмотря на серийное производство, робот является большой редкостью (роботами оснащены несколько сот клиник во всём мире), и какие-либо регулярные демонстрации для слушателей практически недоступны.

Во-вторых, недостаточное качество каналов связи [21] делает его реальное применение на больших расстояниях небезопасным из-за возможных сбоев при передаче управляющих команд.

Следовательно, несмотря на перспективность дистанционно управляемой робототехники в медицине, относить это направление к современной телемедицине преждевременно. В то же время в теоретических лекциях мы знакомим слушателей и с такими направлениями.

Теперь давайте ответим на вопросы, вынесенные в заголовок статьи.

Начнём с ответов на вопросы «Кого учить?» и «Чему учить?».

Понятно, что внедрение телемедицинских технологий в действующую систему здравоохранения потребует существенных изменений в организации работы медицинских учреждений или, выражаясь языком современного менеджмента, реинжениринга бизнес-процессов.

Что именно придётся изменить?

Во-первых, в медицинском учреждении должно будет появиться подразделение, которое возьмёт на себя функции организации дистанционного общения «врач-врач» и «врач-пациент» и согласование времени очного и дистанционного общения специалистов с коллегами или пациентами.

Во-вторых, дистанционное консультирование коллег из других медицинских учреждений или пациентов на дому потребует затрат времени консультирующих специалистов, и это время должно быть выделено и включено официально в график их работы.

2018, № 4

В-третьих, медицинское учреждение будет необходимо оснастить аппаратно-программными средствами общения с другими учреждениями и пациентами (терминалами и серверами ВКС), средствами защиты информации при работе в открытых сетях передачи данных, средствами безопасной интеграции МИС со средствами ВКС и т.п.

В- четвёртых, для обеспечения технической стороны (бесперебойного фукнционирования МИС и средств связи, в т.ч. видеосвязи) медицинскому учреждению понадобится собственное подразделение инфокоммуникационных технологий или договор аутсорсинга со специализированной фирмой.

В-пятых, вопросы взиморасчётов при дистанционном консультировании как за счёт страховых компаний, так и на коммерческой основе, потребуют изменений в работе бухгалтерии медицинского учреждения.

Сегодняшние руководители и главные бухгалтеры медучреждений, заведующие отделениями поликлиник и стационаров не готовы к внедрению таких новшеств, следовательно их необходимо обучать, чтобы они стали осознанно проводить внедрение новых технологий и организационных решений, а не противодействовали усилиям энтузиастов.

Следующая группа специалистов, которым требуется обучение для работы в подсистемах телемедицины, самая многочисленная - это лечащие врачи, обращающиеся за дистанционной консультативной помощью к более опытным коллегам.

Казалось бы, чему их учить?

Реально - многому.

Прежде всего, простой истине, гласящей, что самый дефицитный и принципиально нетиражи-руемый ресурс телемедицины - это рабочее время специалиста высокой квалификации, т.е. консультанта. Следовательно, при обращении за консультативной помощью лечащий врач должен продумать и чётко сформулировать:

>

и информационные

технологии

цель консультации (консилиума); в случае консилиума - необходимость присутствия узких специалистов (каких?);

- вопросы к консультанту (консультантам различных профилей);

- необходимость и допустимость присутствия на консультации (или части консультации) пациента и/или его близких.

Кроме того, он должен уметь структурировать существующую информацию о пациенте в соответствии с собственной диагностической гипотезой, чтобы чётко и кратко доложить её консультанту, а также изложить признаки, не укладывающиеся в предполагаемый диагноз.

Естественно, он должен владеть в достаточной степени аппаратными и программными средствами, позволяющими оперативно передать консультанту (консультантам) необходимую информацию как из ЭМК медицинской информационной системы своего медицинского учреждения, так и с бумажных носителей или прозрачных оригиналов (рентгенограмм и т.п.).

С развитием персональной телемедицины лечащие врачи перейдут из консультируемых в консультанты, причём консультировать придётся уже пациентов и/или их близких с учётом отсутствия у них медицинских знаний. Поскольку опыт зарубежных коллег в этой сфере показывает высокую лечебную и экономическую эффективность регулярного дистанционного общения «врач-пациент» и/или «фельдшер-пациент» за счёт повышения приверженности лечению и снижения нагрузки на поликлинику и стационар, медицинским специалистам будет необходимо осваивать новые технические, психологические и коммуникативные навыки. Соответственно, средний медицинский персонал также подлежит обучению, т. к. в системах персональной телемедицины именно на него будут возложены функции телепатронажа хронических пациентов и телемониторинга их функционального состояния.

Консультанты - медицинские специалисты высокой квалификации (т.к. к другим обращаться бессмысленно), однако и они должны проходить обучение пользованию инфокоммуникационны-ми технологиями. Например, в ходе консультации возникает необходимость подключения к обсуждению узкого специалиста по профилю, который не был предусмотрен запросом лечащего врача. Конечно, рядом с консультантом можно посадить ассистента-технолога, однако собственные навыки в использовании техники и ускорят процесс (не надо кому-то что-то объяснять), и дадут выигрыш с точки зрения деонтологии (пациента и лечащего врача не будет смущать присутствие технического специалиста рядом с консультантом).

Кроме специалистов медицинского профиля необходимо проводить обучение сотрудников ИТ-подразделений медицинского учреждения или обслуживающей его аутсорсинговой ИТ-компании.

Прежде всего, технические специалисты должны в совершенстве владеть необходимой суммой знаний и навыков в своей области:

- администрированием сетей связи;

- настройкой серверов и терминалов ВКС и их интеграцией с диагностическим оборудованием;

- организацией визуального и акустического пространства в телемедицинских помещениях;

- информационным взаимодействием с МИС;

- программно-техническими средствами защиты информации и т.д.

Однако, они должны быть обучены и специфике работы в медицинском учреждении, в т.ч. медицинской этике и деонтологии. В договоре с каждым из них должны быть чётко оговорены условия неразглашения медицинской тайны и санкции за нарушения таких условий.

С развитием персональной телемедицины на ИТ-специалистов будут возложены

Телемедицина_www.idmz.ru . "!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2018, № 4 *

и функции по установке и наладке аппаратно-программных средств телекоммуникационного обмена и дистанционной диагностики непосредственно на дому у пациентов, а также и обучение пациентов и/или их близких пользованию этими средствами.

Теперь перейдём к вопросу «как учить»?

Отвечая на этот вопрос, мы должны констатировать, что наиболее полно мы можем проводить образовательные мероприятия по тем направлениям телемедицины, которые получили достаточное развитие и в нашей стране и за рубежом, это - клиническая телемедицина и интерактивное дистанционное обучение. Несколько сложнее обучать в двух других направлениях - персональной и мобильной телемедицине, однако и здесь есть некоторый собственный опыт и возможность обратиться к опыту зарубежных коллег.

Как и во всякой области деятельности, находящейся на стыке нескольких дисциплин, обучение должно включать не только теорию, но и практику. Поскольку широкое внедрение телемедицинских технологий в практику здравоохранения всё ещё находится на раннем

этапе, обучение должно включать в себя как знакомство с опытом успешных проектов, так и учебное проектирование.

В соответствии с этими принципами и строится наша работа по обучению вышеперечисленных контингентов слушателей. К проведению обучения привлекаются известные специалисты в области телемедицины из РФ, Европы, Бразилии, Канады, Индии, Китая и других стран, имеющих схожие с РФ проблемы развития и внедрения телемедицинских технологий в практическое здравоохранение (рис. 1-4).

Естественно, что ведущие специалисты, выступая с лекциями (в значительной части -дистанционными), не ограничиваются теорией, а делятся собственным опытом и рассказывают о тенденциях развития телемедицины как в своих странах, так и в мире в целом, поэтому деление курса на теоретическую и практическую части во многом условно.

И дистанционные лекции, и мастер-классы, и практические занятия мы проводим с использованием режима двух видеопотоков в соответствии со стандартом Н.239 Международного Союза Электросвязи (МСЭ - I Ти-Т). Это обусловлено рядом причин. Во-первых, психологической. Если слушатели видят только

Рис. 1. Лекцию из Канады читает профессор Чермак

>

■ал :

в ■

Врач £388

V и информационные

и информационные

технологии

Рис. 2. Коллеги из Бразилии рассказывают о своём телемедицинском проекте

Рис. 3. Лекция о технологии домашней телемедицины в немецких клиниках

презентацию или иной содержательный материал на единственном экране, то у них отсутствует ощущение контакта с удалённым преподавателем, который их видит, и они постепенно начинают отвлекаться, а лектору приходится делать им замечания. В двухэкранном режиме виртуальное присутствие преподавателя помогает аудитории лучше воспринимать

информацию и настраивает на обсуждение с ним не вполне понятных вопросов. Во-вторых, двухэкранный режим позволяет демонстрировать современные медицинские технологии, такие, как эндоваскулярные операции, проводимые под контролем рентгеноскопии (рис. 5). В-третьих, двухэкранный режим незаменим в персональной и мобильной телемедицине,

2018, № 4

Рис. 4. Лекция профессора С. Мишра, члена правления международной ассоциации телемедицины и электронного здравоохранения ISfTeH, об опыте телемедицины в Индии

Рис. 5. Мастер-класс по проведению эндоваскулярной операции под контролем рентгеноскопии

когда рядом с пациентом нет специалиста необходимой квалификации, и консультанту необходимо руководить процессом дистанционной диагностики, наблюдая и за манипуляциями с диагностической аппаратурой, и за выходными данными диагностического прибора.

Знакомство слушателей с инструментальным обеспечением телемедицинских технологий проводится нами также на стыке теории и практики с привлечением представителей фирм-производителей средств ВКС и различной телекоммуникационной аппаратуры,

>

и информационные

технологии

медицинской техники и программных продуктов, применяемых в различных направлениях телемедицины, в том числе для защиты информации, передаваемой по открытым каналам передачи данных. В ходе таких занятий слушатели получают «из первых рук» информацию об особенностях применения аппаратных и/ или программных средств, которыми им предстоит пользоваться, и на практике осваивают навыки проведения телемедицинских мероприятий с использованием конкретных инструментальных средств.

Поскольку в области мобильной телемедицины объём внедрения ничтожно мал, мы знакомим слушателей с теми успешными проектами, которые развиваются отдельными энтузиастами, например, доктором Андреем Ивановым на Крайнем Севере (рис. 6).

При этом мы уделяем большое внимание требованиям к аппаратным и программным средствам каналов связи (в данном случае -спутниковым), терминалов ВКС, диагностических комплексов, применяемых в полевых условиях.

Аналогично строится знакомство слушателей с проблемами персональной телемедици-

ны и путями их решения. Опыт наших зарубежных коллег в этой сфере показывает, что именно у этого направления большие перспективы как с точки зрения объёма внедрения, так и с точки зрения медицинской и экономической успешности.

Освоив теоретическую часть, включающую информацию о телемедицине с точек зрения: организации и экономики здравоохранения, технологий видеоконференцсвязи, управления многоточечными видеоконференциями, этики и деонтологии проведения консультаций, подбора диагностической аппаратуры и т.п., слушатели проводят учебные дистанционные консультации и консилиумы, лекции и семинары, мастер-классы и сеансы дистанционной диагностики.

В завершение обучения слушатели готовят и защищают учебные проекты телемедицинских центров и/или пунктов, в соответствии с особенностями функционирования и задачами медицинских учреждений, в которых им предстоит внедрять телемедицинские технологии.

Наша многолетняя практика показала соответствие выбранного стиля обучения новому направлению современного здравоохранения,

Рис. 6. Проведение доктором А. Ивановым телеконсультаций в стойбище оленеводов на берегу Ледовитого океана

2018, № 4

и многие из наших бывших слушателей сегодня руководят созданными при их активном участии и успешно функционирующими

телемедицинскими подразделениями в медицинских учреждениях разного уровня как в России, так и в других странах.

ЛИТЕРАТУРА

i i Fedorov V.F., Stoljar V.L. Infocommunication support for surgeons in training, education and profes-

sional activities. // 2016 International Conference on Engineering and Telecommunication (EnT 2016), Wf^JA Moscow, Russia, 29-30 Nov. 2016, pp. 45-48. CFP1670Z-POD. DOI 10.1109/EnT.2016.16. Wjg—W 2. http://docs.spbmiac.ru/docs/drugim-regionam/ii-mezhregionalnaya-konferenciya-praktich-eskaya-polza-regionalnyh-informacionnyh-sistem-v-sfere-zdravoohraneniya-iemk/zakono-proekt-o-vnesenii-izmenenii-v-otdelnye-zakonodatelnye-akty-rossiiskoi-federacii-po-vopro-sam-primeneniya-informacionno-telekommunikacionnyh-tehnologii-i-vvedeniya-elektronnyh-form-dokumentov-v-sfere-zdravoohraneniya-i-ego-vliyanie-na-regionalnye-sis (22.10.2017).

3. http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/adce7c7f01c64321c32569ae0036ed05 (22.10.2017).

4. http://pandia.ru/text/80/088/6261.php (22.10.2017).

5. http://www.aif.ru/archive/1672721 (22.10.2017).

6. http://www.mk.ru/social/health/201 7/06/22/zakon-o-telemedicine-stavit-pod-ugrozu-vrachebnuyu-taynu.html (22.10.2017).

7. http://www.ng.ru/health/2017-07-25/8_7037_telemed.html (22.10.2017).

8. http://www.osp.ru/data/www2/nets/1999/11/08.htm (22.10.2017).

9. http://www2.telemed.no/publikasjoner/nedlastbare/final_report_n_wtrussia_rusver.pdf (22.10.2017).

10. https://vc.ru/p/legal-telemedicine (22.10.2017).

11. https://www.crn.ru/news/detail.php? ID=121090 (22.10.2017).

12. Stolyar Valery, Amcheslavskaya Maya, Fedorov Victor. Remote interactive training for doctors based on video conference solutions: 20 year experience. // Proceeding of the 9-th IEEE International Conference on Ubi-Media Computing. UMEDIA-2016. AEL-2016. PEWiN-2016. M., 2016. Pp. 360-362.

13. Telemedicine: opportunities and developments in Member States: report on the second global survey on eHealth 2009. Цит. по http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/87687/1/9789244564141_rus. pdf (22.10.2017).

14. WHO. A health telematics policy in support of WHO's Health-For-All strategy for global health development: report of the WHO group consultation on health telematics, 11-16 December, Geneva, 1997. Geneva, World Health Organization, 1998.

15. Владзимирский А.В. История телемедицины. LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 407 c.

16. Григорьев А.И., Орлов О.И., Логинов В.А., Дроздов Д.В., Исаев А.В., Ревякин Ю.Г., Суханов А.А. Клиническая телемедицина. - М.: Слово, 2001. - 144 с.

17. Кобринский Б.А., Матвеев Н.В. Новый этап развития телемедицины: специфические требования к телемедицинским консультациям в различных областях медицины. // Медицина и высокие технологии. - 2004. - № 1. - С.4-13.

18. Миронов С.П., Эльчиян Р.А., Емелин И.В. Практические вопросы телемедицины. - М.: Глав-НИВЦ МЦ УД Президента РФ, 2002. - 180 с.

19. Телемедицина. Новые информационные технологии на пороге XXI века. / Под ред. P.M. Юсупова, Р.И. Полонникова. СПб., 1998. - 487 с.

20. Фёдоров В.Ф. Мобильная и домашняя телемедицина: от задач к структурам. // Материалы науч.-практ. конф. «Мобильные телемедицинские комплексы. Домашняя телемедицина». Ростов-на-Дону, 2005 г. - С. 58-59.

21. Фёдоров В.Ф. Российские услуги связи с точки зрения телемедицины. // Материалы науч.-практ. конф. «Мобильные телемедицинские комплексы. Домашняя телемедицина». Ростов-на-Дону, 2005 г. - С. 75-82.

22. Федоров В.Ф., Столяр В.Л. Проблемы российской телемедицины и пути их решения (краткая экспертная оценка). Врач и информационные технологии. - 2008. - № 5. - С. 43-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.