Научная статья на тему 'Современность и музей в контексте новых форм сотрудничества'

Современность и музей в контексте новых форм сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
251
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Нуттунен Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современность и музей в контексте новых форм сотрудничества»

Нуттунен Е.А. ©

Старший преподаватель кафедры социально-культурных технологий СПбГУП; аспирант кафедры социально культурных технологий СПбГУП

СОВРЕМЕННОСТЬ И МУЗЕЙ В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА

Современный музей - это не только научно-просветительное учреждение, сочетающее в себе отбор, реставрацию, хранение и экспозицию историко-культурных ценностей. Сегодня музей - это сложная, многоуровневая система, решающая ряд социально значимых задач, среди которых все более заметные позиции занимает творческая организация досуга, интеграция познавательной, развлекательной и творческой функции. Как свидетельствует практика, уровень работы большинства музеев значительно отстает от заложенных в них объективных возможностей. Это ставит новые задачи не только перед музееведением, но и современной педагогикой, которая должна стать посредником между музеем и человеком, оживить музейные экспозиции, обосновать механизмы включения человека в мир культуры с помощью музея.

Во второй половине ХХ - начале XXI вв. социокультурная роль музеев была существенно переосмыслена как в науке, так и в общественном сознании. Сегодня музеи воспринимаются не только как хранители прошлого, но и как созидатели будущего, как центры актуальной информации и активной творческой деятельности. Вследствие этих изменений возникает потребность в новых формах организации музейной деятельности и всего музейного пространства. На сегодняшний день в музейной работе с посетителями ощущается дефицит творческих решений, фантазии, нестандартных подходов, новых форм общения с культурным наследием. По мнению сотрудников музеев, достигнуть качественных изменений в работе с юным зрителем возможно лишь на основе знания особенностей восприятия детьми музейного материала, расширения представлений о возрастной психологии.

Специалисты глубоко осознают эту зависимость, считая, что сегодня нужно увидеть среди посетителей ребенка, изучить психологию детства, найти формы передачи знаний и чувств новому поколению. Приоритетным направлением на сегодняшний день должно стать создание системы, ориентированной на целенаправленное приобщение детей к музею. Сегодня многие музеи отказались от эпизодических экскурсий в пользу форм, предполагающих длительные контакты с конкретной аудиторией: семейный абонемент, интерактивные программы, кружки, выставки, познавательные беседы, творческие задания, проектная деятельность, игровая деятельность. Развитие музейного дела, а именно направления — культурно-образовательная деятельность музея на современном этапе, связано с переосмыслением содержания традиционных форм работы и объединением их в рамках целостного музейно-педагогического процесса. Творчество в музее обретает актуальность, т. к. дети через творческую деятельность в музее становятся не зрителями, а субъектами музейной работы. Отсюда современный музей стремится к сотворчеству. Поэтому интерактивность и диалогичность являются перспективными музейными технологиями. Инновационные программы, способствуют расширению функций музея и способствуют решению проблем современного социума. Смысловые программы позволяют выявлять и предъявлять посредством экспозиций, игровых занятий новые не проявленные ранее связи между музейными предметами, памятниками материальной культуры. Современные программы дают возможность создавать интегрированное образовательное пространство. Технологические программы позволяют посредством социокультурных технологий более тесно связать юных посетителей с музейной экспозицией через приемы и методы трансляции содержания. В рамках технологических программ появляются новые формы подачи информации. Например, после экскурсии детям предлагается построить

© Нуттунен Е.А., 2015 г.

модель исторического объекта. Поэтапное создание объекта дает ключ к представлению объемно-пространственной структуры памятника и его особенностях.

Форма включения детей в систему праздника и игры создает атмосферу эмоциональной приподнятости, яркой образности в подаче информации об исторических событиях. В данных мероприятиях дети всегда принимают активное участие.

Также сегодня музей проявляет интерес к современным технологиям, а именно в сотрудничестве с Интернетом. Музей в этой связи предусмотрел создание развивающей информационной среды. Это может способствовать виртуальному знакомству детей с другими музеями, с экспозициями, это предоставляет возможность увидеть многообразие той информации, которую предоставляют музеи. Поскольку музей старается идти в ногу со временем, он стал более лабилен, следуя общекультурной тенденции к изменениям.

Чрезвычайно перспективным направлением на сегодняшний день являются мультимедийные программы и программы на сайтах музеев. Предварительные опросы показывают, что само слово «прошлое» упрощенное представление и их знания истории ограничены. Информационная революция последних десятилетий открыла для миллионов людей доступ к материалам компьютерных сетей, возможности поиска и анализа информации, ее моделирования. Новые информационные потоки и технологии распространяются и в сфере образования, библиотек, музеев. При поиске информации используются электронные учебники, обучающие и контрольные программы, энциклопедии и справочные материалы, образовательные игры. Названные пособия выполняют разнообразные функции - от предоставления исторической информации и организации учебно-познавательной деятельности до проверки их знаний и умений. Отрадно признать, что стали появляться краеведческие сайты, и очень часто они вырастают на базе музейных. Есть попытки создания открытых сайтов, когда каждый входящий может оставить рассказ о своей семье, улице, доме. Появляются и краеведческие мультимедийные программы. Ресурсы Интернета позволяют стать источником знаний, обеспечивающее условия для активной познавательной работы, когда школьники в процессе исследования делают открытия для себя, то есть открывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни.

В последнее время, благодаря развитию мультимедийных технологий, музейные работники стремятся сочетать лекции с обширным наглядным материалом, а также с выходом на экспозицию.

Разнообразные Программы нередкое и неслучайное явление в музейной практике. Их преимущество в том, что процесс вхождения ребенка в музейное пространство приобретает цикличность, регулярность, что позволяет дозировать информацию, сосредотачивать внимание посетителя на конкретной теме и при этом показывать ему взаимосвязь социальных и художественных процессов и явлений.

Программа музея формирует у юной аудитории потребность общения с музеем, а значит, с историей, наукой, техникой, искусством.

Таким образом, принимая активное участие в творческой жизни музея, у

подрастающего поколения формируется интерес к конкретным историческим событиям и фактам, тем самым расширялись исторические знания, развивалась историческая память и прослеживалась устойчивая мотивация к изучению истории. Поэтому музей, чтобы не

оказаться в вакууме, ищет новые способы соблазнения: от погружения в виртуальные художественные миры до медийного лоббирования, создания культурно-развлекательнымх комплексов, до развития музейной педагогики, новых подходов презентации искусства. Это соответствует амбициям подрастающего поколения, ищущим свое место в современном обществе.

Литература

1. Бенеш Й. Методы экспонирования.// Museum. - 1983.-№138. - С.30-32.

2. Гулыга А.В. Искусство истории / А.В.Гулыга. - М.:Современниик, 1980. - 288с.

3. Историческая наука: вопросы методологии. - М.: Мысль.1986. - 230с.

4. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М.:МГУКИ, 2004.- 539с.

5. Нагорский Н.В. Музей в духовной жизни общества.- СПб., 2004. - 380с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.