Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ'

СОВРЕМЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
163
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БОРЬБА / ВЗЯТКА / ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / КОРРУПЦИЯ / ПОДКУП / ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бельский Алексей Иванович, Лыков Эдуард Николаевич

Рассмотрены история происхождения коррупционных взаимоотношений и коррупционные явления, существующие на настоящий момент в Российской Федерации. Отмечено, что борьба с коррупцией была одной из основных задач государства со времен Древнего Рима и до наших дней, а в ряде развитых государств достаточно успешно функционирует система противодействия коррупции и создана атмосфера неприятия обществом этого негативного явления. Проанализированы причины возникновения коррупционных явлений в Российской Федерации, и указано на необходимость ужесточения мер по борьбе с коррупционными явлениями, а также законодательного закрепления и введения административных и уголовных мер по профилактике и пресечению коррупционных явлений. Подчеркнуто, что четверть граждан Российской Федерации практически ежедневно сталкиваются с явными признаками коррупции, и что на современном этапе развития Российской Федерации коррупция имеет форму системного характера. Обозначены несколько видов коррупции: административная, политическая, экономическая, бытовая и элитная, при этом в отдельную группу предложено выделить следующие виды: национальная и международная. Приведены аналитические данные о количестве распределения коррупционных услуг среди различных ветвей государственной власти. Даны описания наиболее популярных видов коррупционного мошенничества, направленных на незаконное присвоение денежных средств. Представлены основные пути профилактики коррупционных преступлений и способы их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN LEGISLATION IN THE FIELD OF COMBATING CORRUPTION

The history of the origin of corruption relationships and corruption phenomena that exist at the moment in the Russian Federation are considered. It is noted that the fight against corruption has been one of the main tasks of the state from the time of Ancient Rome to the present day, and in a number of developed countries the anti-corruption system is functioning quite successfully and an atmosphere of public rejection of this negative phenomenon has been created. The reasons for the occurrence of corruption in the Russian Federation are analyzed, and the need to tighten measures to combat corruption, as well as to legislatively consolidate and introduce administrative and criminal measures to prevent and suppress corruption, is indicated. It was emphasized that a quarter of the citizens of the Russian Federation almost daily encounter obvious signs of corruption, and that at the present stage of the development of the Russian Federation, corruption takes the form of a systemic nature. Several types of corruption are designated: administrative, political, economic, domestic and elite, while it is proposed to distinguish the following types into a separate group: national and international. Analytical data on the distribution of corruption services among various branches of government is provided. The descriptions of the most popular types of corruption fraud aimed at misappropriation of funds are given. The main ways of preventing corruption crimes and ways of its implementation are presented.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВА

УДК 343.252.3 DOI: 10.17277^^.2021.03^.092-101

Рассмотрены история происхождения коррупционных взаимоотношений и коррупционные явления, существующие на настоящий момент в Российской Федерации. Отмечено, что борьба с коррупцией была одной из основных задач государства со времен Древнего Рима и до наших дней, а в ряде развитых государств достаточно успешно функционирует система противодействия коррупции и создана атмосфера неприятия обществом этого негативного явления. Проанализированы причины возникновения коррупционных явлений в Российской Федерации, и указано на необходимость ужесточения мер по борьбе с коррупционными явлениями, а также законодательного закрепления и введения административных и уголовных мер по профилактике и пресечению коррупционных явлений. Подчеркнуто, что четверть граждан Российской Федерации практически ежедневно сталкиваются с явными признаками коррупции, и что на современном этапе развития Российской Федерации коррупция имеет форму системного характера. Обозначены несколько видов коррупции: административная, политическая, экономическая, бытовая и элитная, при этом в отдельную группу предложено выделить следующие виды: национальная и международная. Приведены аналитические данные о количестве распределения коррупционных услуг среди различных ветвей государственной власти. Даны описания наиболее популярных видов коррупционного мошенничества, направленных на незаконное присвоение денежных средств. Представлены основные пути профилактики коррупционных преступлений и способы их реализации.

Ключевые слова: борьба; взятка; изменение законодательства; коррупция; подкуп; преступность; профилактика преступлений.

Алексей Иванович Бельский, канд. юрид. наук, доцент, кафедра уголовно-правовых дисциплин, полковник полиции, ФГКОУ ВО «Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина», Белгород, Россия;

[email protected]

Эдуард Николаевич Лыков, преподаватель, кафедра гражданско-правовых дисциплин, старший лейтенант полиции, ФГКОУ ВО «Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина», Белгород, Россия;

[email protected]

СОВРЕМЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

Во все времена законодательство и преступность были неразрывно связаны между собой, хотя законодательство всегда отставало от преступности: сперва появлялись новые виды преступлений, а затем уже изменялось законодательство.

Одним из старейших видов преступности является коррупция (от латинского соггирйо - подкуп). Юристы Древнего Рима, например, термином «коррупция» определяли действия по даче взяток судье. Этим же термином определялись лица, нарушавшие закон при выполнении своих должностных обязанностей.

В своем учебнике «Теория государства и права» В. К. Бабаева отмечает, что Платон (философ древней Греции - IV век до н. э.) в трактате «Государство» говорил следующее:

- «корыстолюбие - это один из важнейших социальных пороков, который совершенно недопустим не только для правителей, но и для воинов» [2, с. 53].

Во все времена подкуп должностных лиц, вымогательство и взяточничество (а это составные части коррупции) считались одними из самых тяжких грехов. Данте в своей «Божественной комедии» поместил мздоимцев в восьмой (предпоследний) круг ада.

Борьба с подкупом должностных лиц, вымогательством и взяточничеством, то есть с коррупцией, стоит на одном из главенствующих мест в противостоянии государства и преступности.

Отметим, что на данный момент невозможно назвать хотя бы одно государство, в котором бы совершенно не было коррупции. Однако есть смысл зарегистрировать и тот факт, что во многих, так называемых «цивилизованных и развитых» государствах, достаточно успешно функционирует система противодействия коррупции и создана атмосфера неприятия обществом этого негативного явления.

Как известно, коррупция оказывает отрицательное влияние как на эволюцию экономики, так и на эволюцию социальной сферы, в связи с тем, что коррупция, прежде всего, разъедает структуры властных и управляющих органов в государстве.

Из-за коррумпированности достаточно большого числа чиновников как на уровне регионов, так и на государственном уровне, простые граждане государства практически лишены необходимых услуг, продекларированных как бесплатные. И в сфере образования, и в сфере здравоохранения, и в сфере социального обеспечения, и практически в любой другой сфере коррумпированное чиновничество фактически превратило эти услуги в платные.

Круговая порука в коррупционной среде часто дает возможность нарушителям закона избежать уголовной и гражданской ответственности. Такое положение дел порождает у коррумпированных чиновников чувство безнаказанности. Оно также способствует снижению престижа, как органов охраны правопорядка, так и всей судебной системы в целом.

Это, в свою очередь, вызывает неверие граждан в справедливость государственной власти и, как следствие, порождает достаточно опасное явление - правовой нигилизм.

М. Н. Шеметов, адвокат из Москвы, в статье «Актуальные проблемы противодействия коррупции» отмечал - четверть граждан РФ практически ежедневно сталкиваются с явными признаками коррупции, при которых какой-либо госчиновник беспардонно и хладнокровно вымогает взятку

только за то, что он и так должен делать в соответствии требованиями занимаемой должности [1].

На современном этапе развития коррупция в Российской Федерации имеет форму системного характера. Ее воздействие на деятельность почти всех государственных структур поистине разрушительное.

Из-за высокого уровня коррупции в РФ создалась ситуация, когда:

а) без применения подкупа или дачи взяток простые граждане РФ не имеют возможности для реализации своих законных прав;

б) во всем мире считают РФ самым коррумпированным государством, в котором государственный рэкет стал главной угрозой для любой экономической деятельности;

в) в результате коррупции во всех сферах как центральной, так и местной власти - законодательной, судебной, исполнительной - нивелировалась не только сама суть демократической власти, но и система выборов власти демократическим путем.

В настоящее время государством признается факт общественной опасности коррупции, ее максимально возможное распространение в большинстве властных органах, а также органах управления государства и в системах муниципальных служб.

В связи с вышеизложенным, можно утверждать, что назрела острейшая необходимость для разработки, законодательного закрепления и внедрения административных и уголовных мер по профилактике и пресечению коррупционных явлений.

Современные специалисты предлагают рассматривать отдельно несколько видов коррупции:

- административную;

- политическую;

- экономическую;

- бытовую;

- элитную.

В отдельную группу предлагается выделить следующие виды коррупции:

- национальную;

- международную.

Любой из перечисленных видов представляет собой социально опасное явление и, безусловно, все они взаимосвязаны.

Наиболее опасные виды коррупций:

- административная;

- политическая;

- в правоохранительных системах;

- судебных системах.

Коррупция, разлагающая властные структуры государства, подрывает авторитет властных институтов, дестабилизирует взаимоотношения граждан и государства, разрушает веру граждан в государственную власть и приводит к регрессу престижа государства на международной арене.

Административная коррупция, имеющая место в органах различных властных структур, формирует рынок противозаконных бюрократических услуг.

Последствия коррупции разрушают социальную и политическую структуру правового государства и могут привести к перерастанию его в полицейское государство.

Характерной чертой коррупции на современном этапе является факт последовательного расширения сферы своего влияния в результате аннексирования новых областей воздействия, прежде защищенных от нее, а это делает коррупцию наиболее опасной угрозой.

Максим Шеметов отмечает [1], что на сегодняшний день каждый властный госорган предоставляет те коррупционные услуги, которые требует от него бизнес. Главенствующее место в предоставлении коррупционных услуг занимает исполнительная власть. На основании подсчетов экспертов можно утверждать, что количество коррупционных услуг во власти распределяется так, %:

- исполнительная - 98,9;

- судебная - 0,8;

- законодательная - 0,1;

- остальные властные структуры - 0,2.

Функции исполнительной власти, приносящие ей коррупционный доход, распределяются следующим образом, %:

- контрольно-надзорная деятельность - 34,6;

- лицензирование - 34,2;

- налоговое администрирование - 22;

- остальные функции - 9,2.

Коррупционные преступления имеют место как на государственном, так и бытовом уровнях. Например, «Российская газета» № 46 от 5 -11 марта 2015 г. отмечает, что и в сфере мелкого мошенничества не обходится без коррупции [8].

Газета приводит такие примеры мошенничества, как «Бабушка, спасай - посадят!»

Несмотря на то что принцип данной аферы достаточно избит, - на телефон «клиента» поступает сообщение (как вариант звонит «опер» или «друг») с предложением незамедлительно передать или перечислить определенную сумму, а иначе на сына или внука за пьяную драку (ДТП, разбитую витрину и т.д.) будет возбуждено уголовное дело - доверчивые и расстроенные родственники довольно часто попадаются на эту уловку.

Там же приводится и иной вид мошенничества «Лечим по новому», -когда людям (как правило, пожилым) навязывают абсолютно ненужные им медпрепараты.

Конечно, такие аферы невозможны без коррупции в медицинских сферах.

Из сказанного выше вытекает логический вывод - борьба с коррупцией на современном этапе приобрела первостепенное значение и ведется с переменным успехом на протяжении примерно десятка лет.

Президент РФ В. В. Путин 5 марта 2013 года в своем выступлении на коллегии Генпрокуратуры определил главную задачу на настоящее время - борьба с коррупцией. При этом он предупредил, что не стоит по-

дозревать, будто «кто-то кого-то обижает», а требуется срочно «вычищать провинившихся, в том числе и в своих рядах». Он упомянул также и о том, что в РФ фактически действует переходной этап в экономике, а сама политическая организация современного общества находится в настоящий момент на стадии становления. Именно поэтому он не видит ничего экстраординарного в появлении множества лазеек для коррупционных действий и в употреблении с корыстными целями служебного положения рядом чиновников, находящихся на самых различных ступенях субординационной лестницы [6].

Аналогичное заявление он сделал, выступая на расширенном заседании коллегии МВД 21 марта 2014 г.

В своем выступлении 04.03.2015 на совещании коллегии МВД он подытожил показатели функционирования министерства за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 и обозначил главенствующие функции на период 2015 г. [7].

В частности, он отметил, что в экономике необходимо применять законы добросовестной конкуренции. Коррумпированность, налоговые неплатежи и(или) применение других криминализированных схем инвали-дизируют деловую среду и уничтожают стимулы к развитию у честных бизнесменов.

Сотрудники МВД при защите экономики от криминалитета должны сами действовать в строгом соответствии с законом и не злоупотреблять своими полномочиями. В противном случае они должны быть жестко наказаны, начиная с кадровых решений и вплоть до судебных.

В целях более эффективной борьбы с коррупцией В. В. Путин 01.04.2016 г. утвердил двухлетний план борьбы с коррупцией.

Несмотря на работу по выполнению этого плана в настоящее время коррупция во властных структурах все еще имеет место и поэтому в марте 2020 г. В. В. Путин, выступая перед прокурорами, призвал их более активно бороться с коррупцией.

Для эффективной борьбы с коррупцией необходимо использовать все возможные методы, средства и пути. Одним из путей борьбы с коррупцией, наряду с административно-правовыми профилактическими мерами и мерами пресечения коррупции, является законодательный.

Профилактика и пресечение коррупции - это проблема, касающаяся всех юридических наук, поэтому в деле борьбы с коррупцией должны за-действоваться нормы из всех отраслей права.

Одним из путей профилактики коррупции может быть путь создания законов, которые не давали бы возможности госслужащим проводить сделки коррупционной направленности. Кроме того, при создании таких нормативных документов следует не только узаконивать «нормы-запреты», налагающие эмбарго на занятие госчиновниками частным предпринимательством и(или) на взимание за свою служебную деятельность подарков и вознаграждений, но и так формулировать чиновничьи полномочия, чтобы не оставалось «щелей» для произвольной деятельности или действий по лоббированию чьих-либо интересов.

Кроме того, необходимо исключить из законов нормы, в той или иной мере усложняющие процесс управления, тем самым прямым либо косвен-

ным путем предоставляющие возможность для взяток, вымогательства, создания различных административных препятствий или иных видов коррупционной деятельности.

Необходимо также одновременно с разработкой законов искать пути реализации их и меры ответственности за невыполнение или саботирование законов.

В настоящее время принят ряд законодательных и нормативных актов, которые ориентированы на противодействие коррупции. Среди них и указ Президента РФ от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции», и постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 года № 19 «Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции», и Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и др.

Отметим, что несмотря на наличие ряда законодательных и нормативных документов, рекомендующих целый комплекс методов и способов борьбы с коррупционными явлениями, само несовершенство этих законодательных и нормативных документов является одной из многих проблем в борьбе с коррупцией.

После вступления в силу Федерального закона «О противодействии коррупции» термин «коррупционные тенденции в преступлениях» стал несколько более конкретизированным, хотя упомянутый закон (имеющий, кстати, целый ряд переадресаций к иным актам нормативно-правового характера) скорее носит декларативную, а не директивную ориентацию.

Кроме того, рассматривая методы и средства борьбы с коррупцией, необходимо, прежде всего, определиться с терминологией.

Например, С. И. Ожегов в своем толковом словаре определяет коррупцию как «моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами» [4, с. 298].

Использовать приведенное выше определение коррупции в юридической практике, конечно, невозможно.

Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции» формулирует понятие «коррупция» как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» [9].

Основываясь на этом определении, можно сказать, что в законодательном определении понятия коррупции был сделан акцент на уголовно-правовую грань этого явления.

Однако в действительности область проявлений коррупционных эффектов значительно шире. Коррупционные явления касаются и социаль-

ной жизни, и политики, и экономики, и областей общественного управления, а поэтому, используя только одни уголовно-правовые средства, данную проблему коррумпированности структур власти и управления решить довольно непросто.

И в работах специалистов, и на форумах юристов не один раз затрагивались вопросы разработки достаточно жестких (а, может быть и жестоких) уголовно-правовых норм при борьбе с таким явлением, как коррупция.

В статье «Некоторые вопросы межотраслевого согласования правовых мер борьбы с коррупцией» Н. И. Пикуров утверждает, - «в репрессии, как преимущественном средстве борьбы с коррупцией, существует объективная необходимость» [5, с. 105].

И, хотя с его мнением отчасти можно и согласиться, следует заметить, что проведение максимального и одномоментного ужесточения наказания за преступления коррупционной направленности сейчас, видимо, нецелесообразно. А если принять во внимание экономическое положение РФ на настоящий момент и менталитет граждан РФ, то имеется реальная опасность получения отрицательного результата от таких действий.

При этом, однако, необходимо помнить, что поступательное совершенствование законодательства, направленного на противодействие и профилактику коррупционным явлениям есть на данный момент актуальная необходимость.

Е. В. Фоменко, придерживающаяся такого же мнения, в статье «Актуальные вопросы совершенствования действующего законодательства по борьбе с коррупцией и взяточничеством» предлагает, к примеру, в часть первую статьи 290 УК РФ за словами «...ему услуг имущественного характера» вставить слова «а также услуг неимущественного характера, но предоставляющие неправомерное преимущество» [10, с. 42] и в дальнейшем - текст первой части вышеупомянутой статьи.

Данное предложение основывается на том, что если говорить только об услугах «имущественного характера», то можно упустить другие виды услуг, в которых может присутствовать корыстная заинтересованность должностных лиц. При этом они, совершая действия, входящие в сферу их служебных обязанностей, могут пойти на любые действия (бездействия) ради собственной выгоды и в интересах взяткодателей.

Кроме вышесказанного, необходимо учитывать, что коррупционные связи не всегда имеют имущественный характер. Эти связи могут строиться на принципах «ты мне - я тебе», на личной материальной заинтересованности (которая, как правило, шире имущественной), на предоставлении возможности продвижения на вышестоящие должности или во властные структуры.

Ряд специалистов считает, что в целях совершенствования законодательной базы, имеет смысл модернизировать Особенную часть УК РФ, введя в нее новую главу, специально направленную на преступления коррупционного характера. Они также считают, что будет целесообразно дополнить Общую часть УК РФ статьей 14.1 - «Понятие коррупционного преступления», дающей четкие понятия термину «коррупционные преступления» и другим терминам, связанным с понятием «коррупционные преступления» [3, с. 138; 11, с. 18].

Допустимо предположить, что претворение в жизнь рекомендованных изменений может в перспективе помочь избежать разночтений и, как следствие, появления ошибочных квалификаций при рассмотрении преступлений коррупционного характера.

Параллельно с этим необходимо пересмотреть старые и создать новые правовые и социоэкономические условия для воспрепятствования проявлению таких, особо опасных в настоящее время преступлений, как преступления коррупционного характера.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что параллельно с введением более жестких (возможно более жестоких) мер в сфере противоборства с преступлениями коррупционного характера, становится актуальным вопросом всесторонняя и творческая доработка ряда законов РФ в сфере противодействия явлениям коррупции.

Список литературы

1. Актуальные проблемы противодействия коррупции [Электронный ресурс]. URL: http://www.shemetov.ru/stati/aktualnye-problemy-protivodeistvija-korupci.html (дата обращения: 07.09.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бабаева В. К. Теория государства и права: учебник. М.: Юрист, 2003. 502 с.

3. Красильников В. Г. К вопросу о проблемах уголовного законодательства в сфере борьбы с коррупцией // Вестник Удмуртского университета. Сер. Экономика и право. 2013. № 4. С. 136 - 139.

4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.: А ТЕМП, 2006. 938 с.

5. Пикуров Н. И. Некоторые вопросы межотраслевого согласования правовых мер борьбы с коррупцией // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество: сб. ст. / под ред. П. Н. Панченко, А. Ю. Чупровой, А. И. Мизерия. Н. Новгород, 2001. 512 с.

6. Речь В. В. Путина на расширенном заседании коллегии Генпрокуратуры 5 марта 2013 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/comminity_meetings/17631 (дата обращения: 07.09.2021).

7. Речь В. В. Путина на расширенном заседании коллегии МВД 4 марта 2015 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/47776 (дата обращения: 07.09.2021).

8. Российская газета. № 46 от 5 - 11 марта 2015 года.

9. О противодействии коррупции: Федер. закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 07.09.2021).

10. Фоменко Е. В. Актуальные вопросы совершенствования действующего законодательства по борьбе с коррупцией и взяточничеством // Российский следователь. 2013. № 24. С. 40 - 43.

11. Цоколов И. А. Законодательные пробелы в уголовно-правовой квалификации коррупционных преступлений // Тр. АУ МВД России. 2011. № 3(19). С. 5 - 23.

References

1. Available at: http://www.shemetov.ru/stati/aktualnye-problemy-protivodeistvija-korupci.html (accessed 07 September 2021).

2. Babayeva V.K. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of state and law]. Moscow: Yurist, 2003. 502 p. (In Russ.).

3. Krasil'nikov V.G. [On the issue of the problems of criminal legislation in the field of combating corruption], Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Ekonomika i pravo [Bulletin of the Udmurt University. Ser. Economics and Law], 2013, no. 4, pp. 136-139. (In Russ.).

4. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka [Explanatory dictionary of the Russian language], Moscow: A TEMP, 2006, 938 p. (In Russ.).

5. Pikurov N.I., Panchenko P.N., Chuprovoy A.Yu., Mizeriya A.I. (Eds.). [Some issues of intersectoral coordination of legal measures to combat corruption], Korruptsiya v organakh gosudarstvennoy vlasti: priroda, mery protivodeystviya, mezh-dunarodnoye sotrudnichestvo [Corruption in public authorities: nature, countermeasures, international cooperation: collection of articles], N. Novgorod, 2001, 512 p. (In Russ.).

6. Available at: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/comminity_ meetings/17631 (accessed 07 September 2021).

7. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/47776 (accessed 07 September 2021).

8. Rossiyskaya gazeta, 2015, March 5-11.

9. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (accessed 07 September 2021).

10. Fomenko Ye.V. [Topical issues of improving the current legislation to combat corruption and bribery], Rossiyskiy sledovatel' [Russian investigator], 2013, no. 24, pp. 40-43. (In Russ.).

11. Tsokolov I.A. [Legislative gaps in the criminal law qualification of corruption crimes], Tr. AUMVD Rossii [Proceedings of the AU of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2011, no. 3(19), pp. 5-23. (In Russ.).

Modern Legislation in the Field of Combating Corruption

A. I. Belsky, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Department of Criminal Law Disciplines, Police Colonel, I. D. Putilin Belgorod Law Institute the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Belgorod, Russia; [email protected]

E. N. Lykov, Lecturer, Department of Civil Law Disciplines,

Police Senior Lieutenant, I. D. Putilin Belgorod Law Institute the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Belgorod, Russia; [email protected]

The history of the origin of corruption relationships and corruption phenomena that exist at the moment in the Russian Federation are considered. It is noted that the fight against corruption has been one of the main tasks of the state from the time of Ancient Rome to the present day, and in a number of developed countries the anti-corruption system is functioning quite successfully and an atmosphere of public rejection of this negative phenomenon has been created. The reasons for the occurrence of

corruption in the Russian Federation are analyzed, and the need to tighten measures to combat corruption, as well as to legislatively consolidate and introduce administrative and criminal measures to prevent and suppress corruption, is indicated. It was emphasized that a quarter of the citizens of the Russian Federation almost daily encounter obvious signs of corruption, and that at the present stage of the development of the Russian Federation, corruption takes the form of a systemic nature. Several types of corruption are designated: administrative, political, economic, domestic and elite, while it is proposed to distinguish the following types into a separate group: national and international. Analytical data on the distribution of corruption services among various branches of government is provided. The descriptions of the most popular types of corruption fraud aimed at misappropriation of funds are given. The main ways of preventing corruption crimes and ways of its implementation are presented.

Keywords: fight; bribe; changes in legislation; corruption; bribery; crime; prevention of crimes.

© А. И. Бельский, 2021 © Э. Н. Лыков, 2021

Статья поступила в редакцию 15.07.2021

При цитировании использовать:

Бельский А. И., Лыков Э. Н. Современное законодательство в сфере борьбы с коррупцией // Право: история и современность. 2021. № 3(16). С. 92 - 101. doi: 10.17277/pravo.2021.03. pp.092-101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.