Научная статья на тему 'Современное воспитание: поиск новых подходов'

Современное воспитание: поиск новых подходов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1641
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синицына Г.П.

В данной статье анализируются факторы, обусловливающие изменения в воспитании подрастающего поколения. Одним из основных факторов является информационное пространство, которое существенно влияет на развитие ребёнка, изменяя его ценности, мотивацию, поведение. Необходимость изменений в воспитании современных детей очевидна. В изменениях нуждаются цели и ценности воспитания, методологические основы, содержание и технологии воспитательной деятельности, подготовка и повышение квалификации педагогов-воспитателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное воспитание: поиск новых подходов»

Г. П. Синицына,

кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», Россия

Нег1зг1 свздер: взгер1стер, тэрбиелеу, цундылыцтар

Ключевые слова: изменения, воспитание, ценности.

Keywords:changes, upbringing, values.

СОВРЕМЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПОИСК НОВЫХ ПОДХОДОВ

Ацдатпа

Бершген макалада ескелец ^рпактыц тэрбиесш-дегi езгерiстердi шарттайтын факторлар талданады. Непзп факторлардыц 6ipi акпараттык кещстш болып табылады, ол баланыц дамуына ез ыкпалын типзед^ баланыц к^ндылыктарын, уэждiгi мен к^лыгын ез-гертедь Эскелец ^рпакты тэрбиелеудi езгерту кажет-тiлiгi айкын. Тэрбиелеу максаттары мен к^ндылыкта-ры, эдюнамалык негiздерi, тэрбиелеу кызметшщ мазм^ны мен технологиялары, тэрбиешьпедагогтар-ды даярлау мен олардыц бЫктштн арттыру езгер-тудi кажет етедь

Аннотация

В данной статье анализируются факторы, обусловливающие изменения в воспитании подрастающего поколения. Одним из основных факторов является информационное пространство, которое существенно влияет на развитие ребёнка, изменяя его ценности, мотивацию, поведение. Необходимость изменений в воспитании современных детей очевидна. В измене- w

ниях нуждаются цели и ценности воспитания, мето- щ

дологические основы, содержание и технологии вос- g питательной деятельности, подготовка и повышение ^ квалификации педагогов-воспитателей. ^

Annotation tt

In this article the author justifies the necessity of ^ changes in upbringing and names the factors, which ^ cause these changes. The article justifies that the changes g: in upbringing are the answers to the challenges and С threats. The factors of changes in upbringing are norms S and values of information-oriented society, the changes in the child, the modernization of Russian society, the ^ education, the relationships of the parents. The strategy, q its' aims and values of upbringing, methodological bases, technologies of upbringing, pedagogical positions are to change.

m

Современный этап развития общества определяется § как постиндустриальный, или информационный, соот- 3

ветственно он является переходным и характеризуется множеством изменений в экономике, структуре власти, ^ устройстве семьи, образовании.

I

ш

I

О С о

и

2

*

о с

х

3

о о

т

из О

Ё

ш

X

н <с

Категория изменений в образовании трактуется как формирование нового состояния и проявляется в трансформации ценностей и норм деятельности в сфере образования. Бесспорным является то, что изменения в воспитании -это объективная реальность, их необходимость очевидна.

По мнению С. Д. Полякова, информационное пространство, которое окружает и наполняет новыми смыслами и нормами отношений жизнь современных детей и есть основной фактор изменений в воспитании, поскольку оно существенно влияет на развитие ребёнка.

Авторы знаменитой американской книги «Дети цифровой эры» Д. Палфи, У. Гас-сер, выделяют следующие характеристики детей цифровой эры: эти дети проводят большую часть времени в сети Интернет, не делают различия между жизнью в сети и жизнью вне её, виртуозно осуществляют взаимодействие с информацией , используют сетевое пространство для решения разных проблем; для них характерны своеобразные механизмы идентичности, восприятия референтной группы.

Каковы психологические последствия такого образа жизни подростка?

Д. Палфри, У. Гассер считают, что происходит переструктуирование восприятия под влиянием компьютерной реальности, развиваются новые массовые «умелости», происходит культуризация новых способов поиска информации, формируется полилингвистическое сознание, появляются новые основания (следствие биоинженерии) для зависти, конкуренции, социальной категоризации, массово развивается мелкая психомоторика.

Известный российский учёный-психолог Д. И. Фельдштейн в числе многих причин, повлиявших на изменения самого ребёнка, называет, во-первых, маркетизацию, этику рынка, усиливающие ориентацию детей на потребление и формирующие консьюме-ристскую позицию молодого поколения; во-вторых, маргинализацию, то есть нерав-

ный доступ к образовательным ресурсам в мегаполисе и провинции, рост девиаций, стремление родителей ограничивать активность и самостоятельность ребёнка.

Под действием этих и других факторов мы получаем такие феномены, как медиа-кализация, которые выражаются в том, что детям ставят диагнозы, которые раньше ставили взрослым, повышенный уровень тревожности и страхов, повышенная агрессивность, развивающаяся под влиянием компьютерных игр, снижающих контроль детей за собственным поведением и формирующих зависимость. С другой стороны, в сфере развития отношений детей отмечается фактор мобилизации, предъявления своего взгляда на мир, удовлетворения потребности в самовыражении, эпатаже, вызове и демонстрации своего отношения к миру.

Д. И. Фельдштейн называет 16 значимых изменений в современном ребёнке: снижение энергичности детей, их желания активно действовать, беспомощность в отношениях со сверстниками, экранная зависимость снижает концентрацию внимания, обеднение и ограничения общения детей подросткового возраста, возрастает критичность детей ко взрослым, рост явлений одиночества, наблюдается всплеск индивидуализма и др.

Несомненно, определяющим для современного воспитания становится понимание тех изменений, которые произошли и происходят с детьми.

Известный исследователь в области воспитания Н. Л. Селиванова выделяет такие факторы изменений, как общая ситуация развития российского общества, связанная с обновлением всех сфер жизни россиян, побуждающая педагогическую общественность остро реагировать на негативные явления безнравственного характера, распространяющиеся в подростковой и молодёжной среде.

Во-вторых, модернизация российского образования предполагает существенные изменения и в области воспитания.

Также нельзя не учитывать такие факторы, как робкие признаки желания родителей продуктивно участвовать в реальном процессе воспитания совместно со школой и возрастающую активность церкви в воспитательном процессе.

Прежде чем попытаться ответить на вопрос, нужны ли изменения в воспитании и какие же изменения должны или могут произойти в воспитании, следует отметить, что такие попытки предпринимались, начиная с 90-х годов.

Назовём некоторые из них: введение трёх программ развития воспитания в России, должности освобождённого классного руководителя, стандартов внеурочной деятельности, системы оценивания качества воспитания.

Относительно научных разработок, касающихся сферы воспитания, отметим, что в педагогической науке их немало, но внедрение в воспитательную практику носит единичный характер: самыми жизнеспособными оказались теория воспитательных систем (Л. И. Новикова, В. А. Караковский, Н. Л. Селиванова), концепция воспитательного пространства (Д. Григорьев), концепция воспитания Н. Е. Щурковой. Отношение со стороны практиков к внедрениям этих концепций в практику не всегда было позитивным.

Инновационный взрыв в педагогической практике в конце 90-хгодов не мог не коснуться воспитания, хотя в большей степени относился к обучению, как и сегодня, в период модернизации, которая также в большей степени касается обучения. Инновации в области воспитания в основном представляли собой модификацию известных педагогических идей в новых общественных условиях (например, методика КТД, моральные дилеммы Кольберга, тьюторство). Многие инновации были связаны с поиском новых форм организации воспитательного процесса, хотя реальные трудности педагогов были связаны с содержанием воспитательной деятельности, вза-

имодействием с изменяющимся ребёнком. В связи с отсутствием аналитических материалов сложно сделать выводы о результативности и эффективности инноваций в области воспитания.

Какова сегодняшняя реальность? Многие исследователи в области воспитания, считают, что несмотря на государственный заказ, представленный в виде Программы духовно-нравственного развития личности как идеологической основы ФГОС общего образования, воспитательная функция школьного образования утрачена. Подтверждением этому является: понимание воспитания как системы мероприятий, преобладание утилитарно-гедонистических установок потребительской культуры (консьюмеристское поведение), рост масштабов девиантного поведения; утрата трудовой мотивации и трудоспособности; преобладание позиции школьника - «ученик своих учителей»; экспансия учебности (перенос учебных форм уроки мужества и т. д.), обучения навыкам самоуправления вместо реальной практической деятельности; обучение умениям написать и защищать проекты вместо их реализации; недооценка общности, сообществ детей и взрослых.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что многие существующие практики воспитания архаичны, не сообразны природе современного детства и культуре современного общества, изменений (инноваций) в воспитании не наблюдается.

Но изменения неизбежны. Что изменять?

1. Стратегию воспитания как ответ на угрозы и вызовы современности (генетическая усталость, вызовы информационного общества, глобальные демографические сдвиги, нарастание конфликтов в межэтнической и межконфессиональной направленности, тройной кризис: мировоззренческий, нравственный, психологический).

2. Цели и ценности воспитания (ори-

ш §

О С

О и

н

1 о С

О

о

т

из О

Й -а X

н <с

I

ш

I

О С о

и

2

*

о с

х

3

о о

т

из О

Ё

ш

X

н <с

ентация на образ успешного человека 21 века: это человек, умеющий принимать перемены, мобильный, умеющий выявлять и решать проблемы, умеющий делать ответственный, нравственный выбор, готовый к сотрудничеству, к самообразованию, проявляющий толерантность, умеющий решать разные задачи).

3. Понимание воспитания. В теории воспитания продолжается дискуссия по поводу определения её базовых понятий. Однозначности понятий нет. Но все чаще высказываются мнения учёных в контексте аксиологического подхода, что современное воспитание - это работа с ценностями школьника, это управление ценностями школьников, создание ценностно-смысловых пространств.

4. Методологические подходы к воспитанию. Думается, что методология воспитания должна стать основой потенциальных изменений. Как никогда, сегодня становится принципиальным выбор подходов, принципов, методов, технологий современного воспитания. Современное развитие отечественной философии, психологии, доступность работ зарубежных авторов даёт возможность пересмотреть методологические позиции. Совершенно очевидно, что процесс этот болезненный в силу устоявшихся научных взглядов и стереотипов. Без серьёзной исследовательской работы обновление методологических оснований воспитания невозможен. Анализ современных концепций воспитания показывает, что в их исходных позициях скорее больше общего, чем особенного, в силу чего они не являются прорывными. Особый интерес в последнее время вызывают вопросы парадигмального сдвига, кризиса в теории воспитания, осмысление синерге-тического, междисциплинарного подходов, предполагающих новое понимание сущности механизмов, закономерностей, содержания, методов воспитания.

5. Изменения в воспитательной деятельности педагога являются ответами на вызо-

вы современности. Как считает С.Д.Поляков, в современной школе должны активно внедряться технологии визуального восприятия и мышления, операциональные информационно-коммуникативные технологии, технологии развития критического мышления, технологии развития толерантности, технологии развития личностной идентичности.

6. Изменения воспитательной деятельности педагога невозможны без его подготовки к процессу изменений. Повышение квалификации и переподготовка педагога - воспитателя должны быть направлены как на овладение новыми знаниями и технологиями, так и на взращивание личност-но-профессиональной позиции , которая проявляется в диалоге с детьми, их родителями, коллегами, включённости педагога в различные виды социальных практик, профессиональных сообществ, ориентированности на индивидуальную траекторию развития.

Таким образом, изменения, происходящие в жизни общества, человека, способах осуществления себя в этом мире, становятся исходными фундаментальными предпосылками для современного понимания воспитания и необходимости изменений воспитательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Изменяющееся воспитание в изменяющейся России: теории, практики, институты, технологии [Текст] // Сборник материалов международной научно-практической конференции. - М., 2012. - 240с..

2. Методологические последствия пара-дигмального сдвига в теории воспитания [Текст] / Ред. Н. Л. Селиванова, Е. И. Соколова. - Москва-Тверь, 2011. - 200с.

3. Фельдштейн, Д. И. Мир Детства в современном мире (проблемы и задачи исследования) [Текст] / Д. И. Фельдштейн. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2013. - 336с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.