Научная статья на тему 'Современное технологическое образование: проблемы и перспективы'

Современное технологическое образование: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1479
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Занаев С. З.

Представлены результаты работы конференции посвященной изучению проблем и перспектив развития технологического политехнического образования и анализу вклада П.Р. Атутова в этом направлении, связанного с применением его идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Занаев С. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное технологическое образование: проблемы и перспективы»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

www.pmedu.ru

2011, №5, 99-103

СОВРЕМЕННОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

THE MODERN TECHNOLOGICAL EDUCATION: PROBLEMS AND PROSPECTS

Занаев С.З.

Научный сотрудник Института содержания и методов обучения РАО E-mail: [email protected]

Zanaev S.Z.

Research scientist of the Institute of Content and Teaching Methods (Russian Academy of Еducation)

Аннотацмя.Представлены результаты работы конференции посвященной изучению проблем и перспектив развития технологического политехнического образования и анализу вклада П.Р. Атутова в этом направлении, связанного с применением его идей.

Annotation. In the article there some results of the conference work devoted to studying of problems and prospects of the polytechnic technological formation development, the analysis of P.R. Atutov's contribution in this direction and concerning the application of his ideas.

16-18 июня 2011 г. в г. Улан-Удэ прошла Международная научно-практическая конференция «Современное технологическое образование: проблемы и перспективы», посвященная 90-летию академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Петра Родионовича Атутова. Организаторами конференции выступили - Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство образования и науки Республики Бурятия, Бурятский государственный университет. Работа конференции строилась по шести направлениям, которые стали основой тематики работы соответствующих секций.

В конференции приняли участие ведущие ученые, преподаватели вузов, учителя, методисты, директора школ, представители органов управления образованием, аспиранты, студенты. В сборнике материалов конференции представлено 172 статьи ученых и работников образования из Беларуси, Болгарии, Израиля, Казахстана, Китая, Кореи, Монголии, Украины, Японии, а также 16 регионов России. Отдельно была выпущена интересная книга: «Грани таланта ученого», в которой его ученики и последователи рассказали о том, как и каким они лично видели своего учителя.

На конференции были рассмотрены актуальные вопросы состояния и перспектив, развития и совершенствования технологического образования, роли и позиции учителя в этих процессах, пути совершенствования системы повышения квалификации педагогов; различные аспекты технологической направленности системы образования, требования государственных образовательных стандартов; особенности реструктуризации региональной системы начального и среднего профессионального образования. Проводилось сопоставительное изучение опыта развития технологического образования в школах России и других стран, в частности, изучалось состояние этого направления в Монголии и Японии. Обсуждались результаты анализа научно-педагогической деятельности П.Р. Атутова, его вклада в развитие политехнического технологического образования подрастающих поколений в стране и в регионе.

Участники конференции рассмотрели, обсудили и приняли общее решение о создании Региональной общественной организации «Ассоциация учителей технологии», приняли проекты соответствующих решений.

Работа конференции началась с выступления ректора Бурятского государственного университета (БГУ), член-корр. Российской академии образования, д.п.н., профессора С.В. Калмыкова, отметившего в своем докладе, что сейчас, когда идеи политехнического образования, технологической подготовки школьников, особенно после неоднократных высказываний президента России о том, что надо укреплять и развивать инженерно-техническое образование и больше обращать внимание на подготовку рабочих кадров, приобретают новую актуальность. Обращаясь ко всем участникам конференции, С.В. Калмыков задал общий положительный настрой для всех присутствующих в зале участников конференции, учителей школ, студентов и преподавателей БГУ и выразил надежду, что само имя и авторитет П.Р. Атутова помогут всем успешно двигаться по переосмыслению и анализу различных перспективных идей, зададут общий вектор и творческий настрой в работе по восстановлению утраченных позиций в этом направлении.

Предоставляя слово для следующего выступления Министру образования и науки Республики Бурятия, к.и.н. А.В. Дамдинову ведущая пленарных заседаний директор Педагогического института БГУ, д.п.н., проф. Н.Ж. Дагбаева отметила большое содействие и помощь, оказанную этим ведомством в решении различных организационных вопросов.

Начиная свой доклад, А.В. Дамдинов передал приветствие от лица Президента Республики Бурятия Н.Г. Наговицына всем участникам конференции и отметил, что мы живем в быстро изменяющемся мире, когда стремительное развитие науки и внедрение новых технологий выдвигают сложные требования перед технологическим образованием и развитием личности. Решение этих проблем возможно только на основе интеграции науки и практики, социально-экономических и педагогических факторов. Касаясь исследований П.Р. Атутова, докладчик отметил, что хотя большая часть работ ученого была посвящена политехническому образованию школьников, его труды по содержанию, формам, методам технологической подготовки важны и для развития профессионального образования. Тем самым нам сегодня важно еще раз обратиться к творческому наследию ученого и постараться реализовать его концептуальные идеи.

А.В. Дамдинов заверил, что в этом плане уже немало сделано в сфере общего образования Республики Бурятия (РБ): это профилизация школ, уделение особого внимания таким вопросам, как технология в сельских школах, организация трудовых практик школьников, обучение в производственных учебных комбинатах, получение трудовых профессий в школах и т.д.

Выделяя задачи модернизации профессионального образования (ПО), докладчик заверил, что в Республике Бурятия планомерно проводится работа в этом направлении наряду со структурной перестройкой на основе региональных потребностей рынка труда.

Создание и развитие образовательно-производственных комплексов на базе довузовского профессионального образования рассчитано до 2015 года, выступающий отметил, что во многом эта работа стала возможным благодаря огромной деятельности, которая была проведена в предыдущие годы под многолетним руководством предыдущего министра образования РБ, учеником П.Р. Атутова, С.Д. Намсараева.

В завершении своего доклада А.В. Дамдинов пожелал всем участникам конференции плодотворной работы.

С приветственным выступлением к участникам конференции обратился профессор Высшей школы образования и гуманитарного развития Университета Нагойя (Японии) господин Ецуо Йо-кояма. По словам выступающего, в Японии в начальных школах плохо преподается ручной труд, этому предмету уделяется мало внимания, и эта работа недостаточно оплачивается. В связи с этим они вместе с господином Тацуро Мацумото, прибывшим вместе с ним на конференцию, намерены изменить это положение. Докладчик пояснил, что г-н Мацумото трудится директором школы, и составил учебный план для обучения школьников ручному труду, который он презентует на конференции, и они ждут от всех участников заседаний замечаний и предложений по их программе!

Следующий иностранный докладчик доктор (РИБ), профессор, директор Института изобразительного искусства и технологий МГУО Монголии Лочин Цэрэнсодном отметил, что наши учебные заведения связывают многолетние традиции сотрудничества и выразил благодарность коллегам из БГУ за активное участие в работе конференции по актуальным проблемам изобразительного искусства и технологии, прошедшей в марте этого года в г. Улан-Баторе (Монголия). Господин Цэрэнсод-ном заверил всех, что они в дальнейшем также будут прилагать большие усилия по совместной работе. Многостороннее сотрудничество между вузами Монголии и России будет развиваться в направлении совершенствования обучения и научной работы будущих специалистов.

Ведущая конференции д.п.н., проф. Н.Ж. Дагбаева объявила, что в составе делегации из Монголии приехали еще пятеро коллег педагогов из разных учебных заведений, которые также примут участие в работе секционных заседаний конференции.

Следующее слово для выступления было предоставлено проф. кафедры педагогики Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (АПКиППРО) д.п.н., профессору Инессе Исааковне Зарецкой, которая приветствовала всех от себя лично и от лица академии, и от учеников Атутова П.Р. Выступающая поделилась интересными воспоминаниями о нем как ученом-педагоге, выделила его личностные качества как организатора и сообщила, что за время своего руководства он внес в жизнь института много нового. Перечисляя эти нововведения, И.И. Зарецкая отметила, что это проявилось во внимательном отношении к молодым сотрудникам, в расширении международных связей, в поддержке новых инициатив, любого начинания, потому что сам П.Р. Ату-тов как ученый никогда не стоял на месте. С его приходом оживились многие направления научнопедагогической деятельности института. В то время когда он стал директором института, он был уже известный во всем мире специалист в области политехнического образования. Это был ученый-педагог, который удивительно умел чувствовать веление времени.

Но пришло время, это было начало 1980-х годов, когда П.Р. Атутов понял, что необходимо развивать еще другое, более конкретное направление - формирование функциональной грамотности. По воспоминаниям И.И. Зарецкой, в это же время он впервые задумался над тем, что привычное для производственной сферы понятие технологии пора перевести на все виды преобразовательной деятельности, в том числе на педагогическое образование. Вот именно тогда родились первые идеи, связанные с внедрением технологического образования в школах, в начальных и средних профессиональных учебных заведениях, а также в высшей школе. С этим было связано особое внимание к применению проектной деятельности.

Завершая свое выступление, И.И. Зарецкая выразила благодарность всем коллегам и отметила, что то, что перед ними выступали коллеги из Японии, Монголии, это является свидетельством того, что Бурятия становится Международным центром распространения идей, автором которых являлся П.Р. Атутов и пожелала всем успехов, оптимизма и веры в то, что опираясь на эти продуманные идеи, они смогут решить те непростые задачи, которые стоят перед всеми.

Руководитель пленарных заседаний конференции директор Педагогического института БГУ, д.п.н., проф. Н.Ж. Дагбаева выразила благодарность д.п.н., проф. кафедры педагогики АПКиППРО И.И.Зарецкой и сообщила о том, что работа конференции началась еще 15 июля, и около 40 практикующих учителей, преподавателей колледжей стали слушателями семинара-тренинга, который провела д.п.н., проф. главный редактор журнала «Школа и производство» Г.В. Пичугина, являющаяся информационным спонсором конференции, она привезла и презентовала много отдельных номеров изданий, которые потом были бесплатно распределены среди участников. Со слушателями также плодотворно поработал д.ф-м.н., проф., зав. каф. технологии и предпринимательства МПГУ Ю.Л. Хотунцев, с выступления которого и началась пленарная часть заседаний конференции.

В своем выступлении Ю.Л. Хотунцев провел анализ вклада П.Р. Атутова в решение педагогических проблем трудового воспитания и обучения учащихся, политехнического образования, профессионального обучения, а также технологической подготовки школьников.

Модератор конференции д.п.н., проф. Н.Ж. Дагбаева сообщила, что в БГУ в педагогическом институте ведется подготовка бакалавров педагогики по профилю технологического образования и отдельно ведется подготовка специалистов в области профессионального обучения и информацион-

ного дизайна. Учитывая, что проблемы развития профессиональной подготовки являются отдельной большой темой работы конференции, следующее выступление было предоставлено начальнику отдела начального и среднего профессионального образования Министерства образования и науки Республики Бурятия к.п.н. В.И. Тютрину.

В своем докладе он раскрыл различные организационные аспекты особенностей развития этого важного направления образования в Республике Бурятия, представляющие интерес для отечественной педагогики.

В заключение доклада В.И. Тютрин сообщил, что во многом в развитие и совершенствование практики НПО и СПО региона вошли идеи, подготовленные П.Р. Атутовым.

Модератор конференции директор Педагогического института БГУ д.п.н. проф. Н.Ж. Дагбаева объявила, что для сохранения памяти об Атутове П.Р. выпущена книга «Грани таланта ученого», и выразила благодарность всем приславшим воспоминания о нем как ученом-педагоге и пригласила желающих приобрести их.

Следующая часть пленарных заседаний началась с доклада д.п.н., профессора, главного редактора журнала «Школа и производство», главного научного сотрудника Института содержания и методов обучения РАО Г.В. Пичугиной.

Начиная свое выступление, она сообщила, что в этом году журналу «Школа и производство» исполняется 54 года и отметила, что в прошлом году издание было включено в перечень ВАК и от лица редколлегии пригласила всех желающих стать его авторами.

В докладе Г.В. Пичугиной были обнародованы результаты обстоятельного анализа состояния и перспектив развития технологического образования в стране, при котором она опиралась на обширную редакционную почту, на опыт участия во Всероссийской олимпиаде школьников по Технологии и работе в ГАКе в МПГУ, материалы рецензирования учебников по «Технологии», обширный опыт участия и проведения конференций, выставок, семинаров и т.д.

Следующий доклад заведующего кафедрой технологии МГУО, доктора наук ^с), профессора Цэвэн Жигмид был посвящен особенностям развития технологического образования в учебных заведениях Монголии и показал встречающиеся сложности и методы их решения, представляющие интерес для коллег. Выступающий подчеркнул, что в вузах страны проводятся учебно-практические и производственно-практические работы, рассматриваемые как главная форма связи между учебой и жизнью. Обучение на практике в их стране проходит при финансовой поддержке правительства Турции. Школа изобразительного искусства и технологий при МГУО с 2007 года помимо учебнопрактической работы начала проводить учебно-производственную практику.

В заключение доклада выступающий отметил, что тесная взаимосвязь обучения с производством, организацией исследований во взаимосвязи с учебно-производственной практикой, являются залогом успешного достижения образовательно-воспитательных целей.

Доклад д.п.н., профессора кафедры педагогики БГУ С.Д. Намсараева был на тему: «Глобальные вызовы образования традиции и инновации».

На основе анализа своего опыта организационной, научно-педагогической деятельности выступающий указал на необходимость применения и использования богатейшего отечественного опыта по развитию политехнического образования, недопустимости его огульной критики, когда некоторые утверждают, что «советский» политехнизм только вредил. При этом винят «советскую» систему образования, в то же время признают, что она принесла миру, человечеству освобождение от рабского труда.

Докладчик отметил с сожалением, что эти темы в философских кругах недостаточно обсуждаются и встречающееся излишнее очернительство является глубочайшим заблуждением и глобальным вызовом технологическому образованию, всему человечеству!

Заключительное выступление пленарных заседаний было предоставлено Тацуро Мацумот и Эцуо Йокояма (Япония), которые ознакомили всех с состоянием технологического образования у себя в стране. Завершая своим выступлением пленарные заседания конференции, коллеги из Японии объявили о возможности их продолжения на следующих встречах.

Дальнейшая работа конференции продолжилась на заседаниях объединенных секций. На секции 1 рассматривались темы: а) «Теоретико-методологические и управленческие основы технологического образования», в) «Теория и практика профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов».

В заключение общих дискуссий был составлен протокол о намерениях: ГОУ ВПО БГУ РФ, ГОУ ВПО МПГУ РФ, институт образования и науки Нанкинский педагогический университет (Китай), МГУО Монголия, национальный университет образования Геонг-ин Республики Корея, университет г. Нагойя (Япония) создать Международную ассоциацию исследователей педагогов технологического образования.

Настоящая ассоциация создается в память об основоположнике трудового обучения и политехнического образования в РФ, академике РАО П.Р. Атутове.

Представители АПК и ППРО РФ, ГОУ ВПО БГУ РФ, ГОУ ВПО МПГУ РФ, института управления и науки Нанкинского педагогического университета Китая, МГУО Монголии, национального университета образования Геонг-ин (Республика Корея), университета г. Нагойя (Япония), именуемые стороны в целях разработки коллективной стратегии развития технологического образования, выработки перспектив ее развития в странах участниках ассоциации согласились о нижеследующем:

1. Создать в рамках существующего законодательства в каждой из стран Международную ассоциацию исследователей педагогов технологического образования, которая предусматривает следующие виды деятельности: обмен информацией о технологическом образовании школьников и подготовки учителей технологии и предпринимательства; стажировки преподавателей, научных сотрудников и студентов между сторонами; проведение совместных международных конференций по технологическому образованию школьников и подготовки учителей технологии; ознакомление с опытом преподавания технологии в школах и подготовки учителей в вузах разных стран; сетевое взаимодействие участников ассоциации и другие формы сотрудничества, которые могут быть взаимно согласованы.

2. Штаб-квартирой ассоциации является БГУ. Ассоциацию возглавляет ректор БГУ С.В. Калмыков, Руководитель рабочей группы профессор Ю.Л. Хотунцев (МПГУ).

3. Стороны, если это будет сочтено полезным и необходимым, могут создать дополнительные формы организации для поддержки и сотрудничества. Финансовые и организационные вопросы реализации конкретных проектов будут обсуждаться и согласовываться в рамках отдельных двусторонних протоколов. Договаривающиеся стороны назначат ответственных лиц для координации вопросов сотрудничества.

Настоящий договор о намерениях вступает в силу с момента подписания его сторонами и является основой для создания ассоциации, договор о которой будет в силе в течение пяти лет и будет автоматически продлеваться, если ни одна из сторон не предупредит другую о своем намерении прекратить сотрудничество.

В рамках конференции было проведено общее голосование за заслушанную резолюцию. Прошло награждение приехавших из-за рубежа Японии, Монголии, коллег из Москвы, из других регионов, высказаны благодарности всем участникам, активно помогавшим при организации и решении различных вопросов по проведению конференции. Сама процедура публичного признания успехов и достижений коллег, поощрения и личные поздравления присутствующих явились сильным морально стимулирующим фактором для всех отмеченных. Результаты работы конференции показали, что она прошла в соответствии с намеченным планом и программой, что позволило переосмыслить назревшие проблемы и обменяться опытом. Для участников конференции была предложена интересная культурная программа - концерт вокально-инструментального ансамбля БГУ «Байкальские волны», которому исполнилось 50-лет и красочная незабываемая экскурсия на Байкал.

Интернет-журнал «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

2011, №5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.