Научная статья на тему 'Современное татарское национальное изобразительное искусство как средство этнокультурного образования'

Современное татарское национальное изобразительное искусство как средство этнокультурного образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
504
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / НАРОД / НАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ТРАДИЦИЯ / ETHNOCULTURAL EDUCATION / FINE ART / NATION / NATIONALITY / TRADITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Насибуллова Гузель Ришатовна, Насибуллов Рамис Рафагатович

В статье рассматриваются возможности современного татарского национального изобразительного искусства в этнокультурном образовании молодежи. Авторами проводится обзор современного татарского национального изобразительного искусства, выявляются основные тенденции его развития. Авторы выявляют, что введение в образовательный процесс знаний о родной народной культуре, знакомство с культурными достижениями других народов способствуют развитию у современной молодежи интереса к народной культуре, к людям разных национальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Насибуллова Гузель Ришатовна, Насибуллов Рамис Рафагатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TATAR NATIONAL FINE ART AS A MEANS OF ETHNOCULTURAL EDUCATION

The article considers the possibilities of modern Tatar national fine art in ethnocultural education of youth. The authors conduct a review of modern Tatar national fine art and reveal the main tendencies of its development. The conclusion is drawn that the introduction of native folk culture knowledge into educational process, acquaintance with cultural achievements of other peoples contribute to the development of interest to folk culture, to people of different nationalities among modern youth.

Текст научной работы на тему «Современное татарское национальное изобразительное искусство как средство этнокультурного образования»

Насибуллова Гузель Ришатовна, Насибуллов Рамис Рафагатович

СОВРЕМЕННОЕ ТАТАРСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются возможности современного татарского национального изобразительного искусства в этнокультурном образовании молодежи. Авторами проводится обзор современного татарского национального изобразительного искусства, выявляются основные тенденции его развития. Авторы выявляют, что введение в образовательный процесс знаний о родной народной культуре, знакомство с культурными достижениями других народов способствуют развитию у современной молодежи интереса к народной культуре, к людям разных национальностей. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/10-1/58.1^т1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 10(64): в 3-х ч. Ч. 1. C. 203-205. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/10-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@aramota.net

DIAGNOSTIC ANALYSIS OF TECHNICAL STUDENTS' RESEARCH SKILLS AND RESEARCH POTENTIALS

Myasnikova Tat'yana Vyacheslavovna, Ph. D. in Pedagogy I. N. Ulianov Chuvash State University tatyanamyasnikova@ya. ru

The article considers the integration of science and practice re-interpreting approaches to research activity, which presupposes research competence, students' purposeful research activity. The author identifies research skills and criteria to evaluate technical students' research potentials. The paper provides results of a diagnostic analysis of technical students' research skills and research potentials.

Key words and phrases: students' research skills; students' research potentials; technical student; expert method; diagnostic analysis.

УДК 371:37.01

В статье рассматриваются возможности современного татарского национального изобразительного искусства в этнокультурном образовании молодежи. Авторами проводится обзор современного татарского национального изобразительного искусства, выявляются основные тенденции его развития. Авторы выявляют, что введение в образовательный процесс знаний о родной народной культуре, знакомство с культурными достижениями других народов способствуют развитию у современной молодежи интереса к народной культуре, к людям разных национальностей.

Ключевые слова и фразы: этнокультурное образование; изобразительное искусство; народ; национальность; традиция.

Насибуллова Гузель Ришатовна, к. филол. н. Насибуллов Рамис Рафагатович, к. пед. н., доцент

Казанский (Приволжский) федеральный университет guzl983@mail.ru; nasibullov_ramis@mail.ru

СОВРЕМЕННОЕ ТАТАРСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В современном обществе вследствие взаимодействия народов, разных культур происходит стирание межэтнических границ, исчезновение межэтнического многообразия, также возникает межэтническая напряженность. Поэтому велика значимость формирования межэтнической толерантности современной молодежи. Среди приоритетных задач модернизации российского образования рассматривается выработка конкретных путей развития и совершенствования педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде. «Гуманизация общества, провозгласившего человека наивысшей ценностью, нуждается в гуманитарных, эстетических и этических средствах, способствующих духовному развитию внутреннего мира человека» [4, с. 16]. Очень важно учитывать то, что защита достоинства и прав каждого народа основана на политической стабильности нашей страны, которая исторически сформировалась как поликультурная страна. Национальная образовательная политика должна быть направлена на сохранение и развитие всего богатства многообразия культур, развитие социальных механизмов, помогающих снимать напряженность в отношениях между этносами. Пути решения данной задачи мы видим в воспитании молодежи на основе принципа диалога культур, способствующего гармонизации межнациональных отношений, духовной консолидации народов, которые может, несомненно, обеспечить этнокультурное образование. Наряду с приобретением общих и специальных знаний, студенты вырабатывают не только свои первые профессиональные умения и навыки, но и соответствующую систему ценностей [7]. Этнокультурное образование включает в себя сохранение и возрождение национальной культуры и традиций своего народа, этнокультурной идентичности личности при помощи приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Искусство - необходимое условие и средство этнокультурного образования учащихся, так как оно представляет собой мир образов, окружающих учащихся в природной и социальной реальности, в силу чего создает эмоционально насыщенную среду для формирования собственной картины мира. В современном татарском национальном изобразительном искусстве наблюдается интерес к глубокому освоению и творческому развитию различных пластов художественного наследия, народной культуры в целом. Изобразительное искусство способствует расширению знаний в области культуры и истории своего народа у современной молодежи.

Этнокультурное образование, его различные аспекты являются предметом исследования многих научных трудов. В разное время к проблеме этнокультурного образования обращались такие исследователи,

204

^БЫ 1997-2911. № 10 (64) 2016. Ч. 1

как Б. Т. Лихачев, Т. А. Костюкова, Г. Н. Волков, А. С. Каргин, А. Б. Афанасьева, М. С. Каган, Е. Н. Ченкураева, Л. Н. Нехвядович, С. А. Гоголева и др. Основополагающим направлением в определении теоретических основ анализа современного татарского национального изобразительного искусства для выявления его значимости в образовательном процессе являются работы ученых Г. Валеевой-Сулеймановой, С. М. Червонной, А. К. Ахметшиной, О. Большакова, Р. Шамсутова, Д. К. Валеевой и др. Однако в области художественного образования недостаточно реализуется возможность использования потенциала национального искусства в формировании этнокультурных знаний у современной молодежи.

«Этнокультура - это и источник обновления содержательной основы современного воспитания, и традиционное этническое средство формирования личности» [2, с. 316]. Знание истоков народного творчества, его художественной природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры человека.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, в котором важное место уделяется региональным, национальным и этнокультурным потребностям народов Российской Федерации, идея сохранения и развития культуры нашей страны является приоритетной и распространена в современной образовательной системе. Специфика развития каждого конкретного региона, национальные и культурные традиции населяющих его народов определяют своеобразие содержания регионального компонента художественного образования [1]. «Современные информационные технологии становятся одним из важнейших инструментов модернизации высшей школы в целом - от управления до воспитания и обеспечения доступности образования» [5, с. 49]. С другой стороны, остро встает вопрос сохранения и развития всего богатства многообразия культур в современном обществе, которому поспособствует этнокультурное образование.

Этнокультурная проблематика сложна и многосоставна, многие ее понятия недостаточно разработаны, несмотря на то, что в настоящее время науки, изучающие этические проблемы, активно развиваются. Отдельные области этнокультуры являются предметом исследования многих наук: различных ветвей этнологии, фольклористики, искусствоведения, этнопедагогики, этнопсихологии и др. [3]. Особую роль как средство этнокультурного образования играет изобразительное искусство, один из элементов национального искусства, выражающих историю и современность.

В настоящее время в татарском национальном изобразительном искусстве наблюдается повышенное внимание к традиционной народной культуре, в значительной степени вызванное ростом этнического самосознания народов и являющееся выражением своеобразной реакции на процессы унификации и урбанизации культуры. Современные художники стараются отразить в своих полотнах глубинные истоки культурно-исторического и духовного наследия своего народа. Современное татарское национальное изобразительное искусство основывается на многовековом пространстве традиций, где соединяются Восток и Запад. И тюркская идея является актуальной, проистекает из признания общности этнического происхождения, родства языка и близости культур тюркских народов, происходит решительный прорыв национального общественного сознания в сторону открытия заново исторического наследия, выдвигаются новые версии татарского этногенеза, растет интерес к традиционной культуре татарского народа.

В современном татарском изобразительном искусстве основное внимание направлено на культурно-историческое и духовное наследие, оно является источником творчества многих татарских художников. Татарские художники в своих работах стараются передать внешние признаки уходящего традиционного уклада, соседствующие с ритмами новой жизни, выражают культуру народа в исторических реконструкциях. Они также уделяют внимание исламу, который вдохновляет художников мистикой, метафорическим характером и декоративностью. Для современного общественного сознания характерна актуальность идеи национального возрождения. Религия выступает как один из факторов этнического самосознания татарского народа. Многие художники уделяют особое внимание кораническим образам, мотивам, используют их в своем творчестве. Это очень ярко проявляется в работах А. Абзгильдина, И. Зарипова, А. Ильясовой, Р. Шамсутова, Х. Шари-пова, А. Фасхутдинова, Ф. Гирфанова, которые ввели в язык современного татарского искусства целый ряд мифологических образов, извлеченных из Корана, хадисов, народных поверий. В таких работах чувствуется много смутных ощущений: музыкальных, ритмических, декоративных, иногда просто на уровне прекрасного изображения или возвышенного знака. Картины, выражающие национальный характер татарского народа, глубоко самобытные, прочно базирующиеся на народных художественных традициях (вышивка, узорное ткачество, искусство намазлыка), также вносят огромный вклад в этнокультурное образование.

Возрождение традиционных видов исламского искусства способствует обогащению татарского национального искусства новыми красками, направлениями. С исламом в художественной культуре булгаро-татар неразрывно связано искусство рукописной книги - каллиграфии в широком разнообразии традиционных почерков [7]. С каллиграфической традицией связан один из видов татарского художественного творчества - шамаиль. Шама-илями волжские татары называют настенные надписи обычно прямоугольной горизонтальной формы, содержащие каллиграфический текст - изречение из Корана. В настоящее время наблюдается возрождение шамаиля. Такие художники, как Ф. Гирфанов, Н. Исмагилов, Р. Салахутдинов, Р. Марданов, Р. Мухаметжанов, С. Гилязетди-нов, уделяют особое внимание в своем творчестве каллиграфическому и изобразительному шамаилю.

Для выявления осведомленности молодежи об истории, традициях, этнокультуре татарского народа нами был проведен эксперимент. В эксперименте участвовало 300 человек разных специальностей в возрасте 18-25 лет. Каждому испытуемому были предложены вопросы и 10 картин современных татарских художников, посвященных истории, традициям, культуре татарского народа. Испытуемые должны были ответить

на вопросы и назвать предметы, символы, цвета, связанные с этнокультурой своего народа, исторические события и личности, изображенные на картинах. Были заданы следующие вопросы.

1. Когда вы последний раз были на выставке изобразительного искусства?

2. Какие элементы этнокультуры татарского народа можете назвать?

3. Назовите современных татарских художников.

4. Какие знаете картины, посвященные татарской национальной культуре?

5. Если бы вы написали картину о татарской национальной культуре, что изобразили бы?

Целью анкеты является выявление отношения молодежи к современному татарскому национальному изобразительному искусству и уровня знаний в этой области. Испытуемые правильно назвали элементы национальной одежды, быта, национальные праздники и обычаи. Но выяснилось, что недостаточно знаний об исторических событиях и личностях татарского народа. По результатам опроса, 83% опрошенных людей показали высокий и средний уровень знаний в области искусства. Они интересуются историей, культурой, традициями татарского народа, наблюдают за развитием современного татарского национального искусства. Между тем анализ ответов показал, что есть среди молодежи и те, кто мало знаком с искусством. Они не владеют знаниями в области истории и культуры татарского народа. Таких оказалось 17% из опрошенных.

Таким образом, краткий обзор современного татарского национального изобразительного искусства показывает многогранность творчества современных художников. Используя разные художественные системы, разный «исторический» язык, современные татарские художники воплощают в своих картинах историю, этнические корни, традиции, ценности своего народа.

Ознакомление молодежи с народной культурой должно быть в основе воспитания, так как в ней закреплены наилучшие творческие достижения народа. По итогам нашего исследования было выявлено, что искусство оказывает огромное влияние на духовное состояние человека, его способности к творчеству, его движение по жизни и его мировоззрение. Искусство играет особую роль в развитии человека, и именно с помощью искусства человек становится личностью, обретает умение чувствовать, становится эстетически воспитанным и восприимчивым.

Список литературы

1. Ахметшина А. К. Современные тенденции татарского изобразительного искусства: автореф. дисс. ... к. искусствоведения. М., 2000. 24 с.

2. Ахметшина А. К. Языческий мир Ахсана Фатхутдинова // III Конгресс этнографов и антропологов России (г. Москва, 8-11 июня 1999 г.): тезисы докладов. М., 1999. С. 316-318.

3. Большаков О. Ислам и изобразительное искусство // Труды Государственного Эрмитажа. Л., 1969. Т. Х. С. 142-156.

4. Гоголева С. А. Изобразительное искусство как средство этнокультурологического образования учащихся 5-9 классов (на примере Республики Саха (Якутия)): дисс. ... к. пед. н. Якутск, 2005. 184 с.

5. Насибуллов Р. Р., Насибуллова Г. Р. Дистанционное обучение как современное средство непрерывного образования // Образование и саморазвитие. 2012. № 3 (31). С. 48-53.

6. Шамсутов Р. Шамаиль с именами обитателей пещеры и его магические свойства // Казанское востоковедение: традиции, современность и перспективы: тезисы и краткое содержание докладов Международной конференции. Казань, 1997. С. 156-161.

7. Яруллин И. Ф., Насибуллов Р. Р. Гражданская ответственность современной молодежи как основная задача вуза // Казанская наука. 2015. № 3. С. 174-176.

MODERN TATAR NATIONAL FINE ART AS A MEANS OF ETHNOCULTURAL EDUCATION

Nasibullova Guzel' Rishatovna, Ph. D. in Philology Nasibullov Ramis Rafagatovich, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Kazan (Volga Region) Federal University guz1983@mail.ru; nasibullov_ramis@mail.ru

The article considers the possibilities of modern Tatar national fine art in ethnocultural education of youth. The authors conduct a review of modern Tatar national fine art and reveal the main tendencies of its development. The conclusion is drawn that the introduction of native folk culture knowledge into educational process, acquaintance with cultural achievements of other peoples contribute to the development of interest to folk culture, to people of different nationalities among modern youth.

Key words and phrases: ethnocultural education; fine art; nation; nationality; tradition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.