Научная статья на тему 'Диагностический анализ исследовательских умений и активности студентов технического профиля в исследовательской деятельности'

Диагностический анализ исследовательских умений и активности студентов технического профиля в исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ СТУДЕНТОВ / АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТУДЕНТ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / ЭКСПЕРТНЫЙ МЕТОД / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / STUDENTS' RESEARCH SKILLS / STUDENTS' RESEARCH POTENTIALS / TECHNICAL STUDENT / EXPERT METHOD / DIAGNOSTIC ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мясникова Татьяна Вячеславовна

В статье интеграция науки и практики рассматривается через пересмотр подходов к исследовательской деятельности, которая предполагает наличие исследовательских умений, активности студентов в исследовательской деятельности. Определены исследовательские умения и критерии активности студентов технического профиля. Приводятся результаты диагностического анализа исследовательских умений и активности студентов технического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мясникова Татьяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTIC ANALYSIS OF TECHNICAL STUDENTS’ RESEARCH SKILLS AND RESEARCH POTENTIALS

The article considers the integration of science and practice re-interpreting approaches to research activity, which presupposes research competence, students’ purposeful research activity. The author identifies research skills and criteria to evaluate technical students’ research potentials. The paper provides results of a diagnostic analysis of technical students’ research skills and research potentials.

Текст научной работы на тему «Диагностический анализ исследовательских умений и активности студентов технического профиля в исследовательской деятельности»

Мясникова Татьяна Вячеславовна

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье интеграция науки и практики рассматривается через пересмотр подходов к исследовательской деятельности, которая предполагает наличие исследовательских умений, активности студентов в исследовательской деятельности. Определены исследовательские умения и критерии активности студентов технического профиля. Приводятся результаты диагностического анализа исследовательских умений и активности студентов технического профиля. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/10-1757.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 10(64): в 3-х ч. Ч. 1. C. 200-203. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/10-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

Список литературы

1. Капитонова Т. И., Московкин Л. В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. СПб.: Златоуст, 2006. 272 с.

2. Муллинова О. А., Муллинова Т. А. Работа с текстами по специальности на занятиях по русскому языку как иностранному // Обучение языкам в условиях би- и полилингвизма: проблемы, инновации, перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Алматы: КазНТУ, 2010. С. 342-343.

WORK WITH TEXT AT THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE AS A FOREIGN ONE (BY THE MATERIAL OF THE TEXT "THE FIRST COSMONAUT YU. A. GAGARIN")

Mullinova Ol'ga Aleksandrovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Mullinova Tat'yana Aleksandrovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Krasnodar Higher Military Aviation School for Pilots named after A. K. Serov o.mullinova@mail.ru; t.mullinova@mail.ru

The article is devoted to the problem of teaching reading to foreign students. It is shown that the purpose of teaching reading is to reveal semantic links of a speech work presented in the written form. To learn to read it is necessary to develop certain skills and abilities. The paper gives an example of working with the text "The First Cosmonaut Yu. A. Gagarin".

Key words and phrases: Russian language as a foreign one; reading; text; speech activity; skills; abilities.

УДК 378.375(075.8)

В статье интеграция науки и практики рассматривается через пересмотр подходов к исследовательской деятельности, которая предполагает наличие исследовательских умений, активности студентов в исследовательской деятельности. Определены исследовательские умения и критерии активности студентов технического профиля. Приводятся результаты диагностического анализа исследовательских умений и активности студентов технического профиля.

Ключевые слова и фразы: исследовательские умения студентов; активность студентов в исследовательской деятельности; студент технического профиля; экспертный метод; диагностический анализ.

Мясникова Татьяна Вячеславовна, к. пед. н.

Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова tatyanamyasnikova@ya. ги

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Постоянно находящийся в движении рынок труда требует от молодого специалиста не только мастерства, но и умения ориентироваться в разных сферах деятельности и быстро приспосабливаться к меняющимся условиям.

Поэтому одной из задач высшего образования в современных условиях является объединение науки и практики. Связь между высшим образованием и научным исследованием особенно важна для образовательных программ технического профиля и является основополагающей.

Как правило, интеграция науки и практики рассматривается через пересмотр подходов к исследовательской деятельности студентов технического профиля, которая предполагает наличие исследовательских умений, активности в исследовательской деятельности.

В. И. Андреев рассматривает исследовательскую деятельность как организуемую с использованием преимущественно дидактических средств косвенного и перспективного управления деятельность обучающихся, направленную на поиск объяснения и доказательств закономерных связей, экспериментально наблюдаемых или теоретически анализируемых фактов, явлений, процессов, в которой доминирует самостоятельное применение научных методов познания, в результате обучающиеся активно овладевают знаниями, развивают свои исследовательские умения и способности [1].

Сущность исследовательской деятельности обусловлена её функциями: организация творческого поиска и применение знаний, овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, формирование интереса, потребности в творческой деятельности.

Применить новые знания и умения в стенах образовательной организации, полученные в ходе исследовательской деятельности, можно в следующих формах: выполнение творческих работ, курсовое проектирование и выпускная квалификационная работа с практической реализацией результатов исследовательской деятельности, рационализаторская и изобретательская деятельность, разработка новых и совершенствование действующих технологий.

Исследовательские умения включают умения мыслить категориями науки, применять методику научного исследования для решения научной проблемы. Соглашаясь с мнением В. И. Антипова, Г. С. Засобина, В. Г. Сохрина, Н. М. Яковлевой и др., определяющих умения через специфику отдельных компонентов или видов деятельности, мы выделили семь групп исследовательских умений по [5]:

1. Умения работать с первоисточниками: библиографические умения; знание типов каталогов и умение работать с ними; работать со справочной технической литературой и ориентироваться в профессиональной периодической литературе; вести записи по прочитанному; видеть структуру изложенного материала и систематизировать материал - У1.

2. Умения наблюдать и анализировать явления и факты: выбрать объект наблюдения; определить цель и задачи наблюдения и проводить наблюдение; фиксировать наблюдаемые явления и анализировать данные наблюдения; проводить самоконтроль и самооценку - У2.

3. Умение выявлять проблему (задачу) и решать ее: анализировать ситуацию; видеть и формулировать проблему, находить способы ее решения и проверять решения - У3.

4. Умение формулировать гипотезу: отбирать и проверять данные, на которых строится гипотеза; сформулировать гипотезу; уточнить гипотезу - У4.

5. Умение разработать и провести эксперимент (расчеты, теоретическое исследование), обработать и обобщить результаты: анализировать исходные данные; разработать идею эксперимента (исследования), его технологию и методику; провести эксперимент и подвести его итоги; выполнить самоконтроль и самооценку - У5.

6. Умение обобщать результаты исследования, делать общие выводы: анализировать проделанную работу с целью выявления наиболее существенных результатов; формулировать обобщающие выводы в соответствии с поставленными целями, задачами и результатами их выполнения; оценить результаты проведенного исследования с точки зрения их достоверности и практической значимости - У6.

7. Умение использовать достижения смежных наук: использовать методы исследования, применяемые в смежной науке; применять ключевые и частные идеи смежной науки в область осуществляемого исследования; обосновывать идею и выводы исследования положениями смежных наук - У7.

Исследователями П. Ю. Романовым, Н. В. Сычковой, Н. М. Яковлевой предлагаются различные подходы к развитию исследовательских умений студентов, но их объединяет идея о том, что развитие умений должно протекать целенаправленно, систематично и поэтапно на всем протяжении обучения [7].

Придерживаясь мнения А. П. Акимова, В. И. Антипова, Г. С. Засобина, З. Ф. Леонова, В. Г. Сохрина, Н. М. Яковлевой и др., определяющих умения через специфику отдельных компонентов или видов деятельности, мы предложили экспертам оценить умения исследовательской деятельности студентов технического профиля.

Экспертные методы используют эвристические возможности человека, позволяя на основе знания, опыта и интуиции специалистов, работающих в данной области, получить оценку исследуемых явлений [3].

Кроме того, следует отметить, что экспертные методы рассматриваются в педагогике не как способ выявления общественного мнения о субъектах, а как один из возможных подходов к всестороннему изучению сложных педагогических проблем [6].

В ходе экспертной оценки исследовательских умений студентов технического профиля был использован анализ курсовых проектов (КП) бакалавров. Выполнение курсового проекта развивает у студента логическое мышление, способствует творческому совершенствованию.

Для этого была сделана выборка студентов бакалавриата технического профиля «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений» по направлению подготовки «Электроэнергетика и электротехника» 3 и 4 курсов очной и заочной форм обучения. Для экспертной оценки было отобрано 30 работ, из них: по очной форме обучения - 10 работ, по заочной - 20. Дело в том, что, несмотря на предполагаемую самостоятельность данного вида работы, зачастую для студентов основные параметры курсовых проектов разрабатываются их руководителями.

В итоге были получены следующие результаты анализа КП бакалавров: часто актуальность исследования имела формальный характер; в некоторых случаях наблюдались невысокие знание предмета и смежных дисциплин, а также общая эрудиция студента, что было охарактеризовано экспертами как невысокий уровень развития общекультурных и общепрофессиональных компетенций студентов; настораживает и тот факт, что в работах нет противоречивых, неожиданных результатов; менее 1% наименований КП строились на реальном материале предприятий, организаций или учреждений, на результатах практики студентов, на научных работах членов кафедры; более 98% студентов используют компьютерные программы для выполнения КП.

Кроме того, эксперты отметили невысокую степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности студентов при выполнении КП бакалавров, поэтому лишь 60% студентов своевременно выполнили график КП.

Обобщённые результаты диагностического анализа исследовательских умений студентов технического профиля приведены на Рис. 1.

Из Рис. 1 видно, что практически каждый пятый студент умеет работать с первоисточниками. Остальные исследовательские умения выявлены примерно у 10% студентов. Немногим в большую сторону выделяется умение наблюдать явления и факты - на уровне 15%. Наиболее малочисленным оказалось умение формулировать гипотезу. Мы связываем это со сложностью самого процесса построения гипотезы и наличия малого практического опыта этого вида деятельности у студентов технического профиля.

25%

15% 10% 5%

1 1

« ж

У1 У2 УЗ У4 У5 У6 У7

Ряд1 20% 15% 10% 9% 10% 11% 10%

Рис. 1. Обобщённые результаты диагностического анализа исследовательских умений студентов технического профиля

Активность в исследовательской деятельности является фактором, обеспечивающим формирование и развитие исследовательских умений.

Из анализа теоретических источников установлено, что к показателям повышения активности студентов относятся: участие в творческих мероприятиях (конкурсах, выставках, конференциях), а также достижения в этих мероприятиях [2]. Поэтому динамику развития активности в исследовательской деятельности мы прослеживали по следующим критериям: а) участие студентов в творческих мероприятиях; б) продуктивность участия в творческих мероприятиях (по результатам побед и наград).

Было отмечено, что успехи одних студентов стимулировали активность других, менялись их коммуникативные отношения, наблюдалось сплочение студентов, что поспособствовало росту активности в исследовательской деятельности.

Результаты исследования свидетельствуют и о том, что активность в исследовательской деятельности зависит не только от мотивации со стороны студентов, но и от стимулирования этой мотивации со стороны преподавателей.

Для анализа активности студентов в исследовательской деятельности мы привлекли экспертов. Отчеты экспертов позволили нам сделать следующий вывод: лишь 2,5% ежегодно участвуют в творческих мероприятиях и занимают призовые места, около 9% - участвуют «от случая к случаю», но среди них более 50% ни разу не занимали призовых мест, и более 88,5% - вовсе не участвуют в творческих мероприятиях и не желают принять в них участие.

Также экспертами были отмечены следующие недостатки в организации творческих мероприятий: участие в конференции предлагается всем желающим, даже тем студентам, которые только начали обучение в университете (бесспорно, это служит мотивом для обучающихся, но участие студентов с разной степенью владения исследовательскими умениями не позволяет объективно оценивать исследовательскую составляющую работы); порой у докладчика не наблюдалась логическая последовательность изложения мысли: вступление - основная часть - выводы, а также отмечалась нечёткая, невыразительная манера речи [4].

Диагностический анализ исследовательских умений и активности студентов технического профиля в исследовательской деятельности даёт основание сделать вывод о том, что исследовательские умения у большинства студентов технического профиля недостаточно развиты, кроме того, исследовательские умения не всегда применяются на практике; студенты не в полной мере проявляют активность в исследовательской деятельности.

Вместе с тем были определены основные направления работы по развитию исследовательских умений и активности в исследовательской деятельности: увеличить число КП, выполняемых на актуальные темы с возможным практическим использованием результатов исследования; привлечение студентов к участию в творческих мероприятиях с первого курса; применение активных, деятельностных форм в процессе обучения.

Список литературы

1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1988. 236 с.

2. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. 96 с.

3. Ильясов Д. Ф., Сериков Г. Н. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике: монография. М.: ВЛАДОС, 2003. 336 с.

4. Мясникова Т. В. Научная самостоятельная работа студентов электротехнического профиля как средство повышения уровня подготовки бакалавров // Педагогика высшей школы. 2016. № 2 (5). С. 43-45.

5. Мясникова Т. В. Творческий потенциал студента и его развитие в условиях студенческого научного общества // Молодой ученый 2014. № 18. С. 614-616.

6. Черепанов В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Наука, 1986. 150 с.

7. Яковлева Н. М. Формирование исследовательских умений у студентов педагогического вуза (на материале педагогики): дисс. ... к. пед. н. Челябинск, 1977. 192 с.

DIAGNOSTIC ANALYSIS OF TECHNICAL STUDENTS' RESEARCH SKILLS AND RESEARCH POTENTIALS

Myasnikova Tat'yana Vyacheslavovna, Ph. D. in Pedagogy I. N. Ulianov Chuvash State University tatyanamyasnikova@ya. ru

The article considers the integration of science and practice re-interpreting approaches to research activity, which presupposes research competence, students' purposeful research activity. The author identifies research skills and criteria to evaluate technical students' research potentials. The paper provides results of a diagnostic analysis of technical students' research skills and research potentials.

Key words and phrases: students' research skills; students' research potentials; technical student; expert method; diagnostic analysis.

УДК 371:37.01

В статье рассматриваются возможности современного татарского национального изобразительного искусства в этнокультурном образовании молодежи. Авторами проводится обзор современного татарского национального изобразительного искусства, выявляются основные тенденции его развития. Авторы выявляют, что введение в образовательный процесс знаний о родной народной культуре, знакомство с культурными достижениями других народов способствуют развитию у современной молодежи интереса к народной культуре, к людям разных национальностей.

Ключевые слова и фразы: этнокультурное образование; изобразительное искусство; народ; национальность; традиция.

Насибуллова Гузель Ришатовна, к. филол. н. Насибуллов Рамис Рафагатович, к. пед. н., доцент

Казанский (Приволжский) федеральный университет guzl983@mail.ru; nasibullov_ramis@mail.ru

СОВРЕМЕННОЕ ТАТАРСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В современном обществе вследствие взаимодействия народов, разных культур происходит стирание межэтнических границ, исчезновение межэтнического многообразия, также возникает межэтническая напряженность. Поэтому велика значимость формирования межэтнической толерантности современной молодежи. Среди приоритетных задач модернизации российского образования рассматривается выработка конкретных путей развития и совершенствования педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде. «Гуманизация общества, провозгласившего человека наивысшей ценностью, нуждается в гуманитарных, эстетических и этических средствах, способствующих духовному развитию внутреннего мира человека» [4, с. 16]. Очень важно учитывать то, что защита достоинства и прав каждого народа основана на политической стабильности нашей страны, которая исторически сформировалась как поликультурная страна. Национальная образовательная политика должна быть направлена на сохранение и развитие всего богатства многообразия культур, развитие социальных механизмов, помогающих снимать напряженность в отношениях между этносами. Пути решения данной задачи мы видим в воспитании молодежи на основе принципа диалога культур, способствующего гармонизации межнациональных отношений, духовной консолидации народов, которые может, несомненно, обеспечить этнокультурное образование. Наряду с приобретением общих и специальных знаний, студенты вырабатывают не только свои первые профессиональные умения и навыки, но и соответствующую систему ценностей [7]. Этнокультурное образование включает в себя сохранение и возрождение национальной культуры и традиций своего народа, этнокультурной идентичности личности при помощи приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Искусство - необходимое условие и средство этнокультурного образования учащихся, так как оно представляет собой мир образов, окружающих учащихся в природной и социальной реальности, в силу чего создает эмоционально насыщенную среду для формирования собственной картины мира. В современном татарском национальном изобразительном искусстве наблюдается интерес к глубокому освоению и творческому развитию различных пластов художественного наследия, народной культуры в целом. Изобразительное искусство способствует расширению знаний в области культуры и истории своего народа у современной молодежи.

Этнокультурное образование, его различные аспекты являются предметом исследования многих научных трудов. В разное время к проблеме этнокультурного образования обращались такие исследователи,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.