Научная статья на тему 'Современное состояниеи пути совершенствования российской системы пенсионного обеспечения'

Современное состояниеи пути совершенствования российской системы пенсионного обеспечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1992
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИИ / PENSIONS / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕНСИОНЕРЫ / PENSIONERS / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / SOCIAL STANDARDS / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / RETIREMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буданова Мария Александровна, Иванов Сергей Юрьевич

В статье дается анализ состояния системы пенсионного обеспечения, определяются перспективы ее развития с учетом социально-экономического развития нашей страны. В работе приводятся конкретные предложения социальным партнерам, направленные на обеспечение достойного уровня жизни пенсионеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current State and Ways of Improvementof the Russian Pension System

The article analyzes the state of the pension system and defines the prospects of its improvement considering the social and economic development of our country. The article presents specific proposals to social partners aimed at providing a decent standard of living of pensioners.

Текст научной работы на тему «Современное состояниеи пути совершенствования российской системы пенсионного обеспечения»

ЭКОНОМИКАI И ПРАВО|

1УДК 364.544 ББК 65.272

современное состояние и пути совершенствования российской системы пенсионного обеспечения

М. А. Буданова, С. Ю. Иванов

В статье дается анализ состояния системы пенсионного обеспечения, определяются перспективы ее развития с учетом социально-экономического развития нашей страны. В работе приводятся конкретные предложения социальным партнерам, направленные на обеспечение достойного уровня жизни пенсионеров.

Ключевые слова: пенсии, пенсионное обеспечение, пенсионеры, социальный стандарт, социальное партнерство.

CURRENT STATE AND WAYS OF iMPROVEMENT OF THE RUSSiAN PENSiON SYSTEM

M. A. Budanova, S.Yu. Ivanov

The article analyzes the state of the pension system and defines the prospects of its improvement considering the social and economic development of our country. The article presents specific proposals to social partners aimed at providing a decent standard of living of pensioners.

Keywords: retirement, pensions, pensioners, social standards, social partnership.

В контексте осуществляемых в нашей стране экономических преобразований, социально-демографических изменений, вопросы повышения уровня социальной защиты населения приобретают ключевое значение. Понятно, что в проводимой в последние годы бюджетной политике актуализировалась роль финансовых ресурсов, необходимых для исполнения принятых государством социальных обязательств. В аспекте модернизации системы пенсионного обеспечения изменяются и приоритеты в достижении финансовой эквивалентности обязательств страхователя и страховщика.

Данные социальной статистики ФСГС РФ фиксируют, что пенсионеры составляют значительную социальную группу. Численность пенсионеров активно растет, начиная с 2006 г., каждый год в среднем на 400 тыс. человек (то есть на 1% в год). Общая численность пенсионеров

на начало 2013 г. составила 40 578,1 тыс. человек, 2014 г. - 41 040,2 тыс. человек. Очевидно, что старение населения приведет к дальнейшему увеличению нагрузки на бюджет. А при сохранении темпов демографического кризиса неизбежно повышение налогообложения, что отрицательно скажется на экономике страны [1].

За период 2000-2014 гг. фиксируется рост пенсий в среднем на 24% в год в рублях. Несмотря на это доля пенсий в ВВП не такая высокая. За 2010-2012 гг. доля пенсий в ВВП несколько снизилась с 10% в 2010 г. до 9,1% в 2012 г. [2]. По оценкам Министерства экономического развития и торговли РФ, в 2013 г. пенсионные расходы составили 9,2% ВВП. Прогнозируется, что в 2014 г. они составят 9,5% ВВП, в 2015 г. — 9,6% ВВП, однако в 2016 г. произойдет их понижение до 9,3% ВВП [3]. И все же социальные расходы на пенсию по ряду стран до-

стигают более 10% ВВП. К примеру, в Австралии, Италии, Франции, Германии, Польше, Венгрии, Словении на пенсионное обеспечение расходуется от 1/3 до 1/4 бюджета. При этом доля пожилых граждан, достигших пенсионного возраста в России, несколько меньше, чем во многих других странах, где пенсионный возраст выше российского на 5-10 лет.

Не вызывает сомнения, что уровень пенсий в стране зависит от повышения общих доходов населения, уровня и качества жизни, демографической политики, а также социально-экономической ситуации. Данные статистики говорят сами за себя. Размер пенсий в нашей стране относительно невелик и составляет около 30% средней номинальной заработной платы по стране. Причем треть из общей численности пенсионеров работают. По сравнению с советским периодом удельный вес пенсионеров по старости в численности экономически активной части населения несколько вырос, и эта тенденция прогрессирует.

Очевидно, что для преодоления критического отставания в социальных показателях нашей стране нужны большие затраты на увеличение благосостояния различных социальных групп, в том числе и пенсионеров.

Осуществляемая в настоящее время политика в области оплаты труда в основном направлена на сдерживание ее роста. Фонд оплаты труда, как база для начисления страховых взносов Пенсионного фонда России (ПФР), вырос не намного. Как свидетельствуют расчеты аудитор-ско-консалтинговой компании ФБК, зарплатоем-кость российского ВВП в 2012 г. составила 36,6% (по сравнению с 35,6% в 2011 г.). Однако достичь этого условного показателя России удалось благодаря нескольким факторам: падению ВВП, увеличению социальной поддержки населения за счет государственных средств и изменению цены на сырьевые ресурсы [4].

Оплата труда существенно занижена относительно ВВП в сравнении с сопоставимыми странами. Так, по ряду развитых стран доля заработной платы в ВВП составляет 70-75%. У нас в стране зарплата приходит к занятому населению по-прежнему без той доли, которая ранее шла через общественные фонды потребления. В том числе по этой причине воспроизводство рабочей силы или человеческого капитала яв-

ляется суженным [5]. Тем не менее доля фонда заработной платы в ВВП в 1,5-1,7 раза меньше, чем на среднеевропейском уровне. И все же размер пенсий остается весьма скромным: 1,51,7 прожиточного минимума.

Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы планируется минимальный целевой уровень трудовых пенсий довести до 2,5-3 прожиточных минимума (ПМП) пенсионера. Однако эта «заниженная гарантия» даже не соответствует уровню бедности в развитых европейских странах. Сейчас же размер трудовой пенсии по старости равен в среднем 1,8 ПМП (10,3 тыс. руб.). Позволим усомниться, что поставленные ориентиры по росту пенсии едва ли будут достижимы в ближайшие годы.

Ситуация осложняется тем, что осуществляемая у нас в стране модернизация пенсионной системы осуществляется на основе сохраняющейся высокой бедности работающего населения, невысокого уровня жизни пенсионеров, повышения налогового прессинга на низкодоходную часть общества. Охват застрахованных лиц действующей системой обязательного пенсионного страхования еще далек от оптимального. Так, если численность застрахованных наемных работников в 2012 г. составляет около 47 млн человек, то численность экономически активной части населении - 73,3 млн человек в 2013 г. (в 2015 г. не превысит 72,6 млн человек), занятых 69,1 млн человек (2015 г. количество занятых составит 68,2 млн человек). Согласно долгосрочному прогнозу, к 2030 г. можно рассчитывать только на 45 млн рабочих мест. При этом поставленная правительством задача по созданию 25 млн высокооплачиваемых и высокоэффективных рабочих мест практически не решена. Подчеркнем, что размеры теневого рынка труда оцениваются на крайне высоком уровне: 40-45% от численности занятых [6]. Во многом это обусловливается существующими институциональными барьерами, высокими издержками формальной экономики и отсутствием действенных форм мотивации и стимулирования труда.

Общий контекст реализуемой сегодня социальными партнерами сбалансированной социальной политики состоит в повышении занятости населения. Приоритетным направлением здесь является обеспечение полной, продук-

тивной и свободно избранной занятости населения, исключая стратегию обеспечения занятости любой ценой. Для этого необходим сбалансированный подход с учетом реальных потребностей экономики, механизмов экономической мотивации работодателей по созданию рабочих мест. Поэтому неслучайно в рамках заключенного Генерального соглашенияна 2014-2016 гг. четко определен ориентир на экономическое стимулирование работодателей по созданию новых и (или) модернизацию уже действующих рабочих мест; созданию рабочих мест с высокой производительностью, безопасными условиями труда и достойной заработной платой.

Сегодня стоит признать, что пенсии низки и потому, что низки доходы пенсионной системы, и достаточно велика доля нестраховых элементов, которая инкорпорирована в структуру страховых пенсий. Особые проблемы связаны и с досрочниками, самозанятым населением, а также «неплательщиками» страховых взносов. Поэтому одним из главных приоритетов надежного выполнения взятых ПФР обязательств является повышение уровня его финансового обеспечения, а также обеспечение сбалансированности его бюджета на основе реализации принципа эквивалентности обязательств застрахованного и страховщика.

Оценивая пенсионные расходы, можно сказать, что они находятся на уровне развитых стран, тариф пенсионных отчислений - лишь немного ниже среднего. Однако коэффициент замещения - даже после всех повышений -остается в 1,5-2 раза ниже среднего по странам ОЭСР [7].

К сожалению, неоднократно предпринимаемые государством попытки по реформированию пенсионной системы не дали ожидаемых результатов. Ранее существующая пенсионная система была связана с доминантой государственного патернализма. Это не могло не сказаться на формировании независимых институтов частного сектора, выработке механизмов, обеспечивающих конкурентоспособность национальной пенсионной системы. Сохраняющийся с 2005 г. хронический дефицит ПФР фиксирует то, что проблема долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы по-прежнему не решена.

Предпринятые шаги реформаторов начиная с 2002 г. обозначили преемственность во взятом курсе на использование накопительного элемента пенсионного обеспечения, в разрезе усиления налогообложения и сохранения регрессивной шкалы по социальным взносам. И в целом, как неоднократно подчеркивала правительственная сторона, накопительная система пенсионного обеспечения не только заработала, но и показала, что имеет перспективы развития [8]. Однако реальность иная. По расчетам специалистов, суммарные потери пенсионной системы от неэффективности накопительной части в 2030 г. будут составлять несколько миллиардов рублей [9]. Ежегодно пенсионная система от неэффективности использования накопительной части недосчитывает 17% (при реальной доходности накоплений 2%).

По сути, переход на чисто накопительную систему себя не оправдал (хотя проблема по обеспечению более высокой доходности накопительного элемента остается). Да и навряд ли она сможет решить все вопросы. Это во многом обусловлено тем, что у ПФР сохраняется значительный спектр финансовых обязательств перед лицами, выработавшими необходимый трудовой стаж, а также теми, кто не заработал необходимых пенсионных прав. Поэтому, как считают представители экспертного сообщества, необходимо сделать ориентир на смешанную модель, предусматривающую гибкое сочетание распределительно-страховых и накопительных принципов. Основной акцент сделан на эквивалентность пенсионных прав застрахованных лиц и обязательств по выплате им пенсий в аспекте обеспечения самофинансирования.

Последовавшие изменения в нормативно-правовой базе пенсионной системы с 2013 г. закрепили очередной этап реформ и преследовали несколько целей. С одной стороны, ориентир на тех, кто много работает и всегда платит налоги. С другой стороны, обеспечение сбалансированности бюджета ПФР, при которой обеспечивается покрытие выплат пенсий пожилым через сборы работающих россиян. Как предполагается, будет исключен уравнительный принцип и обеспечена справедливость, которая позволяет сильнее привязать пенсии к зарплате. Те, кто получал высокую зарплату и платил взносы, будут получать «вы-

сокую» пенсию. У тех же, кто получал более низкую зарплату, пенсии не упадут. Однако «ножницы» пенсионной системы по-прежнему выделяют крайние по доходам группы. При этом современное состояние системы социального обеспечения не может решить проблемы групп социального риска в полном объеме.

Согласно новому социальному законодательству, с 1 января 2014 г. изменился порядок распределения страховых взносов: внесены поправки в пенсионное законодательство, изменяющие формулу уплаты взносов в накопительную часть пенсии (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 243-ФЗ). Федеральный закон от 03.12.2012 № 243-ФЗ застрахованным лицам предоставляет право самостоятельного выбора в отношении 4% тарифа страховых взносов: остаться в рамках накопительной системы или формировать свои права в государственной пенсионной системе солидарного характера. При этом по умолчанию для тех, кто выбрал негосударственные пенсионные фонды или частные управляющие компании, остаются 6% накопительного взноса. Если гражданин пожелает изменить порядок распределения своих страховых взносов, ему нужно будет подавать заявление в ПФР. А у «неопределившихся», наоборот, накопительная часть взноса автоматически установлена в 2%, а 4% передаются в страховую часть [10].

В целом же реформаторы преследовали цель - не повышая пенсионного возраста и налогов, уменьшить долю трансфертов ПФР. Однако практика двойных стандартов очевидна - возраст все же неявно, но повышается, увеличивается и налоговая нагрузка - за счет роста облагаемого взносами порога зарплат, размера ставок для вредных производств [11]. Однако это повышение не рассматривается как источник формирования накоплений застрахованных лиц.

Поясним, что новая формула расчета страховых пенсий, которая вступит в полном объеме с начала 2015 г., предполагает, что пенсия будет определяться тремя составляющими: рабочий стаж, зарплата, возраст пенсионера. Кроме того, она содержит коэффициенты и премиальные баллы, которые стимулируют более поздний вы-

ход на пенсию1. Повышенную пенсию тем, кто отложит свой выход на заслуженных отдых, планируется платить за счет взносов работающих пенсионеров. Однако здесь вполне уместно вспомнить формулу: «...чем больше работаешь, тем меньше пенсия». При нынешнем сравнительно небольшом возрасте дожития человек не сможет воспользоваться всеми преимуществами пенсионной реформы, и к тому же сформировать достаточный объем пенсионного капитала не удастся. В то же время право на досрочный выход на пенсию практически размыто. Вместо этого вводится стимул на более поздний уход на пенсию. Хотя в ряде европейских стран (Болгария, Италия, Венгрия, Словакия, Эстония) большая часть пенсионеров может выходить на пенсию досрочно.

По словам вице-премьера Правительства РФ Ольги Голодец, ожидается, что доля россиян пенсионного возраста, принявших решение повременить с выходом на пенсию, будет стабильной [12]. Как напомнила О. Голодец, те россияне, которые решат выйти на пенсию на несколько лет позже наступления пенсионного возраста, существенно выиграют в размере пенсии. Впрочем, вице-премьер уточнила, что речь идет лишь о той категории лиц, которые получают сравнительно высокую зарплату (не менее 40 тыс. рублей в месяц).

Согласно приводимым по новой формуле расчетам, у лица, обратившегося за назначением пенсии на 5 лет позже достижения пенсионного возраста, фиксированная выплата вырастет на 36%, а страховая пенсия - на 45%. В случае если человек выйдет на пенсию на 10 лет позже, фиксированная выплата увеличится в 2,11 раз, страховая часть - в 2,32 раза. Это значительно превышает показатели ряда других европейских стран.

На фиксированную часть могут рассчитывать все, кто получает право на трудовую пенсию (достижение пенсионного возраста, иметь как минимум 15-летний стаж работы и набрать 30 баллов). Страховая часть рассчитывается на основе предыдущего стажа работы и размера заработной платы. Накопительная часть рассчитывается на основе суммы страховых взно-

1 Если человек вышел на максимальный уровень по заработной плате (568 тыс. руб. и выше), то ему начисляют 10 баллов. При минимальной заработной плате (около 5 тыс. руб.), человек получит примерно по 1 баллу.

сов, поступивших на финансирование данной части пенсии и инвестиционного дохода (пенсионные накопления).

Несмотря на относительную «прозрачность» расчета, девальвация пенсионных ожиданий граждан вполне очевидна. Пенсионные права граждан теперь будут формироваться не в абсолютных величинах (рубли), а в баллах, рассчитываемых через условные индивидуальные пенсионные и повышающие коэффициенты с учетом устанавливаемой индексации. Обращает на себя внимание «непрозрачная» схема установления стоимости индивидуальных пенсионных коэффициентов в зависимости от наличия средств в ПФР.

Первый вице-президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов, бывший замминистра труда и социального развития Ю. Люблин поясняет: «...эти коэффициенты, в свою очередь, будут определяться исходя из того, как соотносится сумма страховых взносов в ПФР, начисленных за данного работника по его фактическому заработку, с возможной суммой взносов, которая получалась бы по максимальному тарифу из максимальной зарплаты в стране, учитываемой для пенсионной системы. Только при обращении человека за пенсией накопленные в течение трудовой жизни условные коэффициенты будут пересчитаны в рубли с учетом ежегодно утверждаемой их стоимости» [13].

Основная претензия, высказываемая профильными экспертами по поводу исчисления размера пенсии в баллах, заключается в том, что рассчитать размер будущей пенсии можно будет только непосредственно перед выходом на пенсию. Работники в силу искусственно изменяемых коэффициентов не будут точно знать ее размера. Если сейчас оценить пенсионные выплаты довольно просто в любой момент (достаточно разделить свой пенсионный капитал, информацию о котором предоставляет ПФР, на коэффициент дожития (19 лет)), то с 2015 г. порядок расчета суммы пенсии будет все же затруднен [14].

Новая пенсионная формула самым негативным образом отражается и на работниках с низкой заработной платой, лишая их ранее существующей прибавки. По существующему пенсионному законодательству вводятся конкретные

рамки - лишь при стаже 30 лет до наступления общеустановленного пенсионного возраста прибавка фиксированного размера страховой части пенсии за 5 дополнительных лет работы при отказе от получения пенсии с 2015 г. составит 30% независимо от размера заработной платы.

Кроме того, по-прежнему остается высокой дополнительная нагрузка на отрасли с большой численностью работников с вредными условиями труда.

В этой связи актуальность представляет создание стимулов для работодателей по модернизации рабочих мест с неблагоприятными условиями труда, требующих досрочного выхода на пенсию. Позитивным примером может стать опыт Польши, где после реформы фактический возраст предоставления пенсий увеличился на 5-6 лет.

Особая проблема видится в изыскании резервов пенсионной системы. Устанавливаемый высокий обязательный тариф отчислений для самозанятого населения может привести к существенному росту налоговой нагрузки и уходу их в тень [15]. Заметим, что по разным подсчетам практически 5,7 млн человек относится к самозанятым. Из них около трети тех, кто либо не уплачивают, либо не в полном объеме выплачивают взносы в пенсионную систему и тем самым не участвуют в формировании солидарного пенсионного фонда. Как таковая предлагаемая пенсионная шкала для них остается плоской, и они немного потеряют в размере страховой пенсии [16]. (Очевидно, что для самозанятого населения необходимо предложить ежемесячно добровольно уплачивать взнос в пенсионную систему в размере не менее 7% среднего размера заработной платы в стране.)

Представленные данные позволяют говорить о необходимости пересмотра линейки страховых тарифов, равным образом нагружающих как прибыль предприятий, так и оплату труда, создающих преференции для трудоемких либо капиталоемких отраслей экономики.

А какова позиция граждан? Интерес представляют результаты опроса, проведенного среди пользователей портала garant.ru о новой пенсионной формуле. Опрос проводился: 25 ноября - 1 декабря 2013 г. География опроса: Российская Федерация, все округа. Размер выборки: 846 респондентов.

Одобряют грядущие изменения в общей сложности только 5% респондентов. Из них 2% надеются, что предлагаемая пенсионная формула позволит более тесно увязать их доходы с размером будущей пенсии. Еще 3% опрошенных отметили, что готовы работать после наступления пенсионного возраста, чтобы размер пенсии был больше.

Почти половина участников опроса (41%) остались недовольны политикой государства в отношении пенсионных накоплений. По мнению 27% пользователей, в новой пенсионной формуле слишком много переменных, оставленных на усмотрение государства, при этом «нет уверенности в тех, кто будет рассчитывать переменные составляющие». Не смогли разобраться во всех тонкостях новой пенсионной формулы 21% опрошенных. Признались, что первый раз слышат о новой пенсионной формуле, 3% респондентов, а еще столько же опрошенных выразили безразличие к проводимой реформе.

В определенной мере можно отметить, что существующая пенсионная система вызывает недовольство со стороны пенсионеров - как настоящих, так и будущих. Наблюдается существенный разрыв в ожиданиях представителей различных социальных групп.

Заметим, что состоявшийся задним числом пересмотр «правил игры» привел к фактическому неисполнению государством обязательств перед 27 млн граждан, выбравших НПФ. Замораживание взносов за 2014 г., а это по разным оценкам 243 млрд руб., во многом негативно сказалось на доверии как самих граждан, так и инвесторов. Да и сама доходность пенсионных накоплений остается под вопросом. Ничто не мешало, например, вложить эти деньги в государственные, безрисковые облигации государственного займа (ГКО/ ОФЗ) - ни одно действие с этими бумагами невозможно без государственного контроля [11].

Резюмируя сказанное, можно сказать, что в предлагаемой пенсионной реформе контуры борьбы с бедностью, так же как и страхование населения от потери дохода, остаются размытыми. Практически в своем большинстве население, и в особенности представители среднего класса, не располагают необходимыми ресурсами для самостоятельного финансирования пенсий. С другой стороны, доминанта не-

страхового солидарного перераспределения нивелирует пенсионные права работников, вводит существенное внутреннее ограничение для всей пенсионной системы.

Таким образом, проблемы пенсионной системы оказываются тесно взаимосвязаны не только с фискальной политикой, но и с макроэкономической ситуацией. По сути, используемые страховые и накопительные элементы в современном формате по-прежнему не решают одну из главных задач пенсионной системы - обеспечение достойного жизненного уровня пенсионеров. Это подтверждает сохранение тенденции к увеличению бедности среди пенсионеров.

Очевидно и то, что нецелесообразным для государства является ориентир на уменьшение финансовой поддержки пенсионеров, а также расширение использования пенсионным фондом финансовых инструментов разбалансиро-ванной накопительной системы. Инерционный сценарий развития пенсионной системы показывает, что трансфертные вливания из бюджета будут превышать 2% ВВП как минимум до 2025 г.

Приоритет здесь видится в разработке более широкой системы солидарных надбавок к пенсиям для различных групп работников.

К сожалению, используемая новая формула расчета фактически уравнивает работников, которые трудились в тяжелых и опасных условиях, и остальных, лишая первых льгот (возможности выхода на пенсию на 5 лет раньше и доплат). Фактически здесь приходится сталкиваться с проблемой переоценки условий труда. Используемый формат страховых механизмов на основе индивидуальной капитализации размывает пенсионные права граждан, не стимулирует работодателей к более эффективному использованию рабочей силы, созданию безопасных условий труда.

В определенной степени достижение финансовой безопасности пенсионной системы видится в создании условий, позволяющих обеспечить заинтересованность работников не только в своей трудовой деятельности, но и в независимости от сиюминутных потребностей капитала, страховой защиты своих прав. Поэтому актуальным является расширение на основе накопительного элемента спектра используемых финансовых инструментов, а также расширение института пред-

ставительства работников в управлении активами страховых пенсионных фондов. Реализация ими своих социальных ролей должна осуществляться на основе обеспечения максимальной рентабельности пенсионных накоплений при минимальных финансовых рисках.

Еще один шаг по оздоровлению ситуации, связанный с использованием многоканальной модели пенсионного обеспечения, должен предприниматься в контексте мер по сокращению бедности путем более эффективного использования общих налоговых поступлений, а также замещению утраченного дохода на основе обязательного накопительного элемента. При этом главной задачей данной процедуры является не сбор максимально возможного количества взносов, а их сохранение и преумножение. Развитие накопительной системы, безусловно, не может решить всех проблем. Это отчасти связано с тем, что ее использование должно строиться на высокой макроэкономической стабильности, которая не характерна для трансформационного периода экономики.

Не секрет, что из новой пенсионной формулы «выпадает» целый ряд социальных групп с различным доходом (самозанятое население, досрочно выходящие на пенсию, высокодоходные и низкодоходные группы и т. д.) Предлагаемый вариант имеет по сути «линейный» характер и не предусматривает дальнейшее развитие альтернативных форм накоплений и сбережений, а также совершенствование деятельности накопительных институтов. По сути, современная система пенсионного обеспечения закладывает механизм социального неравенства при лимитированных возрастных ограничениях выхода на пенсию.

В этой связи в рамках совместных действий социальным партнерам необходимо вернуться к рассмотрению вопросов о сбалансированном пополнении бюджета ПФР, целесообразности перехода к прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц. Очевидно и то, что необходимо развивать не только негосударственные пенсионные фонды, но и другие финансовые организации, способствующие формированию добровольных пенсионных вкладов. В частности, приоритет здесь имеют пенсионные накопительные счета, корпоративные пенсионные счета, обратное ипотечное кредитование. При этом важно обеспечить сво-

боду выбора системы пенсионного обеспечения. Отдельный вопрос для переговорщиков о повышении размера пенсии в аспекте стандартов, определенных 102-й Конвенцией МОТ.

Непомерная нагрузка на бюджет ПФР обусловлена выполнением ряда нестраховых обязательств, неэффективным администрированием расходной и доходной части. В этой связи следует вернуться к вопросу об отмене накопительной части пенсии для работников ряда организаций, которые имеют льготные ставки по пенсионному страхованию, большую скидку по социальным взносам (1Т-организации, инновационные производства и др.).

Следующий вопрос - прозрачность и информационная открытость институтов пенсионного обеспечения. Его решение во многом видится в формировании доверия к существующей пенсионной системе. В открытом доступе должна быть представлена информация об актуальном балансе внебюджетных пенсионных фондов. Важно, чтобы информация по администрированию индивидуальных пенсионных счетов была в расширенном формате представлена в Интернете. В дополнении нуждается Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. № 159 «Об утверждении Правил проведения общественного обсуждения проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов». В частности, при разработчике законов совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти важно в установленном порядке доводить до населения через СМИ информацию о сроках и правилах их обсуждения.

В организационные структуры ПФР необходимо включить отдельные подразделения, связанные с организацией взаимодействия с институтами гражданского общества, в частности с профсоюзами.

Центрам подготовки профсоюзных кадров необходимо рекомендовать организовать работу по совершенствованию специализированной подготовки профсоюзных кадров в системе пенсионного страхования. В читаемый цикл учебных дисциплин отдельно стоит включить ряд тем, раскрывающих положения о реформировании системы пенсионного страхования, возможных социальных рисках пенсионной системы.

список источников и литературы

1. Демографические показатели: численность населения [Электронный ресурс] // ФСГС РФ. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/generation (дата обращения: 26.11.2014).

2. Несмотря на рост численности пенсионеров доля пенсий в ВВП падает [Электронный ресурс] // Через тернии к звездам: статистика по экономике России и странам БРИКС. -Режим доступа: http://www.ray-idaho.ru/ blog/2013/04/01/несмотря-на-рост-численности-пенсион/ (дата обращения: 26.11.2014).

3. МЭР: Социальные и пенсионные расходы России в 2013-2016 г. будут на уровне 12,513% ВВП [Электронный ресурс] // Ново-сти@mail.ru. - Режим доступа: http://news. mail.ru/economics/14907416/ (дата обращения: 26.11.2014).

4. Носкова, Е. Опередили Европу: доля ВВП за год выросла [Электронный ресурс] // Российская бизнес-газета. - № 899 (21). - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/06/04/zarplata. html (дата обращения: 26.11.2014).

5. Зарплата и инфляция [Электронный ресурс] // Центр научной и политической мысли и идеологии (Центр Сулакшина). - Режим доступа: http://rusrand.ru/analytics/zarplata-i-infljatsija (дата обращения: 26.11.2014).

6. Численность трудоспособного населения ежегодно будет сокращаться на 1 млн человек // Бухгалтерский учет. Налогообложение. Аудит [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.audit-it.ru/news/personnelZ4 34601.html (дата обращения: 26.11.2014).

7. 2011.02.22: Основные проблемы российской пенсионной системы и основные пути их решения [Электронный ресурс] // Лаборатория пенсионной реформы: информационно-аналитический портал. - Режим доступа: http:// pensionreform.ru/3305 (дата обращения: 26.11.2014).

8. В. Путин предложил перенести вступление в силу нового закона о пенсиях на 1 января 2014 года [Электронный ресурс] // AK&M Online News. - Режим доступа: http://www. akm.ru/rus/news/2012/november/14/ns_4221 506.htm (дата обращения: 26.11.2014).

9. Соловьев, А. К выбору парадигм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecpol. ru/2012-04-05-13-44-31/2012-04-05-13-45-10/563-effektivnost-pensionnoj-sistemy-rezervy-mnimye-i-realnye.html (дата обращения: 26.11.2014).

10. Пенсионная система: что ждет россиян в 2014 году [Электронный ресурс] // ПФРФ. -Режим доступа: http://www.pfrf.ru/press_ center/~2013/12/24/2399 (дата обращения: 26.11.2014).

11. Кувшинова, О. Баллы повредят рублям [Электронный ресурс] // Ведомости. - № 3475 от 18.11.2013. - Режим доступа: http:// www.vedomosti.ru/finance/news/18872411/ bally-povredyat-rublyam#ixzz2t5YYgGQa (дата обращения: 26.11.2014).

12. Фомченков, Т. Голодец: 15% россиян будут откладывать выход на пенсию [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2013. - 24 дек. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/24/ pensia-site-anons.html (дата обращения: 26.11.2014).

13. Люблин, Ю. Пенсионная система: Ваши пенсионные трудодни [Электронный ресурс] // Ведомости. - № 3452 от 15.10.2013. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/opinion/new s/17484631/vashi-pensionnye-trudodni?full #cut (дата обращения: 26.11.2014).

14. Горовцова, М. Новая пенсионная реформа: плюсы и подводные камни [Электронный ресурс] // Гарант.ру. - Режим доступа: http:// www.garant.ru/article/509573/ (дата обращения: 26.11.2014).

15. Омельчук, Т. Пенсионная реформа 3.0. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.myshared.ru/slide/401390/# (дата обращения: 26.11.2014).

16. Бюджет Пенсионного фонда пополнят за счет средств самозанятого населения [Электронный ресурс] // Бизнес-портал ИНВЕСТОР. - Режим доступа: http://www.portal-investor.ru/news/legislation/21 (дата обращения: 26.11.2014).

references

1. Demograficheskie pokazateli: chislennost nase-leniya. Available at: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/generation (accessed: 26.11.2014).

2. Nesmotrya na rost chislennosti pensionerov dolya pensiy v VVP padaet Available at: http://www.ray-idaho.ru/blog/2013/04/01/nesmotrya-na-rost-chislennosti-pension/ (accessed: 26.11.2014).

3. MER: Sotsialnye i pensionnye raskhody Rossii v 2013-2016 g. budut na urovne 12,5-13% VVP. Available at: http://news.mail.ru/econom-ics/14907416/ (accessed: 26.11.2014).

4. Noskova E. Operedili Evropu: dolya VVP za god vyrosla.Available at: http://www.rg.ru/2013/06/04/ zarplata.html (accessed: 26.11.2014).

5. Zarplata i inflyatsiya. Available at: http://rus-rand.ru/analytics/zarplata-i-infljatsija (accessed: 26.11.2014).

6. Chislennost trudosposobnogo naseleniya ezhe-godno budet sokrashchatsya na 1 mln chelovek. Available at: http://www.audit-it.ru/news/per-sonnel/434601.html (accessed: 26.11.2014).

7. 2011.02.22: Osnovnye problemy rossiyskoy pensionnoy sistemy i osnovnye puti ikh resh-eniya. Available at: http://pensionreform. ru/3305 (accessed: 26.11.2014).

8. V.Putin predlozhil perenesti vstuplenie v silu novogo zakona o pensiyakh na 1 yanvarya 2014 goda. Available at: http://www.akm.ru/rus/ news/2012/november/14/ns_4221506.htm (accessed: 26.11.2014).

9. Solovyev A. K vyboru paradigm. Available at: http://ecpol.ru/2012-04-05-13-44-31/2012-04-05-13-45-10/563-effektivnost-pensionnoj-siste-

my-rezervy-mnimye-i-realnye.html (accessed: 26.11.2014).

10. Pensionnaya sistema: chto zhdet rossiyan v 2014 godu. Available at: http://www.pfrf.ru/ press_center/~2013/12/24/2399 (accessed: 26. 11.2014).

11. Kuvshinova O. Bally povredyat rublyam. Available at: http://www.vedomosti.ru/finance/news /18872411/bally-povredyat-rublyam#ixzz2 t5YYgGQa (accessed: 26.11.2014).

12. Fomchenkov T. Golodets: 15% rossiyan budut otkladyvat vykhod na pensiyu. Available at: http://www.rg.ru/2013/12/24/pensia-site-anons. html (accessed: 26.11.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Lyublin Yu. Pensionnaya sistema: Vashi pensionnye trudodni. Available at: http://www. vedomosti.ru/opinion/news/17484631/vashi-pensionnye-trudodni?full#cut (accessed: 26. 11.2014).

14. Gorovtsova M. Novaya pensionnaya reforma: plyusy i podvodnye kamni. Available at: http:// www.garant.ru/article/509573/ (accessed: 26. 11.2014).

15. Omelchuk T. Pensionnaya reforma 3.0. Available at: http://www.myshared.ru/slide/401390/# (accessed: 26.11.2014).

16. Byudzhet Pensionnogo fonda popolnyat za schet sredstv samozanyatogo naseleniya. Available at: http://www.portal-investor.ru/news/leg-islation/21 (accessed: 26.11.2014).

Буданова мария Александровна, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории социологии Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Budanova Maria A., ScD in Philosophy, Professor, Chairperson, Theory and History of Sociology Department, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]

иванов Сергей Юрьевич, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории социологии Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Ivanov Sergey Yu., ScD in Sociology, Associate Professor, Theory and History of Sociology Department, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.