Научная статья на тему 'Пенсионная реформа в России'

Пенсионная реформа в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1224
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пенсионная реформа в России»

Е.А. Пехтерева ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В РОССИИ

Ухудшение демографической ситуации в России, как, впрочем, и во всем мире, вынуждает государство совершенствовать систему пенсионного обеспечения своих граждан.

Численность экономически активного населения России сократится с 72,8 млн. человек в 2011 г. до 66,1 млн. человек в 2030 г., или на 9%, говорится в прогнозе долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г., распространенном Министерством экономического развития (МЭР) РФ. При более благоприятной демографической ситуации численность экономически активного населения составит в 2030 г. 68,4 млн. человек, если к 2030 г. суммарный коэффициент рождаемости увеличится до 1,96, общий коэффициент смертности снизится до 11,2, а продолжительность жизни вырастет до 78 лет. Ранее Министерство труда и социальной защиты РФ опубликовало прогноз, в соответствии с которым численность трудовых ресурсов России в 2013-2015 гг. будет ежегодно снижаться примерно на 1 млн. человек.

Негативные демографические тенденции могут быть смягчены, в частности, ростом численности работающих лиц пенсионного возраста, удельный вес которых в объеме трудовых ресурсов возрастет с 9,6% в 2011 г. до 10,5% в 2015 г.

Под влиянием демографических тенденций реформирование пенсионной системы России началось еще в 2002 г., когда малоэффективная распределительная модель была преобразована в смешанную систему, основанную на принципах страхования. Размер трудовой пенсии стал напрямую зависеть от размера пенсионных взносов, сформированных за всю трудовую деятельность на лицевом счете трудящегося гражданина России. В результате преобразований 2002 г. в России сложилась трехуровневая пенсион-

ная модель, предусматривающая базовый, страховой и накопительный компоненты.

Однако преобразования в пенсионной системе России этим не закончились. В 2009 г. начал действовать четвертый компонент пенсионной системы - добровольное пенсионное страхование, который складывается за счет взносов работников и / или работодателей и софинансируется государством. Государство обязуется ежегодно софинансировать дополнительные пенсионные накопления россиян в пределах от 2000 до 12 000 руб. включительно в течение 10 лет с момента уплаты первых взносов в рамках Программы. Гражданин может сам определять и менять размер своих взносов, а также прекратить или возобновить выплаты в любое удобное для него время. Вступить в Программу можно до 1 октября 2013 г.

С 1 января 2010 г. базовый компонент трудовой пенсии по старости был отменен. Вместо базовой части трудовой пенсии был введен фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии, как составная часть страховой части трудовой пенсии. Этот элемент пенсии не зависит от трудового стажа и размеров прошлой заработной платы. С 1 апреля 2013 г. фиксированный базовый размер пенсии по старости составил 3610 руб. Условием назначения трудовой пенсии по старости сегодня пока является пять лет трудового стажа и достижение установленного законодательством пенсионного возраста.

В настоящее время отечественная пенсионная система функционирует следующим образом.

1. Страховые взносы работодателей в Пенсионный фонд составляют 22% от годового заработка работника в пределах 568 тыс. руб. по каждому месту работы. Страховой взнос свыше указанной суммы составляет 10%.

2. Для граждан 1967 года рождения и младше 16% страховых взносов работодателей перечисляется на страховую часть трудовой пенсии, 6% - на ее накопительную часть. Для людей 1966 года рождения и старше взносы работодателей полностью поступают на страховую часть трудовой пенсии. На каждого застрахованного в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем. Это похоже на банковский вклад. Только накапливаемые таким образом средства нельзя снять со счета, и вместо начисления процентов по вкладу пенсионный капитал ежегодно индексируется.

3. К пенсионным накоплениям ежегодно добавляется инвестиционный доход, полученный от управления средствами накопительной части пенсии управляющими компаниями.

Государство гарантирует, что каждый рубль уплаченных взносов и полученного инвестиционного дохода, зафиксированного на дату назначения пенсии, будет возвращен застрахованному лицу в виде пенсии.

В 2010 г. в отношении пенсий была произведена так называемая валоризация, т.е. переоценка денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 г. Валоризация коснулась всех нынешних пенсионеров, а также всех россиян, работавших в любой период времени до 2002 г. В результате валоризации средства, накопленные на пенсионных счетах россиян до 1 января 2002 г. с 1 января 2010 г. были увеличены на 10%. Кроме того, пенсионный капитал дополнительно был увеличен на 1% за каждый год стажа, выработанного до 1991 г.

Демографическая ситуация и складывающийся серьезный дефицит Пенсионного фонда России вынуждает власти продолжать преобразования в отечественной пенсионной сфере, которые соответствуют общим мировым тенденциям реформирования пенсионных систем. К 2025 г. доля людей старше 60 лет в России превысит 47%, что касается дефицита ПФ РФ, то в 2012 году он составил 1,75 трлн. руб. или 3% ВВП. Причины роста дефицита -снижение ставки социальных взносов на 10 процентных пунктов (только это пробьет в бюджете ПФР дыру в 304 млрд. руб.) и резкий рост числа пенсионеров (на пенсию выйдет полмиллиона человек).

В апреле 2013 г. после широкого экспертного и общественного обсуждения Правительством России была утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, разработанная рабочей группой, созданной при Министерстве труда и социальной защиты.

По мнению разработчиков указанной Стратегии, действующий до последнего времени порядок исчисления размера трудовых пенсий приводит к неэквивалентности пенсионных прав застрахованных лиц и обязательств по выплате им пенсий. В состав трудовой пенсии включен нестраховой по своей природе фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии и накопительная часть трудовой пенсии. При расчете размера трудовой пенсии практически не учитывается страховой (трудовой) стаж.

В связи с этим предложено вновь изменить систему начисления трудовых пенсий и ввести три вида пенсий:

- базовую пенсию в рамках государственного пенсионного обеспечения, размеры которой будет соответствовать фиксированному базовому размеру страховой части трудовой пенсии;

- страховую пенсию, которая будет рассчитываться с применением индивидуального пенсионного коэффициента;

- накопительную пенсию, размеры которой будут идентичны размерам накопительной части трудовой пенсии.

Право на базовую и накопительную пенсии будут иметь граждане, заработавшие право на страховую пенсию. Условия назначения страховой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца остаются неизменными.

Нововведением является то, что размер базовой пенсии по старости (сегодня он составляет 3495 руб.) будет рассчитываться с применением повышающего коэффициента, если будет назначен позднее установленного пенсионного возраста.

Предлагается также после пятилетнего переходного периода перестать выплачивать базовую пенсию работающим пенсионерам.

Индексация базовой пенсии будет проводиться по-прежнему ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год.

Ввести новую формулу расчета размеров пенсии предполагается с 1 января 2015 г. Ранее сформированные пенсионные права будут преобразованы по правилам новой формулы. Важно отметить, что пенсии, рассчитанные до даты перехода на новую формулу, полностью сохраняются.

Тариф отчислений на формирование страховой пенсии составит 22% с сумм, соответствующих 230% от средней заработной платы (около 1 млн. руб.) за год. С учетом отвлечения части этого тарифа на финансирование накопительной пенсии, сегодня этот порог равен примерно 160% (568 тыс. руб. в год). Отчисления с более высоких сумм заработка составят 10%. Их предлагается направить на предоставление дополнительных пенсионных коэффициентов россиянам, имеющим трудовой стаж больше 30 лет. Таким образом, чем выше зарплата работника, тем больше взносов платит его работодатель в Пенсионный фонд РФ, обеспечивая ему тем самым более высокий пенсионный коэффициент. Специалисты, однако, считают, что последствия двукратного увеличения предельной суммы годового заработка, с которого работодателем платятся взносы в Пенсионный фонд, выглядят неоднозначно. Сегодня

владельцам бизнеса выгодно платить самым дорогим и квалифицированным сотрудникам высокую белую зарплату, потому что налоговая нагрузка ниже. Конфликт работников и работодателей неизбежен, и нет уверенности, что он решится в пользу первых [Перечнева И., М., 2013].

Условиями формирования права на страховую пенсию по старости являются наличие минимального трудового стажа и зарплата в течение этих лет не менее двух МРОТ, с которой работодатель аккуратно перечислял в бюджет ПФР все положенные взносы. Сегодня МРОТ составляет 5,2 тыс. руб., значит, зарплата гражданина должна быть как минимум 10,4 тыс. руб. в месяц. Те, кто не будет соответствовать этим условиям, смогут рассчитывать только на так называемую социальную пенсию, размер которой сегодня составляет чуть больше 6 тыс. руб.

Для формирования права на страховую пенсию по старости предлагается плавно повысить минимальный трудовой стаж (минимальный период уплаты страховых взносов) с сегодняшних 5-ти до 15-ти лет.

Остальные условия назначения страховой пенсии по старости, в том числе пенсионный возраст по сравнению с сегодняшней системой не меняются.

Льготы по страховым тарифам и пенсионные права «нестрахового» характера предлагается, как и сегодня продолжить финансировать за счет трансфертов федерального бюджета.

По новым правилам размер страховой пенсии по старости в году ее назначения, будет зависеть от индивидуального пенсионного коэффициента, (параметра, оценивающего индивидуальный вклад в страховую пенсионную систему), коэффициента повышения страховой пенсии по старости при ее назначении позднее установленного пенсионного возраста и стоимости одного пенсионного коэффициента в году назначения пенсии. Индивидуальные пенсионные коэффициенты рассчитываются каждый год, суммируются в течение трудовой деятельности, а после умножаются на свою стоимость (предлагаемое значение стоимости одного пенсионного коэффициента - 647,7 руб. в нынешних ценах). Полученное число и будет определять размер страховой пенсии [Яковенко Д., М., 2013].

Индивидуальный пенсионный коэффициент рассчитывается исходя из соотношения начисленных за год за работника страховых взносов к их нормативному максимальному размеру (произведение тарифа и предельной заработной платы, облагаемой страховыми взносами). Кроме того, к индивидуальному коэффициенту будет

применяться дополнительный пенсионный коэффициент 1,0 для лиц, имеющих страховой стаж в 30 лет. Этот коэффициент будет увеличиваться на 0,1 за каждый год страхового стажа сверх 30 лет.

Данный порядок будет распространен и на граждан, которым уже была назначена пенсия до 1 января 2015 г. Соответственно, размер страховой пенсии будет напрямую зависеть от продолжительности трудового стажа и размера заработной платы, на которую начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.

Стоимость одного пенсионного коэффициента будет утверждаться законом о бюджете Пенсионного фонда РФ.

Индексация страховых пенсий будет проводиться ежегодно с 1 апреля с учетом динамики роста стоимости одного пенсионного коэффициента. При этом снижение реальных размеров ранее назначенных страховых пенсий не допускается.

Министерство труда и социальной защиты РФ разработало и внесло на рассмотрение кабинета министров законопроект, который призван улучшить пенсионное обеспечение работающих женщин, решивших родить ребенка. По новому закону максимальный период выплаты страховых взносов для женщин, ухаживающих за детьми, будет увеличен до 4,5 лет. Сегодня женщины имеют право на страховой период до 3-х лет - по полтора года на каждого ребенка и страховка покрывает рождение только двух детей. В 2012 г. 11% детей родились в семьях третьими. Реализация новых мер по поддержке многодетных семей кроме того, что будет способствовать увеличению рождаемости на 35-40 тыс. человек в год, улучшит пенсионное обеспечение женщин-матерей.

Специалисты подсчитали, что после введения новой системы начисления пенсии, работник, активно участвующий во всех трех уровнях новой пенсионной системы (государственной, корпоративной и частной), будет получать пенсию в размере до 60% утраченного заработка. Согласно предварительной схеме, только государственная пенсия составит до 40% от заработка при условии, что гражданин отработает нормативный стаж в 30-40 лет. Сейчас средний размер пенсии составляет по разным расчетам от 34 до 36,8% от средней зарплаты. В развитых странах коэффициент замещения достигает 60-70%.

Итак, по новым правилам будущим пенсионерам становится выгодно получать высокую зарплату официально. Сейчас пенсия растет пропорционально росту зарплаты только до тех пор, пока зарплата не достигнет примерно 50 тыс. руб. в месяц. После этого рост зарплаты на размер будущей пенсии уже не влияет. По новой

формуле этот предел достигается на уровне зарплаты в 84 тыс. руб. в среднем по России.

Дополнительные выгоды новая формула обещает тем, кто не собирается выходить на пенсию сразу после достижения установленного законом возраста. Каждый отработанный «сверхсрочно» год будет означать заметную прибавку к пенсии. Если говорить, к примеру, о мужчинах, то расчеты показывают, что если на пенсию пойти не в 60 лет, а в 65, то прирост пенсии составит до 85% к тому, какой она могла бы быть. Сегодня средняя пенсия составляет 10 тыс. 400 руб., в 2015 г. (при стаже в 35 лет) при выходе на пенсию в общеустановленном возрасте средняя пенсия будет составлять 16-16,5 тыс. руб. Если же оформить пенсию на пять лет позже, то размер ее составит уже порядка 23 тыс. руб.

Те же, кто собираются выйти на пенсию, но даже после этого намерены продолжать работать, по новым правилам, скорее всего, должны будут выбрать или пенсионные выплаты или зарплату. В настоящее время работающий пенсионер может получать и пенсию, и зарплату. Однако, ограничение выплат работающим пенсионерам - вопрос пока нерешенный. В том числе и потому, что их в России сегодня насчитывается 12 млн. человек, что составляет значительную долю всех работников. В ряде случаев заменить этих сотрудников в непростой демографической ситуации в России практически невозможно. Специалисты считают, что нельзя допустить, чтобы с рынка труда резко ушли 12 млн. пенсионеров.

Принятие решения о лишении работающих пенсионеров части их пенсии может серьезно ухудшить их материальное положение. По данным опроса исследовательской компании Ромир, 70% россиян заявили, что основной причиной, почему некоторые пенсионеры продолжают работать, является недостаточный размер пенсии, на которую трудно или невозможно прожить. Исследование показывает, что минимально необходимый для россиян размер пенсии варьируется в пределах 15-30 тыс. руб. в месяц. В среднем россияне хотели бы получать пенсию на уровне в 21 тыс. руб.

Пока также не ясно, согласятся ли граждане в добровольном порядке продолжать работать по достижении пенсионного возраста, чтобы затем получать большую пенсию, и захотят ли держать у себя таких сотрудников работодатели. Так, в сельских и депрессивных регионах с низким уровнем деловой активности найти работу сложно даже молодежи. Как показывают опросы Фонда общественного мнения, по достижении пенсионного возраста 27% респондентов прекратили бы работать, 48% продолжили бы и 25% не

решили. Чаще других говорят, что продолжили бы работать, люди трудоспособного возраста (48%) с доходом 9001-20 000 руб. (53%), имеющие высшее образование (54%) и живущие в городах с населением от 250 тыс. до 1 миллиона (62%) [Перечнева И., М., 2013].

Следует заметить, что новая пенсионная формула обеспечит гражданину с 35-летнем стажем работы со средней зарплатой государственную пенсию в размере 40% от заработной платы в год назначения только работникам, отказавшимся от участия в накопительной системе и отдавших все 22% своих страховых выплат в распределительную часть.

По оценкам экспертов Morgan Stanley, обязательства по пенсионному обеспечению, взятые Правительством, обойдутся государству в ближайшие десять лет приблизительно в 2,3 трлн. руб., или 3,6% от ВВП. Эта сумма обусловлена, во-первых, увеличением числа пенсионеров в России в ближайшие десять лет на 10 млн. человек (по прогнозу Росстата). При средней пенсии в 10 тыс. руб. (на февраль 2013 г.) размер пенсионных выплат в государственном секторе уже в самое ближайшее время вырастет на 1,2 трлн. руб., или на 1,9% от ВВП. Во-вторых, доведение пенсий до обещанных 40-ка % от среднего заработка приведет к увеличению пенсионных выплат еще на 1,2 трлн. руб., или на 1,9% от ВВП [Сангалова И., M., 2013].

Решить эту сложную проблему российским властям еще предстоит. В начале июня 2012 г. Международный валютный фонд (МВФ) рекомендовал России в ходе пенсионной реформы увеличить к 2030 г. возраст выхода на пенсию до 63 лет и для мужчин, и для женщин, а к 2050 - до 65 лет. На фоне общемировых тенденций старения населения, в России по сравнению с другими странами возраст выхода на пенсию низкий (для сравнения: в Японии он составляет и для женщин, и для мужчин 70 лет, в Норвегии -67 лет, в США, Германии и Испании - 65 лет, а во Франции -61 год). Такая мера, по мнению специалистов МВФ, позволила бы стабилизировать государственные расходы на пенсионное обеспечение на уровне 2010 г. Однако при этом оговаривалось, что повышение пенсионного возраста должно происходить одновременно с ростом продолжительности жизни в стране, ужесточением критериев предоставления права досрочного выхода на пенсию, совершенствованием программ помощи инвалидам и социального обеспечения уязвимых категорий населения.

Аналитики американского инвестиционного банка Morgan Stanley также уверены, что именно повышение пенсионного возраста способно решить все проблемы. По оценкам экспертов ком-

пании, повышение пенсионного возраста в России только на один год способно ежегодно пополнять долгосрочные пенсионные накопления на 250 млрд. руб. - на 150 млрд. руб. за счет женщин и на 100 млрд. руб. за счет мужчин. Учитывая разницу в 13% в численности рабочей силы между женщинами и мужчинами в возрастной группе 55-59 лет, численность работающих женщин в России может возрасти на 120 тыс., а мужчин - на 80 тыс., что в итоге увеличит численность рабочей силы примерно на 0,3%.

В Morgan Stanley считают, что если увеличить пенсионный возраст до 63 лет и для мужчин, и для женщин, как рекомендовал России МВФ, то будет гарантирован заявленный уровень пенсий в размере 40% от средней заработной платы (что позволит решить социальную задачу пенсионной реформы), значительно возрастут объемы пенсионных фондов (примерно на 25% от ВВП) и существенно снизится зависимость России от внешнего финансирования (решится тем самым финансовая задача), а рост численности рабочей силы на 1,2 млн. человек решит в конечном счете и экономическую задачу [Сангалова И., M., 2013].

Вопрос повышения пенсионного возраста разработчики новой формулы решили пока вообще не поднимать. Все расчеты новой пенсионной стратегии сделаны так, что до 2030 г., и даже до 2050 г. этот вопрос не будет рассматриваться. Однако уже решено пересмотреть порядок начисления так называемых досрочных пенсий. В частности, Минфин предлагает сократить количество категорий граждан, получающих досрочные пенсии и перенести обязанности по выплате досрочных пенсий с государства на работодателей.

По мнению специалистов, существующий сегодня в России порядок начисления досрочных пенсий не соответствует современным условиям рыночной экономики и социально несправедлив. По данным Росстата, на 2010 г. на получателей досрочных пенсий приходилось 30% новых назначений пенсий и около 10% бюджета Пенсионного фонда. При этом право на досрочную пенсию имеют около 40% экономически активных россиян. «Досрочники» получают выплаты в связи с особыми (вредными) и специальными условиями труда. Выплата пенсий этим категориям граждан осуществляется из общих средств Пенсионного фонда, а не страховых взносов работодателей. Таким образом, содержанием «досрочни-ков» занимаются те, кто работает сейчас.

Льготные, досрочные пенсии компенсируют неблагоприятные условия труда, а также позволяют работодателям решать проблему привлечения рабочей силы на производства с вредными и

опасными условиями труда. Соответствующие издержки, по новым правилам, должен нести работодатель в целях обеспечения прав на досрочную пенсию для тех, кто работает на принадлежащем ему вредном производстве. Предлагается ввести для работодателей соответствующие дополнительные тарифы: в 2013 г. - 2-4% фонда оплаты труда, в 2014 г. - 4-6%, в 2015 г. - 6-9%. При этом работодатель будет иметь выбор: либо платить повышенный тариф, либо вывести опасные для здоровья места из разряда вредных путем переаттестации.

Специалисты опасались, что пенсионная реформа может серьезно ударить по самозанятому населению - индивидуальным предпринимателям, нотариусам и адвокатам. Предлагалось повысить платеж в ПФР для самозанятого населения с 26% от годового МРОТ до 26% от 2-, 2,5- и 3-годовых МРОТ в 2013, 2014 и 2015 гг. соответственно. Однако 21 мая 2012 г. российское Правительство поддержало законопроект «Единой России», уменьшающий размер страховых отчислений для индивидуальных предпринимателей (ИП).

С 1 января 2013 г. страховые взносы для ИП рассчитываются исходя из двух МРОТ, т.е. они удвоились и составили 35,6 тыс. руб. Специалисты отметили небывалое сокращение числа индивидуальных предпринимателей: с начала 2013 г. более 500 тыс. предпринимателей снялись с учета. Это были индивидуальные предприниматели, чей доход составляет от 100 до 180 тыс. руб. в год и расходуется на собственное содержание и содержание семей.

Новый законопроект, поддержанный всеми фракциями в Госдуме, предлагает сохранить ставку, рассчитываемую с базы в 1 МРОТ (размер страхового взноса составит 19 тыс. 425 руб. в год) для компаний с годовым оборотом до 300 тыс. руб. При этом для предпринимателей, чей годовой оборот превышает эту сумму, предусмотрена ставка с базой 1 МРОТ плюс 1% от оборота.

Ранее в ходе прямой линии с гражданами президент Владимир Путин выступил в поддержку дифференцированной системы для решения вопроса пенсионных взносов для индивидуальных предпринимателей.

В настоящее время специалисты активно обсуждают судьбу третьей часть пенсии - накопительной. Формально она остается в составе пенсии, однако для работающих граждан она, по сути, становится добровольной.

Новый порядок распределения средств между накопительной и страховой частями пенсий для граждан моложе 1966 года рождения должен начать действовать в России с 1 января 2014 г.

Согласно нему, у «молчунов» (граждан, не выбиравших УК или НПФ для управления своими накоплениями) из 6% страховых взносов, которые в настоящее время направляются на накопления, 4% будут распределены в пользу страховой части пенсий, а 2% останутся в накопительной. У тех же, кто выбирал управляющих для своих пенсионных накоплений, все 6% по-прежнему будут идти в накопительную часть пенсии. Однако при расчете страховой части пенсии таких граждан их балл (индивидуальный коэффициент) не превысит 0,75 в год.

При этом обеим категориям граждан РФ в течение 2013 г. предоставляется право выбрать, как будут распределяться 4% их страховых взносов (останутся в накоплениях или будут переведены в страховую часть). В январе 2013 г. В. Путин заявил, что необходимо продлить возможность передачи 4% социальных взносов на солидарную или накопительную часть пенсии и после 1 января 2014 г.

В дальнейшем предполагается полный отказ от накопительной части пенсии: для будущих поколений, только вступающих в работоспособный возраст, эта составляющая пенсии не предполагается [Перечнева И., М., 2013].

Чтобы понять логику принятия властями подобных решений, необходимо рассмотреть историю вопроса.

Обязательная накопительная часть пенсионной системы была введена в России в 2002 г. Этот элемент пенсионной системы должен был в будущем обеспечить россиянам прирост пенсионных выплат благодаря грамотному управлению пенсионными накоплениями.

Недавно, с 1 июля 2012 г. более 900 тыс. пенсионеров, имеющих средства на накопительных счетах, начали получать эту часть пенсии. Однако уже 1 октября 2012 г. правительство РФ представило В. Путину проект Стратегии развития пенсионной системы России до 2030 г., который предусматривает сокращение накопительного элемента с 6% до 2% и перевод его в добровольный формат. Многие эксперты расценили такой шаг как возврат к уравнительной распределительной системе, которая действовала в Советском Союзе, а потом и в России до 2002 г. Эта пенсионная система была основана на принципе солидарности поколений, в соответствии с которым работающие граждане за счет отчислений их работодателей в пенсионный фонд содержат пенсионеров. Такая система работает без сбоев и обеспечивает достойный уровень пенсий, когда численность работающих граждан в стране значительно превышает число пенсионеров. Принято считать, что в со-

ветское время так и было. Однако негативные демографические процессы, связанные со старением населения, сделали эту модель неэффективной. Поэтому в 2002 г. в России была проведена пенсионная реформа, главным достижением которой было появление обязательного накопительного компонента в дополнение к страховой части пенсии. В 2002 г. мужчинам моложе 1952 и женщинам моложе 1956 года рождения были открыты персональные накопительные счета. Средства с этих счетов уже не должны расходоваться на выплату текущих пенсий, а инвестируются для увеличения доходов будущих пенсионеров-владельцев счетов. В 2005 г. реформа была скорректирована: пополнение накопительных счетов продолжилось только для граждан моложе 1966 года рождения.

В настоящее время пенсионные накопления россиян составляют 2,3 трлн. руб. Судьба этих накоплений и является сегодня предметом дискуссии среди чиновников и экспертов [Привалова М., М., 2012].

Реформы последнего десятилетия улучшили положение пенсионеров. Трудовые пенсии выросли в среднем на 44%. Доля пенсионеров в малоимущем населении России сократилась с 19% (2002 г.) до 15,6% в 2011 г. Однако увеличение размера пенсий способствует одновременно и росту дефицита Пенсионного фонда, который сегодня превышает 1 трлн. руб. [Перечнева И., 2013; Сангалова И., М., 2013].

Дефицит Пенсионного фонда продолжает расти на фоне усугубляющейся демографической ситуации в стране. Сейчас почти два работающих обеспечивают одного пенсионера, в 2031 г. соотношение будет 1:1. Эксперты отмечают, что усугубили состояние Пенсионного фонда валоризация пенсионных прав и повышение пенсий довольно высокими темпами в последние годы. К 2020 г. прогнозируется утроение дефицита ПФР. В этих условиях и Министерство труда и социальной защиты вместе с ПФР предложили «залатать дыру» в Пенсионном фонде в частности за счет перераспределения 4% из 6% отчислений из накопительной части пенсии в распределительную (солидарную). Эта мера позволила бы сбалансировать дефицит бюджета пенсионной системы на уровне не более 0,9% ВВП к 2030 г. и в дальнейшем постепенно его снизить, считают специалисты Министерства труда.

Авторы стратегии аргументируют свою позицию по накоплениям тем, что граждане, у которых сегодня формируются пенсионные накопления в системе обязательного пенсионного страхования, терпят убытки из-за низкой доходности инвестирования пенсион-

ных средств Внешэкономбанком и частными управляющими компаниями. Эта доходность хотя и положительная, но существенно ниже темпов инфляции. По некоторым расчетам, размер трудовой пенсии по старости гражданина 1966 г. рождения, не участвующего в накопительной системе, к моменту выхода на пенсию окажется на 13,8% выше, чем у гражданина 1967 г. рождения, который участвует в накопительной системе. Накопительный элемент по новым правилам будет для граждан добровольным. Обещано также, что пенсионные накопления, которые к текущему моменту уже имеются на счетах граждан, в любом случае останутся закрепленными за ними и не будут истрачены на текущие выплаты пенсионерам.

Министерство финансов РФ по-прежнему выступает против отмены обязательной накопительной части пенсии. Такого же мнения придерживаются экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин, глава Сбербанка Герман Греф и многие эксперты. Все они, так или иначе, говорят о том, что в будущем распределительная пенсионная система все равно не выживет без принятия каких-то других непопулярных мер, поскольку перевод 4% в солидарную часть сможет заткнуть «дыру» в ПФР лишь на время. Кроме того, из-за отмены обязательной накопительной части российская экономика лишится «длинных денег» и инвестиционной привлекательности, не решив долгосрочных задач. При этом частные пенсионные фонды опасаются, что добровольный формат накопительной части будет фактически означать ее отмену, поскольку у большинства россиян нет мотивации участвовать в накоплениях из-за низкого уровня зарплат.

Противники отмены накопительной части пенсии считают, что оценивать доходность инвестирования пенсионных накоплений можно только через 30-40 лет. Эксперты призывают принять законодательные изменения, позволяющие государственной управляющей компании, Внешэкономбанку (ВЭБ), инвестировать пенсионные накопления в высокодоходные инструменты. Ведь именно ВЭБ управляет средствами более 90% работающих граждан, так называемых «молчунов».

Президент Центра стратегических разработок М. Дмитриев выражает опасения, что сворачивание накопительной системы приведет к тому, что пенсионная система России станет напоминать нынешние пенсионные системы Греции, Испании, Италии и все может закончиться резким сокращением размеров пенсий.

В качестве альтернативы отмене накопительного элемента предлагалось повысить страховые взносы или пенсионный возраст.

В частности, А. Кудрин предлагал постепенно повысить пенсионный возраст до 63 лет. Если каждый год повышать пенсионный возраст на 6 месяцев, то, по его мнению, через 5 лет масштаб пенсионных проблем уменьшился бы, а спустя 13 лет они уже были бы решены. В противном случае России вскоре придется повышать страховые взносы, полагает экс-министр. Предлагали также снизить индексацию пенсий (индексировать в расчете на среднеарифметическое между инфляцией и зарплатами), а также не выплачивать пенсию работающим пенсионерам. По подсчетам экспертов, экономия от индексации составит около 500 млрд. руб. к 2015 г. [Привалова М., М., 2012].

Эксперты не перестают обсуждать вопрос: что мешает развитию в России накопительной пенсионной системы. Среди важнейших факторов называются следующие.

1. Классический конфликт между надежностью и доходностью инвестиций. В мире не существует таких активов, которые одновременно обладали бы высокой доходностью и надежностью вложений. Доходность вложений является мерой эффективности накопительной пенсионной системы. Если доходность в долгосрочном периоде ниже инфляции, то делать такие накопления бессмысленно. Если доходность накоплений ниже темпа роста фонда оплаты труда, скорректированного на темп роста числа пенсионеров, то распределительная пенсионная система более эффективна, чем накопительная. Следовательно, низкая доходность вложений в долгосрочной перспективе - это приговор накопительной системе. К сожалению, в последние годы в России из-за объективных и субъективных причин доходность пенсионных накоплений была крайне низкой.

Надежность вложений пенсионных денег также крайне важна. Здесь главное - сберечь, а не приумножить. Диверсифицированный портфель акций приносит реальную положительную доходность в течение 30-40 лет. Но пенсионные накопления - проблема в основном политическая. Если они приумножатся через 5, 10 или тем более 30 лет, то сложно будет объяснять людям, почему в какой-то период сумма накопленных пенсионных средств уменьшилась.

2. Структура российского фондового рынка не позволяет обеспечить необходимую диверсификацию вложения пенсионных денег, а инвестировать их за рубеж невозможно по политическим соображениям. Среди 30 крупнейших компаний, чьи акции обращаются на фондовом рынке, Сбербанк и «Газпром» формируют больше половины всего месячного оборота рынка. По количеству доминируют компании сырьевого сектора.

3. Главной проблемой формирования накопительной части пенсии является проблема двойного платежа, когда нынешнее поколение работающих вынуждено платить за нынешнее поколение пенсионеров и одновременно накапливать средства на свою собственную пенсию. По этой причине из 34 стран ОЭСР обязательную накопительную компоненту решились ввести лишь в 13. Наилучший способ решения данной проблемы - привлечь в пенсионную систему дополнительные ресурсы, например, средства от приватизации. Однако в России не были определены источники финансирования переходного периода, в результате чего накопительная система неизбежно воспринимается как отвлечение ресурсов из распределительной системы. Действительно, если бы накопительной системы не было, дефицит Пенсионного фонда был бы меньше и/или пенсии нынешним пенсионерам были бы больше.

4. Необходимость гарантировать доходность пенсионных накоплений не ниже инфляции (иначе власть своим решением о создании накопительной компоненты пенсии, по сути, обкрадывает население). В целом обеспечение таких гарантий вполне возможно, но требует больших институциональных усилий по созданию риск-ориентированного надзора и / или системы страхования пенсионных накоплений [Назаров В., М., 2012].

В настоящее время разрабатываются изменения в законодательстве об управлении накопительной частью пенсий. Так, в Министерстве финансов сейчас прорабатывают идею банковских пенсионных депозитов. Соответствующий пенсионный депозит могли бы предлагать все банки, имеющие право привлекать средства физических лиц. Таким образом, граждане могут получить возможность делать пенсионные вклады, но не в рамках одного-трех лет (такую услугу уже сейчас предлагают некоторые банки), а осуществлять полноценные пенсионные взносы на сроки от 10 до 40 лет. Причем вклады должны быть безотзывными до наступления пенсионного возраста. Наиболее экономически активные граждане заранее самостоятельно смогли бы откладывать себе на пенсию, а государство увеличивало бы данные вклады или могло бы обеспечить дополнительные взносы.

Под названием «пенсионный депозит» можно будет предлагать, по сути, любой пенсионный продукт. Однако необходимо разработать соответствующую систему гарантий и надзора. Реально долгосрочные пенсионные депозиты предполагается полностью запустить не ранее 2022 г.

Пока только сам Пенсионный фонд осторожно начал размещать пенсионные средства в банках. Общий объем временно свободных средств у ПФР составляет порядка 400 млрд. руб. Эти деньги могут находиться у фонда до 6 месяцев до передачи их управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам. Раньше Пенсионный фонд инвестировал эти деньги в ГСО и ОФЗ, получая сравнительно низкую доходность. По информации ПФР, в 2012 г. он размещал временно свободные средства по ставке 5,2% годовых, т.е. ниже инфляции [Шлыгин И., M., 2013].

В марте 2013 г. Пенсионный фонд РФ впервые разместил часть средств пенсионных накоплений на банковские депозиты. Первый депозит составил 8,5 млрд. руб., второй около 40 млрд. руб. ПФР размещает депозиты в кредитных учреждениях, соответствующих определенным требованиям: не менее 5 млрд. руб. уставного капитала, без убытков и нареканий со стороны Центрального банка РФ. Помимо этого, банк должен иметь рейтинг не ниже BB по шкале Standard & Poor's или по шкале российских рейтинговых агентств не ниже ААА, т.е. наивысший рейтинг национальных рейтинговых агентств. По состоянию на конец 2012 г. таким критериям соответствовали более 20 российских банков.

Таким образом, у Пенсионного фонда теперь есть три инструмента для временного вложения средств пенсионных накоплений: государственные сберегательные облигации (ГСО), облигации федерального займа (ОФЗ) сроком до года и депозиты в коммерческих банках.

Что касается Управляющих компаний (УК) и Негосударственных пенсионных фондов (НПФ), то они в настоящее время имеют право инвестировать пенсионные средства в акции котировального списка ММВБ А1 (список высшего уровня). В то время как у ВЭБа такой возможности нет. В котировальный список А1 входят многие «голубые фишки» российского рынка, включая акции ЛУКОЙЛа, Сбербанка и «Уралкалия». Могут вкладывать НПФ в облигации «Газпрома», которые входят в список А1 долговых бумаг. ВЭБ же до недавнего времени мог инвестировать пенсионные деньги только в суверенные облигации. С 2013 г. возможности инвестирования пенсионных накоплений расширены [Глушенкова М., M., 2013]. В частности, УК и НПФ могут теперь инвестировать пенсионные деньги в бумаги и на внебиржевом рынке. А ВЭБ получил право инвестировать в инфраструктуру и оборонно-промышленный комплекс. В марте 2013 г. наблюдательный совет ВЭБа уже утвердил параметры сделок по инвестированию пенсионных средств в кор-

поративные облигации ФСК (управляет Магистральными электросетями России), РЖД, АИЖК, «Оборонпрома» и «Роснано»). Инвестиции в акции в долгосрочной перспективе, как правило, приносят больший доход.

В ближайшее время количество компаний, которые могут управлять пенсиями увеличится. Минфин дорабатывает законопроект, который содержит единые требования ко всем финансовым институтам, допущенным до управления пенсионными средствами. К числу таких институтов предполагается добавить банки и страховые компании. В документе содержатся нормы о разработке четырех типовых пенсионных программ, которые смогут выбрать граждане, оставившие 6% в накопительной части пенсии.

Многие специалисты считают, что единственный разумный вариант приумножения пенсии - это программа софинансирования пенсий, в которую еще можно вступить до 1 октября 2013 года. Помимо того что эта программа позволяет удвоить каждый взнос в течение следующих десяти лет (от 2 тыс. до 12 тыс. руб.) за счет государства, она еще дает возможность увеличить в будущем выплаты за счет уменьшения расчетного срока до десяти лет. Сейчас по закону и мужчинам, и женщинам пожизненная накопительная пенсия рассчитывается путем деления накоплений на 228 месяцев (19 лет). Однако каждый, кто принимал участие в программе государственного софинансирования пенсии или направлял материнский капитал в накопительную часть пенсии, сможет получать деньги из накопительной части в течение 10 лет, а не 19, предусмотренных для распределительной части пенсии. Кроме того, по программе софинансирования можно получить и социальный налоговый вычет до 120 тыс. руб., чем, по данным ФНС, в прошлом году воспользовались почти 40 тыс. человек [Глушенкова М., М., 2013].

В настоящее время, однако, выясняется, что в программе софинансирования большинство зарегистрированных участников не сделало ни одного дополнительного взноса на формирование своей будущей пенсии. Министерство труда и социальной защиты предлагает исключить таких участников из программы. Соответствующее положение содержится в проекте федерального закона, разработанного в Министерстве труда и социальной защиты. Из документа следует, что если участники программы не уплатят до 1 октября 2013 г. необходимые взносы, то лишатся права на получение государственной поддержки в рамках данного проекта. Как сообщили в ПФР, в программу вступило 11,5 млн. человек, но платежи осуществляют около 1 млн. человек. При этом в целом,

по данным ПФР, за четыре года работы программы ее участники внесли на накопительную часть пенсии более 12 млрд. руб.

М. Прохоров, бизнесмен и лидер партии «Гражданская платформа» предлагает решение, которое, по его мнению, должно стать компромиссом для рыночников и сторонников консервативных подходов к пенсионной реформе. Он предлагает всю сумму страховых взносов тех, кто получает до полумиллиона рублей в год, перечислять на формирование страховой части пенсии, а не накопительной. М. Прохоров считает, что серьезную пенсию при маленькой заработной плате не накопишь. Но при этом расчеты показывают, что если все пенсионные платежи за такого работника будут направляться в страховую часть, его пенсия в самом плохом варианте будет расти на 20% быстрее, чем при существующей системе, уверен М. Прохоров.

Всем, кто зарабатывает более 500 тыс. руб. в год, по мнению М. Прохорова, нужно дать право с их согласия направлять взимаемые с заработных плат 10% на их накопительные счета. В России таких почти 30% трудящихся. Накопительная пенсия у такого работника становится сопоставима с его заработной платой. Уже при заработной плате в 100 тыс. руб. в месяц человек будет накапливать более 100 тыс. руб. в год. При такой пенсионной системе, заявляет М. Прохоров, люди будут стремиться работать больше и лучше, повышать свой образовательный уровень и профессионализм. «Это и есть, - уверен М. Прохоров, - настоящая социальная справедливость, а не равенство в бедности, на которое обрекает народ действующая система».

В настоящее время разрабатывается довольно интересный проект повышения уровня пенсионного обеспечения и расширения рынка пенсионного страхования. Министерство финансов опубликовало на своем сайте проект закона «О деятельности финансовых организаций по формированию и реализации стандартных пенсионных схем в РФ». Авторы законопроекта предлагают предоставить возможность страховым компаниям (за исключением обществ взаимного страхования) работать на рынке пенсионного обеспечения на условиях, сопоставимых с теми, в которых действуют негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Для этого страховые компании должны получить статус финансовой организации. Затем они в заявительном порядке смогут формировать и реализо-вывать стандартные пенсионные схемы, в рамках которых аккумулируются и инвестируются денежные средства физических и юридических лиц. Пенсионные схемы должны быть зарегистрированы

в ЦБ. Стандартные пенсионные схемы, прошедшие регистрацию, включаются в реестр пенсионных схем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принятие и реализация законопроекта, по мнению его разработчиков, позволило бы пенсионной системе развиваться быстрее, обеспечить приход новых участников на рынок пенсионного страхования. Теоретически включение страховщиков в обслуживание пенсионных счетов давало бы гражданам более широкий выбор схем формирования пенсионного обеспечения и одновременно частично снимало бы нагрузку с государственных структур.

Однако остается ряд проблем, аналогичных тем, которые связаны и с присутствием банков на рынке пенсионных услуг. Так, страховые компании вообще не имеют общей системы гарантий. И до создания такой системы, имеющей четкую поддержку государства, вопрос о присутствии страховщиков на рынке не имеет однозначного решения. Поэтому цель, поставленная авторами законопроекта, в результате может быть и не достигнута. Вероятность банкротства страховых компаний очень высока, что показал экономический кризис 2008-2009 гг. И даже при условии введения раздельного учета обязательств страховых компаний по обеспечению пенсиями и страховыми возмещениями страховщик может прекратить работу при наличии трудностей в работе. В таких случаях никто не сможет гарантировать пенсионеру соответствующий уровень пенсионного возмещения [Королева А., М., 2013].

Одним из законопроектов Минфина планируется внести поправки к закону «О негосударственных пенсионных фондах», которые позволят НПФ разносить по счетам клиентов убытки. До сих пор клиенты НПФ находились в привилегированном положении, поскольку НПФ не имели права начислять отрицательную доходность на счета клиентов. Такая возможность имелась у ПФР. Теперь государственный и частные пенсионные фонды имеют в этом вопросе равные права. Закон о разнесении убытков будет увязан с законом о страховании пенсионных накоплений. Если у человека на этапе назначения пенсии на его счету сумма окажется меньше номинала, недостающие средства будут восстановлены за счет средств конкретного НПФ. Соответствующий законопроект должен был быть внесен в правительство в середине мая 2013 г. Планируется, что будут созданы внутренние резервные фонды в каждом НПФ и в ПФР, а также единый гарантийный фонд под управлением АСВ, который будет использоваться при нехватке денег во внутренних резервных фондах. Формировать этот фонд предполагается за счет отчислений самих граждан. По данным

газеты «Коммерсантъ», отчисления будут составлять 0,025-0,05% объема средств из накопительной части пенсий. По оценкам «Коммерсанта», при зарплате 40 тыс. руб. в месяц в гарантийный фонд уйдет 144 руб. в год.

Что касается работы НПФ в целом, то в результате решения правительства снизить взносы на ОПС в три раза - с 6 до 2% фонда оплаты труда рост негосударственных пенсионных фондов (НПФ) замедлится. В условиях стагнации добровольных пенсионных программ единственным фактором роста для фондов остается обязательное пенсионное страхование (ОПС). На конец 2012 года объем активов НПФ достиг 1,5 трлн. рублей, за год он увеличился на 28%. При этом сегмент ОПС вырос на 70%, а сегмент добровольного пенсионного страхования НПО увеличился лишь на 8%. Добровольные накопления растут очень медленно по причине невысокого благосостояния людей и отсутствия привычки копить на пенсию. В то же время объем обязательных пенсионных отчислений стабильно увеличивается. И все больше людей переводят эти деньги в частные пенсионные фонды. По итогам 2012 г. число застрахованных в НПФ увеличилось на 4,65 млн. и достигло 20 млн. человек. Специалисты ожидают, что к концу 2013 г. еще около 5 млн. человек переведут свои пенсионные накопления в НПФ.

ОПС было одной из главных новаций последней пенсионной реформы. Средства обязательных накоплений - это способ повышения будущих пенсий, страховка от последствий демографического спада и источник инвестиций для развития инфраструктуры и фондового рынка.

Условия сохранения ОПС в начале 2013 г. обозначил президент Владимир Путин: обеспечить сохранность средств на длительную перспективу и организовать тщательный финансовый контроль фондов. Условия эти взаимосвязаны - без продуманного контроля НПФ невозможно обеспечить сохранность пенсионных средств. Чтобы взносы на ОПС не сократились, до конца года нужно запустить систему пенсионных гарантий, изменить порядок учета результатов инвестирования, а также передать основную часть функций по регулированию НПФ мегарегулятору. В отсутствие системы пенсионных гарантий НПФ не способны конкурировать с банками, у которых есть механизм страхования вкладов.

После создания гарантийного фонда станет возможным отменить требования ежегодной безубыточности. Это, наконец, позволит НПФ инвестировать пенсионные средства надолго.

В 2013 г. одобрено создание единого финансового регулятора для НПФ. Однако полномочия его в отношении НПФ пока не ясны, и фонды могут остаться между нескольких огней. НПФ и другие участники рынка ожидают передачи основной части функций по регулированию НПФ одному-двум ведомствам.

Важной проблемой НПФ является нестабильность клиентской базы: люди регулярно переходят из одного фонда в другой, нередко - вслед за агентами. Ограничить частоту переходов планируется законодательно, например, разрешить переход из одного фонда в другой а не чаще одного раза в пять лет. Что касается доходности НПФ, то уровень доходности каждого НПФ остается одним из ключевых элементов при выборе фонда, в котором человек захочет держать накопительную часть своей пенсии. Заместитель исполнительного директора НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» А. Львов считает, что умеренно консервативный подход к размещению средств пенсионных накоплений и резервов, качественный мониторинг рисков позволяет фондам обеспечивать стабильный уровень доходности. «За 2009-2012 годы накопленная доходность инвестирования средств пенсионных накоплений в нашем фонде составила 38,40%, превысив уровень накопленной инфляции за тот же период. За 2012 год на счета застрахованных лиц начислена доходность в размере 8,68% годовых, что выше инфляции, составившей в 2012 году 6,60% годовых».

Специалисты признают, что сегодня в России система частной пенсионной индустрии переживает сложнейший этап развития. С одной стороны, ясно, что государство будет всеми силами останавливать приток новых ресурсов из накопительного компонента для решения текущих задач. С другой стороны, 20 млн. человек по всей стране выбрали возможность самостоятельно управлять частью будущей пенсии [Перечнева И., 2013].

Многие эксперты высказывают мнение, что будущее - за добровольными пенсионными накоплениями в рамках системы негосударственного пенсионного обеспечения. Для его развития нужно устранять неудобства в использовании налоговых льгот (например, делать налоговый вычет для физических лиц сразу, а не постфактум), но еще важнее менять восприятие негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) работниками и работодателями. Специалисты призывают граждан понять, что одним ОПС и солидарной частью высокую пенсию не накопить. Людям необходимо смириться: если хочешь на пенсии жить хорошо, нужно копить на нее самому в течение жизни.

Корпоративное НПО начнет развиваться, когда будет включаться в соцпакет, как медицинская страховка сегодня и тем самым повышать привлекательность работодателя для работника. В настоящее время корпоративные пенсионные программы являются неотъемлемым дополнением государственной пенсии в большинстве развитых стран. На пенсии, полностью или частично сформированные работодателем, приходится в среднем от 30 до 50% дохода зарубежных пенсионеров.

В целом, многие эксперты и специалисты негосударственных пенсионных фондов уверены в том, что высокие пенсии в стареющей России можно обеспечить только через накопления, добровольные или обязательные. Так, С. Эрлик из НПФ «ЛУКойл-гарант» считает, что выплачивать достойные пенсии через тридцать-сорок лет без накопительного элемента будет практически невозможно. Поэтому более выгодным, дальновидным и ответственным вариантом развития событий является сохранение 6% страховых взносов в накопительной системе. Возврат к распределительной системе только увеличит обязательства государства и в будущем поставит пенсионную систему страны в крайне сложное положение [Курятникова О., Митрофонов П., М., 2013].

Список литературы

1. Больше половины россиян хотят работать и на пенсии. - Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/31/01/2013/843083.shtml (Дата обращения 20.08.2013).

2. В России станет на 7 млн. трудоспособных меньше. - Режим доступа: http:// top.rbc.ru/economics/30/01/2013/842767.shtml (Дата обращения 20.08.2013).

3. Глушенкова М. Несите ваши денежки по банкам и УК // Коммерсант Деньги. -2013. - № 15. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/21609677isSearclF True (Дата обращения 20.08.2013).

4. 10 млн. россиян не смогут софинансировать пенсию. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/digest/index.shtml7izvestia/2013/04/25/33935144 (Дата обращения 20.08.2013).

5. Д. Медведев поддерживает продление срока по выбору тарифа по пенсионным взносам. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20130507170410.shtml (Дата обращения 20.08.2013).

6. Королева А. Страховка плюс пенсия // Эксперт Online. - М., 2013. - Режим доступа: http://expert.ru/2013/04/15/strahovka-plyus-pensiya/7n=171 (Дата обращения 20.08.2013).

7. Курятникова О., Митрофонов П. Пенсии на распутье // Эксперт. - М., 2013. -№ 19. - Режим доступа: http://expert.ru/expert/2013/19/pensii-na-raspute/ (Дата обращения 20.08.2013).

8. Михаил Прохоров: Уравниловки в пенсионном вопросе быть не должно. -Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/27/09/2012/671706.shtml (Дата обращения 20.08.2013).

9. Назаров В. Пенсионные накопления: чемодан без ручки // Ведомости. - 2012. -14 авг. - Режим доступа: http://www.iep.ru/ru/pensionnye-nakopleniya-pochemu-chemodan-nelzya-brosit.html (Дата обращения 20.08.2013).

10. Новая пенсионная реформа: работающих лишат части пенсии. - Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/25/03/2013/850663.shtml (Дата обращения 20.08.2013).

11. Отпуск по уходу за детьми увеличат до 4,5 лет. - Режим доступа: http://top. rbc.ru/society/13/05/2013/857303.shtml (Дата обращения 20.08.2013).

12. Пенсионная реформа № 3: удар по «досрочникам» и самозанятому населению. - Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/01/10/2012/672010.shtml (Дата обращения 20.08.2013).

13. Пенсионный возраст в России надо увеличить к 2030 году до 63 лет - МВФ // РИА Новости. - 2012. - 13.06. - Режим доступа: http://ria.ru/society/20120613/ 672354624.html (Дата обращения 20.08.2013).

14. Виды пенсий, условия их назначения // Пенсионный фонд России. Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/kinds_pensia/ (Дата обращения 20.08.2013).

15. Перечнева И. Игры разума. - Режим доступа: http://expert.ru/ural/2013/14/igryi-razuma/ (Дата обращения 20.08.2013).

16. Правительство снизит страховые выплаты для ИП. - Режим доступа: http:// top.rbc.ru/politics/14/05/2013/857455.shtml (Дата обращения 20.08.2013).

17. Привалова М. Пенсионная реформа: чиновники покушаются на накопительную часть. - Режим доступа: http://top.rbc.ru/spb_sz/12/10/2012/673985.shtml (Дата обращения 20.08.2013).

18. ПФР проведет отбор заявок по размещению на депозитах 40 млрд. руб. средств пенсионных накоплений. - Режим доступа: http://top.rbc.ru/events/14/05/2013/ 857478.shtml (Дата обращения 20.08.2013).

19. Россияне смогут сами определять, из чего собирать пенсию. - Режим доступа: http://top.rbc.ru/ecoomics/27/08/2012/666408.shtm (Дата обращения 20.08.2013).

20. Сангалова И. Morgan Stanley: Пенсионный возраст россиян увеличат не ранее 2030 г. - Режим доступа: http://quote.rbc.ru/topnews/2013/04/16/33927824.html (Дата обращения 20.08.2013).

21. Справка по новой пенсионной формуле: Информация от 7 марта 2013 года / Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/24364.html/?utm_campaign= hotdocs_

day5890756&utm_source=ya.direct&utm_medium=cpc&utm_content=149054975#. UZMxlbWzKuI (Дата обращения 20.08.2013).

22. Шлыгин И. Пенсионный фонд вложился в депозиты. - Режим доступа: http:// www.banki.ru/news/bankpress/?id=4671898 (Дата обращения 20.08.2013).

23. Яковенко Д. Формула трудолюбия. - Режим доступа: http://expert.ru/expert/ 2013/10/formula-trudolyubiya/ (Дата обращения 20.08.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.